Система управления государственной собственностью. Управление государственной собственностью

Согласно положениям российской Конституции, государственная собственность в нашей стране делится на федеральную и региональную. Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Данное полномочие относится к ведению структур, о деятельности которых будет подробно рассказано далее.

Понятие федеральной собственности

Для начала следует рассмотреть само понятие федеральной государственной собственности. а также совокупность продуктов и средств производства, которые полностью или частично принадлежат государству. Подобное право закреплено в статье 214 российского Гражданского кодекса. Вот что относится к имуществу федерального характера:

  • оборонное производство и его объекты;
  • автомобильные дороги и организации, их обслуживающие;
  • объекты народного хозяйства;
  • вооруженные силы и войсковое имущество;
  • природные ресурсы и богатства страны, объекты культурного наследия.

К ведению муниципальной собственности относится имущество регионов. Имущество регионального характера не входит в состав федерального.

Управление федеральной собственностью

Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Работа с государственным имуществом относится к ведению властных структур. Российское законодательство закрепляет целую систему институтов и органов власти, которые обязаны распоряжаться и владеть государственным имуществом.

На федеральном уровне существует несколько , распределенных по трем властным группам: законодательной, судебной и исполнительной. Между всеми органами существуют тесные юридические связи. Над всеми органами власти находится глава государства - президент РФ. Именно президенту отводится главная роль в управлении государственной собственностью. Он издает распоряжения и указы, на основании которых и работают все остальные органы власти.

Правительство, как основной власти, осуществляет управление федеральной собственностью при помощи своих министерств. Законодательный орган, Парламент, издает лишь нормативные акты, касающиеся управления государственным имуществом. Судебные инстанции контролируют имущество, а в случае нарушений - судят виновных лиц. Далее будет рассказано про исполнительные министерства.

Цели и задачи работы

Для чего вообще необходимо управление объектами федеральной собственности? Какие цели и задачи стоят при реализации рассматриваемой политики? Во-первых, необходимо качественное обеспечение свободной хозяйственной деятельности и единства социально-экономического пространства. Должна разрабатываться инвестиционная политика. Необходимо также принимать меры по ее реализации.

Во-вторых, социально-экономическое развитие необходимо качественно прогнозировать. Для этого следует учитывать имеющуюся собственность, а также сравнивать ее с показателями прошлых лет. Нужно формировать мобилизационный экономический план, с помощью которого можно было бы обеспечивать функционирование всех государственных отраслей.

Принципы работы

Согласно федеральным законам о собственности в РФ, работы по управлению общегосударственным имуществом должны осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами, идеями и правовыми началами:


Итак, кто управляет федеральной собственностью в РФ? Это все органы власти, но в большей степени - российское Правительство, на которое возлагаются основные функции и первоочередные задачи по контролю за государственным имуществом.

Счетная палата

Счетная палата является неправительственным органом, который осуществляет контроль за эффективностью траты средств из общегосударственного бюджета. Формируется Счетная палата по распоряжению Федерального собрания, то есть Парламента. РФ, нижняя парламентская палата, наделяет рассматриваемый орган полномочиями, а также назначает его председателя. Совет Федерации, верхняя палата Собрания, назначает на должность зам. руководителя Счетной палаты. В своей деятельности представленный орган руководствуется Конституцией и отдельными федеральными законами.

В полномочия Счетной палаты входят следующие моменты:

  • исполнение федерального бюджета;
  • контроль за банковской системой;
  • проведение экспертиз и проверок;
  • информирование парламентских палат о выполняемой работе;
  • контроль за средствами внебюджетного характера.

Отдельно следует заметить, что Счетная палата обязана активно взаимодействовать с прочими федеральными службами, собственность государства для которых является основным предметом деятельности.

Министерство экономического развития

Федеральная собственность Российской Федерации находится под управлением множества правительственных министерств. При этом основной инстанцией здесь будет Минэкономразвития - министерство, обладающее большим количеством полномочий в области народного хозяйства. В задачи представленного министерства входит следующее:


Министерство должно активно сотрудничать с прочими правительственными инстанциями, а также со Счетной палатой РФ.

Общая характеристика Росимущества (Федерального агентства по управлению федеральным имуществом)

Росимущество находится в структуре Министерства экономического развития. Именно этот орган занимается непосредственным управлением государственной собственностью. Структура работает в области земельных правоотношений. Она реализует свои полномочия по предоставлению государственных услуг.

Росимущество призвано управлять государственной собственностью, осуществлять анализ приватизационных процессов, исследовать маркетинговые, научно-технические и социологические аспекты. На основе полученных данных должны вноситься предложения по модернизации существующих экономических механизмов и методов.

Росимущество обязано рассматривать проблему модернизации государственных акционерных обществ. Должны разрабатываться программы по проведению земельных реформ. Необходимо также составлять нормативные акты, связанные с вопросами владения, распоряжения, учета, приватизации и контроля над федеральной собственностью.

Структура Федерального агентства по управлению федеральным имуществом

Основные полномочия в Росимуществе играет Центральный аппарат. В его состав входят начальники и заместители министерства - так называемое руководство. У каждого руководителя должны быть помощники, входящие в совещательную группу. Сам Центральный аппарат занимается управлением структурными подразделениями.

На какие управления делятся структурные подразделения? Это земельные фонды, в ведении которых находится управление и контроль за федеральной земельной собственностью, это правовое управление, правоохранительные и финансовые ведомства, информационные структуры, материально-технические инстанции и т.д.

Таким образом, ответ на вопрос о том, кто управляет федеральной собственностью в РФ, довольно прост: это все государственные властные органы, особую роль среди которых играет ЦК Росимущества.

Компетенция Росимущества

Рассматриваемое федеральное агентство имеет ряд региональных подразделений. Все они сформированы Росимуществом для удобства управления любым муниципальным образованием. При этом функции как у федеральной инстанции, так и у территориальных подразделений, одинаковые.

Вот, что здесь следует выделить:

  • формирование, ведение и модернизация реестра материальных ценностей, которые находятся в конкретных регионах;
  • организация и контроль приватизационной программы;
  • оформление акционерных сертификатов и передача их Росимуществу;
  • изъятие госимущества, переданного в оперативное управление;
  • учет арендных договоров;
  • предоставление согласия на пользование объектами, которые находятся в хозяйственном ведении;
  • назначение и проведение ревизионных и инвентаризационных проверок;
  • проведение экспертных работ по оцениванию федеральной собственности.

Таким образом, Росимущество обладает громадным количеством полномочий в отношении общегосударственного имущества.

Право федеральной собственности

Дабы понять, что именно представляет собой право на федеральную собственность, следует обратиться к статье 214 Гражданского российского кодекса. Именно в этой норме закона сообщается, что в федеральной собственности находятся земли, природные ресурсы, а также отдельные виды имущества, расположенные в регионах Российской Федерации. Речь идет о краях, автономных округах и областях, республиках и городах федерального значения.

Имущество, которое находится в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями и предприятиями во владение, распоряжение и пользование. Средства от федерального имущества составляют государственную казну России.

Управление государственной собственностью

В своем простейшем толковании собственность означает принадлежность вещей, материальных, духовных, информационных ценностей определенным лицам: индивидам, семьям, организациям, социальным группам, государству, обществу.

Экономическая природа собственности состоит в обладании возможностью извлекать из вещей, имущества полезные свойства, потреблять определенным образом для удовлетворения интересов и желаний, получать выгоду.

Правовая основа собственности заключается в наличии юридически установленных, признанных прав определенных лиц на обладание вещами, ценностями и вытекающих из этих прав узаконенных возможностей распоряжаться объектами собственности, использовать их по своему усмотрению.

Отношения собственности - это отношения, возникающие между людьми, организациями, органами власти по поводу принадлежности, присвоения, раздела, передела объектов собственности.

Это, с одной стороны, экономические отношения, так как в их основе лежат экономические процессы и интересы, с другой - правовые отношения, так как они регулируются законами, прежде всего ГК РФ.

Управление собственностью - это воздействие, оказываемое собственниками, органами государственной власти и самоуправления, иными уполномоченными лицами, на процессы, связанные с принадлежностью вещей, имущества и их использованием, а также на участников этих процессов.

Таким образом, собственность есть одновременно экономическая, правовая, управленческая категория.

Теория и практика управления государственной собственностью широко оперируют фундаментальными понятиями, как «собственность», «субъекты собственности», «объекты собственности». Указанные термины многозначны в том смысле, что обладают несколькими разными значениями в зависимости от области употребления и цели использования данного термина.

Собственность как принадлежность означает наличие связи между субъектом (человеком, группой или сообществом людей, хозяйствующими субъектами, организациями, учреждениями, органами власти и управления), с одной стороны, и объектом (любой субстанцией материального мира в виде материально-вещественных объектов и духовных ценностей, информации), с другой стороны.

Эта связь проявляется в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом.

Собственность как объект означает все то, что становится предметом, объектом принадлежности определенному субъекту (индивиду, группе, множеству индивидуальных субъектов).


Субъект собственности (собственник) - лицо, которому принадлежит объект собственности, обладатель права собственности на данный объект, представитель активной стороны отношений собственности,

Наличие конкретного субъекта собственности, олицетворяющего, реализующего право собственности, есть обязательное условие возникновения и действия отношений собственности. Безсубъектная собственность - это абстракция.

В качестве субъектов государственной собственности могут выступать:

Народ, осуществляющий право и полномочия собственности непосредственно или делегируя их органам управления;

Государство в лице уполномоченных органов государственной власти, федерации и ее субъектов;

Государственные организации и учреждения, наделенные правами собственности (управления собственностью) со стороны государства и от его имени.

Объект собственности представляет пассивную сторону отношений собственности, выступая в виде предметов, вещей, материалов, энергии, информации, духовных, интеллектуальных ценностей, денежных средств, принадлежащих целиком или в некоторой части субъекту собственности.

Объекты собственности часто называют просто собственностью.

Виды объектов государственной собственности:

Недра, полезные ископаемые;

Земли сельскохозяйственного и иного назначения;

Водные ресурсы;

Леса и лесные богатства;

Имущественные комплексы в виде зданий, сооружений, жилых объектов, оборудования, других имущественных ценностей;

Памятники истории и архитектуры;

Унитарные предприятия;

Объекты интеллектуальной собственности;

Финансовые ресурсы, денежные средства, драгоценности.

2. Государственная собственность как объект управления .

Гражданский кодекс конструирует определение права собственности через триаду полномочий собственника ст. 209 - собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Итак, правовое понятие собственности фиксирует правомочия собственника по отношению к его вещи, дабы показать и защитить их абсолютность. Без разделения на основные виды: владение, пользование, распоряжение _ очень трудно понять суть субъектно-объектных отношений. Следует четко различать собственника-владельца, собственника-пользователя, собственника-распорядителя, особенно в тех случаях, когда эти элементы отношений собственности разделены между разными лицами.

Владение - начальная, исходная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности, либо факт реального обладания объектом. Владение есть первичная форма, имеющая в этом смысле главенствующий характер. Но владение выступает статичной характеристикой отношений собственности, это номинальное право либо практическая возможность использовать объект, далеко не всегда реализуется.

Владелец, которому принадлежит объект, может обладать правом, удостоверенным наличием требуемых документов или просто признанным как факт, не осуществляя это право, не пользуясь им. Отдельные владельцы издавна делегировали полномочия распорядительства своей собственностью управляющим, сохраняя при этом за собой получение доходов от собственности. Так что владение, взятое в отдельности, еще не является в полной мере собственностью в социально-экономическом смысле этого слова, подразумевающем не только владение, но и распорядительство, и использование объекта.

В ряде случаев владение превращается в формальное, декларируемое право, которым владелец не пользуется, а порой и не знает как пользоваться и не стремиться к тому. Так обстоит дело с общественной, общенародной собственностью, владельцем которой формально является народ. В других случаях функция владения отделена от юридического владельца и передана другому субъекту, который не будучи владельцем собственности по статусу, фактически распоряжается ею и использует ее. Так, например, государственные органы, не являясь юридически владельцами государственной собственности (таковым номинально является народ в лице государства), фактически выступают в роли владельцев.

Распоряжение - наиболее явный способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности, дающий субъекту право и возможность управлять объектом, поступать по отношению к объекту и использовать его в рамках закона практически любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, преобразования в другой объект и даже ликвидация.

Фактически собственник становится таковым, получив права и реальную возможность распоряжаться объектом собственности. Так что даже владелец есть полный собственник, только если он одновременно и распорядитель.

Пользование означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением по усмотрению и желанию пользователя. Владение и пользование собственностью могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделены между различными субъектами. Последнее означает, что пользоваться вещью можно и не будучи ее владельцем. И наоборот, можно быть владельцем и не пользоваться объектом собственности, передав это право другому субъекту. Так, к примеру, наемный работник использует средства производства, не являясь их владельцем, а, скажем, владелец гостиницы сам ею обычно не пользуется.

Выделяют три стороны юридических отношений собственности:

1. Отношения собственника к принадлежащему ему имуществу как к своему;

2. Отношения между собственником и всеми третьими лицами, обязанными не препятствовать собственнику в осуществлении его правомочий (выражение абсолютного характера права собственности);

3. Третья сторона отношений собственности - собственник и государство, охватывающая налоговые отношения, защиту и гарантии собственности, правила государственной регистрации и ограничения оборота определенных видов имущества.

Право собственности представляет собой комплексный правовой институт.

Правовое регулирование отношений собственности складывается из норм, которые:

1. Устанавливают саму возможность принадлежности материальных благ определенным лицам (конституционное, гражданское, административное право - приобретение и прекращение права собственности);

2. Устанавливают характер и границы поведения владельцев имущества (гражданско-правовой режим, административно-правовой режим объекта собственности);

3. Предлагают способы защиты от посягательства других лиц (гражданское, административное, уголовное право).

Современное отношение к значению государственной собственности весьма противоречиво.

Необходимо определить, в каких областях существование государственной собственности целесообразно с точки зрения публичных интересов.

Предприятия, которыми владеет и управляет государство (прежде всего речь идёт о предприятиях, имеющих первостепенное значение для экономического прогресса или национальной безопасности, например, о шахтах или нефтеперерабатывающих заводах);

Общественно значимые структуры, которыми владеют и управляют национальное или местное правительства (железные дороги, авиалинии, телекоммуникации, школы, больницы и т.п.);

Предприятия, принадлежащие государству, но не управляемые им;

Предприятия, частично принадлежащие государству с самым разнообразным уровнем структурой контроля над ним.

С экономической точки зрения различают два типа государственной собственности:

Первый - государственная собственность в коммерческом секторе (хозяйственные общества, государственные предприятия),

Второй - некоммерческий сектор государственной собственности (различные системы инфраструктуры, энергосистемы, транспортные системы, коммуникации, аэропорты, авиационный компании, национальные музеи, библиотеки). Последние объекты не приносят прибыль, но объекты не эффективны не потому, что они государственные, а наоборот, они государственные потому, что неэффективны и переданы государству для выполнения неких общих важных функций.

В отношении современной России констатируется, что:

1) удельный вес продукции, произведённый государственным сектором, выше фиксированного статистикой,

2) правомерно квалифицировать смешанную государственно-частную собственность как относительно самостоятельную форму, в рамках которой существуют специфические отношения распоряжения, владения и пользования,

3) более высокая по сравнению с государственным и частным секторами инвестиционная активность сектора со смешанной собственностью даёт основания считать его более дееспособным.

О каком бы виде объекта государственной собственности ни вели речь, в гражданско-правовом смысле это будет имущество. По ГК РФ понятия «вещи» и «имущество» применяются как синонимы. При этом для определения термина «имущество» используется форма:

Имущество - это всё материальное, что имеет стоимость, а также не материальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость.

Понятия имущества включает акции и имущественные права. Объектом права собственности может быть именно имущество, причём имеющее некую экономическую ценность.

Часть объектов человеческой деятельности может регулироваться при помощи норм права собственности, но с особым правовым режимом, так как допускают не «полное хозяйственное господство», а лишь ограниченные возможности использования.

Классификация объектов государственной собственности может проводиться в зависимости от их правового режима. Еще в древнем Риме существовало разделение на общее достояние и публичное имущество. Общее достояние - то, что по естественному праву принадлежит всем (воздух, проточная вода, море), а публичное и казенное имущество принадлежит римскому народу (реки и гавани). Публичное имущество имеет совершенно особенный режим, ибо для его отчуждения необходимо согласие народа.

В настоящее время на Западе в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность, к ней обычно относят территориальные и некоторые иные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые и т.п. Указанные объекты являются исключительной собственностью государства. Считается, что публичная собственность может быть использована только на общее благо.

В Российском законодательстве публично-правовая разновидность собственности государства практически не отражена. Гражданскому кодексу известно понятие вещи, изъятой из оборота, но это чрезвычайно узко и обслуживает интересы лишь частно-правовой семьи отраслей. Если признать существование публично-правовой и частно-правовой разновидностей государственной собственности, довольно просто решается вопрос правового регулирования: все, что касаемо частной собственности государства, регламентируется гражданским правом, а все, что относится к публичной собственности, - конституционным и административным правом.

Ч.2 и 3 ст.212 ГК РФ, отсылающая к ФЗ, который определит то имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности, позволяет вести речь о «полуформальном» существовании исключительной (абсолютной) собственности государства. В отношении этой собственности у государства не возможное поведение, а долженствование, не право государства (возможность) иметь собственность, а обязанность государства (долг).

Кроме того, изъятые из оборота вещи также можно считать исключительной государственной собственностью (ресурсы континентального шельфа; территориальные воды и морские экономические зоны РФ; заповедники; целебные источники; памятники истории и культуры; вооружение; объекты оборонного значения; недра и др.) Алмазный, золотой и валютный фонды относятся к объектам, ограниченным в обороте.

Вопрос об исключительной государственной собственности и достоянии - это вопрос о правовом режиме того или иного объекта.

Правовой режим в системе права государственной собственности - это особый правовой порядок, устанавливаемый совокупностью норм, регламентирующих специфику объекта (предмета) правовых отношений субъектов права с учетом общего, государственного интереса к целям, порядку и последствиям владения, пользования и распоряжения наиболее ценной частью государственной собственности.

Управление государственной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила, условия владения, пользования и распоряжения этими объектами.

Управление государственной собственностью определяется как совокупность всевозможных отношений между различными субъектами (работниками и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности с помощью организационно-экономических механизмов и методов для удовлетворения основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.

При управлении государственной собственностью, как и любым сложным объектом, должен быть задействован комплексный подход, т.е. одновременно должны осуществляться целевая, воспроизводственная, организационная и функциональная составляющая управления. Такое управление охватывает управленческие функции, включающие прогнозирование, планирование, организацию, координацию, контроль и т.д., а также администрирование, экономические и другие методы.

Причины управления государственной собственностью включают:

  • 1. целеполагание. Оно предполагает разработку целей государственного управления на всех ее уровнях и направлениях. Это должна быть система взаимосвязанных целей, различающихся во времени и постоянно корректируемых согласно с меняющимися условиями;
  • 2. научность управления;
  • 3. ответственность субъектов управления государственной собственности за результаты ее функционирования;
  • 4. комплексное управление, обеспечивающее единство действий органов представительной и исполнительной власти, всех управляющих структур;
  • 5. постоянное совершенствование управления;
  • 6. профессионализм управления;
  • 7. эффективность управления.

Способы управления государственной собственностью:

  • а) на базе объектов управления:
    • 1) посредством имеющегося законодательства;
    • 2) через государственные фонды денежных средств, осуществляющие распределение и перераспределение финансовых ресурсов и доходов граждан;
    • 3) через управление государственным имуществом на основе соответствующих государственных программ, в частности, связанных с процессами национализации и приватизации;
  • б) по управленческим действиям:
    • 1) учетно-регистрационная деятельность государства;
    • 2) порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц (участников рынка);
    • 3) управления различными формами государственной и негосударственной собственности со стороны государства;
    • 4) решения о приватизации и национализации;
    • 5) порядок структурирования государственной собственности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);
  • в) в зависимости от временной направленности:
    • 1) оперативное, или текущее, управление;
    • 2) перспективное управление, направленное на какие-либо преобразования в собственности в будущем.

В процессе управления государственной собственностью осуществляется пять главных функций: планирование, организация, распоряжение, руководство и контроль. Планирование является средством предварения идей в реальность и заключается в формализации целей и задач, а также средств их достижения. В процессе планирования принимаются решения относительно направления деятельности по управлению государственной собственностью и устанавливается очередность действий (выделяются приоритеты).

Организация подразумевает установление определенной системы взаимоотношений (иерархии) между различными государственными органами, принимающими участие в управлении государственной собственностью, а также связей между ними и другими ресурсами, используемыми для достижения поставленных целей.

Распоряжение обеспечивает функционирование всей системы, созданной в процессе организации. Оно опирается на четкое разделение прав и ответственности во всех звеньях управления. Эта деятельность призвана направлять рабочий процесс управления на региональном и федеральном уровне.

Руководство заключается в том, чтобы побудить отдельные звенья управления действовать в интересах общих целей и задач.

Контроль предполагает принятие мер, необходимых для проведения планирования и решения конкретных задач в процессе достижения целей управления, а также обеспечения соответствия текущих задач конечным целям.

Согласно Конституции, государственная власть в РФ организована и функционирует на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Применительно к управлению государственной собственностью основной функцией органов законодательной власти является принятие законов о собственности и утверждение бюджета.

При этом органы исполнительной власти обеспечивают организационную и распорядительную деятельность по исполнению законов, органы судебной власти - отправление правосудия.

Важнейшую роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят Министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти, государственные комитеты России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.

В целях обеспечения управления государственной собственностью правительство специальным постановлением передало часть своих полномочий в этой области ряду федеральных органов исполнительной власти. При этом ключевую роль в процессе управления государственной собственностью была отведена Министерству имущественных отношений Российской Федерации (Минимущества России), которое осуществляет право собственности от имени Российской Федерации в отношении федеральных предприятий и учреждений как имущественных комплексов и пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности.

Целями управления государственной собственностью является достижение конкретных целей, поставленных перед государственным аппаратом управления. Если, например, эта цель заключается в создании частной собственности, то управление государственной собственностью сводится к ее приватизации в установленные сроки и по установленным правилам. Если эта цель состоит в увеличении доходов государственного бюджета, то управление государственной собственностью должно быть направлено на увеличение ее прибыльности или, наоборот, распродажу по наиболее высоким ценам. Если цель - увеличение регулирования рынка, то управление государственной собственностью сосредотачивается на воздействии на рынок в заданном направлении и т.д.

Проблемы преобразования отношений и структуры собственности - одна из самых важных в любой стране.

В одних странах эти преобразования носит устойчивый системный характер, в других - осуществляются в ходе политических и экономических реформ.

Приватизация, как процедура перераспределения собственности, должна служить решением следующих задач:

  • 1. повысить эффективность использования активов;
  • 2. усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной;
  • 3. расширить доступ предприятия к капиталам;
  • 4. обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта;
  • 5. сформировать новых владельцев, которые стали бы более эффективными собственниками;
  • 6. увеличить поступление средств в казну за счет более эффективной работы предприятий;
  • 7. обеспечить более справедливое распределение прибыли.

В зависимости от конкретной ситуации государство может разными способами передавать свое имущество в частную собственность.

  • 1. Согласно действующему законодательству основными способами могут быть преобразование государственных предприятий в акционерные общества (акционирование) с последующей процедурой отсуждения их акций в частную собственность;
  • 2. продажа акций, находящихся в собственности государства, а также передача иных вкладов в уставный капитал частных юридических лиц;
  • 3. продажа государственного имущества (зданий, сооружений, земельных угодий и т.п.) частным лицам;
  • 4. возвращение государственной собственности ее бывшим частным владельцам и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

План

1. Понятие и функции государственной собственности

2. Объекты государственной собственности

3. Преобразование форм государственной собственности

4. Государство-менеджер

5. Управление государственным имуществом

1. Понятие и функции государственной собственности

Государственная со бственность -- это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -- республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лицлибо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

История : Исторически первой формой собственности в России была коллективная (общинная или родовая) собственность. В связи с общественным разделением труда, появлением имущественного неравенства возникла частная собственность, и лишь впоследствии с возникновением государства появилась государственная собственность. При этом появление новых видов собственности не уничтожало предыдущие.

По мнению известного русского публициста Н. П. Огарева, государственная собственность может выступать в двух вариантах - в форме собственности государя, правительства или в форме общественной, народной собственности.

В связи с тем, что Россия почти до конца ХХ века являлась аграрной страной, основной формой собственности была собственность государственная и общинная земельная, частная же развивалась слабо. Значительную роль играла церковная собственность, а в конце XIX века появилась корпоративная форма собственности.

Правовое регулирование всех видов собственности нашло отражение в Русской Правде, а затем в Судебнике 1497 г., Судебнике 1550 г. и Соборном Уложении 1649 г. Частная собственность защищалась государством, но при этом государство могло ее существенно ограничить. Например, существовал запрет закладывать выслуженные вотчины или определялись сроки выкупа родовой вотчины.

Таким образом, государство в России практически с момента своего образования являлось главным владельцем земельной собственности и активно влияло на политику формирования других форм собственности, крестьяне же, к примеру, пользовались землей на праве владения.

Не изменило понимания собственности формирование капитализма и машинного производства. На основе государственной собственности в конце XVII - начале XVIII вв. начинает развиваться мануфактурная промышленность, появляются первые государственные предприятия.

Свод действующих законов, введенный уже в имперский период в 1835 году, защищал право частной собственности, считая ее вечной и потомственной, однако большая часть земель оставалась в собственности государственной. В СССР государственная собственность являлась высшей формой собственности и входила в основу экономической системы социалистического государства. государственный собственность менеджмент

На современном этапе для государственной собственности характерна мощная материально-техническая база. Она составляет экономическую основу единого народнохозяйственного комплекса страны. Также государственная собственность характеризуется возросшей централизацией и взаимосвязью различных звеньев производства, качественно новым уровнем его технической оснащенности.

Функции государственной собственности

· В функционировании государства и обеспечении экономической стабильности государственная собственность играет важнейшую роль, выполняя свои социальные функции:

· Создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала;

· Позволяет государству быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом;

· Обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь,экономическая безопасность и т.д.);

· Обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ ; национальную безопасность ;

· Позволяет сглаживать удары кризисов , мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов , осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высоких технологий , национализируя собственность обанкротившихся предприятий.

2. Объекты государственной собственности

Все объекты государственного имущества можно разделить на две основные группы:

1. Предприятия, которые должны находится исключительно в государственной собственности (не коммерческие объекты);

2. Объекты, с возможностью коммерческого использования (предприятие, действующее на открытом конкурентном рынке).

выделяют два уровня:

1. Федеральная собственность;

2. Государственная собственность субъектов Федерации.

Разграничение государственной собственности в Российской Федерации должно строиться на следующих принципах:

Законности

Целесообразности

Социально-экономической обоснованности

Иерархичности построения отношений собственности

Достаточности

Локальности и ограниченности использования собственности

Инфраструктурной целостности имущественного комплекса

Эффективности использования собственности,

Подконтрольности использования собственности.

В исключительной собственности Российской Федерации находятся:

Средства федерального бюджета и внебюджетных федеральных фондов;

Средства и имущество Центрального банка Российской Федерации;

Золотой запас Российской Федерации;

Государственная казна;

Культурные и исторические ценности федерального значения;

Археологические природные памятники федерального значения;

Памятники градостроительства и архитектуры федерального значения;

Охраняемые природные территории федерального значения;

Имущество, необходимое для функционирования и развития федеральных энергетических систем;

Космические летательные аппараты, искусственные спутники Земли;

Расщепляющиеся материалы;

Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации;

Имущество федеральных министерств, ведомств, учреждений, предприятий и организаций, учрежденных Российской Федерацией;

Имущество предприятий и организаций, приватизация которых запрещена;

Мосты и дороги федерального значения;

Федеральные природные ископаемые;

Водные запасы;

Ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны;

Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение;

Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, военное снаряжение;

Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры;

Государственные предприятия и организации, имеющие стратегическое значение для обеспечения национально-государственной безопасности страны, в том числе для ее социально-экономического развития.

К объектам федеральной собственности могут относиться:

Денежные средства;

Акции и иные ценные бумаги;

Доли (вклады) Российской Федерации в капитале акционерных обществ;

Производственные и административные здания;

Жилищный фонд;

Долги иностранных государств;

Интеллектуальная собственность, нематериальные активы;

Любое иное имущество.

Состав объектов федеральной собственности, в том числе находящихся за рубежом, должен определяться федеральным законом.

В государственной собственности субъектов Российской Федерации находятся:

Природные объекты (земля, недра, водоемы, растительный и животный мир), переданные федеральным законом и иными нормативными правовыми актами в собственность субъекта Российской Федерации;

Средства бюджета субъекта Российской Федерации;

Средства внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации;

Средства валютных фондов субъекта Российской Федерации;

Имущество, закрепленное за государственными предприятиями и государственными учреждениями субъекта Российской Федерации, пакеты акций и доли (вклады) в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ;

Имущество, созданное или приобретенное за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или переданное ему в собственность в установленном законом порядке;

Объекты государственной собственности субъекта Российской Федерации, находящиеся за пределами его территории, в соответствии с соглашениями, договорами, по другим законным основаниям;

Ценные бумаги, финансовые активы, депозиты в банковских учреждениях;

Имущество представительных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

Иное имущество, необходимое для решения задач, стоящих перед органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Состав объектов государственной собственности субъекта Российской Федерации определяется региональным законодательством.

3 . Преобразование форм государственной собственности

Преобразование форм и отношений собственности осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Правовым основанием преобразования форм и отношений федеральной собственности являются решения Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ или Министерства имущественных отношений РФ.

Не подлежат передаче в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность имущественные объекты, отнесенные законом к исключительной федеральной собственности.

Перечень объектов федеральной собственности, не подлежащих передаче в государственную собственность субъектов РФ, а также муниципальную собственность, формируется Минимуществом, представляется на согласование Правительства РФ и утверждается решением парламента Российской Федерации.

Передача объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ осуществляется на возмездной или безвозмездной основе. Из федеральной собственности в муниципальную собственность на безвозмездной основе передаются объекты жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры.

Правовым основанием преобразования форм и отношений государственной собственности субъектов РФ являются решения законодательного органа власти субъекта федерации, постановления главы исполнительной власти субъекта РФ или распоряжения регионального комитета по управлению государственным имуществом в случаях, определяемых законодательными актами субъекта федерации. Собственность субъекта РФ, созданная или приобретенная за счет средств регионального бюджета или в результате хозяйственной деятельности государственных предприятий, передается в федеральную или муниципальную собственность, а также в ведение органов государственной власти Российской Федерации, других субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательными актами субъекта федерации.

Не подлежат передаче в федеральную и муниципальную собственность объекты государственной собственности субъекта РФ, имеющие общерегиональное значение.

Перечень объектов государственной собственности субъекта РФ, не подлежащих передаче в федеральную и муниципальную собственность, формируется региональным комитетом по управлению государственным имуществом, представляется на согласование главе исполнительной власти субъекта РФ и утверждается решением законодательного органа власти субъекта федерации.

Решение о передаче объектов собственности субъектов РФ в федеральную и муниципальную собственность принимается по инициативе:

Органов государственной власти Российской Федерации;

Органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Органов местного самоуправления;

Органов по управлению государственным имуществом в Российской Федерации.

Передача объектов государственной собственности субъектов РФ в федеральную и муниципальную собственность осуществляется на возмездной или безвозмездной основе. Из государственной собственности в муниципальную на безвозмездной основе передаются объекты жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры и объекты социально-культурного значения.

Муниципальная собственность может быть передана в государственную собственность субъектов РФ и в собственность других муниципальных образований. Порядок передачи объектов муниципальной собственности регулируется региональным законодательством о местном самоуправлении и уставами муниципальных образований.

4 . Государство - менеджер

По отношению к объектам (предприятиям), которые должны находиться исключительно в государственной собственности государство выполняет функции старшего менеджера (управляющего), принимающего ключевые стратегические и оперативные решения по управлению деятельностью предприятий.

В том числе государство определяет: что будет производить предприятие, в каком объеме, по какой стоимости и как будет осуществляться финансирование предприятия. При этом целью государства - менеджера является обеспечение производства необходимых продуктов или услуг, требуемого качества, заданного объема и при определенных условиях рентабельности.

По отношению к коммерческим объектам, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, государство должно действовать исключительно как инвестор (совладелец). В этом случае предприятие для государства является объектом инвестиций, следовательно, принципы управления должны основываться на методах и подходах, применяемых в инвестиционном менеджменте.

Целью государства - инвестора является обеспечение максимальной рентабельности инвестированного капитала и рост рыночной стоимости имущества (акций).

К объектам государственной собственности, по отношению к которым государство действует как менеджер, могут быть отнесены следующие предприятия:

Оборонные предприятия;

Научно-исследовательские центры, имеющие стратегическое значение для развития государства;

Социальные объекты, не являющиеся привлекательными с коммерческой точки зрения;

Объекты инфраструктуры, включая: транспорт, дороги, связь, порты, газопроводы и т. п. (могут находится, как в государственной, так и в частной собственности);

Объекты, значимые с точки зрения макроэкономического влияния (могут находиться как в государственной, так и в частной собственности).

Важнейшим отличием предприятий, относящихся к категории исключительно государственных, является отсутствие конкурентного рынка значимых для государства продукции или услуг, потребность в которых не может быть покрыта посредством проведения закупок у независимых, в том числе иностранных, производителей.

Учитывая, что главной целью государства, в данном случае, является обеспечение производства требуемых товаров и услуг, функции государства при управлении данной категории предприятий направлены на решение следующих задач:

Экспертиза плана деятельности предприятия;

Определение значений основных финансово-экономических показателей;

Утверждение плана предприятия, включая штатное расписание и условия оплаты труда;

Регулярный текущий контроль исполнения плана;

Принятие управленческих решений (корректировка планов, решение кадровых вопросов).

Планирование на государственных предприятиях осуществляется, как правило, на основе государственного заказа. При этом государство определяет:

1. Номенклатуру продукции или услуг.

2. Объемы и условия поставки.

3. Закупочные цены.

4. Нормативы себестоимости и рентабельности, включая размеры дотаций в случае плановой убыточности предприятия.

5. Источники и условия финансирования.

Управляя коммерческими объектами, государство как собственник руководствуется принципами инвестиционного менеджмента. К коммерческим объектам относятся предприятия, частично или полностью принадлежащие государству и осуществляющие свои операции на открытом, конкурентном рынке.

Важнейшим критерием при определении коммерческой природы предприятия является наличие реальных или потенциальных конкурентов, которые также могут предложить свои продукты или услуги для того целевого рынка, на котором действует предприятие.

При управлении коммерческими объектами важнейшей задачей государства является формирование и управление (продажа или приобретение пакетов акций) инвестиционного портфеля, обеспечивающего минимальные риски и максимальную доходность инвестированного капитала, не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

При этом, учитывая, что многие объекты собственности имеют высокую государственную значимость (экономическую, социальную и т. п.) и требуют индивидуального подхода, а структура и состав портфеля определен и ограничен, функции управления государства-инвестора, в своей основе, близки функциям фонда прямых инвестиций.

5 . Управление государственным имуществом

Управление государственным имуществом - целенаправленное воздействие на объекты использования государственного имущества в интересах государства, связанное с установлением правил, условий использования государственного имущества, с учетом общественных интересов. В Российской Федерации оно осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Система управления государственным имуществом - совокупность согласованных методов и средств, применяемых в процессе управления государственным имуществом для достижения заданных целей посредством специально созданных органов.

Объектами управления государственным имуществом являются:

Государственное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за государственными казенными предприятиями, государственными учреждениями, либо предприятия в целом, находящиеся в государственной собственности как имущественные комплексы;

Находящиеся в государственной собственности акции, доли (вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них государственное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;

Иное находящееся в государственной собственности движимое и недвижимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям;

Денежные средства и ценные бумаги;

Нематериальные активы государственных предприятий и учреждений; -результаты хозяйственного и иного использования государственного

Имущества (продукция, доходы, плоды), а также имущество, приобретенное государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями;

Имущество, приобретенное за счет средств государственного бюджета.

Субъектами управления государственным имуществом являются: Правительство РФ и уполномоченные им органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Их совокупность составляет систему органов управления государственным имуществом.

Также в собственности Российской Федерации выделяют два уровня:

· Федеральная собственность;

· Государственная собственность субъектов Федерации.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие государственной собственности РФ. Классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления. Основные обязанности органов государственной власти по вопросам управления государственным имуществом.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Понятие государственной и муниципальной собственности. Проблемы управления муниципальной собственностью в России. Анализ деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, их компетенция и эффективность деятельности.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Цели и задачи управлении государственной и муниципальной собственностью. Понятие государственной и муниципальной собственности. Цели и задачи государственной политики в области управления ими. Залог собственности. Понятие залога и правовая основа.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2012

    Законодательная база управления государственной собственностью. Особенности управления объектами недвижимости. Участие государства на финансовых рынках и в производственной деятельности. Руководство конфликтов в процессе трансформации собственности.

    курс лекций , добавлен 20.10.2010

    Экономическая основа муниципальной власти. Основные требования к финансовым ресурсам местного самоуправления. Понятие и состав муниципальной собственности. Порядок управления и распоряжения ее объектами. Функции и доходные источники местных бюджетов.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2015

    Понятие местного самоуправления. Правовые, территориальные, организационные, экономические основы местного самоуправления. Взаимосвязь государственной власти и местного самоуправления. Особенности государственной поддержки местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2012

    Зависимость способа управления государственной собственностью от объекта собственности. Схема аппарата государственного управления госимуществом в РФ. Формирование статистики собственности. Передача госсобственности трудовым коллективам за плату.

    контрольная работа , добавлен 11.09.2009

    Понятие функций местного самоуправления. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2004

    Экономическая сущность приватизации государственной собственности. Преобразование государственного унитарного предприятия как способ приватизации государственной собственности. Формы управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2014

    Понятие муниципальной собственности, принципы ее формирования, наступление и прекращение права собственности. Анализ управления муниципальной собственностью муниципального образования город Омск Омской области. Полномочия органов местного самоуправления.

Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Рос сийской Федерации (федеральная собственность), а также иму щество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, горо дам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципаль ных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданско го кодекса Российской Федерации. Если средства соответству ющих бюджетов или иное государственное имущество, не зак реплены за государственными предприятиями и учреждения ми, то они составляют государственную казну Российской Фе дерации или казну соответствующего субъекта Федерации. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учрежде ниями во владение, пользование и распоряжение. На базе имущества, находящегося в государственной собственности могут быть образованы унитарные, а также ка зенные предприятия. Унитарное предприятие - это хозяйственная коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие создается по решению уполномочен ного на то государственного или муниципального органа. В форме унитарных предприятий могут быть только государ ственные или муниципальные предприятия. Унитарное предп риятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создавать другое унитарное дочернее предприятие, утверждать его устав как юридического лица и передавать ему часть своего имущества. Орган - собственник имущества не несет ответ ственности по обязательствам унитарных предприятий. По ре шению Правительства, на базе имущества, находящегося в фе деральной собственности, может создаваться унитарное предп риятие на праве оперативного управления - федеральное казен ное предприятие. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. Управление государственной собственностью осуществляет ся в соответствии с Гражданским кодексом и другими законода тельными актами, регулирующими имущественные отношения в Российской Федерации. Российское государство по отноше нию к государственной собственности в целом должно отно сится как собственник-пользователь, т.е. монополист по всем параметрам. Особую роль в управлении государственной собственностью играет система федеральных органов исполни тельной власти, включая Правительство Российской Федера ции, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т.д. Правительство обладает широкими полномочиями в разра ботке и принятии стратегических, принципиальных решений по вопросам трансформации государственной собственности, распоряжения и пользования ею, контроля за исполнением функций всех государственных органов, осуществляющих уп равление государственной собственностью. Учитывая огромные масштабы деятельности в этой сфере и необходимость квали фицированного решения управленческих задач, Правительство передает часть своих полномочий по управлению государствен ной собственностью федеральным органам исполнительной власти. Важные функции управления государственной собственностью, возложены на Министерство имущественных отношений Российской Федерации. В рамках действующих законов и других нормативных ак тов органы, осуществляющие управление, распоряжение и пользование государственной собственностью выполняют весьма важные функции. Они управляют пакетом государ ственных акций в соответствии с государственной дивиденд ной политикой и порядком регулирования курсовой стои мости акций государственных (или со смешанной собствен ностью) предприятий, вырабатывают и реализуют стратегию управления развитием государственного предприниматель ства, формируют государственные целевые программы, пла ны и госзаказы. Они создают адаптированную к рынку конкурентоспособ ную структуру управления коммерциализированным сектором и объектами государственного сектора, вырабатывают полити ку ценообразования при обмене между государственными предприятиями и рыночными формированиями. Указанные органы ведут вариантное стратегическое прогнозирование, программирование, ведают долгосрочным развитием государ-ственного имущественного потенциала, занимаются решением стратегических и текущих задач ресурсного обеспечения госу-дарственных предприятий (хозяйств). В их задачу входят разра ботка и реализация стратегии научного и кадрового обеспече ния управленческих структур и объектов госсобственности, а также руководство процессом эффективного взаимодействия субъектов, совместно пользующичся государственным имуще ством и др. Эти и другие функции управления государственной собственностью должны четко распределяться между органами управления федерального, регионального и муниципального уровней на основе конкретных критериев. Учитывается при этом значимость объектов собственности для России в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образова ний, а также оценка возможностей их воспроизводства на каж дом уровне управления. Важнейшим критерием является соб людение интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспе чение общенациональной экономической безопасности. Управление государственной собственностью - одна из сложных общенациональных проблем и требует к себе самого серьезного отношения. Оно не может сводиться к поспешной "шоковой" приватизации или стихийной национализации. От рицательные экономические результаты таких действий не тре буют особых доказательств. Процесс управления государственной собственностью не редко ограничивается лишь фрагментарными формальными мероприятиями по распоряжению собственностью и пока ма лоэффективным контролем за использованием государствен ного имущества в соответствии с его назначением. Стратеги ческая цель управления государственной собственностью - ор ганизация ее эффективного использования и воспроизводства в оптимальных размерах на инновационной основе. Она еще не достигнута в полном объеме. Разработка и реализация страте гии управления государственной собственностью должны осу ществляться на базе научно-обоснованной методологии. Фор мирование и реализация научно-обоснованной стратегии уп равления государственной собственностью требуют учета и соблюдения основополагающих исходных положений. Что это за положения? Управление государственной собственностью означает преж де всего управление процессом ее эффективного использова ния, а также ее воспроизводства в необходимом масштабе и ка честве. Это одна из специфических форм современного мене джмента. Поэтому его сущность и содержание обусловлены ро довыми признаками и функциями общего менеджмента, с од ной стороны, и спецификой государственной собственности как объекта управления - с другой. Следовательно, государство как собственник и стратегический менеджер посредством соот ветствующих институтов и рычагов обязано выполнять все функции менеджмента государственной собственностью: прог нозирование, планирование, организацию, стимулирование, управление персоналом, координацию. Необходимо также учитывать не только различия, но и взаи мосвязь между управлением государственной собственностью и управлением хозяйственной деятельностью вообще. Важно глубоко понимать место и роль государственной собственности в общей системе отношений собственности. Они должны опре деляться с учетом специфики современного периода развития России и особенностей российской модели смешанной эконо мики. Одна из особенностей управления государственной собственностью состоит в необходимости органического соче тания экономических и административных форм и методов. К тому же во многих случаях по сравнению с отраслевым более эффективен межотраслевой подход к управлению собствен ностью государственных структур (предприятий и объедине ний). Он основан на использовании продуктовой структуры управления, так как конечный продукт диверсификационных комплексов теряет отраслевую принадлежность. Эти и другие ключевые моменты методологического подхо да и анализ опыта управления государственной собствен ностью в условиях смешанной экономики позволяют дать сле дующее определение данной экономической категории. Уп равление государственной собственностью есть система органи зационно-экономических отношений между ее различными субъектами и менеджерами по поводу обеспечения воспроиз водства, эффективного использования и трансформации ее объектов посредством экономического механизма смешанной экономики с целью реализации основополагающих социаль ных и экономических интересов общества и государства. На каких же принципах организуется управление государствен ной собственностью? Можно выделить общие и специфичес кие принципы. Общие принципы характерны для условий функционирующей в России смешанной экономики. Специ фические - это принципы, характерные для условий переход ного периода. К общим принципам относятся обязательность оценки хода и результатов управления государственной собственностью по критериям экономической и социальной эффективности функционирования и воспроизводства, строго целевой харак тер управления собственностью, когда в "дереве целей" выде ляется стратегическая цель и определяются пути ее достиже ния. Общий характер имеют мотивационная направленность управления, социальная и экономическая ответственность, комплексность и системность. В разряд общих принципов включают разделение функций взаимодействия между всеми субъектами управления, гибкую систему организации и обнов ления структуры управления, использование многообразных форм и методов управления, обязательность качественного правового обеспечения процессов управления. Один из важ нейших принципов - признание равноправия всех форм собственности и системообразующей роли государственной собственности. К основным специфическим принципам управления государ-ственной собственностью можно отнести обязательное соотве тствие содержания и методов управления характеру реформ в переходный период, а также направленность управления го сударственной собственностью на преодоление экономическо го кризиса и выход на путь динамичного инновационного эко номического развития и др. Исходя из этих принципов, определяются цели, задачи и функции межотраслевых, отраслевых и региональных органов, непосредственно участвующих в управлении процессами ис-пользования и воспроизводства государственной собственнос ти. Полномочия каждого исполнительного органа обусловли ваются также целями, задачами управления государственной собственностью, его конкретными функциями и объектами го сударственного имущества, организационно-правовой формой предприятий (унитарные, казенные со смешанным капита лом). Одним из важнейших условий рационального управления государственной собственностью является дальнейшее совер шенствование системы законодательных и других норматив ных актов. Это обеспечит наиболее благоприятную среду для динамичного воспроизводства и эффективного использования государственной собственности. Требует решения и ряд проблем, связанных с функциониро ванием унитарных предприятий, пользующихся правом хозяй ственного ведения. Привлекательной стороной этих предприя тий является высокий уровень свободы государственного предпринимательства. Но здесь должен строго соблюдаться подход: чем выше уровень свободы, тем выше степень ответ ственности. Предстоит повышать экономическую ответствен ность и заинтересованность унитарных предприятий на основе конечных результатов работы. Часть особо важных предприя тий может быть преобразована в казенные, а другая часть трансформирована в открытые акционерные общества с госу-дарственным пакетом акций. Многое предстоит сделать по дальнейшему совершенствова нию функционирования акционерных обществ (АО) с государ ственным капиталом. Это чрезвычайно актуально, поскольку акционерные государственные крупные корпорации во многом определяют лицо современной российской экономики. В то же время организационно-правовая форма акционерных обществ дает возможность оптимально разрешать противоречия между административными и экономическими методами руковод ства, обеспечивая тесную взаимосвязь между управлением го-сударственной собственностью и государственным предприни-мательством. Перспективным путем разрешения отмеченного противоре чия является последовательная коммерциализация акционер ных обществ с государственным капиталом. Здесь многие функции использования государственной собственности могли бы передаваться от государства-собственника руководящему персоналу на контрактной основе. Соответственно, и конт рольный пакет акций государства может передаваться по конт ракту в доверительное управление непосредственно руковод ству АО. Одной из важных задач совершенствования организации уп-равления государственной собственностью является формиро вание эффективного института представителей государства в акционерных обществах с государственным капиталом. Наз рела необходимость кардинально повысить результативность деятельности всех представителей государства в органах управ ления АО с государственным капиталом. Нужно обеспечить их действенное участие в принятии важнейших решений по уп равлению воспроизводством и использованием государствен ной собственности а также разработке и выполнении комплек са функций, по реализации этих решений. При этом круг обя занностей государственных представителей или доверенных лиц должен быть четко очерчен, а система стимулов их деятель ности жестко связана с достигнутыми результатами. Возможно, данные лица должны получать доходы в размере не ниже дохо дов непосредственных менеджеров АО. Имеется в виду, что су щественную долю их зарплаты следовало бы выплачивать из ва лового дохода акционерного общества, а другую - из фонда оп латы того государственного органа, который назначает их представителями государства. Для государственных представи телей должна предусматриваться не только дисциплинарная, но и имущественная ответственность в случае, если они своей деятельностью или бездеятельностью в органах управления АО нанесут ему ущерб. Отбор государственных представителей и других доверенных лиц целесообразно производить на конкурсно-контрактной ос нове. Совмещение их деятельности в акционерном обществе с какой-либо другой работой следует разрешать в том случае, если при этом не снижается эффективность их труда в АО. Для оценки итогов деятельности представителей государства в уп равлении государственной собственностью необходимо поль зоваться конкретными экономическими критериями. Назовем основные. Это результаты воспроизводства государственной собственности в АО, т.е. прирост основных и оборотных фон дов на инновационной основе, конкурентоспособность акцио нерного общества, уровень рентабельности, как показатель эф фективности использования капитала (основных и оборотных фондов). Существуют и другие направления совершенствования уп равления воспроизводством государственной собственности в акционерных обществах с государственным капиталом, функционирующих на доверительном управлении. Например, организация выполнения в АО таких функций менеджмента как научно-обоснованное планирование и прогнозирование, координация, превентивный экономический контроль и др. Важно отработать механизм привлечения инвестиций в АО с государственным капиталом с помощью эффективной систе мы дополнительных эмиссий акций и распространения их на конкурсной основе. Необходимо также предусмотреть те рам ки, за которыми государство теряет контрольный пакет акций.



Просмотров