Система оперативного управления фпс цукс. Национальный центр управления в кризисных ситуациях мчс россии. В режиме чрезвычайной ситуации

ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНАЯ СТРУКТУРА ФКУ ЦУКС ГУ МЧС РОССИИ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Нач. отдела оперативного обеспечения связи 1/0 Старший юрисконсульт 0/1 ЗНЦ по оперативному обеспечению (ВАК) 0/0 ЗНЦ (СОД) 5/0 Оперативно- аналитическое отделение 0/3 Группа организации взаимодействия 0/2 Отдел организации оперативной службы 4/1 Отдел мониторинга и прогнозирования 0/2 Служба пожаротушения и проведения аварийно- спасательных работ 11/0 Служба оперативного обеспечения(диспет черская связь) 14/2 Отделение автоматизированных систем управления и программного обеспечения 1/2 Отделение стационарных средств связи и технических систем оповещения 3/0 Отделение технического обеспечения оперативно- дежурной смены 4/4 ЗНЦ (по ФЭР) – главный бухгалтер 1/0 Отдел бухгалтерского учета и отчетности 0/5 Пом. НЦ по защите государственной тайны – начальник группы 0/1 Группа по защите государственной тайны 1/0 Пом. НЦ (по работе с кадрами) – НО (вакантно1/0) Отдел обеспечения работы с кадрами, воспитательной работы и психологического обеспечения 0/3 Отделение МТО 3/0 Канцелярия 0/2 Автотранспортная часть 1/0 Гараж 12/38 Склад материально- технического снабжения 0/5 Группа информации и связи с общественностью 0/2 Отделение тылового обеспечения 2/1 Отдел ение документооборота 1/3 Подразделения, обеспечивающие деятельность ГУ МЧС России Укомплектованность персоналомХарактеристика персонала По штату (чел.) По списку (чел.) Укомплекто ванность (%) Образование (высшее/ среднетехническое/ среднее) (чел.) Количество л/с прошедшего доподготовку (по программе подг. л/с ОДС ЦУКС МЧС России) (чел.) Фед. бюджет Обл. бюджет Всего Фед. бюджет Обл. бюджет Всего % 105/24/2455 1/1 - (сотрудники/работники) нештатные областные подразделения Примечание: Отдел ………………….. 35/10 Отдел организации перевода (главного управления и подчинненых подразделений на работу в условиях военного времени) 4/1 Склад имущества подвижного пункта управления 0/5 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО ДЕЖУРСТВАРАЗМЕЩЕНИЕ ЦУКС ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЦУКС УРОВЕНЬ В 2011 НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ Структура ЦУКС Начальник центра 1/0 ЦУКС II разряда

Адрес ЦУКС: 163000 г. Архангельск, ул. Свободы, д. 27

Тел./факс: 65-14-94

ГУ «ЦУКС МЧС России по Архангельской области» функционирует с 1.07.2009 г. Приказом МЧС России от 13.05.2009 № 291 «О переименовании государственного учреждения «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Архангельской области» утверждено штатное расписание ЦУКС МЧС России по Архангельской области и 1 июля 2009 г. государственное учреждение «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Архангельской области» (далее - ЦУС ФПС по Архангельской области) переименовано в государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области» (ЦУКС МЧС России по Архангельской области).

Штатная численность ЦУКС МЧС России по Архангельской области составляет 62 единицы.

Перспективы развития ЦУКС:

В настоящее время достигнут минимально необходимый уровень технического оснащения ЦУКС для обеспечения деятельности оперативно - дежурной смены.

Главными целями дальнейшего развития ЦУКС определены:

1. Создание информационно - справочной базы с достаточной степенью детализации.

2. Продолжение технического дооснащения ЦУКС.

3. Развертывание сегмента АСКРО (автоматизированной системы контроля радиационной обстановки) - 2009 - 2011 годы.

4. Развертывание системы ОКСИОН - 2010 г.

Проводная связь организована:

С СЗРЦ и МЧС России по существующим каналам, линиям и выделенным системам связи сети электросвязи общего пользования;

По корпоративной сети МЧС России;

По арендованным каналам:

Ч-2510- телефонный канал с УС «Обход» - «Дворянка-21» (739-Ю);

Ч-2501- телеграфная засекреченная (Т-206-ЗМ1) с 09.00 до 18.00;

По прямому телеграфному каналу, выделяемому по дополнительному распоряжению с УС «Дворянин» - «Дворянка-21» - телеграфную открытую (круглосуточно);

Передача данных, IP-телефония, конференцсвязь (видео, аудио) в корпоративной сети МЧС России;

Телефонная автоматическая и по заказной системе;

Телеграфная по сети абонентского телеграфирования.

Для организации системы радиосвязи планируется приобретение 1 коротковолновой радиостанции и 3 УКВ радиостанций, а также антенн и антенно-мачтового устройства на крыше здания.

Специализированное ПО на вооружении ЦУКС МЧС России по Архангельской области на данном этапе функционирования не используется.

Сформированы базы паспортов территорий Архангельской области, ИСБ для пользования ОДС.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями от 28.10.2002 № 129-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», областным законом от 20 сентября 2005 года № 85-5-ОЗ «О компетенции органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Администрацией Архангельской области было разработано постановление № 24-па от 1 августа 2006 года об утверждении «Положения о порядке сбора и обмена в Архангельской области информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на основании, которого производится взаимодействие с элементами ТП РСЧС.

"Об утверждении Положения о центре управления в кризисных ситуациях Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курской области (органе повседневного управления областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций)"

Документ утратил силу

Документ по состоянию на февраль 2014 г.


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", во исполнение постановления Губернатора Курской области от 17.09.2004 N 427 "О мерах по выполнению от 22.06.2004 N 300 "О совершенствовании областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о центре управления в кризисных ситуациях Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курской области (органе повседневного управления областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

2. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.


Заместитель Губернатора Курской области
по защите населения и территории
от чрезвычайных ситуаций
В.Н.ЗУБКОВ


Утверждено
распоряжением
Администрации Курской области
от 26 ноября 2004 г. N 313-р

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и другие законодательные акты показывают, что главным объектом обеспечения безопасности является человек. Обеспечение безопасности (защищенности) человека заключается в ограничении или снятии угроз безопасности, т.е. совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности.

Характерной особенностью населенных пунктов является большая плотность населения, концентрация культурных и материальных ценностей, наличие значительного количества потенциально опасных объектов, что определяет высокую вероятность возникновения и тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).

В экстремальных ситуациях ЧС могут привести к возникновению чрезвычайной обстановки и повлечь за собой человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение и ликвидация последствий ЧС являются актуальными задачами органов исполнительной власти Курской области и местного самоуправления, принимающих непосредственное участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1.1. Назначение ЦУКС

ЦУКС является органом повседневного управления Курской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - ОТП РСЧС) и предназначен для координации действий существующих дежурно-диспетчерских служб (в первую очередь, имеющих силы и средства быстрого реагирования на ЧС: "02", "03" и "04", жилищно-коммунального хозяйства, органов управления по делам ГО и ЧС), обеспечения устойчивого, непрерывного и оперативного управления силами и средствами ОТП РСЧС и гражданской обороны по выполнению возложенных на них задач.

Целью создания ЦУКС является: повышение оперативности реагирования администрации и служб области на угрозу или возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности, слаженность их совместных действий, информирование органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления и служб области о подобных фактах и принятых по ним мерах.

Существующие дежурно-диспетчерские службы (далее - ДДС) в районах и городах области, отнесенных к группам по ГО, организационно и технически не объединены в масштабах области, что затрудняет их согласованные действия при ЧС.

1.2. Задачи ЦУКС

ЦУКС призван решать задачи:

контроль экологической, техногенной, инженерной, медицинской обстановки; сбор, обобщение и анализ данных обстановки и информации о ЧС и пожарах в мирное и военное время на территории Курской области, о принятых мерах; подготовка прогнозов о возможности возникновения новых ЧС и пожаров;

сбор данных об обстановке, определение ее масштабов, состав ДДС;

ведение учета сил и средств ОТП РСЧС и гражданской обороны, дислоцирующихся на подведомственной соответствующему органу управления по делам ГО и ЧС территории;

докладывать об угрозе или возникновении ЧС и пожаров Администрации области, организовывать сбор и приведение в готовность необходимых органов управления, информировать вышестоящие и взаимодействующие органы управления, оповещать ДДС и силы постоянной готовности непосредственного подчинения;

оценивать обстановку, при необходимости готовить варианты возможных решений на совместные действия служб и согласовывать их с руководством области, а при невозможности - самостоятельно принимать решения и ставить задачи ДДС и непосредственно подчиненным силам и средствам, организовывать исполнение принятых решений и контролировать их выполнение;

оповещение населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;

обеспечивать информационно-техническое сопряжение служб друг с другом, с Администрацией области, с вышестоящими и взаимодействующими органами управления.

ЦУКС функционирует круглосуточно, имеет полномочия при возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению и ликвидации их последствий.

ЦУКС несет в установленном порядке ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей при угрозе или возникновении ЧС.

ЦУКС является координирующим органом для всех остальных ДДС по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС.

2. СОСТАВ, ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ ЦУКС

2.1. Состав ЦУКС

ЦУКС включает в себя: личный состав, пункт управления, узел связи, центр оповещения и геоинформационную систему.

Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления составляет объединенную систему оперативно-диспетчерского управления Курской области (далее - ОСОДУ) ЦУКС.

ОСОДУ ЦУКС представляет собой локальную вычислительную сеть (далее - ЛВС), включающую в себя автоматизированные рабочие места (далее - АРМ) должностных лиц дежурной смены на базе персональных ЭВМ (далее - ПЭВМ). ОСОДУ ЦУКС выполняет одновременно и функции абонентского пункта.

2.2. Личный состав ЦУКС

ЦУКС организационно является структурным подразделением Главного управления по делам ГО и ЧС Курской области.

Состав дежурной смены ЦУКС: единая служба спасения "01", группа управления кризисных ситуаций (начальник дежурной смены, оперативный дежурный, дежурный телефонист-телеграфист, дежурный по связи - радиотелеграфист).

В зависимости от масштабов ЧС, условий развития и последствий численный состав ЦУКС дополняется до состава необходимой достаточности.

2.3. Пункт управления ЦУКС

Пункт управления ЦУКС размещается в специально оборудованном помещении, в отдельном специальном здании.

В отдельном здании совместно с ЦУКС могут размещаться и другие дежурно-диспетчерские службы, что позволит организовать эффективное взаимодействие ЦУКС с ДДС.

Состав технических средств управления ПУ ЦУКС:

средства связи и передачи данных;

средства оповещения и персонального вызова;

средства автоматизации управления.

Состав оперативной документации на ПУ ЦУКС:

журналы учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;

инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе или возникновении ЧС;

инструкции о несении повседневного дежурства;

схемы и списки оповещения руководства области в случае ЧС;

рабочая карта;

схема управления и связи;

телефонные справочники;

формализованные бланки управленческих документов с заранее заготовленной постоянной частью текста.

2.4. Узел связи ЦУКС

Узел связи (далее - УС) ЦУКС - организационно-техническое объединение сил и средств связи и передачи данных, обеспечивающих обмен информацией, а также командами (сигналами) оповещения в соответствии с задачами, решаемыми ЦУКС путем их определенного развития и совершенствования.

УС ЦУКС обеспечивает:

передачу речевых сообщений по каналам проводной и радиосвязи, документов по факсимильной и телеграфной связи, сигналов и команд;

прямые телефонные каналы связи между ЦУКС и наиболее важными ДДС, а также между ЦУКС и руководством Администрации области;

прием информации по единому выделенному телефонному номеру одновременно от нескольких абонентов;

автоматическое определение номера входящего абонента;

коммутацию передаваемого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС;

громкоговорящую селекторную связь с ДДС, взаимодействующими с ДДС;

обмен речевыми сообщениями, документальной информацией, а также данными с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления.

Для обеспечения коммуникаций между ДДС узел связи ЦУКС включает в свой состав телекоммуникационный центр, позволяющий обеспечить сбор, выборочное и циркулярное доведение информации до всех заинтересованных абонентов.

2.5. Центр оповещения и персонального вызова ЦУКС

Центр оповещения и персонального вызова (далее - ЦОПВ) ЦУКС представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения и персонального вызова.

ЦОПВ ЦУКС создается в целях совершенствования организации вызова и оповещения должностных лиц определенных категорий.

Основными задачами ЦОПВ ЦУКС являются:

обеспечение оповещения и персонального вызова должностных лиц соответствующих администраций, ЦУКС;

обеспечение оповещения и вызова подразделений, сил постоянной готовности, непосредственно подчиненных ЦУКС.

Централизованное задействование средств ЦОПВ ЦУКС осуществляется оперативным дежурным.

Из ЦОПВ ЦУКС передаются следующие виды информации:

сигналы вызова;

речевые (текстовые) сообщения;

условные сигналы.

Передача указаний из ЦОПВ ЦУКС обеспечивается по проводным средствам связи и средствам систем персонального радиовызова.

Оповещение населения при возникновении ЧС осуществляется по системе централизованного оповещения с задействованием электросирен и радиотрансляционной сети по команде оперативного дежурного ЦУКС.

В районах и городах, где отсутствует служба оперативных дежурных в отделах ГОЧС, организуется непосредственный выход от оперативного дежурного ЦУКС на городской или районный радиотрансляционный узел для оповещения населения.

3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЦУКС

3.1. Режимы функционирования ЦУКС

ЦУКС функционирует в следующих режимах:

режим повседневной деятельности;

режим повышенной готовности;

режим чрезвычайной ситуации.

В режиме повседневной деятельности личный состав ЦУКС несет круглосуточное дежурство, поддерживает в готовности к использованию имеющиеся программно-технические средства, вносит необходимые изменения в банк данных, а также в структуру оперативных документов, необходимых для обеспечения их действий при угрозе или возникновении ЧС.

В режим повышенной готовности ЦУКС переводится при угрозе ЧС. Этот режим позволяет заблаговременно подготовиться к возможным действиям при возникновении ЧС, принять необходимые экстренные меры по его предотвращению.

В режиме чрезвычайной ситуации ЦУКС функционирует при возникновении ЧС. Указанный режим является основным.

3.2. Порядок работы ЦУКС

Информация о возникновении ЧС и пожарах в ЦУКС поступает от граждан по единому выделенному телефонному номеру "01", от ДДС, взаимодействующих с ЕДДС, а также от вышестоящих и взаимодействующих органов управления.

При получении оперативной информации по телефону она записывается и циркулярно доводится до всех взаимодействующих ДДС, параллельно подключаются система определения номера и идентификация абонента.

Оперативная смена ЦУКС идентифицирует ЧС по полученной информации. При классификации сложившейся ситуации как "не требующая совместных действий ДДС" ЦУКС передает управление соответствующей ДДС, в компетенции которой находится реагирование на случившееся.

Одновременно подготавливается формализованное сообщение о факте ЧС для последующей циркулярной передачи задействованным ДДС.

Информация о факте ЧС немедленно докладывается председателю комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Курской области (далее - КЧС и ПБ области), начальнику Главного управления по делам ГО и ЧС Курской области, проводится оповещение и сбор должностных лиц Администрации и служб области, информируются взаимодействующие органы управления.

При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способе защиты.

Уточняется состав сил и средств постоянной готовности. Проводится оповещение непосредственно подчиненных Администрации области сил постоянной готовности.

Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления, информируются взаимодействующие системы.

По прибытии руководства Администрации области и взятии управления на себя ЦУКС обеспечивает информационную поддержку деятельности Администрации и ее взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.

Получив информацию о факте ЧС, диспетчер (дежурный) ДДС с помощью ПЭВМ оценивает обстановку, уточняет наряд привлекаемых сил и средств постоянной готовности, проводит их оповещение, отдает распоряжение на необходимые действия и контролирует их выполнение.

При прибытии руководства ЦУКС и взятии на себя управления подчиненными силами и средствами ЦУКС обеспечивает информационную поддержку деятельности и взаимодействия Администрации области с другими службами.

3.3. Порядок комплектования и подготовки кадров

Комплектование личным составом ЦУКС осуществляется начальником Главного управления по делам ГО и ЧС области.

Оперативные дежурные, их помощники и другие должностные лица дежурных смен обязаны знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность, уметь применять их в практической работе.

Основными формами обучения должностных лиц являются: тренировки дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях), занятия в соответствующих учебно-методических центрах или на курсах.

Совместные учебные мероприятия (занятия по профподготовке, тренировки и учения), проводимые с личным составом ЦУКС, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно и утвержденным Губернатором Курской области.

Профессиональная подготовка должностных лиц ЦУКС проводится ежемесячно. Целесообразно практиковать обучение в учебно-методическом центре МЧС России по специальным программам.

В зависимости от учебных целей тренировки дежурных смен проводятся совместные или раздельные. К совместным тренировкам привлекается весь личный состав ДДС, и они проводятся под руководством начальника Главного управления по делам ГО и ЧС области.

Раздельные тренировки дежурных смен разрабатываются и проводятся под руководством начальника ЦУКС.

Занятия и тренировки проводятся с использованием тренажеров, средств автоматизации и других технических средств, установленных на рабочих местах дежурной смены.

3.4. Организация несения дежурства

В ПУ ЦУКС организуется круглосуточное дежурство силами дежурных смен.

Состав и количество дежурных смен, их численность, режим дежурства и порядок отдыха определяются начальником ЦУКС.

Дежурная смена ЦУКС работает по утвержденному графику. В состав дежурных смен ЦУКС включаются: начальник смены, оперативный дежурный, дежурный по связи - телеграфист, технический персонал, обслуживающий средства связи, оповещения, автоматизации и другие технические средства, установленные на ПУ.

Дежурная смена обязана знать обстановку, иметь данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности и способах вызова.

Смена дежурных производится раз в сутки в 8 час. 30 мин.

После завершения приема и сдачи дежурства и оформления соответствующих записей в книге дежурного оперативный дежурный заступающей смены докладывает по подчиненности о состоянии ЦУКС и недостатках, обнаруженных при приеме дежурства, которые не были устранены предыдущей дежурной сменой.

Дежурные (диспетчеры) взаимодействующих служб докладывают оперативному дежурному о приеме и сдаче дежурства.

3.5. Финансовое обеспечение

Финансирование ЦУКС осуществляется за счет средств областного бюджета.

Федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тульской области» (далее - ЦУКС) размещено в 4-этажном здании по адресу: г. Тула ул. Демонстрации, д. 21а. Общая площадь помещений ЦУКС составляет 3280 м2. Площадь оперативного зала – 242 м2.

С 1 января 2012 года ЦУКС реорганизован в Федеральное казенное учреждение, структура и штатное расписание приведены в соответствии с приказом министра от 31.10.2011 № 650 «Об изменении структуры центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и внесении изменений в приказ МЧС от 30.12.2005 № 1027». Правоустанавливающие документы в наличии.
Штатная численность ЦУКС составляет 150 единиц, из них федеральная составляющая - 104, областная составляющая - 46. Штатная численность ОДС ЦУКС составляет 21 человек, из них федеральная составляющая – 13 чел., областная составляющая – 8 человек.
В целях реализации Программы «Создание в МЧС России доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья на 2011 - 2016 годы» Главным управлением проведено обустройство здания ЦУКС оборудованием для маломобильных групп населения, трудоустроено 4 человека с ограниченными физическими способностями.

Основные подразделения ЦУКС:
Отдел организации оперативной службы;
Служба пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ;
Служба оперативного обеспечения диспетчерской связи;
Отдел оперативно-аналитический;
Отдел мониторинга и прогнозирования;
Отдел информационных технологий, автоматизированных систем управления и связи;
РИЦ ОКСИОН;
Отделение (эксплуатационное);
Отделение стационарных средств связи и технических систем оповещения;
Загородный (запасный) пункт управления;
Подвижный пункт управления;
Группа по взаимодействию с ДДС ТП РСЧС;
Отдел материально-технического обеспечения;
Отделение административных сетевых ресурсов;
Кроме того в ЦУКС входят:
Отделение бухгалтерского учета и отчетности;
Отделение кадров, воспитательной работы и психологического обеспечения;
Отделение обеспечения финансирования расходов на чрезвычайные ситуации;
Группа по защите государственной тайны.

Локальная вычислительная сеть в центре создана и включена в цифровую сеть МЧС. Система связи центра организована на базе аренды каналов и систем связи Тульского филиала ОАО «ЦентрТелеком». На основе внедрения новейших телекоммуникационных технологий функционируют прямые каналы связи со всеми ЕДДС и ПСГ. Для организации взаимодействия имеются также прямые каналы связи с оперативными дежурными службами УВД области, УФСБ по Тульской области, скорой помощи, «Тулгорводоканала» и «Тулэнерго», а также с критически важными объектами и объектами с ночным пребыванием людей г. Тулы, а через АТС со всеми другими дежурно-диспетчерскими службами области.

Для прогнозирования развития обстановки при ЧС и происшествиях, а также в целях поддержки принятия управленческих решений, специалистами оперативной дежурной смены ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Тульской области» используется 21 расчетная задача по основным типам рисков, характерных для Тульской области и 83 информационных ресурса:
21 информационных систем МЧС России;
26 информационных систем органов управления Ф и ТП РСЧС;
3 информационные системы видеомониторинга;
33 открытых информационных ресурсов сети интернет.
При прогнозировании возможного развития той или иной ситуации ЦУКС активно используется данные дистанционного зондирования земли (ДЗЗ). Космические снимки размещаются на геоинформационных ресурсах «ИСДМ-Рослесхоз» и «Каскад».
Программно-аналитический комплекс РСЧС-2030 позволяет не только анализировать, но и производить расчет, прогнозировать и моделировать возможное развитие сценариев чрезвычайных ситуаций по наихудшему сценарию. Все результаты автоматически наносятся на карту области. Для расчета и мониторинга возможного развития природных пожаров используется расчетный модуль математического моделирования развития лесных пожаров СПО интегрированной информационно-управляющей системы трансляции и сбора информации на базе геоинформационных технологий. В дополнении к вышеперечисленным программно-аналитическим комплексам, специалисты дежурной смены получают практические навыки в использовании расчетов по охлаждению помещений (теплопотерь зданий), обрушению зданий, потребности питьевой и технической воды, снеговой нагрузки на крыши зданий, аварий на АХОВ с помощью программно-аналитического комплекса ДИАР.
В рамках информационного обмена заключено 56 Соглашений с ФП, звеньями ТП РСЧС, а также с заинтересованными организациями.

В состав Центра входит оперативная группа, оснащенная средствами радио-, сотовой и спутниковой связи, оборудованием для визуального контроля, средствами видео-, фото документирования и передачи информации, которая обеспечивает получение и передачу достоверной информации непосредственно с места. Оперативная группа развернута на базе информационно-аналитического комплекса поддержки принятия решений по вопросам гражданской обороны и защиты населения ИАК «Аналитик-Р».
Оперативная группа ЦУКС оснащена мобильным комплексом МКМП-Х на базе автомобиля ФИАТ ДУКАТО, предназначенного для мониторинга и прогнозирования обстановки при ликвидации последствий ЧС на объектах транспортной инфраструктуры и авариях на транспорте с аварийно химически опасными веществами.

В Государственном учреждении Тульской области "Управление противопожарной службы" на базе ЦУКС функционирует группа ОКСИОН. Финансирование его создания осуществлялось за счет федерального и областного бюджетов. Всего создано и функционирует 23 терминальных комплекса общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах с массовым пребыванием людей.

В рамках реализации Концепции комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, разработанной во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. №Пр-2937 решаются вопросы мониторинга обеспечения безопасности жизнедеятельности населения г. Тулы.
С целью обеспечения устойчивого и непрерывного управления органами управления, силами и средствами при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Тульской области ведутся работы по включению оперативно-дежурных и дежурно-диспетчерских служб в единую систему управления с организацией каналов видеоконференцсвязи, созданной на базе Главного управления МЧС России по Тульской области. На данный момент в систему видеоконференцсвязи включено 24 пожарно-спасательных гарнизона, 24 единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Тульской области, что составляет 100 % от общего их количества. Так же к сети видеоконференцсвязи ЦУКС подключено 7 органов управления ФП РСЧС, 3 органа управления ТП РСЧС, 6 потенциально опасных объектов и 3 органа управления, не входящих в ТП РСЧС. В рамках взаимодействия, в режиме видеоконференцсвязи, ежедневно осуществляется уточнение прогноза возникновения возможных ЧС и оперативная обстановка, сложившаяся на территории области. Селекторные совещания проводятся не только с целью доведения оперативной информации, но в тоже время и с целью проверки работоспособности каналов связи, а также закрепления навыков работы диспетчеров оперативных служб в режиме видеоконференцсвязи.

В Главном управлении МЧС России по Тульской области и подчиненных подразделениях развернута многоуровневая навигационно-информационная система (далее – МНИС) ГЛОНАСС, в которую входит 33 автоматизированных рабочих места и 254 автомобильных транспортных средства, оснащенных бортовым навигационно-связным оборудованием.
При эксплуатации системы используются следующие функции МНИС ГЛОНАСС:
- контроль местоположения транспортного средства;
- отслеживание траектории движения транспортного средства в заданный период времени;
- получение информации о пробеге, средней скорости транспортного средства, времени стоянки, времени работы двигателя, объеме израсходованного топлива;
- получение информации о нахождении объектов и водоисточников;
- контроль за перемещением транспортных средств в пределах зон ответственности;
- ведение полного списка личного состава каждого подразделения, табеля, состава караулов, наряда на службу, списка транспортных средства;
- составление отчетов.

В целом, организация ОДС показала свою эффективность при решении вопросов оперативного реагирования на возникавшие чрезвычайные ситуации и происшествия, когда необходимо было принятие первоначальных решений по применению сил и средств и координации деятельности органов повседневного управления. Продолжается работа по дальнейшему техническому совершенствованию материальной базы и комплекса средств автоматизации ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Тульской области». Ведется постоянное накопление информационной базы по различным направлениям, которая обеспечивает информационную поддержку принятия управленческих решений при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведенная работа показала готовность ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Тульской области» к выполнению задач по предназначению.

Служба пожаротушения (СПТ) создаётся по решению начальника ГУ МЧС России по субъекту РФ, как структурное подразделение Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), в местных гарнизонах пожарной охраны, отряда ФПС.

Порядок создания и функционирования СПТ подразделений ФПС определен Рекомендациями по организации деятельности службы пожаротушения, (утверждены Военным экспертом МЧС России 25.12.2008).

В своей деятельности СПТ руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, «Положением о СПТ» разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке ГУ МЧС России по субъекту РФ.

СПТ осуществляет непосредственный контроль за готовностью всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон, к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ - непосредственную координацию их действий

Основными принципами работы СПТ являются:

Высокая готовность к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

Оперативность, глубокое знание оперативной обстановки;

Соблюдение законности;

Сохранение государственной и служебной тайны;

Четкое выполнение требований руководящих документов, функциональных обязанностей и должностных инструкций;

Вежливость и уважительное отношение к гражданам.

Начальнику дежурной смены СПТ (оперативному дежурному по гарнизону пожарной охраны) подчиняются в оперативном отношении все должностные лица подразделений гарнизона пожарной охраны, дежурная смена центрального пункта пожарной связи, дежурные караулы (смены) местных гарнизонов, дежурный состав испытательной пожарной лаборатории и дежурный дознаватель ГПН. СПТ осуществляет непосредственный контроль за готовностью всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон, к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ – непосредственную координацию их действий.

СПТ ГУ МЧС России по субъекту РФ в повседневной деятельности подчиняется начальнику ЦУКС (ЦУС), а в оперативном отношении - начальнику территориального гарнизона.

СПТ отряда ФПС подчиняется начальнику отряда ФПС. Начальник СПТ является непосредственным начальником всего личного состава СПТ.

СПТ создается в соответствии с нормативными правовыми документами МЧС России и подразделяется на СПТ I, II и III- го разряда:

I разряд - для обслуживания 25 и более пожарных частей;

II разряд - для обслуживания от 15 до 25 пожарных частей;



III разряд - для обслуживания до 15 пожарных частей.

При определении разрядности службы пожаротушения учитываются все подразделения пожарной охраны, входящие в гарнизон, независимо от их ведомственной принадлежности.

В СПТ I -го разряда ежесуточно службу несет дежурная смена, состоящая из пяти человек:

Заместителя начальника СПТ – начальника дежурной смены, который в период дежурства является оперативным дежурным по гарнизону, а на пожарах - руководителем тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (до прибытия старшего должностного лица гарнизона);

Помощника начальника дежурной смены СПТ, который в период дежурства является помощником оперативного дежурного по гарнизону, на пожарах исполняет обязанности начальника тыла штаба тушения пожара и проведении аварийно-спасательных работ;

Водителя;

В СПТ 2-го разряда ежесуточно службу несет дежурная смена, состоящая из четырех человек:

Заместителя начальника СПТ - начальника дежурной смены, который в период дежурства является оперативным дежурным по гарнизону, а на пожарах - руководителем тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (до прибытия старшего должностного лица гарнизона);



Старшего помощника начальника дежурной смены СПТ, который в период дежурства является заместителем оперативного дежурного по гарнизону, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ исполняет обязанности начальника штаба тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ;

Водителя;

Старшего инструктора-пожарного СПТ, который в период дежурства и на пожарах является связным оперативного дежурного по гарнизону.

В СПТ 3-го разряда ежесуточно службу несет дежурная смена, состоящая из трёх человек:

Заместителя начальника СПТ – начальника дежурной смены, который в период дежурства является оперативным дежурным по гарнизону, а на пожарах – руководителем тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (до прибытия старшего должностного лица гарнизона);

Водителя;

Старшего инструктора-пожарного СПТ, который в период дежурства и на пожарах является связным оперативного дежурного по гарнизону.

Из числа сотрудников СПТ организуется постоянное, непрерывное круглосуточное дежурство из четырех дежурных смен продолжительностью по 24 часа, в соответствии с распорядком дня СПТ.

После смены дежурства сменившейся смене СПТ предоставляется отдых в течение 3-х суток. В период отдыха сотрудники СПТ могут привлекаться на запланированные гарнизонные мероприятия, с последующим предоставлением отдыха в установленном порядке.

Время смены СПТ устанавливается начальником гарнизона и не должно совпадать со временем смены дежурных караулов. Во время приема-сдачи дежурства оперативный дежурный по гарнизону, сдающий дежурство, подробно знакомит заступающую смену с оперативной обстановкой, информирует о происшествиях и недостатках в гарнизоне и проведенных мероприятиях за прошедшие сутки. Заступающая смена должна принять у сменяющейся в установленном порядке технику, документацию, имущество, и оборудование.

О приеме-сдаче дежурства, выявленных недостатках, пожарах, происшествиях за прошедшие сутки с личным составом ФПС и принятых мерах оперативные дежурные вместе с начальником СПТ докладывают начальнику гарнизона (в случае отсутствия начальника гарнизона - лицам, его замещающим). Работа сотрудников СПТ осуществляется на основе разработанных должностных обязанностей, с учетом специфики выполняемых задач и равномерного распределения между дежурными сменами основных направлений деятельности. С учетом местных условий и специфики гарнизонов начальником СПТ на дежурные смены могут быть возложены дополнительные должностные обязанности, равномерно распределенные между дежурными сменами СПТ.

На территории Российской Федерации действует единая нумерация и специализация дежурных смен территориальных и местных СПТ:

1 смена - газодымозащитная служба;

2 смена - противопожарное водоснабжение;

3 смена - рукавное хозяйство;

4 смена - пожарная техника, пожарно-техническое вооружение и аварийно- спасательное оборудование.

Порядок выезда на пожары и проведение аварийно-спасательных работ дежурных смен СПТ (оперативных дежурных) всех уровней определяется приказом начальника ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, а также регламентируется соответствующими указаниями и инструкциями .

Для выполнения возложенных на СПТ задач, связанных с организацией службы дежурных смен СПТ, выделяются необходимые служебно-бытовые помещения, размещённые на одной территории с ЦУКС (в местном гарнизоне-с ЦППС). Начальник СПТ, дежурные смены СПТ обеспечиваются служебным автотранспортом, оргтехникой, мебелью, имуществом, средствами связи, пожарной техникой и аварийно- спасательными средствами, согласно табелю оснащенности. Сотрудники СПТ обязаны нести службу в форме одежды, установленной начальником ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, иметь при себе служебное удостоверение и жетон с личным номером.

Основными отчетными документами сотрудников дежурной смены СПТ по выполнению должностных инструкций и функциональных обязанностей являются:

Материалы проверок подразделений, сводки о выездах подразделений, справки, подготовленные СПТ во время дежурства;

Методические планы для проведения ПТУ, ПТЗ и планы проведения групповых упражнений и деловых игр;

Журнал учета отказов пожарной техники;

Журнал рапортов работы дежурной смены СПТ за дежурные сутки с отметками о выполнении мероприятий;

Книга учета работы дежурной смены СПТ на пожарах.

Основными функциями СПТ являются:

Руководство тушением пожаров и проведением возложенных на ФПС аварийно-спасательных работ;

Корректировка «Планов привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» и «Расписаний выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»;

Участие в аналитической работе по исследованию крупных пожаров, разработке мер, направленных на создание условий для их успешной ликвидации и оснащению подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований соответствующей техникой и огнетушащими средствами;

Изучение пожарной опасности объектов гарнизона, в том числе охраняемых объектовыми и договорными подразделениями;

Изучение и распространение передового опыта в области организации пожаротушения, проведения аварийно-спасательных работ и обеспечения пожарной безопасности охраняемых объектов;

Взаимодействие со службами жизнеобеспечения по вопросам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

Участие в мероприятиях по организации и совершенствованию подготовки личного состава подразделений гарнизона, связанных с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ;

Разработка оперативно-служебной документации;

Организация профессиональной подготовки личного состава подразделений гарнизона, проведения пожарно-тактических учений (ПТУ) и решение пожарно-тактических задач (ПТЗ);

Участие в разработке типовых структур и штатных расписаний органов управления и подразделений ФПС;

Проверка деятельности подразделений ФПС гарнизона и контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных недостатков;

Осуществление организационно-методического руководства подразделениями ФПС по вопросам организации пожаротушения, проведения возложенных на ФПС аварийно-спасательных работ;

Контроль за работой должностных лиц органов управления и подразделений гарнизона, допущенных к выезду на пожары в качестве РТП, по проведению ПТУ и ПТЗ, составлению документов предварительного планирования действий по тушению пожаров, изучению районов выезда и объектов в оперативно- тактическом отношении.

В ЦУКС (ЕДДС, ЦППС) в аппаратной устанавливается специальная многоканальная аппаратура, которая необходима для регистрации всех принятых и переданных сообщений по радио- и проводным каналам связи. Количество каналов аппаратуры магнитной (цифровой), записи определяется оперативной необходимостью (исходя из количества рабочих мест и каналов связи). Магнитофоны опечатываются и устанавливаются в отдельном помещении в ЦУКС (ЕДДС, ЦППС). Включение магнитофонов должно производиться автоматически с поступлением сообщения. На магнитной ленте в обязательном порядке фиксируются время приема и передачи сообщений и распоряжений.

При наличии единой службы, регистрация времени приема сообщений производится автоматически от "говорящих часов" по отдельному каналу на каждом магнитофоне. Диспетчер (радиотелефонист) ЦУКС при приеме и сдаче дежурства в обязательном порядке производит запись на технические средства информации о приеме и сдаче дежурства. Все технические записи подлежат учету и хранению. Регистрация носителей информации, отметки о прослушивании, а также распоряжения о продлении срока хранения или изъятия их производятся диспетчером в журнале учета записей.



Просмотров