Система эвристических приёмов решения задач. Эвристические приемы, как механизм формирования основ творческой деятельности у школьников

Круг экономико-математических моделей и методов, используемых в экономическом анализе, чрезвычайно широк, однако их применение сдерживается затрудненностью адекватного описания производственного процесса, получения решений в условиях высокой размерности задач, а также отсутствием необходимой для этого случая квалификации управленческого персонала. Методология экономического анализа, таким образом, должна быть расширена. Приемы исследования в экономическом анализе разделяют на две общие группы: качественные и количественные. Одним из видов качественных технических приемов являются эвристические.

Эвристика – приемы и методы принятия решений, использующие интуицию и опыт специалистов в решении аналогичных проблем.

Эвристические приемы экономического анализа представляют собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и поиска приемлемого решения, которая опирается в определенной мере на изобретательность и творческий поиск и активно использует методику «наводящих» вопросов. Эвристические приемы можно разделить на три группы:

1. Методы индивидуального творческого поиска.

2. Методы коллективного творческого поиска.

3. Методы активизации творческого поиска.

1. Метод аналогий, метод инверсии, метод идеализации.

Метод аналогии состоит в использовании уже известного решения, которое было применено в подобной ситуации, либо подсказано технической, экономической, художественной литературой, «подсмотрено» в природе.

Метод инверсии состоит в применении таких подходов, как: перевернуть «вверх ногами», поменять местами, «вывернуть наизнанку».

Метод идеализации направлен на получение представления об идеальном варианте решения проблемы. Рассматривать идеальные решения полезно (даже когда имеет место фантазирование), т. к. они могут привести к новой идее.

2. «Мозговой штурм», конференция идей, метод коллективного блокнота.

«Мозговой штурм» – это наиболее эффективный метод генерирования новых идей путем творческого сотрудничества специалистов.

Конференция идей отличается от метода «мозгового штурма» тем, что активно поощряет критику в форме реплик и комментариев. Считается, что критика может повысить ценность идеи, которая предлагается.

Метод коллективного блокнота объединяет индивидуальное продвижение идей каждым членом рабочей группы с их коллективной оценкой. Каждый участник группы получает блокнот, в котором в доступной форме изложена суть решаемой проблемы.

3. Метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа.

Метод контрольных вопросов заключается в нахождении решения проблемы с помощью «наводящих» вопросов.

Сущность метода фокальных объектов заключается в перенесении признаков случайно избранных объектов на объект, который совершенствуется, и находится будто бы в фокусе переноса (отсюда название).

Метод морфологического анализа базируется на комбинаторике и систематическом изучении всех теоретически возможных вариантов, которые вытекают из закономерностей строения (морфологии) изучаемого объекта.

В экономическом анализе также популярны эвристические методы прогнозирования – методы, используемые для прогнозирования поведения сложных систем с множеством параметров и целей, когда нет возможности формализовать прогноз в виде математических моделей. Различают две группы таких методов: интуитивные, основанные на личной эрудиции, проницательности и опыте эксперта; аналитические, основанные на логическом анализе модели процесса развития объекта прогнозирования. Результаты могут быть выражены математическими и графическими моделями, матрицами и сетями.

Эвристические методы получили достаточно широкое распространение в экономическом анализе, дальнейший прогресс в этом направлении связан с разработкой и внедрением экспертных систем.

Эвристические методы и приемы в рамках « Технологии полного усвоения»

Урок - главная составляющая учебного процесса в школе. В работе «Технология полного усвоения на уроках физики» я определила для себя ряд вопросов:

Как сделать урок эффективным?

Как добиться полного усвоения курса физики всеми учащимися?

Как организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы мои ученики стали субъектами обучения и могли самостоятельно добывать знания.

Как строить урок на исследовательском уровне…

Эти вопросы определили тему моего исследования .

Почему я обратилась к данной технологии? В классах, как показывает практика, учащиеся имеют неодинаковый уровень усвоения материала. Проанализировав степень усвоения в двух классах, получила результат. Из 49 обучаемых мною восьмиклассников только 25% легко справляются с объемом информации, у 50% усвоение программы вызывает некоторые затруднения, а 25 % учащихся в силу низкого общего развития требуют особых усилий для достижения базового уровня программы.

В данной работе, я передам лишь суть технологии, выбрав только часть моей работы «Эвристические приемы при решении физических задач»

Цель работы - определить роль и важность эвристических приемов на уроке физики

В задачи исследования входило:

изучить труды М.В. Кларина по технологии полного усвоения знаний

и апробировать инновационный опыт применительно к условиям моей школы на уроках 8аг классах;

проанализировать эффективность урока с применением эвристических приемов и без них, сравнив с помощью диагностического контрольного среза результаты усвоения темы;

создать копилку методических приемов;

провести входящие перед началом исследования и промежуточные диагностические срезы;

разработать схему урока физики по технологии полного усвоения знаний;

устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 90% учащихся;

применить и обобщить опыт по данной теме на школьном, муниципальном и региональном уровне.

Актуальность и новизна данной работы состоят в том, что тема «Эвристические приемы при решении задач в технологии полного усвоения на уроках физики » непредставлена в методической литературе.

Актуальность выбора темы определяются следующими противоречиями:

1. Успеваемость школьников и неумение организовать урок в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения.

2.Темп обучения, способ предъявления учебного материала и результаты обучения.

3.Способности учеников и неправильно подобранные для них условия.

Теоретическая значимость темы заключается в том, что педагоги - новаторы по - разному подходят к данной проблеме, и моя задача - найти тот оптимальный вариант, который я могу применить в своей работе.

Практическая значимость полученных результатов будет состоять в том, что мои ученики способны будут использовать полученные умения и навыки при сдаче ЕГЭ, при решении задач разного уровня, и в конечном результате, я выполню миссию школы: выпустить в жизнь ученика - творца, способного нестандартно мыслить в разных жизненных ситуациях, и находить способ решения своих проблем.

Для удобства работы над данной темой я создала программу своей работы, которая помогла мне спрогнозировать результаты обучения, воспитания и развития моих учеников.

Суть технологии полного усвоения.

Известный педагог М.В. Кларин предлагает следующие характеристики технологии полного усвоения.

Общая установка учителя: все ученики могут и должны освоить данный учебный материал полностью .

Разработка критериев полного усвоения для курса, раздела или большой темы .

Все учебное содержание разбивается на отдельные учебные единицы ,
Они закончены по смыслу и невелики по объему (3-6 уроков).

К каждой учебной единице разрабатываются диагностические тесты и коррекционный дидактический материал .

Технология полного усвоения предполагает выполнение следующих шагов:

Ориентация учащихся. Учитель с самого начала заявляет своим ученикам, что они начинают учиться «по-новому», и по этой новой методике в классе, во-первых, не будет неуспевающих, а во-вторых, количество хороших и отличных отметок ничем не ограничено.

Знакомство детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения:

каждый ученик получает отметку только на основе результатов заключительной проверки, по итогам всего курса;

отметка каждого ученика определяется не сравнением с результатами других учеников, а заранее определенным эталоном. Здесь нужно указать эталон высшей (отличной) отметки и число отличных отметок не ограничивается

каждый ученик получит любую необходимую помощь. Поэтому, если он не может усвоить материал одним способом, то ему будут предоставлены другие альтернативные возможности;

на протяжении всего курса обучения каждый ученик получает серию «диагностических» проверочных работ (тестов), предназначенных для руководства его продвижением; результаты этих проверок не всегда оцениваются отметками. Сведения по результатам этих проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить их;

Как видно, уже на начальном этапе работы отчетливо прослеживается основная черта всей системы - направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат.

3. Учебный процесс разбивается на блоки ,

4. Изложение нового материала и его проработка учащимися происходят традиционно, но на основе ориентиров, которые представляют собой конкретно сформулированные учебные цели. После изучения каждой учебной единицы проводится «диагностический тест», результаты которого объявляются учащимся сразу же после его выполнения. Единственным критерием оценки является эталон полного усвоения знаний и умений.

5. После диагностического теста ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим одноклассникам. Основное же внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала. С ними организуется коррекционная учебная деятельность . При устранении частных пробелов и затруднений нередко применяется индивидуальная работа учителя с учеником. Основной формой работы в этом случае является работа детей в малых подгруппах (по 2-3 человека), их взаимообучение, использование помощи тех учеников, которые успешно усвоили учебную единицу).

5. Вспомогательная работа завершается опять диагностическим тестом , после которого возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто все еще не достиг требуемого уровня (полного усвоения).

6. Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы.

Структура урока по технологии полного усвоения знаний

В технологии полного усвоения типология уроков разнообразная

Но общая организация учебных занятий может быть представлена в виде следующей блок-схемы.

Этап целеполагания играет огромную роль в конструировании урока.

Постановка целей урока связана с тремя уровня усвоения.

1-й уровень - знакомство, различение .

2-й уровень - алгоритмический.

3-й уровень - творческий

Целеполагание на уроках по технологии полного усвоения можно представить в виде таблицы:

Уровни усвоения

Учебная цель (обобщенная)

Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся

Методы обучения

Формы проверки

Уровень знакомства представления (деятельность учащихся) по узнаванию

Учащиеся получают представление о чем-либо

Учащиеся опознают, различают, классифицируют (при внешней опоре)

Объяснительно-иллюстративные: рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, работа с книгой, пробное выполнение практических действий при внешней опоре

Тест-опознание, тест-различение; тест-классификация; выполнение типовых заданий

Алгоритмический уровень (воспроизводящая деятельность учащихся)

Учащиеся усваивают факты, понятия, законы, умеют применять их в типовых ситуациях

Учащиеся описывают, определяют, находят, составляют, выделяют, объясняют, вычисляют, демонстрируют, формулируют, воспроизводят (по памяти, без внешней опоры)

Репродуктивные: решение типовых задач, выполнение тренировочных упражнений, проверочная беседа, практические, лабораторные работы, наблюдения

Тест-подстановка, тест конструктивный, все виды практических (репродуктивных) работ

Творческий уровень (поисковая деятельность, «открытие» новых знаний, способов)

Применяют знания, умения и навыки в нестандартных (нетиповых) ситуациях

Учащиеся видоизменяют, реорганизовывают, обобщают, систематизируют, упрощают, усложняют, находят причинно-следственные связи, выбирают, оценивают значимость данных, формируют новые цели, находят в объекте его составляющие

Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа

Задачи-проблемы, проблемные вопросы, творческие работы, моделирование

Основной целью технологии полного усвоения является создание таких условий, чтобы позволить устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 90% учащихся., т.е более 50% учащихся перевести на 3 уровень усвоения. Для этого я использую на каждом уроке эвристические задания.

Эвристическую деятельность по решению задачи можно условно разделить на два вида: алгоритмическую (действия по образцу) и эвристическую (направленную на поиск этого образца). Причём «образец», который удаётся подобрать, иногда настолько радикально отличается от того, что рассматривается в задаче, что даже сам нашедший это сходство удивляется ходу своих мыслей.

Если же из подсознания подсказка не приходит, то для осознанного поиска идеи решения оказываются полезными некоторые опоры - эвристики.

Основной эвристический совет: преобразовать нестандартную задачную ситуацию в стандартную. Как это сделать, подсказывают эвристические приёмы.

Умению использовать эвристические приёмы я учу так же, как и умению опираться на алгоритмы. И начинаю обучение сразу же, как только учащиеся приступают к знакомству с методами и алгоритмами решения физических задач.

В своей методической копилке имею шесть групп эвристических приёмов по физике, названия которых указывают на характерное для каждого семейства направление преобразований задачной ситуации.

Группа №1 «Анализ условий и постановка задачи» объединяет приёмы, которые полезно использовать на начальном этапе преобразования нестандартной ситуации в стандартную. К ним относятся приёмы:

отсеять лишнее;

- доопределить термины и логически структурировать информацию;

- идеализировать свойства объектов;

- перекодировать текст в схему;

- подобрать дополнительные данные (из памяти, из справочников, руководствуясь здравым смыслом),

Начать с разработки самой простой модели задачной ситуации, но помнить о возможности применения других моделей.

В качестве примера с чёткой постановки задачи, а также зависимость результата решения от разработанной модели, учащимся можно предложить следующую задачу:

Расстояние от мальчика до щенка 10 м. Щенок бежит со скоростью 2 м/с. Через сколько времени щенок добежит до мальчика?

Без предварительной подготовки учащиеся, как правило, сразу отвечают: «Через 5 сек.»! На что можно возразить: «Неправильно!» И уточнить: «Собака бежала в другую сторону!» После этого учащиеся сами начинают подбирать дополнительные условия: собака бежала в противоположную сторону, собака бежала вокруг мальчика, мальчик сам убегал от собаки или бежал ей навстречу и т.п. Становится понятно, что ответов без введения дополнительных данных может быть бесконечно много. При этом полезно заметить, что решение «торопливых» учащихся вполне уместно. Более того, если нет указаний и (или) нет возможности уточнить условие, то следует решать задачу, рассматривая простейший вариант развития событий и по возможности указав на другие возможные случаи. Сформулированное здесь правило можно рассматривать как применение принципа простоты на этапе уточнения условий и постановки задачи.

Группа приемов №2 «Методологический подход». К нему относятся приёмы: - посмотреть на проблему в целом;

Использовать аналогию с решёнными ранее задачами;

- выяснить сохраняющиеся характеристики объектов

Посмотреть на ситуацию с разных сторон , из различных систем отсчёта;

Прием суперпозиции представить предмет или явление как результат наложения нескольких более простых.

Искать элементы симметрии

Группа приёмов №3 «Выявление особенностей рассматриваемых объектов». Поэтому сюда входят приёмы:

- учесть согласованность изменений физических объектов;

- использовать геометрические образы;

- построить график выявленной зависимости;

- учитывая особенности объектов, уточнить или изменить модель.

Группа приемов №4 «Переструктурирование задачи». Если ни один приём из первых трёх семейств не даёт результата, то можно попробовать следующие приемы:

- разделить на части (задачу - на подзадачи, предмет - на несколько предметов, явление - на несколько явлений);

- выявить периодичность происходящих процессов или логических действий,

- ввести вспомогательные элементы

- перекомбинировать предметы и явления

- решить обратную задачу

При применении формулы архимедовой силы проведём следующие логические операции:

Мысленно разделим тело на две части вдоль границы раздела двух жидкостей (разделение на части);

Разведём обе части тела на очень малое расстояние, верхнюю - вверх, нижнюю - вниз,

Чтобы половинки тела не соприкасались, соединим их несколькими очень прочными и очень тонкими стержнями (введение вспомогательных элементов).

Покажем, что внесённые в систему изменения не изменили ни силу тяжести, ни архимедову силу.

Группа приемов №6 «Опора на психологию» - Во время решения надо постараться максимально использовать собственный субъективный опыт восприятия рассматриваемых процессов:

Периодически регулировать уровень уверенности в учениках.

Попытаться использовать метод «маленьких человечков» (представить процесс или объект в виде объединения маленьких одинаково разумных человечков);

Принять роль объекта на себя, вжиться в образ;

Устроить «мозговой штурм»

Например, с помощью метода «маленьких человечков» и приёма вживания в образ рассматриваемого объекта можно логическими рассуждениями доказать, что параллельно соединённые проводники находятся под одинаковым напряжением.

Покажу применение данной группы приемов на примере задачи

. Доопределим термины : электрический ток представляет собой направленное движение заряженных частиц; напряжение - это величина, численно равная работе электрического тока по перемещению единичного положительного заряда на данном участке электрической цепи. Представим поток заряженных частиц как толпу маленьких одинаковых человечков, движущихся в определённом направлении. Предположим, все они стремятся как можно быстрее перебраться на противоположный берег реки. Сделать это они могут, только воспользовавшись любым из двух соседних мостов. Один мост более узкий, упасть с моста невозможно, а ширина каждого позволяет идти параллельно нескольким человечкам. Но толпа столь велика, что для прохода по мосту каждому человечку требуется приложить определённое усилие. Легко провести аналогию , считая, что напряжение на участке равно работе по перемещению одного маленького человечка на противоположный берег.

Теперь воспользуемся приёмом принятия роли объекта на себя и предположим, что вы один из этих человечков. По какому мосту вы пойдёте? Предположим, по широкому. Вы направились к нему, но в какой-то момент заметили, что по узкому мосту пройти легче. Вы ведь измените решение? Однако другие человечки не глупее вас! Наверное, вы уже готовы согласиться, что в итоге по более узкому мосту будет идти меньше человечков, но при этом работа, которую должен затратить каждый, чтобы перебраться на другой берег, будет одинаковой, независимо от того, по какому мосту он будет переходить. Аналогично и напряжение на проводниках, включённых параллельно, будет одинаковым.

Эвристические приемы при решении задач позволяют реализовать 3 уровень усвоения и перевести из группы коррекции в группу основную, из основной - в творческую.

Работа по технологии “полного усвоения” позволяет вырабатывать у учащихся способность к самостоятельному умственному труду, а применение эвристических приемов способствует организации исследовательской деятельности, умению работать в сотрудничестве со сверстниками. Технология дает возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки, определяемые психофизическими особенностями личности.

В заключении я подвожу промежуточные итоги эффективного использования эвристических приемов рамках технологии полного усвоения. на моих уроках

Обучение в группах обеспечивает эффективность усвоения учебного материала не только “сильными”, но и “слабыми” учащимися. Конечно, при любых методах обучения менее способные учащиеся достигнут менее высоких результатов в усвоении знаний. Но можно предполагать, что именно для этой группы учащихся особенно необходимо такое обучение, позволяющее выполнять посильные творческие задания и тем самым способствующие развитию их мышления

Перспективы и выводы:

Работа по данной технологии продолжается. Эта технология актуальна при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Консультация по подготовке к экзамену проводится так же по группам.Промежуточная диагностика показала стабильные результаты, так как физика в 8 классе значительно труднее, чем 7 классе. Планирую, проработать по данной теме до конца 9 класса.

Прогнозирую 90-95% усвоения, и выбор физики в качестве экзамена в рамках итоговой аттестации.

Планирую в 1 четверти 9 класса использовать индивидуальную программу для углубленного изучения и подготовки к олимпиаде Валеевой Светланы.

Работая по данной теме, я пришла к мысли, что открывать новые знания надо совместно с детьми и стараюсь воплотить это на своих уроках. Эта совместная деятельность - сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Это всерьёз и надолго. Поэтому овладевать этой технологией я буду ещё глубже.

Литература

М. В. Кларин «Педагогические технологии в учебном процессе», М., 1989 «Дифференциация как система», сборник, М., 1992.

«Польза системы для мышления состоит
не только в том, что о вещах начинают мыслить
упорядоченно, но и в том, что о них вообще мыслят…»

Место отдельных эвристических приёмов можно определить, рассмотрев иллюстрацию:

Эвристические приёмы - вид приёмов, используемых для решения творческих (нестандартных, креативных) задач. Такие приёмы не гарантируют решение, но увеличивают его вероятность…

Как правило, если творческая задача актуальна, то рано или поздно находятся единичные приёмы / эвристики / стратагемы, которые помогают её решению (хотя и без гарантий)…

Обычно одну и ту же творческую задачу могут решать с помощью разных приёмов.

ПРИМЕР. «Однажды, давным-давно, я, молодой еще писатель-сатирик, наблюдал, как спорили два гиганта - легендарный конферансье Пётр Муравский и не менее легендарный уже в те годы писатель Михаил Жванецкий . Они «строили» график шутки, или, как называют шутку на эстраде, репризы. Муравский чертил на бумаге график: «Вот так должно быть. Сильная шутка, смех, аплодисменты, потом спад, потом пауза, подготовка, что-то не очень важное и неожиданно опять всплеск! Вот так должно быть! Вот так!». «А вот позвольте не согласиться! - Жванецкий азартно хватал ручку и начинал чертить свой график. - Вот шутка, смех в зале, теперь короткая пауза и сильнейший всплеск, чтобы добить слушателя! Вот так! И только так! И только потом пауза... Только потом!». Муравский: «Но позвольте! А когда же они будут отдыхать?!». Жванецкий: «Они сюда смеяться пришли, а не отдыхать!»

Биллевич В.В., Школа остроумия или как научиться шутить, М., «Вильямс», 2005 г., с. 28.

Через некоторое время приёмы могут «морально устареть»:

ПРИМЕР. Театральные приёмы «… рождаются и умирают. Есть приёмы, которые рождаются преждевременно и не имеют успеха; но гораздо чаще можно встретить приёмы, которые уже умерли, но не похоронены и благополучно обретаются на сцене. Между тем сила воздействия свежего приёма - это великая вещь. Мне как-то привели чрезвычайно интересный пример того, что такое театральный приём. Когда Вахтангов ставил «Чудо святого Антония», ему пришло в голову, что было бы очень хорошо соединить первую картину со второй (там, где собравшиеся родственники переходят к одру умершей тётушки) путем вращения сцены (репетиции шли в МХАТе, где сцена вращалась). Таким образом, не останавливая действия, можно было переходить от первой картины ко второй. Всем это страшно понравилось. Но даже такой новатор, как Вахтангов , сказал: «Тише, товарищи. Этого делать нельзя, это слишком резко, это недопустимо. Это небывалый приём, чтобы сцена вращалась на глазах у зрителей». И он отказался от своего намерения. Через несколько лет сцена очень часто вращалась на глазах у зрителя, а сейчас это до такой степени нам знакомо, что стало старым приёмом. Таким образом, приёмы имеют своё рождение, свою молодость, своё обветшание и исчезновение».

Акимов Н.П. , Выбор режиссёрских приёмов / О театре, Л., «Искусство», 1962 г., с. 68-69.

Более развитый случай, когда многочисленные приёмы выявлены и собраны в систему - они позволяют перекрывать целые классы творческих задач. Образцом такой системы является ТРИЗ в технике и программа-консультант «Приёмы журналистики и public relations» в гуманитарной сфере.

Профессионала в области принятия творческих решений отличает владение не только бо льшим числом эвристических приёмов, но и приёмами, позволяющими решать задачи высоких уровней сложности.

Частично-поисковый (эвристический метод обучения) - это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ. При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом. Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.

Деятельность педагога

Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д. Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы. Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д. Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.

Эвристический метод обучения - это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

Методы и формы

Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: сочинений, идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.

Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:


Преимущества

Эвристическое обучение эффективно, так как:

  • увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;
  • появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;
  • формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
  • при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;
  • повышается самооценка детей;
  • эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения:
  • повышается уровень усвоения нового учебного материала.

Недостатки

Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.

Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.

Эвристический анализ

Эвристические методы анализа - это группа приемов сбора и обработки информации, которая опирается на суждения группы специалистов. Их еще называют креативными.

Эвристические методы являются основой для экспертных оценок, рассматриваемых операций, процессов, результатов. Все выводы, которые получены при анализе на основе этих методов, всегда имеют логическое обоснование и могут быть выражены в форме прямой оценки (неприемлемо, приемлемо, вредно, полезно); определения предположений (выбор наиболее удачных или первоочередных решений); отбора мероприятий для конкурентной проработки.

При эвристическом анализе применяются следующие методики: метод контрольных вопросов, коллективный блокнот, деловая игра, комиссии и конференции, метод аналогии, метод сценариев, целевая оценка, банк идей, метод «паутина», мозговой штурм, активный социологический тестированный анализ и контроль, SWOT-анализ.

Эвристическое прогнозирование

Эвристические методы прогнозирования являются необходимыми и важными инструментами предвидения будущего, их роль велика там, где использование других методов пока не представляется возможным.

Достоинством эвристического прогнозирования считается то, что оно применимо для прогнозирования любых процессов, вне зависимости от их природы и уровня знаний, а также отсутствия или наличия какой-либо информации. Большой эффект эвристическое прогнозирование способно дать при определении новых направлений дальнейшего развития и их возможностей.

Эвристические методы управленческих решений

Эвристический метод принятия решений необходим при поиске новых управленческих идей. Прошлый опыт не отвергается, его пытаются объединить с новыми идеями. В результате этого есть возможность решить старые задачи, которые не было возможности решить при помощи других методов, а также новые задачи, которые возникают при управлении инновационной деятельностью. В реализации данного метода выделяется 2 необходимых элемента: инсайт и мыслительные усилия для решения управленческих задач.

Метод эвристических приемов

Не имеет однозначного определения понятие эвристического приема. Под ним понимается элемент эвристического метода и преобразующее действие, которое позволяет составить алгоритм решения проблемной задачи.

Метод проб и ошибок

Синтез вариантов

Ранее и до настоящего времени большая часть нестандартных задач решалась человеком на интуитивном уровне. Это МЕТОД ПРОБ ИОШИБОК : последовательное выдвижение и рассмотрение идей. Человек сталкивается с проблемой, многократно мысленно ищет ответ, перебирает варианты и, наконец, находит решение. Десятки, сотни, тысячи попыток на протяжении дней, недель, лет. В конце концов, в большинстве случаев решение находится.

Главный недостаток метода проб и ошибок - это, во-первых, медленное генерирование новых идей, а во-вторых, отсутствие защиты от психологической инерции, то есть выдвижение идей тривиальных, обыденных, неоригинальных.

Следующим шагом в совершенствовании технологии явился переход к направленным методам поиска решений, которые базируются: на раскрытии и описании процесса решения; на представлении его в виде некоторого эвристического алгоритма. Направленность эвристических методов - раскачать мышление, помочь по-новому увидеть задачу, преодолеть стереотипы.

Метод эвристических приемов позволяет не только соединять по-новому известные части, но и изобретать новые. Метод эвристических приемов возник на основе метода "проб и ошибок", то есть метода, которым в большинстве случаев пользовались для того, чтобы что-то улучшить. А улучшали либо путем логического анализа недостатков поставленной задачи, либо перенесением и приспособлением аналогичного решения задачи в природе или в другой области знаний, либо в результате случайных изменений.

При успешном решении какой-либо творческой задачи, человек получает два результата: это само решение поставленной задачи и методический опыт, т.е. уяснение процесса решения данной конкретной задачи. Но проблема заключается в том, что решение одной задачи нельзя просто перенести на решение другой. Поэтому только после решения определенного числа задач у человека появлялся набор правил, указаний или приемов решения той или иной задачи.

Такие методические правила называют эвристическими приемами. Эвристический прием - краткое правило или указание. В эвристическом приеме содержится краткое предписание или указание, как преобразовать указанный прототип или в каком направлении нужно искать, чтобы получить искомое решение. Эвристический прием содержит подсказку, но он не гарантирует нахождения решения.

Сложность использования эвристических приемов состоит в том, что не любой человек может видеть задачу в целом, то есть, не обладает системным подходом к решению задач. Причем необходимость в таком подходе возрастает с увеличением сложности задачи. Это приводит к тому, что человек не может применить эвристический прием к конкретной задаче и не понимает о чем идет речь. Различным людям требуется приложить различные усилия, чтобы догадаться о том, как применить эвристический прием и получить решение задачи. Но перед решением задачи должны быть описаны и уяснены критерии, по которым будет оцениваться полученное решение. Это поможет отбросить ненужные решения при использовании эвристических приемов и понять, в каком направлении следует двигаться, чтобы прийти к решению.



Итак, у каждого человека, занимающегося созданием программ, со временем накапливается опыт, и появляются способы решения разнообразных задач. Причем с увеличением опыта в этих способах увеличивается доля системного подхода. То есть со временем человек получает такой способ, который становится применимым для решения большего числа задач, чем было раньше.

Постепенно у специалиста накапливается фонд таких практических приемов.

Наибольшее количество эвристических приемов как раз и ориентировано на преодоление противоречий. Противоречие в задаче - ситуация, требующая одновременного улучшения двух противоречивых показателей качества, и совмещения казалось бы несовместимых требований. Ряд приемов просто способствует активизации мышления.

Первое, что приходит в голову в ситуации с противоречиями - найти наилучшее соотношение между показателями. Если потенциальные возможности структуры объекта велики, то на этом пути иногда удается получить приемлемые значения всех показателей. Однако удается это не всегда.

Следующий, естественный для человека, шаг в ситуации, когда потенциальные возможности структуры недостаточны и компромисс оказывается неприемлемым, - перейти к новой структуре с большими потенциями, обеспечивающими достижение приемлемых значений конкурирующих показателей качества.

Однако предпочтительным является иной вариант действий. Как показывает опыт, во многих ситуациях содержатся скрытые ресурсы, использование которых позволяет кардинальным образом разрешить противоречие. Такими скрытыми, во многих случаях, являются три вида ресурсов: временные, пространственные и "бросовые". К "бросовым" мы относим ресурсы, имеющиеся в системе (но, как правило, не считающиеся ресурсом, по крайней мере, в рамках решаемой задачи), использование которых не связано с какими-то дополнительными затратами.

Наиболее продуктивные способы разрешения противоречий - разнесение их во времени, пространстве или использование "бросовых" ресурсов. Эти общие рекомендации могут иметь различную трактовку в конкретных ситуациях.



Просмотров