Штраф за опасное вождение. Что признается опасным вождением согласно пдд

Следить за ситуацией на дороге для водителя не менее важно, чем за знаками и разметкой. Статистика свидетельствует о том, что многое зависит от скорости движущихся транспортных средств на одном и том же участке пути, от плотности и характера их движения. Невнимательность к таким аспектам нередко приводит к нарушениям, классифицируемым как опасная езда. А следствием могут стать ДТП, влекущие за собой гибель людей и порчу дорогостоящего имущества.

Понятие опасной езды было введено в обиход с июня 2016 года. В ПДД (п. 2.7) появился новый термин – опасное вождение. Он подразумевает неоднократное осуществление лицом, ведущим транспортное средство, деяний, могущих повлечь за собой риск ранения и/или гибели людей, а также нанесения материального ущерба частным лицам, имуществу государственных и иных организаций. При этом ситуация усугубляется, если таких опасных деяний – нарушений – водителем совершено несколько и они следуют друг за другом.

Приведенная выше формулировка – это общее определение опасной езды. Но имеется конкретный перечень нарушений, подпадающих под категорию опасного вождения. В Правилах (дорожного движения) они оговорены в разных пунктах, поэтому новый термин можно считать объединяющим для целого ряда нормативных положений.

Какие нарушения относятся к опасному вождению

Имеется 5 основных направлений нарушений, заставляющих считать движение транспорта опасным.

  1. Игнорирование водителем призыва уступить дорогу другому ТС, имеющему преимущество, при перестроении. Это нарушение отражено в п. 8.8 ПДД.
  2. Процесс перестроения, когда имеет место интенсивное движение на дороге (п. 9.4).
  3. Умышленное препятствие обгону (п. 11.3).
  4. Резкое торможение. Исключение – случаи, когда оно было выполнено водителем во избежание ДТП. Нарушение сформулировано в п. 10.5 ПДД.
  5. Несоблюдение дистанции с находящимся впереди транспортным средством и нарушение бокового интервала с транспортом, движущимся справа и слева (п. 9.10).

Опасное вождение иначе называется агрессивным. Кроме перечисленных выше нарушений, агрессивная езда подразумевает движение транспорта по тротуару, «шашки» (частые перестроения водителем из ряда в ряд при высокой плотности транспорта на дороге), ненормативные жесты или окрики в адрес других водителей. Список этот является открытым, поскольку нюансы нарушений зачастую зависят исключительно от фантазии и степени безответственности водителя.

При каких условиях вождение является экстремальным

Первое условие – совершение водителем двух и более нарушений, следующих одно за другим. При этом ПДД классифицируют езду как опасную, если нарушены разные пункты Правил или когда имеет место одно и то же многократно осуществленное нарушение. Но поскольку понятие «одно за другим» не конкретизировано, то отнесение нарушений к категории опасных производится на усмотрение сотрудников ГИБДД. Практика свидетельствует, что езда может быть признана опасной и в ситуациях, когда интервалы между двумя нарушениями значительны.

Второе условие – наличие угрозы для здоровья/жизни человека/людей и/или сохранности чьего-либо имущества. Нужно отметить, что оно звучит однозначно исключительно в том случае, когда представляется возможным зафиксировать, что опасность имела место. Факт реализации такой угрозы определенно фиксируется при ДТП, но если столкновения авто с другими транспортными средствами или иными объектами не произошло, то установить ее зачастую оказывается весьма затруднительно.

Особым случаем является . Факт фиксации алкогольного опьянения водителя ТС, осуществляющего экстремальное вождение, может предусматривать не только административную ответственность (штраф), но и уголовную. Выбор того или иного наказания водителю за такое нарушение зависит от конкретных обстоятельств. Таковыми могут выступать:

  • отказ водителя от прохождения освидетельствования на наличие алкогольного опьянения. Эта ситуация усугубляется, если выяснилось, что у него отсутствуют водительские права;
  • передача водителем управления ТС человеку, находящемуся в нетрезвом виде;
  • гибель человека из-за действий водителя, находящегося в состоянии опьянения, и т. п.

Другие особые случаи нарушений – и повторная фиксация факта вождения в нетрезвом виде либо под воздействием наркотиков. Наказание водителю за такие нарушения предусмотрено административное и уголовное. Административные меры за нарушение – штраф, арест, лишение прав на управление ТС; уголовное наказание – принудительные работы, тюремное заключение.

Как фиксируются нарушения

Этот процесс нередко вызывает вопросы со стороны водителей, поскольку имеет относительно вольную трактовку сотрудниками ГИБДД. Первый этап процедуры фиксации нарушений заключается в составлении протокола на месте их выявления. Далее полицейский (если у него есть основания подозревать, что водитель нетрезв или находится под действием наркотиков) имеет право отправить «нарушителя» на прохождение освидетельствования. Уклоняться от него нежелательно, поскольку отказ приравнивается к признанию вины.

Одним из важных средств является видео- и . Материалы регистрируются на уличных камерах видеонаблюдения, на приборах, имеющихся в служебных автомобилях полицейских. Принимаются во внимание и материалы о нарушениях с автомобильных регистраторов, предоставляемые водителями.

Размер штрафа за опасную езду

Величины штрафов за нарушения при экстремальной езде оговорены в соответствующих статьях КоАП (). Наказание за опасное вождение в 2019 году составляет:

  • 500 р., если водитель не уступил дорогу ТС, имеющему приоритет;
  • 5 тыс. р. составит штраф за подрезание на дороге, за необоснованно резкое торможение, за неправильное перестроение из ряда в ряд.

В январе 2019 года Госдума рассмотрела и приняла в первом чтении закон, на основании которого штраф за агрессивное вождение должен быть установлен в размере 5 тыс. р. При этом имеется тенденция к еще большему ужесточению наказания за опасную езду. Во втором чтении в закон могут внести поправки, предусматривающие, что кроме штрафных санкций за нарушения к водителям будут применяться дополнительные меры в виде изъятия прав.

В настоящее время рассматривается вопрос о создании специального приложения для видеорегистраторов, которое будет обеспечивать возможность передачи видеоматериалов о нарушениях в ГИБДД через интернет. Предполагается, что полученная таким способом информация будет достаточной для установления факта нарушения и наложения соответствующего наказания. Личного присутствия в ГИБДД и представления «бумажных» доказательств преступных деяний на дороге не потребуется.

Как избежать штрафа

Согласно законодательству, избежать наказания можно в том случае, если нарушение совершено:

  • лицом с ограниченными возможностями (1 либо 2 группы инвалидности);
  • беременной женщиной либо женщиной, имеющей несовершеннолетнего ребенка (до 14 лет);
  • гражданином, призванным на сборы, или военнослужащим;
  • лицом, имеющим специальное звание. Таковыми считаются сотрудники органов внутренних дел и служб уголовно-исполнительной системы;
  • подростком, т. е. несовершеннолетним в возрасте 14-18 лет.

При совершении гражданами РФ, относящимися к одной из перечисленных категорий, нарушения, которое предполагает наказание более серьезное, чем штраф, представляется возможным добиться его уменьшения. Так, вместо ареста за нарушение на гражданина может быть наложена штрафная санкция. Но ее размер будет большим по сравнению с величиной обычных штрафов.

Эта информация может оказаться полезной в спорных ситуациях, когда водитель считает себя невиновным, а сотрудник ГИБДД утверждает, что нарушение имело место. Типичный пример – . По сумме он не самый крупный, но доказать неправомерность его наложения за такое нарушение крайне сложно.

Спустя почти 8 месяцев после первой новости о введении в Правила дорожного движения понятия “опасное вождение” 30 мая 2016 года вышло , вводящее соответствующие изменения в ПДД.

До последнего обсуждения поправки предполагали введение нового термина. Однако, изменения коснулись пункта 2.7 правил общих обязанностей водителей в части запретных действий (управление в состоянии опьянения, без водительского удостоверения и так далее). С 8 июня 2016 года пункт 2.7 дополнен запретом на опасное вождение.

Понятие “опасное вождение” описано “вложенными” причастными оборотами и перечислениями одним предложением из 121 слова. Разберем, что в итоге изменилось для водителей с вводом данного предложения.

Опасное вождение – изменения в ПДД, разбор понятия

2.7. Водителю запрещается:

опасное вождение , выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Согласитесь, не самый простой текст для восприятия. Разложим его по полочкам.

Невыполнение требования уступить дорогу при перестроении при наличии такого требования (нарушение п.8.4 Правил)


  • Перестроение при интенсивном движении без необходимости совершения маневра (нарушение п.9.4 Правил)


    Опасное вождение – шашки

    Несоблюдение безопасной дистанции (нарушение п.9.10 Правил)


    Несоблюдение безопасного интервала (нарушение п.9.10 Правил)


    Резкое торможение (нарушение п.10.5 Правил)


    Препятствие обгону (нарушение п.11.3 Правил)


    Как видите, суть опасного вождения – это нарушение определенных пунктов Правил. Нарушение одного из этих пунктов один за другим (например перестроение + резкое торможение), либо нарушение одного из этих пунктов последовательно более одного раза (напримр, перестроение при интенсивном движении – “шашки”) образуют составную часть опасного вождения .

    Вторая составная часть образуется в случае, если совокупность вышеприведенных нарушений Правил создаёт угрозу ДТП. Только при выполнении этих условий вождение будет являться опасным.

    Как доказать опасное вождение?

    С одной стороны любое нарушение Правил дорожного движения создает угрозу ДТП, с другой – пункт 10.1 Правил обязывает снизить скорость вне зависимости от наличия преимущества, то есть снимает эту угрозу. Грань между созданием угрозы очень тонкая субъективная и неопределенная.


    Безопасная дистанция – величина неопределенная, безопасный интервал – величина неопределенная.

    “Шашки” проходят на скорости значительно выше общего потока и участники из потока даже не успевают среагировать, как “шашечник” уже далеко впереди, то есть помехи не созданы.

    Удивительно, что за рамками опасного вождения осталось несоблюдение скоростного режима. Величина определенная, во многих случаях с возможностью фиксации. А ведь именно нарушение скоростного режима – причина львиной доли ДТП.


    Таким образом фактами доказать факт опасного вождения – невозможно, только субъективная оценка .

    Какой штраф за опасное вождение?

    Первый справедливый вопрос: “Как можно штрафовать без наличия фактических доказательств?” В данной редакции понятие опасного вождения сводится к нарушению, которое определяется постфактум, то есть после совершения ДТП. В этом случае, совокупность нарушений уже имеет определенный характер.

    Случилось ДТП – значит предшествующие действия несли такую угрозу. Далее при изучении материалов ДТП доказать имело ли место опасное вождение не составит большого труда. Более того в положительную сторону развивается практика по бесконтактным ДТП, то есть провокатор является участником ДТП.

    Сумма штрафа на момент введения поправок в ПДД 8 июня 2016 года – не определена . По информации различных источников она составит от 1000 до 5000 рублей и будет утверждена к сентябрю 2016 года.

    Нужно ли “такое” опасное вождение в ПДД?

    Безусловно, да. Несмотря на то, что формулировка громоздкая и разрабатывалась более полугода – говорить, что поправка бесполезная – нельзя. Вероятнее всего с применением практики она будет доработана. Возможно практика сложится, что субъективных оценок будет достаточно для вынесения решения о наказании, а возможно эта поправка в ПДД останется галочкой по выполнению плана. Как минимум потребуется хотя бы один год для определения эффективности. Уже сейчас можно говорить, что лихачи, устроившие ДТП будут наказаны значительно серьезнее.

  • На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес. Не пропустите последние новости, отвечайте на оригинальные опросы, вступайте в открытую группу

    Зачастую на дороге можно столкнуться с агрессивным, нетерпеливым водителем, который сигналит без надобности, выкрикивает бранные слова и даже угрозы. Особенно такие моменты влияют на новичков, только закончивших автошколу: они попросту не знают, как реагировать на таких индивидуумов, вследствие чего случаются нелепые ДТП. Агрессивное вождение – это тема, которая была актуальна в России всегда, но в основном ее обсуждали именно владельцы авто, страдающие от неприятных личностей на дорогах.

    Агрессивное вождение – это не только превышение скорости

    В 2016 году ситуация кардинально изменилась, ведь был введен новый закон, поднимающий данную проблему на новый уровень. Теперь люди не смогут безнаказанно буянить на дорогах, а значит, им придется сдерживать свои эмоции хотя бы для того, чтобы не выплачивать штраф. С деталями нового закона стоит ознакомиться всем автолюбителям, ведь он распространяется на многие ситуации.

    Что значит агрессивное вождение, определение

    Для начала стоит разобраться в терминологии. Агрессивное вождение – это когда водитель создает какую-либо опасность, или же просто мешает общему движению на дороге. Любая конфликтная ситуация среди автолюбителей может застопорить езду или же создать ДТП, так что закон имеет множество важных пометок. Если водитель не хочет, чтобы его обвинили в агрессивном вождении, то он не должен совершать следующие действия:

    • превышать скорость, допустимую на определенном участке;
    • резко тормозить;
    • проезжать на стоп-сигнал светофора;
    • резко трогаться с места (например, с характерным визгом шин);
    • использовать по отношению к другим участникам движения ненормативную лексику, выкрики, угрозы;
    • сигналить без особых на то причин (по правилам ПДД водитель может подавать сигналы для того, чтобы предотвратить аварию);
    • нарушать дистанцию с другими автомобилями;
    • включать дальний свет там, где это запрещено соответствующим знаком;
    • ездить по дорожкам для пешеходов и тротуарам;
    • часто перестраиваться;
    • обгонять справа или же препятствовать допустимому обгону.

    Перечень недопустимых маневров в скором времени может стать больше, но так как закон был принят не так давно, сейчас в него входят только вышеприведенные пункты. В принципе, даже этого достаточно, чтобы урегулировать ситуацию на дорогах.

    Важно! За превышение скорости предусмотрено такое наказание, как лишение прав на полгода или 4 месяца, в зависимости от конкретной ситуации. Многие пункты списка прописаны в ПДД отдельно, но они специально были объединены в новом законе.

    Обычно наказание следует из-за несколько мелких нарушений одновременно, что, в принципе, понятно: за одно бранное слово человеку штраф не выпишут, по крайней мере, на данный момент.

    Также необходимо отметить, что закон очень долгое время находился в разработке. О том, что он будет принят, знал практически каждый автовладелец начиная с 2012 года, но были некоторые нюансы, которые обсуждались все это время на уровне Министерства внутренних дел.

    Какое наказание, и каким законом оно предусмотрено?

    Термин “опасное вождение” внесли в пункт 2.7 ПДД. Этому закону посвятили целый абзац, в котором описывается, какие именно действия на дороге считаются агрессивными. Кроме того, как уже было сказано выше, наказание предусматривается только в случае нескольких мелких нарушений, идущих одно за другим, или же одного серьезного.

    Человек, ставший жертвой агрессивного вождения, теперь может смело обратиться к представителям закона. Конечно, тоже самое было возможно и год, и два назад, но тогда существовало множество “подводных камней”, за счет которых нарушитель мог, грубо говоря, отмазаться. Теперь, если водитель ведет себя неподобающим образом, он обязан будет понести соответствующее наказание.

    Важно! В рамках этого закона штраф за агрессивное вождение 2016 составит 5 000 рублей. Изначально речь велась о 500, но эту сумму признали слишком маленькой за подобные нарушения. Тем более, за несколько лет ситуация на дорогах резко изменилась в худшую сторону. Теперь ДТП из-за агрессивных водителей случаются сплошь и рядом.

    Со временем в этот закон будут вноситься некоторые поправки, но сумма штрафа вряд ли изменится, так как большинство автолюбителей всецело поддерживают идею внушительного финансового наказания. Доказать же наличие опасного вождения среди общего движения на дороге можно будет с помощью видео (снятого на регистратор или телефон), или же простых показаний. Самое главное: вовремя позвонить служителям закона, а также запомнить номер машины бунтаря.

    Вступление закона в силу и прочие важные особенности

    Закон об опасном вождении вступил в силу 8 июня 2016 года. При этом сумма штрафа за его нарушение была известна уже на следующие сутки. Стоит отметить, что вопрос о принятии данного закона обсуждался очень долгое время. Сам термин об агрессивном вождении казался весьма расплывчатым, и внести в него конкретные маневры было сложно.

    Но, на сегодняшний момент, каждый пункт из приведенных выше официально утвержден. Так что нервные водители могут смело рассчитывать на похудение кошелька, если не будут контролировать свои эмоции во время езды.

    Также закон входит план Госавтоинспекции, направленный на уменьшение аварий на дорогах Российской Федерации. Такое же правило для автовладельцев есть уже во многих странах мира, например, в Германии, и там оно отлично действует.

    Сам план от Госавтоинспекции был принят 4 августа 2015 года и его, пожалуй, можно назвать одним из самых эффективных за последнее время.

    В законодательстве также должны произойти изменения, а точнее развитие пункта 1.5 ПДД. Он обязывает автовладельцев соблюдать спокойствие на дорогах и ни в коем случае не создавать ситуаций, которые стопорят движение или вызывают конфликт с какими-либо его участниками.

    Сейчас закон является “сырым”, так как некоторые детали все же требуют доработки. К примеру, не совсем понятно, какие именно мелкие правила должен нарушить автовладелец, чтобы понести наказание. Если судить по официальной расшифровке данного термина, то можно предположить, что штраф за агрессивное вождение предусматривается за создание конфликтной ситуации во время движения. То есть, если водитель провоцирует одного или нескольких участников движения, задерживает поток машин, невпопад сигналит, то в этих случаях можно смело считать его за нарушителя.

    В целом, любые агрессивные, хаотичные и непредсказуемые действия автомобилиста являются агрессивными. Естественно, таких водителей будут останавливать уже на дорогах и выписывать им штраф.

    Важно! Для наглядного примера правительство РФ приказало создать общедоступный сайт, на котором будут размещены видео примеры опасного вождения. Таких роликов в интернете целая туча, и судя по ним, агрессивное поведение на дороге в 50% случаев приводит к серьезным ДТП.

    Видео о том, что такое “закон об агрессивном вождении”

    Итог

    Закон об опасном вождении совершенно меняет представление о безопасности на дорогах РФ. Как только агрессивные водители столкнутся с ним, то ситуация начнет кардинально улучшаться. Уже сейчас многие водители отмечают явное уменьшение личностей-провокаторов, что является лучшим показателем.

    Опасное вождение было запрещено постановлением правительства от 30 мая 2016 года. Но . Туда-то и обратился кабинет министров с подобным предложением. Прописана сложная формулировка правонарушения, которая уже успела вызвать серьёзную полемику. Проблема в том, что многие видят опасное вождение ежедневно, но вот дать ему юридическую оценку трудно. В этом состояла главная трудность.

    Пресс-служба Кабмина распространила такой вариант: «Перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдение бокового интервала; резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия; препятствование обгону».

    Какие есть виды опасного вождения?

    Летом ГИБДД провело несколько семинаров для журналистов и общественности, где опасное вождение демонстрировалось на видеороликах и разделялось на несколько подгрупп с простонародными названиями.

    Шашки — это комплекс частых перестроений с целью обогнать поток.

    Нервяки — резкие перестроения без видимой причины и без последующих обгонов.

    Грядки — движение между рядов и по краям широких полос. В особенности так любят ездить мотоциклисты и водители, стремящиеся обойти поток справа с зацеплением обочины.

    Торопыги — наезд сзади и несоблюдение дистанции с целью согнать с полосы.

    Упёртые — препятствие обгону.

    Воспитатели — резкое торможение после обгона перед другим транспортным средством с целью наказать обидчика.

    Как зафиксировать?

    До недавнего времени не было ясно, как будет действовать система фиксирования правонарушения. «Сейчас ситуация проясняется, — рассказывает автомобильный эксперт, партнёр агентства «Автостат» Игорь Моржаретто . — Обещается, что при рассмотрении дел будут приобщаться электронные файлы видеофиксации».

    Их три вида. Это стационарные или передвижные камеры, установленные на дорогах. Потом камеры в патрульных машинах, способные фиксировать поток и снимать нарушения. И наиболее распространённым будет общественный контроль. Автомобилистам предлагается защищать себя самим, то есть фиксировать на видео хамов и высылать файлы в органы.

    «Минсвязи обещает до начала следующего года написать программу для смартфонов, способную превращать мобильник в видеорегистратор. Программа сможет привязывать к видео информацию о поездке, о времени и навигационные координаты места видеофиксации». Каждому автомобилисту выпадает честь стать нештатным инспектором и следить за хамством на дороге самостоятельно«.

    Как доказать?

    «Конечно, есть такие хамы, при виде которых хочется не просто настучать в органы, а настучать по голове, — рассказывает координатор общества «Синих Ведёрок» Пётр Шкуматов . — Они представляют угрозу другим участникам движения, ведут себя вызывающе и дерзко. Законопослушным автомобилистам следует привести их в чувство посредством видеорегистраторов. Между тем есть в этой истории тонкость, на которую мало кто хочет обращать внимание».

    В формулировках поправок в кодекс и в сопутствующих документах не прописывается обязательность видеофиксации нарушения. Есть опасения, что сотрудники ГИБДД получат право выносить постановления об опасном вождении на своё усмотрение. Тогда трудно будет уберечься от их предвзятости на дороге.

    «В группу риска сразу попадают мотоциклисты, которых можно штрафовать поголовно за движение между рядов, — продолжает Пётр Шкуматов. — Как им объясниться с сотрудниками полиции? И судебная система рассмотрения спорных ситуаций выстроена таким образом, что мнение инспекторов имеет приоритет». Нередко судья заявляет, что не верить инспекторам ГИБДД нет оснований.

    Отчасти разрешать споры могут ведомственные группы, которые создаются внутри ГИБДД. Они должны рассматривать видеоролики и документальные доказательства и выносить решения, которые можно оспорить в суде. Примерно так же сейчас работают группы по штрафам с камер видеонаблюдения.

    Эксперты отмечают, что если поправки в кодекс будут приняты до конца года, то уже весной система контроля за опасным вождением может начать действовать.

    8 июня 2016 года в ПДД внесены очередные изменения. Одно из них касалось введения в «ПэДэДэшный» обиход понятия «Опасное вождение».

    Не будем давать оценку самому процессу реформирования нормативно-правовой базы в области ПДД. Это – отдельная «песня» со своими куплетами-припевами, притопами-прихлопами. И об этом обязательно поговорим. Просто проконстатируем факт: изменения внесены, и нам следует их учитывать!

    Вот только относиться к нововведению мы можем по-разному!

    Что такое «опасное вождение»

    Не будем догматиками и сразу же обратимся к тексту ПДД.

    Начало цитаты.

    «2.7. Водителю запрещается…

    опасное вождение , выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба…».

    Конец цитаты.

    Согласитесь, громоздкое определение. Разобьем его на структурные элементы исключительно для простоты усвоения.

    1. Опасным вождением считаются следующие правонарушения в области ПДД:

    а) непредоставление преимущества пользующемуся приоритетом транспортному средству при перестроении из полосы в полосу или из ряда в ряд;

    Видео — создание помех при перестроении («нервяки»):

    б) перестроение транспортного средства в нарушении ПДД при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты (кроме разрешенных случаев – при перестроении перед поворотом налево или направо, разворотом, остановкой или объездом препятствия);

    Видео — многократные перестроения («шашечки»):

    в) несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;

    Видео — не соблюдение дистанции («торопыги»):

    г) несоблюдение бокового интервала;

    Видео про «грядки»:

    д) необоснованное ситуацией резкое торможение (кроме случаев, когда такое торможение требуется для предотвращения ДТП).

    Видео о таких «воспитателях»:

    е) воспрепятствование обгону.

    Видео о таких «упертых» водителях:

    Иными словами, в структуру опасного вождения входят противоправные деяния водителя, нарушающего пять норм, предусмотренных пунктами 8.4, 9.4, 9.10, 10.5, 11.3 ПДД РФ.

    • в неоднократном (как минимум – в двукратном!) совершении каждого из вышеуказанных правонарушений;
    • в совершении подряд нескольких (как минимум – двух!) вышеуказанных правонарушений.

    3. Опасным вождением считаются указанные действия, если они способны повлечь за собой угрозу возникновения ДТП (то есть угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба).

    Сделаем промежуточный вывод

    Очень важно отметить, что опасное вождение должно обязательно содержать в себе все три указанных признака одновременно : факт правонарушений, с одной стороны, и факт неоднократности (или последовательности) этих правонарушений, с другой стороны, факт опасности указанных действий или их последствий, с третьей стороны.

    Опасное вождение: и всё, и ничего!

    Сразу же отмечу: я очень критично и скептически отношусь к инициативе введения такого понятия – «Опасное вождение». Слишком расплывчатая и необоснованная норма! Именно в том виде, в котором это сегодня преподнесено законодателем! Создается впечатление, что последний действовал по принципу: «Главное – прокукарекать! А там хоть не рассветай!».

    Поясню. Идея «опасного вождения» была вброшена в массы, и разбирайся, водитель, как хочешь!

    Вот мои аргументы против введения на нынешнем уровне понятия «опасное вождения»!

    1. Формально за опасное вождение не предусмотрено никакой ответственности!

    Возникает ситуация бесцельности вновь введенной нормы. Это когда норма права не действует, потому что гипотеза и диспозиция (как элементы нормы права) присутствуют, а санкции нет. Такое обстоятельство делает норму права бесцельной. А точнее – вообще, нормы права не существует.

    Следовательно, декларированная в п.2.7 норма права просто не существует. Опасного вождения в РФ не существует!

    Да, скорее всего, наказание в скором времени придумают. Но тогда зачем до этого времени вводить новое понятие?

    2. Как следствие из 1-го, КоАП РФ уже предусматривает ответственность за те правонарушения, которые входят структурными элементами в понятие «опасное вождение» . Вот они:

    а) часть 3 статьи 12.14 КоАП РФ: «Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, … влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей»;

    б) часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ: «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги … влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

    Поэтому водителя, нарушившего указанные нормы ПДД неоднократно или в совокупности, можно подвергнуть юридической ответственности за конкретные правонарушения.

    Отсюда и вопрос: «А зачем тогда нужна норма, наказывающая за опасное вождение?».

    Отсюда – и более важный вопрос: «С какой целью вводится понятие опасного вождения? Не является ли это бюрократизацией ПДД?».

    3. Еще один каверзный вопрос законодателям.

    «Кто будет квалифицировать опасное вождение? ». И это, пожалуй, один из самых не решаемых, в принципе, вопросов.

    Проще говоря, кто тот человек, который будет принимать решение, что некий водитель совершил:

    • одно из указанных правонарушений неоднократно;
    • сочетание указанных правонарушений?

    Следом – еще один вопрос: «Как понимать неоднократность ? Через какой максимальный промежуток времени совершенные однотипные правонарушения будут считаться неоднократными?»

    И еще: «Сколько времени должно пройти, чтобы подряд совершенные правонарушения расценить как сочетаемые ?».

    Без решения таких вопросов само понятие «опасное вождение» повисает в воздухе.

    Если это решение будет принимать работники ГИБДД, то нас ждет перспектива перманентных судебных разбирательств по искам водителей. И суды захлебнутся такими делами. Если такое первичное решение будет принимать суд, то мы утонем в апелляциях в вышестоящие судебные инстанции.

    Вывод: проблема не решаема в части механизма наложения санкций.

    4. Еще один обязательный критерий для квалификации опасного вождения – это опасность ДТП. Как расценить степень возможности наступления ситуации ДТП?

    Ситуативный анализ позволяет применять только ретроспективный метод: , — значит, его вероятность присутствовала. ДТП не было, — доказать его вероятность будет сложно. Это опять суды, апелляции и прочая атрибутика процессуальных отношений.

    Окончательный итог наших размышлений

    Следовательно, квалифицировать наличие признаков «опасного вождения» очень сложно. Если не невозможно.

    Вопрос: «А, может быть, пока не поздно – отказаться от этого чрезвычайно аморфного и субъективного – понятия?».

    Интересен вот еще какой факт.

    Понятие «опасное вождение» прописано в пункте 2.7, где рассматриваются негативные обязанности водителя (то, от чего он должен отказаться).

    ВОПРОС: «Почему это понятие не прописано в п.1.2 ПДД РФ?» Ведь именно этот пункт отвечает за основные положения и основные понятия, применяемые в Правилах дорожного движения Российской Федерации.

    Вывод один: мутно всё это!

    Постановка проблемы понятия «опасное вождение» попахивает догматизмом и тематикой чьей-то кандидатской диссертации. Не более!

    Хочется задать последний вопрос в отношении понятия опасного вождения:

    «А был ли мальчик?».

    Видео — фильм «Опасное вождение», разъясняющий этот термин:

    Может заинтересовать:


    Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro


    Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

    Похожие статьи

    Комментарии к статье:

      Анатоль

      Нововведение крайне сомнительно. Больше похоже на отписку, чем на что-то реально проработанное.
      Определение вышло слишком уж всеохватывающим: собрали винегрет из уже имеющегося, даже не удосужившись разбить на несколько предложений! Тут явно еще работать и работать над формулировкой, а то без бутылки не разберешься. А раз так, то и трактовать его будет по-разному.

      Виктор Самохин

      Смотрел программу по поводу этой темы. Знаете, по мне эта опасная езда выеденного яйца не стоит, есть уже существующие правила которые подходят под это определение, но государству мало же денег с народа, надо брать больше. А самое смешное, что если у вас присутствует наклейка с университетом или другой известной атрибутикой означающую какую-либо поддержку автомобильного мира гонок, то все, за вами начинается конкретная слежка.

      Александр

      Вроде неплохая идея. Но вопрос в том как это всё будет работать. Доказать опасное вождение будет очень сложно. И кто за этим будет следить. Вот движется поток автомобилей и один из участников играет в «Шашки» как и кто его будет наказывать? А, так наверное это из категорий множества законов в нашей стране которые практически не работают.

      Сергей

      Но ведь есть уже правила дорожного движения и все, что в них запрещено, и есть опасное вождение. Считаю, к опасному вождению надо обязательно отнести езду с ксеноновыми фарами, слепят в темноте, часто создавая аварийные ситуации.

      Сергей Капустин

      Действительно очень трудно будет отследить это нарушение. Да и все эти нарушения прописаны в правилах. По моему мнению вещь абсолютно бесполезная.

      Вика

      В общем-то идея хорошая, но «сыроватая». Необходимо доработать список действий, которые будут относить к опасному вождению, и тогда уже внедрять.

      Евгений Александров

      Какие-то инспектора будут за счёт этого понятия обогащаться, и иногда «карать» обнаглевших. Хуже не будет (найдут и без этого понятия, как из водил деньги вытащить), лучше, думаю, тоже не будет.

      Станислава

      Целиком и полностью поддерживаю то, что необходимо ввести понятие «опасное вождение» и штрафовать за нарушения. Сама столкнулась с этим, недавно закончив автошколу. На моей машине приклеены знаки «неопытный водитель» и «туфелька». И у меня сложилось такое ощущение, что они мне не помогают, а мешают, потому что каждый наровит обогнать и, перестраиваясь обратно в правый ряд, подрезать меня, провоцируя меня, таким образом, прибегать к резкому торможению. Шашечников тоже много на дорогах.

      Пётр

      Я считаю, идея про «опасное вождение» правильная, уж очень много развелось лихачей на дорогах в последнее время. Хуже точно не будет.

      Николай

      Правильно сделали, что ввели понятие «опасное вождение». Я вожу аккуратно, часто перевожу семью. Лихачи на дорогах угроза общественной безопасности.

      Дима

      Давно ждал когда будет закон против такого «вождения» По собственному опыту заметил что, «дурачков» стало поменьше.

      SantaK

      Как по мне, эти нововведения вообще ни к чему. Сейчас лишь бы чего не придумать. Нет четкой оценки, как понять — опасная езда или нет, очень обширные понятия. Так же не могу не упомянуть, что в правилах ПДД все-таки указаны эти аспекты и дополнительного освещения, я считаю, не нужно. Конечно, лихачей на дорогах не мало, да и не думаю, что с этим законом их станет меньше, ведь в каждом законе есть своя лазейка.

      Андрей

      Немало времени пройдёт, пока закон начнёт работать и приносить результаты. Но кому «можно» опасно водить, те все равно продолжат это делать.

      Павел

      Это очередной закон для пополнения казны государственной штрафами, под эту норму можно спокойно вписать пару маневров в плотном потоке или в пробке. Все же пытаются выбрать лучшую полосу, переезжая из одной в другую. теперь придется встать в одну полосу за самосвалом и тащиться за ним, так…Я против!

      Арсений

      Инициатива-то хорошая. За рулём провожу целый день, и этих лихачей на дорогах полно! Но другое дело, как это будут контролировать, как наказывать. Посмотрим

      Павел Андреевич

      Сама норма закона нужна, тут главное не переборщить с критериями опасного вождения, ГИБДД — заинтересованное лицо и вполне может внести такие положения, что пару любых перестроений в полосах может считаться опасным! Для гаишников лучше будет, если все будут ездить по линеечке!



    Просмотров