Сергей Проханов, биография, новости, фото! Сергей проханов - биография, информация, личная жизнь

Сергей Борисович Проханов. Родился 29 декабря 1952 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист Российской Федерации (2005).

Имеет поморские и цыганские корни. Один его дед был церковным живописцем, а другой - бессарабский цыган, Тося Прохан, который женился на кубанской казачке (погиб во время войны). Именно свои корни называет основой своего сценического темперамента.

Отец работал на закрытом производстве, мама была домохозяйкой из-за слабого здоровья.

Сначала учился в обычной школе, затем его перевели в учебное заведение с математическим уклоном. "Если артистизм - одна сильная сторона моей натуры, то логика - вторая. Был я в детстве вундеркиндом, трехзначное на трехзначное в уме умножал за считанные секунды", - отмечал он.

Семья жила в Тушине. Посещал расположенный поблизости от его дома Дворец пионеров, в котором, по его словам, обучился музыке, пению и танцам. Также занимался спортом - баскетболом и карате.

В 1974 году окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина, курс В.К. Львовой. Затем поступил в труппу Театра имени Моссовета. В 1981 году, сыграв Сашку в одноимённом спектакле по повести В.Л. Кондратьева, режиссёра Г. Черняховского, Проханов заявил о себе как о серьёзном и талантливом актёре.

Среди других театральных работ как актера: «Дальше - тишина...» - Бармен; «Миллион за улыбку»; «Последняя жертва»; «Глазами клоуна»; «Инфанты»; «Пять углов»; «Фабричная девчонка» - Бибичев; «Иисус Христос - суперзвезда» - Царь Ирод; «Премьера».

В конце 1980-х - начале 1990-х годов актёр много времени посвящал эстраде, выступал с концертами и как чтец.

Широкую известность и любовь публики получил как актер кино. Сниматься начал в 1970-м. Прославился, сыграв главную роль - Кеши Четвергова - в комедии «Усатый нянь» . По сюжету его герой - хулиган, по которому, как говорят, тюрьма плачет. И с целью перевоспитания его самого назначают воспитателем - в детский сад. Он воспитывает детей, дети - воспитывают его. В короткий срок его герой взрослееет и становится ответственным мужчиной.

Сергей Проханов в фильме "Усатый нянь"

Среди других известных работ актера в кино - «Молодая жена» (Володька), «Трижды о любви» (Василий Лобанов), «Завтрак на траве» (пионервожатый Ковалёв), «Корпус генерала Шубникова» (подполковник Семён Куценко), «Коррупция» (Бабенко), «Привал странников» (Денис), «Гений» (Костик).

Сергей Проханов в фильме "Молодая жена"

Сергей Проханов в фильме "Гений"

Был ведущим детской телепередачи «Будильник».

С 1991 года сосредоточился на театре и театральной режиссуре.

В 1990 году Сергей Проханов принял участие как режиссёр в создании спектакля «Иисус Христос-суперзвезда» Э. Ллойд-Уэббера на сцене театра имени Моссовета, где также исполнил роль царя Ирода.

Далее решил создать собственный театр. Сначала это коммерческий театр-студия реалистической фантастики при Союзконцерте, а впоследствии на собственные средства Проханов открыл «Театр Луны». Театр был расположен по соседству с театром им. Моссовета, в одном из подвалов на Патриарших прудах, потом переехал в центр Москвы.

"В 90-е годы в период развала всего, в том числе и кинематографа, я пошел в кооперацию и создал свой театральный кооператив под названием «Маскарад». После мне это надоело. Я решил, что заработанное должно быть подкреплено какой-то идеей. И ею стал театр. Вначале это была театральная студия мистической фантастики, а потом – «Театр Луны», который позже стал государственным", - рассказывал он.

Среди известных постановок театра: «Византия», «Мечты маленького Робинзона», «Сны взрослого Робинзона», «Фанта-Инфанта», «Ночь нежна», «Таис сияющая».

Большинство пьес для спектаклей театра написаны или переработаны самим Сергеем Прохановым. "Кто-то берет уже готовые мюзиклы с Запада, кто-то их переводит на русский. Но это уже секонд-хэнд. У нас свой путь. Я сам все пишу – от и до. Если мы попытаемся сделать американский мюзикл, то будет именно то, что произошло с «Чикаго» – вначале небывалый интерес, поскольку мюзикл в тот период был актуален, так как Москва по своей криминальной составляющей напоминала Чикаго 30-х годов, а потом – провал. Это связано с тем, что все-таки западные сюжеты не годятся для нашей психологии и на русскую душу никак не падают", - пояснял он.

В «Театре Луны» в разное время играли знаменитые артисты: Валентин Смирнитский, Дмитрий Певцов, Чулпан Хаматова, Анатолий Ромашин, Марина Блейк. Сейчас в труппе театра тоже немало звезд: Сергей Виноградов, Елена Захарова, Анна Терехова, Евгений Герчаков, Марк Алисов, Алексей Лосихин, Валерия Ланская, Анастасия Стоцкая, Дмитрий Бикбаев, Олег Марусев, Елена Цорн, Вероника Лысакова.

С 1999 года Проханов является руководителем курса в РАТИ.

Сергей Проханов в программе "Наедине со всеми"

Рост Сергея Проханова: 177 сантиметров.

Личная жизнь Сергея Проханова:

Был женат на Татьяне Юрьевне Прохановой (в девичестве Василевская), она внучка сразу двух Маршалов Советского Союза - А.М. Василевского и Г.К. Жукова, по профессии - юрист-международник. Познакомились на даче у знакомых, на тот момент Проханову было 20, а Татьяне всего 16. Через два года они поженились.

В браке родились сын и дочь. Дочь - Анастасия, художник по костюмам, работает в театре отца. Сын - Антон, владелец отеля и дайвинг центра на Филиппинах (остров Миндоро).

Проханов не особо скрывал, что имел романы на стороне, а жена даже комментировала его пассий. Они отдалились, когда Сергей стал жить строительством театра. Он пропадал на стройке, да и дома не мог отвлечься от забот. Татьяна стала резкой, раздражительной. Однажды она ушла в гости к подруге и не вернулась ночевать. Сергей принял это за измену, собрал сумки и съехал с квартиры.

Впоследствии Сергей Проханов отмечал, что не нужно было горячиться. Однако вернуть было уже ничего нельзя. С женой у него остались хорошие отношения.

"Всё было бы у нас с Таней хорошо. Но мне стукнуло 50 и «бес - в ребро»: начался «осенний марафон». А я ханжой никогда не был - вот и результат. Мы расстались, хотя прожили вместе 25 лет и родили двух детей!", - говорил он.

Затем у него была молодая возлюбленная , с которой Проханов прожил 4 года. Она его бывшая ученица, стала фавориткой в театре, а вскоре он доверил ей режиссуру спектакля "Оскар и розовая дама". Также Вика стала руководить занятиями в детской студии "Маленькая луна" при театре.

После расставания с Алмаевой у него было еще несколько мимолетных романов. Он рассказывал: "И тогда девушки стали у меня меняться одна за другой... Едва пожили - начинаются претензии. Они хотят все и сразу: и карьеру, и квартиру, и машину. И даже не прикрываются игрой в любовь! Ни одну из них я не захотел назвать женой".

Фильмография Сергея Проханова:

1970 - Семья, как семья - участник новогодней вечеринки, приятель Лены
1971 - Ох, уж эта Настя! - пионервожатый (в титрах не указан)
1972 - А пароходы гудят и уходят... - Лёня
1972 - Юлька - Петро Дубовой
1973 - Быть человеком
1974 - Весёлый калейдоскоп - Олег
1975 - Ольга Сергеевна - Никита
1976 - Вечерний свет - Степан
1976 - Всего одна ночь - Пашка Пузырёв
1976 - Солнце, снова солнце
1977 - Усатый нянь - Кеша, Четвергов Иннокентий Петрович
1978 - Дальше - тишина... - бармен
1978 - Молодая жена - Володька
1979 - Завтрак на траве - пионервожатый Иван Николаевич Ковалёв
1979 - Небо - земля
1979 - Ты помнишь - Федя Братухин
1980 - Дон Карлос - паж королевы
1980 - Корпус генерала Шубникова - подполковник Семён Куценко
1981 - Деревенская история - Григорий Егорович Горелов, механизатор
1981 - Ленин в Париже - посыльный
1981 - Трижды о любви - Василий Лобанов, колхозный шофёр
1982 - Магистраль - «Студент»
1982 - Оставить след - Толик Смородинцев
1983 - Сашка - Сашка
1984 - Первая конная - Тимошка
1985 - Осторожно, Василёк! - шофёр Аркадий
1985 - Подвиг Одессы - моряк
1985 - Поживём - увидим - Сергей
1985 - Про кота... - Карабас, младший брат
1985 - Ради нескольких строчек - майор Ковалев
1985 - Следствие ведут ЗнаТоКи. Полуденный вор - Иван Агафонов
1986 - Размах крыльев - Веселков
1986 - Тайна Снежной королевы - Крапива
1987 - Мисс миллионерша - ведущий
1987 - Чехарда - папа
1988 - Белые вороны - инспектор ГАИ Сергей Петрович
1988 - С луны свалился
1989 - Пять углов - Ростик
1990 - Бес в ребро - Виктор
1990 - Коррупция - Бабенко
1991 - Гений - Костик
1991 - Привал странников - Денис
2007 - Театр Луны, или Космическая дурочка 13.28

А. А. Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II.

В 1960 году Проханов окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу. В 1962-1964 гг. работал лесничим в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя А. П. Платонова, увлёкся В. В. Набоковым.

С 1970 года работал корреспондентом газет «Литературная газета» в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. Проханов первый в 1969 году описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта.

В 1972 году Проханов становится членом СП СССР. С 1986 года активно публикуется в журналах «Молодая гвардия», «Наш современник», а также в «Литературной газете».

С 1989 по 1991 год Проханов работает главным редактором журнала «Советская литература». В декабре 1990 он создаёт свою газету «День», где также становится главным редактором. В 1991 году, во время выборов президента РСФСР Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова. Во время августовского путча Проханов поддерживает ГКЧП.

В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных действий Ельцина, называя их государственным переворотом, и поддержал ВС РФ. После танкового расстрела парламента газета «День» была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, ее сотрудники были избиты, имущество и архивы были уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске как специальные выпуски коммунистической газеты «Мы и время».

В ноябре 1993 года Проханов регистрирует новую газету - «Завтра» и становится её главным редактором. На президентских выборах 1996 года Проханов поддерживает кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова, в 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации. Дважды - в 1997 и 1999 годах подвергался нападениям неизвестных. В 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген», где он художественно отображает версию о вине российских спецслужб во взрывах жилых домов в России в 1999 году, получает премию «Национальный бестселлер».

Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тыс. экземпляров). Женат, имеет двух сыновей и дочь. Награждён государственными наградами СССР.

Журналистская деятельность

С конца 1960-х Проханов в качестве специального корреспондента «Литературной газеты» посетил различные «горячие» точки в странах Латинской Америки, Анголе, Мозамбике, Кампучии, Эфиопии, Афганистане и др. В своих многочисленных очерках и репортажах Проханов описывал события, свидетелем которых он стал.

В декабре 1990 года Проханов выступил основателем и стал главным редактором еженедельной газеты «День», имевшей подзаголовок «Газета духовной оппозиции». 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное» обращение «Слово к народу». Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями. Однако 5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов. Ряд организаций обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.

Литературная деятельность

Ранняя проза

Первые рассказы и очерки публиковались в «Литературной России», «Кругозоре», «Олене», «Семье и школе», «Сельской молодёжи». Особо успешным стал рассказ «Свадьба» (1967). Во второй половине 1960-х очерки и репортажи Проханова привлекают внимание читателей в СССР.

Первая книга Проханова «Иду в путь мой» (1971) вышла с предисловием Юрия Трифонова: «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность». Сборник «Иду в путь мой» изображает русскую деревню с её обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и пейзажами. В 1972 Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет», о проблемах советской деревни. В том же году при содействии Ю. В. Трифонова Проханова принимают в Союз писателей СССР. С 1985 Проханов - секретарь Союза писателей РСФСР.

В начале 1970-х Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все - 1974), «Огненная купель» (1975) и др. В 1974 вышел второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава».

Основой первого романа «Кочующая роза» (1975), имеющего полуочерковый характер, стали впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. В этом и в трёх последующих романах - «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981) Проханов обращается к актуальным проблемам советского общества.

«Горящие Сады»

С начала 1980-х писатель начинает работать в жанре военно-политического романа, материалом для новых произведений служат его многочисленные командировки. Романы-путешествия «Дерево в центре Кабула», «В островах охотник…» «Африканист», «И вот приходит ветер» образуют тетралогию «Горящие сады», созданную по следам событий и характеризующуюся напряжённым развитием сюжета.

Афганистан

Позднее Проханов вновь обращается к афганской теме. Главным героем романа «Рисунки баталиста» (1986) является художник Веретенов, который по заданию редакции отправляется в Афганистан с тем, чтобы сделать серию рисунков советских солдат, и которому хочется увидеть сына-военнослужащего. В романе «Шестьсот лет после битвы» (1988) рассказывается о демобилизованных солдатах, служивших в Афганистане.

«Семикнижие»

«Семикнижие» Александра Проханова - серия романов, главный герой которых - генерал Белосельцев, обладающий уникальным опытом видения и созерцания.

Название «Семикнижие» отсылает к Пятикнижию, Шестопсалмию и Четвероевангелию. В «Семикнижие» входят романы:

  1. Сон о Кабуле
  2. И вот приходит ветер
  3. В островах охотник
  4. Африканист
  5. Последний солдат империи
  6. Красно-коричневый
  7. Господин Гексоген

Господин Гексоген

«Господин Гексоген» (2001) привлёк внимание критиков и общественности. В романе рассказывается о заговоре спецслужб, олигархов и политиков разных направлений. Целью заговора является смена власти в стране путём её передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику. Заговорщики используют убийства, кремлёвские интриги, взрывы домов, провокации и т. п. За роман «Господин Гексоген» 31 мая 2002 года писателю была вручена литературная премия «Национальный бестселлер».

Малая проза

В 1970-90-е он создаёт несколько заметных рассказов и новелл: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все - 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кандагарская застава» (все - 1989) и повестей: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и др. За рассказ «Мусульманская свадьба» (как лучший рассказ года) Проханов получил премию им. А. П. Чехова. В 1989-1990 годах Проханов - главный редактор журнала «Советская литература», выходившего на 9 языках и распространявшегося более чем в 100 странах мира.

Стиль Проханова часто считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. Язык Проханова, как полагают многие критики, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу. Однако по мнению немецкого слависта Вольфганга Казака, для произведений Проханова характерна «банальная, слащавая манера письма, основанная на бесстыдной лжи и перенасыщенная дешёвыми украша­ющими эпитетами».

Определённо реалистичные действия и события соседствуют с вещами совершенно фантастического толка (в романе «Господин Гексоген» один из олигархов (возможно, схожий с Березовским), попав под капельницу в больнице, истаивает и исчезает в воздухе; Избранник (возможно, схожий с Путиным), попросившись управлять самолётом наедине в пилотской кабине, исчезает, превратившись в радугу).

Ярко прослеживается симпатия к христианству, России и всему русскому, неодобрение к капитализму.

Награды

  • орден Красного Знамени
  • орден Трудового Красного Знамени (1984)
  • орден «Знак Почета»
  • орден Красной Звезды
  • премия Ленинского комсомола (1982) - за роман «Дерево в центре Кабула»
  • премия имени К. А. Федина (1980)
  • Золотая медаль имени А. А. Фадеева (1987)
  • премия МО СССР (1988)
  • премии журналов «Знамя» (1984), «НС» (1990, 1998)
  • Международная Шолоховская премия (1998)
  • медаль «Защитнику Приднестровья»
  • премия «Честь имею» (2001)
  • Бунинская премия (2009) -за подшивку передовиц газеты «Завтра» за 2008 год и сборник «Симфонии Пятой империи»
  • 23 марта 2010 года в номинации «Лучший главный редактор/издатель общественно-политического средства массовой информации» награждён премией «Власть № 4» учреждённой Институтом общественного проектирования и «Клубом 4 ноября» (как главный редактор газеты «Завтра»).

Работа на радио и телевидении

  • С 2007 года по настоящее время: постоянный гость радиопередачи «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» (по средам в 19.05)
  • С сентября 2009 на радиостанции Русская Служба Новостей по понедельникам в 21.05 выходит передача «Солдат Империи»
  • Один из постоянных участников телевизионных ток-шоу Владимира Соловьёва «К барьеру!» (2003-2009 гг.) и «Поединок» (с 2010 г.).

Книги

На русском языке

Зарубежные издания

Альбомы живописи

  • - Сборник работ в стиле русского лубка (подарочное издание, в открытую продажу не поступало)

Театральные постановки произведений

  • 1984 - Иду в путь мой - По роману «Дерево в центре Кабула»; СССР, Чечено-Ингушский драматический театр; драм. А.Проханов, Л.Герчиков, пост. Р.Хакишев, худ. рук. М.Солцаев; гастроли: Москва - 1984, сцена МХАТ на Тверском бульваре, Ленинград - 1986

Кинофильмы/Экранизации

  • 1972 - Отчизна - Автор сценария, в соавторстве с В.Комиссаржевским; СССР, Центрнаучфильм, реж. А.Косачёв, В.Капитановский, С.Прошин, Ф.Фролов
  • 1983 - Место действия - По мотивам одноим. романа; СССР, Ленфильм, реж. А.Граник, сцен. Р.Тюрин
  • 1988 - Шурави - Автор сценария, в соавторстве с С.Ниловым; СССР, Мосфильм, реж. С.Нилов
  • 1988 - За всё заплачено - Автор сценария, в соавторстве с А.Салтыковым (по мотивам одноим. повести А.Смирнова); СССР, ТО «Экран», реж. А.Салтыков
  • 1991 - Ущелье духов - Автор сценария, в соавторстве с С.Ниловым; СССР, Мосфильм - Туркменфильм, реж. С.Нилов
  • 2010 - Охотники за караванами - По мотивам повести «Охотник за караванами» и рассказа «Мусульманская свадьба»; Россия, ГК «Star Media», реж. С.Чекалов, сцен. В.Бочанов

«Русские уже благодаря размерам своей страны космополиты или, по крайней мере, на одну шестую космополиты, поскольку Россия занимает почти шестую часть всего населенного мира.» -Генрих Гейне
5 октября 2018 года на полках в магазинах появилось произведение Александра Проханова - «Певец боевых колесниц: повести». Там представлены две повести: Певец боевых колесниц и Священная роща. На первый взгляд, сюжеты повестей рассказывают нам о совсем разных героях, в разных ситуациях, но спустя некоторое время начинаешь понимать, что на самом деле они пропитаны одной темой, которая, как нить, тянется через эти два произведения.
«Певец боевых колесниц» повествует нам о приключение Белосельцева в Царствие Небесном. В начале мы толком о нем ничего не знаем ни откуда он, ни как он попал сюда. Мы знаем лишь то, что он ищет Господа и хочет ему что-то рассказать. По пути он встречает известных русских писателей, вождей и других личностей, сыгравших немаловажную роль в мире. И благодаря этому мы узнаем больше о том месте, куда попал Белосельцев, о его порядках, обычаях и традициях.
«Священная роща» начинается с разговора о важности и роли России в мире между президентом России, Константином Ярославовичем Вязовым и владыкой Епифанием. Параллельно нас знакомят с писателем Сергеем Кирилловичем Подкопаевым, который ищет источник вдохновения для своего нового романа. И вот известный бывший генерал Филиппов хочет поведать писателю историю своей жизни, то есть почти век мировой истории, в которой ему довелось участвовать, чтобы Подкопаев написал книгу о нем, выпустил бестселлер. Но не успев начать рассказ, генерал скоропостижно умирает и уносит разгадку тайны с собой. А мы знакомимся с новыми персонажами, которые верят в волшебную силу деревьев и планируют что-то, нам пока что не известное. И герой Подкопаев берется за разгадку, надеясь на отличный сюжет для своей книги.
Произведения пронизаны религиозной тематикой и такое не всем придется по вкусу, так что, если вы категорически против рассказов, где вера и религия играет главную роль, это книга вам не понравится. Она очень патриотическая, теологическая, метафизическая и все вроде бы в ней прекрасно, как в книгах ее жанрах, но, как по мне, она недожата. Идеи в середине повествования намного сильнее, чем концовка. Они красочные, взбудораживающие, отлично прописанные, но концовка довольно обычная, непримечательная, угадать ее не составит труда. Возможно, это автор сделал и намеренно, но у меня остался грустный осадок после прочтения из-за этого, и я думаю не у меня одной. Разговоры с Господом, убийство быка, разговоры Епифания и президента России – это очень сильные моменты в книге, именно они оставили впечатления и заставляют задуматься, они наполнены мыслями, над которыми хочется порассуждать, подискутировать. Призыв «Россия граничит с Царствием Небесным», «Россия - лоза мира», «Россия - страна негасимого света и не иссыхающих слез» очень лелеет сердце, услаждает душу русскому человеку и поднимает дух патриотизма. Но мне кажется настало время «космополитов», людей, которые являются сторонниками идеи мирового гражданства, из-за этого книга показалась мне немного устаревшей. Надо любить свою Родину, место, где ты родился и вырос, но нужно стремиться увидеть весь мир, узнать всю его историю и найти свой уголок, который будет мил твоему сердцу, даже если он будет совсем не похож на, то место, в котором ты вырос.
Мне определенно хочется прочитать что-то еще из творчества Александра Проханова, чтобы точно определиться являюсь ли я его поклонником или склоняюсь все же к противникам. Но нельзя не признать его мастерство слога, и как умело он пишет диалоги между героями. У меня остались довольно неоднозначные впечатления от этой книги, не могу с уверенностью сказать нравиться она мне или нет, но точно скажу, что она заставила заинтересоваться другими произведениями этого автора.

Александр Проханов - известный отечественный писатель, политик. Известен в качестве главного редактора газеты «Завтра», в 1982 году был удостоен премии Ленинского комсомола. Уже в 2002 году получил премию «Национальный бестселлер» за роман «Господин Гексоген», в котором рассказывается о заговоре спецслужб с целью смены власти в России.

Детство и юность

Александр Проханов родился в 1938 году. Он появился на свет в Тбилиси. Его предки были молокане. Их вынудили переселиться из Саратовской и Тамбовской губерний в Закавказье. Дед героя нашей статьи был видным молоканским богословом, родным братом Степана Проханова, основавшего Всероссийский союз евангельских христиан.

Высшее образование Александр Проханов получил в Москве. В 1960 году он окончил авиационный институт, работал инженером в научно-исследовательском институте. Увлекся литературой на последнем курсе вуза, активно начал писать стихи и прозу.

Трудовая деятельность

При этом, поначалу Александр Проханов не помышлял о том, чтобы профессионально заниматься писательским ремеслом. Поэтому работал лесником в Карелии, экскурсоводом в Хибинах, участвовал в геологической партии на территории Тувы. В эти годы странствий по всему Советскому Союзу он особенно увлекся Владимиром Набоковым и Андреем Платоновым.

В 1968 году он устраивается на работу в «Литературную газету», решая больше времени уделять собственным писательским возможностям. Преимущественно его отправляют в заграничные командировки. Александр Проханов, фото которого есть в этой статье, пишет репортажи из Никарагуа, Афганистана, Анголы, Камбоджи. Говорить о нем стали после того, как в 1969 году он, одним из первых, описал вооруженный пограничный конфликт между Россией и Китаем на Даманском острове.

Член Союза писателей

Совсем скоро талант писателя Александра Проханова решили признать официально. В 1972 году его принимают в Союз писателей СССР.

Расцвет его публицистического таланта пришелся на перестроечное время. В 1986 году он начинает активно публиковаться в журналах «Наш современник» и «Молодая гвардия», продолжая сотрудничество с «Литературной газетой». С 1989 по 1991 годы он возглавляет журнал «Советская литература» в качестве главного редактора. Постоянно был членом редакционной коллегии журнала «Советский воин». При этом так и не стал членом коммунистической партии, что удивительно для человека, сумевшего построить такую карьеру в Советском Союзе.

Одним из первых он понимает, что обществу необходима новая площадка, на которой излагать мысли и идеи можно будет принципиально новым языком, не боясь цензуры и каких-либо ограничений. Поэтому в самом конце 1990 года он создает газету под названием «День». Автоматически становится в ней главным редактором.

«Слово к народу»

В середине лета 1991 года в ней публикуется знаменитое «антиперестроечное» обращение, известное как «Слово к народу». В первую очередь оно было адресовано армии. В нем советские политологи и деятели культуры критиковали политику, которую проводили Михаил Горбачев и Борис Ельцин. Они призывали остановить распад СССР, создать влиятельное оппозиционное движение. Сейчас многие рассматривают «Слово к народу» как идеологическую платформу для августовского путча, который состоялся спустя ровно четыре недели.

Газета «День» рассматривалась как одно из самых оппозиционных и радикальных изданий в России начала 90-х годов. Она регулярно выходила вплоть до октября 1993 года. После расстрела Белого дома и Ельцинского переворота издание было запрещено. Но оно тут же начала издаваться под названием «Завтра», в таком виде сохранилось и до сегодняшнего дня. Ее главным редактором по-прежнему остается писатель Александр Проханов.

Участие в политической жизни страны

В начале 90-х годов Александр Проханов, биография которого приведена в этой статье, принимал непосредственное участие в политической жизни страны не только через свою газету. В 1991 на выборах президента РСФСР он был доверенным лицом генерала Альберта Макашова. Представлявший на этих выборах КПСС Макашов занял пятое место, набрав менее 4% голосов избирателей. Во время августовского путча Проханов выступил на стороне ГКЧП.

В сентябре 1993 года герой нашей статьи на страницах своей газеты «День» призывал выступить против антиконституционных действий Бориса Ельцина, утверждая, что в стране фактически состоялся государственный переворот. Активным участником октябрьских событий стал Макашов, участвовавший в вооруженных столкновениях в Москве.

После запрета газеты Минюстом, по некоторым данным, редакция была разгромлена сотрудниками ОМОНа, работники избиты, а все архивы и имущество уничтожено.

Газету «Завтра» Александр Проханов учредил уже 5 ноября. Она до сих пор отличается радикальной позицией, часто материалы, которые в ней публикуются, обвиняют в профашистском, имперском, антисемитском характере.

В то же время Проханов остается верен себе, поддержав в 1996 году на президентских выборах Геннадия Зюганова. Однако и те выборы для лидера коммунистов завершились поражением. Как известно, он проиграл Борису Ельцину во втором туре.

При этом сейчас герой нашей статьи входит в состав Совета по общественному телевидению, созданного в 2012 году.

Особенности стиля

Многие знакомы именно по книгам с Александром Андреевичем Прохановым. Его стиль считается весьма колоритным, оригинальным и индивидуальным. На страницах романов героя нашей статьи можно встретить большое количество метафор, цветистых эпитетов, интересных персонажей, большое количество разнообразных деталей.

В его художественном творчестве и публицистике часто можно встретить симпатии к христианской религии, исконно русским традициям, при этом он регулярно критикует либерализм и капитализм. Не раз заявлял, что до сих пор считает себя советским человеком.

По мнению ряда критиков, как писатель Проханов является постмодернистом, а с идеологической точки зрения - имперским автором.

Ранние произведения

Первые труды Проханова были опубликованы в газете «Литературная Россия», затем выходили в журналах «Семья и школа», «Кругозор», «Олень», «Сельская молодежь». Из его ранних трудов можно выделить рассказ «Свадьба», увидевший свет в 1967 году.

Его первая книга называлась «Иду в путь мой», она были издана в 1971 году с предисловием Юрия Трифонова. Это сборник рассказов, в котором автор изображает настоящую русскую деревню с ее патриархальной этикой, обрядами и традициями, самобытными пейзажами и характерами. Вслед за этим в 1972 году он пишет очерк «Неопалимый цвет», где рассуждает о проблемах, с которым сталкивается советская деревня.

Из его рассказов, напечатанных в 70-е годы, нужно выделить «Двое», «Жестяная птица», «Машинист транссибирской», «Стан 1220», «Огненная купель», «Красный сок на снегу». В 1974 году выходит второй его сборник под названием «Желтеет трава».

На следующий год в печати появляется его первый роман, который носит название «Кочующая роза». Он написан в полуочерковом стиле, в его основе - впечатления автора от командировок на Дальний Восток, в Сибирь и Среднюю Азию. В нем он обращается к актуальным проблемам современного ему советского общества. Они же беспокоят Проханова в трех последующих романах: «Место действия», «Время полдень» и «Вечный город».

Военно-политический роман

Стилистика писателя кардинально меняется в 80-е годы. Он начинает творить в жанре военно-политического романа. Произведения основаны на его командировках в разные страны мира.

В этот период выходит целая его тетралогия «Горящие сады», которая включает в себя романы «Дерево в центре Кабула», «В островах охотник...», «Африканист», «И вот приходит ветер».

К афганской теме он вновь обращается в романе «Рисунки баталиста» 1986 года. Его главным героем становится художник Веретенов, который по заданию своей редакции едет в Афганистан, чтобы сделать серию рисунков советских военнослужащих. В то же время у него есть и личный интерес - увидеть своего сына.

О солдатах, вернувшихся из Афганистана, рассказывается в книге Александра Проханова 1988 года «Шестьсот лет после битвы».

"Семикнижие"

Популярной становится серия романов «Семикнижие». Ее объединяет главный герой генерал Белосельцев, выделяющийся уникальным опытом созерцания и видения.

В этот цикл входят «Сон о Кабуле», «И вот приходит ветер», «В островах охотник», «Африканист», «Последний солдат империи», «Красно-коричневый», «Господин Гексоген».

Последний роман из этого списка стал особенно популярен. Проханов его издал в 2002 году. В книге описываются события 1999 года в России. В частности, серия взрывов в жилых домах, которая привела к многочисленным жертвам, преподносится как заговор власти с целью передачи правления от действующего президента его преемнику.

Заговорщики, среди которых представители спецслужб, используют в романе Проханова интриги, убийства и всевозможные провокации. Сам автор отмечал, что изначально воспринимал Путина как последователя Ельцина, но затем пересмотрел свое отношение к нему, заявив, что тот остановил распад России, убрал из руководства страной олигархов.

В этом романе наглядно прослеживается излюбленный писательский прием, когда реальные события соседствуют с совершенно фантастическими вещами. Например, олигарх, в котором угадывается Березовский, в больнице буквально тает под капельницей и исчезает в воздухе. Избранник, в котором угадывается намек на Путина, просится наедине управлять самолетом и тоже исчезает, превратившись в радугу.

«Поступь русской победы»

В 2012 году Проханов выпускает новую книгу под названием «Поступь русской победы», в очень необычном для себя жанре. В ней рассказывается об идеологии современной России, а ее история условно делится на четыре временных периода. Это Киево-Новгородская Русь, Московское царство, Российская империя Романовых и Сталинская империя.

Вся книга состоит из четырех частей. В первой приводятся основные тезисы, посвященные идее «Пятой империи», она называется «Гимны русской победы». Во второй части уделено внимание промышленным предприятиям, в первую очередь оборонным заводам, ее название - «Марши русской победы». В третьей части, «Псалмы русской победы», рассказывается о русских приходах и монастырях, а в заключительной «Коды русской победы» - о Евразийском Союзе, который должен выполнить функцию предтечи «Пятой империи».

Кино и телевидение

Сразу несколько произведений Проханова были экранизированы или поставлены на театральной сцене:

  • В 1972 году вышел фильм «Отчизна» по его сценарию.
  • В 1983 году Анатолий Граник снял мелодраму «Место действия» по одноименному роману героя нашей статьи.
  • В 1988 году вышла драма Алексея Салтыкова «За все заплачено», для которой Проханов написал сценарий.
  • В 2012 году был запущен проект на телеканале «Россия-1». Цикл документальных фильмов «Солдат империи» подробно рассказывает о личности самого Александра Проханова.
  • «Страсти по государству» - документальная картина 2018 года, в которой автор анализирует последние коррупционные скандалы, взрывы в петербургском метро, демонизацию самой страны и ее руководителей на Западе и либеральную общественность.

Общественная жизнь

Проханов часто участвует во всевозможных политических ток-шоу, высказывает свое мнение о событиях, происходящих в стране. Он регулярный гость Владимира Соловьева в его ток-шоу «К барьеру» и новом проекте «Поединок». Является одним из ведущих рубрики «Реплика», которая выходит на канале «Россия 24».

О пенсионной реформе Александр Проханов высказал свое мнение. Он отметил, что обращение Путина к нации было безукоризненным, президент привел убедительные аргументы. Поэтому сам он поддерживает эту реформу.

Жена писателя

Можно сказать, что личная жизнь Александра Проханова сложилась успешно. Всю жизнь он прожил в браке с Людмилой Константиновой, которая после свадьбы взяла его фамилию.

У них родилось трое детей - дочь и двое сыновей. Один из них, Андрей Фефелов, стал публицистом. Сейчас он вместе с отцом работает редактором интернет-канала «День». Василий Проханов стал исполнителем авторской песни и фотографом.

В 2011 году Людмила Проханова ушла из жизни.

Известно, что в свободное время герой нашей статьи занимается коллекционированием бабочек и рисует.

Осуждаю
Василий Рожин 2006-02-05 15:12:09

Протестую против зоологического антисемитизма Проханова.


Проханов - лидер патриотической оппозиции?
Terse 2006-04-23 15:06:08

Возмущен отмалчиванием "лидера" на передаче "Народ хочет знать" о т.н. русском фашизме". Без конца тарахтел только Макаров. Всё его тарахтение сводилось к одному: в России живут не только русские, а десятки национальностей, и он, Макаров, очень озабочен и практически целенаправлен, чтобы им всем, а не только русским, было хорошо. Возражение Макарову напрашивалось само собой: если вы так озабочены равноправием наций в России, то объясните, почему в таком случае 90% русских денег, богатств, собственности и СМИ принадлежит только евреям, почему у власти - 85% евреев? Почему не соблюдается пропорциональное национальное представительство? Да пусть даже не пропорциональное - если, допустим, в России, 100 национальностей, то пусть везде будет каждого по одному на сотню. Но если богатства, власть и СМИ в руках евреев, а Россия вымирает со скоростью 20 млн человек за последние 14 лет, то это не что иное, как еврейский фашизм, но отнюдь не русский фашизм. Что же Вы отмолчались, "лидер"? Какую такую "патриотическую оппозицию" Вы представляете? Уж не оппозицию ли Березовского-Гусинского-Ходорковского-Явлинского-Немцова-Новодворской-Хакамады? Тогда проявляйте свой патриотизм в Израиле, но Россия тут совершенно не при чем.


Prokhanov
Valera 2006-07-29 22:08:45

Prokhanov tebya chitat smeshno Nuzhno bit kruglim kretinom chtobi poverit v tvoy bred Debilom ti rodilsya im i pomresh


об Александре Проханове
Scout 2006-10-25 21:22:38

Такие люди делают историю своей Родины, это ее нерв, ее голос. Слежу за творчеством Александра Андреевича, читатель газет "Сегодня", "Завтра"... Можно говорить долго. Вчера в новостях успел увидеть только окончание сюжета о презентации новой книги А.П. с обидно маленьким тиражом 500 экз. Где найти, как прочитать??? С глубоким уважением, офицер РА В.Сергиенко


PROHAN
MIHAIL 2007-02-28 21:44:19

PODONOK IS PODONKOV I MESTO EMU V OSVENZIME:


Александр Проханов - мнение
GALAKTOZ 2007-09-10 05:06:45

Александр Проханов, один из немногих думающих и искренне болеющих за Россию людей, видящий всё то зло,что принесла России так называемая демократическая революция, мало того считаю что этот человек с глубоким аналитическим мышлением, и чистой совестью, что не часто встретишь сегодня не только в государственных структурах, но и на бытовом уровне.


И НЕ ТОЛЬКО МОЕ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ!
михаил 2007-09-16 23:31:40

НЕСКОЛЬКО РАЗ ВИДЕЛИ АЮ ПРОХАНОВА НА Т.В. И СОЗДАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО У НЕГО,ЯВНО, ВЫРАЖЕННАЯ ШИЗОИДНОСТЬ!


Читающий "Завтра" с 1994 года...
DenSyaoHo 2007-12-13 06:36:25

В самом деле непонятно, Александр Андреевич, с чего Вы взяли, что ВВП олицетворяет собой патриота, государственника, предтечу строительства "Пятой империи" или выполняющего роль некоего "Великого Проекта" лукавого Андропова. Возвращение Брежневской однопартийности и музыки Советского гимна, схода со стапелей новых военно-морских кораблей и строительство новых энергетических объектов, трёп о нанотехнологиях и нац.прожектёрство, всё это ещё не платформа для перехода к строительству Империи. Это даже не может означать попытку уйти от эпохи развитого ельцинизма. Да демонократы ненавидимы почти всем русским, евразийским народом; да 90-е годы были периодом падения и прозебания в замёрзшей, скользкой, чёрной яме. Но однако же нынешняя эпоха, по моему ещё более коварная и лицемерная, ибо она вся насыщена блефом, пиаром, пропагандой, показухой и тотальной (мерзкой)слежкой органов госбезопасности за своим собственным народом - простым Народом. В меня, всё чаще, заходят сомнения, а не подвержены ли вы Александр Андреевич в последнее время какому-то гипнозу или зомбированию со стороны спецслужб... С глубокой надеждой о Вашем Прозрении Дионисий, 72 г. р.


Защитнику Сталина
толег 2008-03-07 00:41:09

В программе В. Соловьева "К барьеру" я увидел Александра Проханова. Он высказал мнение, что репрессий в период правления Сталиным не было. гн. Проханов купите билет на Соловки и посетите Сикирную гору. Вы все поймете, а пока я презираю вас.


Pulsa de nure ,Prohanov!
Solomon 2008-03-07 14:59:07

Ваше мнение о человеке!!! А что Проханов человек?! Разве мозно назвать человеком неумытого урода, который оправдывает убийства тиранами своих соплеменников. Он и его шобло прикрываются тем, что не4известно сколько миллионов угробил Сталин 20млн. или 20 тыс. А что Чекотилло или Битцевский маньяк человеки?! А они убили "только" десятки?! А сколько ты Павлик Морозов СССР и России заложил лично. Еще, брехло, вылупившись на свет в 1938 году, как ты умудрился участвовать в ВОВ?! От имени моих предков убитых Сталиным и расстрелянных Гитлером посылаю тебе ПРОКЛЯТЬЕ! У нас евреев, которых ты так страстно любишь, есть понятие "ПУЛЬСА ДЕ НУРЕ". Спроси, что это у Шарона!!!


ОБ АЛЕКСАНДРЕ ПРОХАНОВЕ
КОРОЛЁВ ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ 2008-03-22 02:17:13

Смотрел не так давно передачу "к барьеру" с Прохановым, речь в которой шла о Сталине.При всей неоднозначности фигуры Сталина его роль в укреплении государства Российского трудно переоценить. Сильный руководитель всегда должен быть на Руси. После развала и разрухи государства учиненного Горбачевым, Ельциным и иже с ними, разворовывания того, что создавалось нашими отцами и дедами удалось добиться хоть какой-то стабильности. Хотя, честно говоря "навязанный" электорату Медведев не особенно радует (очень похоже, что это обыкновенные карьерист которому по большому счету на народ наплевать). Но голосовали, потому что более выбирать было не из кого в надежде, что Путин останется у власти. Вопрос в том, что в думе сидят люди пришедшие туда за властью и сопутствуюшими с ней деньгами. Или по хорошему "блату". Чего только стоят "девушки на выданье" Кабаева и Хоркина да и других таких достаточно, или клоун Жириновский при всей своей кажущейся прямотой никогда не критикующий первое лицо государства, дабы не отогнали от кормушки.Радует то, что есть еще люди (Проханов) для которых судьба Росии и её место в мировом устройстве принципиально важны и таких людей достаточно много. Вот, пожалуй и все, что кратко хотелось бы сказать, хотя иногда, смотря новости, хочется плеваться от досады.


письмо из Риги
Владимир 2008-03-30 16:56:10

Здравствуйте, Александр Андреевич! Мы с Вами почти одногодки (я-на год старше). Было время, когда относился к Вам с презрением.Но время проходило и мы чуть-чуть "мудрели" : наступил период "застоя и непонимания", сменившееся жизненным протрезвлением. В данный момент я считаю Вас одним из наиболее честных защитников интересов России. А поэтому-обращаюсь с человечески и жизненно оправданной просьбой (если Вы позиционно будете согласны с ней): попытаться добиться морального и уголовного суда над двумя подонками в истории нашей Страны, а именно-Горбачёвым и Ельциным. Не было в истории нашего Государства таких разрушительно подлых, дорвавшихся до власти, себялюбцев, которые принесли бы непоправимые беды своей Стране. Фактов, подтверждающих это требование и желание миллионов униженных Россиян, более, чем предостаточно. Эти два подонка предали и обворовали Великую Страну и её Народ! Так пусть же хотя бы в какой-то мере ответят за содеянное! С уважением и надеждой на то, что Вы один из немногих Политиков, способных поднять эту тему и довести её до логически завершенного конца. Ещё раз: с уважением и надеждой - Владимир.



Просмотров