Салическая правда век. Общая характеристика салической правды как источника права. Виды наказания подразделялись на


Общая характеристика. Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Алле- менская и др. Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507-511 гг. - последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига.

Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись.
Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом.
Основное содержание Салической правды - нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе, развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.
Общественный строй по Салической правде. Отличительная черта франкского общества V-VI вв. - наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине - марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей. О том, какую роль играет община, наиболее ярко свидетельствует статья 45 «О переселенцах»: «Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». Если же пришелец все-таки поселялся в деревне, то протестующий мог добиться его изгнания через суд. Франкская община отмечена сохранением родовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка сородичи участвовали в получении и уплате штрафа - вергельда.
Вместе с тем Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, что связано с имущественным расслоением общества. Об этом свидетельствуют статьи 58 и 60. Статья 58 «О горсти земли» предусматривает случай, когда обедневший сородич не мог помочь своему родственнику в уплате вергельда: «Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону». Статья 60 «О
желающем отказаться от родства» выражает стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей; публичный отказ от родственников в судебном заседании освобождал от соприсяжни- чества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.
Итак, основную массу свободного населения Франкского государства составляли земледельцы, бывшие в большинстве своем общинниками. Значительная часть общества была представлена воинами. Особое место занимали королевские слуги. К тому времени служилая знать, очевидно, слилась с родовой знатью, о которой Салическая правда не упоминает. Об особом статусе служилой знати говорит то, что штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободного человека. Вместе с тем статья 36 упоминает живших при дворе знатного франка дворового слугу, свинопаса, конюха. Штраф за убийство этих слуг был значительно меньше штрафа за убийство свободного общинника, что свидетельствует о зависимом состоянии указанных лиц.
Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники - это отпущенные на волю рабы. Что касается литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они выполняли различные службы и оброки для своего господина, однако имели собственность, могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их признавались законными. Особый акт освобождения делал вольноотпущенников и литов полноправными членами общества.
Самое низкое положение в.обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных; за преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы.
Особенности общественного строя франков соответствуют особенностям в области земельных отношений. Часть земли составляла личные владения короля, существовало также крупное индивидуальное владение могущественных господ, приближенных короля. Основная часть земли принадлежала сельской общине. Переходный период от земледельческой общины к общине-марке проявляется в том, что дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности семьи, пахотная земля сохранялась в собственности общины, однако находилась в наследственном пользовании отдельных семей. Ежегодные переделы земли уже не проводились, принадлежащий
семье участок огораживался. Однако все пахотные наделы после снятия урожая превращались в общее пастбище, на это время с них снимались все изгороди. Пока изгороди не были сняты, их нарушение влекло за собой привлечение к ответственности. Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только общине. Согласно главе 59 «Об аллодах», земля наследовалась по мужской линии: «Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям». В случае отсутствия сыновей у умершего земля переходила в распоряжение общины. Такие земли, как леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга оставались в собственности общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями. В Салической правде не упоминается о купле-продаже земли, ее дарении, о передаче земли по завещанию. Все это свидетельствует об отсутствии частной собственности на землю у франков в период составления Салической правды. Употребленный в ее тексте термин «аллод» применительно к земле обозначал наследственное владение.
Во второй половине VI в. во франкском обществе произошли значительные изменения. Эдиктом короля Хильперика было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но «не соседи». Таким образом, наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей- аллод. С этого времени земля становится объектом завещания, дарения, купли-продажи.
Утверждение частной собственности на землю привело к углублению имущественной дифференциации в общине, к ее разложению, росту крупного землевладения и установлению феодальной зависимости.
Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-де- нежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Истребование долга происходило и строго установленной форме. В Салической правде говорится о принуждении «упорного должника», об описании имущества «упорного должника». Салическая правда знает обязательства из
причинения вреда, которые чаще всего возникали в результате совершения преступления.
Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. Положение женщины в семье определяли довольно сильные пережитки матриархального строя.
По мере того как распадаются большие семьи развивается наследственное право. Было известно наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. Движимое имущество наследовалось в следующем порядке: первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Такой порядок, устанавливающий преимущество женского родства, свидетельствовал об остатках матриархата. Что касается недвижимости, то женщины исключались из числа наследников. Земля передавалась только по мужской линии. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании по строго установленной форме. При аффатомии имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имуществе указанному лицу.
Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам: 1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие); 2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний короля (примером может служить титул 45 «О переселенцах»).

В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы.
Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.
Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен кровной мести устанавливается выкуп: вер- гельд - за убийство и пеня - за менее тяжкие преступления, размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.
Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.
Салическая правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает сопри- сяжничество. Соприсяжники - это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи «божественной силы». Салическая правда описывает «суд божий» в форме испытания «котелком». К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжни- ков. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком».
Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгнна занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом

из среды «лучших» людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

Один из наиболее ранних т. н. «варварских кодексов» («варварских правд») такого рода. Язык документа - вульгарная латынь с вкраплениями франкских слов.

Салическая правда составлена в конце - начале века, предположительно, по инициативе Хлодвига ; в дальнейшем неоднократно дополнялась и перерабатывалась. Утратила актуальность к X веку .

Документ делится на главы («титулы»), в которых описан порядок судопроизводства и заключения сделок, перечислены преступления и соответствующие им наказания (как правило, это штрафы).

Принцип престолонаследия

Под словами салический закон (со строчной буквы) понимают норму престолонаследия , согласно которой право на корону имеют только члены династии по непрерывной мужской линии (сыновья государей, внуки (сыновья сыновей), сыновья этих внуков и т. п.).

Таким образом, по салическому закону, в случае, если король умер, не оставив сыновей или внуков по мужской линии, но оставив дочь, на престол не может претендовать ни эта дочь, ни внук (сын этой дочери), а только брат покойного короля или его племянники (сыновья этих братьев); если братьев и их потомков нет, а есть только сёстры - тогда дяди и их потомки и т. п.

Франция

Фактически такой порядок престолонаследия применялся во многих государствах Европы начиная с раннего Средневековья, но само понятие «салический закон» в новом смысле стало активно использоваться лишь с XIV века во Франции . Оно отсылает к правилу, входившему во франкскую «Салическую правду» и запрещавшему наследование имущества дочерьми (причём по букве закона оно относится лишь к наследованию на территории приморской «Салической земли»), однако идеологи французской монархии утверждали, что его ввёл легендарный первый король Франции Фарамонд . К нему прибегали во Франции, когда после смерти Людовика X Сварливого и его сына-младенца Иоанна I престол не унаследовала дочь Людовика от первого брака Иоанна Наваррская, но королём стал его младший брат Филипп V Длинный (). Через двенадцать лет, в году, после смерти и Филиппа, и его младшего брата Карла IV , на престол вступил, в соответствии с указанным правилом, их двоюродный брат граф Валуа, который стал Филиппом VI . Однако на французскую корону объявил претензии племянник покойных королей, сын их сестры английский король Эдуард III , не признававший салического закона (который никогда не действовал и не действует в Англии). Это вызвало Столетнюю войну . Салический закон сохранялся во Франции вплоть до конца французской монархии.

Другие государства

Среди других государств, практиковавших салическое престолонаследие - государства центральной континентальной Европы (почти все мелкие монархии Германии и Италии). С другой стороны, отклонения от него были нередки в монархиях Скандинавии и Пиренейского полуострова . После воцарения в Испании французской династии Бурбонов там был принят салический закон, но Фердинанд VII отменил его и передал в году престол своей дочери Изабелле II . Младший брат Фердинанда, дон Карлос , не признал этого решения и развязал войну против сторонников племянницы; карлизм и карлистские войны были важными приметами политической истории Испании на протяжении ещё ста лет.

Салический закон и независимость государств

Салический закон не раз приводил к образованию независимых государств. Это происходило в случае, если одни и те же монархи одновременно правили (личная уния) двумя территориями, в одной из которых было принято салическое наследование, а в другой - право первородства с допущением женщин к престолу. Так, в году со смертью Вильгельма IV , который был одновременно королём Великобритании и Ганновера , британский престол достался его племяннице Виктории , а ганноверский - его младшему брату герцогу Камберлендскому Эрнсту Августу I (который был моложе, чем покойный отец Виктории); так прекратилась личная британско-ганноверская уния. В году аналогичным образом независимость от Нидерландов (где королевой стала Вильгельмина) получил Люксембург , где действовал салический закон (причём уже через тридцать лет без малого он был отменён и в Люксембурге).

Полусалическое наследование

Вариантом салического закона является т. н. полусалическое наследование (или "австрийская система престолонаследия"), при котором после пресечения всех мужских линий престол переходит к женскому потомству последнего монарха (классическое салическое наследование, вообще говоря, не предусматривает такого случая). Такие правила действовали в Шотландии , Австрии и были с года приняты в России Павлом I . Сторонники «кирилловской» ветви претендентов на русский престол утверждают, что последняя мужская линия российского императорского дома пресеклись в году, после чего дом возглавила дочь последнего представителя династии Великая Княгиня Мария Владимировна .

В современном мире

В настоящее время салический закон в европейских монархиях, где он когда-либо применялся, постепенно сходит на нет. Уравнивание прав женщин с правами мужчин, общая демократизация жизни в Европе привели к тому, что сначала Швеция , затем Норвегия приняли законы, в соответствии с которыми право первородства распространяется на дочерей монархов. В других странах Европы салический закон не применяется либо никогда не существовал (Нидерланды, Дания , Англия). Вне Европы правило наследования престола только мужчинами действует, например, в Японии . Долгое время обсуждался вопрос о его отмене, ибо у ныне царствующего императора Акихито оба сына не имели сыновей (и вообще в императорской семье 40 лет не рождались мальчики), однако 6 сентября года у младшего из принцев родился долгожданный сын.

См. также

  • Бургундская правда

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Саличе-Контесса Карл-Вильгельм
  • Салишанские языки

Смотреть что такое "Салическая правда" в других словарях:

    САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА - Салический закон (Lex Salica) запись обычного права салических франков, одна из ранних варварских правд. Записана (на вульгарной латыни с вкраплениями франкских слов и выражений) в начале VI в. по распоряжению короля Хлодвига; При его преемниках … Юридический словарь

    САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА - (Салический закон) (Le Salica) сборник обычного права салических франков, одна из варварских правд. Записана в нач. 6 в … Большой Энциклопедический словарь

    Салическая правда - (Салический закон) сборник обычного права салических франков, одна из варварских правд. Записана в начале 6 в. Ценнейший исторический источник … Исторический словарь

    Салическая правда - (лат. Lex Salica Салический закон) памятник обычного права салических франков, правовой источник значительной части населения Франкского государства, одна из ранних варварских правд. Записана в начале VI в. по распоряжению короля Хлодвига (481… … Энциклопедия права

    САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА - (Le Salica) одна из варварских правд, сборник обычного права салических франков. Записана на вульгарной латыни с вкраплениями франкских слов и выражений в начале VI в. по распоряжению короля Хлодвига; при его преемниках дополнялась и… … Юридическая энциклопедия

    Салическая правда - Салический закон (Lex Salica), сборник обычного права салических франков, одна из варварских правд. Записана в начале VI в. * * * САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА (лат. Lex Salica), сборник обычного права западных салических франков, одна из т … Энциклопедический словарь

    САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА - салический закон (Lex Salica), памятник обычного права салических франков, правовой источник значит. части населения Франкского гос ва, одна из ранних варварских правд. Записана в нач. 6 в. по распоряжению короля Хлодвига (481 511); при его… … Советская историческая энциклопедия

    Салическая правда - Салический закон (Lex Salica), запись обычного права салических франков (См. Франки), одна из ранних варварских правд (См. Варварские правды). Записана (на вульгарной латыни с вкраплениями франкских слов и выражений) в начале 6 в. по… … Большая советская энциклопедия

    Салическая правда - Салический закон одна из герм, варварских правд, сборник обычного права (суд. обычаев и казусов) салических (приморских) франков. Древнейший текст судебника (не сохранившийся и дошедший до нас в рукописях VIII IX вв.) был составлен и записан, по… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    Салическая Правда - (Lex Salica, Saliga, Salega, pactus legis Salicae) одна из древнейших и наиболее важная из варварских правд; возникла среди С. франков (см. Франки). Она дошла до нас в многочисленных рукописях, которые можно разбить на 4 группы. Первая группа… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Какие деяния считаются в Салической правде преступлениями?

Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Какие стадии совершения преступления и формы соучастия фиксирует Салическая правда?

Каралось не только само по себе преступление, но и покушение. Стадии преступлений старались различать. В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы.Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен ее устанавливается выкуп: вергельд -- за убийство и пеня -- за менее тяжкие преступления. Размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.

Салический закон выделяет формы вины: умышленное и неосторожное посягательство, соучастие, подстрекательство, обстоятельства, которые смягчают и усиливают вину. Неосторожность рассматривалась как смягчающее обстоятельство и предусматривала простое возмещение убытков. Наличие злого умысла, наоборот, усиливала вину. Коллективное убийство также выступало обстоятельством, что усиливает вину. V этом случае назначалось максимальный размер возмещения семье убитого.

Закон пытался дифференцировать ответственность соучастников преступления. Для "толпы" до семи человек действовал принцип коллективного наказания (коллективная ответственность), при "зьюрмленни" более семи человек требовалось доказать вину каждого участника. Если на теле убитого насчитывалось более трех раны, то это рассматривалось как тройное убийство: три участника "толпы" наказывались как исполнители преступления, другие как соучастники наказывались менее строго. Подстрекательство к краже каралось строже, чем совершение преступления. Действовал принцип объективной внимания, то есть ответственности без вины (ответственность всех присутствующих на месте совершения насилия над женщиной).

Убийство свободного человека, убийство мальчиков, убийство рабов, убийство свободного франка или варвара, убийство свободного человека, убийство женщины.

Какого рода преступления рассмотрены в титулах XVII и XXIX?

Виды преступлений по Салической правде можно разделить на четыре группы: преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование; преступления против собственности - кража, поджог, грабеж; преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд, лжесвидетельство; нарушение предписаний короля.

Наибольшее внимание в Правде уделено кражам. Какие ее разновидности описаны в титулах II-VIII, X-XII, XXI-XXII, XXXIII-XXXIV, XXXVIII, XL?

В «Салической правде» подробно рассматриваются различные ситуации и перечисляются наказания за нарушения закона, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека. Свои своды законов - «Правды» имелись также у франков рипуарских, бургундов, англосаксов и других германских племен.

«Салическая правда» отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни.

Время записи и редактирования этого «обычного» (от слова «обычай») народного права - VI-IX века.

«Салическая правда» делилась на титулы (главы), а каждый титул - на параграфы. Многие титулы были посвящены штрафам за всевозможные кражи. Встречались в ней и такие титулы: «Об убийствах или если кто украдет чужую жену», «О том, если кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец», «О четвероногих, если убьют человека», «О прислужнике при колдовстве» и т. п. В титуле «Об оскорблении словами» определялись наказания за обиду в зависимости от степени оскорбления. В титуле «О нанесении увечий» устанавливалось: «Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62 и 1/2 солида»; «Если оторвет нос, присуждается к уплате... 45 солидов»; «Если оторвет ухо, присуждается к уплате 15 солидов». Солид - римская монетная единица. В VI веке 3 соли-да соответствовали стоимости коровы, «здоровой, зрячей и рогатой».

Изучая «Салическую правду», можно сделать вывод, что хозяйство франков стояло на более высоком уровне, чем хозяйство германцев (хозяйство германцев было описано римским историком Тацитом (ок. 58 - ок. 117) в очерке «Германия»).

Важную роль в хозяйстве франков во все времена играло животноводство. «Салическая правда» скрупулезно устанавливала, какой штраф надлежит платить за кражу свиньи, за годовалого поросенка, за свинью, украденную вместе с поросенком, за молочного поросенка отдельно, за свинью из запертого хлева и пр.

Весьма подробно в «Салической правде» рассматривались все случаи кражи крупных рогатых животных, овец, коз, случаи конокрадства. О развитии птицеводства свидетельствовали штрафы, установленные за украденных домашних птиц (кур, петухов, гусей). В «Салической правде» имелись титулы, устанавливавшие штрафы за кражу пчел и ульев с пасеки, за порчу и кражу плодовых деревьев из сада (франки умели делать прививки плодовым деревьям путем черенкования), за кражу винограда из виноградника. Представляют интерес титулы, которые определяют штрафы за кражу рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты.

По титулам I, XVIII, XL, XLVIII-XLIX, LVI-LVII назовите преступления против правосудия. Чем вызвано особое внимание к ним?

Значительное внимание уделяется в Салической правде преступлениям против правосудия. Наказаниям за неявку в суд посвящены первые два параграфа первого титула данного сборника. О различных категориях указанной разновидности преступления говорится в титулах XVIII, XL, XLVIII, XLIX, LVI, LVII. Кроме того, рассматривая преступления против правосудия, следует обратиться также к капитуляриям франкских королей, разъясняющим и развивающим нормы Салической правды2. Особенно примечательная норма содержится в § 3 Капитулярия IV (Декрет короля Хильдеберта). Она гласит: "Если кто найдет вора и тайно, без судьи, получит пеню, такового уподоблять разбойнику". Подобная норма содержится и в декрете Хлотаря, составляющем вторую часть указанного капитулярия: "Если кто тайным образом возьмет с какого-либо вора пеню за украденное, оба подлежат наказанию как разбойники".

Приведенные нормы служат свидетельством того, что франкские короли начинали рассматривать преступление в качестве деяния, причиняющего вред не только частным, но и государственным интересам. С другой стороны, стремление королей утвердить суд в качестве обязательного посредника в спорах между частными лицами можно объяснить желанием обеспечить приток финансовых средств в государственную казну.

По тексту Салической правды покажите, что при назначении наказания учитывался социальный статус преступника и пострадавшего.

Наказание было дифференцировано в зависимости от положения человека. Штраф исчислялся в солидах и денах. Один солид равнялся стоимости годовалого быка. Вергельд за убийство раба равнялся 35 солидов, штраф шел его хозяину. Убийство раба из челяди наказывалось так же, как воровство быка (80 солидов). За убийство полусвободного, лита, - 100 солидов, свободного франка - 200, графа, королевского слуги (сотрапезника), если он был даже римлянином, - 300, чиновника короля - 600 солидов. За убийство графа скопищем, в походе, при исполнении служебных обязанностей, вергельд утраивался.

Закон предусматривал наказание за телесные повреждения тем, кто в драке откусил нос своему противнику, выколол глаз, оторвал ухо и т. д. За оторванный нос франка полагалось платить столько, сколько стоила жизнь лита. Салическая правда знает преступления, порочащие достоинство франка. Всякий, кто назовет его уродом, зайцем, платит три солида, доносчиком или лжецом - 15 солидов. Такое же наказание грозило за лжесвидетельство.

Статьи Салической правды охраняют и защищают жизнь и достоинство женщины. Кража чужой жены - 200 солидов. «Кто схватит свободную женщину за руку, кисть или палец», платит 15 солидов, кто ложно назовет свободную женщину блудницей, - 45 солидов. За побои беременной женщины, повлекшей смерть, - 700 солидов, убийство женщины - 600 солидов. Надо полагать, что у франков женщина занимала высокое общественное положение. За убийство мальчика в возрасте до 10 лет - штраф равнялся 600 солидов.

Вемргельд (нем. Wergeld, от др.-верх.-нем. Wёr -- человек и Gёlt -- цена) -- денежная компенсация за убийство свободного человека, установленная в германскихварварских правдах. Вергельд выплачивался родом убийцы семье убитого, постепенно вытеснив кровную месть. Устанавливался в зависимости от социального положения убитого, его пола и возраста, от того, к какой национальности он принадлежал (галло-римской или германской).

Фрутус- штраф за нарушение правопорядка.

Что предписывала Салическая правда, если преступник неспособен уплатить вергельд? Если преступник на столько беден и настолько безроден, что не может собрать денег для своего выкупа, “он должен уплатить своей жизнью”.

Салическая правда франков

Параллельно с формированием государственности у франкских племен шло создание права. С этой целью осуществлялась письменная фикса­ция древнегерманских обычаев - запись обычного права германских пле­мен. Таким образом были записаны "варварские правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др.

Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она де­лится на титутлы (главы).

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаи­ческой судебной процедуры.

Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, част­ной собственности.

Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.

Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи.

Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происхо­дило в строго установленной форме.

Постепенно отходят в прошлое старинные формы удостоверения сделок. Все большее значение приобретают письменные документы.

В крестьянской среде, впрочем еще очень живучи старинные обычаи: при переходе земли по сделкам продолжают призывать 12 свидетелœей и 12 мальчиков. Каждому из мальчиков, наблюдавших ввод во владение, надирают уши и дают пощечины, чтобы они лучше запомнили происходящее и могли быть свидетелями в будущем.

Брачно-семейные отношения. Салическая правда описывает в общих чертах.

Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение де­вушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятель­ства:

‣‣‣ существование законного брака;

‣‣‣ объявление лица вне закона;

‣‣‣ наличие близкого кровного родства;

‣‣‣ несвободное состояние человека.

О расторжении брака Салическая правда не упоминает.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.

Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завеща­нию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого иму­щества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа на­следников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомий), совершавшегося публично в народном собрании в строго установлен­ной форме: имущество передавалось третьему лицу, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было обя­зано не позже чем через год после смерти дарителя передать это иму­щество указанному лицу.

Определœения преступления Салическая правда не дает. Из смысла ста­тей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие вклю­чались причинœение вреда личности или имуществу и нарушение коро­левского мира. Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

Преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета͵ оскорбление, изнасилование;

‣‣‣ преступления против собственности - кража, поджог, грабеж;

‣‣‣ преступления против порядка отправления Правосудия - неявка в суд, лжесвидетельство;

‣‣‣ нарушение предписаний короля.

Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства - к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Наказание различалось исходя из положения человека. Штраф исчислялся в солидах и денариях.

Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным характером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализ­мом. Стороны имели равные права. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах.

Судебный процесс мог начаться только по инициативе потерпевшего. Он же был обязан предоставить суду доказательства, привести соприсяжников, которые могли бы подтвердить его хорошую репутацию.

В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда признает следующие:

‣‣‣ соприсяжничество - соприсяжниками, "свидетелями доброй славы" обвиняемого являлись его родственники, друзья или сосœеди;

‣‣‣ свидетельства очевидцев;

‣‣‣ ордалии.

Ордалии – суд божий, состоящий в испытании соответствующей стороны в процессе.

Большое распространение имел судебный поединок. Он назначался во всœех случаях, когда ответчик обвинял истца в намеренной лжи. С возникновением феодальных отношений поединки между лицами, принадлежащими к разным классам стали практически невозможны.

Судебный процесс мог начаться только по инициативе потерпевшего. Он же был обязан предоставить суду доказательства, привести соприсяжников, которые могли бы подтвердить его хорошую репутацию. Для проверки истиности показаний обвиняемого разрешалось применять суд божий, ордалии- испытание раскаленным желœезом или кипятком.

Общественный и государственный строй

Франции в период феодальной раздроблённости

(IX - XIII вв.)

Франция существует как самостоятельное государство со времени раздела Франкской империи (843 ᴦ.) и выделœения Западно-Франкского ко­ролевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться Францией страна стала лишь в X в.

История средневекового государства во Франции должна быть разделœе­на на следующие периоды:

· период феодальной раздробленности - IX - XIII вв.;

· период сословно-представительной монархии - XIV - XV вв.;

· период абсолютной монархии - XVI - XVIII вв.

В период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.) номинальное еди­ное королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.

Складывание двух базовых классов феодального общества - сеньоров и зависимого крестьянства - в целом завершилось к X в. К этому времени сеньоры-бенефициарии добились превращения бене­фиция из пожизненного пожалования в наследственную феодальную собственность - феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета. Отноше­ния вассалитета покоились на иерархической структуре земельной соб­ственности: номинально верховным собственником всœей земли в госу­дарстве считался король - верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Οʜᴎ, в свою очередь, также имели вассалов, более мелких феодалов, кото­рым жаловали земельные владения. Эта лестница состояла из следую­щих ступеней:

‣‣‣ на ее верху стоял король - сюзерен;

‣‣‣ вассалы и подвассалы разных ступеней - арьер-вассалы;

‣‣‣ в самом низу - простые рыцари, шевалье, своих вассалов не имевшие. Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы. Первоначально положение сервов было еще близко к позднеантичному рабству - часть сервов использовалась в качестве безземельных дво­ровых работников, часть была посажена на мелкие земельные наделы. Сервы наследственно подчинялись судебно-административной власти одного и того же сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и были ограничены в следующих своих гражданских и хозяйственных правах:

‣‣‣ право перехода из сеньории в сеньорию;

‣‣‣ право отчуждения земельного держания;

‣‣‣ право свободы наследования;

‣‣‣ право выбора брачной партии.

Для вилланов, которые считались лично свободными держателями зем­ли, принадлежавшей феодалу, характерны отсутствие наследственных личных повинностей (их повинности раскладывались не на личность, а на земельный надел), более широкие возможности отчуждения земель­ного держания, а также переселœения в другую вотчину, на свободные земли или в город. Развитие сельского хозяйства, отделœение от него ремесла и рост населœения способствовали начиная с X в. возникновению новых и возрож­дению старых римских городов как центров ремесла и торговли, хотя правовое положение горожан еще мало отличалось от положения ос­тальных феодально-зависимых людей.

В период феодальной раздробленности -король, номинальный глава государства, избирался крупными землевладельцами - вассалами короля и высшими иерархами церкви.

В органах центрального управления дворцово-вотчинная система уживалась с управлением, основанным на вассальных отношениях:

‣‣‣ дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сенешал - глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер);

‣‣‣ управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.

Местное управление характеризуется тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях круп­ных феодалов были свои системы местного управления.

В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция - судебную власть между собой делили сеньоры, при­чем объём их судебных правомочий определялся ступенью иерархичес­кой лестницы, на которой они находились.

Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших военную службу, которой они были обязаны сеньорам. Во время войн созывалось Народное ополчение.

сословно-представительной монархии

(XIV - XV вв.)

Развитие городов и расширение межобластных экономических связей, а также установление прочных экономических связей между городом и деревней создали благоприятные условия для преодоления феодальной раздробленности, для формирования единого общенационального рын­ка и дальнейшего экономического и социального развития страны. Возникает специализация сельскохозяйственного и ремесленного про­изводства в отдельных районах и городах, что приводит к упрочению торговых связей между различными областями королевства. В этих усло­виях увеличилась численность населœения городов и усилилось их влия­ние на положение дел в стране.

С завершением периода феодальной раздробленности государство приобрело форму сословно-представительной монархии. Это стало возможным ввиду того, что:

‣‣‣ укрепились социально-экономические основы союза королевской вла­сти и городов, благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказывать монархии помощь;

‣‣‣ вокруг королевской власти сплотились - основные группы среднего и мелкого дворянства в надежде защитить свое привилегированное поло­жение силами королевской армий, а также ради получения доходных должностей;

‣‣‣ страна нуждалась в сильной королевской власти для борьбы с внешним врагом.

В XIV - XV вв. формирование наследственных сословий завершилось. Французское общество разделилось на три сословия:

‣‣‣ сословие духовенства;

‣‣‣ сословие дворянства;

‣‣‣ третье сословие, к которому относились купцы, ремесленники, сво­бодные крестьяне.

Первые два сословия были привилегированными, освобождались от государственных налогов и повинностей, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям. Третье сословие было податным.

Под влиянием развития товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заме­няют часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. К XIV в. меняется форма крестьянского землепользования - серваж вытесняется цензивой.

Цензивой называлось наследственное земельное держание, держатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз - твердо фиксированную денежную, реже натуральную ренту, а также выполнял определœенные повинности. При соблюдении этих условий цен­зитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, заклады­вать, сдавать в аренду и продавать ее с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.

в период сословно-представительной монархии

(XIV - XV вв.)

1. Органы государственного управления.

2. Судебное устройство

Началом периода сословно-представительной монархии во Франции (XIV - XV вв.) принято считать созыв в 1302 ᴦ. Генеральных штатов - высшего органа сословного представительства.

Предшественниками Генеральных штатов во Франции были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий, которые положили на­чало провинциальным штатам. Генеральные штаты являлись совеща­тельным, органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало от­дельно от других:

‣‣‣ в первой палате - высшее духовенство;

‣‣‣ во второй - депутаты от дворянства;

‣‣‣ в третьей - выборные депутаты от верхушки горожан, "третьего сосло­вия".

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. Центральными органами управления в данный период были:

‣‣‣ Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руковод­ство и контроль за отдельными звеньями управления;

‣‣‣ Счетная палата͵ ведавшая финансами.

К наиболее значимым должностным лицам относились:

1) канцлер, в функции которого входили текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц; во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов;

2) коннетабль - командир конного рыцарского войска, впоследствии командир королевской армии;

3) камерарий - казначей;

4) палатины - королевские советники, выполнявшие отдельные поруче­ния короля.

В системе судебных учреждений произошли следующие изменения:

‣‣‣ королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную, значи­тельно расширилась юрисдикция королевских судов: они могли пере­смотреть любое решение сеньориального суда;

‣‣‣ хотя судебные органы по-прежнему не были еще отделœены от административных, наметилось их обособление и соответственно формирова­ние судебной системы.

При Людовике IX был создан специальный судебный орган - Парла­мент, в дальнейшем ставший высшим апелляционным судом королев­ства, важнейшей апелляционной инстанцией. Парламент рассматривал наиболее важные уголовные и гражданские дела, мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всœех ра­нее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуще­ствляя таким образом контроль над местными судами. Правосудие на местах от имени короля вершили бальи, сенешали и прево, рассматривая основную массу уголовных и гражданских дел. Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой пред­метной и персональной подсудности и образовал инстанционную сис­тему:

‣‣‣ низшая инстанция - суд официалов, специальных уполномоченных епископа;

‣‣‣ вторая инстанция - суд архиепископа;

‣‣‣ следующая инстанция - суд кардинала;

‣‣‣ высшая инстанция - суд римской курии, который рассматривал наибо­лее важные дела.

В XIV в. был создан специальный орган уголовного преследования и обвинœения - прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затраги­вавшим интересы монархии ("интересы короны").

В ходе военных реформ второй половины XIV в. и первой половины XV в. королевская армия становится регулярной, значительной по численнос­ти, с централизованным руководством и четкой системой. К этому вре­мени правительство после введения постоянных налогов имело в своем распоряжении значительные средства, которые использовались для вер­бовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотланд­цев и т. д.). Офицерские должности занимало по преимуществу дворян­ство.

Общественный строй Франции в период

Абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.)

В XVI в. во Франции стала складываться абсолютная монархия. Возникно­вение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XV в. в стране началось формирование капиталистического уклада в промыш­ленности и сельском хозяйстве:

‣‣‣ в промышленности появилась мануфактура, а с ней - наемная рабочая сила, вербовавшаяся из разорившихся мелких ремесленников, подмас­терьев и крестьян;

‣‣‣ выросла внешняя торговля с другими европейскими странами, с Вос­током, а через Испанию - и с Америкой;

‣‣‣ капиталистические и полукапиталистические отношения в сельском хозяйстве приняли форму срочной аренды.

Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных отношений, но не уничтожало ее:

‣‣‣ в городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремесленники и тор­говцы существовали во всœех отраслях, где не было мануфактур;

‣‣‣ сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли и, как следствие, феодальные платежи, церковная десятина и т.д.

К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу. Первые два сословия - духовенство и дворянство - полностью сохрани­ли свое привилегированное положение. При 15 млн. чел. населœения страны в XVI - XVII вв. к духовенству относилось примерно 130 тыс. чело­век, а к дворянству - около 400 тыс. человек, то есть подавляющую массу населœения во Франции составляло третье сословие (в состав ко­торого вошло крестьянство).

Духовенство, при своей традиционной иерархии, отличалось большой неоднородностью и проявляло единство только в своем стремлении удержать сословные, феодальные привилегии. Между верхушкой Церк­ви и приходскими священниками усилились противоречия. Дворянство занимало господствующее место в общественной и государ­ственной жизни французского общества, однако в его составе произошли важные изменения. Значительная часть родовитого "дворянства шпаги" разорилась; их место в землевладении и во всœех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов, которые покупали на правах собственности судебно-административные должности (дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились так называемым "дворянством мантии". Дворянский статус предостав­лялся также в результате пожалования специальным королевским ак­том.

Внутри третьего сословия усиливалась социальная и имущественная дифференциация:

‣‣‣ на нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, черно­рабочие, безработные;

‣‣‣ на верхних - те, из которых формировался класс буржуазии: фи­нансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

Государственное устройство Франции

в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.)

Французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития в пери­од самостоятельного правления Людовика XIV (1661 - 1715 гᴦ.). Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король - на­следный глава государства - обладал всœей полнотой законодательной, испол­нительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизо­ванный государственный механизм, административно-финансовый ап­парат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными ко­роля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла прогрессивную роль:

‣‣‣ вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприят­ные условия для ее последующего социально-экономического развития;

‣‣‣ нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли - поощряла строитель­ство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на ино­странные товары, вела войны против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывала колонии - новые рынки сбыта.

Во второй половинœе XVII в., когда капитализм достиг такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила всœе ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты. Дальнейшему развитию производитель­ных сил препятствовали сохранявшиеся абсолютизмом:

‣‣‣ привилегии духовенства и дворянства;

‣‣‣ феодальные порядки в деревне;

‣‣‣ высокие вывозные пошлины на товары и т.д.

С укреплением абсолютизма вся государственная власть сконцентрировалась в руках короля.

Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась, они собирались очень редко (последний раз в 1614 ᴦ.).

С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над Церковью.

Рос бюрократический аппарат, его влияние усиливалось. Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:

‣‣‣ унаследованные от сословно-представителъной монархии учреждения, дол­жности в которых продавались. Οʜᴎ частично контролировались знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления;

‣‣‣ учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Οʜᴎ со временем составили основу управления.

Государственный совет фактически превратился в высший совещательный орган при короле.

В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дворянство мантии" - представители и старых, и новых учреждений. К старым органам управления, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали, относились специальные советы - тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т.д. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути первый министр) и четыре государствен­ных секретаря - по военным делам, иностранным делам, морским де­лам и делам двора.

Большое значение в финансовом управлении имели откупщики косвенных налогов, они же - государственные кредиторы.

В местном управлении, как и в центральных органах, сосуществовали две категории:

‣‣‣ утратившие значительную часть своих реальных правомочий бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в про­шлое и замещались знатью;

‣‣‣ фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов - особые уполномо­ченные королевского правительства на местах, на посты которых обыч­но назначались лица незнатного происхождения. Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделœегатам, назначаемым интендантом и подчинœенным ему.

Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое, дело любого суда. В судопроизводстве сосуществовали:

‣‣‣ королевские суды;

‣‣‣ сеньориальные суды;

‣‣‣ городские суды;

‣‣‣ церковные суды и др.

В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 ᴦ.) и Мулинским ордонансом (1566 ᴦ.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел.

Сеньориальным судам эдикт 1788 ᴦ. оставил в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. В об­ласти гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с небольшой суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды.

Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов.

Функционировали суды специальные, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата͵ палата косвенных налогов, управление монетного двора; были суды морские и таможенные. Особую значимость имели военные суды.

Создание постоянной армии при абсолютизме завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплек­тации вооруженных сил за счёт вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев "третьего сословия", в т.ч. и уголовных элементов. Офи­церские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что при­давало армии ярко выраженный сословный характер.

Право средневековой Франции

К XI в. наиболее характерной формой земельной собственности во Франции становится феод.

Право феодальной собственности на землю сочеталось с элементами общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла.

Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с владельческими правами крестьян - для феодала земля представляла цен­ность не сама по себе, а в соединœении с работником, ее возделываю­щим. Эти права были ограниченными, но постоянными. Крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и после­дний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина. С XIII в. форма крестьянского землепользования меняется - серваж вытесняется цензивой. Крестьянин-цензитарий освобождался от личных повинностей и получил большую свободу распоряжения землей. С со­гласия феодального собственника и с уплатой особой пошлины он имел право продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать свою цензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.

В период феодальной раздробленности договорные отношения во Франции развивались медленно.

При купле-продаже земли за сеньором всœегда признавалось право преиму­щественной покупки продаваемого вассалом феода. Вместе с тем, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли.

В X - XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Часто данный договор маскировал сдел­ку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определœенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограниче­ний на завещания.

Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в письменном виде, а в последующем - утверждаться нотариусами. С XIII в., с развитием торгового оборота͵ договор купли-продажи воз­никал с момента его заключения сторонами. Его объектом могли высту­пать вещи, которые еще не были изготовлены.

В период абсолютизма получает распространение договор найма (арен­ды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определœен обыча­ем и мог повышаться. Вместе с тем, в отличие от цензивы земля, сдан­ная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряже­ние сеньора.

Брак и семья во Франции до XVI в. регулировались исключительно церковными правилами. Лишь в XVI -.XVII вв. королевская власть, стре­мясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отно­шения, отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителœей. В XVII в. родители получили право об­ращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заклю­чившего брак без их согласия.

Личные отношения супругов определялись каноническим правом - главенство мужа, подчинœение ему жены, совместное проживание и т.п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителœей. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

При наследовании по закону наиболее характерным институтом во Франции был майорат, то есть передача по наследству земельного имуще­ства умершего старшему сыну, позволявшая избегать дробления фео­дальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер.

Наследование по завещанию получило распространение сначала на юге Франции. Под воздействием церкви завещание стало проникать и в обычное право.

В начале периода феодальной раздробленности, в IX - XI вв., преступление во Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интере­сы отдельных лиц. Наказания сводились к компенсации за вред, причинœенный частным лицам. К концу этого периода, в XI - XII вв., когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося фео­дального правопорядка. Получают развитие такие качества уголовного права, как уголовная ответственность без вины, жестокость наказа­ний, неопределœенность составов преступлений.

В период сословно-представительной монархии, в XIII - XV вв., с централизацией государства и усилением королевской власти сеньориаль­ная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства коро­лей в развитии уголовного права.

В королевском законодательстве наказания не были четко определœены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого. Целью наказания стали возмездие и устраше­ние. Приговоры приводились в исполнение публично, с тем чтобы стра­дания осужденного вызывали страх у всœех присутствующих.

Видами наказания были:

‣‣‣ смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т.д.);

‣‣‣ членовредительские и телœесные наказания;

‣‣‣ широко применялось тюремное заключение;

‣‣‣ конфискация имущества - в качестве основного и дополнительного наказания.

Судебный процесс до конца XII в. носил обвинительный характер.
Размещено на реф.рф
Большое распространение имели ордалии, в т.ч. судебный поединок, который проводился при взаимном согласии на то сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи. С XIII в. утверждается розыскная, инквизиционная форма процесса.

Судебное дело возбуждалось на основании обвинœения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного процесса было дознание, то есть сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Далее судебный следователь соби­рал письменные доказательства, допрашивал свидетелœей и обвиняемого, проводил очные ставки.

Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, решаю­щее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного при­знания, показания свидетелœей, письма обвиняемого, протоколы, со­ставленные на месте преступления, и т.д. При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась, в связи с этим показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла в том, чтобы получить признание обвиняемого.

основные ЧЕРТЫ ПРАВА ФРАНЦИИ

Источники права: в 1Х-Х1 вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сложилось на территории его проживания. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами.

В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права.

Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы.

Учитывая зависимость отисточников права страна делилась на две части: к югу от реки Луары - "страна писаного права", так как там действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Север Франции считался "страной обычного права", так как там основным источником были местные обычаи - кутюмы.

Письменными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы.

Источником права, вносившим единообразие, было римское право. В случае если на "Юге" оно выступало в качестве основного источника права, то на "Севере" оно восполняло пробелы обычного права. На всœей территории Франции римское право воспринималось как источник "писаного разума".

Вещное право. Основным объектом вещных прав была земля. В феодальном праве существовало два базовых вида вещных прав на землю: право собственности и держания.

Аллод - форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей; земля свободно отчуждалась и передавалась по наследству. Был характерен лишь для раннего средневековья. "

С развитием феодализма основной формой права на землю стало держание, полученное от вышестоящего владельца и связанное целым рядом условий. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные.

Первые благородные (дворянские) держания были в форме бенефиция. Под бенефицием понималось имущество, находившееся лишь в пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, по наследству не передавался и со смертью владельца возвращался собственнику. В IX веке бенефиции становятся наследственным держанием, названным в Х веке феодом, леном, фьефом. В Х-Х1 вв. получил распространение процесс инфеодации, ᴛ.ᴇ. передачи аллодов их собственниками королю или крупным феодалам с получением их обратно в виде феодов.

Феод - благородное (дворянское) держание земли, полученное на базе вассальных связей. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины -рельефа.

Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания -цензива. Цензива - это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определœенный налоᴦ.

Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода являлся получателœем земельной ренты, а держатель цензивы - ее плательщиком и именовался вилланом,

Держатель цензивы должен был периодически признавать зависимость своего участка от сеньора, выплачивать определœенные повинности в пользу сеньора -ценз, сеньор имел право на 1/10 дохода от земельного участка, барщину в течение 3-12 дней в году, право на ренту, ᴛ.ᴇ. определœенный налог с каждого нового владельца, который он получал помимо ценза, право охоты на землях крестьян и т.д.

При смене владельца всœе повинности, лежащие на цензиве, переходили к новому лицу.

Земельные владения лично несвободных крестьян (сервов) находились лишь в их пользовании. Семейное и наследственное право

Семейно-брачные отношения в основном регулировались нормами канонического права, кутюмами и королевскими ордонансами.

Для вступления в брак крайне важно было достичь определœенного возраста: мужчинам от 13 до 15 лет, женщинам - 12 лет. Необходимо было согласие сторон, а также их родителœей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а дочерьми 25-летнего возраста последнего не требовалось.

Дочь умершего вассала должна была получить сог

Салическая правда франков - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Салическая правда франков" 2017, 2018.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что Салическая правда позволяет в наиболее полном виде изучить и проанализировать первые шаги европейских государств по созданию государственных законов, предпосылки и условия их возникновения, влияние на их формирование различных культур (например, римской, древнегерманской и т.д.), что в конечном счете позволяет понять пути формирования современного государства и права европейских стран и стран, на которые Европа оказала существенное влияние.

Объектом исследования является феодальное право стран Западной Европы.

Предметом исследования выступает Салическая правда, как уникальный документ эпохи франкского общества.

Целью исследования является исследование и анализ статей Салической правды, посвященных преступлениям и наказаниям салических франков.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

  • 1. дать общую характеристику «Салической правды»;
  • 2. проанализировать статьи «Салической правды», посвященные преступлениям и наказаниям;
  • 3) исследовать судебный процесс по «Салической правде».

Общая характеристика «Салической правды»

Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др.

Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507 - 511 гг. - в последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига.

Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись. 1

Салическая правда является уникальным документом из эпохи франкского общества. Она дает возможность частично представить социальную структуру народа, его правовые воззрения. В таком юридическом источнике можно почерпнуть сведения не только о материальной стороне жизни, но и о мыслях людей, создавших этот судебник. По форме изложения Салическая правда не свод законов и не кодекс, а фиксированный перечень правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных. Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди. Хотя Салическая правда была написана на поздней латыни, она не испытала сколь-нибудь заметного влияния римского права.

Отличительная черта франкского общества V - VI вв. - наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине - марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей. О том, какую роль играет община, наиболее ярко свидетельствует ст. 45 «О переселенцах»: «Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». Если же пришелец все-таки поселялся в деревне, то протестующий мог добиться его изгнания через суд. Франкская община отмечена сохранением родовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка сородичи участвовали в получении и уплате штрафа - вергельда.

Вместе с тем Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, что связано с имущественным расслоением общества. Об этом свидетельствуют ст. 58 и 60. Статья 58 «О горсти земли» предусматривает случай, когда обедневший сородич не мог помочь своему родственнику в уплате вергельда: «Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону». Статья 60 «О желающем отказаться от родства» выражает стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей; публичный отказ от родственников в судебном заседании освобождал от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.

Итак, основную массу свободного населения Франкского государства составляли земледельцы, бывшие в большинстве своем общинниками. Значительная часть общества была представлена воинами. Особое место занимали королевские слуги. К тому времени служилая знать, очевидно, слилась с родовой знатью, о которой Салическая правда не упоминает. Об особом статусе служилой знати говорит то, что штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободного человека. Вместе с тем ст. 36 упоминает живших при дворе знатного франка дворового слугу, свинопаса, конюха. Штраф за убийство этих слуг был значительно меньше штрафа за убийство свободного общинника, что свидетельствует о зависимом состоянии указанных лиц.

Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники - это отпущенные на волю рабы. Что касается литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они выполняли различные службы и оброки для своего господина, однако имели собственность, могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их признавались законными. Особый акт освобождения делал вольноотпущенников и литов полноправными членами общества.

Самое низкое положение в обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных; за преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы.

Особенности общественного строя франков соответствуют особенностям в области земельных отношений.Часть земли составляла личные владения короля, существовало также крупное индивидуальное владение могущественных господ, приближенных короля. Основная часть земли принадлежала сельской общине. Переходный период от земледельческой общины к общине-марке проявляется в том, что дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности семьи, пахотная земля сохранялась в собственности общины, однако находилась в наследственном пользовании отдельных семей. Ежегодные переделы земли уже не проводились, принадлежащий семье участок огораживался. Однако все пахотные наделы после снятия урожая превращались в общее пастбище, на это время с них снимались все изгороди. Пока изгороди не были сняты, их нарушение влекло за собой привлечение к ответственности. Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только общине. Согласно гл. 59 «Об аллодах» земля наследовалась по мужской линии: «Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т. е. братьям». В случае отсутствия сыновей у умершего земля переходила в распоряжение общины. Такие земли, как леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга, оставались в собственности общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями. В Салической правде не упоминается о купле-продаже земли, ее дарении, о передаче земли по завещанию. Все это свидетельствует об отсутствии частной собственности на землю у франков в период составления Салической правды. Употребленный в ее тексте термин «аллод» применительно к земле обозначал наследственное владение.

В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет еще однозначного понятия собственности.

К движимым вещам применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца.

Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также, овец, коз, собак, голубей, пчел и пр.

Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являлся неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два-три солида стоила у франков корова «здоровая, зрячая, рогатая».

Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств наказывалась дополнительным штрафом. Истребование долга происходило в строго установленной форме. В Салической правде говорится о принуждении «упорного должника», об описании его имущества. Салическая правда знает обязательства из причинения вреда, которые чаще всего возникали в результате совершения преступления. 1

Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. Положение женщины в семье определяли довольно сильные пережитки матриархального строя.

По мере того как распадаются большие семьи, развивается наследственное право. Было известно наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону движимого и недвижимого имущества осуществлялось по-разному. Наследниками движимого имущества первой очереди были дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Такой порядок, устанавливающий преимущество женского родства, свидетельствовал об остатках матриархата. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в Народном собрании по строго установленной форме. При аффатомии имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.



Просмотров