С 1 июля. Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя. Зачем нужны профстандарты


С 1 июля текущего года проведение общего собрания будет осуществляться по новым правилам: изменится непосредственно процедура его проведения. Нововведения будут применяться только к собраниям, решение о проведении которых было принято после 1 июля. К внеочередным и очередным общим собраниям, решение о проведении которых было принято до 1 июля, будут применяться старые правила их проведения.

Итак, что же изменится в отношении процедуры проведения общего собрания в АО? Таких изменений на законодательном уровне принято всего 12.

    В отношении общего собрания, проводимого в качестве внеочередного, по вопросу переизбрания (избрания) членов совета директоров АО на 20 дней сократится срок, отведенный на проведение такого собрания по требованию акционеров либо иных уполномоченных лиц, и составит 75 календарных дней. Данный срок может быть уменьшен уставом АО. Для внеочередных собраний по другим вопросам срок, отведенный для проведения собрания, сократится на 10 дней и составит 40 календарных дней с момента предъявления требования o проведении собрания.

    Для проведения собрания акционеров (внеочередного) по вопросу избрания членов директоров по инициативе самого совета срок проведения собрания будет сокращен на 20 дней и составит 70 дней со дня принятия решения o созыве такого собрания. Однако устав может закреплять более короткий срок для проведения такого собрания.

    С 1 июля увеличивается перечень сведений, подлежащих определению советом директоров при подготовке к собранию. Добавляются такие сведения как:

  • в случае наличия в повестке для вопроса об избрании членов совета директоров, должна быть указана точная дата закрытия приема кандидатур, выдвигаемых в совет директоров;
  • формулировки решений по всем вопросам повестки дня, направляемые акционерами в адрес AO, в случае голосования бюллетенями.

Сократятся сроки, отведенные для фиксации акционеров, наделенных правом участия в собрании:

  • для решения вопроса o формировании совета директоров, список акционеров для участия в собрании должен быть зафиксирован в промежутке между 10 днями после принятия решения о проведении собрания и 55 днями до непосредственного проведения самого собрания;
  • для решения вопроса о реорганизации AO данный срок будет колебаться между 10 и 35 днями соответственно;
  • во всех остальных случаях срок будет колебаться между 10 и 25 днями соответственно.
  • АО будет освобождено от обязанности по предоставлению всем заинтересованным лицам выписок из составленного списка потенциально возможных акционеров участников собрания и справок об отсутствующих в данном списке акционеров. Такая обязанность в силу закона o рынке ценных бумаг принадлежит лично регистратору.
  • По некоторым вопросам повестки дня общего собрания (переизбрание членов совета директоров, назначение/увольнение директора АО, реорганизация АО в формах слияния, присоединения и выделения с назначением совета директоров в новом АО) будет сокращен срок на 20 дней и составит 50 календарных дней, отводимый для уведомления акционеров о проведении собрания.

    Информативность сообщения o проведении собрания повысится. Добавятся сведения о категориях (типах) акций, чьи владельцы смогут проголосовать по всем вопросам повестки дня либо их части. A также в случаях предусмотренных уставом, в сообщении необходимо указать адрес официального сайта АО, на котором акционер может оставить свой голос по вопросам повестки дня, в том числе указать адрес электронной почты для направления голосующими акционерами своих бюллетеней голосования.

    С 1 июля все АО могут в уставе предусмотреть 2 новых возможных способа уведомления акционеров o проведении заседания общего собрания:

    • на адреса личных электронных «ящиков» акционеров обществом может быть направлено полноценное сообщение o проведении заседания;
    • на адреса электронных «ящиков» или личных номеров телефонов акционеров обществом может быть разослано короткое текстовое сообщение с указанием информации о том, где акционер может ознакомиться с полным сообщением o проведении заседания.

      Однако и иные возможные способы уведомления закон не отменял, например, посредством печатных изданий или официального сайта АО.

  • С 1 июля любое АО обязано будет в течение 5-ти лет с момента состоявшегося общего собрания сохранять информацию о способе уведомления акционеров о проведенном собрании.
  • Акционерным обществам будет разрешено проводить очное собрание, подразумевающее совместное присутствие акционеров, дистанционно c помощью информационных и телекоммуникационных технологий, К примеру, таким средством может послужить видеозвонок, который даст возможность акционеру присутствовать на собрании, физически не находясь на нем, и голосовать по вопросам повестки дня.

    С 1 июля появляется необходимость проведения голосования на очном собрании c помощью бюллетеней для голосования во всех публичных АО и в непубличных AO с количеством акционеров, имеющих голосующие акции, более 50 лиц.

  • Произошла законодательная конкретизация обозначения присутствия акционера на очном собрании акционеров. Итак, присутствовавшим на собрании акционер считается в случае:
    • если акционер прошел регистрацию (лично или на сайте в сети Internet) для участия в собрании;
    • если акционер за 2 дня до собрания передал заполненный бюллетень голосования в общество либо заполнил электронную форму бюллетеня на сайте, указанном обществом для голосования;
    • если акционер для собрания, проводимого в заочной форме, предоставил свой заполненный бюллетень или заполнил его в сети Internet на официальном сайте для голосования до окончания приема бюллетеней;
    • если волеизъявление лиц, давших инструкции по голосованию на собрании, проводимом в заочной форме, своим «номинальным» держателям акций, получено обществом не позднее 2-x дней до даты проведения собрания акционеров либо до даты завершения приема заполненных бюллетеней.

    Общий перечень изменений в законодательстве, вступающих в силу с 1 июля 2016 года, содержит 90 наименований. ФБА «Экономика сегодня» остановилось лишь на семи законодательных актах, которые коснутся жизни многих россиян.

    Про ОСАГО и МРОТ

    С 1 июля многие автовладельцы, страхуя свою ответственность, будут получать на руки полисы ОСАГО нового образца. Отличаться от старых визуально они будут в первую очередь цветом: если раньше полисы были зелеными, то теперь им на смену пришли розовые. В течение ближайших трех месяцев старый и новый виды бланков будут существовать параллельно. Автостраховщики предупреждают, что все полисы, оформленные на бланках старого образца, переоформлять не нужно, так как они продолжают оставаться актуальными до окончания срока их действия. Известно, что новые бланки будут содержать более сложные водяные знаки, металлическую полосу, иную конфигурацию расположения защитных элементов, что в разы повышает их защищенность от подделки.

    Кстати, начиная с 1 июля, юридические лица смогут заключить договор ОСАГО в электронном виде.

    Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" устанавливает в России новый МРОТ. С 1 июля 2016 года его размер составляет 7 500 руб в месяц. Напомним, что с 1 января 2016 года МРОТ в России был 6204 рубля, а в 2015 году - 5965 рублей. Установление нового МРОТ повлечет за собой автоматический перерасчет денежных пособий, привязанных к этой цифре.

    Внимание, новые тарифы на коммунальные услуги

    Увеличение тарифов на тепло, воду, газ и электричество в России происходит регулярно. Но назвать подорожание коммунальных услуг критичным все же нельзя: если в услуги ЖКХ вырастают сразу на 50-70 %, то в России в пределах 10 %. Ставшее уже традиционным изменение стоимости тарифов в июле коснется лишь тех услуг, которые предоставляются с помощью энергоресурсов. Речь идет об электрической энергии, газо- и водоснабжении, отоплении и водоотведении. При этом правительством установлены предельные индексы изменения стоимости коммунальных услуг для каждого субъекта федерации. Это говорит о том, что окончательное решение о тарифных изменениях остается за властями регионов, которые теоретически могут даже заморозить все тарифы. Правда, на практике это встречается крайне редко.

    Меньше всего увеличится стоимость услуг ЖКХ в Республике Северная Осетия–Алания

    К примеру, для Москвы федеральные власти предусмотрели возможность повышения на 7,5%. В Санкт-Петербурге рост тарифов составит 6,5%. Меньше всего увеличится стоимость услуг ЖКХ в Республике Северная Осетия – Алания – всего на 3%.

    Будет здоровье, будет и стаж

    С 1 июля вступает в силу очередная "антитабачная" поправка в Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Поправка гласит, что отныне запрещена розничная торговля сигаретами, если они упакованы в большую пачку, то есть в ней находятся более двадцати штук. Что же касается тех больших пачек, произведенные или импортированные до этой даты, то их разрешено продавать в розницу до полной реализации. По мнению авторов поправки, наличие большой пачки провоцирует курящего увеличивать число перекуров. Кроме того, цена одной сигареты в большой пачке будут ниже, чем в стандартной. Получается, что таким образом нарушается норма закона, запрещающая установление каких бы то ни было скидок на табачные изделия.

    Изменяются с 1 июля 2016 года основания, касающиеся трудового стажа и наград, которые необходимы для получения звания «Ветеран труда». Согласно новым требованиям претенденту на получение этого звания полагается иметь:

    Ордена или медали СССР или Российской Федерации;

    Почетные звания СССР или Российской Федерации;

    Почетную грамоту Президента Российской Федерации или благодарность Президента Российской Федерации;

    Ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);

    Трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Заявление на получение звания можно подавать в любом МФЦ.

    Перепись-2016: учтут всех

    Согласно постановлению Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. N 316 "Об организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года" с 1 июля по 15 августа 2016 года в России будет проводиться очередная перепись (а в труднодоступных местах – с 15 сентября по 15 ноября).


    Предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи будут подведены к концу 2017 года

    По закону такие переписи проходят один раз в 10 лет. Переписывают собственников, пользователей, владельцев и арендаторов земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции, а также владельцев сельскохозяйственных животных. Обязательным является участие в переписи для организаций, а для физических лиц это общественная обязанность. Предварительные итоги переписи будут подведены к концу 2017 года, а окончательные результаты огласят лишь в четвертом квартале 2018 года.

    Как следует из вступающих в силу изменений в N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", с 1 июля текущего года операторы платежной системы не вправе передавать информацию по денежным переводам, осуществляемым в рамках платежной системы на территории РФ, на территорию иностранного государства. Также они обязаны держать в тайне и никому не давать доступ к такой информации. Кроме того, операторам не разрешено привлекать операционный центр, находящийся за пределами РФ, для оказания операционных услуг участникам национальной платежной системы. Исключением являются случаи, когда осуществляется трансграничный перевод денежных средств, и если передача указанной информации требуется для рассмотрения заявлений клиентов участников платежной системы, касающихся использования электронных средств платежа без согласия клиентов.

    В связи с многочисленными вопросами по применению профессиональных стандартов Минтрудом России подготовлены ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов.

    МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 июля 2016 г. Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" поступают многочисленные вопросы организаций и граждан по применению профессиональных стандартов.
    Минтрудом России подготовлены ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов и размещены на официальном сайте Минтруда России в системе Интернет.
    Направляем данные материалы для организации разъяснительной работы. Минтруд России готов принять участие в данной работе, в том числе, в формате вебинаров.

    Приложение

    ИНФОРМАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

    1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?
    Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.
    По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

    2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?
    Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
    Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. N 46).
    Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.
    Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

    3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?
    Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же сайтах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.
    Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

    4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?
    В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходить в течение достаточно длительного периода.

    5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?
    Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) профессиональные стандарты применяются "в качестве основы для определения требований к квалификации работников". Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких - снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?



    7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?
    Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.
    Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

    8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?
    Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.
    При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

    9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?
    Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ и должностные обязанности работников, при этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.
    По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

    10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания.
    Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.
    Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
    По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.
    Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?
    Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

    12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?
    Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.
    При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.

    13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?
    ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
    согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
    согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
    Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
    В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

    С 1 июля 2016 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. С этого момента для некоторых видов профессиональной деятельности стандарты станут обязательными.

    С 1 июля 2016 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. С этого момента для некоторых видов профессиональной деятельности стандарты станут обязательными.

    Что такое профстандарт

    Профессиональными стандартами называют современные требования к компетенции специалистов. Термин «профессиональный стандарт», который введен в обращение сравнительно недавно и закреплен в Трудовом кодексе РФ федеральным законом от 3.12.2012г. №236-ФЗ, подразумевает описание стандартных требований, предъявляемых к специалисту в конкретной области, то есть перечень определенных знаний, умений и компетенций.

    Зачем нужны профстандарты

    Профстандатры призваны сократить разрыв между содержанием образования и рынком труда. Профстандарты разрабатываются по профессиям (должностям) или по группам родственных профессий, схожих по психо-физиологическим требованиям и общим базовым технологическим компетенциям.

    Профстандарты созданы с целью повысить эффективность профессионального образования и помочь работодателям четко регламентировать трудовые функции специалистов.

    Обязательное применение стандартов — кого оно касается

    Первоначально планировалось сделать профстандарты обязательными для применения в государственных и муниципальных организациях. Именно такой законопроект о применении профстандартов был внесен на рассмотрение в Госдуму России год назад - в мае 2014 года. Однако в процессе обсуждения текст законопроекта о профстандартах был изменен.

    С 1 июля 2016 года начинает действовать новая статья Трудового кодекса – 195.3. Она определяет порядок обязательного применения профессиональных стандартов для работодателей.

    Если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ будут установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований становятся обязательны для применения работодателями (ст.195.3 ТК РФ в редакции, действующей с 1 июля 2015 г.).

    Следовательно, чтобы профстандарт стал обязательным для применения работодателем, нужно, чтобы требования к квалификации, необходимой работнику, были установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Такой пример: лица, принимаемые на подземные работы, должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным профессиональным стандартом (или квалификационным справочником). Это правило предусмотрено ч.1 ст.330.2 Трудового кодекса. Соответственно, применение работодателем профессионального стандарта (или квалификационного справочника) в этом случае обязательно.

    Работодатели, руководствуясь профстандартом, могут внести изменения в должностные инструкции, штатное расписание, пересмотреть локальные акты (п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Сам профессиональный стандарт утверждается приказом Минтруда России, а это нормативно-правовой акт. Соответственно, если есть такой правовой акт, то применять его обязательно.

    Работодатели, для которых не будет установлена обязанность применения профстандартов, будут применять их с учетом собственной специфики деятельности, они вполне могут принять во внимание отдельные положения профстандартов.

    Наименование должностей в профстандартах

    К наименованию должности требования обязательны в случае, если к конкретной должности (профессии, специальности) "привязаны" компенсации, льготы, ограничения. К примеру, когда периоды работы по определенным профессиям и должностям включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение Или когда запрещена работа по совместительству на должностях и по профессиям, содержащимся в Перечне работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

    Когда компенсации и льготы работника или действующие в отношении него ограничения не зависят от названия его трудовой функции, такое наименование может отличаться от указанного в квалификационном справочнике и профстандарте. К примеру, признание выполняемой сотрудником работы "вредной" еще не означает, что должность (профессия) работника должна быть указана в соответствии со справочником либо профессиональным стандартом.

    Профстандарт и трудовой договор

    Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом ст. 57 ТК РФ и должностные обязанности работников. При этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда. Ответственность и обязанности по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

    Квалификация работника и требования профстандарта

    В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях коллективного договора, соглашений, трудового договора.

    Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

    Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

    Требованиям к образованию и стажу, содержащиеся в профессиональных стандартах, являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    Согласно п.13 Письма и ст. 5.27 КоАП РФ, за несоблюдение требований профстандартов в случае, когда они обязательны, работодатель может быть привлечен к ответственности. Проверку соблюдения работодателями трудового законодательства осуществляют Государственные инспекции труда в соответствующем субъекте РФ и Прокуратура РФ.

    Оценка квалификации работников

    22 июня Госдума приняла во втором и третьем чтениях пакет правительственных законов о проведении в России независимой оценки квалификации работников и соискателей.

    Закон предусматривает формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Оценка квалификации будет представлять собой профессиональный экзамен, порядок его проведения установит правительство. По итогам экзамена выдается свидетельство о квалификации, а если была получена неудовлетворительная оценка – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

    Предусматривается, что может быть установлен другой порядок проведения оценки квалификации для определенных категорий работников, для которых Трудовым кодексом будут определены особенности регулирования труда, в том числе с выполнением работ с вредными или опасными условиями труда.

    Оценка квалификации будет добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не повлечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Вводимые положения не будут применяться к кандидатам на госслужбу и действующим чиновникам.

    Координатором системы независимой оценки квалификации станет Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям. Для организации работы по оценке квалификации в определенном виде деятельности будут создаваться советы по профессиональным квалификациям на общероссийском уровне на базе отраслевого объединения работодателей или ассоциации, представляющие профессиональные сообщества.

    Эти советы смогут отбирать юридические лица для проведения оценки квалификации. Центры оценки квалификации будут проводить оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформлять ее результаты.

    Национальное агентство развития квалификаций создаст реестр независимой оценки квалификаций. В нем будет содержаться информация о советах, центрах оценки квалификации, сведения о наименованиях квалификаций и положениях профстандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям.

    Оценка квалификации по инициативе соискателя будет проводиться за счет средств соискателя либо иных физических и юридических лиц, а также за счет работодателя. Для стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификации предусматривается внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ.

    1. В соответствии с проектами Минтруда, описание профстандартов должно размещаться на сайте profstandart.rosmintrud.ru;

    2. Вести реестр поручено ФГБУ "НИИ труда и социального страхования". В течение 10 дней после регистрации соответствующего приказа в Минюсте России профстандарты, утвержденные Минтрудом России, будут помещаться в реестр.

    Задача профстандарта - отражать навыки, опыт, умения и знания, необходимые для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности.

    Рекомендуется применять профстандарты всем работодателям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Стандарты могут использоваться для определения трудовых функций работников и требований к их квалификации, для разработки локальных нормативных актов, для расчета размера зарплаты и других целей. В Минтруде России подчеркивают, что это повышает производительность труда.

    Для справки. Ст. 195.1 ТК РФ, которая внедрила понятие профстандарта, была введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ « О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». Первые профстандарты, утвержденные осенью 2013 года, относились к педагогам, специалистам по патентоведению и специалистам по социальной работе. С тех пор Минтруд России регулярно принимает новые стандарты.

    С 1 июля 2016 года МРОТ увеличился до 7500 рублей. (См. « »). В связи с этим с 1 июля произошли изменения в расчете некоторых пособий. Как считать пособия с 1 июля 2016 года ? Какой размер детских пособий с 1 июля 2016 года ? Изменился ли размер пособия по уходу за ребенком? В каких размерах будет возмещать пособия ФСС с 1 июля? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с пособиями, вы найдете в нашей статье.

    Вводная информация

    Новый минимальный заработок

    Больничные, декретные и детские пособия, в общем случае, нужно считать из среднего заработка за расчетный период, то есть за два года, предшествующих началу болезни, декрета или отпуска года (с 1 января по 31 декабря). Соответственно, если работник, допустим, заболел в июле 2016 года, то расчетным периодом станут 2014 и 2015 годы (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

    Однако меньше определенного размера заработок за расчетный период быть не должен. Государство гарантирует расчет пособия исходя из минимально допустимого заработка. Он определяется так:

    Соответственно, если страховой случай (болезнь, декрет или отпуск по уходу за ребенком) наступил после 1 июля 2016 года, то минимальный заработок за расчетный период составит 180 000 руб. (7500 руб. × 24 мес.).

    Чтобы узнать минимальный среднедневной заработок для расчета пособий, бухгалтеру требуется получившееся значение разделить на 730. Применяется такая формула:

    Соответственно, с 1 июля 2016 года минимальный среднедневной заработок составляет 246,58 рублей в день (180 000 руб. / 730 дн.). Меньше данной величины с 1 июля 2016 года среднедневной заработок для расчета пособий быть не может.

    До 1 июля среднедневной заработок составлял 203,97 рубля (6204 руб. × 24 мес. / 730). То есть, среднедневной заработок увеличился на 42,61 рубля (246,58 руб. – 203,97 руб.).

    Заработок меньше минимального

    Бухгалтеру организации или ИП следует следить за тем, чтобы пособия работникам были рассчитаны правильно. Это позволит без проблем возмещать пособия из ФСС и после 1 июля 2016 года . Поясним на что обращать внимание.

    Итак, предположим, что страховой случай (болезнь, декрет или начало отпуска по уходу за ребенком) произошел в июле 2016 года. Расчетным периодом станут 2014-2015 годы. Чтобы рассчитать пособие, бухгалтеру нужно определить среднедневной заработок по следующей формуле:

    При расчете пособия по временной нетрудоспособности в данную формулу следует подставлять количество дней - 730. Если же рассчитываете декретные или пособия по уходу за ребенком, то количество дней может быть меньше, поскольку из расчетного периода исключаются дни болезни, декрета, детского отпуска и освобождения от работы с сохранением заработка (п. 3 и 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

    По итогам указанного расчета, среднедневной заработок не может быть меньше суммы, рассчитанной из МРОТ. То есть, с 1 июля 2016 года среднедневной заработок не может быть меньше 246,58 рублей в день.

    Имейте в виду, что при определении минимального среднедневного заработка нужно учитывать МРОТ на дату наступления страхового случая. Соответственно, если работник заболел или если сотрудница ушла в декрет до 1 июля 2016 года, то в расчете используйте МРОТ в размере 6204 рублей. В этом случае минимальная сумма дневного заработка составит 203,97 руб. (6204 × 24 мес. / 730 дн.). Если же страховой случай наступил 1 июля или позднее, то ориентируйтесь на «минималку» 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес. / 730 дн.).

    Пример расчета пособия по болезни из МРОТ.
    И.А. Феоктистова болела с 19 по 27 июля 2016 года (9 календарных дней). Её страховой стаж 2 года и 3 месяца. Сумма выплат в ее пользу за расчетный период (2014 и 2015 годы) составила 158 650 рублей.
    При таких условиях фактический среднедневной заработок И.А. Феоктистовой равен 217,33 руб. (158 650 руб./ 730).
    Однако средний дневной заработок, рассчитанный из МРОТ, составляет 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес. / 730). Эта сумма выше, чем фактический заработок И.А. Феоктистовой: 246,58 руб. > 217,33 руб. Поэтому для расчета пособия по болезни бухгалтеру следует принять величину, рассчитанную исходя из МРОТ.
    Поскольку стаж И.А. Феоктистовой менее 5 лет, размер её пособия составит 60% среднего заработка (п.3 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
    В результате сумма пособия по болезни составит- 1331,53 руб. (246,58 руб. × 60% × 9 дн.).

    Так, на примере, можно проследить повышение пособий с 1 июля 2016 года . Ведь если бы МРОТ не повысили, то в качестве среднедневного заработка бухгалтеру потребовалось бы использовать среднедневной заработок в размере 203,97 рубля.

    Читайте также Детские пособия с 1 февраля 2017 года: новые размеры и особенности выплаты

    Обратите внимание: если в вашей местности действует районный коэффициент, умножьте на него минимальное пособие, рассчитанное из МРОТ. То есть, если бы в местности, где занята И.А. Феоктистова был установлен коэффициент, допустим, 1,7, то размер полагающегося ей пособия составил бы 2263,60 руб. (246,58 руб. × 60% × 9 дн. × 1,7).

    В расчетном периоде нет заработка

    Если расчетном периоде у работника вообще нет заработка, то для расчета пособия вместо нуля также следует принимать заработок, рассчитанный МРОТ, который установлен на момент наступления страхового случая. Такая ситуация может произойти, если сотрудник в расчетном периоде вообще не работал и не имеет права на замену лет расчетного периода. Приведем примеры подобного расчета.

    Пособие по болезни: пример расчета после 1 июля
    А.С. Иванов болел с 4 по 12 июля 2016 года (то есть, 9 календарных дней). Заработка в расчетном периоде (2014-2015) у него не было. Стаж – 5 лет и 2 месяца. А.С. Иванов занят полный рабочий день.
    В такой ситуации бухгалтеру следует взять среднедневной заработок, рассчитанный из МРОТ, а именно 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес. / 730)
    Стаж А.С. Иванова более 5 лет. Это значит, что ему полагается 80 процентов среднего заработка (п.2 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому размер дневного пособия составит 197,26 руб. (246,58 руб. × 80 %).
    А.С. Иванов болел 9 дней. За этот период сумма полагающегося ему пособия составит 1775,38 (197,26 руб. × 9 дн.).

    Также приведем примера расчета декретного пособия в ситуации, когда в расчетном периоде не было заработка.

    Пособие по беременности и родам: пример расчета после 1 июля
    С.Б. Николаева желает уйти в отпуск по беременности и родам с 28 июля 2016 года. Расчетный период - с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года. В расчетном периоде заработок отсутствовал. Страховой стаж - 7 месяцев. Районный коэффициент не применяется.
    Минимальный среднедневной заработок составляет 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес.) / 730. Дневное пособие - 246,58 руб. (246,58 руб. × 100%). В итоге, сумма пособия С.Б. Николаевой за 140 календарных дней декрета, рассчитанная из МРОТ, составит 34 521,2 руб. (246,58 руб. × 140 дн.).

    Обратите внимание: сотрудница, которой назначается пособие по болезни, декретное пособие или пособие по уходу за ребенком, вправе обратиться в бухгалтерию и попросить заменить один или оба года расчетного периода другими годами. Для этого ей потребуется написать заявление. При этом бухгалтер должен будет произвести замену лет при одновременном соблюдении 3-х условий:

    1. женщина хочет поменять годы, в которых она находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
    2. выбранные для замены годы предшествуют расчетному периоду (письмо Минтруда России от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105);
    3. по результатам замены лет размер пособия станет больше.

    Таким образом, перед тем как рассчитывать пособие из МРОТ, бухгалтеру имеет смысл проверить, нет ли у работницы права на замену лет расчетного периода.

    Стаж меньше шести месяцев

    Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам не могут превышать МРОТ за календарный месяц (с учетом районных коэффициентов), если стаж человека не более шести месяцев (ч. 6 ст. 7, ч.3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). То есть, при стаже меньше шести месяцев пособие может быть меньше, но не больше МРОТ. Чтобы это проконтролировать, требуется вычислить максимальное дневное пособие в каждом месяце (чтобы понять, больше какой суммы учитывать в расчетах нельзя). Для этого используйте такую формулу (п.20 Положения о расчете пособий, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375):

    Соответственно, если мы говорим, допустим, про болезнь в июле, то максимальное дневное пособие в этом месяцев составит 241,94 (7500 руб. / 31 дн.), поскольку в июле 2016 года 31 календарный день.

    Читайте также Заявление об отпуске по уходу за ребенком в 2019 году: бланки и образцы

    Поясним расчеты на примере.

    Пример расчета пособия по нетрудоспособности при стаже меньше шести месяцев.
    М.В. Тругманов болел с 11 по 28 июля 2016 года (18 календарных дней). Стаж работника – менее шести месяцев. В расчетном периоде (2014-2015 годы) выплат в пользу работника нет (это его первое место работы).
    Как мы уже выяснили, средний дневной заработок, исходя из МРОТ, с 1 июля 2016 года составляет 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес. / 730). При этом если страховой стаже до пяти лет, то при расчете пособия по болезни следует учесть 60% среднего заработка (п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому размер дневного пособия М.В. Тругманова составит 147,95 руб. (246,58 руб. × 60%). В результате за 18 календарных дней болезни размер пособия составит 2663,10 руб. (147,95 × 18 дн.).
    Теперь проверим, не завышена ли эта сумма. Для этого возьмем максимальную сумму дневного пособия в июле, рассчитанную из МРОТ, то есть 241,94 (7500 руб. / 31 дн.). Если взять эту сумму, то за 18 дней болезни максимальное пособие составит 4345,20 руб. (241,94 руб. × 18 дн.). Стаж работника мы уже не учитываем.
    4345,20 рублей больше 2663,10 рублей. Значит, за июль М.В. Тругманову нужно выплатить меньшую сумму – 2663,10 рублей. Превышения максимального значения нет.

    Также приведем и расчета пособия по беременности и родам при стаже менее шести месяцев.

    Пример расчета декретного пособия при стаже меньше 6 месяцев.
    Л.С. Садовская с 21 июня 2016 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 8 ноября 2016 года. В расчетном периоде с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года заработка у нее нет. Страховой стаж - 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется.
    Определим средний дневной заработок из МРОТ, который применялся на начало декретного отпуска (то есть, в июне). Средний дневной заработок составит 203,97 руб. (6204 руб. × 24 мес. / 730 дн.). Соответственно, дневное пособие составит 203,97 руб. (203,97 руб. × 100%).
    Максимальное дневное пособие в зависимости от количества календарных дней следующее:

    • в июне – 206,80 руб. (6204 руб. / 30 календ. дн.);
    • июле, августе и октябре – 241,94 руб. (7500 руб. / 31 календ. дн.);
    • сентябре и ноябре – 250 руб. (7500 руб. / 30 календ. дн.).

    Теперь сравним размер дневного пособия из МРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска. И получится, что дневное пособие из МРОТ не превышает максимального дневное пособие во всех месяцах декретного отпуска:

    • 203,97 руб. < 206,80 руб.;
    • 203,97 руб. < 241,94 руб.;
    • 203,97 руб. < 250 руб.

    Таким образом, бухгалтер вправе рассчитать пособие из дневного пособия, рассчитанного из МРОТ – 203,97 рубля. В итоге размер пособия Л.С. Садовской за 140 календарных дней декрета составит 28 555,8 руб. (203,97 руб. × 140 дн.), где 140 дней – это продолжительность декретного отпуска.

    Нарушение больничного режима

    Работодатель вправе ограничить размер пособия по болезни за полный календарный месяц величиной МРОТ, если работник без уважительной причины (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):

    • нарушил больничный режим – со дня, когда нарушение было допущено;
    • не пришел на прием к врачу или на проведение медико-социальной экспертизы – со дня неявки;
    • заболел или получил травму вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения – за весь период нетрудоспособности.

    Поясним, как можно ограничить размер пособия, используя МРОТ.

    Пример ограничения пособия по болезни при нарушении режима.
    А.Г. Петров принес в бухгалтерию листок нетрудоспособности за период болезни с 11 по 28 июля 2016 года. Однако в больничном листке есть отметка о нарушении режима 18 июля (работник не явился на прием к врачу по неуважительной причине).
    В такой ситуации больничное пособие до 18 июля нужно посчитать по общим правилам, исходя их среднего заработка. А с 18 по 28 июля (то есть, за 10 дней с даты нарушения) пособие можно оплатить исходя из МРОТ. В регионе, где работает А.Г. Петров, районный коэффициент не установлен. Его страховой стаж – восемь лет. Значит, ему положено пособие в размере 100 процентов заработка (ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
    Максимальный средний дневной заработок за июль, рассчитанный из МРОТ, составит 241,94 руб. (7500 руб./ 31 дн.)
    Сумма пособия за 18–28 июля (то есть, за период нарушения режима) составит: 2419,40 рублей. (241,94 руб. × 10 дн.). До даты нарушения пособие можно рассчитать по общим правилам (не из МРОТ).

    Новый минимальный размер пособия по уходу за ребенком

    Теперь расскажем об увеличении детских пособий с 1 июля 2016 года . Итак, напомним, что пособие по уходу за ребенком работодатель должен выплачивать работнику ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). С 1 февраля 2016 года минимальные пособия по уходу за ребенком следующие:

    • 2908,62 рублей – на первого ребенка;
    • 5817,24 рублей – на второго и последующих детей (Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 42).


    Просмотров