Правила проезда перекрестков в картинках • Обучение вождению автомобиля. Как проезжать перекрестки, — советы начинающим автомобилистам

Не всегда перекрестки правильной формы. При выполнении правого поворота особых затруднений водители не испытывают.

А вот при движении прямо через перекресток и при выполнении левого поворота на «кривом» перекрестке могут возникнуть проблемы, особенно у того, кто недавно за рулем.

В этом материале мы рассмотрим основные примеры и расскажем, как определять траекторию движения через перекресток, если нужно выезжать на центр перекрестка, когда у нас знак приоритета «Главная дорога» или нам горит основной зеленый сигнал светофора. Принципы левого поворота на «корявом» перекрестке такие же, как и на обычном «кресте», но нужно правильно представлять себе направление движения по перекрестку.

1. Кривой перекресток с изломом.

Кривой перекресток может быть со смещенными проезжими частями (изломом дороги на перекрестке).

Прежде всего, давайте определим центр перекрестка и визуально продлим оси на таком перекрестке.

Теперь мы видим линию, вдоль которой мы должны выезжать к центру перекрестка, уступая дорогу встречному автомобилю.

Проблема лишь в том, что на схеме можно линию прочертить, а выезжая на перекресток эту линию нужно представлять (воображать).

Итак. Какие особенности?

1.1. Если дорога ломается влево.

Машины на прямой дороге не доезжают до центра перекрестка, чтобы потом нормально попасть в створ дороги, на которую они поворачивают. В этом случае, нас интересует только та дорога, на которую мы поворачиваем, и ось этой дороги мы проводим перпендикулярно, по отношению к оси дороги, по которой двигаемся мы.

Можно даже сказать, что у такого перекрестка два центра, если мы говорим об автомобилях, которые подъезжают по прямой дороге.

1.2. Если дорога ломается вправо.

Машины на прямой дороге переезжают общий центр перекрестка, и подъезжают каждый к своему центру, чтобы потом нормально попасть в створ дороги, на которую они поворачивают.

Машины на изламывающейся дороге выезжают к центру перекрестка по ломающейся оси.

1.3. Если обе дороги ломаются на перекрестке.

Это самый сложный вариант и здесь нужно учитывать излом и своей дороги, и пересекаемой.

Причем, нужно обращать внимание на то, что ось дороги начинает ломаться от пересечения проезжих частей, а не от начала (границы) перекрестка.


Почему лучше ломать ось именно от пересечения проезжих частей?

Вот примеры, когда мы ломаем ось дороги сразу от начала перекрестка.


При такой схеме определения осей может произойти ДТП с попутно движущимся транспортным средством. Особенно крупногабаритным. Например, автобусом, которому нужно выезжать дальше на перекресток, чтобы не поехать задними колесами по бордюру.

И поэтому совет. При проезде таких перекрестков всегда следите за попутным соседом и старайтесь заранее определить сколько ему нужно места до того момента, когда он начнет крутить руль после прямолинейного выезда на перекресток.

2. Перекресток с изгибающейся дорогой.

На таком перекрестке проезжая часть проходит через перекресток, изгибаясь. Можно и по-другому сказать в месте изгиба дороги сделали перекресток. Но смысл один, проезжая через перекресток нужно двигаться по изогнутой траектории, а разметки на перекрестке нет.

П рактически каждый день водителям автомобилей приходится пересекать перекрестки. Это довольно сложный процесс, который нередко приводит к аварийной ситуации. В этой статье будет рассказано обо всех тонкостях, которые помогут Вам быстро и безопасно проезжать сложные перекрестки .

Н ередко в дорожной практике происходит такая ситуация: водителю нужно повернуть налево, но этого не дает сделать автомобиль, выезжающий на него с главной дороги (рис.1). Наиболее распространенная ошибка, когда шофер пропускает эту машину. Тогда приходится ждать гораздо больше, ведь, как правило, вслед за ней едет еще несколько автомобилей, которым также нужно уступить место. Во избежание задержки лучше всего двинуться с места сразу же, как это сделает водитель, выезжающий на вас. Но исполнять такой маневр лучше всего на больших перекрестках.

Примечание: Во всех представленных случаях мы в синем автомобиле.

О пытный водитель должен быть готов и к иному повороту событий, когда помехой слева будет не одна машина, как это было в предыдущей ситуации. При таких обстоятельствах риск создать аварию еще больше, соответственно, потеря времени также возрастет в несколько раз. Решение данной проблемы будет очень похожим на предыдущее. Поначалу все то же самое, до момента поворота налево. Здесь, в отличие от прошлого случая, нужно после маневра не сразу поворачивать, а подождать или же пропустить несколько автомобилей, чтобы не создать неприятностей. Настоятельно рекомендую убедиться в том, что вас все-таки пропустят, ведь лишний раз перестраховаться еще не помешало никому. Смотрите рис.2.

Т акже не должна застать вас врасплох и следующая ситуация (Рис.3). Рядом с Вами, на левой полосе находится автомобиль, которому тоже нужно выехать. На главной дороге располагается машина, заграждающая выезд обеим. При таких обстоятельствах, как правило, наиболее удобно будет выруливать водителю, который находится по правую сторону дороги. Объехав машину на главной, он оградит всех остальных, в том числе себя, от неприятностей.

С ледующая ситуация очень похожа на вышеуказанную (Рис.4). Те же два автомобиля, на тех же двух полосах. Но теперь наш автомобиль стоит чуть дальше другого, тем самым создавая себе преимущество. Здесь нужно всего лишь пропустить авто, которое движется по главной, и ехать дальше без каких-либо трудностей.

Р азрешение следующего случая (Рис.5) будет кардинально отличаться от других, ведь оно не соответствует . Поэтому его рекомендуется использовать только опытным водителям. Вам нужно выехать на главную дорогу, но справа непрерывно движутся два автомобиля, тем самым не давая проехать машине напротив. Сначала разгонитесь, в этом Вам поможет полоса встречного движения, а потом уже перестраивайтесь.

Н адеемся, все вышесказанное поможет Вам, но имейте в виду, что эти маневры должны использовать лишь водители с многолетним стажем , «чайники» не вправе рисковать.

Дополнительные уроки вождения в Минске

В се ранее сказанное касалось лишь автомобилей. Сейчас же перейдем и к другим транспортным средствам, таким как велосипед и трамвай.

В случае трамвая все просто: при любых обстоятельствах водитель авто должен пропустить рельсовый транспорт , независимо от типа перекрестка или направления движения.

С велосипедом же обстоять все будет немного сложнее. Велосипедистам стоит помнить, что их железный конь на дороге является полноправным транспортным средством. Например, если на перекрестке встретились авто и велосипед, друг напротив друга, руководствоваться нужно сигналом светофора, дорожными знаками и принципом помехи справа. Но все эти правила исключает один-единственный элемент - велосипедная дорожка. Если велосипед двигается именно по ней, то водитель авто, без всяких сомнений, должен его пропустить.

К ак мы Все знаем, автомобили, трамваи, велосипеды не единственные участники дорожного движения.В нем активно участвуют и пешеходы, к которым тоже прилагаются некие правила. Что касается перекрестков, то тут вся «власть» принадлежит пешеходам, независимо от того, куда поворачивает автомобиль, регулируемый перекресток или нет и знаков приоритета. В свою очередь, хочется отметить один немаловажный факт - водители должны пропускать пешеходов, даже если те не успели перейти на другой конец дороги.

К ак известно, существует два типа перекрестков: регулируемый и нерегулируемый. Регулируемые, как правило, координируются светофорами или же регулировщиками. Поэтому и пересекать их гораздо проще. С нерегулируемыми нужно действовать по ситуации, лучше всего, соблюдая ПДД. Но есть и такие перекрестки, на которых даже нет разметки. И для того чтобы беспрепятственно их проехать, есть два простых правила. Первое из них гласит, что движения прямо и направо исполняется из крайнего правого ряда. Во втором сказано, что движение прямо, налево и разворот выполняется из левого крайнего ряда.

Н адеемся, что данные правила помогут Вам осуществить проезд перекрестков в сложных случаях максимально безопасно и быстро! Но помните, что только водители с огромным опытом, должны прибегать к таким методам, и первые опыты должны производиться только на максимально безопасных дистанциях, с запасом времени реакции всех участников движения.

В правилах дорожного движения сказано: перекресток - это, образуемая пересекающимися (разветвляющимися либо примыкающими друг к другу) в одном уровне дорогами, территория. Ограничивается он воображаемыми линиями, которые соединяют наружные границы обочин и тротуаров. На 1-ый взор, кажется, что правила проезда перекрестков и точное их определение должны гарантировать полную безопасность движения. Перекресток - это одно из числа тех мест, где дорожно-транспортные происшествия случаются очень нередко. Об этом нам гласит статистика аварийности. На нерегулируемые перекрестки приходится большая часть дорожно-транспортных происшествий. Как не попасть в катастрофу на перекрестке и проехать его верно? Об этом побеседуем в статье «Как проезжать перекрестки, — советы начинающим автомобилистам».

Очень огромное значение имеет верный выбор скорости при подъезде к перекрестку. Скорость должна избираться с учетом того, что может быть придется экстренно останавливаться. Если при подъезде к перекрестку происходит смена на запрещающий сигнал светофора, или внезапное возникновение пешехода либо помехи справа при приближении к нерегулируемому перекрестку, все это может востребовать критической остановки.

И тут полностью непринципиально, имеете ли вы преимущество при проезде перекрестка, даже в данном случае нужно быть настороже. Ведь на дороге находятся и другие участники дорожного движения, которые могут, нарушив правила дорожного движения, сделать аварийную ситуацию.

Итак, 1-ый совет начинающим автомобилистам, как проезжать перекрестки. Изберите направление движения через перекресток при приближении к нему. Занимайте подходящий вам ряд заблаговременно, зависимо от того, куда вам нужно проехать, повернуть, развернуться или просто прямо проехать.

Естественно, в правилах дорожного движения не говорится о том, за сколько метров до перекрестка вы должны занимать последний ряд для совершения разворота либо поворота. Определяться это должно на месте, с учетом интенсивности движения и критерий на дороге. В последнем положении тс должно находиться до начала совершения соответственного маневра.

Труднее всего проезжать нерегулируемые перекрестки. На нерегулируемые перекрестки приходится 45% всех аварий на дороге. Есть такое понятие, как очередность проезда, и если ее не соблюдать, другими словами все шансы угодить в дорожно-транспортное происшествие. Нужно стремительно и хорошо найти, где основная дорога, а где второстепенная, ну либо хотя бы, по какой дороге двигаетесь вы. И после чего должно приниматься решение об очередности проезда. Авто, которые движутся по главной дороге на таких перекрестках, преимущество имеют перед всеми тс, включая трамваи.

В случае, когда дороги равнозначные, на обеих дорогах отсутствует какое-либо покрытие либо, напротив, на обеих дорогах оно находится, они числятся равнозначными, даже если различаются по ширине. Грунтовая дорога по строительным нормам конкретно перед перекрестком обязана иметь какое-либо покрытие в зоне от 25 до 150 метров. Естественно, что из-за этого она не становится равнозначной с пересекаемой. Бывают и такие случаи, когда основная дорога меняет направление движения. Как проезжать таковой перекресток, начинающим автомобилистам даст подсказку символ «Основная дорога» 2.1 и его дополнительная табличка «Направление главной дороги» 7.13. Если вы двигаетесь по главной дороге, которая сворачивает на перекрестке, вы имеете преимущество перед теми тс, которые выезжают по второстепенным дорогам с хоть какого направления. Въезжая на перекресток по главной дороге, только с различных направлений, водители имеют равнозначное преимущество. То же самое правило действует и для второстепенных дорог.

Трамвай пользуется преимуществом при движении по равнозначным дорогам, независимо от того, поворачивает он либо едет прямо. Водители других тс должны уступить ему дорогу. Движение по трамвайным путям так же запрещено, потому что это может спровоцировать аварийную ситуацию либо сделать помехи движению трамваев.

На таких перекрестках необходимо управляться правилом помеха справа. Другими словами тот автомобилист, у которого с правой стороны приближается к перекрестку тс, и должен пропустить. Естественно, это не гласит о том, что если вы подъехали к перекрестку и узрели справа тс, необходимо немедля тормозить и пропускать его. Если ширина дороги позволяет водителям разъехаться без проблем и пути их не пересекаются, можно продолжить одновременное движение в подходящих направлениях.

Естественно, на нерегулируемых перекрестках вероятны самые непредсказуемые и сложные дорожные ситуации, самое главное держать в голове о правиле «Помеха справа». Во всяком случае, даже если и произойдет дорожно-транспортное происшествие, повинны в нем будете не вы.

Время от времени случается и такое, что автомобилист, который имеет преимущество на перекрестке, не может его использовать из-за сложившейся на дороге ситуации (дорожно-транспортное происшествие, дорожно-ремонтные работы, или просто сужение проезжей части). В данном случае он может пропустить того, кто движется по второстепенной дороге, и правилам дорожного движения это противоречить не будет.

Выполняя поворот влево либо разворот, нужно пропустить авто, двигающиеся по встречной полосе, вправо либо прямо, убедиться, что никто не совершает обгон слева, в случае если кто-то кончает обгон, пропустить его.

Также при проезде перекрестков начинающим автомобилистам рекомендуем уделить повышенное внимание пешеходным переходам. Как нам гласит статистика, фактически каждый 5-й наезд на пешеходов, который происходит по вине водителя, совершается при проезде нерегулируемых перекрестков. Чтоб автомобилист мог заранее принять меры предосторожности, есть надлежащие дорожные знаки и разметка. И помните, согласно правилам дорожного движения, вы должны тормознуть и пропустить пешехода, как он ступил на проезжую часть, независимо от того, в каком ряду вы двигаетесь.

Перекрестки, где движение регулируется светофорами и знаками, именуют регулируемыми. Знаки, которые регулируют движение на нерегулируемых перекрестках, на перекрестках которые регулируются светофорами, не действуют. Все другие признаки главной дороги в таких критериях также не действуют.

Проезжая регулируемый перекресток, начинающим автомобилистам необходимо держать в голове о том, что трамвай всегда имеет преимущество над другими тс. Исключение составляют только те случаи, когда трамвай двигается под стрелку, которая включена сразу с красноватым либо желтоватым сигналом светофора. В общем, трамвай имеет преимущество над другими тс, двигаясь на зеленоватый сигнал светофора. Но трамвай, вместе с другими тс, должен пропускать и давать беспрепятственный проезд автомобилистам, двигающимся с включенной системой СГУ и проблесковыми маячками, также автомобилям, которые сопровождают машины дорожной милиции.

Также в правилах дорожного движения сказано, что без весомых обстоятельств нельзя использовать критическое торможение, которое может спровоцировать, аварийную ситуацию. Не запамятовывайте глядеть в зеркала заднего вида, когда совершаете какие-либо маневры.

Хоть правила и разрешают заканчивать движение через перекресток в случаях, если останавливаться уже поздно, на желтоватый сигнал светофора, воспользоваться этим повсевременно не следует, потому что однажды это может привести к ДТП.

Водители, которые издавна за рулем, обычно рассчитывают скорость движения и время переключения светофоров, этим стараются попасть в так именуемый зеленоватый коридор, другими словами стараются ехать так, чтоб попадать на зеленоватый сигнал светофора без остановки. Не бывает излишним перейти к движению накатом, это имеет некие достоинства, к примеру, в экономии горючего.

Обычно на перекрестках со сложной конфигурацией наносится стоп — линия в том месте, где нужно тормознуть, также в таких местах может висеть соответственная табличка. На таком перекрестке нужно ориентироваться по сигналам светофоров и останавливаться конкретно на стоп — полосы.

Обычно дорожное полотно имеет разметку в виде стрел, которые указывают направление движения на перекрестках со светофорами, на которых установлены дополнительные секции. Дополнять разметку могут дорожные знаки. В случае, когда надлежащие знаки либо стрелы на разметке отсутствуют, проезжать этот перекресток прямо можно по хоть какой полосе, очевидно, по которой разрешается двигаться определенному тс. Другими словами, при разрешающем сигнале светофора можно двигаться прямо по хоть какой полосе, включая последние. В случае, когда правый либо левый поворот производятся под стрелку, работающую с красноватым сигналом основного светофора, то автомобиль, оказавшийся на одной из последних полос, собиравшийся двигаться прямо, вправе тормознуть в ожидании разрешающего сигнала светофора. Но позволено это сделать с одной обмолвкой - если за ним не движутся тс, идущие на поворот. В ситуации, когда такие авто имеются, нужно высвободить полосу, повернув под стрелку. И начинающим автомобилистам необходимо держать в голове о том, что в пробке на перекрестке не стоит на него выезжать, даже если вам пылает разрешающий сигнал светофора, в данном случае вы навряд ли можете проехать, а вот перекресток перегрузите еще более и заградите дорогу автомобилистам, передвигающимся в других направлениях.

Помните, если вы поворачиваете на перекрестке в правую либо леву сторону, вы должны пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть на разрешающий сигнал светофора либо регулировщика. В любом случае нужно быть максимально внимательными, даже если пешеход двигается на красноватый свет, стоит его пропустить, чтоб избежать заморочек.

Так же это касается и проезда по нерегулируемым перекресткам, при повороте вы должны убедиться в отсутствие пешеходов на проезжей части. Просто на просто спешащие по своим делам пешеходы, могут не увидеть автомобиль, который идет на поворот.

На написание данного цикла статей натолкнула ситуация, складывающаяся на дорогах нашего города, общение с участниками дорожного движения - водителями со стажем, начинающими водителями, а так же с теми, кто водителем еще только желает стать.

Реалии нашего времени таковы, что выпускники (учащиеся) автошкол зачастую подменяют знание Правил Дорожного Движения заучиванием ответов на вопросы теста. Выучивание, а главное ОСОЗНАНИЕ текста Правил - тренировками на компьютере ПДД-онлайн. Для сдачи экзамена в ГИБДД этого достаточно, но для движения в условиях интенсивного городского потока явно не хватает. И всё потому, что на дороге картинок не бывает. Дорога не ставит отметок «сдал» или «не сдал». Не знание, не осознание Правил, приводит зачастую к Авариям с различными травмами, а порой и к смерти.

В своих статьях я попробую помочь начинающему водителю, учащемуся автошколы разобраться, как правильно проезжать тот или иной участок пути, и возможно, это поможет ему в его дальнейшей водительской жизни.

Часть первая. Вводная.

Двигаясь по дорогам страны в каждый конкретный момент времени, водитель проезжает тот или иной участок пути, со своими требованиями, со своими правилами проезда, расположения, скорости. Осознание того, где он (водитель) находится в данный момент (сейчас) позволяет применять (актуализировать) те или иные области (разделы) Правил Дорожного Движения, отодвигая остальные разделы на второй план – выводя их из области сознания. Cогласно ПДД РФ таких участков пути можно выделить несколько:
1. Автомагистрали (дороги для автомобилей) – вне зависимости от места их пролегания (населенный пункт, не населенный пункт);
2. Дороги вне населенных пунктов (не автомагистрали);
3. Дороги в населенном пункте;
4. Перекрестки – вне зависимости от их формы;
5. Выезды с прилегающих территорий;
6. Жилые зоны;
7. Стоянки, заправки (кроме жилых зон, дворов) – прилегающая территория.
В настоящем цикле я постараюсь разобрать все эти участки, рассказать их нюансы и требования.

ПЕРЕКРЕСТКИ

Начать хотелось бы именно с перекрестков, как с самых конфликтных мест. Мест, где траектории транспортных средств могут пересекаться или сливаться. Мест, где одновременное движение транспортных средств, приближающихся с разных сторон порой невозможно.

Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Условно говоря перекресток – это особое место, которое относится к одной и второй дороге одновременно, и в тоже время является самостоятельной единицей пути.

Проезд таких участков прописан в специальном 13-ом разделе ПДД.

Сразу оговорюсь, правила проезда распространяются на все перекрестки, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от их формы, будь то Т-образные, У-образные, Х-образные, с организацией кругового движения и т.д.

Очень часто, в силу специфики своей профессии, мне доводится слышать фразы о том, что вот этот перекресток мы проезжали, а вот этот видим впервые. Следуя этой логике, представляете, какие я должен тогда испытывать трудности, доводящие до ступора, учитывая тот факт, что в 2012 году за мотосезон я побывал (проехал) 25 городов с перекрестками на которых был первый раз в жизни?

Поэтому еще раз оговорюсь, перекрестки вне зависимости от их формы и места расположения проезжаются исходя из требований ПДД, а не «по-привычке».

Регулируемые светофором перекрестки

Регулируемыми считаются перекрестки, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика.

Таким образом нам нужно установить ФАКТ НАЛИЧИЯ РЕГУЛИРОВКИ. Ну или проще говоря светофор должен работать в режиме красный-желтый-зеленый или порядком, очередностью движения должен управлять регулировщик.

Если светофор отключен (не работает) или работает в режиме желтого мигающего сигнала, то светофорной регуляции НЕТ. Если сотрудник ДПС следит за соблюдением Правил Дорожного Движения водителями, при этом не занимаясь регулированием – это НЕ РЕГУЛИРОВЩИК.

Если порядком движения через перекресток управляет светофор или регулировщик, то знаки приоритета (что бы они не означали) НЕ РАБОТАЮТ. На регулируемых перекрестках НЕТ главной дороги и НЕТ второстепенной дороги. Нельзя по регулируемому перекрестку ехать на зеленый сигнал светофора по главной или второстепенной дороге.

Подъезжая к перекрестку водитель должен занять правильное расположение на проезжей части. Т.е. первое, что водитель должен искать своими глазами знак «Направление движения по полосам (-се)». Эти знаки (5.15.1 и 5.15.2) устанавливают на таком расстоянии от перекрестка, чтобы водители имели возможность своевременно осуществить необходимые перестроения. Предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 размещают на расстоянии 50-150 метров до места установки основных знаков.

Если знаков «Направление движения по полосам» не установлено, то водитель обязан заблаговременно занять соответствующее КРАЙНЕЕ положение на проезжей части (кроме выезда на перекрестки с круговым движением).

В Российских ПДД, к сожалению, не оговорено что такое «крайнее» положение, но учитывая, тот факт, что законодательство у нас ведется на русском языке можно обратиться к толковому словарю Ожегова С.И., где слово «крайний» трактуется как «предельный». Или лично мне симпатично определение данное в ПДД Республики Беларусь: Крайнее правое (левое) положение – положение транспортного средства на проезжей части дороги, предназначенное для движения в данном направлении, не дающее возможности движения даже одноколейных транспортных средств соответственно правее (левее) в попутном направлении.

Таким образом, когда водитель автомобиля, ругается на велосипедиста (мотоциклиста, скутериста), вставшего между ним и поребриком, и мешающего ему повернуть направо – злиться необходимо в первую очередь на себя.

При нахождении крайнего положения я лично рекомендую следующее:

Для правого поворота – встать отступив примерно 50 см от правого края проезжей части (от правого поребрика). Это не позволит одноколейным транспортным средствам встать правее Вас и в тоже время при движении в повороте задние колеса не наскочат на бордюрный камень (они как бы «режут» угол – двигаются по меньшему радиусу).

Для левого поворота – встать либо чуть правее линии разметки отделяющей транспортные потоки противоположных направлений (если она нанесена). Либо чуть правее середины дороги (ПОМНИ нам принадлежит только ПРАВАЯ половина дороги. Половина – это РАВНАЯ часть чего-либо. Понятий меньшая или большая половина не существует). Если имеются трамвайные пути, расположенные на одном уровне с проезжей частью и не отделенные разметкой 1.2.1 (сплошная «краевая» линия разметки), то для левого поворота, разворота необходимо, не создавая помех трамваю, занять трамвайные пути попутного направления.

Для движения в прямом направлении можно использовать любое (правое или левое) положение (напоминаю: если отсутствуют знаки направление движения по полосам). Очень часто водители забывают про это двигаясь «прямо» располагают свой автомобиль «посередине», что приводит к образованию т.н. «елочек» - один посередине, сзади один направо, второй налево, снова посередине.

С положением разобрались, теперь собственно как же ехать.

Больше всего возможных траекторий движения на крестообразном или Х-образном перекрестках (четыре):

1. Траектория – прямо;

2. Траектория – направо;

3. Траектория – налево;

4. Обратное направление.

На остальных перекрестках Т-образных, У-образных, с организацией кругового движения возможных траекторий меньше.

Т-образные и У-образные:

1. Прямо-направо-обратное направление;

Круговое движение

1. Траектория движения «по кругу»;

2. Съезд с перекрестка (правый поворот).

Движение в обратном направлении на таких перекрестках возможно только проехав по кругу. Когда в городе Петрозаводск на площади Ленина со стороны улицы Энгельса водители осуществляют разворот минуя траекторию по кругу они должны быть готовы к применению санкций в виде лишения водительского удостоверения.

В зависимости от того по какой траектории мы движемся необходимо соблюдать те или иные правила.

Разберем движение на Основной (круглый) зеленый сигнал светофора. Еще раз уточню «Основной», движение на дополнительные секции коснемся позже.

Один момент, который необходимо осознавать: исправные светофоры работают в одном цикле. Если для движения по одной дороге горит основной разрешающий (зеленый) сигнал, то на второй дороге будет гореть основной запрещающий сигнал.

Итак для движения через перекресток могут быть следующие траектории:

1. Траектория движения прямо сложностей вызывать не должна. Согласно Правил, при движении прямо на основной разрешающий сигнал светофора водители никому дорогу уступать не должны. Но из любого правила есть исключения. В том числе и в данной ситуации. А именно при движении прямо мы обязаны уступить дорогу:

Транспорту завершающему маневр движения через перекресток. Если водитель въехал при разрешающем сигнале, он должен выехать в намеченном направлении (покинуть перекресток);

Приближающимся к перекрестку автомобилям с включенными синими проблесковыми маячками и специальным звуковым сигналом;

Трамваю, который находится в равных с Вами условиях движения. Часто трамвай попутного направления, совершающий правый поворот, из-за специфики пролегания трамвайных путей (посередине дороги) пересекает в своем движении траекторию движения безрельсового транспорта двигающегося в прямом направлении. Тоже касается и трамвая встречного направления двигающегося на левый поворот.

Случается ученик за рулем учебного автомобиля при движении прямо начинает смотреть направо и если оттуда кто-то начинает движение (на дополнительную секцию светофора) нередко прибегает к торможению, создавая аварийные ситуации и замедляя движение транспортного потока.

Еще раз, двигаясь прямо на основной разрешающий сигнал светофора, водитель обладает первоочередным правом на движение (см. исключения).

2. Правый поворот

При правостороннем движении правый поворот один из самых безопасных маневров, И все потому, что при правом повороте нет пересекающихся с другими транспортными средствами траекторий (в худшем случае только слияние траекторий движения).

Но и здесь имеются нюансы.

Одним из которых являются пешеходы, переходящие проезжую часть на которую мы въезжаем, т.к. им в такой ситуации так же может гореть разрешающий сигнал.

В такой ситуации действует требование правил «УСТУПИТЬ ДОРОГУ пешеходам» (не создать помех) – водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять маневр если это вынудит пешехода изменить направление или скорость движения. Таким образом, если водитель не вынуждает пешехода изменять направление или скорость – движение разрешено. Если разъехаться не создав помеху пешеходу невозможно – водитель должен остановиться (снизить скорость).

Остановившись уступая дорогу пешеходам водителю не стоит особо волноваться о сигналах светофора, т.к. если светофор переключится, а автомобиль еще находится на перекрестке, то у водителя есть право покинуть (завершить движение) перекресток в намеченном направлении. Но в то же время не лишним посматривать на светофор. Некоторые пешеходные светофоры работают в ином режиме нежели транспортные, и переключаются на запрещающий сигнал раньше. Часто снабжены таймерами, что позволяет водителю заранее подготовиться для движения.

Вторым нюансом при правом повороте является слияние траекторий с транспортными средствами двигающимися со встречного направления и выполняющими левый поворот. В указанной ситуации водитель, выполняющий правый поворот пользуется преимуществом в движении.

Третьим моментом на который следует обратить внимание является траектория движения. При выполнении правого поворота следует учитывать два момента:

Вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей оно не оказалось на стороне встречного направления.

Что впрочем при правильном выборе скорости движения достаточно легко соблюдать. Если скорость выбрана не верно, то необходимо учитывать тот факт, что правый поворот (при правостороннем движении) всегда малого радиуса. Чем меньше радиус поворота и выше скорость движения, тем центробежная сила больше воздействует на автомобиль.

Вести транспортное средство необходимо по возможности ближе к правому краю проезжей части. Ну или как чаще всего говорят: «из крайнего правого в крайнее правое».

Подводя итог вышесказанному, при правом повороте тек же не должно возникать трудностей. Ведем автомобиль из крайнего правого в крайнее правое и уступаем дорогу пешеходам.

3. Левый поворот

Достаточно опасный маневр, вызывающий у учеников, а порой и у начинающих водителей некоторые трудности. Хотя при соблюдении определенных правил все достаточно легко и просто.

Во-первых, необходимо определить кого мы должны пропускать, кому должны уступать дорогу. И тут необходимо вспомнить уже разобранные нами траектории движения 1.(прямо) и 2. (правый поворот), именно по ним может двигаться транспорт, приближающийся со встречного направления (а там тоже горит разрешающий сигнал светофора) с которыми при левом повороте могут возникнуть пересечение или слияние траекторий движения. Поскольку выше уже говорилось, что они дорогу не уступают, значит уступить должен тот, кто совершает левый поворот. При этом еще необходимо помнить и про пешеходов, которым также необходимо дорогу уступить.

Во-вторых, в настоящий момент разъезд со встречными транспортными средствами, так же выполняющими левый поворот, чаще всего происходит правыми «бортами», что обеспечивает большую пропускную способность перекрестка, но при этом негативно сказывается на безопасности движения, т.к. остановившиеся по середине перекрестка машины (особенно крупногабаритные), закрывают друг другу видимость автомобилей приближающихся и двигающихся прямо.

Чтобы не стать участником ДТП при левом повороте на перекрестках можно следовать следующим правилам.

1. При разрешающем сигнале светофора, уступив дорогу транспорту заканчивающему маневр, начинаем движение. Двигаемся при этом не далее центра перекрестка. Чуть не доехав до центра останавливаемся, с целью уступить дорогу встречным транспортным средствам. Стараться при этом разместить свой автомобиль под углом к осевой линии дороги. Сразу оговорюсь, что соблюсти угол не всегда возможно, и чем уже дороги, которыми организован перекресток, тем это менее выполнимо. Чем шире, тем угол может быть большим. Хорошо выполнять левый поворот на дорогах с широкой разделительной полосой (например Октябрьский проспект). Достаточно просто вести свой автомобиль по изгибу (закруглению) этой самой разделительной полосы.

Или еще один вариант построения траектории движения – мысленно провести диагональ из левого «верхнего» угла перекрестка в правый «нижний» и вести свой автомобиль не пересекая данной диагонали. Но опять же, не забыв не доезжая до центра, остановиться с целью пропустить встречные транспортные средства.

Что в одном, что во втором случае, остановка в центре перекрестка фиксируется с целью уступить дорогу встречным транспортным средствам, двигающимся прямо или направо, т.е. если встречного транспорта нет, и мы не создаем помех для движения пешеходов, то можно проследовать безостановочно.

2. В момент когда мы остановились необходимо смотреть (обращать внимание) в сторону наибольшей опасности, которой в данной ситуации является встречное направление. Попутно необходимо контролировать сигналы светофора. Это преследует следующие цели:

Во встречном транспортном потоке может образоваться «разрыв», позволяющий не создавая помех закончить маневр;

Светофор начнет переключаться, встречный поток начнет останавливаться и появится возможность закончить маневр.

Важно! Заканчивая маневр, даже уже на переключившийся сигнал светофора НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ из своего внимания встречное направление. Не редки случаи ДТП с так называемыми «доезжающими» водителями.

3. Еще один момент который необходимо учитывать. При левом повороте действует требование вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей оно не оказалось на стороне встречного направления. Учитывая это требование, при наличии нескольких полос движения в попутном направлении на дороге на которую мы повернули, закончить левый поворот можно в любую полосу.

Если левый поворот одновременно совершается из нескольких полос, а такое возможно благодаря знакам «Направление движения по полосам» (или разметке), то целесообразнее вести автомобиль «из полосы в полосу». Из какой начали в ту и закончили. Начали из крайней левой в крайнюю левую и закончили. Начали со средней – в среднюю же и закончили. Это необходимо для того, чтобы не стать участником ДТП. При движении по криволинейной траектории, которой является левый поворот зеркала автомобиля будут отражать несколько иной сектор нежели нам необходимо видеть.

4. Разворот

Вообще траектория движения при развороте на перекрестке (Разворот – изменение направления движения на противоположное) не оговорена, т.е. можно разворачиваться как «по малому», так и «по большому» радиусу, но опять же учитывая ряд моментов.

Перед разворотом занимаем ТОЛЬКО крайнее левое положение. Если левый поворот при наличии знаков 5.15.1 или 5.15.2 (разрешающих выполнять из нескольких полос) – разрешен из любой полосы, то разворот - только из крайней левой (крайнее левое положение).

При развороте водитель обязан уступить дорогу (не создать помех) встречным транспортным средствам, двигающимся прямо или направо.

Таким образом требования к развороту чем-то схожи с требованиями к левому повороту, за небольшими исключениями (пути движения пешеходов не пересекаем).

Заторы

Важным моментом при проезде перекрестка является запрет на выезд на пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Если вы видите, что выехав на перекресток, вы не сможете закончить маневр по причине затора – НЕ ВЫЕЗЖАЙТЕ на него. Достаточно просто понять, и в этом помогают таймеры установленные на светофорах, цикл работы светофора (в среднем примерно) 30 – 40 секунд. Самый «долгий светофор в Петрозаводске работает 72 сек, самый «быстрый» - 20 сек. То есть, простояв всего 30 – 40 секунд, не выезжая на перекресток, Вы позволите двигаться в поперечном направлении, чем разгрузите пересекаемую дорогу.



Просмотров