Роль массовых медосмотров в профилактике заболеваний. Медицинский осмотр. Роль медсестры в проведении диспансеризации

Доклад

Заведующей Республиканским

Центром профессиональной патологии

Вершинина Т.Л.

Роль медицинских осмотров работников в снижении риска

профессиональных заболеваний.

Каждый шестой человек в России работает в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. В республике Бурятия свыше 30% лиц трудится во вредных и опасных условиях труда.

Реорганизация цеховой службы в общую врачебную практику, либо в участковую территориальную службу, окончательно поставила крест на диспансеризации больных профзаболеваниями и лиц с начальными признаками профзаболеваний, часто и длительно болеющих работников, работе инженерно-врачебных бригад.

Единственной мерой медицинского характера, направленной на профилактику профессиональных заболеваний, остаются обязательные медицинские осмотры работников.

В настоящее время, в связи с введением в действие приказа № 302н от 12.04.2011г. особенно актуальными становятся вопросы качества проведения медицинских осмотров.

Трудовое законодательство возлагает на работодателя ответственность за недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров, т.е. не имеющих медицинских допусков к работе во вредных условиях.

^ Работа Республиканского Центра профпатологии по проведению медицинских осмотров

Республиканский Центр профессиональной патологии осуществляет все виды медицинских осмотров:

Предварительные (при поступлении на работу);

Периодические;

Углубленные осмотры «стажированных» работников.

Проведение медицинских осмотров позволяет выявить до 90% болезней протекающих скрытно. Выявлению заболеваний на ранних стадиях способствует оснащение Центра современной диагностической аппаратурой.

Кабинет аудиометрии Центра оснащен клиническим аудиометром, с помощью которого проводится тональная пороговая аудиометрия, дающая возможность определить характер нарушений слуха, количественно оценить его снижение уже на ранних стадиях заболевания. (Фото)

В кабинете исследования нарушений вибрационной чувствительности при помощи современного вибротестера и проведения функциональных проб выявляются ранние признаки Вибрационной болезни- основной нозологической формы профессиональной патологии в регионе.

При помощи новейшего реовазографического комплекса выявляются сосудистые расстройства нарушения гемодинамики при воздействии вибрации, повышенной и пониженной температуры воздуха рабочих помещений

Исследование функции внешнего дыхания используется при диагностике заболеваний бронхолегочной системы от воздействия производственной пыли, аллергизирующих и токсических веществ химической природы.

Специфические клинические методы исследования биологических субстратов позволяют обнаружить токсическое действие различных ядов на организм человека

В кабинете окулиста проводятся исследование остроты зрения, внутриглазного давления, афторефрактометрия позволяющие выявить нарушения зрения на ранних этапах заболевания и провести соответствующую коррекцию

Центр располагает возможностью проведения профилактических осмотров в любых условиях, в том числе и непосредственно на рабочем месте, что наиболее удобно для крупных предприятий.

Центр профпатологии –единственное лечебное учреждение в Бурятии, осуществляющее не только углубленное медицинское обследование «стажированных» работников, но и проведение реабилитационного лечения данной категории больных с использованием современных методов лечения традиционной и нетрадиционной медицины.

По результатам медосмотров специалисты Центра формируют группу риска, дают конкретные рекомендации по оздоровлению каждого работника. Эти рекомендации позволяют целенаправленно вырабатывать мероприятия по улучшению условий труда и снижению заболеваемости на производстве.

Таким образом, Республиканский Центр профпатологии - это тщательное и всестороннее обследование на предмет выявления как профессиональной так и общей патологии и проведение качественного реабилитационного лечения работников с разработкой мер профилактики заболеваний.

^ Анализ работы Центра профпатологии:

Предварительные медосмотры

1. За 2 года работы Центра профпатологии при проведении предварительных медосмотров было осмотрено 1320 работников


  1. Ежегодно по результатам предварительных медосмотров выявляется свыше 8% лиц, имеющих противопоказания к работе. В 2010 г было выявлено 53 работника (8,8%) которым противопоказана работа с определенными вредными факторами, в 2011 г – 65(8,9%).

  2. В 2010 г. из 129 работников, прошедших предварительный медицинский осмотр и получивших допуск к работе в различных ЛПУ республики, профпатологами РЦПП были выявлены противопоказания у 32 работников (24,8%)

  3. В 2011 г. из 147 работников 23,8% (35 человек) не были допущены к работе

Периодические медосмотры

1. В 2010 г. Было осмотрено 1973 работника, у 49 работников было выявлено подозрение на профзаболевания (2,4 %). У 757 работников выявлены соматические заболевания (38,3%)


  1. В 2011 году были проведены медицинские осмотры на ^ 11 предприятиях республики, в результате которых было осмотрено 2912 работников. Общий процент охвата медосмотрами на данных предприятиях составил 91,5%. В результате проведения медицинских осмотров выявлено 64 человека с подозрением на профессиональные заболевания, что составило 2,2% от общего числа осмотренных. Количество лиц с впервые выявленным общим заболеванием составило 900 человек (31%). В результате периодических медицинских осмотров выявлено 133 работника, нуждающихся в углубленном обследовании в условиях стационара профцентра.
3. Анализ работы Центра профпатологии свидетельствует о том, выявляемость подозрений на профзаболевание и соматической патологии при проведении периодических медицинских осмотров в условиях Центра профпатологии в 5 раз выше чем в ЛПУ республики

4. Наибольшее количество больных с подозрением на профессиональную патологию (62%) обратились к профпатологу самостоятельно и лишь 38% были направлены ЛПУ республики по результатам медицинских осмотров.

^ Углубленные медосмотры стажированных работников

За 2 последних года было проведено углубленное медицинское обследование 221 «стажированному работнику» 10 предприятий республики. У 53 работников в 24% случаев было выявлено подозрение на профессиональные заболевания.

Средний стаж работы лиц с подозрением на профзаболевание составил 17 лет. 15 больным (6,7%) было рекомендовано рациональное трудоустройство с вредными производственными факторами. В 34,8% % случаев (у 77 пациентов) были впервые выявлены заболевания общего характера, и они были направлены для дальнейшего наблюдения и лечения к специалистам по месту жительства.


  1. Данные показатели свидетельствуют об эффективности именно стационарного обследования пациентов при проведении углубленных медицинских осмотров , когда существует возможность проведения расширенного комплекса диагностических мероприятий. По данным статистики при проведении медицинских осмотров амбулаторно в условиях ЛПУ, лишь в 1% случаев выявляются признаки профессиональных заболеваний.
2. В структуре заболеваний «стажированных» работников преобладает патология нервной системы (32,5%), на втором месте патология костно-мышечной системы (26,6%), на третьем месте болезни органов дыхания (18,3%).

3. Необходимо отметить, что все стажированные работники ранее проходили периодические медицинские осмотры на базе различных лечебных учреждений РБ

4. Ни одному из 53 выявленному в РЦПП больному с подозрением на профзаболевание ранее медицинскими комиссиями ЛПУ республики не определялись признаки профпатологии

В ходе обследования работников в условиях профцентра Установлены диагнозы профзаболевания, но не было ранее выявлено подозрений на профпатологию:


  • У 3 работников ОАО «Улан-Удэстальмост» (медосмотр на базе МУЗ «Городская больница № 4»)

  • У 2 работников ОАО «СУЭК» (медосмотр – МУЗ «ГП №2»)

  • У 3 работников ОАО «ТГК 14» и у 6 работников ОАО «Бурятзолото» (медосмотр – МУЗ «ГП №6»)

  • У 1 работника ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное объединение» (медосмотр МУЗ «ГП №1»)

  • У 1 работника ООО «Литейщик» (медосмотр -МУЗ «Закаменская ЦРБ»)
Проблемы при проведении медосмотров специалистами профцентра

  1. За 2 года работы РЦПП в АУ РБ «РКГВВ» обратились представители более 30 предприятий для организации проведения медицинских осмотров на их предприятиях

  2. Из них лишь в 23% случаев состоялось проведение медицинского осмотра силами специалистов РЦПП

  3. Так обратились, но в дальнейшем провели медицинский осмотр на базе МУЗ «Городская поликлиника №6» представители ОАО «Горняк». (медицинский осмотр работников был проведен с исключением важных диагностических исследований- исследование вибрационной чувствительности, функции внешнего дыхания, аудиометрия)

  4. Центр профпатологии полностью обеспечивает весь объем необходимых диагностических исследований, при проведении медицинских осмотров, при этом возрастает стоимость осмотра.

  5. Работодатель в поисках дешевых цен за проведение медицинского осмотра не придает значения качеству осмотров

  6. Соответственно ему не важно, в каком объеме будет проведен медицинский осмотр. Ему важнее цена осмотра, так как за качество проведения осмотров отвечают ЛПУ.

  7. ЛПУ, боясь потерять заказчика и дополнительный доход, идут на снижение объемов диагностических исследований и соответственного «искусственного» занижения стоимости медосмотра

  8. Сложившаяся система не ставит главной целью раннее выявление профзаболеваний и сохранение здоровья работающих

  9. В результате мы имеем рост инвалидности и рост числа профессиональных заболеваний в выраженных стадиях патологического процесса
^ Актуальные проблемы при проведении медицинских осмотров в Российской Федерации:

1.Работодатель не отстраняет от работы лиц с подозрением на профзаболевание, не прошедших дообследование в центре профпатологии. В результате до 40% выявленных, не попадают в центр профпатологии для уточнения диагноза профзаболевания, что является незаконченными случаями периодического медосмотра.

2. Работодатель не отстраняет от работы лиц, по различным причинам (отпуск, больничный лист, командировка и т.п.) не прошедших периодический медицинский осмотр, это составляет до 20% от контингента, подлежащего ПМО.

3. Значительная часть профессиональных заболеваний (62%) выявляется по обращаемости, и в совокупности с ПМО формирует республиканский уровень профессиональной заболеваемости.

Необходимо отметить, что с введением в действие данного приказа возникает масса вопросов на которые, в настоящее время, не могут ответить даже разработчики данного документа

5. В приказе №302н не предусмотрен контроль со стороны Роспотребнадзора, госинспекции труда: в предыдущих приказах контингенты и поименные списки согласовывались с Роспотребнадзором.

6. Не предусмотрен контроль за прохождением 1 раз в пять лет периодических осмотров в центре профпатологии.

7. В связи со значительно увеличившимся объемом исследований и количеством привлекаемых специалистов становится невозможным проведение ПМО силами профпатологического центра в условиях здравпункта предприятия (проведение ЭЭГ, ЭНМГ и т.д.).

8. Появляются определенные неудобства, связанные с тем, что из-за увеличения объема обследований и числа участвующих специалистов, значительно увеличивается время прохождения ПМО одним работающим,

Снижается количество прошедших медосмотр в течение одного дня. Большое количество лабораторных и инструментальных исследований, привлечение к медосмотру широкого спектра специалистов приводит к значительному

Удорожанию стоимости медосмотра, особенно в условиях профпатологического центра.

9 Существующая на сегодняшний день организационная модель медицинского обслуживания работников вредных производств не обеспечивает этапности и преемственности в оказании медицинской помощи, что определяет ее низкие качество и эффективность.

10 Одной из основных проблем медицинского обслуживания работников вредных производств, по-прежнему, остается недостаточная подготовка специалистов, участвующих в проведении ПМО.

11 Данные о состоянии здоровья, полученные после проведенного обследования на ПМО, зачастую являются невостребованными, что снижает результативность профилактических осмотров работников.

12. Отсутствие заинтересованности в качественном и своевременном проведении ПМО:

У работодателя – выявление у работников профзаболеваний может привести в перспективе к увеличению страховых тарифов (отчисления в ФСС)

У администрации медицинской организации, проводящей ПМО – отсутствие пролонгации договора с работодателем на проведение ПМО в случае выявления у осматриваемых работников профессиональных заболеваний

У работника – страх перед увольнением и надежда на материальную компенсацию за утрату здоровья в случае более позднего выявления профессионального заболевания

13. Низкий уровень информированности врачей, участвующих в проведении ПМО, о влиянии вредных и/или опасных производственных факторов и работ на здоровье работников:

Недостаточная послевузовская подготовка;

Низкий уровень доступности информационных ресурсов.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 11

Медосмотры как профилактика профзаболеваний

Учитывая важность и актуальность медицинских осмотров для профилактики профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний, Правительством Российской Федерации принято решение о финансировании дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 869).

Статья 213. Медицинские осмотры некоторых

Комментарий.

Профилактические медицинские осмотры работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда представляют собой один из важнейших компонентов первичной профилактики профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения этих осмотров (обследований) утверждается Минздравсоцразвития России (Приказ Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 с послед. измен. и доп. от 16 мая 2005 г. N 338).

Предварительные медицинские осмотры (обследования) работника проводятся при поступлении его на работу с целью определения соответствия состояния здоровья работника выполняемой работе.

Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное руководителем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также другие документы, предусмотренные законодательством.

При предварительных медицинских осмотрах проводятся:

Оценка индивидуальных факторов риска развития профзаболеваний с учетом половых, возрастных, конституционных и генетических особенностей развития организма;

Выявление вредных привычек, наркомании, хронического алкоголизма;

Индивидуальное определение противопоказаний к работе во вредных условиях в соответствии с утвержденными Перечнями.

Периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся с целью динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, выявления заболеваний, являющихся противопоказаниями для продолжения работы, своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий.

Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) совместно с работодателем. При этом периодические осмотры (обследования) должны проводиться не реже, чем один раз в два года. Лица, не достигшие 21 года, проходят периодические осмотры ежегодно. Периодические медицинские осмотры (обследования) могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением.

Работники, занятые на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, проходят медицинские осмотры (обследования) в центрах профпатологии один раз в пять лет.

Работодатель обязан составить поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), и направить его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).

При периодических медицинских осмотрах проводятся:

Оценка состояния реактивности и резистентности организма к воздействию вредных профессиональных факторов по критериям, характеризующим функцию органов мишеней (специфические и неспецифические реакции);

Выявление патологических нарушений, указывающих на соответствие состояния здоровья выполняемой работе (по профессиональному и общему заболеванию);

Определение профилактических и реабилитационных мероприятий для восстановления нарушенных функций и адаптации к условиям труда, адекватным состоянию здоровья.

По результатам проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников составляется заключительный акт в 4 экземплярах, который в течение 30 дней должен быть представлен руководителю Роспотребнадзора и центру профпатологии.

Если при проведении периодического медосмотра работника выявлено подозрение на профзаболевание, то его направляют в центр профпатологии на экспертизу.

При установлении связи заболевания с профессией центр профпатологии в течение 3 дней направляет соответствующее извещение работодателю, страховщику, в медицинскую организацию, направлявшую работника, и в территориальный орган Роспотребнадзора.

Работник с медицинским заключением направляется в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы на медико-социальную экспертизу.

Все лица с выявленными профессиональными заболеваниями либо отклонениями в состоянии здоровья, которые можно связать с профессиональными факторами, должны находиться на диспансерном наблюдении у лечащего врача или врача-специалиста по профилю заболевания либо у врача-профпатолога.

По результатам периодических медицинских осмотров составляются заключительные акты и принимаются решения не только о продолжении и прекращении производственной деятельности в предлагаемых условиях, но и о проведении оздоровительных мероприятий среди работников, а также санитарно-гигиенических оздоровительных мероприятий на производстве.

Кроме медицинских осмотров (обследований) отдельная категория работников, осуществляющая отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающая в условиях повышенной опасности, проходит психиатрическое освидетельствование.

Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования регулируется Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695).

Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (утв. Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

Освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание".

Учитывая важность и актуальность медицинских осмотров для профилактики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, Правительством Российской Федерации принято решение о финансировании дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 869).

Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда

Комментарий.

1. Статья содержит перечень основных обязанностей работника, возникающих в связи с вступлением в трудовые отношения. Эти обязанности дополняются (ст. 21 ТК) и конкретизируются (ст. 57 ТК) в соответствующих главах Кодекса, иных законах, нормативных правовых актах, коллективных договорах и соглашениях, локальных нормативных актах.

Создание на производстве здоровых и безопасных условий труда возможно только тогда, когда все участники процесса будут соблюдать свои обязанности в области охраны труда.

В соответствии со ст. 214 ТК работник обязан соблюдать требования охраны труда, т.е. специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения безопасных условий труда нормативными правовыми актами об охране труда, содержащими государственные нормативные требования охраны труда (ст. 209 ТК).

Требования охраны труда устанавливаются в инструкциях по охране труда для работников. Инструкция является локальным нормативным актом и устанавливает требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, строительных площадках и иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности (см. комментарий к ст. 212 ТК).

За нарушение требований в области охраны труда работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК) вплоть до увольнения (пп. "д" п. 6 ст. 81 ТК).

За добросовестное выполнение трудовых обязанностей, в т.ч. по охране труда, к работникам могут применяться меры поощрения (ст. 191 ТК).

2. Неотъемлемым правом работника является обеспеченность его средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 219 ТК).

Кроме прав работник имеет и обязанности, которые заключаются в том, чтобы он правильно применял средства индивидуальной и коллективной защиты (ст. 214 ТК). Для этого работодатель обязан обучить работника правильному применению этих средств (см. ст. ст. 212, 221 ТК и комментарии к ним).

3. Общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников изложены в ст. 225 ТК (см. комментарий к ст. 225 ТК).

4. Обязанность работника немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), является нормой прямого действия. Инструкции по охране труда по профессиям или видам работ, действующие в организации, как правило, устанавливают порядок уведомления работодателя о случаях травмирования работников (см. комментарий к ст. 212 ТК).

При проведении вводного инструктажа с вновь принятыми работниками изучается порядок расследования и оформления несчастных случаев, в т.ч. и порядок сообщения об их происшествии.

Порядок уведомления руководителя о происшедшем несчастном случае достаточно проработан в локальных нормативных документах по охране труда, поэтому в ТК и в Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 279) эта норма не детализируется.

5. Порядок проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников определен в ст. 213 ТК (см. комментарий).

Статья 215. Соответствие производственных объектов

и продукции государственным нормативным требованиям

охраны труда

Комментарий.

1. Содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда призваны устанавливать правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК). Поэтому машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать этим требованиям. Кроме этого, они должны иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании").

В данной норме предполагается обязательное подтверждение соответствия продукции в виде принятия декларации о соответствии и (или) обязательной сертификации.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (ч. 2 п. 1 ст. 23 упомянутого Закона).

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации (п. 3 ст. 23 Закона).

Декларирование соответствия осуществляется на основании собственных доказательств заявителя, который самостоятельно формирует доказательные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов (п. 2 ст. 24 Закона).

Что касается обязательной сертификации, то она осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем (п. 1 ст. 25 Закона).

Необходимо отметить, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требованиям технического регламента (п. 1 ст. 23 Закона).

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими деятельности по проектированию производственных объектов строительства (реконструкции), машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов (ст. 211 ТК).

2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (ст. 216.1 ТК). Экспертиза условий труда также может осуществляться в составе соответствующих органов и комиссий вневедомственной государственной экспертизы проектов.

Проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации и утверждение ее, а также взаимоотношения заказчика (инвестора) и государственных экспертных органов в процессе проведения экспертизы регулируются Положением о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008). Порядок проведения государственной экспертизы проектов строительства регулируется Инструкцией (РДС 11-201-95).

Проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации осуществляется для предотвращения создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям, утвержденным в установленном порядке норм и правил (пп. "а" п. 3 упомянутого Положения).

При проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации обеспечивается проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов (п. 4 Положения).

По результатам проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации составляется сводное заключение, которое содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности (п. 18 Положения). В сводном заключении учитывается и заключение государственной экспертизы условий труда.

3. Применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, а также использование новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ должно осуществляться только после того, как органами Роспотребнадзора, организациями, аккредитованными в установленном порядке, или экспертами проведены соответствующие токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, а также возможные исследования или испытания. Для этого утвержден Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (Приказ Минздрава России от 15 августа 2001 г. N 326).

В.Трумель

профессор

Академии труда

и социальных отношений,

главный технический инспектор

Подписано в печать

Диспансеризация - активное динамическое наблюдение на состоянием здоровья населения, включающее комплекс профилактических, диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий.

Первоначально принципы и методы Д. использовались для борьбы с социально опасными болезнями - туберкулезом, ом, трахомой и др. В последующем диспансерный метод нашел применение для наблюдения за беременными, детьми, трудящимися ведущих отраслей промышленности и с.-х. производства, больными, страдающими хроническими заболеваниями. Решается задача перехода к всеобщей Д. населения.

Целью Д. является формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, снижение заболеваемости , инвалидности , смертности, достижение активного долголетия. Д. входит в качестве составной части в широкую систему мер по профилактике заболеваний, осуществляемых государством, обществом, здравоохранением . Общегосударственные усилия направлены на улучшение условий труда, быта и отдыха, обеспечение рационального сбалансированного питания, борьбу с гиподинамией, курением, употреблением алкоголя, т.е. на формирование здорового образа жизни. В этом комплексе мер важная роль отводится системе здравоохранения, которая использует диспансерный метод, синтезирующий профилактику и лечение, направленный на выявление заболеваний в наиболее ранних стадиях и их предупреждение путем систематического медицинского наблюдения за здоровьем населения.

Диспансеризация включает: ежегодный медицинский осмотр с проведением лабораторно-инструментальных исследований для выявления заболеваний в ранних стадиях, а также обследование лиц, имеющих факторы риска развития заболеваний; дообследование нуждающихся с использованием современных методов диагностики; определение состояния здоровья каждого человека; осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий больным и лицам с факторами риска и последующее систематическое наблюдение за состоянием их здоровья.

Использование при массовых обследованиях в рамках Д. всех существующих методов диагностики представляется малооправданным, поскольку наряду с малой экономической эффективностью это привело бы к перегрузке лечебно-профилактических учреждений и к негативной реакции населения на чрезмерно частые анализы, функциональные и другие исследования. Поэтому МЗ СССР определен сравнительно узкий круг лабораторно-инструментальных исследований, позволяющий, тем не менее, выявить или заподозрить наличие наиболее распространенных заболеваний, имеющих медико-социальную значимость. Ограниченность кадровых ресурсов, особенно в сельской местности, целесообразность повышения роли участковых врачей (педиатров и терапевтов) в предупреждении заболеваний явились основными причинами того, что обязанность проведения медосмотров в условиях перехода к всеобщей Д. возложена на этих специалистов. Более широкий круг врачей привлекается к диспансерным осмотрам отдельных групп населения, что регламентировано соответствующими приказами и положениями. В эти группы входят лица, работающие во вредных для здоровья условиях, дети, подростки, инвалиды и участники войны, а также некоторые другие контингенты населения.

Участковый педиатр осматривает всех детей своего участка ежегодно: периодичность осмотров детей первых 3 лет жизни зависит главным образом от возраста и состояния здоровья ребенка при рождении. Хирург (ортопед), оториноларинголог, офтальмолог осматривает детей на первом году жизни, в 3 и 5 лет, перед поступлением в школу, в 3-м, 6-м, 8-м классах, невропатолог - на первом году жизни, перед поступлением в школу и в 8-м классе, другие специалисты - по показаниям. Ежегодно проводится осмотр чубов и полости рта средним медперсоналом с последующей санацией стоматологом. Антропометрия, определение остроты слуха и зрения, постановка туберкулиновых проб, предварительная оценка нервно-психического развития также осуществляется средним медперсоналом. К числу обязательных для детей и подростков ежегодных инструментально-лабораторных исследований относятся: анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов, измерение АД (с 7 лет), флюорография органов грудной клетки (с 13 лет). У школьников 8-го класса определяют группу крови и резус-принадлежность.

Участковый терапевт (как территориального, так и цехового участка) ежегодно осматривает все взрослое прикрепленное население. Предварительно проводится доврачебное обследование, которое включает измерение роста и массы тела, АД, определение остроты слуха и зрения, пневмотахометрию. Гинекологический осмотр женщин с обязательным цитологическим исследованием проводится с 18 лет; электрокардиография - с 15 до 40 лет 1 раз в 3 года, после 40 лет - ежегодно; измерение внутриглазного давления - ежегодно после 40 лет; женщинам - маммография 1 раз в 2 года после 40 лет. Флюорография грудной клетки осуществляется дифференцирование, но не реже чем 1 раз в 3 года, при высоком уровне заболеваемости туберкулезом на соответствующей территории - ежегодно.

Приведенный перечень исследований является обязательным. Разработка простых и достаточно надежных биохимических, функциональных и иммунологических методов, оснащение учреждений здравоохранения ультразвуковой, эндоскопической и другой современной техникой приведет к пересмотру установленного на настоящий момент минимума, разгрузит медперсонал от необходимости выполнять большой объем рутинной работы. Участковый врач, располагая данными доврачебного обследования пациента, результатами лабораторно-инструментальных исследований и дополнительных консультаций (при наличии показаний) с другими специалистами, осуществляет планирование дальнейших мероприятий индивидуально для каждого пациента, выделяя следующие группы диспансерного наблюдения: Д-I - здоровые, в т.ч. лица с так называемыми пограничными состояниями, у которых выявлены незначительные отклонения от установленных норм в величине АД и других характеристиках; Д-II - практически здоровые лица, имеющие в анамнезе заболевание, не сказывающееся на функциях жизненно важных органов и не влияющее на трудоспособность; Д-III - больные, нуждающиеся в лечении. После проведения диспансерного осмотра лиц, отнесенных к первым двум группам, ставят на учет в отделение (кабинет) профилактики. Выявленным больным проводят соответствующее лечение, намечают и реализуют план оздоровительных и реабилитационных мероприятий (см. Реабилитация ). Примерная схема медицинского наблюдения за диспансерными группами с указанием нозологических форм, кратности наблюдения, участвующих в наблюдении врачей различных специальностей, рекомендуемых лабораторных исследований, лечебно-оздоровительных мероприятий, а также критериев эффективности диспансерного наблюдения утверждена МЗ СССР.

Ведущая роль в осуществлении Д. отводится участковому врачу, который координирует работу всех других специалистов, проводит и контролирует выполнение намеченных лечебно-оздоровительных мероприятий, осуществляет пропаганду здорового образа жизни. Организация работы амбулаторно-поликлинического учреждения должна быть направлена на успешное выполнение участковым врачом этих задач. Принципиально важным является, с одной стороны, наиболее полный охват населения диспансерным наблюдением, с другой - исключение дублирования при проведении этой работы. В связи с этим участковая медсестра ежегодно уточняет списки лиц, прикрепленных к врачу, исключает повторное профилактическое диспансерное обследование лиц, прошедших Д. в период лечения в стационаре, в ведомственных и других учреждениях здравоохранения в течение предшествующих 6 мес. В целях более организованного проведения Д. в территориальных поликлиниках и медико-санитарных частях созданы отделения профилактики в составе следующих кабинетов: анамнестического, функциональных исследований, смотрового женского, пропаганды здорового образа жизни, централизованного учета диспансеризации. Возглавляет отделение врач, под руководством которого доврачебное обследование проводит средний медперсонал. Отделение профилактики обеспечивает также учет всего прикрепленного к поликлинике населения, приглашение пациентов на Д., централизованный учет диспансерных мероприятий.

Основным учетным документом является «Карта учета диспансеризации» (форма № 131/у-86), в которую, помимо паспортных данных, включены сведения об определенной врачом группе диспансерного наблюдения, прохождении ежегодного диспансерного осмотра, проведении исследований по требуемому минимуму. В развернутом виде результаты осмотров, лабораторных и функциональных исследований, сведения о лечебно-оздоровительных мероприятиях вносятся в медицинскую карту амбулаторного больного (форма № 025/у), историю развития ребенка (форма № 112/у). На лиц, страдающих хроническими заболеваниями, реконвалесцентов после перенесенных острых заболеваний, относящихся, как правило, к группам наблюдения Д-II и Д-III, заполняется контрольная карта диспансерного наблюдения (форма № ОЗД/у).

Главная роль в проведении Д. населения принадлежит амбулаторно-поликлиническим учреждениям, однако в ней участвуют и многие другие учреждения. Центры специализированной медпомощи и диспансеры (кардиологические, эндокринологические, онкологические и др.) осуществляют дообследование пациентов, проводят лечение, а в ряде случаев и последующее наблюдение больных и реконвалсецентов (см. Диспансер ). Значительно расширяются возможности ранней диагностики заболеваний и выявления отклонений в состоянии здоровья пациентов по мере организации диагностических центров . Высококвалифицированную лечебно-консультативную и методическую помощь в условиях проведения Д. оказывают поликлиники (поликлинические отделения) вузов и НИИ медицинскою профиля. Эти учреждения формируют выездные бригады для диспансерных осмотров и консультативной работы в сельской местности, на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи (см. Подвижные средства и комплексы медицинского назначения ). Роль больничных учреждений не сводится только к лечению вновь выявленных больных и состоящих под диспансерным наблюдением, в них можно организовать диспансерные осмотры пациентов в период нахождения их в стационаре. С целью исключения дублирования исследований их результаты заносят в выписку из медицинской карты стационарного больного, которую передают в амбулаторно-поликлиническое учреждение. Диспансерные больные и лица, имеющие факторы риска развития заболеваний, должны в первую очередь обеспечиваться путевками в санатории профилактории предприятий, санатории и дома отдыха профсоюзов и ведомств.

Решение задачи обеспечения всеобщей Д. населения требует внедрения современной электронно-вычислительной техники. С этой целью специалистами Латвийской ССР разработана и внедрена комплексная автоматизированная система медосмотров населения (КАСМОН), предназначенная для массового доврачебного обследования с использованием стандартного набора инструментально-лабораторных методов, обработкой результатов на микро-ЭВМ типа «Искра», организацией регистра и банка данных о здоровье населения. КАСМОН рассчитана на обследование 15 тыс. человек в год при работе в одну смену группой в составе одного врача и 9 средних медработников. Завершена разработка автоматизированной системы медицинских профилактических осмотров населения (АСПОН), включающая блок автоматизированных медицинских приборов и автоматов с микропроцессорами, сопряженными с мини-ЭВМ или сетью микро-ЭВМ. Эта система помогает врачу планировать, учитывать и контролировать Д., создавать программы оздоровления. Разработан и внедрен ряд других «АСУ диспансеризация».

Введение всеобщей Д. предусматривается осуществить в два этапа: до 1991 г. наряду с хроническими больными диспансерным наблюдением необходимо полностью обеспечить детей и подростков, учащуюся молодежь, беременных женщин, ветеранов войны, трудящихся отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, к 1995 г. - все население страны.

Важное значение имеет оценка эффективности Д., которая должна осуществляться как в отношении каждого пациента на основе изучения динамики его состояния, результатов исследований, сведений о частоте обострений, наличии случаев утраты трудоспособности и других, так и в отношении диспансерных контингентов в целом, прежде всего с учетом изменения группы диспансерного наблюдения, а также по показателям заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидизации, смертности.

Библиогр.: Демченкова Г.З. и Полонский М.Л. Теоретические и организационные вопросы диспансеризации населения, М., 1987, Новгородцев Г.А., Демченкова Г.З. и Полонский М.Л. Диспансеризация населения в СССР. М., 1984; Чазов Е.И. Задачи органов и учреждений здравоохранения но выполнению «Основных направлений развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года. Сов. здравоохр. №2, с. 3, 1989.

  • 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
  • 2. История развития здравоохранения. Современные системы здравоохранения, их характеристика.
  • 3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь "о здравоохранении"). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
  • 4. Номенклатура организаций здравоохранения
  • 6. Страховая и частная формы здравоохранения.
  • 7. Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика. Клятва Гиппократа, клятва врача рб, Кодекс врачебной этики.
  • 10. Статистика. Определение понятия. Виды статистики. Система учета статистических данных.
  • 11. Группы показателей для оценки состояния здоровья населения.
  • 15.Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков
  • 26. Динамические ряды, их виды.
  • 27. Показатели динамического ряда, вычисление, применение во врачебной деятельности.
  • 28. Вариационный ряд, его элементы, виды, правила построения.
  • 29. Средние величины, виды, методики расчета. Применение в работе врача.
  • 30. Показатели, характеризующие разнообразие признака в изучаемой совокупности.
  • 31. Репрезентативность признака. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t» Стьюдента.
  • 33. Графические отображения в статистике. Виды диаграмм, правила их построения и оформления.
  • 34. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
  • 35. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
  • 36. Ведущие медико-социальные проблемы народонаселения. Проблемы численности и состава населения, смертности, рождаемости. Взять из 37,40,43
  • 37. Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения, значение для здравоохранения
  • 38. Динамика населения, ее виды.
  • 39. Механическое движение населения. Методика изучения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на показатели здоровья населения.
  • 40. Рождаемость как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции в Республике Беларусь и в мире.
  • 42. Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
  • 43. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции. Основные причины смертности населения.
  • 44. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень. Методика расчета показателей, оценочные критерии воз.
  • 45. Перинатальная смертность. Методика расчета показателей. Причины перинатальной смертности.
  • 46. Материнская смертность. Методика расчета показателя. Уровень и причины материнской смертности в Республике Беларусь и мире.
  • 52.Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи.
  • 60. Методика изучения заболеваемости. 61. Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная характеристика.
  • Методика изучения общей и первичной заболеваемости
  • Показатели общей и первичной заболеваемости.
  • 63. Изучение заболеваемости населения по данным специального учета (инфекционных и важнейших неэпидемических заболеваний, госпитализированная заболеваемость). Показатели, учетные и отчетные документы.
  • Основные показатели "госпитализированной" заболеваемости:
  • Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
  • 65. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
  • 66. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика изучения, показатели. Врачебное свидетельство о смерти.
  • Основные показатели заболеваемости по данным о причинах смерти:
  • 67. Прогнозирование показателей заболеваемости.
  • 68. Инвалидность как медико-социальная проблема. Определение понятия, показатели.
  • Тенденции инвалидности в рб.
  • 69. Летальность. Методика расчета и анализ летальности. Значение для практичес­кой деятельности врача и организаций здравоохранения.
  • 70. Методы стандартизации, их научно-практическое предназначение. Ме­тодики вычисления и анализ стандартизованных пока­зателей.
  • 72. Критерии определения инвалидности. Степень выражения стойких нарушений функций организма. Показатели, характеризующие инвалидность.
  • 73. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
  • 76. Первичная медицинская помощь, определение понятия, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
  • 78.. Организация медицинской помощи, представляемой населению в амбулаторных условиях. Основные организации: врачебная амбулатория, городская поликлиника. Структура, задачи, направления деятельности.
  • 79. Номенклатура больничных организаций. Организация медицинской помощи в условиях стационара организаций здравоохранения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
  • 80. Виды, формы и условия оказания медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи, их задачи.
  • 81. Основные направления совершенствования стационарной и специализированной помощи.
  • 82. Охрана здоровья женщин и детей. Управление. Медицинские организации.
  • 83. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи.
  • 84. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
  • 85. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы организации.
  • II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
  • III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
  • 86.Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
  • Основные показатели деятельности поликлиники.
  • 87. Участково-территориальный принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков.
  • 88. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы врача-терапевта участкового.
  • 89. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
  • 90. Профилактическая работа поликлиники. Отделение профилактики поликлиники. Организация профилактических осмотров.
  • 91. Диспансерный метод в работе поликлиники, его элементы. Контрольная карта диспансерного наблюдения, информация, отражаемая в ней.
  • 1Ый этап. Учет, обследование населения и отбор контингентов для постановки на диспансерный учет.
  • 2Ой этап. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
  • 3Ий этап. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в лпу, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию (см. Вопрос 51).
  • 96.Отделение медицинской реабилитации поликлиники. Структура, задачи. Порядок направления в отделение медицинской реабилитации.
  • 97. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы.
  • 98. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях
  • 99. Основные разделы работы участкового педиатра. Содержание лечебно-профилактической работы. Связь в работе с другими лечебно-профилактическими организациями. Документация.
  • 100. Содержание профилактической работы врача-педиатра участкового. Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
  • 101. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Профосмотры. Группы здоровья. Диспансеризация здоровых и больных детей
  • Раздел 1. Сведения о подразделениях, установках лечебно-профилактической организации.
  • Раздел 2. Штаты лечебно-профилактической организации на конец отчетного года.
  • Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации.
  • Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.
  • Раздел 5. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
  • Раздел 6. Работа диагностических отделений.
  • Раздел I. Деятельность женской консультации.
  • Раздел II. Родовспоможение в стационаре
  • Раздел III. Материнская смертность
  • Раздел IV. Сведения о родившихся
  • 145. Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.
  • 146. Законодательные документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  • 147. Виды мрэк. Состав областных, районных, межрайонных, городских и специализированных мрэк. Организация работы, права и обязанности. Порядок направления на мрэк и осмотра граждан.
  • Профилактика не является узковедомственной функцией органов здравоохранения, а обеспечивается всей системой социально-экономических мероприятий общества, имеет всеобъемлющий характер и направлена на предупреждение болезней, охрану и укрепление здоровья каждого человека и всего общества в целом.

    Отличительная особенность медицинской помощи, оказываемой в поликлиниках, - органическое сочетание лечебной и профилактической работы в деятельности всех врачей этого учреждения.

    3 основных направления в профилактической врача:

    а) с анитарно-просветительная работа - при общении с каждым больным ему должны разъясняться принципы ЗОЖ и режима по конкретному заболеванию, основы рационального и лечебного питания, вред курения и злоупотребления алкоголем и другие санитарно-гигиенические аспекты; также врач проводит лекции в поликлинике и на предприятиях, выпускает санитарные бюллетени и другие информационные материалы и прочее.

    б) прививочная работа - осуществляется под руководством врачей-иммунологов инфекционистами и участковыми терапевтами поликлиники (в последние годы остро встала необходимость поголовной вакцинации взрослого населения против дифтерии)

    в) диспансеризация (диспансерный метод) – это метод активного динамического наблюдения за состоянием здоровья населения, направленный на укрепление здоровья и повышение трудоспособности, обеспечение правильного физического развития и предупреждение заболеваний путем проведения комплекса лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий. В диспансерном методе работы ЛПУ наиболее полно выражается профилактическая направленность ЗО.

    Выявление больных осуществляется при профилактических осмотрах населения, при обращении больных за медицинской помощью в ЛПУ и на дому, при активных вызовах к врачу, а также при проведении специальных обследований по поводу контактов с инфекционным больным.

    Различают 3 вида профилактических осмотров .

    1) предварительный - проводится лицам, поступающим на работу или учебу с целью определения соответствия (пригодности) рабочих и служащих выбранной ими работе и выявления заболеваний, которые могут явиться противопоказаниями для работы в данной профессии.

    2) периодический - проводится лицам в плановом порядке в установленные сроки определенным группам населения и при текущей обращаемости за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения.

    К контингентам, подлежащим обязательным периодическим осмотрам , относятся:

    Рабочие промышленных предприятий с вредными и опасными условиями труда;

    Работники ведущих профессий сельскохозяйственного производства;

    Декретированные контингенты;

    Дети и подростки, юноши допризывного возраста;

    Учащиеся ПТУ, техникумов, студенты ВУЗов;

    Беременные женщины;

    Инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним контингенты;

    Лица, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы.

    В отношении остального населения врач должен использовать каждую явку пациента в медицинское учреждения для проведения профилактического осмотра.

    3) целевой - проводится для раннего выявления больных отдельными заболеваниями (туберкулезом, злокачественными новообразованиями и т.д.)

    Основными формами профилактических осмотров являются

    а. индивидуальные - проводятся:

    По обращаемости населения в ЛПУ (за справкой, с целью оформления санаторно-курортной карты, в связи с заболеванием);

    При активном вызове лиц, обслуживаемых поликлиникой, для диспансерного осмотра в поликлинику;

    При посещении врачами больных хроническими заболеваниями на дому;

    Среди лиц, находящихся на лечении в стационаре;

    При обследовании лиц, находившихся в контакте с инфекционным больным.

    Это основная форма медицинских осмотров неорганизованного населения.

    б. массовые - проводятся, как правило, среди организованных групп населения: детей детских дошкольных и школьных учреждений, юношей допризывного возраста, учащихся средних специальных заведений и студентов ВУЗов, рабочих и служащих предприятий, учреждений. Массовые профилактические осмотры, как правило, носят комплексный характер и объединяют периодические и целевые.

    Осмотры организованных коллективов проводятся на основе согласованных планов-графиков и регламентируются соответствующими приказами Министерства здравоохранения.

    Данные медицинских осмотров и результаты проведенных обследований заносятся в учетную медицинскую документацию («Медицинскую карту амбулаторного больного», «Индивидуальную карту беременной и родильницы», «Историю развития ребенка»).

    По результатам осмотра дается заключение о состоянии здоровья и определяется группа наблюдения :

    а) группа «здоровые» (Д1) – это лица, которые не предъявляют жалоб и у которых в анамнезе и при осмотре не выявлены отклонения в состоянии здоровья.

    б) группа «практические здоровые» (Д2) – лица, имеющие в анамнезе хронические заболевания без обострений в течение нескольких лет, лица с пограничными состояниями и факторами риска, часто и длительно болеющие, реконвалесценты после острых заболеваний.

    в) группа «хронические больные» (Д3):

    Лица с компенсированным течением заболевания с редкими обострениями, непродолжительной потерей трудоспособности, не препятствующего выполнению обычной трудовой деятельности;

    Больные с субкомпенсированным течением заболевания, у которых отмечаются частые ежегодные обострения, продолжительная потеря трудоспособности и ее ограничение;

    Больные с декомпенсированным течением заболевания, имеющие устойчивые патологические изменения, необратимые процессы, ведущие к стойкой утрате трудоспособности и инвалидности.

    При выявлении заболевания у осматриваемого врач заполняет статистический талон (ф.025/2-у); делает записи о состоянии здоровья в медицинской карте амбулаторного больного (ф.025/у). Лица, отнесенные к третьей группе здоровья берутся на диспансерный учет участковым врачом или врачом-специалистом

Медицинский осмотр - это один из видов лечебно-профилактической помощи, заключающийся в активном обследовании состояния здоровья определенных контингентов населения.

Различают предварительные, периодические и целевые медосмотры. Согласно утвержденным Верховным Советом СССР в декабре 1969 г. Основам законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении «В целях охраны здоровья населения, предотвращения инфекционных и работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, животноводческих ферм, некоторых других предприятий, учреждений и организаций, а также предприятий, учреждений и организаций с вредными условиями труда проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Список профессий и производств, для работы в которых обязательны медицинские осмотры, и порядок проведения этих осмотров устанавливаются Министерством здравоохранения СССР по согласованию с ВЦСПС».

Предварительные медосмотры проводятся при поступлении на работу с целью определения, насколько состояние здоровья удовлетворяет требованиям профессии (см. ) и с целью выявления заболеваний, которые в условиях работы с могут обостряться или способствовать развитию профзаболевания.

Существует список заболеваний, являющихся противопоказанием для приема на работу по ряду профессий. Данные предварительного медосмотра являются исходными для сопоставления с изменениями в состоянии здоровья, которые могут быть выявлены при проведении периодических . Рабочие и служащие, принятые на работу на данное производство, через определенные сроки - от двух месяцев до одного года - подвергаются периодическим медосмотрам.

Периодические медосмотры обеспечивают выявление ранних признаков проф. отравления или заболевания, а также заболевания, которое этиологически не связано с профессией, но при котором продолжение контакта с данной профвредностью особенно опасно. За лицами с признаками профзаболевания или отравления устанавливают диспансерное наблюдение и, кроме того, проводят общие санитарно-гигиенические мероприятия на производстве.

Обычно выделяют определенные контингенты, которые подвергаются медосмотру. Первую группу лиц, подвергаемых предварительным и периодическим медосмотрам, составляют работники промышленных предприятий и лица, имеющие контакт с профвредностями.

Вторую группу лиц, подвергаемых предварительным и периодическим медосмотрам, составляют работники пищевых, детских и некоторых коммунально-бытовых учреждений. Указанные выше лица проходят бактериологическое обследование для выявления инфекционного заболевания или бациллоносительства при поступлении на работу, так как лица этих профессий могут стать источником массового заражения. Через определенные сроки у работающих эти обследования повторяют.

Третью группу лиц, подвергаемых периодическим медосмотрам, составляют дети дошкольного возраста, школьники и рабочие-подростки.

Предварительные и периодические медосмотры проводят врачи медсанчастей, здравпунктов или территориальных , обслуживающих предприятия и учреждения.

Основной задачей проведения целевых медосмотров является раннее выявление заболеваний (туберкулеза, злокачественных новообразований, сердечно-сосудистых, гинекологических и др.). Целевые профилактические медосмотры проводятся либо путем одномоментных осмотров в организованных коллективах, либо осмотров всех лиц, обращающихся за медпомощью.

В проведении медосмотра значительная роль принадлежит фельдшерам и акушеркам, которые принимают участие в организации целевых профилактических медосмотров, в осуществлении диспансеризации выявленных больных, организации периодических медосмотров.

См. также Диспансеризация.



Просмотров