Регистрационный учет граждан по месту жительства. Правила регистрации

В современном обществе каждый вправе свободно передвигаться по разным странам, сменять места пребывания и места жительства. Для урегулирования вопроса о передвижении граждан по территории России, был издан законодательный акт № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вступил в законную силу 25 июня 1993 года. Закон обуславливает права иностранных граждан и граждан Российской Федерации на свободу передвижения.

С течением времени во все законодательные акты вносятся изменения, дополнения и поправки. Необходимость нововведений заключается в поддержании актуальности положений закона в соответствии с возникшими обстоятельствами. Настоящий Федеральный Закон № 5242-1 претерпел внесение последних изменений 3 апреля 2017 года. Поправки были сделаны на основании законодательного акта № 65.

Статья 5 ФЗ № 5242-1

Положения данной статьи указывают на правила регистрации гражданина по месту пребывания, а также содержит правила о снятии граждан с регистрационного учета. Основные моменты статьи 5 закона о регистрации граждан РФ:

  • оформить регистрацию по месту пребывания нужно в строго установленный период времени — в течении 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение;
  • не нужно проводить регистрационную процедуру, если гражданин прописан в этом же населенном пункте;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Москва, если есть прописка в городе федерального значения — Москва, МО;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Санкт-Петербург, если есть прописка в городе федерального значения — Санкт-Петербург, Ленинградская Область;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Севастополь, если есть прописка в городе федерального значения — Севастополь, Республика Крым (эта часть статьи 5 введена при последней редакции закона);
  • после подачи пакета документов в орган регистрации, работники учреждения обязаны в течении трех рабочих дней зарегистрировать человека по новому месту пребывания;
  • регистрация и снятие гражданина с места пребывания с некоторых учреждений (санатории, тюрьма, пансионат, кемпинг и т. д.) осуществляется администрацией в соответствии с датой прибытия и выбытия;
  • если выявлен факт фиктивной (ложной) регистрации по месту пребывания, то сотрудники регистрационного учреждения начинают процесс снятия гражданина России с учета.

Также 3 апреля 2017 года были внесены изменения в 5-ую статью Федерального Закона № 5242-1 — «части пятую — четырнадцатую считать соответственно частями шестой — пятнадцатой», т. к. одна часть статьи утратила силу.

Существует еще один важный закон, посвященный вопросам актов гражданского состояния. Изучить го можно

Процедура регистрации граждан РФ по месту жительства

Процедура регистрации граждан по месту жительства регламентируется несколькими законами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Жилищный Кодекс России;
  • Законодательный акт, регулирующий право граждан на свободу перемещения по стране;
  • Закон о регистрации;
  • Постановления России, обуславливающие правила постановки на учет и правила снятия с учета.

Согласно положениям нового закона о прописке, процедура оформления граждан по месту жительства следующая:

  • Изначально требуется составить заявление, в котором указать прошение о снятии с учета с предыдущего адреса прописки;
  • Далее следует процедура снятия с учета. Нужно придти в специализированное государственное учреждение с собранным пакетом документов, на основании которых будет составлен листок убытия;
  • После получения листа выбытия необходимо заполнить форму для прописки (самостоятельно или с помощью сотрудника ФМС);
  • Теперь нужно подать пакет документов на регистрацию по новому адресу проживания. Кроме подачи бумаг, нужна обязательная явка в паспортный отдел всех членов семьи старше 14 лет. Если все поданные документы оформлены надлежащим образом (в соответствии с законом), то сотрудник ФМС принимает их и заверяет. По закону, после процедуры заверения пакета бумаг передается начальнику отдела. В компетенции начальника решить через какой период времени будут готовы документы;
  • Придти за готовыми бумагами вправе один из членов семьи, который участвует в процессе перерегистрации по новому месту жительства. Все документы выдаются под роспись получателя.

Срок регистрации

Согласно положениям Федерального Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор адреса пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» для проведения процесса регистрации по новому месту жительства, можно обратиться:

  • в отделение ФМС;
  • к интернет-порталу Госуслуг;
  • в отделение МВД, заменяющее ФМС;
  • в многофункциональные центры;
  • в управляющую компанию по месту прописки;
  • в паспортный стол.

Инстанцию для подачи документов каждый гражданин выбирает самостоятельно. Согласно положениям Федерального Закона № 5242-1, должностные лица регистрационного органа обязаны в течении трех рабочих дней предоставить гражданину паспорт с записью о новом адресе проживания.

Необходимые документы

6-ая статья закона РФ о регистрации граждан РФ содержит список бумаг, требуемых для проведения процесса перерегистрации с одного жилого помещения в другое.

Перечень необходимых документов:

  • Заявление;
  • Удостоверение личности;
  • Бумаги, подтверждающие права на жилое помещение (дом, квартира). Например, контракт об аренде или бумага, свидетельствующая о праве собственности;
  • Листок выбытия;
  • Листок прибытия;
  • Разрешение на регистрацию (разрешение нужно, если гражданин не собственник жилья).

По закону, заявление должно содержать информацию:

  • Наименование учреждения, в которое подается заявление;
  • ФИО заявителя;
  • ФИО владельца жилья;
  • Основания для прописки в данном жилом помещении;
  • Адрес нового жилья;
  • Паспортные данные заявителя;
  • Дата выселения с предыдущего адреса проживания;
  • Подпись собственника жилья.

Скачать образец заявления можно по

Скачать закон

Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит все особенности и нюансы проведения регистрации. При несоблюдении норм настоящего закона, граждане и должностные лица будут привлечены к административной ответственности. Ответственность за несоблюдение правил регистрации указана в Кодексе об Административных нарушениях России.

Ответственность по КоАП РФ:

  • Штраф в размере 2-5 тысяч рублей оплачивается за проживание без регистрации больше недели (7 дней). Для жителей больших городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) штраф составляет 5-7 тысяч рублей;
  • Штраф в размере 3-5 тыс. руб. обязаны оплатить физические лица, предоставляющие свою жилую собственность в аренду лицам без регистрации. А юридические лица — 50-750 тыс. руб. В городах федерального значения сумма штрафа значительно выше, для физических лиц составляет 5-7 тыс. руб., для юридических — 300-800 тыс. рублей.

Чтобы в процессе регистрации по новому адресу не быть привлеченным к ответственности по Административному Кодексу, необходимо знать и соблюдать положения Федерального Закона № 5242-1. Скачать ФЗ о регистрации можно

В каждом регионе России существует регистрационный учет по месту пребывания и месту постоянного проживания граждан. Наша статья посвящена теме регистрации всех категорий граждан, в том числе детей и иностранцев, по месту жительства, вопросам постоянной и временной регистрации в РФ, ответственности за нарушение миграционного законодательства.

В соответствии с Конституцией РФ каждый российский гражданин обладает правом свободы передвижения по территории России (ст. 1 ФЗ №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»). Но при этом, все эти передвижения отслеживаются посредством регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в соответствии с нормами российского миграционного законодательства. В отличие от прописки по месту жительства регистрация несет собой важное значение не только для реализации прав и исполнения обязанностей гражданина, но и для ведения государственной статистики касаемо положения на рынке труда, прогнозирования роста и убыли населения в конкретном регионе и другое. В соответствии со статьей 3 ФЗ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», информирование о месте нахождения является для каждого российского гражданина обязательной нормой, требующей исполнения.

Нарушение сроков или отсутствие регистрации влечет за собой штрафные санкции (ст. 19.15 КоАП РФ), но при этом, гражданин, не имеющий прописки, не может быть лишен прав, гарантированных законами страны.

Виды регистрационного учета граждан

Регистрация граждан бывает двух видов: постоянная по месту жительства и временная по месту пребывания. Их главными отличиями являются временной промежуток и непосредственно место временного или постоянного проживания. Постоянная регистрация граждан предполагает регистрацию гражданина в определенном жилом помещении, которое и будет являться его официальным местом жительства (ст. 20 ГК РФ). В свою очередь, временная прописка является необходимым действием для возможности реализовать свои законные права, к примеру, получить патент для мигрантов, если фактический адрес не совпадает с официальным, указанным в паспорте.

Временная регистрация в РФ необходима в случае пребывания гражданина в определенном регионе свыше 90 дней.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ постоянная и временная прописка допускается во всех видах жилых помещений, в частности, квартира, комната, жилой дом, часть дома или квартиры. Кроме того, временная регистрация в РФ допускается в местах временного пребывания, в частности, в гостиницах, санаториях, апартаментах, лечебных учреждениях. Как временная, так и постоянная регистрация граждан может быть осуществлена на жилой площади собственника с согласия последнего, на основании договора аренды. Арендаторы, временно проживающие в жилом помещении, не имеют права претендовать на обретение права собственности на какую-либо часть квартиры. Временная или постоянная регистрация граждан, а также членов их семей, допускается в муниципальном жилье на основании договора социального найма, при этом не требуется чьего-либо согласия. В приватизированной квартире имеют право на прописку все собственники жилого помещения, а также члены семьи, не участвующие в приватизации. Каждый владелец вправе прописаться сам и обеспечить место регистрации своего ребенка, не достигшего 18-ти летнего возраста. Кроме жилых помещений, постоянная или временная регистрация в РФ допускается в домах, расположенных в дачных обществах. Однако, при этом должны быть соблюдены некоторые условия:

  • дом должен быть официально признан жилым;
  • земельный участок должен располагаться в населенном пункте;
  • данный объект недвижимости должен являться частной собственностью;
  • если дача является единственным местом для проживания гражданина.

Регистрация по месту жительства ребенка меньше 18 лет и не имеющего паспорта допускается только вместе с одним из родителей (или обоими), никакого дополнительного согласия не требуется. Место регистрации ребенка выбирается по соглашению сторон или определяется судом. Для того, чтобы выписать несовершеннолетнего ребенка необходимо будет получить соответствующее разрешение в органах опеки и попечительства. В случае, если регистрация гражданина происходит в квартиру, принадлежащую третьему лицу на правах собственности, от владельца жилой недвижимости требуется предоставление письменного согласия, а в некоторых случаях и личное присутствие. Постоянная регистрация граждан по месту жительства или временного пребывания на территории РФ оформляется штампом в паспорте или отдельным документом с печатью ФМС России (органа государственной власти, отвечающего за регистрационный учет российских и иностранных граждан на территории РФ). Документы на прописку вместе с заявлением подаются:

  • в паспортный стол по месту проживания;
  • в территориальный орган ФМС;
  • в многофункциональный центр (МФЦ);
  • на официальном портале Госуслуг (зарегистрироваться на сайте, подать заявление и копии документов в электронном виде, далее явиться лично в ФМС для получения регистрации).

Документы для постоянной регистрации граждан по месту проживания

Необходимый пакет документов для оформления постоянной регистрации включает в себя:

  • заявление;
  • паспорт, действительный в период подачи документов на прописку;
  • листок убытия (необходим, если гражданин выписался с прежнего места жительства);
  • документ, подтверждающий право на владение жилым помещением (свидетельство о собственности, договор социального найма и т.д.);
  • согласие собственника (всех собственников), в письменном виде при личном присутствии.

Документы, необходимые для временной прописки по месту пребывания:

  • заявление (от имени ребенка, не достигшего 14-тилетия, заявление подписывается и подается законным представителем);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (действующий паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, заграничный паспорт для проживающих за пределами РФ);
  • документ - основание для вселения в квартиру ( , заявление от имени лица, предоставляющее жилье, свидетельство о регистрации права собственности).

Заявление для получения постоянной или временной регистрации оформляется по стандартной форме №6, заполняется собственноручно заявителем, все поданные сведения должны быть заверены личной подписью.

Регистрация по месту жительства или месту пребывания является государственной услугой и оформляется бесплатно.

Какие предусмотрены сроки для временной прописки?

Миграционное законодательство РФ устанавливает определенные сроки для исполнения гражданами обязанности по постановке на регистрационный учет:

  • для оформления постоянной регистрации - 7 дней с момента выписки с прежнего места жительства;
  • для оформления временной прописки - 90 дней с момента пребывания в определенном населенном пункте.

В случае, если гражданин заселяется в санаторий, гостиницу, пансионат и другие подобные учреждения, ответственность за его временную регистрацию по месту пребывания возлагается непосредственно на администрацию организации. Граждане иностранных государств обязаны пройти регистрационный учет в срок не более 7 дней с момента получения на руки гражданства РФ или вида на жительство.

Срок действия временной прописки составляет не более 5 лет.

Ответственность граждан за отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания

Согласно российскому законодательству отсутствие постоянной регистрации у граждан, длительно проживающих по определенному месту жительства, влечет за собой административную ответственность в отношении, как нарушителя миграционного законодательства, так и собственника жилого помещения, где проживает гражданин без прописки. Штраф без регистрации по месту жительства определяется п. 1 и 2 ст. 19.15.1. КоАП РФ и устанавливается в каждом отдельном случае индивидуально, например:

  • от 3 до 5 тысяч рублей - в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
  • от 2 до 3 тысяч рублей - в других городах и регионах России.

Граждане, проживающие на территории чужого города без регистрации более 90 дней, могут быть оштрафованы на сумму от 2 до 5 тысяч рублей. Собственники жилых помещений, в которых проживают граждане с нарушением миграционного законодательства, также штрафуются на сумму от 3 до 5 тысяч рублей, нарушение закона в Москве и Санкт-Петербурге влечет за собой штраф для собственников квартир от 5 до 7 тысяч рублей. Большие штрафы без регистрации по месту жительства ожидают юридические лица, на чьей территории проживают граждане без прописки соответствующего вида. Так, штрафная сумма для регионов России составляет от 50 000 до 757 000 рублей, факт нарушения закона на территории Москвы и Санкт-Петербурга наказывается штрафом в размере от 300 000 до 800 000 рублей. Отсутствие регистрации по месту жительства/пребывания по закону не влечет за собой уголовной ответственности, однако, при обнаружении факта фиктивной прописки, нарушитель может быть наказан по ст. 322.2 УК РФ штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, обязательными общественными работами либо лишением свободы сроком до 3-х лет. Российское законодательство также предусматривает случаи, когда штрафные санкции не могут быть наложены:

  • если гражданин имеет постоянную регистрацию в том же регионе, где он проживает по временному адресу;
  • если гражданин является близким родственником собственника жилого помещения (в частности родные и усыновленные дети).

виктор

Является ли основанием постоянная регистрация несобственника для вынесения судебного решения об изъятии части квартиры в счет его долга по кредиту?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Виктор! Если он не собственник квартиры, то никто не может взыскивать в счет его долга стоимость квартиры. Это является грубым нарушением права собственности хозяина квартиры, а факт прописки должника еще не означает наличия у него права собственности на квартиру.

Николай

Здравствуйте!я и моя семья граждани Казахстана,являюсь собственником квартиры в РФ.Мы с семьей собираемся переезжать в РФ на пмж по программе переселения,могу ли я временно прописать себя и мою семью по месту прибывания для дальнейшего сбора документов на РВП,заранее спасибо

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Николай! Согласно ч. 3 ст. 20 закона о миграционном учете иностранных граждан Вы имеете право прописаться сами в собственной квартире. Но в данной статье ничего не сказано про членов семьи. Поэтому не исключено, что при прописке членов Вашей семьи Вам откажут, так как Вы не можете являться по закону принимающей стороной.

АННА

Добрый вечер, подскажите пожалуйста, могу ли я подать документы на постоянную регистрацию имея только договор купли продажи квартиры или обязательно иметь свидетельство о праве собственнити

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анна! Надо, чтобы Вы были указаны в качестве собственника квартиры в Росреестре. Подтверждением этому является выписка из данного реестра.

Валентина

Здравствуйте! Моя мама и брат купили квартиру. Мама инвалид 1 группы (неходячая). Я ее не могу пописать в приобретенную ими квартиру. В паспортном столе требуют от нотариуса документ на прописку. Какие нужны документы, если она не может сама лично прийти в паспортный стол?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Валентина! Вам надо оформить у нотариуса доверенность и на ее основании от имени матери действовать. Нотариуса можно вызвать на дом, они предоставляют такую услугу.

Лариса

Здравствуйте. Я со своей семьей хочу прописаться в свой домжилой расположенный в СТ, регистрация на постоянное место жительства. С меня требуют снятся с учета с прежнего места регистрации, оба места регистрации находятся в одном населенном пункте. Кроме этих документов:заявление; паспорт, действительный в период подачи документов на прописку; листок убытия необходим, если гражданин выписался с прежнего места жительства; документ, подтверждающий право на владение жилым помещением свидетельство о собственности, договор социального найма и т.д.; согласие собственника всех собственников, в письменном виде при личном присутствии. требуют заявление от имени ребенка, не достигшего 14-тилетия, заявление подписывается и подается законным представителем; и обязательно подача документов только через паспортный стол. Недают ни какой консультации как правильно заполнить бланки, написать заявления. Информация выдается частями, что затягивает сроки подачи документов с последующим штрафом.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Лариса! Обязательно выписываться с прежнего места жительства не требуется. Можно сразу подать документы на прописку по новому месту жительства, причем старая регистрация в этом случае автоматически аннулируется.

Екатерина Гвоздь

Добрый день! Мы выписались из квартиры, после ее продажи, в связи с переездом в Германию, следовательно получили адресные листки убытия, где указано что мы выбыли в страну Германию. В паспортном столе нашего города на вопрос, сколько мы можем находится с этими листками на территории РФ, как-торазмыто обозначили сроки в 3 месяца. Мы открываем визу сейчас на ПМЖ в Германию и возникли некие сложности, в связи с этим сроки немного затянулись, мы решили обратиться в паспортный стол, в другом районе, по факту временного проживания, чтоб уточнить как нам быть со сроками пребывания на территории РФ.Тут нам сказали что нам нужно было прописаться обязательно в течении 7ми дней и требуют с нас штраф по 2000 с каждого члена семьи и временную прописку, но нам не где прописываться, т.к. мы снимаем жилье сейчас, да и не за чем, ведь мы выписались в связи с миграцией в Германию. И мы не понимаем, что нам делатьи нужно ли что то делать вообще, в интернете я нашла информацию, что эти листки убытия срока действияне имеют вообще, а 7 дней, это срок для прописки после прибытия на ПМЖ.Боимся чтоб не было проблем в Консульстве и при Перелете, чтоб не было ни каких штрафов. Как нам быть и правильно поступить? p.s.Адресный листок убытия от 11,04,2018г

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Екатерина! Если на Вас оформили протоколы, то Вам надо оплатить все штрафы. Но если Ваша поездка в Германию откладывается, то Вам надо оформить где-либо временную прописку, так как по закону даже временная прописка должна быть оформлена в течение 7 дней с момента прибытия на временное место жительства.

Екатерина

Добрый вечер, я хотела бы уточнить один вопросне уверена, что это именно к вам, но по идее, законы знаете вы. Вот сам вопрос: у меня сделана регистрация в подмосковье, могу ли я уехать на неделю в Питер, или же с этой регистрацией имею право находится только в Москве и московской области?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Екатерина! Вы можете перемещаться по всей стране. Только, если планируете оставаться где-либо больше 7 дней, то надо оформить временную прописку.

Александр

Здравствуйте Я гражданин Казахстан и хочу получить постоянную прописку в России, в квартире своего отца гражданина России Можно узнать какие для этого нужны документы и что нужно сделать по прибытию в Россию?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! Вам надо представить документы: паспорт, вид на жительство или разрешение на временное пребывание, договор с отцом на право пользования квартирой. Поэтому при прибытии в Россию Вам надо в первую очередь озаботиться получением документов на проживание в стране, а именно вид на жительство или разрешение на временное пребывание.

Павел

Здравствуйте! После продажи принадлежащей мне квартиры в г. Якутске, я снялся с регистрационного учета 17.05.2018г. Пока проживаю у родственников. В июле запланирован переезд на ПМЖ в С.Петербург, где имеется квартира, собственником которой является моя супруга. Нужна ли мне временная регистрация в г. Якутске до отъезда на ПМЖ или можно сразу постоянно зарегистрироваться в июле 2018г. В С.Петербурге? Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Павел! Вы можете сразу постоянно прописаться в Петербурге, но по закону Вы обязаны встать на учет по месту пребывания в Якутске в течение 7 дней после прибытия на данное место.

Ольга

Добрый день, Я гражданка Армении, паспорт у меня армянский. Работаю я в Воронеже и временная регистрация у меня в Воронеже. Меня отправляют в командировку в другой город, сколько я могу,находиться, там без регистрации и по каким документам. Заранее спасибо

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Ольга! Без регистрации Вы можете находится в другом городе не больше 7 суток. После этого Вам надо оформить временную прописку.

Оксана

Здравствуйте. Получила квартиру как сирота спец.найма. В договоре написано: наниматель то есть я обязан зарегистрироваться по месту жительства постоянная регистрация. Но в МФЦ мне сказали что сделают только временную регистрацию. Я позвонила в жилищный фонд где мне сказали что меня обязаны прописать на постоянной основе согласно внесения изменений в постановление от 16.04.2016 г. Скажите пожалуйста что делать если Миграционная служба отказывает мне в постоянной прописке хотя всех моих знакомых до 2018 года прописывали по этим же договорам на постоянной основе-стоит печать в паспорте.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Оксана! Для отказа в постоянной прописке должны быть веские основания. Попробуйте подать снова все документы и дождитесь официального отказа из миграционной службы. После этого данный отказ можно обжаловать в суд или прокуратуру или просто понять, что не так в Ваших документах.

Светлана

Добрый день!Являюсь единственным собственником квартиры во Владимире. Договор купли-продажиТакже со мной постоянно зарегистрирован совершеннолетний сын.Для постоянной регистрации нашего родственника необходимо ли присутствие сына?Разные юристы отвечают по-разному.... Нужно присутствие всех СОБСТВЕННИКОВ, или всех зарегистрированных на этой жилплощади?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Светлана! Для прописки требуется получение согласия только от собственников. Граждане, которые просто прописаны в квартире, не оказывают влияния на принятие собственником решения о прописке другого человека.

Наталья

Добрый день! В нашей семье уже очень давно нерешенный вопрос с моей регистрацией по месту проживания моего супруга, являющегося ответственным квартиросъёмщиком квартиры, в которой мы проживаем с нашим сыном. Помимо мужа и сына в квартире прописана его дочь от первого брака причём её прописала в квартире мама супруга не прописанная в квартире, пользуясь знакомством в паспортном столе, в своё время муж не оспорил данный факт, т.к. в тот момент у нас был новорожденный ребёнок и семейные дрязги были выше всяких сил. В данный момент его дочь, зарегистрированная в квартире мужа, не проживает с нами с июня 2009 года. Недавно она вышла замуж и проживает со своим супругом, более того: имеет в собственности часть квартиры, принадлежащей бабушке маме моего супруга. Родив осенью ребёнка, она прописала его в квартире, ответственным квартиросъёмщиком которой является мой супруг не ставя его в известность, т.е. на жилплощади, которой она не проживает и не оплачивает всё это время. Учитывая, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору соц.найма относятся проживающие совместно с ним супруг, а также дети и родители данного нанимателя по ЖК РФ, то вопрос: может ли супруг на законном основании опротестовать и аннулировать регистрацию внукат.е. не члена семьи, тем более, что ни он ни его мать уже фактически не являются членами нашей семьи и не проживают на данной жилплощади дочь с 2009 г. и не оплачивают её? И можно ли восстановить "статус кво" в части незаконной регистрации самой дочери на данной жилплощади, тем более, что в это же время она была прописана в другом городе у своей бабушки по линии матери? Если данный вопрос всё же имеет законное решение, то на основании каких статейЖК и ГК РФ?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Наталья! Отменить прописку внука не получится, так как по закону мать ребенка имеет полное право прописать его на ту жилплощадь, на которой она сама прописана. В Вашем случае вопрос надо ставить о признании утратившей права пользования жилым помещением дочери супруга от первого брака. Для этого можно использовать ст. 69 ЖК РФ.

Дмитрий Кравцов

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, вот такая ситуация я с семьей проживал в Мурманске и все прописаны и зарегистрированы были там же,после проживания выписались ипереехали в Брянскую область, после снятия с регистрационного учета прошел один месяц мы обратились в паспортный стол что бы сделать временную прописку, на что нам ответили что прописку временную мы должны были сделать в 7-ми. дневный срок после снятия с регистрации, и составили на нас протокол, и сказали что временную прописку сделают только после того как оплатим штраф. штраф 2000р. на каждого выписали, уже оплатили наверное поспешили. Правильно ли это? сразу огромное спасибо Вам.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Дмитрий! Действия сотрудников паспортного стола являются законными и правомерными, так как действительно по закону Вы должны были встать на учет по месту пребывания в течение 7 дней с момента прибытия на новое место жительства.

Игорь

Я собственник нескольких объектов недвижимости. Зарегистрирован в Москве, проживаю в Екатеринбурге, где три объекта недвижимости. Необходима ли мне временная регистрация в Екатеринбурге, если я единоличный владелец объектов жилой недвижимости?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Игорь! В соответствии с формальным требованием законодательства Вы должны оформить постоянную регистрацию по тому адресу, где постоянно или преимущественно проживаете.

Катерина

Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Гражданин Украины имеет РВП и регистрацию по месту жительства сроком действия РВП. Попадает в Краевую больницу и при выписке ему дают квиток о регистрации по месту пребывания с адресом больницы и сроком действия до 6 февраля. Нужны ли какие-либо действия от иностранца после выписки?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Екатерина! Нет, ничего делать не надо. Более того, по закону его могли не регистрировать по месту пребывания в больнице.

Игорь Онилов

Здравствуйте. Я являюсь иностранным студентом гр. Молдовы последнего курса университета, до сих пор временную регистрацию оформлял через университет. Фактически проживаю у родной сестры в Московской области сестра - гражданин РФ, квартира в её собственности. Не могли бы Вы подсказать, есть ли у меня возможность оформить постоянную регистрацию по месту жительства прописку у сестры?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Игорь! Постоянная прописка иностранного гражданина оформляется только при наличии у него ВНЖ или РВП. Во всех остальных случаях оформляется временная регистрация.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

* * *

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Г.Ю.Шарикова

Юрисконсульт

НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"

Одна из важнейших услуг, которую предлагают отделения миграционной службы, заключается в регистрации граждан России. Это проводится либо по месту жительства, либо пребывания. Регистрационный учет существует для того, чтобы каждый гражданин обладал всеми возможностями для реализации своих прав и возможностей.

Временная регистрация в Москве и Московской области

Если определенный гражданин прибыл в жилое помещение, в котором официально не проживает, но в ближайшее время его можно найти именно там и он там собирается временно жить, то нужно обратиться к тем государственным чиновникам, что занимаются вопросами регистрации. Важно учитывать, что для выполнения подобной задачи, можно осуществить подачу электронного заявления на сайт для получения миграционных услуг.

В случае личной подачи документов, необходимо собрать полный пакет справок, свериться с графиком работы инстанций и вручную написать соответствующее заявление (Приложение № 3).

Но когда подобная процедура выполняется в режиме онлайн, то совершенно не нужно находиться в очередях и тратить свое драгоценное время. Достаточно будет только следовать инструкции на сайте.

Установленный порядок регистрации

Паспорт гражданина РФ

По действующему законодательству регистрация обладает двумя целями. В первую очередь, это кается получения полных прав для гражданина: всех условий для использования свобод, которые гарантируются Конституцией.

Вторая цель для оформления регистрационного учета заключается в том, чтобы это лицо исполняло обязанности перед другими гражданами. Это позволяет эффективно вести правоохранительную деятельность таким образом, чтобы каждый человек получил надежную защиту от государства, в частности, от полиции.

Важно учитывать, что сам по себе факт регистрации не создает для гражданина никаких обязанностей. При этом если человек не обладает официальной регистрацией, то это никаким образом не повлияет на его свободу передвижения и не может являться поводом для того, чтобы ограничивать права.

Как гласит Закон, органы, которые регистрируют учет, обязаны только удостоверить желание гражданина в том, где он хочется проживать и в каком месте жительства быть зарегистрирован, заполнив карточку регистрации. По этой причине регистрация несет только разрешительный характер, потому не может ограничивать человека в выборе места жизни.

Суть подобной процедуры только в учете граждан, которые находятся на территории России:

  • носит характер уведомления;
  • отражает факт нахождения гражданина на определенной территории.

По данным, которые передает миграционная служба, становятся понятны следующие цифры. За один год в органы попадают от восемнадцати до двадцати одного миллионов обращений.

Органы регистрационного учета

ФМС России обладает своими территориальными органами по всей стране. Они расположены в каждом населенном пункте:

  • город;
  • поселок;
  • военный городок.

Повсюду имеются органы регистрационного учета. Они располагаются в качестве управлений, отделов и отделений.

Существенные изменения в органах регистрационного учета произошли с 2014. Тогда было принято решение о том, что управлениями регистрационного учета будут являться только территориальные органы.

Лица, занимающиеся вопросами регистрации

Важно учитывать юридическую разницу, поскольку для получения подобной услуги, гражданину нужно обратиться не в органы, а к должностным лицам, что проводят регистрационный учет. Их задача заключается в первичном приеме документов, после чего они предаются в соответствующие инстанции для дальнейшей обработки.

В перечень уполномоченных людей можно отнести и собственников, которые самостоятельно осуществляют управление своим помещением. К ним также можно отнести и товарищества владельцев жилья.

В том случае, если отсутствуют должностные лица, которые несут ответственность за процесс регистрации, данному гражданину нужно обращаться к владельцу этого жилого помещения. После этого он должен заявить в орган, где занимаются вопросами регистрационного учета. Наиболее частым случаем является ситуация, когда гражданин делает обращение в орган, занимающийся регистрационным учетом вместе с официальным собственником жилья.

Как правильно подать заявление с помощью почты?

Самое главное, что нужно учитывать при отправке заявления по почте, необходимость в использовании формы № 1ПР. В этих документах необходимо наличие подписей не только заявителя, но и официального собственника жилья. А также необходимо приложить:

  • копия паспортного документа;
  • справка, на основании которой разрешается временное проживание.

Очень важно, чтобы эти документы обязательно были заверены нотариусом или другим лицом, который несет ответственность за прием и передачу регистрационного учета. Важно учитывать, что если срок регистрации превышает девять месяцев, то к перечисленным выше документам нужно приложить листки по формам №2 и №12П.

После того, как гражданин выполнил все условия для получения административной услуги, он может самостоятельно выбрать, как получить свидетельство о регистрации по месту жительства:

  • выслать по указанному в документах адресу;
  • забрать в отделении.

Как проводится регистрации для граждан, которые не достигли 14 лет?

Каждый день встречаются недопонимания в миграционных службах. Как зарегистрировать на месте проживания ребенка, у которого еще нет официального паспорта? По закону, такие лица являются недееспособными, потому за них должен решить официальный родитель либо опекун, который имеет право на представление интересов ребенка.

В этом случае обязательно нужно присутствие подростка и взрослого человека с документами, что подтверждают их личность. При правильном выполнении процедуры, регистрация займет не больше времени, чем в случае с совершеннолетним гражданином.

Сколько стоит регистрация?

Многие ошибочно считают, что подобная государственная услуга требует существенных финансовых вливаний. Это не так в том случае, если выполняются законодательные нормы. По официальным данным регистрация по месту жительства – бесплатная процедура.

Но в редких случаях потребуется уплата государственной пошлины, или когда нужно оформить документы человеку, находящемуся за пределами Российской Федерации, например, в другой стране. В такой ситуации нужно обратиться в консульство.

Особенности временной регистрации младенцев

Когда в семье рождается ребенок, необходимо сразу же оформить множество документов и в частности потребуется регистрационный учет. По закону, подать заявление о появлении малыша в ЗАГС необходимо не позднее, чем через месяц со дня его рождения.

После того, как сам человек был зарегистрирован, необходимо его официально «поселить». Для этого подается заявление о регистрации по месту жительства ребенка. В этом случае тоже нужно поторопиться с оформлением документов. После получения свидетельства о рождение, дается семь дней, чтобы подать заявление о регистрации по месту жительства.

В той ситуации, когда родители проживают раздельно, часто возникают споры касательно того, на какое место жительство необходимо оформить общее дите. Для этого есть официальная инструкция:

  • руководствоваться семейным кодексом;
  • проконсультироваться с юристом;
  • узнать подробнее в самой инстанции;
  • ознакомиться с гражданским кодексом.
  • законным;
  • устраивать мнения родителей;
  • не противоречить интересам ребенка.

При этом не стоит забывать о том, что если младшего члена семьи не зарегистрировали, как полагается в указанный срок, то ответственность будет лежать только на родителях. Это административное правонарушение, по результатам которого нужно выплатить штраф размером до 2500 рублей.

Контроль по соблюдению правил регистрации

Важно знать, что в любой момент может быть проведена плановая или неплановая проверка соблюдения правил регистрации. Она инициируется сотрудниками МВД. В результате подобной проверки составляются документы о том, что было изъято и какие бумаги проверены на наличие ошибок. После этого делается заключение: соответствует ли норм закона деятельность конкретных сотрудников?

В случае если возникнут определенные несоблюдения правилам, тогда потребуется возбудить дело о правонарушении. В ином случае будут направлены полученные материалы в органы, которые уполномочены принимать решения по данному вопросу.

Снятие с регистрационного учета


Снят с регистрации

Часто встречаются ситуации, когда у человека, выезжающего на постоянное место жительство не в Российской Федерации, появляется возможность официально пройти процедуру снятия с регистрационного учета. В заявлении, которое будет подаваться в орган миграционной службы, необходимо указать государство, куда выезжает человек.

Если проявилась необходимость провести процедуру снятия с учета по месту жительства на территории РФ, а сам гражданин в этот момент находится вне территории России, то тогда необходимо прямо обращаться в ФМС. Дополнительно можно заявить о таком желании в Генеральное консульство.

Это необходимо для того, чтобы засвидетельствовать, что подпись, указанная в документах, точно соответствует той, которой владеет заявитель. Когда отсутствует возможность личного обращения в консульство, тогда подлинность подписи можно удостоверить у местного нотариуса. В результате, останется только проставить на документах апостиль.

Основные способы снятия с учета

Специалисты юридического дела утверждают, что регистрационный учет можно снять, используя одну из двух методик. Это касается, как выполнения процедуры на новом месте жительства, так и на старом.

Главное во втором случае – точное следование инструкции. Для этой цели нужно сначала обратиться к уполномоченному лицу, которое является ответственным за оформление документов в специальные органы, что занимаются регистрационным учетом. Дополнительно важно грамотно составить полный пакет документов:

  • паспорт;
  • адресный листок убытия.

Важно учитывать, что если гражданин еще не достиг четырнадцати лет, то ему запрещается писать заявление самостоятельно. Вместо него этим занимается родитель или опекун, что представляет интересы ребенка.

Только лицо, что занимается процедурой передачи документов в соответствующие органы, имеет право выдавать адресный листок убытия. Это право каждого гражданина, который правильно составил заявление.

В течение семидесяти двух часов после подачи документов, гражданину должны вернуть его паспорт. Там указывается пометка о том, что человек снят с учета. На протяжении следующих 3 дней должностное лицо обязано снять с учета, а за следующие двадцать четыре часа уже внести эту информацию в общую электронную базу информации.

После останется только встать на учет по новому месту жительства. Для этого дается семь дней с той даты, как гражданин прибыл на новое место жительство. Иначе при невыполнении этого требования, данному лицу грозит существенный штраф. В столице его размер не превысит пяти тысяч рублей. А для других городов России не больше 3000.

Если человеку будет более удобно оформить регистрацию уже на новом месте жительства, то инструкция не сильно отличается о той, как при первом случае снятия с учета. Разница заключается лишь в том, что вместо листка убытия, нужно получить в соответствующем органе такую же справку, но о прибытии, заполнив адресной лист прибытия.

Если следовать главным правилам от успешных юристов, применять знания, полученные на сайте УФМС России, то тогда при получении любой административной услуги не возникнет никаких проблем. Достаточно будет только тщательно ознакомиться с действующим законодательством, правильно собрать документы, а также не ошибиться при оформлении заявления и тогда обязательно гражданин получит утвердительный результат.

I. Общие положения

II. Регистрация граждан по месту пребывания

III. Регистрация граждан по месту жительства

I. Общие положения.

1. Настоящие Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются — граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется — регистрационный учет). Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
2. Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.
3. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница — приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом — интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
4. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на органы внутренних дел.
5. Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются — документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

  • паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
  • паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;
  • свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
  • паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

6. Формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Формы статистического учета, порядок обращения документов между органами регистрационного учета и органами статистического учета устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
7. Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в пограничной зоне, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых федеральным законом.
8. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Регистрация по месту пребывания

9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).


10. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

  • с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
  • с собственниками жилых помещений;
  • с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

11. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
12. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных в абзацах втором — четвертом пункта 10 настоящих Правил.
13. Исключен.
14. Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность.
15. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

III. Регистрация по месту жительства

16. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
  • документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его заверенная копия).

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
17. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
18. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
19.Исключен.
20. За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственной пошлине».
21. Исключен.
22. Исключен.

IV. Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства

23. Регистрация военнослужащих осуществляется:

  • по месту их жительства — на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);
  • по месту пребывания — при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения.

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
24. Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном настоящими Правилами.
25. Граждане, проживающие на территории монастырей, храмов и других культовых зданий, регистрируются в порядке, установленном настоящими Правилами, на основании заявления установленной формы и документов, удостоверяющих личность.
26. Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений.
27. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации или подразделения по делам миграции министерств внутренних дел, управлений и главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.
Регистрация вынужденных переселенцев по месту жительства осуществляется на основании документов, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.
28. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
29. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.
Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.

V. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

30. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии.
Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым отказано Федеральной миграционной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации или подразделениями по делам миграции министерств внутренних дел, управлений и главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании уведомления этими органами органов регистрационного учета.
31. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:
а) изменение места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;
б) призыва на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;
в) осуждения к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговора суда;
г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;
д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда.
32. При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами «в», «г», «д», «е» и «ж» пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.
33. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства. В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных по иным документам, удостоверяющим личность, производятся в свидетельстве о регистрации граждан по месту жительства.
34. Исключен.



Просмотров