Реформы Солона. Сисахфия - стряхивание бремени. Деление афинского общества. Совет четырехсот. Реформы солона, клисфена, эфиальта и перикла в афинах Какие разряды населения выделил солон

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

К началу VI века до н.э. борьба между афинским демосом и эвпатридами достигла исключительной остроты. Значительное число крестьян попало в положение батраков, многие за долги попали в личную кабалу, некоторые были проданы за границу. Непрекращающиеся волнения в городе, образование разных группировок создавали реальную угрозу захвата власти с опорой на недовольство нищающих народных масс. В 594 году до н.э. архонтом был избран Солон и наделен особыми полномочиями айсимента для проведения реформ. Это был аристократ по рождению, но разорившийся, затем занявшийся торговлей. Он значительно расширил свой кругозор в путешествиях по дальним странам. Реформы он начал с облегчения экономического положения масс. Им была проведена сисахфия («стряхивание бремени») – отмена долговых обязательств (по видимому, только сделанных под залог земли), которые тяготели над крестьянством. Институт долговой кабалы был уничтожен навсегда, а уже проданные в рабство за долги были на общественный счет выкуплены и возвращены в Афины.

Кроме того, Солоном был проведен ряд экономических мер, чтобы активизировать хозяйственную жизнь Афин: запретил вывоз из Аттики хлеба, разрешил экспорт оливкового масла, способствовал притоку ремесленников и торговцев из других городов, ввел более удобную систему мер и весов. Наиболее важной политической реформой Солона бала тимократическая, по которой все свободное афинское население, исключая неграждан-метеков, в зависимости от величины получаемого дохода было разделано на 4 разряда:

Пентакосиомедимнов, получавших со своих земель 500мер, в совокупности, твердых (зерно) и жидких (вино, масло) продуктов;

Всадников, получавших 300 мер;

Зевгитов – 200 мер и 4)

Фетов – обладавших доходом менее 200 медимнов.

Граждане, принадлежавшие к первым двум классам, могли избирать и быть избранными в любой из органов афинского государства. Граждане 3 класса не могли избираться в архонты. Граждане 4 класса – феты, имели право только избирать. Ареопаг после реформ сохранил за собой лишь функции главного судилища по уголовным делам и общий контроль над всеми другими афинскими органами. Функции управления государством перешли от ареопага частью к экклесии – народному собранию, частью к учрежденному Солоном Совету четырехсот – буле. В него избирались по 100 человек от каждой их 4 фил. Кроме того, был введен народный суд – гелиэя, где могли принимать участие в качестве присяжных и неимущие граждане – феты. В его компетенцию входило принятие отчетов от должностных лиц, а также разбирательство (по апелляции) судебных решений должностных лиц, касающихся как физических насилий и нанесения материального ущерба, так и различных обязательств. Навкрарии становятся при Солоне главными финансовыми органами. Они принимают различные взносы и производят все текущие расходы.

Нововведением чисто политического характера было «требование к каждому гражданину, чтобы он во время волнений и междоусобиц примыкал к одной из борющихся партий легально и открыто. Тот, кто не исполнял этого предписания закона, подвергался атимии, то есть поражению в гражданских правах, а в исключительных случаях – пожизненному изгнанию из города и конфискации имущества». Реформы Солона были первым значительным шагом по пути демократизации афинского полиса. Введением имущественного ценза уничтожились политические привилегии эвпатридов. Теперь главную роль при замещении должностей стала играть не знатность, а имущественное положение.

Реформы Солона существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги (которые тяготели над мелкими земледельцами), установлена ​​свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учрежден новый государственный орган - Совет четырехсот, осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид. Однако социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не достигшие передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение.

Архонт Солон хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, Солон много занимался торговыми операциями и хорошо знал нужды торгово-ремесленных слоев Афин. Будущее Афин Солон видел в общем оживлении экономики, развитии земледелия, распространении ремесленных производств, расширении торговых операций, в создании гарантий для хозяйственной деятельности средних слоев афинского гражданства и торгово-ремесленных элементов, в установлении государственного порядка и привлечении к политической жизни широких слоев населения.

Избранный архонтом с самыми широкими полномочиями, Солон приступил к реализации своей программы по реформированию общественного и государственного строя Афин. Реформы Солона затронули почти все стороны Афинского общества:

Экономические отношения,

Социальную структуру,

Военное дело,

Государственное управление.

Его реформы носили компромиссный характер.

1. Солон не удовлетворил основного требования крестьянских масс: не произвел передела земли. Но он провел реформу долгового права, т.н. сисахфию. Это была одна из важнейших реформ по преобразованию долговых отношений. Прежде всего, были уничтожены все долги, сделанные под заклад земли, т.е. произошло “стряхивание бремени” (заимодавцы для обеспечения долга ставили камни с записями на участках задолжавших крестьян). Одновременно законодательно запрещалось обращение в рабство, т.е. долговая кабала. Все лица, находившиеся в кабале у своих кредиторов, получали свободу, люди, проданные за пределы государства, были выкуплены из рабства и возвращены на родину. На будущее время только государство сохраняло право продавать в рабство своих должников, которые нарушили свои обязательства. Земля была освобождена от столбов, служивших знаками залогов. Снятие долговых столбов, камней и отмена долгового рабства было тяжелым ударом по родовой аристократии, так как именно с помощью этих мер она увеличивала свои земельные владения и закабаляла земледельцев, превращая их в своих зависимых арендаторов. Стремясь укрепить экономическое положение средних земледельцев, Солон ввел ограничения ссудного процента. Эти радикальные меры должны были укрепить экономическое положение основной массы афинских земледельцев, создать некоторые гарантии их общего благосостояния. Вместе с тем отмена долгового рабства имела принципиальное значение для всего дальнейшего развития афинской экономики, так как ориентировала развивающиеся крупные хозяйства (как поместья, так и ремесленные мастерские) не на труд зависимых кабальных соплеменников, а на труд рабов, приобретаемых на рынках или захваченных во время военных кампаний.



2. Принципиальное значение имело введенное Солоном разделение всего свободного коренного населения Афин на четыре разряда, в зависимости от размеров земельного дохода.

I. Лица, получающие 500 медимнов дохода зерном или в жидких (вино, масло) продуктах, были отнесены к самому высокому первому разряду и стали называться пятисотниками (единицей измерения доходов была мера емкости 1 медимн для зерна - 52,4 л).

II. Второй разряд составляли те, кто получал доход в 300 медимнов (их называли всадниками).

III. Граждане третьего разряда, т.н. зевгиты (от дзеугос- упряжка волов, т.е. владельцы упряжки волов) имели 200 медимнов.

IV. Все остальные граждане зачислялись в самый низший, четвертый разряд, где их доход составлял менее 200 медимнов. Их называли фетами.


Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а высшие должности (архонты, члены ареопага) могли занимать лишь представители первого разряда. Представители первого и второго разрядов служили в коннице, избирались на высшие должности, зевгиты призывались в тяжеловооруженную пехоту; фетам был открыт доступ в Народное собрание и суд присяжных (гелиэю), где избирались должностные лица, но сами они ни на какие должности избираться не могли. Феты не были полностью отстранены от участия в осуществлении политической власти.

Теперь не принадлежность к тому или иному роду, а величина частной собственности определяла социальную принадлежность и значимость человека. Деление на родовые филы, фратрии и роды сохранилось, но они потеряли свое прежнее значение.

Реформа Солона - это второй шаг по разрушению кровнородственных связей и созданию государственности .

Права и обязанности граждан стали соизмеряться с их имущественным цензом.

3. Солон создал новый орган государственного управления - Совет четырехсот , ежегодно избиравшийся из граждан первых трех разрядов (по 100 человек от каждого племени - филы), который, во-первых, руководил подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании; во-вторых, разбирал некоторые текущие дела управления.

Повышение роли Народного собрания и учреждения Совета 400 привели к ограничению функций аристократического совета-ареопага.

Создание Совета 400 было уступкой родовой знати, одним из проявлений половинчатости реформ.

Солон сохранил также существовавший ранее ареопаг - оплот родовой аристократии.

Его функции несколько изменились:

Надзор за соблюдением законов;

Контроль за деятельностью Народного собрания.

Совет 400 и ареопаг должны были, по словам Солона, уподобляться двум якорям, предохраняющим государственный корабль от последствий бурь.

4. Солон создал также суд присяжных - гелиэю, который помимо обширной судебной власти, позднее приобрел большое политическое значение в качестве органа, участвовавшего в осуществлении законодательной власти и контролировавшего избрание должностных лиц. В состав членов этого суда были допущены граждане всех четырех разрядов (всего насчитывалось 6000 человек).

Деление населения по имущественному цензу и открытое признание привилегий за имущим сословием означали дальнейшее развитие государственности, а также укрепление всего Афинского государства в целом.

В течение 30 лет установленный Солоном государственный строй сохранялся без изменений, но затем число архонтов было увеличено до 10, причем обусловлено было, что 5 из них будут выбираться от эвпатридов, 3 - от геоморов и 2 - от демиургов.

В 594 г. до н.э. первым архонтом избирается Солон. Хотя Солон и был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких народных масс.

Первой крупной реформой Солона была "сисахфия" (отмена долгового рабства). Задолженность бедняков была аннулирована, продажа несостоятельных должников в рабство впредь воспрещалась, а те, кто был продан за пределы Афин, выкупались за счет государства.

В экономической сфере Солон установил максимальный размер земельных участков, в то же время сделав свободной куплю-продажу земли и ее залог. Для защиты интересов демоса был разрешен вывоз оливкового масла и хлеба за границу.

Однако центральное место в преобразованиях. Солона занимают политические реформы. Прежде всего происходит деление граждан по имущественному (цензовому) признаку вне зависимости от происхождения. В соответствии с новой структурой афинское общество делилось на четыре разряда: пентакосиомедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность; всадники и зевгиты не могли лишь избираться в архонты; феты обладали правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.

При Солоне были образованы Совет четырехсот (буле), куда избирались по 100 представителей от каждого племени, и суд присяжных - ге-лиэя. Возросла роль народного собрания, а роль ареопага уменьшилась, за ним было оставлено право контроля за соблюдением законов и за деятельность народного собрания.

Однако борьба эвпатридов и демоса за.политическое господство продолжалась еще почти столетие. Дальнейшая демократизация афинского общества связана с именем Клисфена.

5. 4. Реформы Клисфена

В 509 г. до н.э. Клисфен осуществил реформы, которые окончательно ликвидировали остатки родового строя. Было изменено административное деление. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии)- городскую, прибрежную и сельскую. Т.о., на смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления, что подорвало влияние племенной знати. Совет четырехсот был заменен Советом пятисот, куда вошли по 50представителей от десяти фил. Клисфеном был образован еще один новый орган - коллегия стратегов.

Для защиты новой политической структуры от попыток реставрации Клисфеном был введен институт "остракизма" (т.н. суд черепков). Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, кто представлял, по его мнению, опасность для существующего строя. Если одно и то же имя упоминалось тысячу раз, то этот человек подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества.


Реформы Солона:

  1. сисахфия - долговая реформа , которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.
  2. установление максимального размера земельного владения . В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли. Разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
  3. цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.
  4. провозглашалась свобода завещаний.
  5. закреплено деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку: класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупнос­ти сухих и жидких продуктов со своей земли); класс всадников (по­лучающих 300 мер); зевгитов (200 мер); фетов .
  6. создан новый судебный орган – гелиэя , в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Расширены функции народного собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя - суд присяжных.
  7. учрежден новый орган управления - Совет четырехсот , избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.

    Сове́т четырехсо́т
  • (греч. τετρακόσιοι), олигархический совет в Афинах. Может быть, еще со времен Кимона началось учреждение тайных обществ (ἑταιρίαι, см. Гетерии), в которых собирались недовольные политическим строем государства с целью его ниспровержения. Процесс гермокопидов и комедии Аристофана ясно свидетельствуют о сильном недоверии правящей партии к этим обществам. После неудачного исхода сицилийской экспедиции необходимость привела государство к назначению пробулов, при этом ясно проявилось стремление уничтожить демократию.
  • Алкивиад, бежав из Спарты к Тиссаферну, вступил в переговоры с афинским флотом при Самосе и обещал поддержку персов с условием, что в Афинах, где во главе правления стоял его заклятый враг Андрокл, будет учреждена олигархия. Среди начальников флота олигархического направления были Фриних и Пейсандр (см. сл.), оба пользовавшиеся дурной славой во многих отношениях. Первый из ненависти к Алкивиаду отклонил его предложение; Пейсандр же отправился в Афины, чтобы передать там условия Алкивиада. Он объединил все гетерии для совместных действий и был уполномочен вести переговоры с Алкивиадом и Тиссаферном. Хотя эти переговоры почти не имели успеха, однако при вторичном прибытии в Афины в апреле 411 г. до н. э., после того как на нескольких островах ему удалось ввести олигархическое правление, Пейсандр добился того, что по народному решению несколько демократических учреждений было уничтожено, народное собрание (ἑκκλησιαστικόν) отменено и вместо прежнего совета из 500 членов был назначен новый совет из 400 членов. Члены С. ч. под руководством проэдров сами дополняли свой состав, пользовались неограниченной властью и по своему усмотрению созывали народное собрание из 5 тысяч граждан. Это правительство начало переговоры со Спартой; но ожидания, под влиянием которых народ согласился на все перемены - выгодный мир или помощь от персов, - не сбылись. Скоро и среди олигархов возникли раздоры: одни, напр., Фриних, Пейсандр, Антифонт, замышляли предать Афины Спарте; другие, такие, как Ферамен, Аристократ и пр., были склонны примириться с народом. Эвбея отделилась; тогдашние начальники флота при Самосе, особенно Фрасибул и Фрасилл, стояли за демократию, Алкивиад, никогда не думавший серьезно об олигархии, был призван и поставлен во главе правительства. При таких угрожающих обстоятельствах С. ч. был свергнут народом после 4-месячного существования: Фриних был убит, Антифонт - казнен, остальные бежали к спартанцам в Декелею. Прежний совет был восстановлен, но отмену жалованья экклесиастам не упразднили, и народное собрание из 5 тысяч граждан продержалось еще некоторое время; точно так же были сохранены некоторые другие реформы.

Вторым важным органом являлся совет пятисот. Он состоял из 500 членов, избранных по жребию по 50 человек от каждой филы на один год из числа граждан, достигших 30 лет. Совет представлял собой постоянную рабочую комиссию верховного органа власти - народного собрания. Он занимался предварительным рассмотрением дел, выносимых на рассмотрение народного собрания. Без предварительного обсуждения в совете ни одно предложение не могло быть сделано в народном собрании. Совет также заботился о приведении в исполнение постановлений народного собрания.

Совет пятисот являлся самостоятельным высшим исполнительным органом. Деятельность его простиралась на все отрасли государственного управления. Он проводил докимáсию - проверку кандидатов на те или иные должности, контролировал деятельность должностных лиц и мог привлекать их к ответственности; заботился о флоте и армии, о постройке и снаряжении новых судов, имел надзор за общественными постройками; заведовал внешними связями с другими государствами, принимал и предоставлял послов народному собранию, выслушивал доклады афинских послов; заведовал государственными финансами. Совету предоставлялось участие в законодательстве и отчасти судебная власть. Он решал менее важные дела тайным голосованием, имел право присуждать лишь к штрафу на определённую сумму до 500 драхм. Более же важные дела он предлагал на решение народного собрания или гелиэи.

Совет пятисот по своей многочисленности не мог быть пригодным для быстрого решения текущих дел. Поэтому для непрерывного решения текущих дел совет выделял из своей среды постоянный исполнительный комитет в составе пятидесяти человек из одной филы. Он заведовал делами в течение 1/10 части года, так как греческий год состоял не из двенадцати, а из десяти месяцев. Этот отрезок времени дежурства назывался притáнией, а дежурных советников называли притáнами. Пританы заведовали текущими делами, готовили предложения для внесения в совет, созывали собрания совета и народные собрания и руководили ими.

Гелиэя

Важным органом Афинского государства являлась гелиэ’я, народный суд присяжных, учреждённый Солоном. Она состояла из 6 тысяч присяжных, избиравшихся ежегодно по жребию по 600 человек от каждой филы из числа граждан не моложе 30 лет. Она делилась на 10 судебных палат - дикастéрий, по 500 членов в каждой. Причём заседать могла и не целая палата (например, 200 или 400), а в важных делах соединялись несколько палат. Гелиэя рассматривала важнейшие дела, в том числе дела о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Она также являлась апелляционной инстанцией по делам, рассматриваемым в других судах. Решения гелиэи не подлежали обжалованию. Заседания гелиэи являлись гласными, проводились в присутствии публики. Процесс был состязательным: судьи выслушивали истца, ответчика, свидетелей и путём тайного голосования выносили приговор. В процессе отсутствовал прокурор, защитник. Каждый обязывался выступать сам, но в случае необходимости мог заказать речь профессиональному оратору и выучить её. Дело считалось решённым, если за приговор подавало голос более половины членов дикастерия. Наказания включали штраф, конфискацию имущества, лишение политических прав (например, осуждённому запрещалось занимать государственные должности), изгнание, смертную казнь (удар дубиной по голове осуждённого, сбрасывание осуждённого в пропасть, отравление чашой с ядом - цикутой).

Судьи сразу, не совещаясь друг с другом, не обосновывая мотивы своего решения, приступали к голосованию. В помещение суда вносили и ставили рядом друг с другом два сосуда: один символизировал собой защиту, а другой - обвинение. Судьи по очереди подходили к этим урнам. В руке у каждого имелся обычный камешек, который судья бросал по желанию в ту или другую из них. Чтобы волеизъявление носило действительно тайный характер, чтобы нельзя было подсмотреть, как голосует каждый член гелиэи, горлышки обоих сосудов накрывались сверху большой воронкой, расширяющейся частью вниз. Судья просовывал руку в узкий проём воронки, и куда он после этого опускал камешек, никто, кроме него, не знал.

Затем камешки высыпали и подсчитывали. Большинство голосов определяло приговор. Если обвиняемого оправдывали, его отпускали и процесс завершался. Но если признавалась его виновность - суд продолжался и определял меру наказания. По большинству преступлений эта мера не предписывалась законом, а оставлялась на усмотрение гелиэи. И все начиналось заново. Обвинитель призывал судей наказать преступника как можно суровее. Обвиняемый, выбирая для себя наказание, просил что-нибудь помягче. Судьи голосовали покрытыми воском деревянными дощечками. Каждый из судей проводил по воску ногтем длинную черту, если он поддерживал кару, предложенную обвинителем, или короткую - если он был на стороне обвиняемого.

Гелиэя являлась не только судом, но обладала такими полномочиями, которые ставили её в некоторых случаях даже выше народного собрания. Она обладала правом отмены законов, принятых народным собранием. Решающий голос по вопросу о принятии нового закона принадлежал номофéтам, избиравшимся из состава гелиэи. Всякое постановление народного собрания могло быть обжаловано, как противозаконное, перед гелиэей и по её решению отменено. Причём его автор подвергался уголовной ответственности. Благодаря докимасии - испытанию кандидатов на должность, гелиэя имела влияние на назначение должностных лиц. Они в случае отрешения от должности народным собранием или по сдаче отчёта, перед ней же подлежали ответственности.



Просмотров