Разработка рекомендаций по совершенствованию организации и деятельности органов опеки и попечительства с недееспособными гражданами. Методические рекомендации по организации деятельности органов опеки и попечительства в части выявления несовершеннолетних

Предлагаем при органах опеки и попечительства создавать общественный орган, в котором обязательно представительство общественных организаций, занимающихся проблемами лиц с ограниченными возможностями здоровья, опекунов недееспособных граждан.

Такой орган может выполнять функции независимого эксперта в помощь органу опеки и попечительства при принятии решений в отношении недееспособных граждан.

Например, орган опеки и попечительства, принимая решение о помещении недееспособного гражданина под надзор в психоневрологический интернат, запрашивает мнение общественного органа при отказе недееспособного гражданина жить в интернате и желании продолжать жить в своей квартире при поддержке социальных служб. Общественный орган, исследовав все обстоятельства, может выразить свое мнение о целесообразности принятия того или иного решения: предоставить возможность лицу жить в квартире, организовать необходимую поддержку, искать опекуна или альтернативные психоневрологическому интернату варианты проживания, содействовать в получении необходимой медицинской помощи, или вследствие того, что гражданин наносит вред себе и другим стоит ставить вопрос о недобровольном помещении в психоневрологический интернат. Другой пример: при жизни опекуна недееспособный гражданин проживал в негосударственной организации, предоставляющей социальные услуги (например, социальная община). После прекращения опекунских функций (смерть, болезнь, иное) орган опеки должен решить, где далее будет проживать недееспособный гражданин: в государственном психоневрологическом интернате или в той же негосударственной организации. Общественный орган может высказать свое мнение по этому вопросу, учитывая мнение недееспособного гражданина, его бывшего опекуна, сравнить возможности негосударственной организации и государственного интерната по социальному обслуживанию, финансовую сторону вопроса. Это необходимо в данной ситуации, прежде всего потому, что самому государственному органу сложно, в случае такой необходимости, преодолеть государственную монополию на стационарное социальное обслуживание населения.

Общественный орган должен быть правомочен рассматривать любые вопросы опеки над недееспособными лицами как по запросу органов опеки и попечительства, опекунов, организаций, оказывающих социальные услуги, недееспособных граждан, так и других заинтересованных лиц. Функционирование общественного органа делает более открытой деятельность органов опеки и попечительства. Учет мнения общественного органа снимает субъективность в принятии важнейших для недееспособного человека решений. Кроме того, общественный орган сможет при необходимости обращаться в органы прокуратуры для защиты прав недееспособного гражданина.

Все эти возможности, которые предоставляет общественный орган, очень важны, поскольку при организации жизни человека мало соблюсти его законные интересы, необходимо учесть и его личные предпочтения, которые могут противоречить взглядам конкретного сотрудника органов опеки и попечительства.

Одной из задач опеки является, в том числе, сохранение имущества недееспособного гражданина. Однако для недееспособных граждан на первый план выходит оптимальное управление имуществом в целях обеспечения достойного уровня их жизни (например, сдача квартиры, дачи в аренду и расходование этих средств на необходимые (или желаемые недееспособным гражданином услуги, товары).

Задачи органов опеки и попечительства предлагается дополнить и задачей по оказанию содействия опекунам и попечителям. Создание системы содействия, поддержки опекунам со стороны органов опеки и попечительства в исполнении их опекунских функций будет способствовать снижению боязни людей ответственности, бремени, которые несет принятие на себя опекунских функций.

На сегодняшний день численность недееспособных граждан, стоящих на учете в органе опеки и попечительства 1214 человек. В сравнении с другими городами - это огромные цифры. Все бремя ответственности по работе с недееспособными гражданами ложится на плечи двух специалистов.

Для своевременного и качественного обслуживания и предоставления помощи, социально-правовой защиты данной категории граждан необходимо ввести ставки технических работников, которые могли бы осуществлять проверки исполнения опекунами своих обязанностей, проводить проверки жилищно-бытового устройства недееспособных и др. В г. Кирове сложилась определенная структура взаимодействия органов опеки и попечительства. Недееспособные граждане подведомственны Департаменту здравоохранения, оформлением в психоневрологический дом-интернат недееспособных граждан занимается Департамент социального развития населения, проблемы несовершеннолетних инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, решаются Департаментом образования. Мы думаем, что для более слаженной работы, устранения разобщенности по вопросам охраны прав инвалидов, недееспособных, детей, детей, оставшихся без попечения родителей, было бы неплохо создать отдельный Департамент опеки и попечительства.

Большая часть опекунов вынуждена жить под одной крышей со своими подопечными, так как опекунами являются родственники больных людей. С годами, проведенными в постоянном уходе, помощи больному, у любого человека возникает потребность в отдыхе, при этом подопечного не оставишь дома одного.

Предлагаем создать специализированный дом-отдыха, с медицинским персоналом по профилю заболевания, состоящий из двух отделений. Первое отделение для опекаемых, второе отделение для опекунов. Отделения будут включать в себя комнату реабилитации для занятия с отдыхающими вокалом, танцами, залы ЛФК, современной арт-студией, где все желающие смогут найти себе занятие по душе.

Даже кратковременный отдых помог бы восстановить силы опекунам, дал возможность общения с родственниками недееспособных, как с людьми со схожими проблемами. Случаи снятия с себя опекунских обязанностей со стороны опекунов должны сократиться, и ряды одиноких недееспособных не будут пополняться с такой скоростью, как это происходит сейчас.

Потребность в создании данного сообщества в настоящее время имеется. При положительном решении данной проблемы расширятся возможности в общении, улучшатся социальные и коммуникативные навыки недееспособных граждан, появится возможность очертить круг проблем и заявить о себе. Общество недееспособных граждан и их опекунов можно сделать на подобии общества инвалидов. Включить сюда культурно-досуговую деятельность, реабилитационную деятельность, помощь со стороны благотворительных организаций.

«Жилье под защитой» - одна из форм социальной реабилитации хронически психически больных. Среди психически больных имеется группа лиц, которая в связи с длительным хроническим течением заболевания утрачивает социальные связи, лишается социально-бытового устройства, попадая в категорию лиц без определенного места жительства. С другой стороны, положения Закона РФ «О психиатрической помощи» запрещают без согласия больного при отсутствии показаний для недобровольной госпитализации содержание его в психиатрической больнице, тем более длительное.

Одним из форм адаптации таких лиц в социальном обществе являются различные варианты так называемого «жилья под защитой». В таком жилье проживают лица, выписанные из психиатрического стационара с нарушенными социальными связями и не имеющие возможности автономного проживания в обществе. Основными задачами такой формы адаптации являются:

  • · размещение психически больных и обеспечение их жильем;
  • · организация «промежуточного места жительства»;
  • · оказание медико-социальной помощи;
  • · трудоустройство и организация досуга больных;
  • · оказание помощи в защите законных интересов.

КОКПБ им. В.М.Бехтерева планирует в качестве «жилья под защитой» использовать жилье недееспособных пациентов, которые находятся на стационарном лечении, не подлежащие выписке или переводу в дом-интернат, и не имеющие опекунов, законными представителями которых является администрация больницы. При использовании жилой площади арендная плата за квартиру будет поступать на счета недееспособных пациентов. Проживание лиц по программе «жилье под защитой» (в том числе содержание квартиры) будет контролироваться амбулаторной психиатрической службой совместно со службой социальных работников больницы.

В этой программе видны свои плюсы и минусы. Для сохранения общественной безопасности и правопорядка в городе предоставление промежуточного жилья пациентам, страдающими психическими заболеваниями стало бы важным и чрезвычайно полезным мероприятием. В городе снизился бы показатель преступности. Недееспособные могли бы иметь возможность дополнительного дохода за аренду своей недвижимости. Денежные средства по разрешения органа опеки и попечительства могли бы расходоваться на достойное качественное проживание недееспособного.

Минусы возможны в системе контроля за имуществом недееспособных и оказания помощи пациентами в нем проживающих. Негативное отношение общества к инвалидам, страдающими психическими заболеваниями, затрудняет реализацию данной программы. Зачастую соседи не всегда довольны таким соседством. Необходим еще длительный промежуток времени, чтобы люди оставили предрассудки в отношении инвалидов, страдающих психическими заболеваниями в прошлом.

граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или

попечительства, а также подбора и подготовки граждан, выразивших

желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних

граждан

Выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, а также подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, относятся к полномочиям органов опеки и попечительства.

В некоторых случаях (отсутствие или недостаточность у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возмож­ностей) органы опеки и попечительства делегируют следующие полномочия образовательным , медицинским и прочим организациям, оказывающим со­циальные услуги:

выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установле­нии над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;

подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, остав­шихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установлен­ных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - полномочия).

Орган опеки и попечительства вправе возложить на организацию осуществление как всех полномочий, так и одного из них.

Для проведения отбора организаций органам опеки и попечительства необходимо:

1. Разместить в региональных (местных) печатных средствах массовой информации , в которой указываются:

Наименование и адрес организатора отбора организаций;

Место подачи заявления на участие в отборе организаций;

Перечень документов, представляемых для участия в отборе организаций;

Показатели деятельности организаций, на основании которых будет осуществляться их отбор;

Контактная информация.

2. Осуществлять прием и учет заявлений и прилагаемых к ним документов от организаций.

В заявлении в произвольной форме указываются сведения об учредителе (учредителях) организации, полное наименование организации, ее юридический и почтовый адрес, адрес электронной почты, официального сайта в сети Интернет (при его наличии), основные направления деятельности организации.

К заявлению прилагаются:

Согласие учредителя (учредителей) на участие организации в отборе организаций и возложение на организацию полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства;

I . Выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.

На основании устных и письменных обращений юридических и физических лиц, поступивших в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей, организация проводит обследование условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) организации в течение трех дней со дня получения сведений. При проведении обследования выявляются:

Уровень обеспечения основных потребностей ребенка (состояние здоровья, внешний вид, социальная адаптация, воспитание и образование, обеспечение безопасности, удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка);

Семейное окружение ребенка (состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком, отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер);

Жилищно-бытовые и имущественные условия;

Структура доходов семьи;

Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка.

В ходе обследования целесообразно использовать такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

По результатам обследования в течение 3 дней организация оформляет акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи по установленной форме. Акт подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом и утверждается руководителем организации. Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения. Копия акта обследования направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней (Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации).

При выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии ро­дительского попечения над ребенком, организации необходимо в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения.

Орган опеки и попечительства, получивший указанную информацию, вносит в установленном порядке сведения о несовершеннолетнем гражданине в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего гражданина до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство либо в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

II . Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан.

Организация через средства массовой информации информирует граждан о возможности стать опекунами и ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, собирает и представляет в организацию пакет документов, включающий:

заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление);

справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);

выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

справку органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

Медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

Копию свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

Письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

Справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе);

Документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном, в порядке, установленном настоящими Правилами (при наличии);

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Документы передаются организацией в орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления для принятия решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) либо об отказе в назна­чении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном).

Организация осуществляет подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами, на безвозмездной основе.

При подготовке кандидата в замещающие родители специалисты организации должны:

Ознакомить его с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации;

Организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний;

Обеспечить психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.

В целях подготовки кандидатов в замещающие родители и профессионального сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей, лишенных родительского попечения, на территории края развивается служба психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей.

В крае работает три центра психолого-медико-социального сопровождения (краевой «Семья плюс», окружные - Крутихинский и Рубцовский).

В настоящее время в крае разработан ряд методических пособий по подготовке кандидатов в замещающие родители, включающих программу подготовки, пакет контрольных заданий, педагогический портфель для родителей, методические рекомендации для специалистов опеки и попечительства по подготовке кандидатов в замещающие родители. Граждане, осуществляющие подбор ребенка для принятия в свою семью, имеют возможность пройти подготовку по одной из трех форм: очная, заочная или дистанционная.

1. Федеральный закон -ФЗ «Об опеке и попечительстве».

2. Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ «О реализации постановления Правительства РФ ».

4. Приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи «Об утверждении трех форм подготовки кандидатов в замещающие родители в Алтайском крае».

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство .

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, - сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

В девяти российских регионах сироты, которые имеют право на бесплатное жилье, ожидают его более 20 лет. Об этом говорится в отчете, опубликованном на сайте Счетной палаты.

Член Eurochild, Флоренс Кёндеринк рассказывает, как COVID-19 может повлиять на детей, находящихся в системе альтернативного ухода (в интернатных учреждениях).

Уже шесть лет Владимир Голотюк проживает с семьей в Детской деревне SOS в поселке Томилино. Они с супругой Еленой воспитывают троих родных и пятерых приемных детей. Эта благотворительная организация появилась в Подмосковье 23 года назад и с тех пор дает возможность детям, оставшимся без родителей, жить хоть и в приемных, но семьях.

ПРАВИЛА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПРОВЕРКИ

УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОПЕЧНЫХ, СОБЛЮДЕНИЯ

ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОПЕЧНЫХ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ

ИХ ИМУЩЕСТВА, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕКУНАМИ

ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ ТРЕБОВАНИЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

СВОИХ ПРАВ И ИСПОЛНЕНИЮ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее - подопечные), соблюдения опекунами или попечителями (далее - опекуны) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

2. В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - проверки).

3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

4(1). При помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот), под надзор на период до его устройства на воспитание в семью плановая проверка проводится в виде посещения ребенка в организации для детей-сирот:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор;

б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор.

5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

6. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.

7. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного.

8. По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - акт проверки условий жизни подопечного) по форме , устанавливаемой Министерством просвещения Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В акте проверки условий жизни подопечного указываются:

а) оценка соблюдения прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества;

б) оценка соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

10. При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются:

а) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;

в) предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости).

11. Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну или в организацию для детей-сирот в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

по организации деятельности по опеке над совершеннолетними недееспособными гражданами

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях организации
деятельности территориального органа Министерства труда и социального развития
Омской области (территориальный орган) по опеке над совершеннолетними
недееспособными гражданами (подопечные).

Отношения, связанные с осуществлением деятельности по опеке над совершеннолетними недееспособными гражданами, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (Закон № 48-ФЗ), Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ).

2. В соответствии со статьей 2 Закона № 48-ФЗ:

опека - это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия);

недееспособный гражданин - это гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 ГК РФ.

Статьей 29 ГК РФ предусмотрено, что гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Порядок признания гражданина недееспособным регулируется главой 31 ГПК РФ.

3. Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического
расстройства согласно части 1 статьи 281 ГПК РФ может быть возбуждено в суде на
основании заявления:

Членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер)
независимо от совместного с ним проживания;

Органа опеки и попечительства;

Психиатрического или психоневрологического учреждения.
Территориальный орган обращается в суд с заявлением о признании

гражданина недееспособным или ограничено недееспособным только в отношении совершеннолетних одиноко проживающих граждан, не имеющих членов семьи, близких родственников либо если сведения о них неизвестны.

Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства данного гражданина, а если гражданин помещен в психиатрическое или психоневрологическое учреждение, - по месту нахождения этого учреждения (часть 4 статьи 281 ГПК РФ).


В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий или руководить ими (часть 2 статьи 282 ГПК РФ).

Заявитель освобождается от уплаты издержек, связанных с рассмотрением заявления о признании гражданина недееспособным (часть 2 статьи 282 ГПК РФ).

Для решения вопроса о признании гражданина недееспособным, для определения его психического состояния судом назначается судебно-психиатрическая экспертиза.

Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства (часть 2 статьи 285 ГПК РФ).

4. Основанием для подготовки распоряжения об установления опеки и
назначения совершеннолетнему гражданину опекуна является поступившее в
территориальный орган решение суда, которым гражданин признан недееспособным
(статья 285 ГПК РФ, статья 29 ГК РФ).

Частью 2 статьи 34 ГК РФ предусмотрено, что суд в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным сообщает об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

5. В течение месяца с момента получения решения суда о признании
гражданина недееспособным территориальным органом по месту жительства лица,
нуждающегося в установлении над ним опеки, над ним устанавливается опека и
назначается опекун (часть 2 статьи 11 Закона № 48-ФЗ).

Опекун назначается с его согласия или по его заявлению в письменной форме (часть 2 статьи 11 Закона № 48-ФЗ).

В случае если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки, в течение месяца не назначен опекун, исполнение обязанностей опекуна временно возлагается на территориальный орган по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства (часть 2 статьи 11 Закона № 48-ФЗ).

6. Для назначения в качестве опекуна гражданин предоставляет заявление в
письменной форме (приложение № 1) и анкету (приложение № 2).

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане (часть 2 статьи 35 ГК РФ).

Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами перед всеми другими лицами (часть 5 статьи 10 Закона № 48-ФЗ).

При назначении опекуна или попечителя должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а также желание подопечного (часть 3 статьи 35 ГК РФ).


Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (часть 2 статьи 35 ГК РФ).

Опекуны не назначаются подопечным, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги (часть 4 статьи 35 ГК РФ).

Территориальный орган осуществляет проверку сведений о личности опекуна, запрашивая сведения о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях (часть 2 статьи 10 Закона № 48-ФЗ).

7. Сведения о личности предполагаемого опекуна, доверительного
управляющего, полученные органом опеки и попечительства, относятся в
соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" к персональным
данным граждан (часть 4 статьи 10 Закона № 48-ФЗ).

8. Опека устанавливается распоряжением территориального органа
(приложение № 3). В распоряжении территориального органа решается вопрос о
назначении опекуна, а также может быть указан срок действия полномочий опекуна
или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление
определенного события.

Опекуну письменно разъясняются права и обязанности, предусмотренные статьей 15 Закона № 48-ФЗ, статьями 31, 36, 37 ГК РФ, а также ответственность, предусмотренная статьей 26 Закона № 48-ФЗ.

9. Согласно части 5 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации об
установлении опеки и попечительства территориальный орган обязан сообщить в
налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 5 дней со дня принятия
соответствующего распоряжения (приложение № 4).

Кроме этого, частью 4 статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой, направляются территориальным органом в орган по государственной регистрации в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства (приложение № 5).

10. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным
движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с
управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении
таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои
полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в
доверительное управление (часть 1 статьи 38 ГК РФ).

Решение о заключении договора доверительного управления имуществом заключается по согласованию с Министерством труда и социального развития Омской области.

И. Опекун обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента назначения (часть 1 статьи 18 Закона № 48-ФЗ).


Опись имущества подопечного (приложение № 6) составляется территориальным органом в присутствии опекуна, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел (часть 2 статьи 18 Закона № 48-ФЗ).

Опись имущества подопечного составляется в 2-х экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства (часть 1 статьи 18 Закона № 48-ФЗ).

При необходимости, если этого требуют интересы подопечного, опекун незамедлительно обязан предъявить в суд иск об истребовании имущества подопечного из чужого незаконного владения или принять иные меры по защите имущественных прав подопечного (часть 4 статьи 18 Закона № 48-ФЗ).

12. Обязанности по опеке исполняются опекунами безвозмездно (часть 1
статьи 16 Закона № 48-ФЗ).

Опекуны обязаны заботиться о содержании своих подопечных, обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы (часть 3 статьи 36 ГК РФ).

Опекуны обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства (часть 2 статьи 36 ГК РФ, часть 5 статьи 15 Закона № 48-ФЗ).

При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности, в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна в отношении подопечного (часть 6 статьи 15 Закона № 48-ФЗ).



Просмотров