Размеры вымпела флага речных судов. Особенности порядка подъема флагов и вымпелов при нахождении судна в море и во внутренних водах иностранных государств. Глава ii. государственный флаг, флаги и вымпелы

1. Флаг Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, вымпел руководителя Службы и вымпел морских и речных судов, используемых Службой для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта (далее соответственно - флаг, вымпел судов), являются официальными символами, указывающими на принадлежность к Службе.
2. Флаг устанавливается в кабинетах руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместителей, а также в зале коллегии Службы.
3. Флаг вывешивается на зданиях, занимаемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.
4. Флаг поднимается в местах официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.
5. В дни траура флаг приспускается до половины мачты (флагштока). При размещении флага на древке траурные ленты прикрепляются к древку.
6. При одновременном использовании Государственного флага Российской Федерации и флага последний располагается с правой стороны, если стоять к ним лицом. Размер флага не должен превышать размер Государственного флага Российской Федерации.
7. Изображение флага допускается на печатной, рекламно-информационной и сувенирной продукции, издаваемой (изготавливаемой) по заказу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов.
8. Вымпел руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является официальным должностным отличительным символом.
9. Вымпел руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта поднимается на судах, используемых Службой для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта, при нахождении на них руководителя Службы.
10. Вымпел судов поднимается на судах, используемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта.
11. Иные случаи использования флага, вымпела руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и вымпела судов определяются Министром транспорта Российской Федерации.

Описание флага Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Флаг Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - флаг) представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета - цвета флага Министерства транспорта Российской Федерации. По нижнему и верхнему краям полотнища флага расположены полосы синего цвета, ширина которых составляет по одной восьмой ширины полотнища.
В крыже расположено изображение Государственного флага Российской Федерации. В центре правой половины полотнища расположена цветная эмблема Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Ширина полотнища составляет две трети его длины. Длина и ширина изображения Государственного флага Российской Федерации составляют одну вторую длины и ширины полотнища соответственно. Высота эмблемы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта составляет три пятых ширины полотнища, ширина этого изображения составляет одну треть длины полотнища. Эмблема Федеральной службы по надзору в сфере транспорта расположена на расстоянии одной двадцатой ширины полотнища от нижнего и правого краев полотнища.

Описание вымпела руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Вымпел руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта представляет собой полотнище в виде равнобедренного треугольника голубого цвета с соотношением ширины и длины, составляющим один к трем.
Посередине полотнища от фаловой кромки к вершине расположена полоса синего цвета, ширина которой составляет одну шестую длины фаловой кромки вымпела.

Описание вымпела морских и речных судов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта
Вымпел морских и речных судов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта, представляет собой полотнище в виде равнобедренного треугольника голубого цвета с соотношением ширины и длины, составляющим один к трем, окаймленного с двух сторон полосой синего цвета, ширина которой составляет одну восьмую длины фаловой кромки вымпела.
В центре вымпела на расстоянии, равном одной двенадцатой его длины, изображена цветная эмблема Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, размер которой составляет одну вторую длины фаловой кромки.

На флоте чтят традиции, соблюдают давние ритуалы и дорожат символикой. Всем известно, что главным флагом является Андреевский стяг, гордо развевавшийся на мачтах и грот-стеньгах еще первых императорских парусных кораблей петровского флота. Однако не все знают, что уже тогда существовали и другие морские флаги, различавшиеся по функции и информативной направленности. Такое положение действует и сегодня.

Рождение Андреевского флага

Создавал Петр Великий, он же позаботился и о его символах. Первые морские флаги он рисовал самолично и перебрал несколько вариантов. В основе выбранной версии лежал «косой» Андреевский крест. Именно этот вариант, ставший восьмым и последним, прослужил до Октябрьской революции 1917 года. Осененные крестом св. Андрея Первозванного, российские корабли одержали многие победы, а если и терпели поражения, то слава о героизме моряков пережила поколения и сияет поныне.

Святой Андрей Первозванный

Причина, по которой был выбран именно этот символ, имеет глубокий смысл. Дело в том, что первый ученик Христа Андрей Первозванный, брат апостола Петра, считается одновременно и покровителем мореходов (сам он был галилейским рыбаком), и Святой Руси. Он в своих странствиях посещал в числе многих других городов и Киев, и Великий Новгород, и Волхов, проповедуя веру христианскую. Апостол Андрей принял мученическую смерть на кресте, при этом палачи его распяли не на прямом, а на косом кресте (так возникло понятие и название этого символа).

Военно-морской флаг России в окончательной петровской редакции выглядел как белое полотнище, перечеркнутое синим крестом. Таков он и сегодня.

В первые годы после революции большевики не придавали военно-морской мощи большого значения. Во время Гражданской войны практически все фронта были сухопутными, а когда настала разруха, на содержание сложной техники просто не было средств. Немногочисленные корабли речных и морских флотилий, оставшиеся в распоряжении новой власти, поднимали К морским традициям, геральдике, символам, истории и тому подобному «праху старого мира» руководство рабоче-крестьянской армии и товарищ Л. Д. Троцкий относились с презрением.

В 1923 году бывший офицер царского флота Ордынский все же убедил большевиков принять особый флаг для кораблей, предложив довольно странный вариант - почти полную копию японского знамени со знаком РККА в центре. Этот флаг РСФСР развевался на реях и флагштоках до самого 1935 года, потом от него пришлось отказаться. Императорская Япония становилась вероятным противником, а издалека корабли можно было легко перепутать.

Решение о новом краснофлотском вымпеле принималось ЦИК и Совнаркомом СССР. Уже тогда наблюдалась некоторая преемственность, на нем появились белый и синий цвета, заимствованные у Андреевского стяга, но, конечно же, без звезды и серпа с молотом, причем красных, новый символ ВМФ СССР обойтись не мог.

В 1950 году его несколько изменили, уменьшив относительные размеры звезды. Флаг приобрел геометрическое равновесие, объективно он стал красивее. В таком виде он и просуществовал до распада СССР и еще год, пока шла неразбериха. В 1992 году на всех кораблях подняли новые (а точнее, возрожденные старые) Андреевские военно-морские флаги. креста не совсем соответствовал исторической традиции, но в общем он был почти таким же, как при Петре Великом. Все вернулось на круги своя.

Какие флаги бывают на флоте

Флаги на флоте бывают разные, и назначение их различно. Кроме обычных кормовых Андреевских стягов на кораблях первого и второго рангов поднимается еще и гюйс, но только во время стоянки у причала. После выхода в море кормовой флаг поднимается на мачте или стеньгах (в самой высокой точке). Если начинается бой, производится поднятие государственного флага.

«Цветные» флаги

Уставом предусмотрены также и вымпелы флотоводцев различных рангов. Военно-морские флаги, обозначающие присутствие на борту командиров, обозначаются красным полотнищем, четверть которого занимает синий Андреевский крест на белом фоне. На цветном поле располагаются:

  • одна звезда (белая) - если на борту командир соединения кораблей;
  • две звезды (белые) - если на борту командующий флотилией или эскадрой;
  • три звезды (белые) - если на борту командующий флотом.

Кроме этого, бывают и другие цветные флаги, с изображением герба РФ на красном фоне, перечеркнутом двумя крестами, Андреевским и прямым белым или с двумя пересекающимися якорями на том же фоне. Это означает присутствие на корабле Министра Обороны или Начальника Генштаба.

Сигнальные флаги

Информационный обмен, как и в прежние времена, может осуществляться посредством визуальных символов, в числе которых и морские сигнальные флаги. Конечно, в век электронных средств они применяются крайне редко и, скорее, служат символом нерушимости флотских традиций, а в дни праздников украшают своим многоцветием шарово-серое однообразие корабельного камуфляжа, но в случае необходимости могут выполнять и свою непосредственную функцию. Моряки должны уметь ими пользоваться, а для этого им необходимо изучать справочники-своды, в которых приведены все флажковые сигналы. Эти тома состоят из разделов, в которые собраны расшифровки географических наименований, названия кораблей, воинские звания и тому подобная информация. Справочники бывают двухфлажковыми и трехфлажковыми, с помощью многих комбинаций можно оперативно докладывать обстановку и передавать распоряжения. Переговоры с иностранными судами ведутся посредством Международного свода флаговых сигналов.

Помимо вымпелов, означающих целые фразы, всегда существовали и буквенные флажки, с помощью которых можно составить любое сообщение.

Флаги с Георгиевской лентой

Все условно делятся на обычные и гвардейские. Отличительным признаком гвардии в России служит Георгиевская лента, присутствующая в символике подразделения. Морские флаги, украшенные оранжево-черной полосой, означают принадлежность корабля или береговой базы к числу особо прославленных частей. От первоначальной мысли о том, что лента должна стать отдельным элементом знамени, моряки отказались, чтобы она не могла обвиваться вокруг флаг-фала, и теперь Георгиевский символ наносится непосредственно на полотно в нижней его части. Такой морской флаг России свидетельствует об особой боевой готовности и высоком классе как самого корабля, так и его экипажа, он ко многому обязывает.

Флаг морпехов

Во времена СССР каждый род войск имел собственную символику. Например, у морских пограничников, относящихся к Комитету Государственной Безопасности СССР, был свой флаг, представлявший собой компиляцию флага ВМФ в уменьшенном виде на зеленом поле. Сейчас, после принятия единого образца, разнообразия стало меньше, но появились неофициальные символы, созданные фантазией военнослужащих, и оттого, наверно, еще более ими любимые и почитаемые. Один из них - флаг морской пехоты. В сущности это то же самое Андреевское белое с синим крестом полотно, но оно дополнено нашивкой этого рода войск (золотым якорем в черном кругу), надписью «Морская пехота» и девизом «Там, где мы, там - победа!».

Морская пехота была создана в России раньше, чем во многих других странах (практически вместе с флотом), и за время своего существования покрыла себя неувядаемой славой. В 1669 году первым ее подразделением стала команда «Орла», а в 1705-м был сформирован первый морской солдатский полк. Было это 27 ноября, и с тех пор этот день стал праздноваться всеми морпехами. Воевали они не только в качестве морских десантников, участвовали и в сухопутных операциях, и во время наполеоновского нашествия, и в других войнах (Крымской, русско-турецких, Первой мировой, Великой Отечественной). В вооруженных конфликтах последних десятилетий им тоже довелось сражаться, и враг знал, что если поднят флаг морской пехоты, то обстоятельства для него складываются весьма неблагоприятно и лучше всего ему отступить.

После долгого перерыва в феврале 2012 года геральдическая флотская справедливость была восстановлена. Из рук Президента РФ В. В. Путина Главком ВМФ адмирал Куроедов получил обновленный военно-морской флаг России. Теперь он реет над всеми океанами.

345. Государственный флаг Союза ССР на самоходных и несамоходных (при наличии на них экипажа) судах на ходу и на стоянке поднимается ежедневно в 8 ч утра и спускается с заходом Солнца.

346. В полярных и приполярных районах Государственный флаг Союза ССР ежедневно должен быть поднят на время его видимости, а при продолжительном дне - с 8 до 20 ч.

347. Государственный флаг СССР поднимается ранее 8 ч утра и не спускается после захода Солнца при условии его видимости в следующих случаях:

(01) при заходе судна в порт и при выходе его из порта;

(02) при встрече в море с военными кораблями и судами и другими судами, плавающими под Государственным флагом СССР, до расхождения с ними.

348. При заходе в советский или иностранный порт, стоянке в порту и выходе из него одновременно с кормовым флагом на топе кормовой сигнальной мачты поднимается вымпел судовладельца; вымпел, присужденный экипажу за первенство в социалистическом соревновании, поднимается только в советском порту на топе носовой (сигнальной) мачты.

В случае, когда на носовой мачте поднимаются флаги, предусмотренные 338, настоящего Устава, вымпел за первенство в социалистическом соревновании не поднимается.

349. Во время стоянки в иностранном порту, а также при следовании иностранными внутренними путями, каналами и подходными фарватерами одновременно с Государственным флагом Союза ССР на топе носовой мачты поднимается флаг страны пребывания. В случаях, когда на носовой сигнальной мачте поднимаются флаги, предусмотренные 338, настоящего Устава, флаг страны пребывания поднимается на ноке реи носовой или кормовой сигнальной мачты.

В случаях, предусмотренных ст. 341 настоящего Устава, при стоянке судна в иностранном порту расцвечивание судна флагами производится по согласованию с консулом СССР.

350. В дни национального праздника страны пребывания, а также при нахождении на судне в качестве официального лица главы иностранного государства или правительства флаг этой страны поднимается на топе кормовой сигнальной мачты. В этом случае вымпел судовладельца не поднимается. По согласованию с консулом СССР судно расцвечивается флагами.

351. В траурные дни и при нахождении на борту покойника Государственный флаг Союза ССР держится приспущенным на 1/3 длины фала.

В траурные дни в советских портах Государственный флаг приспускается по распоряжению капитана порта, а в иностранных портах - по согласованию с консулом СССР и портовыми властями.

352. При встрече с военным кораблем СССР судно обязано первым приветствовать его однократным приспусканием Государственного флага Союза ССР. При встрече с военным кораблем СССР судно, на котором находится одно из лиц, указанных в и настоящего Устава, на приветствие военного корабля отвечает однократным приспусканием Государственного флага Союза ССР. При расхождении в море все суда, идущие под флагом Союза ССР, приветствуют друг друга однократным приспусканием Государственного флага Союза ССР.

При плавании в сложных условиях взаимное приветствие флагом может не производиться.

Примечание. Под сложными условиями понимается плавание при маневровых режимах работы судна (швартовные операции, прохождение каналов, шлюзов и узкостей, вход в порт и выход из порта, маневрирование, плавание во льдах, на мелководье, во время шторма и т.д.).

353. При встрече в море с военным кораблем государства, состоящего в дипломатических отношениях с СССР, или при прохождении мимо такого военного корабля, стоящего на якоре либо на швартовах, судно первым приветствует его однократным приспусканием Государственного флага Союза ССР. При встрече с военным кораблем государства, не состоящего в дипломатических отношениях с СССР, приветствие Государственным флагом Союза ССР производится только в территориальных и внутренних водах этого государства.

Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 831
"Об учреждении эмблемы и флага Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, вымпела руководителя Службы и вымпела морских и речных судов, используемых Службой для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Принять предложение Министерства транспорта Российской Федерации, согласованное с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации, об учреждении эмблемы и флага Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, вымпела руководителя Службы и вымпела морских и речных судов, используемых Службой для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта.

2. Утвердить прилагаемые:

Положение о флаге Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, вымпеле руководителя Службы и вымпеле морских и речных судов, используемых Службой для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта, их описания и рисунки.

3. Установить, что финансовое обеспечение расходов, связанных с учреждением эмблемы и флага Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, вымпела руководителя Службы и вымпела морских и речных судов, используемых Службой для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности Службы.

4. Дополнить пункт 11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3345), после слова "имеет" словами "свою эмблему, флаг, вымпел руководителя Службы и вымпел морских и речных судов, используемых для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта,".

Положение об эмблеме Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
(утв. постановлением

1. Эмблема Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - эмблема) является официальным символом, указывающим на принадлежность к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.

2. Эмблема помещается в кабинете руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и в зале коллегии Службы.

3. Эмблема может помещаться на штампах и бланках Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (за исключением случаев, предусматривающих использование Государственного герба Российской Федерации) и ее территориальных органов.

4. Эмблема помещается на флаге Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, вымпеле руководителя Службы и вымпеле морских и речных судов, используемых Службой для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта, а также на служебной документации, знаках отличия, форменной одежде, зданиях и сооружениях, транспортных средствах и ином имуществе Службы и ее территориальных органов.

6. Иные случаи использования эмблемы определяются Министром транспорта Российской Федерации.

Описание эмблемы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 831)

Эмблема Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - эмблема) представляет собой изображение двуглавого орла золотистого цвета с поднятыми крыльями, увенчанного одной большой и двумя малыми золотистыми коронами, соединенными золотистой лентой. В лапах орла - прямоугольный заостряющийся книзу щит голубого цвета с боковыми выемками в верхней части. В поле щита, имеющего окантовку синего цвета, помещено золотистое изображение столпа законов с наложенной на него серебристой розой ветров, с двух сторон которой изображены крылья.

Допускается использование в качестве самостоятельных эмблем Службы:

средней эмблемы, представляющей собой упрощенный вариант большой эмблемы, - голубой щит, в поле которого вписан золотистый столп законов с наложенной на него серебристой розой ветров, с двух сторон которой изображены крылья;

малой эмблемы, представляющей собой упрощенный вариант средней эмблемы, - золотистый столп законов с наложенной на него серебристой розой ветров, с двух сторон которой изображены крылья.

Эмблема может выполняться в одноцветном изображении.

Рисунок эмблемы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 831)


"Большая эмблема"

"Средняя эмблема"


"Малая эмблема"

Положение
о флаге Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, вымпеле руководителя Службы и вымпеле морских и речных судов, используемых Службой для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 831)

1. Флаг Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, вымпел руководителя Службы и вымпел морских и речных судов, используемых Службой для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта (далее соответственно - флаг, вымпел судов), являются официальными символами, указывающими на принадлежность к Службе.

2. Флаг устанавливается в кабинетах руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместителей, а также в зале коллегии Службы.

3. Флаг вывешивается на зданиях, занимаемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.

4. Флаг поднимается в местах официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.

5. В дни траура флаг приспускается до половины мачты (флагштока). При размещении флага на древке траурные ленты прикрепляются к древку.

6. При одновременном использовании Государственного флага Российской Федерации и флага последний располагается с правой стороны, если стоять к ним лицом. Размер флага не должен превышать размер Государственного флага Российской Федерации.

8. Вымпел руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является официальным должностным отличительным символом.

9. Вымпел руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта поднимается на судах, используемых Службой для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта, при нахождении на них руководителя Службы.

10. Вымпел судов поднимается на судах, используемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта.

11. Иные случаи использования флага, и вымпела судов определяются Министром транспорта Российской Федерации.

Описание флага Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 831)

Флаг Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - флаг) представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета - цвета флага Министерства транспорта Российской Федерации. По нижнему и верхнему краям полотнища флага расположены полосы синего цвета, ширина которых составляет по одной восьмой ширины полотнища.

В крыже расположено изображение Государственного флага Российской Федерации. В центре правой половины полотнища расположена цветная эмблема Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Ширина полотнища составляет две трети его длины. Длина и ширина изображения Государственного флага Российской Федерации составляют одну вторую длины и ширины полотнища соответственно. Высота эмблемы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта составляет три пятых ширины полотнища, ширина этого изображения составляет одну треть длины полотнища. Эмблема Федеральной службы по надзору в сфере транспорта расположена на расстоянии одной двадцатой ширины полотнища от нижнего и правого краев полотнища.

Рисунок
флага Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 831)


Описание
вымпела руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 831)

Вымпел руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта представляет собой полотнище в виде равнобедренного треугольника голубого цвета с соотношением ширины и длины, составляющим один к трем.

Посередине полотнища от фаловой кромки к вершине расположена полоса синего цвета, ширина которой составляет одну шестую длины фаловой кромки вымпела.

Рисунок
вымпела руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 831)


Описание

(утв. постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 831)

Вымпел морских и речных судов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта, представляет собой полотнище в виде равнобедренного треугольника голубого цвета с соотношением ширины и длины, составляющим один к трем, окаймленного с двух сторон полосой синего цвета, ширина которой составляет одну восьмую длины фаловой кромки вымпела.

В центре вымпела на расстоянии, равном одной двенадцатой его длины, изображена цветная эмблема Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, размер которой составляет одну вторую длины фаловой кромки.

Рисунок
вымпела морских и речных судов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 831)


Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 831 "Об учреждении эмблемы и флага Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, вымпела руководителя Службы и вымпела морских и речных судов, используемых Службой для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта"




Просмотров