Раскольников среди униженных и оскорбленных Цель: раскрыть. Раскольников среди `униженных и оскорблённых` Практическая работа

/ / / Мир «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

С темой униженных и оскорбленных мы встречаемся еще на страницах произведений Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Продолжает ее и Федор Михайлович Достоевский. Он вносит свой существенный вклад, дополняя особенностями. Писатель показывает, что мир человека очень сложен и многогранен.

Внутренний мир униженных и оскорбленных героев представляет особый интерес, и в произведениях Федора Михайловича он выходит на первый план.

Судьба Раскольникова представлена в романе, как один из вариантов развития жизни таких людей. Этот персонаж противопоставляет себя обществу, пренебрегает принятыми законами и моралью, и ставит себя выше других. Родион не хочет быть рабом, быть тем, кто подчиняется. Он идет на бунт.

А вот , девушка, относящая к униженным и оскорбленным, представляет абсолютно другую личность. И ее судьба складывается иначе. Она никогда не решится бунтовать, ее путь смиренный, обращенный к Богу. Со стороны общественного мнения, она блудница, но по законам христианской морали Соня – святая девушка, пожертвовавшая собой ради близких, ради своей семьи.

Соня – не менее сложный персонаж, чем Раскольников. Она постоянно испытывает внутреннее напряжение и тоже тяготится внешней несправедливостью. Но только не ломается. Стержень этой девушки – ее вера и любовь к матери и маленьким детям.

Не стоит забывать и в общем про семью Мармеладовых. Это яркий тип униженных и оскорбленных. Эти люди зашли в нравственный тупик, они не знают и не понимают, куда им дальше двигаться.

Отец семейства – совершенно опустившийся человек, причем не только морально, но и социально. Весь его образ просто нелеп. В самом Мармеладове и его жене Катерине автор показывает не только духовную, но и физическую деградацию личности. – беспробудный пьяница. Катерина Ивановна же сходит с ума. Эти люди находятся будто на границе: они не могут смиренно жить, как Соня, но и на бунт они не способны.

Трагедия этой семьи показана на фоне самого грязного района Петербурга. Автор показывает, как бытовые условия и городская среда заставляют людей терять человеческое обличье.

Есть в романе и эпизодические герои, которые призваны стать окончательным кусочком в общей картине нищеты и безвыходности.

Получается, что в романе «Преступление и наказание» показана целая вереница униженных и оскорбленных людей. На мой взгляд, автор не списывает такое положение дел только на социальный статус этих людей. Огромная причина кроется и в них самих.

Работа в парах. Согласны ли вы с утверждением Ю. Карякина: «… И о тебе эта история рассказывается, о тебе, если есть в тебе неправота целей, скрываемая самообманом, если боишься ты точного самосознания. У тебя могут быть своя старухапроцентщица, своя Лизавета, какими бы другими именами они ни назывались, - могут быть, даже если ты не убивал их буквально. И тогда всё равно страдать за тебя будут и мать, и сестра, и Соня…» ?

На чьей стороне симпатии Ф. М. Достоевского в романе? Кропоткин в своей статье очень точно заметил: «За изображением Раскольникова я чувствую самого Достоевского, который пытается разрешить вопрос: мог ли бы он сам или человек вроде него быть доведён до совершения преступления, как Раскольников. Но дело в том, что такие люди не убивают» . В финале происходит возрождение героя. От такого нового героя писатель не отрекается, он это приветствует. Достоевский писал в конце своей жизни, что его заветной мечтой всегда оставалось стремление помочь «девяти десятым» человечества, угнетённым и обездоленным в его эпоху в России и во всём мире, обрести достойное человека существование, завоевать путь в «царство мысли и света» .

Причины, побудившие Раскольникова к убийству: Внешние – 1. Идеи, витающие в воздухе: взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; 2. Идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); 3. Тяжёлая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; 4. Тесная комната, похожая на шкаф; 5. Судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).

Внутренние – 1. Состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нём есть стремление действовать); 2. Характер героя - сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

Развитие идеи Раскольникова в зависимости от его состояния. Развитие идеи Первая встреча с Алёной Ивановной Разговор студента и офицера в трактире Месяц мучительных раздумий в тесной комнатёнке, похожей на гроб Детальный анализ, проба, новая стреча со старухой, её описание Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже Состояние Раскольникова

Развитие идеи Раскольникова в зависимости от его состояния. Развитие идеи Сон, в котором сконцентрировалось всё Сила идеи. Случайная встреча с Лизаветой Состояние Раскольникова

Рефлексия: ♦ Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих» ? Убедительны ли его идеи? ♦ Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы? ♦ В чём состоит «наполеонство» Раскольникова? ♦ Через что переступает Раскольников, совершая преступление? ♦ В чём суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления? ♦ Если преступление - это попытка доказать что-то прежде всего себе, то в чём смысл этого преступления?

Вывод: -подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью; -страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему всё дозволено; -право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми; -бесчеловечно, когда за преступления «героя» расплачиваются другие; -преступления всегда ведут к разрушению личности «переступившего»

Домашнее задание: 1. Прочитать статью Раскольникова о преступлении (ч. 3, гл. 5), эпизод из 2 встречи Сонечки с Раскольниковым со слов: «Ты был голоден!. . (ч. 5, гл. 4) 2. Ответить на вопросы: -В чем гл причина преступления Раскольникова? -Какой мотив убийства, которые Раскольников называет Соне, является основным?

Занятие 32. Слово о Ф.М.Достоевском. Этапы биографии и творчества

Занятие 33. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Ф.М.Достоевского

1. Соберите материал о Петербурге, изображенном в романе. Используйте следующие подсказки:

  • пейзажи: ч.1 гл.1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня), ч.2 гл.1 (повторение предыдущей картины), ч.2 гл.2 («великолепная панорама Петербурга»), ч.2 гл.6 (вечерний Петербург), ч.4 гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова), ч.4 гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова);
  • сцены уличной жизни: ч.1 гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми), ч.2 гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние), ч.2 гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на …ском мосту), ч.5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны);
  • интерьеры: ч.1 гл.3 (каморка Раскольникова), ч.1 гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова), ч.1 гл.2 и ч.2 гл.7 (комната – проходной угол Мармеладовых), ч.4 гл.3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов), ч.4 гл.4 (комната – «сарай» Сони).

1. Проанализируйте следующие сцены:

· Встреча Раскольникова с Мармеладовым в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1 гл.2).

· Сцена смерти Мармеладова (ч.2 гл.7).

· Встреча с пьяной девушкой (ч.2 гл.4).

· Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.2 гл. 5).

· Описание комнаты Сони (ч.4 гл.4).

· Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч.4 гл.2,3).

· Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5 гл.7).

2. Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»? В чем вас убеждает история семьи Мармеладовых?

Занятие 35. Теория Раскольникова и истоки его бунта

1. Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана? В чем заключается идея (теория) Раскольникова о двух разрядах людей? Сам ли герой ее выдумал?

Занятие 36. «Двойники» Раскольникова

1. Соберите материал об одном из героев: Лужине или Свидригайлове. Используйте следующие подсказки:

О Лужине: ч.1 гл.3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери), ч.2 гл.5 (1-я встреча Лужина с Раскольниковым), ч.4 гл.2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге), ч.5 гл.1,3 (Лужин после разрыва с Дуней, сцена на поминках)

О Свидригайлове: ч.1 гл.3 (мать Раскольникова о Свидригайлове), ч.4 гл.1,2 (Лужин о Свидригайлове, 1-я встреча Раскольникова со Свидригайловым).

2. Можно ли этих героев назвать «двойниками» Раскольникова? Что его роднит с ними, а что отличает от них? В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Занятие 37. «Правда» Сони Мармеладовой

1. Расскажите о Соне Мармеладовой.

2. Проанализируйте две сцены встреч Раскольникова с Соней: ч.4 гл.4 и ч.5 гл.4. В чем состоит правда Сони? Докажите, что в романе автор утверждает именно правду Сони.

Роман “Преступление и наказание” - одно из лучших произведений Достоевского. Это роман о России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, эпоху “разложения”, роман о герое, вместившем в грудь свою - так, что “разорвется грудь от муки” - все страдания боли, раны времени.

Еще А. С. Пушкин раскрыл зависимость чувств, психологии и речи героев от обстоятельств жизни. Человек думает, поступает, говорит в соответствии с его воспитанием, условиями жизни, с господствующими в них социальными и экономическими связями.

В романе Достоевского перед нами встает образ “маленького человека”, Петербург с его людьми, улицами, площадями. Это город социальных контрастов. Беспорядочным представляется городской пейзаж в романе: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль, и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу...”

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои, “бедные люди”. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в “грязные и вонючие” дворы-колодцы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них - “узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день, оттого была страшная духота”. А комнаты? Они рисуются обычно в полумраке, “слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи... были лишены детства”. Нечего было есть, приходилось но-сить “худенькую и разорванную всюду рубашку”, спать на полу. О детях с тоской говорит и Раскольников: “Неужели не видала ты здесь, по углам, детей, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор”.

Безысходное горе “маленького человека” мы видим в романе буквально на каждой странице. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход - смерть.

“Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?” - в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, он не утратил чувства болезненной любви и жалости к своей несчастной семье. Но спасти ее он не в состоянии. Рассказывая о себе, о жене, о детях, Мармеладов употребляет высокие, торжественные слова. Этот опустившийся чиновник словно хочет, чтобы его не только жалели, но и уважали. Но не находит сострадания погибающий человек, безгранично одинокий в своем горе. Погибает Мармеладов под колесами щегольской коляски. Его жена Катерина Ивановна умирает в страшной нищете, ее предсмертный крик: “Заездили клячу!” - всему окружающему жестокому миру.


Соня Мармеладова, жалея своего отца и мачеху, своих младших сестер и братишек, стала жертвой развратника. Соня отдает все, но ведь гибнет Мармеладов, умирает Катерина Ивановна, погибли бы дети, не подвернись тут “благодетель” Свидригайлов. Соня спасает Раскольникова, вносит свет, восстанавливает души, поддерживает падших на грани их окончательного падения. Она не развращена душевно, тяжело страдающая, она ищет себе утешения- в религии. Соня Мармеладова - это человек будущего, в своей полной, ничем не искаженной красоте, даже и невозможной в современном мире, - цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества.

Под низким потолком нищенской конуры в уме холодного человека, студента Родиона Раскольникова, родилась чудовищная теория, толкнувшая его на преступление. Он упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества. Раскольников приходит к мысли, что человечество делится на два раз ряда: на людей “обыкновенных”, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей “необыкновенных”, которые навязывают большинству свою волю, не останавливаясь даже перед преступлением. Стремления Раскольникова глубоко человечны: он думает о том, как можно избавить людей от невыносимых страданий. Но его идея об исконном, естественном разделении людей на “тварь дрожащую” и “имеющих право” властвовать антигуманистична, она может служить лишь беззаконию и произволу. Раскольников понимает, что можно в одиночку проложить путь ко всеобщему счастью, так как убежден, что воля и разум “сильной личности”, “героя” могут осчастливить “толпу”.

Сестра Раскольникова, Дуня, как и Соня, готова пожертвовать своей красотой и молодостью ради горячо любимого брата - продать себя, выйдя замуж за преуспевающего дельца Лужина, чтобы иметь возможность помогать Родиону. Но ближе познакомившись с Лужиным, она понимает, что он восхваляет перед ней эгоизм и расчетливость как принципы жизни, ведущие к карьере и выгоде. И Дуня выгоняет жениха. Она не пошла по пути Сони, ее доброта, твердость воли, гордость не сломлены крайней нуждой. Она чиста.

Мать Родиона - бедная женщина. Всю жизнь она надрывает себя на работе, за которую платят гроши. Она всеми силами старается помочь своему сыну окончить университет, чтобы он всю свою жизнь не гнул спину, как это делает она.

Петербург в романе - не только город “униженных и оскорбленных”, но и город людей сытых, “деловых”, владык жизни - мелких и крупных хищников, занимающихся темными делами. Это Луиза Ивановна, Алена Ивановна, Дарья Францевна и другие.

Тип крупного дельца, ловкого хищника воплощен в образе Лужина. Достоевский с нескрываемой иронией и неприязнью рисует этого немолодого господина, “чопорного, осанистого, с осторожною и брезгливою физиономией”.

Особое место в романе занимает Свидригайлов. Это безнравственный, циничный человек. Темный мир петербургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами - все это развратило его. Однако в душе этого человека под тяжестью пороков еще теплится искра доброты. В отличие от Лужина и ему подобных Свидригайлов - фигура не только отталкивающая, но и трагичная.

И все же, несмотря на тяжелый мрак, окутывающий нарисованную Достоевским в романе картину человеческого бытия, мы видим просвет в этом мраке, мы верим в нравственную силу, мужество, решимость героев найти путь и средства истинного служения людям - ведь они были и остаются “людьми”. И потому, в конце концов, со светлым чувством закрываем мы эту книгу - одно из высочайших творений человеческого гения.



Просмотров