Расчет суммы требования образец 44 фз. Расчет пени за исполнение контракта с разными периодами просрочки. Пример работы встраимового калькулятора

Каким образом рассчитать пени по государственному контракту, когда предусмотренные им обязательства исполнены частями с различными периодами просрочки, объясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Надежда Верхова и Алексей Александров.

По условиям контракта поставщик обязан осуществить поставку товара в течение 15 дней. В контракте есть условие о том, что в течение данного срока товар может поставляться частями. Поставка в срок не осуществлена и была произведена частями (6 поставок) с существенным нарушением сроков контракта на 40 дней (с просрочкой 14, 18, 20 дней и т.д.). Периоды поставки контрактом не предусмотрены. Оплата осуществлялась единовременно, по итогам поставки подписана единая накладная. Если расчет проводить в 6 этапов, то сумма по всем этапам будет существенно больше, чем сумма при расчете в один этап по полной просрочке. Как произвести расчет пени по контракту на поставку товара?

В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). При этом пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила), но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (ч. 6, ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, далее - Закон N 44-ФЗ).

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:

П = (Ц - В) х С,

где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.

Минфин России в письме от 27.11.2014 N 02-02-04/60726 высказал позицию, согласно которой, если контрактом предусмотрены этапы исполнения обязательств, то используемые в утвержденной Правилами формуле показатели цены, объема исполненных обязательств, сроков исполнения обязательств рекомендуется определять по предусмотренным контрактом показателям этапа. При этом полученный в порядке, определенном пунктами 6-8 Правил, итоговый показатель "П" является итоговой суммой пени, подлежащей взысканию (письмо Минфина России от 24.11.2014 N 02-02-04/59756).

Подобный подход не вытекает из положений Закона N 44-ФЗ и Правил, однако согласуется с положениями ГК РФ. Так, поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 511 ГК РФ). При этом установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором (ст. 521 ГК РФ).

Иными словами, поставщик по договору поставки, предусматривающему поставку товаров отдельными партиями, несет ответственность за просрочку поставки каждой партии товара, если иное не предусмотрено договором поставки.

В связи с этим отметим, что определение понятия "этап исполнения контракта" не содержит ни Закон N 44-ФЗ, ни Положение, ни иные нормативные акты. Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает выделение только этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ). Под "этапами исполнения контракта", на наш взгляд, может пониматься поставка отдельных партий товара в определенные периоды поставки (п. 1 ст. 508 ГК РФ), поскольку поставка каждой партии товара является отдельным обязательством. При этом, как указано в п. "м" пп. 2 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, в случае, если контрактом предусмотрены поэтапное исполнение контракта и его оплата, в столбце 12 плана-графика указываются сроки исполнения отдельных этапов, если периодичная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответственно, указывается периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода).

Таким образом, если контрактом не предусмотрено поэтапное его исполнение (применительно к рассматриваемой ситуации - периоды поставки), и тем более когда из условий контракта (как в приведенной ситуации) очевидно следует, что предусмотренный контрактом срок поставки относится ко всем товарам, поставка которых является предметом контракта, нет никаких оснований для квалификации условий контракта как предполагающих поэтапное его исполнение. Само по себе то обстоятельство, что предусмотренные контрактом обязательства исполняются частями, в разное время в пределах срока, предусмотренного для исполнения соответствующего обязательства (например, частями поставляется предусмотренное контрактом количество товара), не свидетельствует об исполнении контракта по этапам (смотрите, например, п. 25 письма Министерства экономического развития РФ от 30.09.2014 N Д28И-1889). Поэтому в рассматриваемой ситуации пеня должна начисляться начиная со дня, следующего после дня истечения пятнадцатидневного срока поставки товара.

Далее, буквально из положений ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ и Правил следует, что в отсутствие условия о поэтапном исполнении контракта пеня начисляется с момента просрочки обязательства, предусмотренного контрактом, и рассчитывается исходя из общей стоимости неисполненных обязательств независимо от факта исполнения обязательств в период просрочки. Несмотря на то что согласно п. 6 Правил расчет пени осуществляется исходя из цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), формула определения цены предполагает возможность уменьшения цены при расчете пени не на сумму исполненных обязательств, а на стоимость фактически исполненного в установленный срок. Это не позволяет учитывать специфику таких ситуаций, когда, например, отдельные партии товара поставлены с разными периодами просрочки. Иными словами, формальное применение Правил в подобных случаях не позволяет рассчитать суммы пеней отдельно по каждому из допущенных периодов просрочки и неизбежно приводит к завышению суммы пеней, причитающихся с контрагента.

Приведем пример.

Цена контракта, заключенного 15 февраля 2015 года, составляет 800 000 рублей. Срок поставки - 16 февраля 2015 г. Товар на сумму 300 000 рублей поставлен 20 февраля 2015 г., оставшаяся часть товара поставлена 2 марта 2015 г.

Первым днем просрочки обязательства будет 17 февраля, последним - 2 марта, следовательно, просрочка поставщиком обязательств составит 14 дней (ДП = 14). Срок исполнения обязательства по контракту (с момента заключения договора) составит 15 дней (ДК = 15).

В соответствии с Правилами в этом случае размер пени должен рассчитываться следующим образом:

Ставка рефинансирования ЦБ РФ с 14.09.2012 составляет 8,25% годовых (Указание ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У).

Итоговая сумма, подлежащая уплате поставщиком:
П = (Ц - В) х С = (800 000 - 0) х 0,0231 = 18 480 руб.

Разумеется, основываясь на формальном подходе, заказчик обязан использовать именно описанный способ расчета пеней. Впоследствии в случае возникновения спора исчисленная заказчиком сумма может быть уменьшена судом по заявлению контрагента на основании ст. 333 ГК РФ (смотрите также п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2011 N 81).

Вместе с тем, на наш взгляд, приведенный выше порядок расчета пени и полученный результат не согласуются с общими принципами гражданского законодательства.

Неустойка является одной из мер гражданско-правовой ответственности и по общему правилу имеет компенсационный характер. Особенностью мер гражданско-правовой ответственности является то, что они должны соответствовать понесенным последствиям нарушения обязательства, а их применение не должно приводить к неосновательному обогащению потерпевшего. В этой связи размер установленной в соответствии с Правилами неустойки должен соотноситься с обязательством, неисполнение (ненадлежащее исполнение) которого должником влечет взыскание неустойки. Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России (от 24.12.2014 N 02-02-07/66867 и от 27.11.2014 N 02-02-04/60726).

Поэтому, на наш взгляд, учитывая положения гражданского законодательства, в частности ст. 521 ГК РФ, полагаем, что в приведенной ситуации пеня должна рассчитываться с учетом фактически исполненных обязательств, периода просрочки и исходя из цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

Приведем пример такого расчета, используя те же исходные данные, что и выше.

Так как в период просрочки (с 17 февраля по 2 марта) поставщик частично исполнил обязательства на сумму 300 000 рублей, полагаем, пеня за просрочку поставки первой и оставшейся частей товара должна рассчитываться отдельно.

Так как первым днем просрочки является 17 февраля, а обязательство по поставке товара на сумму 300 000 рублей исполнено 20 февраля, просрочка поставщиком обязательств на данный момент составит 4 дня (ДП = 4). Срок исполнения обязательства по контракту (с момента заключения договора) составит 15 дней (ДК = 15).

Коэффициент К = (ДП/ДК) х 100% = 4/15 х 100% = 27%. С учетом п. 8 Правил N 1063 размер ставки в рассматриваемом случае будет приниматься равным 0,01 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Ставка С = СЦБ х ДП = 0,01 х 0,0825 х 4 = 0,0033;
Пеня за просрочку поставки первой части товара составит 2460 руб. (П = (Ц - В) х С = (800 000 - 0) х 0,0033).
Пеня за просрочку поставки оставшейся части товара рассчитывается следующим образом:
Коэффициент К = (ДП/ДК) х 100% = 14 /15 х 100% = 93,3%. С учетом п. 8 Правил N 1063 размер ставки в рассматриваемом случае будет приниматься равным 0,02 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Ставка С = СЦБ х ДП = 0,02 х 0,0825 х 14 = 0,0231;
П = (Ц - В) х С = (800 000 - 300 000) х 0,0231 = 11 550 руб.
Общая сумма пени за просрочку товара составит 14 010 руб.

Последний вариант расчета пени, взыскиваемой с поставщика, на наш взгляд, более соответствует требованиям законодательства. В заключение еще раз отметим, что формально верным является первый из приведенных вариантов. Применение второго из приведенных подходов - опять же формально - не является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность. Однако нельзя исключить, что использование заказчиком подобного механизма расчета пени может повлечь неблагоприятные последствия для должностных лиц заказчика (в виде, например, привлечения их к дисциплинарной ответственности по результатам мероприятий государственного (муниципального) финансового контроля).

Ознакомиться с текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, не затратив много времени на самостоятельный анализ, Вам поможет система ГАРАНТ .

Несоблюдение условий соглашения всегда ущемляет права одной из его сторон. Во избежание нарушений и для наказания нарушителя применяются штрафные санкции в виде штрафов и неустоек.

Ответственность за просрочку исполнения обязательств по контракту согласно ФЗ 44

Контракт об осуществлении государственной закупки содержит описание прав и обязанностей сторон сделки. Если один из участников соглашения не соблюдает свои обязанности, к нему применяются штрафные санкции, которые выражены в виде начисления неустойки.

Правила определения пени за нарушение условий контракта устанавливаются частями 5-9 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ . Статья предусматривает в каких случаях какие штрафные санкции применяются к нарушителю, однако их размер и порядок расчёта устанавливаются Постановлением Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 “Об утверждении Правил определения размера штрафа и пени”.

Также читайте о статье №94 ФЗ-44

Согласно ФЗ-44, за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, установленных соглашением, сторона-нарушитель обязана выплатить единовременный штраф. Его размер фиксирован и не подлежит изменениям. Стороны заранее рассчитывают его величину от общей суммы контракта и указывают его в условиях контракта. Сумма штрафа зависит от величины сделки и от стороны, для которой он начисляется. Таким образом устанавливаются следующие размеры штрафов:

  • Для исполнителя:
    • при стоимости сделки менее 3 миллионов рублей — штраф устанавливается в размере 10% от общей суммы;
    • при цене контракта от 3 млн. до 50 млн. рублей — штраф составляет 5% от стоимости контракта;
    • от 50 млн. до 100 млн рублей — 1%;
    • если сумма сделки составляет более 100 млн. рублей — штраф составляет 0.5%;

ФЗ о прохождении военной службы в Российской Федерации. Подробности

  • Для заказчика :
    • если контракт на сумму не более 3 млн. рублей — штраф составляет 2.5% от общей стоимости;
    • от 3 млн. до 50 млн. рублей — 2%;
    • 50-100 млн. рублей — 1.5%;
    • более 100 млн. рублей — 0.5%.

Участник сделки может быть освобождён от уплаты штрафа, если докажет, что нарушение условий и обязанностей произошло не по его вине, а по причине непреодолимой силы.

Вам будет интересно: ФЗ №115 в редакции 2018 года. Подробнее

За просрочку поставки товара статьёй 34 ФЗ-44 предусматривается начисление пени за каждый день опоздания.

Как рассчитывается размер неустойки по 44 ФЗ?

Порядок расчёта пени за просрочку исполнения обязательств предусматривается частями 5 и 7 статьи 34 ФЗ-44 для заказчика и исполнителя соответственно.

Неустойка для заказчика начисляется за каждый день просрочки в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центробанка РФ от оставшейся неуплаченной суммы контракта. Для наглядности рассмотрим порядок расчёта на примере:

Стоимость контракта составляет 1.000.000 рублей. Заказчик просрочил её выплату на 10 дней, то есть вместо указанной даты 12 ноября, он перевёл данную сумму поставщику 22 ноября. В этом случае, формула расчёта пени по 44-ФЗ следующая:

1.000.000 руб. х (1/300 х 9%) х 10(дни просрочки) = 3000 рублей за десятидневное опоздание.

Если в положенный срок была уплачена только часть цены, расчёт происходит от оставшейся суммы. К примеру, из 1 млн. рублей в положенный промежуток времени было выплачено только 600.000, а оставшиеся 400.000 были переведены заказчиком на счёт исполнителя спустя 10 дней после установленной даты. А данном случае расчёт будет следующим:

400.000 х (1/300 х 0.09) х 10 = 1200 рублей.

Изменения размера неустойки сторонами запрещается законом.

Расчёт суммы неустойки для просрочки обязанностей исполнителя предусматривается частью 7 статьи 34 ФЗ-44 и осуществляется по следующей формуле:

(Стоимость контракта — Размер фактически исполненных обязательств) х Размер ставки = Пени.

Размер ставки определяется следующим образом:

(1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ) х коэффициент К. х Количество просроченных дней = Ставка.

Коэффициент К. определяется таблицей диапазонов, которые зависят от процентного соотношения просроченных дней от предусмотренного срока выполнения обязательств.

  • 0.01 — до 50%;
  • 0.02 — от 50% до 100%;
  • 0.03 — более 100%

Для понимания формулы рассмотрим порядок подсчёта на конкретном примере:

Стоимость контракта составляет 1.000.000 рублей, период выполнения обязательств равняется 30 дням, но исполнитель завершил их только спустя 9 дней.

В первую очередь рассчитывается коэффициент К: (9/30) х 100% = 30%

Так как соотношение просроченных дней от общей продолжительности выполнения контракта составляет 30 процентов, используется коэффициент 0.01.

Следующим шагом определяется размер ставки:

(0.01 х 9%) х 9 = 0.0081 (или 0,81%)

Последним действием рассчитываем сумму неустойки за просроченный период:

1.000.000 х 0.81% = 8100 рублей.

Правила расчёта и порядок начисления всех видов штрафов и неустоек, как для заказчика, так и для поставщика (исполнителя), должны быть установлены в контракте на осуществление госзакупки. Отсутствие данного положения может быть приравнено к попытке мошенничества, в результате чего сделка будет аннулирована, а стороны привлечены к административной и уголовной ответственности.

Согласно части 15 ст. 34 текущего закона, стороны могут быть освобождены от обязательного условия об установлении размеров пени и штрафов в условиях контракта при следующих обстоятельствах:

  • сумма сделки не превышает 100.000 рублей;
  • осуществляется закупка лекарственных препаратов;
  • заключается договор на посещение зоопарка, кинотеатра, музея, спортивного мероприятия, выставки или цирка.

Обязательным условиям в данных случаях также является заключение соглашения с одним поставщиком (исполнителем).

Скачать действующую редакцию закона о госзакупках

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” рекомендуется скачать документ законодательного акта, содержащий последние и актуальные изменения, по ссылке ниже.

С 9 сентября 2017 года штраф по 44-ФЗ, а также пени начисляют по новым правилам. Для поставщиков и заказчиков применяют разные схемы.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

С 9 сентября 2017 года начинают действовать новые правила, по которым нужно рассчитывать штрафы по 44-ФЗ. Правительство РФ издало о том, как определять пени и штрафы. Изменения касаются как заказчиков, так и подрядчиков.

Процент для определения штрафа по 44-ФЗ зависит от цены контракта

Начисление штрафов по 44-ФЗ поставщикам зависит от стоимости сделки . Чем выше стоимость, тем ниже процент, который будут применять при расчете суммы:

  1. Если стоимость до 3 млн руб., штраф по госконтракту для поставщика составит 10% от общей цены сделки.
  2. В случае нарушения условий контракта, который стоит от 3 до 50 млн руб. включительно, штраф составит 5% от цены контракта.
  3. 1% от общей суммы начислят при цене от 50 до 100 млн руб.
  4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение сделки поставщик выплатит сумму в 0,5% при стоимости сделки от 100 до 500 млн руб.
  5. Если цена – в пределах от 500 млн до 1 млрд руб., с поставщика взыщут штраф по контракту по 44-ФЗ в размере 0,4% от общей суммы.
  6. При стоимости сделки от 1 до 2 млрд руб. поставщик заплатит штраф из расчета 0,3% от стоимости.
  7. Штраф в 0,25% от цены контракта начислят при общей стоимости 2 до 5 млрд руб.
  8. При сумме от 5 млрд до 10 млрд руб. штрафные санкции для поставщика составляют 0,2% от суммы.
  9. Если цена сделки выше 10 млрд руб., штраф начислят из расчета 0,1% от общей стоимости.

Кроме того, по-новому будут вести начисление штрафов по 44-ФЗ, если поставщик – субъект малого предпринимательства или социально-ориентированная некоммерческая организация:

  • Если стоимость контракта до 3 млн руб., штраф составит 3%.
  • Если стоимость от 3 до 10 млн руб. – 2%.
  • При цене от 10 до 20 млн руб. с такой организации вычтут штраф в размере 1% от стоимости контракта.

42 полезных документа для юриста компании

Пени по 44-ФЗ за просрочку начисляют от 1/300 ставки рефинансирования

Специальную формулу для расчета пени по 44-ФЗ при нарушениях со стороны поставщиков использовать не будут. Теперь за каждый день просрочки госзаказчик начислит пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от величины контракта, которую следует уменьшить на сумму фактически исполненных обязательств.

Для заказчиков штрафы по контракту по 44-ФЗ определили в твердой сумме

Изменились правила начисления пени и штрафов по 44-ФЗ для заказчика. Отличие от поставщика, заказчик будет платить фиксированные суммы штрафов по контракту по 44-ФЗ. Штраф за каждый факт неисполнения со стороны заказчика будут начислять по схеме:

  1. 1 тыс. руб., если цена контракта остается в пределах 3 млн руб.
  2. 5 тыс. руб., если сумма – от 3 до 50 млн руб.
  3. 10 тыс. руб., если стоимость контракта составляет от 50 до 100 млн руб.
  4. 100 тыс. руб., если цена – 100 млн руб. и выше.

Чтобы рассчитать пени по 44-ФЗ для заказчика, нужно отталкиваться от 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которую заказчик вовремя не выплатил. В отношении пеней по госконтракту для заказчика по-прежнему действуют правила ч. 5 ст. 34 закона № 44-ФЗ.

Система Юрист для бюджетных учреждений

Исчерпывающие ответы на вопросы юристов бюджетных учреждений, правовая база с судебной практикой, формы и бланки с комментариями, образцы заполнения документов

Правила о пени и штрафах по 44-ФЗ действуют для новых закупок

Новые схемы для определения по 44-ФЗ штрафов и пени актуальны для госконтрактов, информацию о которых опубликуют в Единой информационной системе после 9 сентября 2017 года. Правила постановления № 1042 начинают действовать с этой даты. Госзакачикам, которые готовятся разместить информацию о новых закупках , нужно скорректировать документы в соответствии с изменениями. В отношении контрактов, которые заключили до 9 сентября, действуют прежние схемы расчета.

Это понятие имеет широкое применение в профессиональной среде. Термин определен Гражданским кодексом (ст. 330 ГК), согласно которому неустойка — это денежная сумма. Выплачивает ее должник.

Конкретные штрафные санкции определяются законом или договором. Временные пределы начисления по договору поставки указаны в ст. 521 ГК. В случае если законом не установлено иное, за недопоставку или просрочку поставки товаров такое наказание поставщику предписано нести до фактического выполнения обязательств.

Однако судебная практика показывает, что четким образом не определен момент, когда производится начисление неустойки. В частности, если по договору предусмотрены этапы, идет ли счет от момента просрочки партии товара или со времени нарушения окончательного срока.

Для Закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ) используется понятие неустойки по ГК. Вопросов просрочки обязательств касается ст. 34 закона. В ч. 4 статьи заложена обоюдная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств и у заказчика, и у поставщика. Отдельно для заказчика существует «профильная» ответственность в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей за несоблюдение непременного условия о штрафных санкциях в проекте контракта (за исключением случаев по ч. 15 ст. 34 № 44-ФЗ, на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП).

В каком виде применяется?

В ч. 5-6 ст. 34 № 44-ФЗ установлено, что просрочка обязательств по контракту может иметь последствия для:

  • заказчика;
  • поставщика.

Для обеих сторон неустойка применяется в виде:

  • штрафов;
  • пеней.

Денежное возмещение в виде пени преимущественно рассматривается в Налоговом кодексе (НК). Очевидной представляется связь этой выплаты с каждым календарным днем просрочки.

Для целей № 44-ФЗ уточняется, что пени за нарушения со стороны заказчика начисляются со следующего после неисполнения обязанностей дня в размере 1/300 актуальной ставки рефинансирования Центробанка от своевременно невыплаченной суммы.

Пеня для поставщика за каждый день просрочки определена в размере 1/300 действующей в момент уплаты ставки рефинансирования от цены контракта, которая уменьшена на сумму пропорционально объему фактически исполненных обязательств. При расчете заказчику нужно исключить дни приемки (Письмо Минфина № 24-03-08/73293 от 07.11.2017).

Источников в отношении терминологии штрафа как денежного наказания несколько. Данное правовое понятие определяется:

  • Уголовным кодексом (ч. 1 ст. 46);
  • КоАП (ч. 1 ст. 3.5);
  • НК (п. 2 ст. 114).

Тем не менее, существует ряд случаев, когда пени и штрафы не отделяются друг от друга. Например, в силу ч. 9 ст. 34 № 44-ФЗ, когда при нарушениях из-за непреодолимой силы или по вине иной стороны одна из сторон освобождается сразу от обеих неустоек при веских доказательствах произошедшего.

Другим примером может послужить выкуп неустойки. Как правило, в этом случае подключается третья сторона. Предметом ее интереса является мотивирование передачи ей прав требовать через суд возмещения любых штрафов и пеней от провинившегося исполнителя. Характерная ситуация при строительстве для обманутых дольщиков.

Особенности начисления в сфере госзаказа

Вернемся к разговору о том, что такое неустойка по ст. 34 № 44-ФЗ. Для этого подробнее познакомимся с правительственными Правилами определения штрафа и пени (утверждены ПП № 1042 от 30.08.2017). В них определен размер штрафа для сторон при ненадлежащем исполнении или неисполнении (просрочка — исключение) и размер пени за каждый день (за просрочку).

Размер штрафа выражается в фиксированной сумме в виде процента цены контракта (если запланированы этапы — как процент от этапа).

Расчет суммы для поставщика.

Расчет суммы для поставщика СМП, СОНКО в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30, за исключением просрочки (в том числе гарантийного обязательства).

За неисполнение требований о привлечении субподрядчиков по ч. 6 ст. 30 установлен штраф в размере 5 % объема привлечения по контракту.

Расчет суммы для заказчика и для поставщика по факту нарушения обязательств без стоимостного выражения.

Общая сумма по штрафам и пеням за неисполнение или ненадлежащее исполнение не может превышать сумму по контракту. Она верна и в отношении поставщика, и в отношении заказчика.

Таким образом, в отношении штрафных санкций в контрактной системе действует сходная правовая норма, применяемая для остальных сфер отношений. Дилемма о том, может ли неустойка превышать сумму основного долга, имеет отрицательный вектор. Ее определяет гражданско-правовое законодательство, что не предполагает последствий в виде обогащения потерпевшего субъекта. То, что такая выплата допускает, представляет собой компенсацию нанесенного ущерба.

Дата актуализации материала по состоянию на 05.07.2018 г.

Размеры неустойки предусмотрены Правилами определения размера неустойки № 1042. Размеры штрафа зависят обычно от цены контракта, а пени чаще всего - фиксированная часть ключевой ставки Банка России.

1. Неустойка для Заказчиков

1.1. Несвоевременное исполнение обязательств по контракту

Это нарушение сроков (оплаты, передачи материалов и документации)
Можно требовать уплаты пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы (ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Если объектом закупки по контракту является электро- , водо- , тепло- и газоснабжение , то размер пеней будет 1/130 ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.

1.2. Ненадлежащее исполнение обязательств по контракту

На практике чаще всего это случаи недопуска на территорию сотрудников исполнителя, отсутствие согласований, нарушение порядка приемки результатов и т.д.



Просмотров