Расчет коммунальных платежей на общедомовые нужды. Что такое «общедомовые нужды» и как их рассчитывать

В квитанциях платежей за квартиру встречается строка под названием ОДН. Что это такое? Аббревиатура расшифровывается как "общие домовые нужды". А вот что в них входит и как производится расчет - узнаем из данной статьи.

ОДН: что это такое?

Каждый дом, который подключен к электросетям, получает энергию, учитываемую на входе в здание. Она используется для потребления внутри квартиры и в местах общего пользования. Общедомовой счетчик подсчитывает всю электрическую энергию, которая поступает в многоквартирный дом.

Не все понимают определение ОДН: что это такое и как данный показатель отражен в квитанции. Плата взимается не только за освещение подъездов. К ней относится потребление электроэнергии в подвальных помещениях и на чердаке, работа противопожарных приборов, домофонов, насосов — то есть всего электрического оборудования, которое обеспечивает комфортное проживание для всех жильцов. Учитывается также отопление общедомовой площади и прочее.

В каждом доме имеется свой комплект электрического оборудования. Помимо этого, все технологические потери в сети внутри здания также оплачиваются как общедомовые нужды.

ОДН и ОДПУ

Есть дома, в которых не предусмотрен общедомовой (ОДПУ). Тогда ОДН начисляются отдельно. Даже при наличии прибора внутри квартиры собственник должен оплатить ОДН по нормативам. Поэтому, если счетчик в квартире не установлен, то коммунальные услуги оплачиваются по нормативам с добавлением ОДН.

Если же ОДПУ установлен, то, например, тариф на горячую воду должен быть оплачен с учетом разницы между общим, поступившим в здание объемом, и потребленной водой от квартир. Разница распределяется между собственниками, учитывая площадь их жилья или количество проживающих человек.

Какие помещения причисляются к ОДН?

Исходя из статьи 36 пункта 1 Жилищного кодекса РФ к имуществу общедомового значения относятся помещения, которые не являются частями квартир. Это:

  • лестницы;
  • площадки между ними;
  • коридоры;
  • этажи технического назначения;
  • чердаки;
  • подвальные помещения с инженерными коммуникациями;
  • другие помещения, которые не принадлежат отдельным собственникам, но нужны для удовлетворения потребностей социально-бытового характера, такие как крыши и надкровельные сооружения, оборудование для жизнеобеспечения более одной квартиры, придомовые земельные участки и объекты, расположенные на них.

Как рассчитать ОДН (общая информация)

Расчет ОДН зависит от способа учета расхода электроэнергии, тепла и воды, то есть наличия или отсутствия общедомовых счетчиков. Если домовой счетчик установлен, то расчеты производятся на основании постановления Правительства № 354 от 6 мая 2011 года, а если нет — согласно постановлению Правительства № 258 от 28 марта 2012 года.

Если такие счетчики имеются, то должны быть суммированы показания приборов в квартире, а затем вычтена сумма из показаний общедомового счетчика.

Если же такового нет, то затраты рассчитываются, основываясь на площади помещений общего пользования и жильцах, проживающих в квартире по схеме, которая установлена коммунальной организацией. Сумму распределяют по квартирам в зависимости от их площади или проживающих в домах людей по установленным нормативам. Обычно плата в домах без общедомовых счетчиков намного выше той, где они установлены.

Формулы при расчетах

Если счетчика в доме нет, то общедомовые нужды рассчитываются по введенным нормативам. При этом вышеназванное постановление утверждает формулы, а сами нормативы вносятся непосредственно администрациями или организациями, поставляющими ресурсы.

Общая формула следующая: V ОДН = Норматив* S ОДН. Где V - объем ОДН, а S - площадь помещений, состоящих в общем имуществе.

Нормативами ОДН являются следующие услуги:

  1. Единица норматива газа всегда равна нулю, если счетчика в доме нет. При его наличии общедомовые нужды могут иметь положительное или отрицательное значение.
  2. Единица рассчитывается в Гкал/м² и равна нормативу по квартирному отоплению.

Электричество ОДН рассчитывается в кВт*ч/м².

Единица норматива по водоснабжению рассчитывается в кубах на квадратный метр и состоит из двух частей:

  1. Одна составляющая равна 0,0903 куба на одного человека в месяц за квадратный метр площади ОДН.
  2. Другая часть рассчитывается согласно технологическим потерям по отношению к общему расходу, который состоит из норматива потребления кубов на человека, проживающего в квартире. Потери рассчитываются в зависимости от количества этажей в доме. Формула здесь следующая: (0,2+0,07*L)/4,3.

К примеру, в десятиэтажном доме потери составят около двадцати одного процента. Конечно, такая большая доля выглядит явно завышенной. А, может быть, она введена, чтобы стимулировать установку счетчиков. Если же домовой счетчик установлен, то в ОДН расчет состоит из следующих объемов газа, отопления, электро- и газоснабжения.

  1. Реальные объемы нужд за пределами квартир (например, отопление и освещение подъездов).
  2. Израсходованный объем при аварии.
  3. Потери в инженерных сетях.
  4. Перерасход или недобор внутри квартир, в которых нет индивидуальных счетчиков.
  5. Формула здесь выглядит следующим образом: V ОДН (1) = V дом (2) - V счет (3) - V норм (4) - V вычет (5). Здесь: 1 — объем ОДН; 2 — расход по счетчику дома; 3 — сумма по счетчикам во всех квартирах; 4 — сумма нормативов в квартирах, где отсутствуют счетчики; 5 — вычет с другой услуги.

В итоге получается объем ОДН, учет которого включает вышеназванные части. Каждую из них по отдельности вычислить уже не получится. Но общая сумма есть.

Примеры расчета ОДН

Рассмотрим несколько конкретных случаев.

Если рядом с домом расположен магазин, который подключен к домовым сетям, его расходы обязательно учитываются. Если потребляемые услуги оплачивают по индивидуально установленному счетчику, то при расчете его данные входят в вычет и исключаются из ОДН.

При отключении стояка по просьбе одной из квартир (к примеру, при замене батареи), объем слитой воды должен быть включен в качестве платной услуги в этой квартиры. Его также исключают из ОДН.

Если центральное водоснабжение не предоставляет объем холодной воды для подогрева вычитается из ОДН. Холодная вода в этом случае должна оплачиваться как горячее водоснабжение.

Общедомовой счетчик на теплоэнергию можно использовать и для услуги «отопление», высчитывая объем, который тратится на подачу горячей воды.

Если индивидуальных счетчиков нет, но используется общедомовой, тогда применяется следующая формула: V ОДН (1) = (V дом (2) - V вычет(3)) * S ОДН (4) /S дом (5). Здесь: 1 - объем ОДН; 2 — расход по счетчику в доме; 3 — вычет от другой услуги; 4 — площадь общего имущества; 5 — объем лицевых счетов и площадь общего имущества.

Для лицевых счетов используется следующая формула: V инд. (1) = (V дом (2) - V выч. (3)) * S инд. (4)/ S дом (5). Здесь: 1 означает объем лицевого счета, а 5 — сумму площадей всех лицевых счетов вместе с площадями общедомового значения.

По лицевым счетам общедомовой объем нужд распределяется в зависимости от положительного или отрицательного значения.

При положительном объеме полученные данные распределяются среди всех потребителей услуг, в число которых входят квартиры, а также офисы и магазины. Оплата ОДН осуществляется пропорционально площади лицевых счетов.

При отрицательном объеме распределение происходит только на жилые лицевые счета. При этом все услуги рассчитываются пропорционально количеству человек, прикрепленных к каждому лицевому счету, а услуга отопления — пропорционально занимаемой площади.

Почему общий объем бывает значительным?

Нормальным считается объем платежа по ОДН, равный десяти процентам от всей стоимости оплаты за квитанцию. В случае если сумма этой категории превышает тридцать процентов, возникает повод для беспокойства. Сначала необходимо проанализировать общую информацию, разбив всю оплату по частям: сколько денег уходит на работу лифтов, освещения, насосов и так далее. На основе полученных данных стоит подумать об энергоэффективности и, возможно, провести ряд мероприятий, направленных на энергосбережение. В этом случае к работе привлекают специалистов соответствующей направленности, а те, в свою очередь, рекомендуют и внедряют необходимые технологии и оборудование.

В частности, если электроэнергия ОДН по общедомовому счетчику получается очень большой, жильцы должны совместно выявлять причину.

Значительные суммы на общедомовые нужды часто говорят о том, что электрические провода находятся далеко не в лучшем состоянии. Таким образом, счетчик фиксирует много киловатт-часов. Ответственность за поступающую электрическую энергию несет та организация, которая обслуживает соответствующие сети. Если же организации нет, то эта обязанность лежит на самих жильцах дома.

Кроме того, из-за незаконного потребления показатель, называемый "электроэнергия ОДН", может тоже увеличиваться. К примеру, если жильцов определенной квартиры отключили от электричества за неуплату, но они несанкционированно подсоединились к сети, следует немедленно обратиться в обслуживающую организацию, чтобы их доступ к внутридомовым коммуникациям ограничили, так как потребляемая ими энергия идет в счет общедомовых нужд. Ранее начисление ОДН зависело также от наличия у жильцов счетчиков. Если такового не имелось, то они должны были платить за электричество согласно действующим нормативам, а также за долю энергии, идущую от потреблений нужд всего дома. Естественно, нормативы показывали лишь приблизительное значение. В настоящее время в соответствии с федеральным законом №261 «Об энергосбережении», во всех квартирах должны быть установлены индивидуальные счетчики. Таким образом, проблема была решена.

На показания ОДН также может влиять своевременная передача счетчиков в организацию, их обслуживающую.

Как уменьшить сумму начислений по ОДН?

Если суммы на общедомовые нужды приходят слишком большие, то чаще всего следует предпринять следующие шаги.

По электричеству:

  • провести проверку на предмет несанкционированного подключения электроэнергии со стороны жильцов;
  • заменить электрическую проводку — она может быть сильно изношена в старых домах, а также иметь повреждения и множество скруток, а это приводит к сопротивлению системы и в результате к потере электрической энергии (с этой целью собственники дома вправе обратиться в УК, чтобы организация провела энергетический аудит на предмет необходимости замены электропроводки);
  • установить светодиоды вместо ламп накаливания.

По вопросу водоснабжения:

  • установить индивидуальные счетчики для оплаты по потреблению, а не по нормативам;
  • предоставлять показания счетчиков своевременно.

По вопросу отопления — при наличии общедомового счетчика стоит провести заменить старые окна и провести теплоизоляцию труб в подвальных помещениях.

При хорошем утеплении потери тепла будут минимальными. Многие открывают окна в зимнее время и выпускают тепло. Но целесообразнее устанавливать регулирующий вентиль на радиаторы в квартирах. Обычно это делают до начала холодного сезона, чтобы не нужно было сливать воду из стояка.

Кроме вышеуказанных показателей, плата за ОДН может зависеть от:

  • достоверности сведений о площади общедомового имущества;
  • фактического числа проживающих людей.

Так, при одном прописанном человеке по нормативам электроэнергии и воды уйдет намного меньше, чем при пяти жильцах. Поэтому если в квартире проживают люди более пяти дней подряд, то нормативы должны быть оплачены согласно фактическому количеству проживающих людей. Собственник жилого помещения обязан уведомить об этом УК.

Если ОПУ или ИПУ неисправны

При выходе из строя приборов индивидуального или общего пользования, а также непредоставления показаний собственником, плату будут рассчитывать с даты, когда прибор стал неисправным или с начала расчетного периода в случае, если дату вычислить не представляется возможным.

В расчет принимается средний объем потребления ресурса, который высчитывается из последних двенадцати месяцев, а для отопления — из отопительного периода. При функционировании ОПУ или ИПУ менее года, учитывается фактическое время работы, но не меньше трех месяцев.

При невозможности снятия показаний с ИПУ в течение трех месяцев, а ОПУ — двух, начислять будут данные по действующим нормативам.

Проверка приборов

ОПУ и ИПУ должны проверяться не менее раза в год, а если они находятся в помещении потребителя, то не более одного раза в три месяца.

При этом все собственники жилья должны быть оповещены о намечающейся проверке письменным извещением, в котором они должны расписаться или отправить сообщение с точной датой. После извещения собственник обязан в течение семи дней сообщить о сроках проверки, удобных для него.

Еще некоторые вопросы об ОДН

Со средины 2012 года не учитываются при начислении в квитанциях.

Вне зависимости от того, прописан ли кто-то в квартире или нет, ОДН будет начисляться и распределяться в зависимости от площади квартиры. Таким образом, ни количество прописанных, ни количество фактически проживающих людей не повлияет на данный показатель.

При отсутствии в квартире собственника расходы на общедомовые нужды он все равно должен оплачивать в общем порядке.

Заключение

Из статьи мы узнали об ОДН: что это такое, какие моменты учитываются при расчетах и как они осуществляются. В действующем законодательстве видны недочеты и пробелы, связанные, например, с общедомовыми счетчиками (самостоятельным решением об установке или оплате по нормативам). В некоторых домах, где управление осуществляется организованно, проблем не возникнет, а вот, к примеру, в ТСЖ могут появляться как различные злоупотребления, так и просто нерешенные вопросы, в результате чего страдают непосредственно жильцы.

Иван Хренов-Российский
www.Prozim.ru
E-mail: [email protected]

***
« ЖКХ РОССИИ»

101. Констатировать: ЖКХ не работало в нашей стране, ни в какие времена! В Советскую эпоху государство финансировало его по остаточному принципу, а потому и шли туда работать в основном неудачники да пьяницы – « Афони». Работали они отвратительно, да, к тому же брали взятки и разворовывали, пропивали без того нищее имущество ЖЭКов.
В настоящее время положение в ЖКХ много хуже! Им правит коммерческий криминал.
Население в нашей стране очень разобщено. Вряд ли можно найти в мире ещё такую страну, где соседи по подъезду и даже по лестничной площадке в многоэтажном доме за многие годы соседства не удосужились бы даже познакомиться между собой.
Не благодарное дело разбираться в причинах этого, их слишком много и они не просты. Одно лишь можно сказать: вины простых людей здесь нет. Виновны недальновидные, алчные, продажные, корыстные и, наконец, просто бездарные и глупые лидеры нашей многострадальной страны, которых в изобилии в разные времена посылала нам Судьба! Разбираться здесь, кто виноват, конкретно, бесполезно, да уже и ни время.
Очередным безответственным экспериментом над нашим обществом оказалось преднамеренное « отпущение вожжей», точнее, — умышленное попустительство и произвол в современном ЖКХ, обернувшийся самозахватом этой сферы административно-бандитскими формированиями под личиной всякого рода ТСЖ и Управляющих компаний (УК). Вся страна охвачена густой криминальной сетью, поделившей сферы влияния в ЖКХ.
Такая политика стала сущей бедой для большинства населения нашей страны – « Собственников жилья», как правило, старого, сильно изношенного или нового с многочисленным строительным браком.
Новоявленные захватчики буквально поработили Собственников жилья. Прикрываясь заказными « Законами» и « Постановлениями», они насаждают жестокий рэкет по отношению к жителям « многоэтажек» и целых жилых микрорайонов.
Попытки отдельных граждан постоять за свои « права» грубо и изощрённо подавляются, вплоть до физической расправы! Здесь заправляют свои « Цапки»!
Попытки отдельных граждан постоять за свои « права» грубо и изощрённо подавляются, вплоть до физической расправы!
Центральная и региональные власти страны, проявляют « пассивность», демонстрируя, « нейтралитет» в развитии событий по ЖКХ. Трудно сказать, от чего это больше: от бессилия, то корысти или от страха перед возможным народовластием в этой имущественной сфере страны. Слабая « Власть» иногда предпочитает отдать страну в руки криминала, чем в руки собственного народа – меньше хлопот, да и выгодно.
102. Признать, что для решения проблемы ЖКХ необходимы глубокое самосознание и самоорганизация общества, чего от нашего народа, по крайней мере, в обозримом будущем ожидать не следует. Необходимо проявление в ЖКХ всеми государственными властными структурами страны большой политической воли и высокой ответственности.
Власть должна определиться, наконец, в выборе союзника по управлению страной: подавляющее народное большинство « малоимущего» населения или криминал – богатое, сильное, но беспринципное жестокое и алчное « имущее» меньшинство.
В интересах малоимущего общества предпочтительна « Власть», опирающееся на доверие и поддержку широких народных масс.

103. Констатировать, что до недавнего времени ЖК РФ даже не предусматривал такого органа самоуправления Собственников помещений, как Домовые Советы Собственников (ДСС) и это было не случайно. Ведь такая самоорганизация Собственников жилья не позволит в дальнейшем использовать ЖК РФ, как удобное прикрытие для любых злоупотреблений в ЖКХ. Под этим прикрытием Управляющие компании (УК) в большинстве случаев просто навязываются Собственникам жилья без всякой альтернативы.
Приятно отметить, что теперь статья 160.1 ЖК РФ система координально изменена в пользу Домовых Советов Собственников.
Вместе с тем, в ЖК РФ всё также прописан такой безликий ущербный « институт», как « Общее собрание» Собственников жилья – инстанция, которую ни кто не организует и не возглавляет (упаси Бог). Это « собрание», хотя по Закону всё определяет и решает, само является полной неопределённостью. А ведь именно оно должно избрать ДСС. Ну впрямь, как по притче: « что же появилось раньше курица или яйцо».
Формально такое « собрание» может быть созвано по инициативе любого Собственника в многоквартирном доме, т.е. когда угодно и кем угодно, сегодня одним « дядей» (или « тётей»), завтра другими, на призывы, которых мало кто отзовется.
Такие спонтанные неорганизованные сходы Собственников без повестки дня, без орг. актива (секретарь, председатель-ведущий собрание, регистрации участников, кворума), протокола скорее можно назвать « собранием прохожих», где « участники», проходя и задерживаясь на несколько минут, идут дальше, по своим делам, на их место подходят новые любопытные и т.д.
Какие же решения могут быть приняты на таком « собрании», где большая часть – случайные прохожие?!
К стати, выдержка из ЖК РФ (статья 46, п.4: « Протоколы общих собраний собственников …., хранятся в месте или по адресу, которые определены данным собранием». Наверное (скажу, по-секрету!) « в углу двора под дубом» или « на чердаке за трубой».
И ещё выдержка из ЖК РФ (ст. 45, п.1): « Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны (!) ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Повестка дня, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием Собственников помещений в многоквартирном доме».
Ну, прямо « Тяни-Толкай» какой-то получается! Интересно, кто же всё-таки « Автор» текста ЖК РФ?
Вот так, но этот « бардак» вполне устраивает УК, а протокол они и сами « состряпают» какой надо, позднее и закроют им рот любому, отдельно взятому Собственнику жилья со словами: « так решило большинство на общем собрании».
При таком ЖК РФ всегда имеется возможность навязать Собственника жилья в многоквартирном доме любую угодную местным властям УК. Пока такое « собрание» что-либо решит, время его попросту выйдет и тогда за Собственников всё решит « Орган местного самоуправления» (ЖК РФ ст. 161, п.п. 4 и 5). Спустя десять дней Собственников помещений в многоквартирном доме уведомят о результатах, по которым, они обязаны будут заключить договоры с УК, выбранной этими « органами».
Но самая большая беда для собственников жилья в многоквартирном доме (и раздолье для шулеров) таится в восьмом разделе ЖК РФ, где всё базируется на « решениях Общего собрания». В таком доме может быть от 500 сот до 1000 и более Собственников жилья. Значительная часть жильцов владеет помещением по найму, Собственник живёт в другом месте, может даже в другом городе. Среди Собственников идёт непрерывная ротация по разному поводу. Большинство из них просто не считают нужным тратить своё личное время на участие во всякого рода общественных мероприятиях.
Так что это самое « Общее собрание Собственников» в таких домах практически невозможно.
В таком случае ситуацию в новом доме берёт « в свои руки» Застройщик, а в заселённом любая самопровозглашённая УК. Они сами « стряпают» Протокол мнимого « Общего собрания», где, возможно, даже имеются какие-то « подписи» со стороны Собственников или по их « поручению», но оспорить подлинность сего « документа», особенно спустя некоторое время по известным причинам, практически, невозможно.
После такой безотказной аферы Собственники у этих « дельцов» что называется « в руках». Они (каждый Собственник в отдельности) лишаются всех прав на личное мнение и инициативу. Во взаимоотношениях с УК принимается во внимание только мнения (решения) большинства Общего собрания! Теперь то от имени « Общего собрания» УК может навязать любые условия, в том числе форму и состав Договора на « Содержание и эксплуатацию жилья».
Вот так, « Собственнички», недооценили важность « общественных мероприятий», теперь извольте на « дойку» и не роптать! И так теперь на долгие годы!

104. Принять под надзором СПДМ активное государственное участие в формировании структур властного полномочного самоуправления Собственников жилья в виде домовых, дворовых, квартальных, районных, городских и вплоть до всероссийского Совета Собственников жилья, способных в интересах Собственников решать все их проблемы.

105. Констатировать что от завершения строительства многоквартирного дома и до передачи его в собственность Дольщикам – пропасть.
На стадии, когда дома уже принят в эксплуатацию от застройщика муниципальными структурами, вся документация, в том числе Договоры долевого участия, ключи от квартир, находятся в руках Застройщика.
Заселение дома с подписанием Акта приёмки-передачи квартир от Застройщика Собственнику (бывшему Дольщику) с вручением ключей возможно лишь на основе ещё действующего на этот момент Договора между Застройщиком и Дольщиком: от Исполнителя (Застройщик) – Заказчику (Дольщик) в собственность.
Выполнять эту процедуру должен уполномоченный сотрудник от Застройщика, как организованной официальной структуры со статусом юридического лица при обязательном участии представителя местной власти.
Собственники квартир на этот момент не являются консолидированной структурой и не имеют своего органа самоорганизации и самоуправления. Поэтому (что не прописано в ЖК РФ) Застройщик на этот момент всё ещё несёт на себе бремя ответственности за состояние и обслуживание квартир и общедомового имущества в многоэтажном доме.
Здесь не мешает вспомнить и, в какой-то мере, воспользоваться опытом коллективизации на заре Советской власти в СССР, когда структура самоуправления насаждалась инициативой и участием « сверху» с последующим контролем её реализации и функционирования до лучших времён.

106. Признать, что на сегодня всё далеко не в соответствии с интересами граждан. Дольщики прибывают в новостройку для заселения по своей инициативе, неорганизованно в разное время, где их встречает представитель не весть, как, откуда взявшейся Управляющей компании (УК). Он даёт каждому Дольщику на подписание, в том числе: заготовленный тиражированный Застройщиком индивидуальный Договор, Правила пользования жилым помещением, Акт приёмки-передачи квартиры от Застройщика Собственнику, ещё какие-то бумаги и долгожданные ключи от квартиры. Как говорят: « Дело в шляпе»!
В этой эйфории счастливый Собственник не замечает подвох. Позднее, на его вопрос: « Откуда же всё-таки взялась УК?» , ему ответят: « Как, Вы же сами подписали при вселении протокол Общего собрания Собственников с таким решением!»
Собственник оформляет соответствующее Свидетельство о собственности на квартиру, а на владение « Общим имуществом» в многоквартирном доме Свидетельство Собственнику не выдаётся, и оно – это имущество как бы « повисает в воздухе».
В ЖК РФ не предусмотрена процедура передачи этой собственности от Застройщика Собственникам квартир.

107. Следует отметить, что феномен « Общее имущество» в ЖКХ обязан своим появлением образованию УК в многоквартирных домах. Он сродни советскому лозунгу: « Всё вокруг колхозное – всё вокруг моё!», который, в конечном счёте, обернулся своей противоположностью: « Всё вокруг бесхозное – всё вокруг ничьё». Именно так сегодня обстоит дело с « Общим имуществом» в многоквартирных домах. Это атавизм, мёртворождённый ещё в прежние времена.

108. Принять:
— что, для выполнения процедуры передачи ответственности за состояние и обслуживание общедомового имущества в многоэтажном доме от Застройщика специализированному предприятию — Исполнителю этих работ, Застройщик, должен организовать первое, учредительное собрание Собственников-Дольщиков на этот момент ещё партнёров Застройщика по Договору о долевом участии в строительстве многоэтажного дома.
— в повестке дня первого, учредительного собрания обязательно обозначить пять вопросов, в том числе:
1. Выбор Домового Совета Собственников (ДСС) многоквартирного дома и его Председателя.
2. Выбор способа управления многоквартирным домом и Управляющей организации.
3. Организация ДСС и его Председателем заключения индивидуальных Договоров на « Услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» между Управляющей организацией и Собственниками квартир в многоквартирном доме на условиях, определённых Общим собранием (ЖК РФ, статья 44, пункт 31 – введён Федеральным законом от 27.09.2009 №228-ФЗ).
4. Передача с баланса Застройщика на баланс, выбранной по п.2, Управляющей организации на период её полномочий « общего имущества» Собственников многоквартирного дома и обязанностей на « Услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» вместе с гарантийными обязательствами Застройщика перед Собственником жилья.
5. Делегирование Общим Учредительным Собранием Собственников квартир в многоквартирном доме ДСС в лице его Председателя права вести все дела с Управляющим организацией, в рамках индивидуальных Договоров между Собственниками квартир и этой Управляющей организацией (ЖК РФ, статья 44, пункт 31 – введён Федеральным законом от 27.09.2009 №228-ФЗ).

109. Принять:
— обязательным систему отчётности перед Собственником жилья любой организацией управляющей многоквартирным домом по индивидуальному Договору в виде ежемесячной приёмки – передачи по Акту, порученных Собственником для исполнения и фактически выполненных работ и услуг, до (!) выставления счёта (квитанций) на квартплату.
— тарифы на « услуги по управлению, обслуживанию и ремонту совместной собственности в многоквартирном доме» должны быть согласованы и утверждены Председателем ДСС до их применения во взаиморасчётах между управляющим предприятием и Собственником.
***
110. Признать, что на сегодня в системе ЖКХ существует непримиримое разногласие между Собственником жилого помещения (заказчик « услуг и работ») и (УК) Управляющей компанией (исполнитель « услуг и работ») по фактическому составу « услуг и работ» при расчёте « платы за жилое помещение», то есть: « оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме» (ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2), а также по принципу установления тарифов и способу их применения при взаиморасчёте участников Договора.
На сегодня сам тариф, фактически, не согласовывается с Собственниками, как того требует ЖК РФ, несмотря на безапелляционные заявления УК в ежегодных финансовых отчётах о том, что тариф принимается « путём заочного голосования Собственников….». Он самовольно выдвигается УК по максимуму, согласно, только ей ведомым, каким-то « Постановлениям» путём увеличения тарифа предшествующего года, причём более чем на 6% (вопреки указанию Президента) с извещением Собственников через доску объявлений.
111. Констатировать, что, согласно ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2 тариф, принятый УК, должен быть применён на выполнение в полном объёме всех « услуг и работ» по статье « плата за жилое помещение». При этом каждый Собственник реализует своё бремя платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме путём внесения на счёт УК денежных средств, пропорционально своей доле в общедомовом имуществе, образовавшихся перемножением тарифа на площадь жилого помещения Собственника. В этом состоит и этим должен завершаться полный ежемесячный взаиморасчёт сторон, Собственника и УК – участников Договора.
112. Констатировать, что действующий Договор и ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2 не предусматривают увеличение затрат Собственника в случае привлечения УК сторонних организаций для выполнения своих договорных обязательств перед Собственником. Все затраты Собственника по статье « плата за жилое помещение» определяются принятым тарифом. При этом, введение УК в одностороннем порядке новых статей затрат и предъявление их по дополнительным (от смежников) тарифам к оплате Собственнику согласно ЖК РФ недопустимо!
Однако УК в отношениях с Собственником систематически нарушают договорные обязательства и нормы ЖК РФ.
Рассмотрим это на « живом» примере по городу N-ску, типичном для всей страны.
Так, своим волевым решением УК из статьи ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2 « плата за жилое помещение» (предмет Договора) самовольно вычленяют одну составную часть, именуя её « Содержание и эксплуатация» (иногда – « жильё») и расценивают отдельно по полному тарифу (в рассматриваемом случае — 12,24 руб/ м² , 2013 год), а остальное выставляют Собственникам для их оплаты уже самостоятельными статьями, по разным дополнительным тарифам, не являющимися слагаемыми частями уже выставленного Собственнику тарифа (так и указывается в квитанции на квартплату):
1. — « Содержание и эксплуатация» — 12,24 руб/ м² ;
______________________________________________
2. — Аварийное обслуживание – 0,28 руб/ м² ;
3. — Вывоз мусора – 1,80 руб/ м² ;
4. — Лифт – 1,66 руб/ м² ;
5. — Обслуживание ИТП – 0,46 руб/ м² ;
6. — Обслуживание ВНС – 0,18 руб/ м² ;
7. — Обслуживание АСПЗ – 0,63 руб/ м² ;
8. — Домофон (15 руб/месс) – 0,167 руб/ м² ;
9. — Освещение подъезда – 1,92 руб/ м² ;
10. — Охрана общедомового имущества (70 руб/месс) – 0,775 руб/ м² .

1. Тариф « оплаты за жилое помещение» (руб/ м²) применять один, « единый» и единственный.

2. Величину тарифа по п. 1 УК согласовывать (если нет ДСС) персонально с каждым участником индивидуального Договора – СЖ в многоквартирном доме, путём двусторонних переговоров и совместного подписания соответствующего дополнительного Соглашения (Акта).

3. Взимание УК любых прочих дополнительные платежей с СЖ по этой статье и тарифам, не являющимся составной частью « единого» тарифа считать недопустимым.

4. Максимальная величина численного значения « единого» тарифа по п. 1 не должна превышать вполне определённой, зарегистрированной в РФ величины, например, 0,162% от стоимости « Минимального размера оплаты труда» — МРОТ, действующего на расчётный период.

5. Максимальная величина численного значения « единого» тарифа по п. 1 может быть скорректирована для последующих взаиморасчётов, при изменении МРОТ.

114. Принять недопустимым:
— увеличение затрат Собственника в случае привлечения УК сторонних организаций для выполнения своих договорных обязательств. Все затраты Собственника по статье « плата за жилое помещение» определяются принятым единым тарифом с учётом доли Собственника в общедомовом имуществе (ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2).
— введение УК в одностороннем порядке дополнительных к действующему Договору статей затрат и предъявление их к оплате Собственником!

115. Следует обратить внимание на особый, спекулятивный приём, к которому повсеместно прибегают УК в системе ЖКХ для репрессии на Собственников жилья, при « выбивании» из них желаемого размера оплаты за свои услуги.
Собственники не всегда согласны оплачивать УК некоторые стать затрат или платить по необоснованно завышенным тарифам и соответственно уменьшают сумму выставленную им в квитанции, при этом в полной мере оплачивая коммунальные услуги. Но форма квитанции изготовлена так, что невозможно определить по какой статье Собственник решил произвести вычет из расчётного итога.
В частности, к примеру: по холодному водоснабжению, по статье « на общедомовые нужды» — ОДН, это теперь вместо непопулярного « ВОДОДОБОРА»!
Как и прежде, неучтённые водомерными приборами Собственников в квартирах, расходы холодной воды достигают « баснословных» величин.
Общий месячный расход по дому (из примера выше – шесть подъездов 10 – 16 этажей) на « общедомовые нужды», за месяц (обратным расчётом способом УК и данным квитанции) достигает 550 кубических метров. Таким количеством воды можно заполнить внутренний двор этого дома слоем глубиной почти по колено! Или до десяти железнодорожных цистерн!
По принятой УК квалификации, весь объём воды, образовавшийся, как разность между количеством воды, поставленным Водоканалом в дом и количеством воды, потреблённым по отчётным документам Собственников внутри их квартир — есть вода, израсходованная УК (!) на « общедомовые нужды».
Ещё раз повторим (для « невнимательных»): вода на « общедомовые нужды» расходуется УК за пределами квартир Собственников. Её количество не подтверждается показаниями приборов: на какие, конкретно, « нужды» и сколько. Расчётное количество неправдоподобно!
И, наконец, самое вопиющее: по данным квитанции УК вода, израсходованная на « общедомовые нужды» за пределами квартир, в конечном счёте, стекает (списывается) во внутриквартирные санитарно-технические приборы Собственников, приплюсовывается к статье « канализация», за что ми дополнительно приходится платить! Практически, за один и тот же необоснованный объём, да ещё и дважды!
Это неприкрытый подвох, фальсификация, мошенничество – преступление! К Управляющей компании нет доверия!
Вообще нельзя исключить при этом вариант перепродажи, « сэкономленных УК ресурсов (вода, электроэнергия, тепло) по статье ОДН, иным пользователям, коих на территории жилого комплекса „пруд пруди“ (магазины, детские дошкольные учреждения, рестораны, кафе, мастерские, автомойки, станции ТО и т.п.).
116. Принять необходимым и обязательным предоставление от УК Собственникам жилья достоверной, подтверждённой показаниями приборов, информации о « потребителях» и потреблении воды, электроэнергии и тепла на « общедомовые нужды» одновременно или до выставления счёта на оплату по этой статье.
Как правило, УК не утруждают себя детальными разъяснениями Собственникам по расходам средств, собираемых ею ежемесячно по статье квитанции « содержание и эксплуатация» (иногда, именуемой просто – « жилище»). По приведённому выше примеру (шесть подъездов 10 – 16 этажей) это более 285 тысяч рублей. Приняв во внимание вывешенный у подъездов подробный « график по уборке помещений дома», — эта услуга УК (один дворник и две уборщицы) тянет не более сем на 25 тысяч рублей в месяц, но нет обоснованной информации о распределении всей суммы. На запросы Собственников УК ответа не даёт.
Пользуясь навязанным Собственнику посредничеством по сбору платы за коммунальные услуги, УК, компенсируя недоплату ей Собственником, нередко присваивает часть денег за коммунальные услуги в свою пользу и, переадресовывая « недоимки» коммунальщикам, « сваливает» эту кражу на Собственников, как на злостных « неплательщиков» за коммунальные услуги.

117. Принять с дополнением в ЖК РФ, с целью укрепления позиции Собственников жилья во взаимоотношениях с УК, выставление Собственнику платы за оказанные ему коммунальные услуги и за услуги со стороны УК по отдельным разным квитанциям.

118. Констатировать, что при передаче в России индустрии строительства жилых и гражданских объектов в частные руки, качественные показатели резко упали. Вульгарная коммерческая рентабельность, прибыль вышли на передний план в ущерб качеству, безопасности и комфорту пользователей.

Захватившие строительную индустрию страны криминально — коммерческие структуры по факту подменили строительные, санитарные нормы и правила (СНиПам и СанПиНам) своими « понятиями» и волей « Хозяина» строительной фирмы. Строительство и последующее управление промышленными и гражданскими объектами попало в руки случайных (!) некомпетентных безграмотных исполнителей. В российском « неокапитализме» происходит явная девальвация интеллекта. В результате: грубо нарушаются требования по прочности, надёжности и долговечности сооружений, инженерные сети искажены и функционируют плохо.
В рассмотренном здесь « живом» примере в нарушение СНиПам и СанПиНам « лежаки» в подвале и « выпуски» к дворовым колодцам проложены без уклонов, канализация не домовая и дворовая выполнены с отклонениями от стандартов. Несмотря на многочисленный строительный брак, многоэтажный дом успешно принят ( « устаканен») и введён в эксплуатацию. Нет сомнения: рассмотренный пример не исключение для домостроительной практики по всей стране.
Создаются предпосылки к быстрому повсеместному выходу из строя инженерных сетей, а в не далёком будущем можно ожидать даже случаи домокрушения, особенно « высоток». Правда все « Полонские» к тому времени уже « заметут следы», благополучно переселившись за рубежи в замки на свои х островах.
Особо остро проявляется фактор минимизации площади земельных участков под жилые здания, вплоть до полного исключения придомового участка общедомового пользования – двора! Не трудно представить себе в каких условиях при этом оказываются жильцы многоэтажных домов. А, целях наживы « Застройщики» всё увеличивают этажность жилых зданий от пяти – девяти в советские времена до шестнадцати – двадцати пяти теперь. И это вовсе не признак прогресса, это – стремление к сверхприбыли!

119. Принять на государственном уровне положение о выдаче разрешения на строительство гражданских и промышленных объектов исключительно с соблюдением норм и правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и бытовой комфорт пользователей в соответствии с передовыми международными требованиями, при строгом соответствии площади земельного придомового участка общедомового пользования жилой и прочей обитаемой площади строения.

​Должны ли жильцы платить за общедомовые нужды и как это правильно делать? Свои разъяснения по данному вопросу изложил Минстрой.

Введение с этого года измененной системы расчетов и начислений ОДН (коммунальных платежей за расходы на общедомовые нужды) повлекло уже немало претензий и споров. Несмотря на то, что перемены были направлены на повышение уровня прозрачности расчетов и платежей, а в целом - на их справедливость, очень многие управляющие компании посчитали возможным использовать нововведения ради своего обогащения. Чередой ошибок обернулись и попытки региональных властей определить порядок расчетов и нормативы.

В чем основная проблема? Расчет по нормативам привел к повышению платежей. Начисленное исходя из нормативов и рассчитанное исходя из фактического потребления в некоторых регионах и по многим управляющим компаниям показали существенную разницу. Конечно же, в пользу увеличения сумм в платежках.

На фоне возникшего несоответствия Минстрой посчитал нужным разъяснить порядок расчетов. И здесь все однозначно: если расчеты по нормативам превышают расчеты по фактическому потреблению, то начисления должны проводиться по последним . Справедливо? Да. Но не все так просто. Разъяснения - это одно и, в принципе, они ни к чему не обязывают. Слишком многое отдано на усмотрение и определение региональных властей. А что остается делать простым гражданам?

Чтобы понять все принципы формирования ОДН, расчетов и их порядка, проверить, не обманывает ли вас УК, придется самим вникать во все «подводные камни» старой и новой системы. Давайте разбираться.

Как было и зачем решили изменить?

Расходы и начисления на общедомовые нужды были и раньше, до 1 января 2017 года. Правда, УК делали расчеты так, как считали нужными. Ни единого порядка, ни единых нормативов не существовало. В квитанциях платеж за ОДН тоже мог фигурировать как угодно. Более того, доходило до абсурда: жильцы одного подъезда могли платить одну сумму, а соседнего - кратно большую.

Непрозрачность системы расчетов и начислений была наруку управляющим компаниям. Они платили поставщикам ресурсов по фактическому потреблению, а за счет разницы извлекали прибыль. Нередко на ОДН относились и затраты, которые не имели никакого отношения к потребляемым жильцами ресурсам. Включить в платеж могли, например, непогашенные кем-то долги, а то и того хуже - расходы арендаторов, снимающих площади в доме под коммерческие нужды.

Изменить ситуацию можно было только одним путем - ввести общие правила игры, определить порядок и нормативы. Это, собственного говоря, и было сделано.

С января 2017 года общую строку ОДН исключили из платежек, а платежи на личные и общедомовые нужды разделили, во-первых, на эти две категории, во-вторых - по конкретным ресурсам (электроэнергия, вода и т.д.).

Кроме того, регионам поручено до лета определить нормативы потребления на ОДН. Многие уже это сделали. Жильцам по мере утверждения нормативов будет предписано платить только по ним, не больше. Возможная разница между начисленным по нормативам и рассчитанным по показаниям счетчикам должна погашаться за счет ТСЖ или УК - в зависимости от выбранной формы управления.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Зачем понадобились разъяснения Минстроя и кому они адресованы?

Разъяснения по поводу начисления платы за общедомовые нужды Минстрой начал давать еще в декабре 2016 года в виде писем. Многие последующие разъяснения были разъяснениями первых и т.д. От этого вопросов меньше не становилось. Однако, что касается жильцов, то их в большей степени интересовало только одно - не очень понятное увеличение платы за ОДН, причем в ряде случаев в серьезном размере.

Как определено в нормативно-правовых актах и первичных разъяснениях Минстроя, начислять за ОДН больше, чем предусмотрено нормативами, нельзя. Но, к сожалению, нигде не говорится о том, что допускается меньший платеж. Возникли и другие проблемы. В некоторых регионах утверждение нормативов запаздывает, а потому УК стали применять нормативы многолетней давности. В некоторых субъектах отменяются уже утвержденные нормативы, включая ситуации, когда это делается по искам прокуратуры, что порождает путаницу. Во многих управляющих компаниях и ТСЖ просто не знают, как правильно делать расчеты и как толковать законы, из-за чего делают расчету по принципам «как поняли» и «как выгодно».

В результате возникшей неразберихи и отсутствия единства в понимании нового порядка пострадали, как всегда, обычные граждане. В своем очередном письме с разъяснениями Минстрой уже вынужден был четко определить: платить больше, чем определено нормативом, жильцы не могут, а меньше - могут. Одновременно было дано указание о наведении в регионах порядка с нормативным регулированием и исполнением законодательных предписаний.

Как проверить правильность начислений?

Это необходимо, прежде всего, чтобы проконтролировать - не обманывает ли вас УК или ТСЖ.

Общий порядок такой (при наличии общедомовых приборов учета):

  1. Взять показания общедомовых счетчиков для определения общепотребляемого объема услуг.
  2. Снять показания с приборов индивидуального учета и определить индивидуальное потребление услуг.
  3. Рассчитать разницу между общими показателями и индивидуальными.
  4. Сравнить полученный результат с нормативом. Если разница больше, жильцы оплачивают только в пределах норматива, остальное - относится на счет УК или ТСЖ. Если разница меньше - жильцы платят исходя из фактического потребления, а норматив не применяется.

Нормативы должны быть утверждены в каждом регионе отдельно. В пределах одного субъекта применяется единый подход. Сделать это местные власти должны до лета текущего года. В течение переходного периода Минстрой допускает возможность применения нормативов, действовавших до ноября прошлого года.

В нормативы должны быть заложены индивидуальные характеристики домов, в частности, год постройки, количество этажей, тип системы отопления, технические особенности инженерных систем и т.п. Однако, в своих разъяснениях Минстрой обратил внимание на допустимость расширения перечня учитываемых при расчетах нормативов параметров с выходом за пределы установленного общими правилами. В данном случае речь идет об уникальных, специфических особенностях многоквартирных домов: применение каких-то конкретных технологий энергосбережения, типичные для этого дома режимы подъездного освещения, отопления, использования воды и т.д. Считается, что такой подход должен обеспечить более глубокую индивидуализацию и сделать расходы на ОДН, платежи по ним более адекватными характеру эксплуатации дома и точными.

Жильцам, полагающим, что применяемые нормативы не соответствуют реальным особенностям эксплуатации дома, разрешается выступить с инициативой об их пересмотре. Но не напрямую, а через свою УК (ТСЖ, жилкооператив). Это возможно, даже если речь идет всего об одном доме, для которого необходимы свои нормативы. Допускается и коллективное обращение, при котором заявление подается несколькими управляющими организациями. Это актуально уже в масштабах жилищных комплексов, районов или населенных пунктов. Правда, одной инициативы мало - ее потребуют обосновать на экспертном уровне, представив соответствующие расчеты.

Чтобы узнать и понять, как делают расчет и начисления ОДН сейчас, необходимо обратиться в свою управляющую организацию. Там обязаны предоставить детализированный расчет. Также можно запросить показания общедомовых приборов учета и применяемые нормативы.

Если вы полагаете, что вас обманули:

  • напишите в УК заявление и потребуйте сделать перерасчет, но придется предоставить свое обоснование и расчеты;
  • при начислении суммы сверх норматива - нужно требовать перерасчет в соответствии с разъяснениями Минстроя;
  • если платеж начислен по нормативу, а фактическое потребление меньше - вы вправе требовать перерасчет по фактическому потреблению.

При отказе управляющей организации делать перерасчет можно обратиться в прокуратуру (для начала), а затем - в суд. Или сразу подготовить иск в суд. Наиболее эффективно работают коллективные обращения и иски.

Как можно самостоятельно управлять расходами?

Самостоятельное управление собственниками расходами на общедомовые нужды - аспект, к которому государство всячески подталкивает жильцов еще со времен идеи создания ТСЖ и УК. Принятие многих решений отдано на усмотрение общего собрания собственников, но, к сожалению, основной формой по-прежнему остается передача управленческих функций в руки управляющих организаций.

УК должны принимать меры, чтобы в доме было комфортно, светло, чисто. И эти же организации должны заботиться о том, чтобы платежи за содержание и прочие коммунальные услуги были разумными, экономически обоснованными. Если этого не происходит, значит, нужно требовать от УК конкретных действий.

Оптимальный вариант - плата за общедомовые нужды исходя из фактического потребления, но не больше норматива. Снизить потребление помогают решения и технологии энергосбережения, повышение уровня эксплуатационного обслуживания дома и инженерных систем. И тут вопрос заключается лишь в стоимости их внедрения, готовности жильцов финансово поучаствовать в этом. Увы, готовы к таким расходам не все, а обязать людей - очень трудно, но стремиться к этому все-таки нужно.

Для принятия решений, которые способны повлиять и на расходы, и на платежи, и на действия УК необходимо проведение собрания, где должен быть кворум и, конечно же, одобрение большинством запланированных мер. Поэтому крайне важно, чтобы подавляющее большинство жильцов выступало единым фронтом. В силах собственников и смена УК - это решение также принимается собранием.

На сегодняшний день расчет ОДН является одной из самых трудных тем в ЖКХ. Давайте разберемся, что входит ОДН, как он считается и почему эта тема вызывает так много споров среди управляющих компаний и жильцов жилых домов.

Как расшифровывается ОДН

Аббревиатура ОДН обозначает «общедомовые нужды». Это категория коммунальных расходов, в которые входит обслуживание общих территорий дома, не оснащенных индивидуальными приборами учета (ИПУ).

Обслуживание общих территорий дома может включать в себя расход различных видов ресурсов - электроэнергии, тепла, холодного или горячего водоснабжения. Использование ресурсов на обслуживание общих территорий называют общедомовым потреблением , в то время как использование ресурсов жильцами в рамках своих квартир называют индивидуальным потреблением .

Что входит в общедомовые нужды

В соответствии с п. 1 статьи №36 Жилищного кодекса РФ к имуществу общедомового пользования относятся помещения, которые не являются частями квартир и служат для общего использования. В число таких помещений входит:

  • межквартирные лестничные площадки и коридоры;
  • лифты и лифтовые шахты;
  • крыши и технические этажи дома;
  • чердаки и подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации;
  • земельный участок, на котором расположен дом, включая элементы благоустройства, расположенные на территории дома (например, клумбы или детский двор).

Пример: по территории многоквартирного дома посажены клумбы, на полив которых ежемесячно расходуется 5 м³ воды. Также проводится ежедневная влажная уборка подъездов дома, потребляющая еще 5 м³. Эти услуги входят в обслуживание общих территорий дома.

В конце каждого месяца управляющая компания снимает показания общедомового счетчика, который зафиксировал, сколько всего воды было поставлено в дом. Полученные данные сверяются с показаниями индивидуальных приборов учета жильцов.

Разница между показанием общедомового счетчика и суммой показаний квартирных счетчиков становится цифрой ОДН по воде, в которые и входят те самые 10 м³ воды, употребившиеся на общедомовые нужды - полив клумб и ежедневную влажную уборку подъездов.

Кто должен платить за ОДН многоквартирного дома

В соответствии с Постановлением Правительства №354, расход на общедомовые нужды оплачивается собственниками квартир.

Оплата ОДН происходит помимо квартирных коммунальных услуг и является отдельной категорией коммунального расхода. Поэтому на порядок оплаты ОДН не влияет, установлены ли в квартирах жильцов индивидуальные приборы учета, а также то, какая форма управления выбрана в многоквартирном доме.

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Собственники нежилых помещений (например, офисов или магазинов, расположенных в доме), также обязаны оплачивать ОДН в соответствии с правилами расчета.

Расчет ОДН

Для расчета ОДН используются формулы и нормативы, утвержденные городским или региональным правительством, однако имеется общий принцип расчета, который зависит от нескольких факторов: установлен ли общедомовой прибор учета в доме и установлены ли индивидуальные приборы учета в квартирах.

Оплата ОДН при наличии общедомового счетчика

1. В случае, если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, то при расчете ОДН прежде всего снимаются его показания. Общедомовой прибор учета показывает, сколько ресурса было потреблено домом за отчетный период.

Например, общедомовой прибор учет показал потребление за месяц 3 000 м³ воды. Это количество воды, которое было потреблено всем домом - как жильцами, так и на общедомовое потребление.

2. После того, как показания общедомового прибора учета сняты, суммируются показания индивидуальных приборов учета жильцов - это счетчики, которые установлены в квартирах. Для того, чтобы баланс расхода по дому был сведен корректно, важно, чтобы эти показания снимались единовременно.

Например, общая сумма расхода воды по индивидуальным приборам учета составила 2 880 м³. Это количество воды, потребленное жильцами квартир на личное пользование.

3. Для того, чтобы определить размер потребления на обслуживание общих территорий, из общего расхода воды по всему дому вычитаются показания индивидуального потребления.

3 000 м³ - 2 880 м³ = 120 м³. Это количество воды, потребленное на обслуживание общих территорий дома. Полив клумб, влажную уборку подъезда и т.д.

4. После того, как получены все показания расхода, происходит распределение ОДН на собственников квартир. Для этого объем ресурса, потребленного на обслуживание общих территорий, делится на общую жилую площадь дома.

Например, общая площадь жилых помещений в доме составляет 9 000 м². Разделив 120 м³ воды на 9 000 м², получаем 0.013 м³. Это объем ОДН по воде на 1 м² жилого помещения.

Например, если площадь квартиры составляет 35 м², то, умножив 0.013 м³ на 35 м², получаем 0.455 м³. Это объем ОДН по воде на квартиру с площадью 35 м².

6. Получив объем ОДН на конкретную квартиру, его оплата рассчитывается по тарифам, утвержденным в области или регионе.

Например, если тариф оплаты водоснабжения составляет 100 руб./м³, то, умножив 0.455 м³ на 100 руб, получаем 45 руб. 50 коп. Это объем ОДН по воде на квартиру площадью 35 м².

Оплата ОДН при отсутствии общедомового счетчика

В случае, если общедомовой счетчик не установлен, то в соответствии с Постановлением Правительства №354, расход на общедомовые нужды оплачивается по нормативам, утвержденным городскими и областными властями, с применением повышающих коэффициентов.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии (при наличии технической возможности установки таких приборов учета), плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354

Оплата общедомовых нужд в многоквартирном доме

На первый взгляд, формула расчета ОДН кажется простой. Однако, зачастую начисление ОДН вызывает у управляющих компаний множество трудностей. Нередко это связано с существенным небалансом между общедомовым и индивидуальными приборами учета, который должен быть оплачен непосредственно жильцами многоквартирного дома.

В норме ОДН колеблется в пределах нескольких процентов от общего потребления по дому. ОДН свыше 10% уже можно назвать аномальным, а часто он превышает и 30%.

На практике существует более десятка факторов, которые приводят к завышенному ОДН, что, в свою очередь, нередко становится причиной конфликтов управляющих компаний и жильцов.

«СТРИЖ» уже за первые недели после установки позволяет выявить и устранить причины, приводящие к высокому ОДН в многоквартирном доме.

Хотите снизить ОДН
в многоквартирном доме?

В продолжение статьи.

В квартирных платёжных квитанциях можно встретить различные сокращения, непонятные большинству обывателей.

Как расшифровываются некоторые из них, а также как осуществляется расчёт холодного и горячего водоснабжения, отведённого на общедомовые нужды, вы сможете узнать из этой статьи.

Расшифровка ХВС, ГВС и ОДН в платёжной квитанции

Платежи, взимаемые за предоставление жилищно-коммунальных услуг, зафиксированы 154 статьёй ЖК РФ.

Гражданин, владеющий квартирой или арендовавший жилое помещение, обязуется делать взносы за горячую и холодную воду, подачу тепловой и электрической энергии, газоснабжение и отведение сточных вод, если он пользуется данными услугами.

Все перечисленные выше услуги зашифровываются в платёжной квитанции в виде аббревиатур. Это делается для удобства чтения документа.

Выделяют следующие сокращения:

  • ХВС – холодное водоснабжение;
  • ГВС – горячее водоснабжение;
  • ОДН – общедомовые нужны;
  • ДПУ – домовой прибор учёта;
  • КПУ – квартирный прибор учёта;
  • и другие.

Если в платёжной квитанции вы встретили аббревиатуру ХВС ДПУ, она означает расчёт суммы, необходимой к оплате за холодное водоснабжение, определённой с помощью показаний общедомового прибора учёта.

Если измерительное оборудование установлено у вас непосредственно в квартире, в квитанции должно быть иное сокращение – ХВС КПУ.

Иными словами, расчёт суммы, необходимой к оплате за потреблённую холодную воду, происходит на основании данных поквартирного индивидуального счётчика.

Что понимается под ОДН?

Если с ДПУ и КПУ всё понятно, то ОДН вызывает множество вопросов. В 2017 году данная строка должна быть исключена из платёжной квитанции. Это не означает, что владельцам квартир в многоквартирных домах больше не придётся оплачивать ОДН.

Величина этой платы станет фиксированной и будет зависеть от нормативов, установленных в конкретном субъекте Российской Федерации. Формально она будет являться частью платы за содержание жилого помещения.

К общедомовым нуждам относят перечисленные ниже расходы:

  • освещение придомовой территории и подъезда;
  • функционирование лифта и насосов водоснабжения в доме;
  • отопление технических помещений и подъезда;
  • освещение лифта, чердака и подвала;
  • уборку помещений и придомовой территории;
  • функционирование домофона и видеонаблюдения (при их наличии);
  • подготовку дома к отопительному сезону;
  • очистку коммуникаций.

Нормативы потребления на ОДН можно узнать на официальном сайте местной администрации или вашей управляющей компании. Превышение данных нормативов недопустимо по закону, однако исключением выступает наличие соглашения, подписанного общим собранием жильцов.

Изменения в законодательстве направлены на защиту интересов пользователей, так как с 2017 года затраты, связанные с водо- или энергопотерями в доме, ложатся на плечи УК либо ТСЖ, обслуживающих жилое помещение.

Не оплачивать ОДН нельзя, согласно 158 статье ЖК РФ. Каждый владелец жилого помещения обязуется нести расходы, связанные с содержанием собственной квартиры и общедомового имущества.

Если у вас накопилась задолженность по ОДН, погасить её в любом случае придётся, так как удаление данной строки из платёжной квитанции не освобождает гражданина от необходимости оплаты имеющегося долга.

Что такое повышающий коэффициент по ХВС на ОДН?


Закон обязывает устанавливать индивидуальные (ИПУ) или общедомовые (ОДПУ) приборы учёта коммунальных услуг, если жилое помещение отвечает соответствующим техническим характеристикам.

При их отсутствии в здании или квартире к нормативам потребления ЖКУ добавляется повышающий коэффициент. По горячему и холодному водоснабжению он составляет до 1,6 с начала этого года.

Важное условие начисления данного коэффициента – отсутствие в квартире или доме учётного прибора, если по техническим характеристикам он мог быть установлен в помещении.

Если техническая возможность по монтажу такого учётного оборудования отсутствовала, определение величины платы за пользование горячей либо холодной водой осуществляется по базовому нормативу.

Порядок расчёта ГВС и ХВС на ОДН в доме

Способы определения величины оплаты по ОДН зависят от наличия либо отсутствия в жилом помещении учётного оборудования – ОДПУ (в многоквартирном здании) или ИПУ (в квартире).

Нормативы потребления ресурсов для содержания общедомового имущества устанавливаются региональными властями.

Данные нормативы были введены для осуществления контроля за деятельностью УК или ТСЖ. Таким образом, управляющие компании больше не смогут переводить любые расхождения с показателями учётных приборов на собственников квартир. Энерго- и водопотери должны будут оплачивать сами ТСЖ и УК.

Если в доме присутствует учётный прибор, ОДН будет определяться как разница между объёмом потреблённого ресурса и совокупностью показаний оборудования с расходами по нормативам в каждом помещении, не имеющем счётчика.

Данная разница должна будет распределяться между владельцами квартир в здании пропорционально их площади.

Таким образом, владельцы трёхкомнатной квартиры будут вынуждены заплатить за содержание общедомового имущества в разы больше, чем хозяева однокомнатного жилого помещения. При этом количество жильцов не подлежит учёту.

Если же в доме отсутствуют учётные приборы, ОДН определяется из норматива потреблённых ресурсов, умноженного на площадь общедомового имущества.

Кроме этого, на величину затрат на ОДН влияет достоверность предоставленных данных о площади всех жилых и нежилых помещений в здании, а также о количестве фактически проживающих в квартирах гражданах.

Неоплата данной графы считается незаконной. К должнику могут применить специальные меры наказания (например, частично либо полностью ограничить подачу горячей или холодной воды до момента погашения долга).



Просмотров