Публичный договор. Энциклопедия решений. Публичный договор К цене публичного договора относится

Публичный договор

Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ).

Из закона не следует, что договор рассматривается как публичный только в том случае, если об этом прямо указано в законе. Исчерпывающего перечня видов договоров, подпадающих под режим публичного договора, закон не устанавливает, определяя лишь квалифицирующие признаки публичного договора. Такими признаками является, во-первых, предмет и субъектный состав договора (формальный признак), а во-вторых, характер деятельности лица, выступающего в публичном договоре исполнителем (поставщиком, подрядчиком и т.д.). (субъективный признак). В частности, для признания договора публичным необходимо, чтобы характер деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, предполагал обязанность заключения договора в отношении каждого, кто к нему обратится. Такой вывод подтверждается и судебной практикой (см., например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.10.2007 N 78-В07-34), хотя в ряде случаев суды придерживаются противоположного подхода. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2013 N Ф07-6425/13 суд указал, что "для признания договора публичным необходимо четкое указание на это в законодательстве. Правовой режим публичного договора может распространяться лишь на такие обязательства, которые прямо определены во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации как публичные."

Гражданский кодекс РФ прямо относит к публичным договоры:

Банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (п. 2 ст. 834 ГК РФ);

Складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования (п. 2 ст. 908 ГК РФ);

Хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций (п. 1 ст. 923 ГК РФ);

Правовой режим публичного договора призван обеспечить в первую очередь интересы потребителя как слабой стороны. Он предусматривает, что:

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами;

Цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории (под категорией может пониматься, в том числе, определенная социальная группа граждан, для которых стоимость услуги отличается от цены, предусмотренной для других потребителей);

Иные условия публичного договора (кроме цены) не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (к примеру, для отдельных категорий пользователей услугами связи могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности оказания услуг связи, порядка их оплаты - п. 1 ст. 47 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").

Отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (п. 3 ст. 426 , п. 4 ст. 445 ГК РФ; см. также постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 N 11657/11). При этом уклоняющаяся сторона обязана возместить причиненные этим другой стороне убытки (п. 3 ст. 426 , п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Единственным основанием, дающим право отказаться от заключения публичного договора, является отсутствие реальной возможности его заключения (п. 3 ст. 426 ГК РФ; см. также постановления Девятого ААС от 23.06.2011 N 09АП-12927/11 , ФАС Северо-Кавказского округа от 14.12.2009 N А53-1622/2009 , от 09.01.2008 N Ф08-8711/07). При этом обязанность доказывать отсутствие возможности заключить договор на определенных условиях лежит на стороне, для которой заключение договора обязательно (п. 55 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2008 N Ф08-43/08).

Публичный договор не может предусматривать право на односторонний отказ от этого договора, если такое право принадлежит стороне, обязанной заключить договор. Иное бы нейтрализовало требование об обязательности заключении договора (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 N 9548/09). Это касается в том числе публичного договора, который заключен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54).

Известны случаи, когда с требованием о понуждении заключить публичный договор обращается не потребитель, а лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, для которой заключение такого договора является обязательным. Как правильно указывают суды, требование о понуждении заключить публичный договор может быть заявлено лишь потребителем услуг. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе (

Публичным признается договор, заключенный с коммерческой организацией (шире - с любым лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность «на публике» - так называемым общественным предприятием) и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится - розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п. (п. 1 ст. 426 ГК). В литературе коммерческие организации, занимающиеся ориентированной на публику деятельностью и оттого «...подчиненные объективным правопорядком режиму обязательпости оказания определенных услуг публике» , называют публичными или общественными предприятиями. Общественное предприятие не имеет возможности отказываться или уклоняться от заключения оформляющих его коммерческую деятельность публичных договоров, в том числе оказывая предпочтение (например, устанавливая неодинаковые цены или иные условия для различных категорий потребителей) одному лицу перед другим в отношении заключения такого договора (п. 1 и 2 ст. 426 ГК). Изъятия из этого правила могут быть предусмотрены законом либо иными правовыми актами (таковы, например, законоположения о льготах для отдельных категорий граждан) . Необоснованное уклонение общественного предприятия от заключения обязательного для нее публичного договора является, по общему правилу, основанием для его судебного понуждения к заключению такого договора либо для возмещения вызванных им убытков (и. 3 ст. 426 ГК).

К числу публичных относятся договоры розничной купли-продажи (ст. 492), проката (ст. 626), энергоснабжения (ст. 539), бытового подряда (ст. 730), перевозки транспортом общего пользования (ст. 789), банковского вклада с гражданином (ст. 834), хранения товаров на складе общего пользования (ст. 908) и в камерах транспортных организаций (ст. 923), личного страхования (ст. 927), об оказании возмездных услуг (гл. 39) - гостиничных, туристических, медицинских, связи и т.п.

Особое положение занимают публичные договоры, заключаемые посредством акцепта (принятия) так называемой публичной оферты (п. 2 ст. 437 ГК). Уклониться от их заключения попросту невозможно , ибо такие публичные договоры считаются заключенными с момента принятия потребителем публичной оферты, безотносительно к возражениям или иным противодействующим актам общественного предприятия. Оттеняя эту специфику, их следовало бы назвать не просто обязательными, но неизбежными для заключения.

От публичных договоров следует отличать иные договоры, которые, подобно публичным, обязательны для заключения, но публичными все-таки не являются. Все публичные договоры обязательны для заключения, но не все договоры, обязательные для заключения - публичные. Общие положения о порядке заключения таких договоров и последствиях его несоблюдения содержатся в ст. 445 ГК. Примерами случаев нормативного возложения обязанности заключения на определенное лицо договора , не являющегося публичным , могут считаться договоры поставки или подряда для государственных нужд (п. 5 ст. 528, ст. 765); социального найма жилого помещения (п. 2 ст. 672); банковского счета (п. 2 ст. 846); договоры о выполнении оборонного заказа (ст. 11 Федерального закона от 27.12.1995 № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе») и мобилизационных заданий (заказов) (ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»); договоры с участием лиц, занимающих доминирующее положение на рынке определенных товаров или услуг (ст. 10, 11 Федерального закона о защите конкуренции) и др.

Следует обратить внимание на то, что судебное понуждение к заключению публичного ли или иного договора , по какой-либо причине обязательного для заключения (см. нормы абз. 2 и. 3 ст. 426 и п. 5 ст. 429 ГК, отсылающие к п. 4 ст. 445, а также абз. 2 п. 5 ст. 448 ГК, содержащий по сути то же правило, что и п. 4 ст. 445), выражается в принятии решения , обязывающего соответствующее лицо заключить договор ; кроме того, суд может урегулировать разногласия по договорным условиям, если таковые наличествуют (ст. 446). Важно то, что само по себе вступление в законную силу судебного акта, понуждающего к заключению договора, еще не означает, что такой договор действительно заключен. Судебное решение о заключении договора само по себе не создает договора , а значит, не отменяет необходимости его заключения ; при известной степени упорства ответчика в неисполнении такого судебного акта договор так никогда и не будет заключен, несмотря на его обязательность, а значит, и те правовые последствия, на которые рассчитывал истец, так никогда и не будут созданы. Вряд ли такой подход заслуживает уважения. Было бы вполне логичным признать, что обязательный для заключения договор может быть заменен (при уклонении стороны, обязанной к его заключению, от такового) вступившим в законную силу судебным актом о его заключении. Договор, обязательный для заключения только юридически, должен быть еще и фактически обязательным (или юридически неизбежным). Именно такую, кстати сказать, преобразовательную (т.е. значительно более эффективную и продуктивную), роль играет судебный акт в деле изменения и расторжения договоров (см. п. 3 ст. 453 ГК), а также в деле признания таковых недействительными (п. 1 ст. 166, п. 1 и 3 ст. 167 ГК).

  • Агарков М. М. Юридическая природа железнодорожной перевозки // Право и жизнь.1922. №2. С. 31.
  • Проектом Федерального закона № 47538-6 п. 2 ст. 426 ГК предполагается изложитьв следующей редакции: «В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условияпубличного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельныхпотребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельнымкатегориям потребителей». То есть намечается сделать существенное отступлениеот существующего ныне принципа единства всех условий для всех потребителей -последних предлагается делить на определенные категории, причем, в отношенииусловия о цене такое деление может быть произведено самим общественным предприятием, безотносительно к закону.
  • Так, например, судебная практика высказалась за признание публичным договораоб оказании услуг по водоснабжению и отведению сточных вод (см. постановлениеПрезидиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.11.1996 № 1435/96).

Из них сам законодатель использует и соответственно раскрывает смысл только названных первыми, т. е. существенных, условий См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 639..

Важным условием публичного договора в соответствии со ст. 426 ГК РФ является признание деятельности коммерческой организации (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность), публичной, т. е. деятельностью связанной с выполнением соответствующим лицом обязанностей по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг в отношении каждого, кто к нему обратится. Данный признак является одним из основных признаков публичного договора. Закон не содержит разъяснения, какой характер деятельности свидетельствует об обязанности заключать договоры с каждым обратившимся, а ученые по этому поводу имеют противоположные точки зрения.

Так, С. Денисов считает, что «обязанность коммерческой организации заключать договор в отношении каждого обратившегося вытекает из закона и учредительных документов коммерческой организации» Денисов С. Публичный договор // Бизнес-адвокат. 1997. № 2. СПС «КонсультантПлюс».. К. Тотьев, напротив, подчеркивает, что «ст. 426 ГК РФ связывает реализацию норм о публичных договорах с характером деятельности субъекта, а не с формальными ограничениями в учредительных документах» Тотьев К. Публичный договор // Хозяйство и право. 1995. №.6. С. 79.. Е. А. Мищенко для установления критериев публичного характера деятельности предлагает обратиться к специальным нормам, посвященным отдельным видам публичных договоров См.: Мищенко Е.А. Указ. соч. С. 54-55.. Так, согласно ст. 789 Гражданского кодекса РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. В соответствии со ст. 908 Гражданского кодекса РФ товарный склад признается складом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что он обязан принимать товары на хранение от любого товаровладельца.

Таким образом можно сделать вывод о том, что обязанность организации или индивидуального предпринимателя заключать публичные договоры может вытекать из ГК РФ, законов и иных правовых актов, регулирующих конкретный вид деятельности, и с учетом учредительных документов и выданных лицензий.

Согласно п. 2 ст. 426 Кодекса другим обязательным условием публичного договора является установление одинаковой цены товаров, работ, услуг для всех потребителей, за исключением случаев, когда допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. При этом наряду с ценой, под которой понимается денежное выражение стоимости товара, работы, услуги плата за что-либо Толковый словарь русского языка / Под ред. Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. М., 1992. С. 861., законодатель в тождественном значении употребляют и термин «тариф» (ст. 424 ГК). Вместе с тем между этими категориями существует существенное различие. Тарифы в отличие от цены имеют отраслевую принадлежность и означают систему ставок, по которым взимается плата за услуги.

На сегодняшний день в российском законодательстве существует коллизия в правовом регулировании гостиничного бизнеса. В Постановлении Правительства от 25.04.1997 в пункте 12 прямо сказано, что цена номера (места в номере), а также форма его оплаты устанавливаются исполнителем, т. е. непосредственно самой гостиницей Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 25.04.1997 № 490 // СЗ РФ». 1997. № 18. Ст. 2153.. Однако в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договоры гостиничного обслуживания относятся к публичным. Также пункт 2 статьи 426 ГК говорит о том, что цена товаров, работ, услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Федеральным законом от 08.03.2015 г., вступающим в действие с 01.06.2015 г., изменен порядок определения цены. В частности, в измененной редакции п. 2 ст. 426 ГК РФ гласит: «В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей». Таким образом, законодатель установил правило индивидуализации цены по категориям потребителей.

Особое место в системе ценовой политики отводится государственному регулированию цен (тарифов), суть которого заключается в том, что субъектам частного права запрещается завышать предельный уровень цен, установленных уполномоченными органами государственной власти. Поскольку государство ограничивает частные права в сфере коммерческой деятельности, процедура ценообразования должна быть определена только в форме федерального закона. В качестве базисного правового предписания, регламентирующего государственную ценовую политику, можно рассматривать ч. 1 ст. 424 ГК РФ, согласно которой в предусмотренном федеральным законом случае при заключении договора применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии со статьей 14.6 КоАП РФ, завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен, завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет за собой административную ответственность Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1..

Согласно статье 40 Налогового кодекса РФ, если налоговый орган установит отклонение цены более чем на 30 процентов от рыночной цены однородных товаров, то он вправе вынести решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных исходя из рыночных цен Налоговый кодекс РФ (Часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998.№ 31. Ст. 3824..

За соблюдением вышеназванных условий и одновременно защиты потребителя как стороны публичного договора законодательством предусмотрены правовые средства контроля. К их числу относится право потребителя потребовать принудительного заключения с ним договора в судебном порядке. Пункт 2 Информационного письма ВАС РФ от 05.05.1997 №14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» разъясняет, что с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14 // Вестник ВАС РФ. 1997. № 7.. Потребитель вправе требовать возмещения нанесенного ему ущерба в соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, в том числе полного возмещения причиненных убытков, а потребитель-гражданин - и возмещения морального вреда в соответствии со статьями 151 и 1099 ГК РФ, а также требовать исполнения договора на тех условиях, которые применялись в отношениях с другими контрагентами, если коммерческой организацией была нарушена обязанность сохранить их едиными для всех контрагентов.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что круг существенных условий определяется особенностями конкретного вида публичного договора. В свою очередь, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 426 ГК РФ следует, что предметом публичного договора выступает продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг независимо от целей приобретения. Важными условиями, присущими всем видам публичных договоров, являются признание деятельности коммерческой организации (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность) публичной, а также установление одинаковой цены товаров, работ или услуг для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если за-коном или иными правовыми актами допускается предоставление льгот от-дельным категориям потребителей.

С. ДЕНИСОВ
С. Денисов, юрист.
Одной из новелл нового Гражданского кодекса РФ является публичный договор (ст. 426 ГК РФ)
Этот договор представляет собой особый тип договоров, так как он не регулирует какой-либо определенный вид деятельности, а охватывает различные виды гражданско - правовых договоров.
Публичным договором признается договор, заключаемый коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из приведенного определения следует, что предметом публичного договора могут быть только такие обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Так, например, организация, осуществляющая гостиничное обслуживание, не вправе при наличии свободных мест отказать гражданину в предоставлении гостиничных услуг. Однако если эта же коммерческая организация выступает продавцом своего имущества в договоре купли - продажи, то такой договор уже не будет относиться с категории публичных.
Обязательным участником публичного договора является коммерческая организация (государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество, производственный кооператив). Однако не любая коммерческая организация может выступать в качестве участника публичного договора, а только та, которая по характеру своей деятельности обязана осуществлять продажу товаров, выполнять работы или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ней обратится. Такая обязанность может вытекать из закона и учредительных документов коммерческой организации.
Иными словами, важное значение имеет характер деятельности коммерческой организации. В связи с этим в п. 1 ст. 426 ГК приводится примерный перечень разного рода видов гражданско - правовых отношений, регулируемых различными договорами. Эти договоры объединяет то, что коммерческие организации обязаны заключать договор в отношении всех и каждого, кто к ним обратится.
Контрагентом такой коммерческой организации могут быть любые граждане и юридические лица, выступающие в качестве потребителей товаров, работ, услуг, производимых (осуществляемых) коммерческой организацией. Поэтому, если коммерческая организация или гражданин - предприниматель приобретают товары, пользуются услугами и результатами выполненной работы для предпринимательских нужд, то правила ст. 426 ГК не применяются.
Признание того или иного договора публичным влечет за собой ряд серьезных правовых последствий, направленных на защиту прав потребителей - наиболее экономически слабой стороны в договоре:
во-первых, для коммерческой организации исключается действие одного из основных принципов гражданского права - принципа свободы договора. Это означает, что коммерческая организация лишается права выбора контрагента и решать вопрос о заключении или о незаключении договора;
во-вторых, в соответствии с п. 1 ст. 426 ГК коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами;
в-третьих, условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей, если только законом и иными правовыми актами специально не предусмотрены льготы для отдельных потребителей (п. 2 ст. 426 ГК);
в-четвертых, коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора с потребителем, в противном случае, последний на основании п. 3 ст. 426 ГК и п. 4 ст. 445 ГК может обратиться в суд (арбитражный суд) с иском о понуждении к заключению договора, о разрешении разногласий по отдельным условиям договора независимо от согласия на это коммерческой организации - субъекта публичного договора. В случае необоснованного уклонения от заключения договора потребитель вправе также требовать возмещения причиненных убытков.
Единственно возможным основанием для освобождения коммерческой организации от заключения публичного договора и ответственности является отсутствие у нее возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Например, коммерческая организация, осуществляющая гостиничное обслуживание, отказывает гражданину в предоставлении гостиничных услуг из-за отсутствия свободных мест. При этом бремя доказывания отсутствия возможностей для заключения договора закон возлагает на коммерческую организацию.
Важная особенность публичных договоров состоит в том, что Правительству РФ в случаях, предусмотренных законом, предоставляется право издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). В этом проявляется вполне понятный отход законодателя от дозволительного регулирования договорных отношений, от принципа свободы договора. Издание Правительством РФ общеобязательных правил призвано обеспечить защиту прав потребителей, так как отношения, регулируемые публичным договором, - это чаще всего отношения коммерческих организаций с массовым потребителем. Вместе с этим необходимо подчеркнуть, что стремление урегулировать гражданско - правовые отношения путем установления предписаний не характерно для современного российского гражданского права. Это было свойственно ранее действовавшему законодательству, что объяснялось господством командно-административных отношений в экономической жизни.
В том случае, если для потребителей установлены разные условия публичного договора, а также в случае включения в договор условий, нарушающих обязательные для сторон правила, эти условия признаются ничтожными (п. 5 ст. 426 ГК). Например, в соответствии с п. 7 Правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 8 октября 1993 года N 995 (с учетом изменений и дополнений), запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением иных. При наличии в договоре подобного условия оно признается ничтожным.
Отдельные гражданско - правовые договоры, которые являются одновременно и публичными договорами, регламентированы как в самом ГК, так и в отдельных федеральных законах.
К числу публичных ГК относит: договор розничной купли - продажи (ст. 492); договор проката (ст. 626); договор энергоснабжения (ст. 539); договор бытового подряда (ст. 730); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789); договор банковского вклада, если вкладчиком является гражданин (ст. 834); договор хранения товаров складом общего пользования (ст. 908); договор хранения в ломбарде (ст. 919); договор хранения в камерах хранения транспортных организаций (ст. 923); договор личного страхования (ст. 927).
Публичными могут быть признаны договоры возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК), когда коммерческая организация по характеру своей деятельности обязана оказать соответствующую услугу каждому, кто к ней обратится. Публичным является договор об оказании гражданам гостиничных, туристических, медицинских услуг, услуг связи и т.д.
К числу публичных можно отнести договоры, участниками которых являются естественные монополии. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Важное положение с точки зрения пределов заключения договора состоит и в том, что органам, регулирующим естественные монополии, предоставлено право определять (устанавливать) цены (тарифы) на товары (работы, услуги) или их предельный уровень субъектов естественных монополий, определять потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию и др.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.08.1995 N 147-ФЗ
"О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ"
(принят ГД ФС РФ 19.07.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.10.1993 N 995
"О ПРАВИЛАХ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ"
Бизнес-адвокат, N 2, 1997

По основаниям заключения все договоры делятся на свободные и обязательные. Свободные - это такие договоры, заключение которых всецело зависит от усмотрения сторон, таких договоров большинство. Заключение же обязательных договоров, как это следует из самого их названия, является обязательным для одной или обеих сторон, особое место среди них занимают публичные договоры.

Поскольку заключение публичного договора обязательно для одной из сторон (коммерческой организации), режим публичных договоров является исключением из принципа "свободы договоров", наиболее полно выражающему частноправовые начала, составляющие основу гражданского права. Обстоятельством, заставляющим законодателя делать исключение из частноправового начала является публичный интерес, отражающийся во многих гражданско-правовых нормах и за пределами ст. 426 ГК РФ - обеспечением нормального правопорядка в стране. Возможны ситуации, при которых законодатель одной и той же нормой преследует различные цели публичного характера, в отношении публичного договора на первый план выступает цель - защиты слабой стороны. Имеется в виду, что в условиях рыночного хозяйства все участники предполагаются занимающими одинаковую в экономическом смысле позицию. В этом случае в силу особенностей соответствующих договорных моделей в нормально насыщенном рынке более сильными являются обычно позиции не того, кто предлагает товары, работы и услуги, а его контрагента - покупателя или заказчика. Иная ситуация складывается в случае, когда потребитель - экономически более слабая сторона, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, - к коммерческой организации. Уравнять положение обеих сторон законодатель может только одним путем: создав те односторонние гарантии, которые предоставляет потребителю ст. 426 ГК.

Заключение публичного договора регламентировано ст. 426 ГК РФ, в соответствии с которой публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)..

Коммерческие организации это разновидность юридических лиц, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Практическое значение выделения публичных договоров состоит в том, что к ним применяются правила, отличные от общих норм договорного права. К числу таких специальных правил, применяемых к публичным договорам, относятся следующие:

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (ч. 1 ст. 426 ГК РФ). Такой случай предусмотрен, например, ч. 1 п. 5 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» (инвалидам войны в качестве одной из мер социальной поддержки предоставляется внеочередная установка квартирного телефона).

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ч. 2 ст. 426 ГК РФ). Так, например, ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ предусматривает, что пассажир имеет право при проезде в поездах дальнего следования провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом.

Заключение публичного договора является обязательным для коммерческой организации, т.е. она может отказать в заключении договора только ввиду отсутствия технической возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы (ч. 3 ст. 426 ГК РФ). Если коммерческая организация необоснованно уклоняется от заключения публичного договора, применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ: контрагент коммерческой организации вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, при этом коммерческая организация должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. В случае предъявления иска о понуждении заключить публичный договор, согласно п. 55 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8, бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товар, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию. Так же потребитель вправе передать на рассмотрение суда разногласия по отдельным условиям публичного договора независимо от согласия на это коммерческой организации.

Федеральным законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ в п. 4 ст. 426 было внесено изменение, теперь в случаях, предусмотренных законом, не только Правительство Российской Федерации, но и уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Т.е. для данного вида договора императивные нормы вопреки общему правилу об установлении таких норм федеральными законами могут быть введены подзаконными актами.

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 ст. 426, ничтожны, т. е. считаются недействительными с момента заключения договора.

Если законом или соглашением сторон не предусмотрено иное, публичный договор заключается в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 445 ГК РФ: если коммерческой организации, направившей оферту (проект договора), в течение тридцати дней контрагентом будет направлен протокол разногласий к проекту договора, то она обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Таким образом, публичный договор характеризуется следующими признаками:

  • 1. обязательным участником публичного договора является коммерческая организация;
  • 2. предметом договора должно быть осуществление коммерческой организацией деятельности, указанной в п. 2 и п. 3 ст. 426 ГК РФ (продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг);
  • 3. данная деятельность должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.);
  • 4. условия договора (цена товара, работ, услуг и пр.) одинаковые для всех потребителей;

При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков договор не является публичным и рассматривается как свободный договор.



Просмотров