Психологические защиты. Вытеснение. Психологическая защита вытеснение

Здравствуйте, Уважаемые Читатели. Я продолжаю тему психологических защит. В этой заметке я детально расскажу про «Вытеснение» – психологическую защиту , которая встречается наиболее часто.

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ , поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов . Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием « Мир Психологии », где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье « ».

С моей точки зрения, именно с Вытеснения у личности начинает формироваться клубок психологических защит. С целью лучшего понимания того, что представляет собой Вытеснение, каковы его механизмы и методы борьбы с ним, приведу небольшие выдержки из книги Михаила Литвака «Психологический Вампиризм» (раздел 5 «Психологическая защита») и материал некоторых других авторов:
«Вытеснение — форма психологической защиты, при которой психотравмирующий фактор исчезает из сознания, вытесняясь в бессознательное.
Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, образов, воспоминаний, побуждений или чувств. Открыт он был Зигмундом Фрейдом, который подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, к нему подключаются другие формы психологических защит.
По Фрейду вытеснение - это попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит личность. Взрослые имеют тенденцию говорить, что определенные события не таковы, каковы они есть, или что они не происходили.
Хотя действует вытеснение лишь Единожды, для своего поддержания оно Требует от нашего сознания Постоянных Затрат Энергии, (вот почему невротические личности так часто жалуются на слабость, вялость, упадок сил; вот почему так сильно и подолгу болеют; вот почему вся их деятельность напоминает автомобиль, буксующий в яме – чем больше вытеснено, тем больше энергии организм тратит впустую, следовательно, тем больше ее не хватает для жизни, а это уже неизбежно ведет к быстрому износу внутренних органов и систем; Ю.Л.).
А вот как вытеснение описывает немецкий философ 19 века Артур Шопенгауэр: «Неприятное мы не любим вспоминать, в особенности если было задето наше тщеславие, что случается как раз чаще всего; очень мало таких несчастий, в которых мы сами совершенно не виноваты; поэтому-то и забывается так много неприятного». Вот почему несчастная жизнь кажется такой короткой. Чтобы жизнь казалась длинной, ее следует разбавить радостными событиями и достижениями.

Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов может привести к возвращению в сознание ранее вытесненной информации. Такие случаи наблюдались при заболеваниях, интоксикациях (например, алкогольной), а также во время сна. Прямое вытеснение, связанное с психическим шоком, может привести к тяжелым травматическим неврозам; неполное или неудачное вытеснение – к образованию невротических симптомов.
С точки зрения эффективности, по сравнению со всеми остальными, Вытеснение занимает уникальную позицию, т.е. оно способно справиться с мощными инстинктивными импульсами, перед которыми остальные защитные механизмы оказываются неэффективными. Но вытеснение занимает особое место среди остальных защитных механизмов в связи с тем, что это не только самый эффективный, но и самый Опасный механизм. Отъединение от нашей реальной личности, наступающее вследствие Изоляции Сознания от всего хода инстинктивной и аффективной жизни (подробнее про аффекты, чувства и эмоции я напишу в другой статье; Ю.Л.), может полностью разрушить целостность личности (речь идет о психозе; подробнее о нем читайте в статье « »; Ю.Л.). Согласно З.Фрейду, вытеснение реализуется в виде двух фаз:
1. Предотвращает первоначальное появление негативного импульса посредством удаления из сознания в бессознательное неприятных воспоминаний, переживаний, неприемлемых желаний;
2. Обеспечивает удержание в бессознательном различных вытесненных влечений, желаний, стремлений.
Все вытесненное из сознания в бессознательное, не исчезает и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека. Время от времени происходит спонтанное «возвращение вытесненного» на уровень сознания, которое осуществляется в форме отдельных симптомов, сновидений, ошибочных действий и др.
С механизмами вытеснения З.Фрейд связывал некоторые симптомы истерии, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (язва желудка, бронхиальная астма) и мн. др. Человек легко может забывать некоторые вещи, особенно те, которые снижают Его чувство Собственной Ценности как Личности. Чаще этот механизм проявляется у психологически незрелых личностей с истерическими чертами характера, а также у детей (подробнее о том, почему так происходит, читайте ниже; Ю.Л.)».

Здесь я привел выдержки из книги Деминой Л.Д. и Ральниковой И.А «Психическое здоровье и защитные механизмы личности». Далее вновь передаю слово Михаилу Литваку:

«Примером такой формы психологической защиты может служить вытеснение из сознания гибели близкого человека. Действительно, если он не погиб, то и переживать незачем. Такой вид защиты культивировался у нас во время войны. В средствах массовой информации, кинолентах упор делался на такие случаи, когда женщина не верила, что ее муж погиб и продолжала его ждать, а потом оказывалось, что он жив и здоров. Вред такой защиты заключался в том, что многие женщины отказывались вновь устраивать свою личную жизнь, делая несчастными себя, своих детей и претендентов на их руку и сердце. Правда же такова, что, во-первых, таких случаев было мало, во-вторых, о чем говорят клинические факты, когда пропавший без вести вдруг возвращался, это был уже совсем другой человек, который оказывался ненужным жене, да и она уже изменилась и привыкла к роли страдалицы. Внезапное возвращение супруга лишало ее этого ореола, а при анализе часто выявлялось, что жизнь с мужем у нее была тяжелой, вытеснение же позволяло ей не делать пугающую ее вторую попытку.
Что еще вытесняется? Вытесняются некоторые факты личной жизни, когда индивид проявил себя не с лучшей стороны, некоторые желания, стремления, отрицательные черты характера, враждебность к близким, Эдипов комплекс, комплекс Электры и т.д. (к сожалению, невротические личности всего этого не осознают, не замечают в своем характере таких отрицательных черт, как обидчивость, терпеливость, гнев, ирония, критицизм и мн. др. или не считают их плохими, и относятся к ним как к само собой разумеющимся — изменить их не стремятся; более того, иногда даже ими гордятся; (так, ироничный насмешник полагает, что обладает высоким интеллектом и остроумием, тогда как на самом деле — это садист, только в мягкой форме; так, терпеливый хвастает умением выносить муки и страдания, которых при небольших усилиях легко можно было избежать; так, храбрец засовывает голову в пасть тигру, чтобы не выглядеть трусом в глазах других людей); лишь спустя 2 года упорных занятий психотерапией и самоанализом, я наконец-то научился замечать в Себе негативные стороны Своего характера, и корректировать их; до этого весь накопленный материал из книг и аудиосеминаров Литвака я ассоциировал с другими людьми, но Никак Не с Самим Собой, наивно полагая, что все это ко мне не относится, что все это не обо мне, а о других — о невротиках, и что я — психологически здоровая личность; однако когда я понял свое заблуждение, то быстро исправился, начав методично прорабатывать дефекты Своего Характера, и отбросив стремление исправить других; вскоре дела мои пошли в гору; Ю.Л.).

Вытесняются такие свойства, как любовь к власти. Об этом я писал в разделе о приемах . Вытесняются такие качества, как глупость, недальновидность. Вытесняются в бессознательное сексуальные влечения и некоторые другие потребности. На некоторое время это спасает от переживания, но неудовлетворенная потребность или неисправленный личностный недостаток рано или поздно приведет к другим формам психологической защиты или к болезни.
Я заработался, вовремя не поел, и у меня закружилась голова. Я не осознаю, что это от голода, и принимаю лекарство. Мне становится легче, но через некоторое время я чувствую слабость в коленях, опять что-то принял. Потом мне становится все хуже и хуже. Единственное, что здесь сможет помочь, это введение в сознание факта, что я голоден и должен принять пищу.

Все вытесненное необходимо вернуть теми или иными путями в сознание и осмыслить (именно для этого мне иногда приходится буквально «заставлять» своих клиентов или пациентов писать Автобиографию; ведь методичное поэпизодное описание своей предыдущей жизни – лучший способ вернуть все вытесненное, пережить его, переосмыслить и сделать так, чтобы кошмарное прошлое не тянуло назад – не мешало наслаждаться прекрасным настоящим и не омрачало планов светлого будущего; Ю.Л.). Следует пережить гибель близкого, поумнеть, реализовать свое властолюбие реальным ростом, избавиться от неосознаваемой враждебности к близким, наладив с ними отношения. Чем больше вытесняется в бессознательное, чем хуже человек себя знает, тем менее он ориентирован, тем чаще жизнь его будет заходить в тупик. Поэтому, прежде всего, познай самого себя. И можно согласиться с К.Хорни, которая полагала, что одна из важнейших задач врача-психотерапевта – познакомить пациента с одним странным незнакомцем — с самим собой. Кстати, одна из задач психологического тренинга — стать самим собой.
Основная борьба с вытеснением — осознание его с помощью психоаналитических процедур, а профилактика его — бдительность. Желательно ведение дневника, четкая письменная формулировка своего мнения во время дискуссий. Когда у меня с коллегами возникали диагностические разногласия, я приучил себя записывать свое мнение на бумагу, даже если и не высказывался. Я заметил, что расхождений у меня стало больше, чем тогда, когда я этих записей не вел. Причина этого в вытеснении. Когда диагноз верифицируется, всегда начинает казаться, что именно этого мнения ты и придерживался. Через некоторое время я заметил, что точность моей диагностики повысилась».

Михаил Литвак точно описал механизмы борьбы с .
От себя мне хочется добавить: вытесняется только то, с чем наша психика (наше сознание) Справиться Не Может (не способна это перенести).
Я заметил, что, чем сильнее Взрослая позиция (по трансактному анализу), тем меньше попадает в наше Бессознательное, и тем больше остается в сознательном (вот почему так многое вытесняется именно в детстве – ведь там Взрослой позиции, по сути, нет – мало того, что вся информация напрямую попадает в шаблон Родителя, так она еще и способна нанести сильную психическую травму нашему Дитяте; естественно, через какое-то время последняя будет вытеснена (возможно, даже сразу)). Чем сильнее Взрослый, тем больше человек способен переварить, хотя полученная информация нередко носит для него весьма болезненный характер. Но не стоит вытеснять. Раньше я часто обижался, однако всеми силами стремился придать лицу невозмутимый равнодушный вид, хотя в душе хотелось рыдать (или кричать от гнева). Я не рыдал, а занимался самоуспокоением: «Я не обиделся. Обижаться – удел невротиков». Так-то оно так, но ведь и невротизм Весь и Сразу не уходит. А если вытеснять обиду, это будет лишь замедлять наш личностный рост. Возможно, даже заблокирует его вовсе. Ведь даже если обиделся, но обида находится в твоем сознании, то простишь ее своим Естественным Ребенком и быстрее, и легче.
Как определить, что обиделся, но вытеснил? Очень просто – если, вспоминая человека, понимаешь, что общаться с ним не хочешь по каким-либо Несущественным Причинам, или чувствуешь на него какой-либо негатив (хотя явная причина для недовольства отсутствует), значит, обиду вытеснил. Вот тогда-то и надо написать в дневнике все, что происходило в Вашей жизни с участием этого человека. Вы обязательно найдете потерянного скелета в шкафу, путем анализа ситуации отыщите причину вытесненной обиды (работа Взрослого), поплачете (покричите), простите и успокоитесь (нелегкая, но необходимая работа Дитяти). Если, вспомнив о человеке, у Вас возникли положительные эмоции или же эмоций не возникло вовсе, следовательно, Вы его простили. И, следовательно, больше эпизодов, связанных с этим человеком, у Вас не вытеснено.

Вытеснение существенно и не в лучшую сторону влияет на работу нашей памяти. Люди, у которых многое вытеснено, чрезвычайно забывчивы и имеют ярко выраженные проблемы с памятью. Для наглядности приведу сообщения мужчины с форума Михаила Литвака:
«Постоянно забываю какие-нибудь мелочи (закинуть денег на телефон например).
Вот с этим пунктом как раз проблемы. При уходе на работу я уже привык проверять выключил ли я все конфорки и закрыл ли всё что нужно, это ладно. Но в целом забывчивость конечно зашкаливает. Свет забыть выключить (на ночь или при уходе на работу) — вообще в порядке вещей.
Поехал например на выходные в родной город, с родителями увидеться, с друзьями и т.д. Задержался у друга, пришлось у него заночевать, на следующий день уехал — и забыл у него пропуск на работу и карточки по мелочи. Вроде и не критично, и пропуск взял временный, но всё равно неприятно. Ещё и другу забот добавил, выслать мне всё это курьером (потому что в следующий раз неизвестно когда я приеду).
Надо что то делать с этой забывчивостью, пока не спалил себя нафиг 🙂
P.S. ну вот, котлеты сжёг.

Так что механизм борьбы с психологической защитой «Вытеснение» одновременно и прост, и сложен. Сложен он тем, что человеку придется (возможно, неоднократно) переживать самые неприятные и болезненные моменты своей жизни. Но поверьте, Уважаемые Читатели, оно того стоит!

В следующей статье я расскажу о психологической защите «Проекция ».

«В процессе развития технической системы происходит поэтапное вытеснение из неё человека, то есть техника постепенно берёт на себя ранее выполнявшиеся им функции, тем самым приближаясь к полной (выполняющей свои функции без участия человека) системе.

Вытеснение человека из технической системы фактически означает последовательную передачу машинам физического, монотонного труда и переход человека к всё более интеллектуальным видам деятельности, то есть отражает общее прогрессивное развитие общества.

Возможны два пути вытеснения человека из технической системы. Первый - вытеснение человека как индивида, замена его деятельности устройствами, выполняющими те же операции. В подавляющем большинстве случаев это неверный, тупиковый путь. Второй, более эффективный - отказ от «человеческого» принципа работы, технологии, рассчитанной на человеческие возможности и интеллект. Это становится возможным только после выявления, упрощения и «деинтеллектуализации» выполняемых функций.

Пример. Функция ориентирования деталей при штамповке, которую легко выполняет необученный работник, сложна для робота. С другой стороны, машина может использовать «машинные» преимущества - высокую скорость и точность движения, развивать большие усилия, работать в средах, недоступных для человека. Поэтому вытеснение человека из технической системы очень часто связано с переходом к новым принципам действия, новым технологиям. В частности, перспективным в обеспечении гибкости производственных процессов является переход к использованию созданных в нашей стране роторно-конвейерных линий, новых методов обработки вместо не оправдавших в большинстве случаев надежд «умных» роботов и гибких автоматизированных производств (ГАП).

На рис. 4 приведена структура полной (т. е. не требующей участия человека) системы. Она включает три функциональных уровня: исполнительский (1), управления (2) и принятия решений (3). Для выполнения своих функций на каждом уровне имеются рабочие органы (инструменты), преобразователи и источники (энергии или информации).

Подавляющее большинство существующих систем неполно. Недостающие части замещает человек, но по мере развития системы все большее количество функций передается машине, полнота ее увеличивается.

Развитие техники начиналось с досистемного уровня, когда человек не имел никаких инструментов кроме собственных рук, зубов, ногтей и т. п., и в дальнейшем шло путём последовательного вытеснения человека сначала внутри одного уровня, а затем на более высоких и сопровождалось следующими событиями.

При вытеснении с исполнительского уровня: появление простых инструментов типа дубина, каменный нож (1.1); простых механизмов-преобразователей энергии типа рычаг, лук, блок (1.2); использование вместо мускульной силы различных источников энергии - ветра, воды, паровых машин (1.3); с уровня управления: появление устройств управления механизмами - руль корабля, переход от балансирных планеров, в которых управление осуществлялось перемещением тела человека, к использованию воздушных рулей-элеронов (2.1); появление механизмов – преобразователей команд в системах управления - сервомоторы, бустерные устройства (2.2); появление источников команд - копирные устройства токарных и фрезерных автоматов, простейшие автопилоты без обратных связей и логических схем (2.3); с уровня принятия решений: появление датчиков, заменяющих органы чувств человека, позволяющих повысить точность получаемой информации и также получать информацию, недоступную органам чувств человека (3.1); появление преобразователей информации - от простейших биноклей до электронных систем (3.2); появление систем оценки информации и принятия решений - автоматических систем управления (3.3).

Вытеснение человека быстрее и легче всего происходит на первом уровне и с большим трудом идет на третьем, потому что человек является гораздо более эффективной «информационной машиной», нежели «энергетической».

Понимание закономерностей последовательного вытеснения человека из технической системы позволяет вести работу по её совершенствованию целенаправленно, избегая типичных ошибок, связанных с забеганием вперед, то есть попытками вытеснения человека с более далеких этапов, не обеспечив вытеснение с предыдущих, например автоматизация управления системы (3,3), в которой основным источником энергии все ещё остается человек (1.3)».

Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Поиск новых идей: от озарения к технологии, Кишинёв, «Картя Молдовеняскэ», 1989 г., с. 33-35.

ПРИМЕР вытеснения . Дело происходит в 30-е годы в Сан-Франциско: «Одна моя знакомая, которая служит на фабрике женских платьев, восемь лет уже делает один и тот же шов на левом рукаве. И никогда не видела целого платья. Другой приятель работает на консервной фабрике и тоже лет пять уже делает одно и то же движение: он прижимает ключ для открывания коробки узенькой жестяной пластинкой. Палец на правой руке у него как деревянный. А третий знакомый работает на колбасной фабрике, где из поступающей в машину живой свиньи через час или полчаса выходит уже готовая колбаса. Его обязанность - чистить свиной пятачок особой щёточкой».

Вертинский А.Н. , Дорогой длинною…, М., «Правда», 1990 г., с. 259.

В США количество «белых воротничков» превысило количество «синих воротничков» уже в середине XX века.

Замечу, что описанные тенденции можно наблюдать не только в технических, но и социальных системах.

Вытеснение – это одна из главных психологических вторичных защит, выступает как мотивированное активное забывание. Вытеснение также называют подавлением и репрессией. Первым внедрил в науку это понятие З. Фрейд. Он уверял, что вытеснение это в психологии главный механизм формирования и становления бессознательного человека. Функция репрессии лежит в уменьшении для психической сферы индивида спектра переживаний неприятных эмоций за счет убирания из воспоминаний сознания тех переживаний, событий, какие вызывают эти трудные чувства. Идея данного механизма такая: нечто забывается, выбрасывается из и сохраняется вдали от осознания психикой человека.

Вытеснение в психоанализе

Идеи о вытеснении занимали большое и значимое место в знаниях и концепциях деятельности психики в . Обозначая такой механизм психики, как вытеснение по Фрейду, психоаналитики подразумевают попытку психики не проживать в сфере реальности события, что травмируют и тревожат . Психоаналитик заявлял, что вытеснение есть важным защитным механизмом от меж Идеал-Я и Оно, контроль над запретными желаниями и импульсами.

В начале ХХ столетия Зигмунд Фрейд описал собственное видение процесса вытеснения, и значительное время считал его собственным правом на первенство в этом открытии. Но, по прошествии некоторого времени О. Ранк, венский психоаналитик, нашел и изучил значительно ранние труды философа-немца Шопенгауэра, в которых вышеописанное понятие, как вытеснение по Фрейду было похоже описано, и показал ему это. В базовую идею психоанализа действительно легла мысль о вытеснении. Его понимание о существовании необходимого условия вытеснения – детские комплексы, интимные желания ребенка, .

Фрейд в собственных работах не выделял единственного обозначения данному процессу. Ученый заявлял о нем, как о возможности психического акта осознавать то, что остается неосознанным; как о повороте на глубокий и более ранний этап формирования психического акта, процессе сопротивления; забывание, в ходе какого становится невозможно вспомнить; защитной функцией психики личности. Отталкиваясь от вышеизложенного, обнаруживается сходство вытеснения с регрессией и с сопротивлением в традиционном психоанализе. Психоаналитик замечал во время чтения лекции, что, невзирая на существенное сходство, вытеснение содержит в себе динамические психические процессы, взаимодействует с пространственной позицией, а регрессия имеет описательную характеристику.

Есть основным проявлением такого процесса как вытеснение. В своей науке Фрейд изучал вытеснение как следствие влияния наружных факторов и внутренних импульсов , что есть несоотнесимым с его нравственными взглядами и эстетическими позициями. Данное противостояние желания индивида и его моральных установок приводит к внутриличностному конфликту. Такие события, чувства личности, что привлекли к внутреннему столкновению, убираются из сознания индивида и забываются им.

На человеческом жизненном пути происходит травматическое событие или переживание, в этот момент сознательное принимает решение, что данное переживание ему мешает, не стоит держать в памяти все, что с ним связано. И далее соответственно оно забывается, вытесняется в глубину . На месте данного воспоминания возникает пустота и психика пытается восстановить событие в , или же заполнить его другим: фантазией, иной действительностью из жизни индивида, что могла происходить в иное время.

Примеры вытеснения в психологии Фрейд доступно излагал на модели проведении своей лекции. Он рассказывал, как во время прочтения лекции один из студентов ведет себя неадекватно: говорит, шумит, мешает другим. Тогда лектор заявляет, что отказывается дальше читать лекцию, пока нарушитель находиться в аудитории. Среди слушателей находится несколько человек, что возлагают на себя обязанность выдворить шумящего за дверь и непрерывно быть на страже, не пускать его назад. По сути, неугодный человек был вытеснен. Преподаватель может продолжать свою работу.

Эта метафора описывает сознание индивида – происходящее в аудитории во время лекции, и подсознание – то, что за дверью. Слушатель, выдворенный за дверь, возмущен и продолжает шуметь, пытается попасть обратно в аудиторию. Тогда есть два варианта решения данного конфликта. Первый – находится посредник, возможно, это сам лектор, который договаривается с нарушителем, и на взаимовыгодных условиях конфликт разрешается, дальше вытесненное психикой в подсознание возвращается в память человека при здоровом осознании. Таким посредником может выступать психотерапевт.

Второй вариант менее дружелюбный – охранники не пускают вытесненного нарушителя, успокаивают его за дверью. Тогда изгнанный будет пытаться попасть обратно в аудиторию, использую разные способы: может проскочить, когда охранники будут отдыхать, переодеться и пройти неузнаваемым. Используя такую метафору, мы представляем те вытесненные воспоминания, что в разные времена и периоды будут появляться на поверхности памяти в измененном образе. Все мы используем вытеснение, забываем травмирующее, подавляем неугодные чувства. Сложности заключаются в том, что человек вплоть до последнего момента не знает, во что забытое у него выльется на поверхности. Индивид сам не соображает, что может быть вытеснено. На поверхности мы можем видеть определенные , психотические или невротические реакции, симптомы болезней.

Различные неврозы – это примеры вытеснения в психологии. Психотерапевты в частности говорят, что все тайное обязательно становится неврозом. Исследуя невротические расстройства своих пациентов, Фрейд дошел к умозаключению, что полное вытеснение неугодных желаний, чувств, воспоминаний для было невозможно. Они убирались из сознания индивида, но продолжали быть в подсознании и посылать оттуда сигналы. Для процесса выздоровления невротической личности необходимо провести симптом болезни тем путем, которым было проведено вытеснение события из сознания в подсознательное. А потом посредством преодоления противодействия личности возобновить вытесненное в сознании и в хронологии памяти человека.

Психоаналитики в терапии с невротичными клиентами сначала работают с очевидным, далее, снимая один слой за другим, углубляются в подсознание индивида, пока не сталкиваются с огромным сопротивлением. Присутствие сопротивления и есть главным сигналом, что терапия движется верным путем. В случае не прохождения сопротивления психики, результат не будет получен.

Начиная работать с невротическими и истерическими личностями, Фрейд пришел к пониманию, что вытеснение будет являться причиной . В ходе накопления знаний его версия перетерпела изменений, он стал полагать, что механизм репрессии был результатом тревоги, а не ее причиной.

В ходе своих трудов З.Фрейд привносил уточнения в психоаналитическое видение вытеснения. Сначала он изучал данное явление исключительно в ракурсе защиты. Далее вытеснение в психоаналитическом направлении представлялось в таком контексте: «вытеснение первичное», «послевытеснение», «возвращение вытесненного» (сновидения, невротические реакции). Потом опять вытеснение изучалось как возможность психологической защиты психики индивида.

Отец психоанализа доказывал, что абсолютно все вытеснения совершаются в детском раннем возрасте, а все следующие годы жизни сохраняются старые вытесненные механизмы, которые имеют влияние на механизмы совладания с запретными желаниями, импульсами, внутренними подавленными конфликтами. Новые вытеснения не возникают, это происходит благодаря механизму «послевытеснения».

Психоаналитические взгляды на вытеснение формировались и изменялись в ходе всего времени развития науки психоанализа. В следствии обозначения строения психики Фрейд определил, что вытеснение есть результатом деятельности Сверх-Я, какое исполняет вытеснение, или по его указанию это делает покорное Я. Репрессия (или вытеснение) является базовым механизмом, родоначальником всех защитных процессов психики индивида.

Вытеснение – психологическая защита

Говоря о защитных механизмах психики человека, мы можем обозначить один из наиболее важных – вытеснение или репрессия. Как утверждал отец психоанализа Зигмунд Фрейд: вытеснение это в психологии родоначальник и праотец всех форм защитных процессов психики. Сутью репрессии считается оправданное забывание чего-либо и содержание его под контролем в подсознании. Такое подконтрольное забывание может применяться к травматическим событиям, опыту, чувствам, фантазиям, ассоциациям, что связаны с пережитым опытом.

Вытеснение может реализоваться в двух моментах: предупреждает появление негативной реакции путем удаления из сознательной части в бессознательную травмирующих воспоминаний, запретных желаний; удерживает и контролирует в бессознательном вытесненных желаний, импульсов, влечений.

Примерами вытеснения в психологии могут выступать так называемые «военные неврозы» или реакции , опыт пережитого насилия человеком, когда пострадавший не может возобновить в памяти травматические события, пережитые чувства, свое поведение. Но человека мучают вспышки осознанных или неосознанных воспоминаний, флешбеки, кошмарные или назойливые сновидения. Подобное явление Фрейд назвал «возвращением репрессированного».

Следующим примером репрессии в психологии мы рассматриваем вытеснение в подсознание ребенка желаний и импульсов, что его пугают и есть запретными, с позиции социальных и моральных норм воспитания, но являются его нормальным развитием. Так, в период развития Эдипового комплекса ребенок с помощью своего Сверх-Я подавляет (вытесняет) половые импульсы к одному из родителей и желание уничтожить другого. Он учится вытеснять запретные желания в свое бессознательное.

Также к явлению вытеснения в обыденной жизни можно отнести банальное забывание говорящим имени человека, с которому возможны вытесненные подсознательные неприятные чувства, негативное отношение самого говорящего.

Во всех рассмотренных выше примерах вытеснения: глубокая травма, что мешает полноценной жизни, нормальный этап развития и банальное забывание в повседневной жизни просматривается необходимая природная психики. Ведь если человек будет постоянно осознавать все свои чувства, мысли, переживания, фантазии, то он в них потонет. Значит, вытеснение играет положительную функцию в существовании индивида.

Когда же репрессия будет нести негативную роль и создавать проблемы? Для этого есть три условия:

— когда репрессия не выполняет свою основную роль (то есть надежно охранять вытесненные мысли, чувства, воспоминания, чтобы они не мешали индивиду полноценно адаптироваться к жизненным ситуациям);

— когда мешает человеку двигаться к направлению позитивных изменений;

— исключает использование других способов и возможностей преодоления трудностей, что были бы более успешными.

Подводя итоги, можем суммировать: вытеснение может применяться к перенесенному травматическому опыту человека; к , чувствам, воспоминаниям, связанными с перенесенным опытом; к запретным желаниям; потребностям, что не могут реализоваться или предусматривается наказание за их реализацию. Вытесняются некоторые события из жизни, когда человек ведет себя неприглядно; враждебное отношение; отрицательные чувства, черты характера; Едипов комплекс; комплекс Електры.

Чтобы вытеснения не создавали индивиду проблемы в виде неконтролированных воспоминаний, навязчивых мыслей, невротических реакций, симптомов болезни, человеку необходимо достичь определенной меры самоидентичности и целостности личного «Я». Если в раннем детстве человек не имел опыта обретения сильной идентичности, то неприятные чувства индивида имеют склонность контролироваться с помощью примитивных защитных механизмов: проекция, расщепление, отрицание.

Не все ситуации, связанные с забыванием или игнорированием относятся к вытеснению. Есть проблемы в памяти и внимании, которые зависят от других причин: органические изменения мозга, индивидуальные черты, отбор важной информации от неважной.

Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения; б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.

Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви).

Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

Механизм психологической защиты ПОДАВЛЕНИЕ развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. В кластер подавления входят близкие к нему механизмы: ИЗОЛЯЦИЯ и ИНТРОЕКЦИЯ. Изоляция подразделяется некоторыми авторами на ДИСТАНЦИРОВАНИЕ, ДЕРЕАЛИЗАЦИЮ и ДЕПЕРСАНОЛИЗАЦИЮ, которые можно выразить формулами: "это было где-то далеко и давно, как бы не наяву, как будто не со мной". В других источниках эти же термины применяются для обозначения патологических расстройств восприятия.

Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность - сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п.

Сегодня мы начнем разговор о Психологических защитах высшего порядка .

Первой защитой о которой пойдет речь будет

ВЫТЕСНЕНИЕ.

О таком защитном механизме, как «ВЫТЕСНЕНИЕ» слышали, наверное, все. «О, да ты это вытеснил, говорим мы своим знакомым, когда те не могут вспомнить что-нибудь простое, например чей-то телефон или имя, или куда они положили какую-либо вещь.
Если попытаться дать короткое определение этой защите, то получится примерно это:
Вытеснение – одна из психологических защит высшего порядка. Она характеризуется тем, что при ее реализации происходит устранение (вытеснение) неприемлемых (пугающих) драйвов, влечений и переживаний из сознания человека и удерживается на расстоянии от него (сознания).

Вытеснение – это основная защита высшего порядка. Исследования и описания этой защиты имеет долгую историю. Она одной из первых привлекла внимание Фрейда, когда он изучал причины возникновения симптомов у пациентов, страдающих неврозами.
Одной из первых гипотез была такая, что если сделать бессознательное сознательным, выяснить нечто вытесненное (желания, влечения мысли, информацию), стоящее за симптомом, то симптом исчезает. Эта идея многократно прославлена в художественных фильмах, когда герой, при помощи аналитика вспоминал-узнавал давно забытые факты жизни (обычно связанные с ужасами, насилием или катастрофами) и, как по мановению волшебной палочки, оказывался здоров. К сожалению в реальности так не бывает.

Если бы все было так просто и вытесненные желания, влечения, мысли и фантазии навсегда исчезали за дверями нашего сознания и затем никогда не давали о себе знать, то психических и психологических страданий было значительно меньше. Но история с буйным студентом имеет продолжение.

Подумайте о том, что с удалением нарушителя и с установлением стражи перед дверью дело еще может не кончилось. Может случиться, что выставленный, огорченный и решивший ни с чем не считаться, еще займет наше внимание. Правда, его уже нет среди нас, мы отделались от его иронического смеха, от его замечаний вполголоса, но в известном отношении вытеснение осталось без результата, так как он производит за дверьми невыносимый шум, и его крики и стук кулаками в дверь еще более мешают моей лекции, чем его прежнее неприличное поведение. При таких обстоятельствах мы с радостью будем приветствовать, если наш уважаемый президент д-р Стэнли Холл возьмет на себя роль посредника и восстановителя мира. Он поговорит с необузданным парнем и обратиться к нам с предложением вновь впустить его, причем он дает слово, что последний будет вести себя лучше. Полагаясь на авторитет д-ра Холла, мы решаемся прекратить вытеснение, и вот снова наступает тишина. Это и на самом деле вполне подходящее представление той задачи, которая выпадает на долю врача при психоаналитической терапии неврозов.
Говоря прямо, исследования истериков и других невротиков приводит нас к убеждению, что им не удалось вытеснение идеи, с которой связано несовместимое желание. Они, правда, устранили ее из сознания и из памяти
[естественно, из той части памяти, которая доступна сознанию – Dr_Grig] и тем, казалось бы, избавили себя от большого количество неудовольствия, но в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать и ждет только первой возможности сделаться активным и послать от себя в сознание искаженного, ставшим неузнаваемым заместителя. К этому-то замещающему представлению вскоре присоединяются те неприятные чувствования, от которых можно было считать себя избавленным благодаря вытеснению. Это замещающие вытесненную мысль представление - симптом - избавлено от дальнейших нападений со стороны обороняющегося "Я", и вместо кратковременного конфликта наступает бесконечное страдание.

Если продолжать аналогию Фрейда, возмутитель спокойствия может оказаться куда хитрее. Если вдруг не нашлось доброго и мудрого доктора Холла, который смог с ним договориться, то «вытесненный» из аудитории студент может биться в дверь аудитории, делая таким образом дальнейшую лекцию невозможной. Он может попытаться обмануть строгих стражей у дверей, например, проникнув в аудитории во время обеда. Тогда история повторится – он опять начнет шуметь, топать ногами, отпускать шуточки, а стражам снова придется прилагать усилия, чтобы выдворить его из аудитории. Обиженный возмутитель спокойствия может изменить внешность, надеть парик или женское платье и обманом проникнуть в аудиторию и, оставаясь незамеченным, движимый обидой за свое выдворение может совершать в аудитории какие-нибудь гадости. Если изгнанных студентов несколько, то они могут объединяться и уже вместе шуметь за дверью и делать всякие пакости.

С позиций психоанализа, вытесненное из сознания переживание вытесняется из сознания - забывается, но сохраняет в бессознательном присущую ему психическую энергию влечения (психоаналитики называют эту направленную энергию - катексис). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, - так формируются психические комплексы. Я (Эго) вынужденно постоянно поддерживать процесс вытеснения и тратит на это процесс много сил и энергии. (При прояснении вытесненного материала человеку становится легче в том числе и в следствие того, что освобождается много энергии, которую можно тратить на жизнь, а не удержание чего-либо вне сознания).

Все вытесненное из сознания в бессознательное, не исчезает там насовсем и не разбирается на составные кирпичики, а сохраняется и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека. Время от времени может происходить "возвращение вытесненного" на уровень сознания. Это могут быть отдельные симптомы, сновидений, ошибочных действий и др. В том числе при ослаблении защитных механизмов вытесненная информация может возвращаться в сознание. Например, во время болезни, при интоксикации (например, алкогольной), или во время сна.

Итак. Если внутренняя ситуация или внешние обстоятельства сильно огорчительны или приводят пациента в замешательство, то возможно, что они будут намеренно отправлены в бессознательное. Вытеснение может быть применено как ко всему опыту целиком, так и к его отдельным частям. Например, к чувствам, связанным с опытом, или к желаниям и фантазиям, ассоциированным с опытом.
Хорошо известны примеры глобального действия вытеснения, например, человек переживший насилия совершенно не помнит, что с ним произошло. Это и случаи посттравматического стресса, когда вытеснение действует таким образом, что человек не может вспомнить конкретные шокирующие события, произошедшие с ним, но они причиняют ему боль, депрессию и могут прорываться в виде вспышек воспоминаний.

Сейчас, в терапии, термин вытеснении, в большей степени применяют к внутренним «идеям», чем к травме. (Хотя травму никто не отменял). С помощью вытеснения ребенок (да и взрослый тоже) справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями и фантазиями. Например, таковым может оказаться желание уничтожить своего недавно родившегося брата, чтобы прекратить его посягательства и самому безраздельно обладать мамой.
Еще один пример. У витрины с дорогими шикарными часами стоят два человека. Один восхищается ими и спокойно фантазирует, как бы их можно было украсть, другой же стремглав бежит от витрины, в страхе, что будет не в состоянии проконтролировать свое желание.

Вытеснение – это важное средство, при помощи которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями. Он постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное. И если следовать нашему примеру, то от витрины бежит человек, который так и не научился это как следует делать.
Современные аналитики считают, что для нормального функционирования «вытеснения» «Я» (область психики) человека должно достигнуть определенного уровня развития и силы, человек должен достигнуть чувства целостности и непрерывности собственного “Я”, прежде чем сможет отсылать в бессознательное и удерживать от сознания беспокоящие его импульсы.
У людей, ранний опыт которых не позволил им приобрести эту силу, идентичность и непрерывность, неприятные чувства имеют тенденцию сдерживаться при помощи более примитивных защит – отрицание, проекция, расщепление.
Во всех вариантах вытеснения: 1) В случаях тотального забывания тяжелой непереносимой травмы; 2) В нормальном процессах развития, позволяющих ребенку отказаться от инфантильных стремлений и искать объекты любви вне семьи; а также 3) В обыкновенных, а часто и забавных примерах действия репрессии, можно разглядеть основную адаптационную природу этого процесса.

Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.
Проблемы возникают только тогда, когда защита перестает быть адаптивной, а начинает мешать и создавать проблемы.
Это бывает, когда она:
1) Не справляется со своей функцией (например, надежно удерживать беспокоящие мысли вне сознательного так, чтобы человек мог заниматься делом, приспосабливаясь к реальности);
2) Стоит на пути определенных позитивных аспектов жизни;
3) Действует, так, что исключает другие, более удачные способы преодоления трудностей. Свойство чрезмерно полагаться на репрессию, а также на другие защитные процессы, нередко сосуществующие с ней, в целом считается отличительной чертой истерической личности и, по всей видимости, требует профессиональной помощи психотерапевта.

Мнение о том, что в психике человека подвергается вытеснению и как работает эта защита менялось вслед за изменением представлений об устройстве психики. Вначале Фрейд, как психотерапевт и психоаналитик, пытался способствовать тому, чтобы истерические пациенты осознали травматические события своей жизни во всех подробностях. Вспоминали потребности и чувства, которые они вытесняют. Добытая таким образом «неприемлемая» информация затем обсуждалась. Занимаясь психотерапией с такими пациентами, Фрейд первоначально пришел к выводу, что вытеснение является причиной тревоги. Согласно его исходной механистической модели, тревога, часто сопутствующая истерии, обусловлена подавлением сдерживаемых драйвов и аффектов. Эти чувства не подвергаются разрядке и, следовательно, поддерживают постоянное состояние напряжения.

Позже, когда Фрейд пересмотрел свою теорию в свете накопленных клинических наблюдений, он изменил собственную версию понимания причины и следствия, полагая, что вытеснение и другие механизмы защиты являются скорее результатом, чем причиной тревоги. Иными словами, предсуществующий страх порождает необходимость забыть, вытеснить. Эта более поздняя формулировка понимания репрессии как элементарной защиты Эго, средства автоматического подавления бесчисленных страхов, просто неизбежных в нашей жизни, стала общепринятой психоаналитической предпосылкой. Тем не менее, исходный постулат Фрейда о репрессии как причине тревоги не лишен некоторой интуитивно ощущаемой истины: чрезмерное вытеснение создает не меньше проблем, чем решает.

Борьба с вытеснением, прояснение забытого материала – некоторым кажется это и есть психоанализ. Разочарую – это совсем не так. Конечно, дров в огонь подбрасывают фильмы о психоаналитиках. Это не так. Прояснение вытесненного материала небольшая, наверное, не главная, хотя и важная, но лишь часть психотерапии



Просмотров