Психологические особенности возникновения массовых беспорядков. «Психология толпы и массовых беспорядков» (учебник и практикум). и защита от них

Значительное число массовых беспорядков возникает при проведении различного рода массовых мероприятий, таких как пикетирования, митинги, шествия, концерты, спортивные мероприятия, и т. д. Для того, чтобы рассмотреть причины возникновения МБ и ГНОП в данном случае, необходимо определить виды массовых мероприятий и факторы, оказывающие влияние на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при их проведении.

В настоящее время различные массовые мероприятия являются одной из популярных форм общественной активности и досуга населения и удовлетворяют потребности личности в непосредственном приобщении к политической жизни, достижениям спорта, культуры, искусства. Реализация конституционных прав и свобод граждан в условиях демократии в значительной мере связана с их активным участием в различных массовых мероприятиях, проводимых государственными органами, политическими партиями и движениями, а также различными профсоюзными, спортивными, культурными, религиозными и иными организациями.

Массовые мероприятия, как правило, доступны большому количеству граждан и проводятся на улицах, площадях, в общественных зданиях, концертных залах, на спортивно-зрелищных сооружениях, специальных трассах и в других общественных местах городов и населенных пунктов.

Организуемые по инициативе общественных и самодеятельных организаций, граждан различные собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации должны четко отграничиваться от иных массовых мероприятий.

Массовое мероприятие - это совокупность действий явлений социальной жизни, в которых совершаются действия с участием большого количества граждан с целью удовлетворения политических, духовных, физических и иных потребностей. Они являются формой реализации прав и свобод, а также социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом. Изучение практической деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий позволяет условно разделить все массовые мероприятия по следующим признакам: по содержанию, значимости, периодичности, месту, способу возникновения, возможности участия различных слоёв населения.

общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, съезды, конференции, выборы депутатов, встречи и проводы правительственных делегаций и др.);

культурно-зрелищные (фестивали, карнавалы, профессиональные праздники, народные гуляния и др.);

спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и т. д.).

По способу возникновения - организованные, спонтанные.

По возможности участия - общедоступные, ограниченные количеством или социальным статусом участников, допускающие наличие в зоне проведения неорганизованного населения.

Массовым мероприятиям присущи следующие специфические особенности:

  • - нарушение обычного режима жизни района, города или страны в целом;
  • -действие большого количества людей на ограниченной территории;
  • -возможность скоротечного изменения оперативной обстановки;
  • -стихийное формирование определенных «неформальных» группировок, оказывающих отрицательное влияние на состояние общественного порядка и безопасности и способных совершать различные правонарушения;
  • -повышенная опасность возникновения групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, пожаров, разрушений конструкций, сооружений, других непредвиденных обстоятельств, создающих угрозу общественному порядку и безопасности;
  • -возможность причинения ущерба предприятиям, организациям, личным интересам граждан и др.

Проведение наиболее значимого массового мероприятия (городского, районного, регионального или общегосударственного масштабов) связано со структурной перестройкой деятельности служб и подразделений органов внутренних дел (создание специальных органов управления -оперативных штабов, пунктов управления, различных групп; наличие дополнительных задач, которые приходится решать сотрудникам органов внутренних дел и другим гражданам и организациям, участвующим в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий). При этом дополнительно привлекаются силы и средства, изменяется режим работы личного состава и т. п.

При проведении массовых мероприятий формируются контактные группы, именуемые публикой. Гражданам, образующим эти группы, присуща определенная мера психического воздействия и сопереживания, обусловленная наличием общего интереса к проводимым мероприятиям. Однако под влиянием неблагоприятных воздействий поведение таких групп может принять более сложные формы, что зачастую является одной из причин возникновения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка. На возникновение МБ и ГНОП оказывает влияние внеколлективное поведение внешне неорганизованных групп (толпы), отличающихся высокой степенью приспособления к складывающимся ситуациям, некритичным восприятием и подражанием действиям других лиц, а также проявлением крайней эмоциональности и единодушием действий. Формируясь под влиянием различных ситуаций, толпа не имеет заранее обозначенных и организованно оформленных взаимосвязей, предварительно распределенных между участниками ролей.

Решающее воздействие на возникновение и распространение массовых беспорядков и ГНОП оказывает поведение экспрессивных групп, которые возникают и формируются в основном во время спортивных и культурно-зрелищных массовых мероприятий. Значительную часть названных групп составляют не истинные болельщики (во время спортивно - массовых мероприятий) и ценители искусства (на различного рода концертных и иных зрелищных мероприятиях), а лица, испытывающие чрезмерные и искаженные чувства пристрастия, любители «острых» ощущений. Такие лица могут совершать дерзкие антиобщественные действия, которые, провоцируют ответные реакции, становясь таким образом «катализатором» конфликтных ситуаций, приводящих к возникновению массовых беспорядков.

Среди прочих условий возникновения МБ и ГНОП при проведении массовых мероприятий можно выделить несоответствующую организацию места проведения мероприятия (например, несоответствие числа посадочных мест на стадионе количеству проданных билетов), а также неприятие во внимание социальных, этнических, культурных особенностей населения, проживающего в местах проведения религиозных, общественно - политических и культурно - развлекательных мероприятий.

Для охраны общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий большое значение имеют техническое оборудование и благоустройство мест размещения участников и зрителей с учетом возможности различных вариантов их поведения в обычных и экстремальных ситуациях. Так, в условиях открытой местности зрители размещаются, как правило, произвольно, неравномерно, а поэтому на отдельных участках могут складываться сложные ситуации. В этих случаях надежная охрана общественного порядка обеспечивается установлением в местах чрезмерного скопления людей специальных ограничений (оцепление, ограждение, металлические барьеры и т. п.).

Кроме собственно конфликтных ситуаций, вызванных вышеуказанными причинами, массовые беспорядки при проведении массовых мероприятий могут возникать в результате различного рода технических неисправностей, аварий, террористических актов, опасных природных явлений.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно сказать, что учет указанных факторов позволяет успешно решать задачи по охране общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, что в значительной мере позволяет не допустить возникновение массовых противоправных действий.

Массовые беспорядки, являясь наиболее опасным чрезвычайным происшествием, соз­дают экстремальные условия для деятельности не только ОВД, но и иных государственных структур. По своему характеру, направленности, последствиям они представляют серьезную опасность для граждан и вызывают большой общественный резонанс.

Для того чтобы разработать теоретически и внедрить в практическую деятельность ОВД тактику борьбы с массовыми беспорядками, необходимо решить, можно ли назвать последние непредсказуемым, стихийным явлением или же они имеют определенный сценарий.

Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что характерной чертой массовых беспорядков является то, что они совершаются на фоне буйства и несдержанности толпы, ее стремления к разрушительным действиям. За счет постоянного притока любопытствующих, особенно молодежи, которая в своих действиях руководствуется больше хулиганскими побуждениями, нежели интересами, в защиту которых организуется та или иная акция, толпа за короткий отрезок времени может организационно оформиться и превратиться в грозную решительную силу. Эту особенность и используют лица, заинтересованные в разжигании беспорядков. Их деятельность может выражаться как в действиях по подготовке массовых беспорядков (распространение листовок, проведение агитационной работы и т.п.), так и в непосредственном участии в них. Ведь мало собрать толпу. Для того чтобы она стала организованным целым, нужно ее «разжечь», повести за собой, указать врага, в качестве которого, как правило, выступают сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка.

Под групповыми нарушениями общественного порядка принято понимать совместное умышленное совершение группой лиц общественно опасных действий, дезорганизующих нормальную деятельность государственных или общественных учреждений, предприятий, организаций или транспорта, либо противодействующих законным требованиям представителей власти, а также создающих опасность для жизни и здоровья граждан.

Массовые беспорядки представляют собой организованные, умышленно совершаемые массовые групповые нарушения общественного порядка, которые сопровождаются погромами, поджогами, уничтожением имущества и другими подобными действиями и оказанием вооруженного сопротивления представителям органов власти.

Для действий при массовых беспорядках ОВД вынуждены создавать новую организационную структуру и систему управления силами и средствами, использовать иные по сравнению с обычной обстановкой приемы и методы работы, вводить другой, более жесткий режим функционирования.

Массовые беспорядки относятся к числу наиболее опасных, чрезвычайных происшествий, создающих экстремальные условия для деятельности не только ОВД, но и иных министерств и ведомств, предприятий и учреждений.

Массовые беспорядки в соответствии с уголовным законодательством относятся к преступлениям против общественной безопасности.

В ходе массовых беспорядков могут совершаться преступления и против порядка управления.

При любых обстоятельствах и особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, эффективность деятельности ОВД во многом зависит от общей обстановки. Когда властные структуры владеют общей ситуацией, действуют в соответствии с Конституцией, могут влиять на жизненные процессы, происходящие в обществе и регионе, имеют определенный авторитет у большой части населения и далеки от националистических предрассудков, тогда и органы внутренних дел имеют социальную и особенно правовую базу для того, чтобы эффективно влиять на оперативную обстановку.

Наиболее сложные условия для деятельности ОВД возникают тогда, когда они сами становятся объектами агрессивных действий, выступают стороной конфликта. А это может происходить по следующим причинам:

– будучи органами исполнительной власти, они олицетворяют в глазах населения саму власть и тем самым как бы разделяют ответственность за ее ошибочные или непопулярные решения. Стремление опереться на силовые методы преодоления конфликта объективно втягивает ОВД в противостояние;

– имеют место непрофессиональные действия самих ОВД (превышение власти, излишняя жестокость, нарушение закона и др.) или их бездействие в ситуациях, требующих немедленного вмешательства;

– может вестись и целенаправленная кампания по дискредитации, распространению порочащих слухов и провокационных действий в отношении ОВД со стороны определенных категорий граждан.

Массовые беспорядки представляют серьезную опасность для общества и вызывают большой общественный резонанс. Не случайно в этих условиях согласно ст. 84 Конституции страны Президент Республики Беларусь имеет право ввести чрезвычайное положение.

Массовые беспорядки – преступление умышленное. Лица, их организующие или активно участвующие в них, могут действовать из хулиганских побуждений, корыстных или иных целей.

Основными причинами, вызывающими групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки могут быть:

– экономические (бытовая неустроенность, низкая заработная плата, нехватка продовольствия и промышленных товаров);

– политические (заранее спланированные политическими силами или спонтанные массовые волнения);

– экологические;

– межнациональные;

– религиозные;

– социальные и другие

Уясняя причины возникновения массовых беспорядков, особое внимание следует обратить на социально-экономический фактор, когда снижение уровня благосостояния граждан соответствует увеличению потрясений, переживаемых в обществе. Анализ практики позволяет также говорить и о политическом аспекте, когда, например, официальными властями предпринимаются какие-либо меры, непопулярные среди большей части населения.

Помимо вышеуказанных можно выделить причины воспитательного характера (конфликты между различными неформальными группами молодежи), а также недостатки в работе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления (несвоевременное раскрытие тяжких преступлений, вызвавших большой общественный резонанс; неумелые и непродуманные действия некоторых работников милиции в острых конфликтных ситуациях, особенно при задержании граждан, применении оружия и специальных средств; неправильные действия различных государственных органов, ущемляющих интересы определенных групп населения). Как правило, причины возникновения массовых беспорядков взаимосвязаны между собой.

Поводы к массовым беспорядкам могут быть самые различные. Наиболее распространенными из них являются:

– случайная смерть кого-либо из граждан в помещении ОВД (дежурной части или вытрезвителе);

– гибель или телесные повреждения человека в результате неосторожного наезда милицейского автотранспорта;

– грубое обращение сотрудников милиции с правонарушителями в присутствии большого количества людей;

– попытки задержать в толпе с использованием силовых методов участников хулиганских действий;

– неправильное применение работником правоохранительных органов оружия.

Поводами могут служить также производственные аварии, повлекшие жертвы, несвоевременная выдача заработной платы рабочим и служащим и т.д.

Для массовых беспорядков как общественных явлений свойственна постепенность нарастания напряженности, поэтапность развития. Они выступают в качестве социального «взрыва», разрядки скопившегося недовольства большой группы граждан. Поэтому в основе деятельности ОВД и других органов власти и управления по предупреждению массовых беспорядков должно лежать глубокое знание их действительных причин, поводов и закономерностей. Наоборот, утверждения о непредсказуемости возникновения массовых беспорядков ведут к оправданию беспечности и бездеятельности руководства, к дезориентации личного состава.

Исходя из анализа процессов развития массовых беспорядков в условиях различных конфликтов, условно их содержание можно разделить на следующие этапы.

1. Формирование причин и поводов для возникновения массовых беспорядков (разрастание слухов, домыслов негативного характера, появление неформальных лидеров, попытки организовать несанкционированные митинги, демонстрации и т.д.).

2. Начало массовых беспорядков (образование толпы, потенциально готовой к совершению насильственных действий, начальные агрессивные действия - бросание камней, разрушение оград, поджоги автомобилей, нападение на сотрудников милиции, военнослужащих внутренних войск с целью захвата оружия и т.д.).

3. Кульминация массовых беспорядков (начало разрушительных действий, массовых актов насилия, вандализма, погромы, поджоги, грабежи и убийства). На данном этапе возможны захваты зданий с взятием заложников, перестрелки с силами правопорядка, взрывы, диверсии, террористические акты. В этот момент толпа выходит из подчинения "лидеров" и представляет собой бесконтрольную, не­управляемую силу. Она постоянно втягивает в свои ряды все новых участников.

4. Затухание беспорядков. Под воздействием сил охраны право­порядка толпа распадается на отдельные группы, за счет чего снижается ее агрессивность. На этом этапе отдельные вспышки волнений еще остаются, нагнетаются провокационные слухи о бесчинствах сотрудников милиции и военнослужащих ВВ, взаимоотношения с населением остаются напряженными, устраиваются провокации, предпринимаются попытки проведения несанкционированных митингов и т.д.

Участников толпы, осуществляющей массовые беспорядки можно условно разделить на три группы:

70% – любопытствующие. Это лица, стремящиеся узнать, что случилось, что происходит, как будут дальше развиваться события. Это самая большая часть толпы, которая непосредственного участия в массовых беспорядках не принимает и при правильном разрешении конфликта добровольно расходится.

25% – активные участники. Это большая по численности группа, выполняющая основную долю всей разрушительной работы. Сюда обычно входят лица, в прошлом судимые за совершение тяжких преступлений или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за мелкое хулиганство и другие правонарушения, а также граждане, ведущие антиобщественный образ жизни.

5% – организаторы и подстрекатели. Это самая немногочисленная часть толпы, однако, наиболее опасная, корректирующая все действия последней.

Знание этапов развития массовых беспорядков или групповых нарушений общественного порядка, причин и поводов их возникновения необходимо сотрудникам ОВД для того, чтобы правильно выбрать тактические приемы и способы своих действий и при минимальных затратах сил и средств своевременно предупредить или пресечь эти противоправные деяния.

На этапах зарождения массовых беспорядков ОВД должны проводить раннюю профилактику. Для чего необходима своевременная разработка и осуществление специальных мероприятий предупредительного характера. Их определение должно основываться на направленном анализе и оценке оперативной обстановке, на глубоком изучении общественного мнения о деятельности милиции, настроения и отношения к ней.

Большинство инцидентов, переросших в массовые беспорядки, возникало в местах скопления населения.

Предупреждение возникновения и разрешение конфликтов с на­селением, завоевание его доверия – важнейшая задача, решаемая сотрудниками ОВД на всех стадиях конфликта.

При этом важно, чтобы любое применение силовых средств и мер принуждения было оправдано с точки зрения строгого соблюдения законности, оперативной целесообразности и общественного мнения, представлений людей о справедливости, законности, гуманности.

В таких условиях налаживание и поддержание диалога представителей ОВД на всех уровнях с населением, различными национальными группами и социальными слоями (в особенности оказывающими прямое воздействие на общественное мнение; духовенством, интеллигенцией, авторитетными руководителями, неформальными лидерами) – имеют решающее значение. Люди должны быть убеждены, что предпринимаемые ме­ры не направлены против какой-либо национальной группы или все­го населения, не носят характера наказания или репрессий. Что это -меры в защиту их безопасности, обеспечения общественного поряд­ка, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.

Первоочередной задачей ОВД, привлекаемых к охране общественного порядка и обеспечению безопасности граждан в районах, где социальные отношения напряжены, должно стать проведение предупредительно-профилактических мероприятий во избежание их осложнения и перерастания в массовые беспорядки с тяжелыми последствиями и пресечение массовых беспорядков в случае их возникновения.

Во время осуществления агитационно-разъяснительной работы среди населения необходимо максимально использовать средства массовой информации, привлекать ученых, работников культуры, известных людей.

При проведении предупредительно-профилактических мероприятий правоохранительным органам вместе с другими государственными и общественными организациями следует поддерживать постоянный контакт с населением, учитывая местные обычаи и традиции. При этом необходимо организовывать агитационно-пропагандистскую и разъяснительную работу о нарушениях конкретных статей нормативно-правовых актов и санкциях, следующих за этими нарушениями, а также проводить встречи с гражданами по месту работы и жительства с целью изучения общественного мнения о происходящих событиях. Вместе с тем полезно разъяснять участникам конфликтующих сторон истинные причины возникновения существующих проблем. Нужно постоянно призывать противостоящие стороны воздерживаться от любых провокационных выходок, насильственных действий, представлять им реальную картину последствий противоборства, делая акцент на многочисленных человеческих жертвах, гибели и уничтожении материальных и духовных ценностей.

В тоже время руководителям ОВД следует принимать соответствующие меры по ограничению и недопущению в районе, где назревает конфликт, несанкционированных митингов и шествий, особенно с провокационными выходками, которые носят или могут носить явный агрессивный характер. Проведение таких митингов или шествий может вызвать нежелательную реакцию противоборствующей стороны.

В случаях проведения митингов противостоящими сторонами органам внутренних дел, во избежание возникновения конфликтных ситуаций, необходимо изолировать места их проведения. При этом сотрудникам органов внутренних дел следует трезво оценивать события и степень их опасности. А чтобы не обострять их еще более, следует проявлять выдержку и самообладание, терпеливо разъяснять участникам конфликта неправильность их действий, акцентировать внимание населения на возможности разрешения возникших проблем бесконфликтным способом, убеждать прекратить противоправные действия и принимать соответствующие обстановке меры по недопущению, а в случае необходимости, и пресе­чению групповых нарушений общественного порядка. Особенно важно проявлять бдительность во время пресечения правонарушений в местах скопления людей, а также при выявлении и задержании зачинщиков, распространителей провокационных и панических слухов (вместе с тем необходимо публичное разоблачение беспочвенности распространяемых слухов и принятие к распространителям жестких мер правового воздействия) и других активных участников групповых противоправных действий, учитывая возможную реакцию присутствующих граждан, так как непродуманные действия могут вызвать осложнение ситуации.

Во время проведения митингов и шествий существует опасность сопротивления толпы работникам правопорядка и неповиновения их законным требованиям, особенно со стороны молодежи, которая, как правило, является ударной силой в конфликтных ситуациях. Поэтому основное внимание следует уделять молодежи, наиболее легко вовлекаемой лидерами конфликтующих сторон и преступных группировок в противоправные действия.

При проведении таких митингов правоохранительным органам необходимо следить, чтобы организованная масса не превратилась в неуправляемую толпу. Как известно, "толпа" чаще всего представляет собой бесструктурное скопление людей, связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основными причинами формирования толпы являются "эмоциональное заряжение" и слухи. Несмотря на разные причины возникновения толпы, важнейшими ее характеристиками являются неуправляемость и потенциальная склонность к насильственным действиям. Как только толпа переходит к открытому насилию, даже лица, ранее не являющиеся сторонниками организаторов беспорядков, оказываются не в состоянии противостоять общему порыву и вовлекаются в происходящие события.

Масштабы насильственных действий толпы зависят от ее численности и общего настроя, от умения лидеров использовать разрушительный потенциал собравшихся, их способности спровоцировать противоправные действия.

С повышением внушаемости уменьшается степень критического отношения человека к самому себе и способность рационально перерабатывать и воспринимать распространяемую информацию. Толпа потому и представляет большую опасность, что в ней у человека возникает ощущение своей силы и при этом собственной анонимности и безнаказанности за поступки. Под влиянием толпы ее участник совершает иногда даже такие тяжкие преступления, на какие бы он никогда не решился в одиночку.

Нарядам ОВД и ВВ, осуществляющим блокирование мест проведения указанных мероприятий, следует не допускать в толпе или непосредственной близости от нее присутствия представителей другой стороны конфликта, а также лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

В сложных конфликтных ситуациях, если немедленное задержание зачинщиков и активных участников групповых противоправных действий, приведших к столкновению, может повлечь разрастание конфликта, целесообразно воздержаться от решительных мер и ограничиться документированием противоправных действий организаторов, подстрекателей, зачинщиков и активных участников, а также установлением оперативным путем лич­ности других нарушителей общественного порядка для последующего их задержания и привлечения к ответственности за совершенные правонарушения. При этом, как правило, возникают трудности сбора доказательств, выявления свидетельской базы, установления виновных. Неоценимую в этих вопросах помощь следствию оказывает на­личие видеозаписей. Поэтому в процессе правоохранительной деятельности и впредь следует активно использовать видеозаписывающую аппаратуру.

Если массовые беспорядки показали агрессивность толпы в отношении сил правопорядка и стремление ее к захвату ГРОВД с целью завладения огнестрельным оружием (серия выступлений), то в таких условиях следует:

– принимать меры к дальнейшему техническому укреплению объ­ектов разрешительной системы, упорядочению учета выдачи и использования оружия;

– более требовательно подходить к решению вопросов о выдаче (или временно прекратить выдачу) разрешений на приобретение и хранение оружия, к проверке лиц, допускаемых к работе, связанной с оружием;

– выявлять и изымать незаконно хранящееся оружие, составляя при этом процессуальные документы, необходимые для привлечения виновных к ответственности, пресекать факты незаконного изготовле­ния оружия;

– принять меры к повышению технической оснащенности нарядов милиции и их готовности к отражению вооруженных нападений со стороны правонарушителей.

С учетом обретенного опыта следует иметь в виду, что при возникновении массовых беспорядков, необходимо:

– четко соотнести силы и средства с реальным учетом количества участников массовых беспорядков, возможной масштабностью раз­вития событий;

– предусмотреть блокирование улиц с целью воспрепятствования передвижению новых групп противоборствующих сторон;

– немедленно создать оперативный штаб, координирующий дейст­вия всех подразделений;

– создать резерв в непосредственной близости от места событий;

– заранее предусмотреть использование специальных средств;

– реально оценивать и прогнозировать происходящие события;

– усилить пропаганду деятельности милиции по борьбе с преступ­ностью и ООП с целью устранения получивших негативную окра­ску противоречий в отношениях ОВД и гражданского населения;

– разработать программу эффективных мер предупреждения и ней­трализации противоправной деятельности неформальных группиро­вок и движений;

– пресекать разного рода слухи и спекуляции на непроверенных фактах, тенденциозные публикации в прессе, ведущие к формирова­нию негативных стереотипов и росту недоверия к милиции.

При перерастании локальных конфликтов в массовые противоправные акции незамедлительно вводятся в действие специальные планы обеспечения охраны общественного порядка, привлекаются в установленном порядке силы и средства милиции и внутренних войск.

В случаях столкновения между отдельными противостоящими группами населения необходимо:

– принять меры по их быстрому пресечению, предотвращению перерастания конфликта в массовые беспорядки,

– своевременно изолировать и удалить из таких районов подстрекателей и активных участников конфликтов, лиц, действия которых направлены на возбуждение национальной, расовой или религиозной и иной вражды,

– активно проводить контрпропагандистскую деятельность, использовать контакты с лидерами национальных, культурных, религиозных и других общественных движений и организаций с целью недопущения дальнейшей дестабилизации обстановки.

На этом же этапе осуществляется расследование в кратчайшие сроки всех фактов противоправных действий, так, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не ушло от заслуженного наказания. Это будет предупреждением для лиц, предрасположенных к совершению тяжких и иных преступлений в период обострений социальных отношений, и поднимет авто­ритет ОВД среди конфликтующих сторон.

Таким образом, главной задачей ОВД при предотвращении массовых беспорядков являются тактически грамотные действия по нейтрализации условий, способствующих этим эксцессам, и недопущению инцидентов, выступающих поводами к их возникновению.

Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование уголовной ответственности за совершение массовых беспорядков. Законодательная модель уголовной ответственности. Причины и условия совершения массовых беспорядков в период отбывания наказания.

Подобные документы

    Сущность и характер проявления массовых беспорядков. Понятие толпы и закономерность ее поведения. Характеристика массовых беспорядков: объект и субъект преступления. Социально-психологические особенности толпы, ориентированной на массовые беспорядки.

    реферат, добавлен 12.02.2015

    Понятие и признаки преступлений против общественной безопасности. Правовая характеристика массовых беспорядков в уголовном праве, их отличие от схожих составов преступлений. Виды юридической ответственности за организацию и участие в массовых беспорядков.

    дипломная работа, добавлен 06.12.2013

    Понятие и классификация массовых беспорядков, сравнительный анализ их квалификации в России и зарубежных странах. Уголовно-правовая классификация массовых беспорядков по элементам состава преступления: объект, субъект, объективная и субъективная стороны.

    дипломная работа, добавлен 19.06.2017

    Появление в обществе на почве различий экономических, национальных, религиозных, политических и других интересов очагов напряженности и конфликтов. Определение объекта массовых беспорядков. Объективная и субъективная сторона массовых беспорядков.

    контрольная работа, добавлен 23.10.2011

    Квалификация массовых беспорядков по элементам состава преступления. Социально-психологические и иные факторы, влияющие на правоприменительную деятельность правоохранительных органов, в т.ч. органов внутренних дел в сфере борьбы с массовыми беспорядками.

    курсовая работа, добавлен 04.06.2011

    Исследование понятия и содержания института уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации. Анализ юридической основы уголовной ответственности без назначения наказания. Изучение оснований и форм реализации уголовной ответственности.

    дипломная работа, добавлен 05.06.2015

    Определение обязательных работ. Порядок и условия отбывания наказания. Освобождение от уголовной ответственности. Наказания, назначаемые несовершеннолетним. Назначение наказания в виде исправительных работ. Ходатайство об отсрочке отбывания наказания.

    контрольная работа, добавлен 23.08.2013

    Критерии и причины наступления уголовной ответственности. Предпосылки и главные факторы, способствующие становлению несовершеннолетнего на преступный путь. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, условия освобождения.

    курсовая работа, добавлен 18.05.2014

    История развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних. Понятие и сущность уголовного наказания, его цели и виды. Возраст, пределы и условия уголовной ответственности несовершеннолетних, применение наказания и освобождение.

    дипломная работа, добавлен 12.06.2010

    Понятие, направления и методы уголовно-правовой политики. Понятие и способы дифференциации уголовной ответственности. Принцип дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Пенализация как метод уголовно-правовой политики.

Среди иных видов противоправного группового нарушения общественного порядка с позиций психологической природы массовые беспорядки представляют наибольший интерес. Рождаясь, как правило, спонтанно, без специальной предварительной подготовки, массовые беспорядки все же имеют сложную психологическую подоплеку.

Так, к примеру, столкновения на национальной почве, имевшие место в конце восьмидесятых - начале девяностых годов в Нагорном Карабахе, специально не готовились, но в то же время имели национальную подоплеку, в силу чего достаточно было незначительного повода, чтобы разгорелись жестокие столкновения между недавними соседями и друзьями.

В оснований массовых беспорядков могут лежать различные причины. Таковыми могут быть политические, экономические мотивы, национальная ненависть или вражда, провокации со стороны организованной преступности, протест против действий органов власти и управления, неудовлетворительная социальная политика государ-Необходимыми предпосылками для возникновения массовых беспорядков являются во всех случаях наличие в определенном регионе ситуации нестабильности, напряженности, способствующих возникновению у населения чувства напряженности, тревоги, неуверенности в завтрашнем дне. Указанные обстоятельства обусловливают, в силу указанных обстоятельств, обострение в межличностных отношениях, которое в конечном итоге выливается в постоянную готовность выплеснуть скопившееся напряжение.

Таким образом создается конфликтная ситуация, которая, однако, не находит пока своего внешнего, ярко выраженного проявления.

В дальнейшем внимание людей все более начинает заостряться на том или ином моменте, имеющем для них немаловажное значение (ухудшение экономической ситуации, обострение межнационального противостояния, провал на выборах той или иной кандидатуры и т.п.). В такой ситуации различные события, обычно не имеющие особенного резонанса, начинают восприниматься совсем по-другому. Так, совершение преступления представителями одной национальности против лиц, представляющих другую, получает гораздо большую огласку, негативную оценку, нежели в обычных условиях. Эти факторы негативного плана еще более повышают атмосферу напряженности, которая накаляется, что может привести к началу массовых беспорядков, возникающих в такой ситуации подчас по несущественному поводу.

Возникают массовые беспорядки, как правило, неожиданно, в силу внезапно возникшего обстоятельства. Их психологической особенностью является участие в совершении действий, образующих рассматриваемое преступление, большого числа людей. Нельзя не учитывать, что психология человека в толпе резко меняется, в особенности в экстремальных ситуациях, когда на сознание воздействуют чрезвычайно сильные факторы. Так называемая «психология толпы», когда поведение человека сводится к слепому следованию за общей массой, и является, по мнению автора, основной движущей силой массовых нарушений общественного порядка.

По свидетельствам очевидцев, при массовых беспорядках большинство их участников находятся в состоянии аффекта, вызванного экстремальным воздействием на психику человека. Ранее скопившиеся в человеке отрицательные эмоции, напряжение, стрессы мгновенно вырываются наружу, выражаются совершением импульсивных, неадекватных действий. В таком состоянии способность сознавать фактическую сторону совершаемых действий, а равно руководить своим поведением существенно снижается, однако при этом полностью не исключается. Участники массовых беспорядков понимают, что их действия грубо нарушают общественный порядок, и при желании могут отказаться от их совершения.

Под влиянием толпы лицо способно на совершение неадекватных, внешне ничем не обусловленных, не характерных для него деяний. Психоз, владеющий толпой во время совершения массовых беспорядков, захватывает и отдельных их участников. Единый порыв захватывает всех, при этом самоконтроль, адекватная оценка своего поведения значительно ограничиваются. Человек ощущает себя частью толпы, моментально объединившейся в общем стремлении к какой-либо цели, подчиняя свое поведение общим интересам.

Состояние эйфории, ненависти, агрессии моментально передается всем участникам массовых беспорядков, «заражая», как вирус, всю толпу. Аффективное воздействие на психику человека со стороны сужает ее волевую и сознательную стороны, подавляет в нем внутренние запреты на совершение определенных действий. В таком состоянии человеку легко переступить через психологические барьеры, удерживающие его от определенных шагов. Способом воздействия на людей, реализуемым в толпе, является «заражение», которое Г.М. Андреевой в общем виде определяется как «бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему».

Как показали результаты исследования уголовных дел по фактам совершения массовых беспорядков, большинство их участников однозначно утверждали, что, будучи в обычном состоянии, они никогда не решились бы на совершение тех действий, что учинялись ими во время массовых беспорядков (применение насилия в отношении представителей власти, погромы, поджоги, причинение вреда здоровью человека).

Поведение толпы в таких ситуациях имеет свои психологические особенности.

Психология массовых беспорядков строится по принципу противодействия. При наличии сильных внешних раздражителей (попыток пресечения беспорядков, провокаций, столкновений с противостоящей стороной при национальном конфликте и т.п.) реакцией на это, как правило, становится рост агрессии, разрушительной силы толпы. При этом во многих случаях не оказывает должного влияния привлечение для пресечения беспорядков больших сил, даже многократно превосходящих возможности бесчинствующей толпы. Указанное обстоятельство зависит от особенностей психологии толпы, в которой каждый равняет свое поведение на поведение другого, в силу чего происходит объединение общих усилий, взаимоподдержка, снижение чувства самосохранения!

Поведение толпы во многом зависит от организаторов или зачинщиков массовых беспорядков. Ими, как правило, являются хорошо известные участникам беспорядков лица, обладающие сильными волевыми качествами, знающие настроения толпы, способные повести за собой людей. Они прекрасно разбираются в психологии людей, знают, как организовать их, сплотить вокруг общей цели.

Еще одной особенностью психологии толпы является то, что она объединяется вокруг общей, имеющей значение для всех ее участников идеи или цели. Таковой в абсолютном большинстве случаев является идея противостояния, борьбы с кем-либо. Именно идея борьбы с кем-либо или за что-либо является наиболее сильным взаимообъединяющим фактором.

Поведение толпы зависит во многом в данной ситуации от внешних факторов: реакции властей, действий организаторов массовых беспорядков, провокаций либо продуманных действий по их пресечению Это объясняется^ импульсивностью, спонтанностью начала и течения массовых выступлений. Указанное положение доказывает тот факт, что большинство массовых беспорядков затихает в случае воздействия сильного внешнего фактора. Так, действенный способ применяется для пресечения массовых беспорядков в ряде стран Африки, где в начале массовых беспорядков в предполагаемом месте прохождения толпы при помощи специальных машин разливается зловонная жидкость (смесь гнилых бананов и нечистот). Те участники беспорядков, которым не посчастливилось (попали в них), надолго забывают о своих боевых намерениях, другие в такой ситуации предпочитают прекратить антиобщественные действия.

Отдельной строкой хотелось бы выделить массовые нарушения общественного порядка, совершаемые молодежными объединениями. Всем известны примеры студенческих волнений, выступлений молодежи в защиту тех или иных интересов либо определенной позиции. По мнению автора, психологическая сторона таких выступлений существенно отличается от ранее рассмотренных случаев массовых волнений.

Выше мы отмечали тот факт, что особенностью психологии молодого поколения является стремление выразить себя, самоутвердиться, проявить себя в том или ином деле. На этом основании участие в молодежных выступлениях является для их участников возможностью проявить себя, доказать себе и окружающим собственную значимость. Для личности в период ее формирования является характерным подражание, повышенная внушаемость. В силу названного обстоятельства молодежные выступления легко перерастают в открытые массовые нарушения общественного порядка, так как их молодые участники легко реагируют на несущественную провокацию, с готовностью поддерживая всеобщее буйство, давая в нем выход своей внутренней энергии. В таких случаях участие в беспорядках воспринимается молодыми людьми как элемент игры, совместного времяпрепровождения и в то же время хорошая возможность дать выход внутренней энергии, самоутвердиться в собственных глазах и глазах окружающих. Не случайно, как показывает практика, подобные молодежные выступления весьма скоротечны, спонтанно начинаются и так же быстро проходят.

В завершение данного раздела нашей работы следует отметить, что основным психологическим фактором массовых беспорядков является чувство внутренней напряженности, конфликтности, которые находят выход в массовых нарушениях публичного спокойствия. Психология толпы во время таких событий зиждется на массовом психозе, владеющем толпой, возникающем в результате экстремального воздействия толпы на психику людей, находящихся в ней. Массовое безумие, агрессия целиком захватывают человека, растворяют его в толпе, затмевая его разум. В таких ситуациях человек становится способным на самые неадекватные действия, следуя при их учинении не собственному разуму, но импульсам толпы.

Неотъемлемый элемент массовых беспорядков - толпа - скопление людей, объединенных каким-либо интересом. Существует ряд особенностей, социально - психологических феноменов, рождающихся в толпе. Обобщая их, выделим наиболее существенные.

Во- первых, это повышенная внушаемость людей. Поведение толпы оказывает сильное воздействие, как на поведение отдельных ее участников, так и на реакцию государственных органов. Люди верят любой информации, их критичность в оценках резко падает. Логика, здравый смысл, предвосхищение последствий, совесть, страх оказываются подавленными, поведение людей подчиняется импульсу «быть как все».

Во - вторых, в толпе человек утрачивает свою индивидуальность, в массе людей он деперсонализируется, его интеллектуальный уровень снижается. Толпа обеспечивает анонимность, тем самым личная ответственность каждого перекладывается на толпу в целом, т.е. создается впечатление, что ее участник ни за что не отвечает. Именно этим качеством толпа привлекает людей - вседозволенностью при минимуме ответственности.

В - третьих, жестокость толпы. Известен эффект Латейна, названный по имени исследователя, впервые его описавшего. Вероятность помочь человеку, попавшему в беду, находится в обратной зависимости от числа свидетелей его трудностей. Повышенная эмоциональность и чувство безопасности толкают толпу на проявление агрессии в отношении даже того, к чему обычно относятся сдержанно.

В - четвертых, лидерство. Толпа готова последовать за любым человеком, дающим властным тоном четкие распоряжения. Опытный агитатор может подтолкнуть толпу к насилию, превратить группу обиженных людей в агрессивное, мстительное сборище. С другой стороны, даже один человек своим предложением, командой может успокоить толпу и увести ее в другом направлении.

В - пятых, паника. Она возникает, когда толпа чувствует близость опасности, а единственное спасение - бегство, когда путь спасения только один, а другие - заблокированы, запружены, движение по ним остановлено. Предполагается этот путь открыть, и толпа силой прокладывает себе дорогу, давя и сметая впереди идущих.



Следовательно, «массовые беспорядки можно определить как действия толпы, представляющие реальную угрозу для общественного порядка и личной безопасности граждан и общественной безопасности и выражающиеся в совершении насилия, погромов, поджогов, в уничтожении имущества, применении огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и устройству также вооруженного сопротивления власти, повлекшие нарушение нормального функционирования государственных, общественных организаций, учреждений и предприятий, транспорта, восстановление которого невозможно без применения неотложных, специальных мероприятий и привлечения дополнительных сил и средств».

Классифицируя массовые беспорядки по числу их участников, приходится сталкиваться с проблемой отличия этого преступления, например, от злостного хулиганства.

Разграничение данных деликтов, как отмечалось ранее, происходит главным образом по объекту преступления, на который они направлены. Отличительный признак массовых беспорядков - это преступная форма проявления недовольства деятельностью (бездеятельностью) органов власти или управления, направленная против этих органов.

Подводя итог, обозначим следующую схему классификации массовых беспорядков, предложенную в своей работе С.А. Старостиным:

1. По причинам возникновения:

а) политические, б) экономические, в) социальные, г) этнические, е) религиозные, ж) экологические, з) по причине неправомерных действий работников милиции.

2. По характеру:

а) общего характера (выражаются в погромах учреждений, магазинов, киосков и т.д., поджогах и других подобных действиях).

б) особенного характера (выражаются в погромах квартир граждан).

3. По тяжести наступивших последствий:

а) повлекшие смерть людей,

б) с телесными повреждениями различной тяжести,

в) с причинением значительного материального ущерба.

4. По месту возникновения:

а) в населенных пунктах, б) в исправительных учреждениях.

5. По продолжительности:

а) длительные, б) эпизодические.

6. По числу участников:

а) до 100 чел, б) до 1000 чел, в) до 10000 чел, г) более 10000 чел.

Массовые беспорядки как сложное социальное явление требуют специального и глубокого изучения причин и поводов их возникновения, генезиса, форм и методов предупреждения и борьбы с ними органов внутренних дел. На наш взгляд, особенность преступления «массовые беспорядки» заключается в специфике причин, как правило, социально-экономического характера; психологии участников противоправных действий и политико-правовых последствиях.

Ярким примером массовых беспорядков служит дело, когда в апреле 2001г. московские скинхеды отмечали 112-ю годовщину со дня рождения Гитлера, возникшие в результате массовые беспорядки закончились погромами на рынке в Ясеневе, где торгуют кавказцы. Было задержано около 500 неонацистов. Одним из задержанных оказался главный редактор журнала «Русский хозяин». Он призывал подростков к беспорядкам и безобразиям. Вечером того же дня скинхеды убили 18-летнего подростка на Манежной площади. Милиция задержала 68 зачинщиков от 13 до 25 лет.



Просмотров