Проверка экспертных заключений при проведении закупок. О проведении экспертизы контракта

Экспертиза исполнения контракта по Закону № 44-ФЗ
Экспертиза исполнения контракта предусмотрена Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Есть закупки, при которых проведение экспертизы по Закону № 44-ФЗ – право учреждения. Если внешняя экспертиза не предписана законодательством о закупках, заказчик проводит в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ экспертизу своими силами, то есть прибегает к внутренней экспертизе. Однако в некоторых случаях экспертиза по Закону № 44-ФЗ обязательна для бюджетного учреждения. Когда и как нужно привлекать экспертов, экспертные организации, расскажет эта статья.

Экспертиза при приемке
Проведение экспертизы по Закону № 44-ФЗ необходимо:
При подготовке документации о закупке. Речь идет, в первую очередь, о привлечении экспертов к подготовке технического задания при закупке сложной продукции.
При рассмотрении, оценке и сопоставлении информации из заявок участников закупки. В таком случае эксперты обычно привлекаются для независимого ранжирования предложений по неценовым критериям.
При приемке продукции (товаров, работ, услуг) в ходе исполнения контракта.
Остановимся подробнее на экспертизе исполнения контракта при приемке.
Из норм частей 1 и 2 статьи 94 Закона № 44-ФЗ можно сделать вывод, что независимая экспертиза – часть приемки, но не всегда обязательная. Экспертиза при приемке проводится заказчиком для проверки отсутствия нарушений и соответствия условиям контракта представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом. Заказчик может провести экспертизу своими силами или привлечь экспертов, экспертные организации (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
Поставленный товар, выполненная работа или оказанная услуга подлежат экспертизе при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Но здесь есть исключения. Заказчик имеет право не привлекать экспертов:
при закупке услуг самих экспертов, экспертных организаций;
если результат предусмотренной контрактом выполненной работы – проектная документация объекта капстроительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу;
в случаях, предусмотренных пунктами 1–9, 14, 15, 17–23, пунктом 24 (только при закупках для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28–30, 32, 33, 36 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Требования о проведении экспертизы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, не применяются к закупкам, извещения о которых размещены на официальном сайте до 1 января 2014 года (ч. 29 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
В этих ситуациях заказчик проводит приемку продукции своими силами. Такую приемочную комиссию можно считать внутренней экспертизой. Внутренняя приемка не лишает заказчика права установить требование независимой внешней экспертизы по Закону № 44-ФЗ.

Эксперт (экспертная организация) как субъект закупки
Согласно п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, эксперты – это физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), а экспертные организации – юридические лица. Они обладают специальными познаниями, опытом, квалификацией в соответствующей области науки, техники, искусства или ремесла (для юрлица это требование к квалификации персонала).
Эксперты, экспертные организации действуют на основании договора или государственного (муниципального) контракта. То есть, экспертная деятельность ведется на возмездной основе и заключается в изучении и оценке предмета экспертизы, а также в подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком или участниками закупки вопросам (если условия контракта предусматривают дополнительную независимую экспертизу с составлением экспертного заключения). Самый главный вопрос, который ставит заказчик экспертам, – подтверждение соответствия поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям технического задания (то есть условиям договора, контракта), а также требованиям технических регламентов и стандартов.

Ограничения по привлечению экспертов
В целях внешней экспертизы не все граждане могут быть экспертами. Ограничения для них установлены статьей 41 Закона № 44-ФЗ. Причем для физлиц эти ограничения практически неустранимы. Так, не имеет права быть внешним экспертом:
должностное лицо или работник заказчика либо поставщика (подрядчика, исполнителя), а также тот, кто работал у заказчика или поставщика менее двух лет назад;
человек, у которого есть имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
супруг (супруга), близкий родственник, усыновитель или усыновленный для руководителя заказчика, члена комиссии по закупкам, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностного лица или работника поставщика (подрядчика, исполнителя). Близкими родственниками считаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.
Экспертными организациями не могут быть юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20 процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юрлиц. Нельзя привлечь к экспертной работе гражданина или организацию, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой ими экспертизы.
В ходе экспертизы может понадобиться провести исследования, испытания, выполнить работы, оказать услуги, отдельно регулируемые законодательством РФ. Например, к проводящим их экспертам могут быть установлены специальные требования – обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях. В таких случаях эксперты, экспертные организации выбираются из числа лиц, отвечающих указанным требованиям.
Кроме того, заказчик выбирает способ определения эксперта с учетом ограничений, предусмотренных Законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т. д.).
Иных специальных требований к экспертам и экспертным организациям, а также к экспертным заключениям (актам экспертизы по Закону № 44-ФЗ), которые ими выдаются, законодательство не содержит.

Обязательная экспертиза по Закону № 44-ФЗ
Случаи, когда заказчик обязан привлекать экспертов Норма Закона № 44-ФЗ
Поставка культурных ценностей, предназначенных для пополнения государственного музейного, библиотечного, архивного фонда, кино-, фотофонда и аналогичных фондов п. 10 ч. 1 ст. 93
Производство товара, выполнение работы, оказание услуги учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ п. 11 ч. 1 ст. 93
Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, если исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы принадлежат единственному лицу п. 13 ч. 1 ст. 93
Заключение контракта на участие в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенным заказчиком-организатором мероприятия по нормам Закона № 44-ФЗ п. 16 ч. 1 ст. 93
Заключение контракта после признания несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, кроме закупок для обеспечения федеральных нужд п. 24 ч. 1 ст. 93
Заключение контракта на приобретение для федеральных, региональных, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на капвложения в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность п. 31 ч. 1 ст. 93
Заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории России, если запрос предложений признан не состоявшимся п. 34 ч. 1 ст. 93
Заключение контрактов на поставки оборудования (включая его техническую эксплуатацию), программного обеспечения для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности между образовательными организациями – федеральными или региональными инновационными площадками – и обладателем исключительных прав на это оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования п. 35 ч. 1 ст. 93
Закупка изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства п. 37 ч. 1 ст. 93
Заключение на определенных условиях органами исполнительной власти или местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений экономического класса с юрлицом, заключившим договор об освоении территории (или о комплексном освоении территории) в целях строительства жилья экономического класса п. 38 ч. 1 ст. 93

Исполнение контракта - довольно сложный процесс, который включает в себя не только поставку товара/оказание работ/выполнение услуг, но и их приемку, а также составление отчетности. Для того чтобы определить, соответствует ли результат заявленным требованиям, заказчиком в обязательном порядке, в соответствии с требованиями части 3 статьи 94 Федерального закона №44 (далее - 44-ФЗ) должна быть проведена экспертиза.

Виды экспертиз в соответствии с 44-ФЗ

44-ФЗ предусматривает два вида экспертиз: внешнюю и внутреннюю. Внешняя экспертиза проводится силами привлекаемых экспертов или комиссии. Она может быть организована по желанию заказчика во время приемки товара/работ/услуг по любому заключенному контракту. Чаще всего это делается в случаях:

  1. отсутствия в штате заказчика квалифицированных специалистов, способных оценить результаты исполнения конкретного контракта;
  2. возникновения спорных ситуаций;
  3. отсутствие материально-технической базы, необходимой для качественной оценки результатов.

Также заказчик может принять решение и о привлечении внешних экспертов в любой другой ситуации. Частью 4 статьи 94 44-ФЗ определен ряд случаев, когда проведение внешней экспертизы - это не право, а обязанность - для контрактов с единственным поставщиком, заключенных по ряду оснований из части 1 статьи 93.

Внутренняя экспертиза проводится заказчиком своими силами. Для этого из штатных специалистов должна быть создана комиссия, состоящая не менее чем из 5 человек. Она может быть такой же, как приемная, а может отличаться от нее.

Когда проводится экспертиза

Экспертиза проводится заказчиком или привлеченной им экспертной организацией после поставки товара/выполнения работы/оказания услуги. А вот срок, отведенный на это, законом не определен. Как правило, он указывается непосредственно в контракте. Победителю непременно стоит обратить на это внимание, так как от длительности поведения экспертизы зависит когда будут подписаны итоговые акты (накладные) и проведена оплата.

В отдельных случаях экспертиза может быть проведена и раньше, по завершении любого этапа контракта - если заказчик намерен его расторгнуть в одностороннем порядке из-за ненадлежащего его исполнения.

Как оформляются результаты экспертизы

Что касается оформления результатов экспертизы, то 44-ФЗ определяет их очень расплывчато. При проведении внутренней экспертизы можно вовсе не оформлять отдельного заключения - достаточно упомянуть в документе, подтверждающем приемку, что она была сделана и поставить подписи всех членов комиссии. При желании заказчик может разработать свою собственную форму и оформлять заключение комиссии отдельным документов.

Что касается внешней экспертизы, по ее результатам обязательно должен быть отдельный документ, содержащий информацию о дате проведения, эксперте или членах экспертной комиссии, место проведения, цели и основания для проведения, а также результаты. Этот документ в обязательном порядке подписывается каждым из привлеченных экспертов.

Кто оплачивает экспертизу

Проведение экспертизы - это обязанность заказчика и оплачивается она, соответственно, им. И если с внутренней экспертизой все более или менее понятно - она не требует дополнительных затрат, то с внешней возникает немало вопросов. Первый из них - можно ли включить эту статью расходов непосредственно в контракт? Ответ однозначный - нет. оплачиваться экспертиза должны в соответствии с отдельным контрактом, который, как и любой другой, должен быть заключен на основании норм 44-ФЗ.

На поставщика/подрядчика/исполнителя расходы на проведение экспертизы могут быть возложены исключительно судом в единственном случае - когда по ее результатам выявлено несоответствие качества поставленного товара/выполненных работ/оказанных услуг и контракт будет расторгнут в одностороннем порядке.

Экспертиза - это всего лишь один из этапов исполнения контракта и добросовестным поставщикам/подрядчикам/исполнителям не стоит ее бояться. тем более что организовывается она без какого-либо участия с их стороны. Единственное, на что нужно обратить внимание - это сроки проведения экспертизы, определенные контрактом, так как они могут довольно надолго "отсрочить" получение денег.

  • On 14.09.2016
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Статьи

В соответствии с законом № 44-ФЗ заказчик обязан проводить экспертизу контракта. Зачем нужна эта процедура, в каких случаях и кем она проводится, а также в каком порядке? Все эти вопросы рассмотрены в данной статье.

Назначение экспертизы

Экспертиза контракта по закону № 44-ФЗ является важным моментом закупки. Она позволяет заказчику убедиться в том, что его заказ был выполнен без нарушений, а исполнитель поставил качественный продукт либо надлежащим образом оказал услугу (исполнил работу).

Когда следует проводить экспертизу

Закон требует, чтобы экспертиза контракта проводилась каждый раз, когда осуществляется приемка поставленных по нему товаров, работ или услуг. Например, если в соответствии с контрактом продукция поставляется и принимается ежемесячно, то и экспертизу необходимо проводить с такой же периодичностью. Сделать это нужно перед подписанием накладной на товары либо акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Но бывает, что приемка продукции осуществляется ежедневно. Например, с такой периодичностью могут поставляться лекарственные препараты в медицинские учреждения. В таком случае и экспертизу контракта нужно проводить каждый день.

Кто проводит процедуру

В общем случае заказчики вправе сами определять, проводить ли экспертизу контракта собственными силами или привлекать экспертов либо специализированную организацию. К последнему способу чаще всего прибегают в том случае, если у заказчика нет как минимум одного из нижеследующих ресурсов:

  • свободных кадров, обладающих достаточной квалификацией;
  • опыта приемки результатов исполнения контракта;
  • технических, инструментальных и/или лабораторных средств для проведения оценки качества поставленной продукции (оказанных услуг, выполненных работ).

Кроме того, в некоторых случаях закон обязывает заказчика прибегнуть к помощи экспертов со стороны. Например, такое требование установлено при исполнении крупных сложных контрактов. Также привлечь экспертов или экспертные организации придется в случае осуществления закупки у единственного поставщика. Однако это потребуется не всегда. Например, закупая у единственного поставщика экспертные услуги или поручая ему разработку проектной документации объектов капстроительства, привлекать к экспертизе сторонних специалистов не обязательно.

Кто может быть экспертом

В качестве эксперта могут привлекаться любые лица: физические, юридические и индивидуальные предприниматели. К ним предъявляется одно главное требование – они должны иметь опыт и знания относительно объекта закупки.

Кроме того, закон устанавливает в этом вопросе определенные ограничения. Например, экспертами не могут стать следующие физические лица:

  • должностные лица заказчика;
  • лица, имеющие имущественный интерес к контракту;
  • лица, имеющие в течение двух последних лет отношение к работе заказчика;
  • близкие родственники руководства заказчика, контрактного управляющего, руководителя контрактной службы или члена закупочной комиссии;
  • близкие родственники руководителя или работников поставщика.

Не смогут стать экспертами и некоторые юридические лица. Так, проведение экспертизы запрещено поручать организациям, в которых заказчику либо исполнителю контракта принадлежит 1/4 часть голосующих акций либо 1/5 часть вкладов в уставный (складочный) капитал.

Порядок проведения экспертизы

В случае привлечения сторонних экспертов или экспертной организации, заказчик должен заключить с ними договор на оказание услуг. В нем должны быть прописаны обязанности сторон, порядок проведения экспертизы и оплаты выполненной работы.

Если заказчик принимает решение проводить экспертизу собственными силами, то приказом руководителя организации создается экспертная комиссия. Ее членами должны стать не менее 5 человек, в том числе два обладателя специальных знаний о закупаемой продукции.

Проведению экспертизы самого товара, работы или услуги предшествует изучение контракта, заключенного между заказчиком и исполнителем. В рамках проведения экспертизы специалисты могут запрашивать любые относящиеся к закупке данные и материалы как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, подрядчика).

Экспертиза проведена. Что дальше?

Результатом проведения экспертизы станет экспертное заключение. В нем помимо выводов об исполнении условий контракта эксперты могут предложить меры по исправлению выявленных недостатков.

На основании экспертного заключения заказчик либо принимает объект закупки, либо отказывается от этого. В первом случае следует подписать документ о приемке. Если создавалась приемная комиссия, то этот документ должны подписать все ее члены, после чего он утверждается руководителем заказчика. В случае выявления нарушений условий контракта поставщику направляется письменный мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Если исполнитель устранил несоответствие объекта закупки условиям заключенного контракта, то заказчик вправе осуществить его приемку.

Результат исполнения контракта или отдельного его этапа следует разместить в ЕИС в виде отчета. В нем должна быть отражена информация:

  • об исполнении контракта либо отдельного его этапа с соблюдением установленных сроков;
  • о неисполнение либо ненадлежащем исполнении контракта с указанием допущенных исполнителем нарушений, а также примененных к нему санкций;
  • о расторжении контракта или изменении его условий.

Если заказчик привлекал к экспертизе контракта сторонних специалистов или организации, то к отчету следует приложить и заключение экспертов.

После выполнения подрядчиком контракта в рамках 44-ФЗ, заказчик производит приемку товаров, работ или услуг и по необходимости обеспечивает проведение экспертизы результатов исполнения контракта. Экспертиза бывает финальная или поэтапная, она может выполняться силами заказчика или с привлечением экспертов или экспертной комиссии. Закон о контрактной системе устанавливает, какой вариант требуется в том или ином случае, и мы с Вами эти случаи сейчас рассмотрим.

Одна или несколько?

Одна финальная экспертиза исполнения всего контракта целиком требуется в том случае, если договор не предполагает поэтапное исполнений его условий. Если же вся работа или поставка разделена на этапы, то проверку нужно проводить по окончании каждого из них. При этом результат экспертизы, все сопутствующие документы и информация должны загружаться заказчиком в Единую информационную систему. Исключениями являются контракты по пунктам 4 («малые» закупки), 5 (закупки учреждений культуры до 400 тысяч рублей), 23 или 44 части 1 статьи 93.

Существуют некоторые контракты, которые не предполагают деление на отдельные этапы, но при этом оплата и приемка отваров, работ или услуг по ним осуществляются на ежемесячной или ежеквартальной (одним словом, регулярной) основе. В таком случае экспертизу также необходимо проводить несколько раз в соответствии с каждым новым актом о приемке.

Эксперты или экспертная комиссия

В некоторых случаях привлечение экспертов не просто возможно, но обязательно по закону:

1) Если существует конкретное временное (или без ограничения по времени) Постановление Правительства РФ, которое указывает, что в данной ситуации требуется привлечение профессиональных экспертов.

2) Если проводится закупка у единственного поставщика, но с обширным рядом исключений. Ими являются закупки:

  • по пунктам 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, 24 (только для федеральных закупок), 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45 части 1 статьи 93;
  • услуг экспертов;
  • чей предмет - это разработка проектов строительных объектов, которые уже заранее прошли обязательную экспертную проверку (государственную или частную).

Привлеченные к работе эксперты имеют право запрашивать дополнительную документацию, которая связана с исполнением контракта, как у заказчика, так и у подрядчика. Результатом их работы будет экспертное заключение с официальной подписью и печатью. Заключение может быть трех видов:

  • Все условия договора исполнены.
  • Условия исполнены с нарушениями, препятствующими приемке товаров, работ или услуг, или не исполнены вовсе. К такому заключению прилагается список нарушений и рекомендации по их устранению, если это возможно.
  • Условия исполнены с незначительными нарушениями, не препятствующими приемке. В таком случае список нарушений и методов их исправления также обязан быть приложен к заключению.

Последний случай означает, что приемка все равно состоится.

Экспертиза силами заказчика

Во всех случаях, которые не перечислены выше, заказчик имеет право выбора: провести экспертизу с привлечением профессионалов или самостоятельно. Во втором случае документом, который по юридической силе равняется заключению экспертной комиссии, будет сам акт приемки товаров, работ или услуг. Если заказчик его подписал, то есть признал правомочным, значит, он согласен, что все условия договора выполнены верно.

В акте приемки (или аналогичном документе) могут быть указаны претензии обеих сторон или несущественные нарушения, которые не препятствуют приемке. Если же заказчик сочтет, что условия договора были выполнены ненадлежащим образом, то он должен известить об этом поставщика в оговоренные контрактом сроки, чтобы у того была возможность исправить положение вещей. При этом заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке на основании результатов такой экспертной проверки, а у подрядчика останется право подать иск на обжалование ее результатов.

«РосТендер» поможет Вам подобрать подходящую экспертную организацию и провести экспертизу на высочайшем уровне, не переплачивая за услуги профессионалов. Обращайтесь к нам! Это не единственная услуга в проведении госзакупок, где мы можем помочь сэкономить Ваши средства! и узнайте, чем еще мы можем быть полезны Вашей компании!

В соответствии с Законом о контрактной системе (закон № 44-ФЗ), заказчик при исполнении контракта должен осуществить экспертизу поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг с целью установить их соответствие требованиям, сформулированным в контракте. При этом заказчик может самостоятельно или привлечь для этой цели экспертную организацию. Последний вариант предусмотрен, если закупка производится у единственного поставщика. В ряде случаев, перечисленных в части 4 статьи 94 названного закона, заказчики освобождаются от проведения обязательной экспертизы.

К аким образом проводится экспертиза исполнения контракта?

На этапе приемки товара, работы или услуги заказчиком принимается решение о привлечении эксперта, в соответствии с законом № 44-ФЗ. Порядок заключения договора с экспертной организацией установлен в законе. Оплата услуг эксперта производится в соответствии с требованиями заключенного контракта.

Как оформляются результаты экспертизы исполнения контракта по закону № 44-ФЗ?

В ходе проведения экспертизы оформляется письменное заключение, которое подписывается экспертом, представителем экспертной организации или членами комиссии. Документ должен быть объективным, аргументированным, всесторонним и оформленным в соответствии с требованиями законодательства РФ.

На какие вопросы отвечает экспертиза исполнения контракта по закону № 44-ФЗ?

Заключение эксперта должно включать сведения , работ или услуг требованиям, указанным в контракте, в части их объема и качества. Этот документ заказчик сохраняет у себя в течение трех лет. Если экспертиза установила несоответствие требованиям контракта, которое, тем не менее, позволяет осуществить приемку товара или услуги, то в заключении могут быть указаны способы и сроки устранения выявленных нарушений.

Каким образом заказать экспертизу исполнения контракта по закону № 44-ФЗ?

Для проведения экспертизы исполнения контракта по закону № 44-ФЗ обращайтесь в экспертно-правовой центр «Прометей» . Наши специалисты имеют профильное образование и многолетний опыт аналогичной работы. Мы решим Вашу задачу качественно, быстро и недорого.



Просмотров