Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении многоквартирными домами. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере Образцы протестов прокурора в сфер

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

Кадунова Екатерина Николаевна

студент 5 курса, юридический факультет ВятГГУ, РФ, г. Киров

Ложкина Татьяна Евгеньевна

научный руководитель, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета ВятГГУ, РФ, г. Киров

Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства актуальны для подавляющего большинства российских граждан. На сегодняшний день область жилищных правоотношений является самой проблемной.

В течение последних десяти лет происходили экономические процессы и законодательные изменения, способствовавшие тому, что на смену муниципальным унитарным предприятиям по управлению жилищно-коммунальным хозяйством, функционировавшим раньше при органах местного самоуправления, пришли сотни управляющих компаний и товариществ собственников жилья, многие из которых не владели ни практическим, ни теоретическим опытом управления жилищно-коммунальным комплексом и его ресурсами .

Управление многоквартирным домом предполагает согласованность действий собственников квартир по принятию решений, касающихся управления. А управление требует высокой правовой культуры. Нередко, общее собрание собственников состоит из малознакомых собственников, что усложняет решение важных вопросов.

На первоначальным этапе данная тенденция была проигнорирована органами государственного контроля. Именно поэтому в данной сфере на сегодняшний день так много проблем.

Предмет прокурорского надзора в сфере жилищный прав граждан определен следующим образом: надзор за соблюдением конституционных прав граждан на жилище, надзор за исполнением норм Жилищного кодекса, иных законов всеми надзорными органами федеральной исполнительной власти, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контролирующими органами, жилищными организациями, осуществляющими управление, содержание и эксплуатацию жилищного фонда, а также за соответствием Конституции и законам нормативно-правовых актов, издаваемых этими органами и их должностными лицами .

В 2014 году органами прокуратуры Кировской области при осуществлении надзорных мероприятий по соблюдению прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) выявлено 7446 нарушений закона, принесено 137 протестов, внесено 507 представлений, направлено в суды 988 заявлений, возбуждено 302 дела об административных правонарушениях, объявлено 487 предостережений. По итогам рассмотрения актов реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 311 должностных лиц, к административной ответственности - 229 правонарушителей .

Следует отметить, что прокурорский надзор за исполнением жилищного законодательства производится в нескольких направлениях: меры прокурорского реагирования по заявлениям и жалобам граждан, надзор за деятельностью управляющих организаций и товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), надзор за исполнением органами местного самоуправления контрольных полномочий в жилищной сфере, надзор за деятельностью контролирующих органов.

Рассмотрим каждое направление.

Ежегодно в кировскую прокуратуру поступает более десяти тысяч обращений от граждан по поводу нарушения жилищных прав . В последнее время во многих субъектах создавались временные приемные Генерального прокурора РФ по вопросам ЖКХ, в которые обратилось большое число граждан, считавших, что их жилищные права нарушены. В результате деятельности таких приемных повсеместно выявлены массовые нарушения прав жильцов многоквартирных домов при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы, некачественного и несвоевременного оказания услуг ЖКХ, неисполнения жилищно-коммунальными организациями обязательств по содержанию общего имущества многоквартирных домов и другие нарушения.

Из-за низкого уровня правовой культуры попытки самостоятельной защиты гражданином своих жилищный прав далеко не всегда дают результат.

Так, жильцы одного многоквартирного дома обратились в суд с требованием признать договор управления домом недействительным, так как они не участвовали в выборе управляющей компании. Однако, суд отказал в удовлетворении требований, сославшись на то, что протокол заочного голосования жильцов, на основании которого заключен договор, оспорен не был, хотя жильцы и не знали о его наличии. Также жильцы ежемесячно производили оплату по квитанциям управляющей компании. К договору прилагается реестр подписавших его собственников жилых помещений. Таким образом, договор соответствует всем законным требованиям. Кассационное обжалование также не принесло результатов .

При неспособности защитить свои права самостоятельно, граждане обращаются в прокуратуру. Однако, и тут существует проблема. Граждане могут обратиться в прокуратуру коллективно и по отдельности.

Если прокурор сочтет, что ТСЖ или управляющая компания нарушили права гражданина, он обращается в суд от имени гражданина. Однако, случается так, что суд отказывает в принятии искового заявления, если оно подается в интересах одного собственника жилого помещения в доме на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса. В соответствие с данной статьей прокурор может обратиться в суд с исковым заявлением в интересах лица только при условии, что лицо не может самостоятельно обратиться в суд по уважительной причине (по состоянию здоровья, в силу возраста, по причине недееспособности и т. д.). Таким образом, прокурор не всегда может защитить права гражданина, который не имеет вышеуказанных уважительных причин.

Надзор за деятельностью управляющих организаций и ТСЖ производится как в виде принятия жалоб от граждан, так и в виде плановых прокурорских проверок. Однако, бывают и неплановые проверки, которые проводятся прокуратурой в связи с поступившим сигналом о совершенном правонарушении и в случаях, когда проверка не терпит отлагательства (например, незаконное отключение от систем теплоснабжения в зимний период).

Чаще всего мерой прокурорского реагирования на выявленное правонарушение является предостережение или представление. Как и в случае поступления жалоб от граждан, прокурор может обратиться в суд с иском о ликвидации ТСЖ или управляющей организации, если нарушение носит грубый и неустранимый характер.

Также прокуратура надзирает за деятельностью органа местного самоуправления в сфере жилищного права.

В целях обеспечения соблюдения управляющими организациями обязательных требований, установленных законом, Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», был введен институт муниципального жилищного контроля. Казалось бы, количество нарушений должно было снизиться, так как появился новый вид контроля, но этого не произошло.

Значительное число нарушений допускается органами местного самоуправления при осуществлении нормотворческой деятельности. В 2012 году прокурорами выявлено 789 незаконных правовых актов, на которые принесено 787 протестов. Из них 656 приведены в соответствие с действующим законодательством . Самой частой причиной для оспаривания нормативных правовых актов являются - превышение компетенции при принятии тарифов, несоблюдение сроков начала и завершения отопительного периода.

Согласно статье 165 Жилищного кодекса, орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений организует проведение проверки деятельности управляющей организации в пятидневный срок. Если по результатам проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Если собственники не могут выбрать способ управления домом в течение года, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации .

В подобных ситуациях и происходят нарушения. Орган местного самоуправления заключает договор без проведения конкурса, нарушая права собственников и жилищное законодательство. Выявив данное нарушение в результате прокурорской проверки, прокурор подает в суд исковое заявление о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки. Также при заключении договора с управляющей организацией или создании ТСЖ могут фальсифицироваться решения собраний собственников жилья, подделываться подписи жильцов дома.

Считая, что его жилищные права нарушены, гражданин может обратиться в орган государственного жилищного надзора, а именно в Государственную жилищную инспекцию, и тогда инспекция должна защищать его права, возможно, в судебном порядке. Согласно информации правительства Кировской области, число обращений граждан в Государственную жилищную инспекцию Кировской области быстро растет. Соответственно, нагрузка на данный контролирующий орган увеличивается, а это затрудняет защиту нарушенных прав граждан .

Таким образом, можно сделать вывод, что нарушение жилищных прав граждан в сфере управления многоквартирным домом - сложная проблема, требующая для ее решения совместных усилий прокуратуры, органов государственной власти, местного самоуправления и органов государственного жилищного надзора.

Прокуратура не подменяет контрольные полномочия вышеперечисленных органов и не дублирует их. Она работает совместно с этими органами, пользуясь результатами их проверок и другими данными.

По результатам многолетней прокурорской практики можно сделать вывод, что все нарушения в сфере жилищного права нарушения носят системный, повторяющийся характер, независимо от уровня, на котором они совершаются.

Подводя итог, следует отметить, что у вышеуказанных органов есть четко определенные полномочия по контролю над жилищной сферой, полномочия прокурора часто совпадают с этими полномочиями. Считаю, что прокуратуре следует сделать основной упор на контроль над органами государственной власти, местного самоуправления, в части осуществления контроля над жилищной сферой, и органами государственного жилищного надзора. Ведь сначала жалобы граждан поступают именно в органы местного самоуправления и органы жилищного надзора, оставаясь там без внимания.

Неисполнение этими органами своих обязанностей, игнорирование жалоб граждан приводит к совершению правонарушений в жилищной сфере. На мой взгляд, роль прокурорского надзора должна состоять в надзоре за исполнением закона контролирующими органами, а не непосредственно управляющими организациями и ТСЖ. Особое внимания должно уделяться выполнению ими обязанностей по выявлению и устранению правонарушений в сфере управления многоквартирными домами.

Список литературы:

  1. Викторов И.С. Организация работы прокурора по надзору за исполнением жилищного законодательства [Текст] / И.С. Викторов // Жилищное право. - 2007. - № 2. - С. 27-30.
  2. Жилищный кодекс РФ: федер. закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (Ч. 1). - Ст. 14. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [КонсультантПлюс].
  3. Метелина В.Г. Об организации надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ: выступление прокурора Чувашской Республики [Текст] / В.Г. Метелина // Прокурор. - 2013. - № 2. - С. 24-29.
  4. Подласенко О.А. Защита прав граждан - собственников помещений в многоквартирных домах [Текст] / О.А. Подласенко // Законность. - 2012. - № 7. - С. 39-43.
  5. Прокуратура Кировской области. Новости: официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.prokuratura-kirov.ru/news/detail.php?ID=8882
  6. Рыжов А. Создание системы помощи собственникам помещений в реализации их полномочий по управлению многоквартирными домами [Текст] / А. Рыжов // Жилищное право. - 2011. - № 10. - С. 43-50.

В целях обеспечения надлежащей организации органами прокуратуры Российской Федерации надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерацию), приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. Надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере считать одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности. Осуществлять его комплексно и гласно, во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными и контрольно-надзорными органами, общественными организациями.

1.2. Последовательно и настойчиво использовать предоставленные полномочия для защиты прав граждан, общественных и государственных интересов, борьбы с преступностью и коррупцией, добиваясь реального устранения выявленных нарушений.

1.3. При планировании, организации и выполнении надзорных мероприятий исходить из принципа недопустимости подмены функций органов контроля (надзора), а также создания препятствий правомерной деятельности хозяйствующих субъектов.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

2.1. Сосредоточить усилия на организации надзора за своевременным выявлением и реальным устранением нарушений прав граждан в жилищно-коммунальной сфере; полнотой осуществления мероприятий по переселению населения из аварийного жилья, капитальному ремонту многоквартирных домов; расходованием денежных средств, выделяемых на данные цели; обеспечением законности в процессе управления жилищным фондом, в том числе при лицензировании такой деятельности.

2.2. Принимать исчерпывающие меры по пресечению злоупотреблений и нарушений со стороны уполномоченных публично-правовых образований, контрольно-надзорных органов, их должностных лиц; возмещению виновными ущерба, причиненного гражданам и бюджетам всех уровней.

Давать оценку полноте осуществления ими полномочий по своевременному контролю за поступлением арендных платежей за пользование объектами жилищно-коммунального хозяйства и выполнением условий концессионных соглашений.

2.3. Организовать анализ сведений, характеризующих состояние законности в жилищно-коммунальной сфере, активно используя для этого информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Для выявления фактов массовых нарушений прав граждан наладить эффективное взаимодействие с общественными объединениями на поднадзорной территории.

2.4. Использовать имеющиеся полномочия по участию в разработке и принятии нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в жилищно-коммунальной сфере. Своевременно реагировать на несоответствие законам данных актов и их проектов, наличие в них коррупциогенных факторов.

При оценке правомерности решений об установлении тарифов на коммунальные услуги и нормативов их потребления организовывать в необходимых случаях проверки достоверности и полноты сведений, представляемых хозяйствующими субъектами в органы тарифного регулирования, а также правильности применяемой этими органами методологии и обоснованности произведенных ими расчетов.

2.5. Уделять особое внимание полноте выполнения органами публично-правовых образований, хозяйствующими субъектами обязанностей в части своевременного предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, эксплуатации, ремонта и содержания жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, поставок и завоза топливно-энергетических ресурсов, в том числе в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Незамедлительно реагировать на все факты возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства, повлекшие грубые нарушения прав потребителей.

2.6. Пресекать нарушения организациями жилищно-коммунальной сферы требований законов, касающихся лицензирования отдельных видов деятельности, банкротства, раскрытия информации о своей работе, реализации инвестиционных и производственных программ, проведения конкурентных процедур и участия в них.

2.7. Давать принципиальную оценку бездействию и ненадлежащему выполнению органами надзора и контроля полномочий при осуществлении плановых и внеплановых мероприятий в жилищно-коммунальной сфере, непринятию мер по безусловному и своевременному выявлению и устранению нарушений закона и привлечению к ответственности виновных лиц.

2.8. Выявлять и пресекать противоправные посягательства на средства граждан и бюджетов всех уровней, государственные и муниципальные активы, общее имущество многоквартирных домов, предупреждать случаи их нецелевого и иного противоправного использования.

Принимать в рамках предоставленных полномочий меры для понуждения организаций жилищно-коммунального хозяйства, органов публично-правовых образований к снижению объема задолженности перед ресурсоснабжающими компаниями, перерасчету и возврату населению необоснованно начисленных платежей.

2.9. Обеспечивать эффективный надзор за противодействием коррупционным проявлениям в деятельности государственных и муниципальных служащих, курирующих вопросы жилищно-коммунальной сферы, руководителей государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в этой сфере. Своевременно выявлять случаи несоблюдения ими установленных запретов и ограничений, неправомерного предоставления хозяйствующим субъектам преференций, льгот. Принципиально реагировать на факты непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

2.10. Принимать исчерпывающие меры координационного и надзорного характера с целью активизации работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений в жилищно-коммунальной сфере, особенно в части неправомерного использования бюджетных ассигнований, денежных средств граждан, а также деяний, совершенных организованными преступными группами, с привлечением аффилированных структур и фирм-однодневок.

Обеспечить должный надзор за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью при рассмотрении сообщений и расследовании преступлений данной категории, принятии мер по возмещению причиненного ими ущерба. Взять под особый контроль ведение дел оперативного учета и соответствующих накопительно-наблюдательных производств.

Добиваться незамедлительного устранения установленных нарушений, допущенных правоохранительными органами в ходе указанной деятельности, и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

2.11. Своевременно использовать полномочия по обращению в суд в порядке гражданского, арбитражного и административного процессуального законодательства, а также в порядке части 3 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, обращая особое внимание на вопросы возмещения ущерба, причиненного правонарушениями государству.

3. Управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах:

3.1. Осуществлять надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере федеральными органами исполнительной власти, органами надзора и контроля в округе, территориальными органами федеральных государственных органов, определенными Генеральным прокурором Российской Федерации.

3.2. Организовывать и контролировать с оказанием необходимой практической и методической помощи деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, в том числе обеспечением прав граждан на получение жилищно-коммунальных услуг. Обеспечивать взаимодействие подчиненных прокуратур с подразделениями Росфинмониторинга и Ростехнадзора в округе.

3.3. В ходе реализации предоставленных полномочий сосредотачивать особое внимание на вопросах подготовки к отопительному сезону, обеспечения его бесперебойного прохождения, предоставления населению тепло-, электро- и иных видов коммунальных ресурсов и услуг, своевременности расчетов за них, тарифного регулирования и ликвидации аварийного жилья.

3.4. Содействовать повышению эффективности работы прокуроров по координации деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в данной области правоотношений.

4. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

4.1. Осуществлять надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти.

4.2. Систематически анализировать состояние законности в жилищно-коммунальной сфере, изучать прокурорскую и иную правоприменительную практику, определять актуальные проблемы правоприменения на федеральном уровне, вносить предложения по их урегулированию.

4.3. Оказывать практическую и методическую помощь прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур в организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере.

5. Главному управлению по надзору за следствием, управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за расследованием особо важных дел, управлению методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью совершенствовать практику прокурорского надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в жилищно-коммунальной сфере, в том числе при учете, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, реализации оперативно-розыскных мероприятий, расследовании уголовных дел.

6. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих прокуратур в области надзора за исполнением законов о противодействии коррупции в жилищно-коммунальной сфере.

7. Главному уголовно-судебному управлению и управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе в пределах предоставленных полномочий на постоянной основе анализировать практику поддержания государственного обвинения, участия в гражданском, административном и арбитражном процессах.

8. Главной военной прокуратуре обеспечить постоянный надзор за неукоснительным исполнением органами военного управления, воинскими должностными лицами, руководителями специализированных организаций Минобороны России, других войск, воинских формирований и органов требований законов, регламентирующих жилищно-коммунальную сферу.

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Обзор документа

Установлено, что надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере должен стать одним из приоритетных направлений работы для прокуроров.

Даны поручения прокурорам регионов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, управлениям в федеральных округах и другим подразделениям Генпрокуратуры России.

Актуальность темы определяется высокой значимостью эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства для страны и общества, низким уровнем соблюдения законности в данной, высокой государственной и общественной потребностью в обеспечении надлежащего режима законности в системе ЖКХ. Прокуратура преследует цель обеспечения реализации гражданами гарантированных прав и законных интересов граждан, недопущение прекращения оказания коммунальных услуг или оказания таких услуг ненадлежащего качества.

Анализ состояния законности показывает, что при значительном финансировании, модернизации жилищно-коммунального комплекса, органами государственной власти, органами МСУ, товариществами собственников жилья, иными управляющими организациями и подрядчиками повсеместно допускаются нарушения порядка расходования предоставляемых из бюджетов всех, некачественное выполнение работ и завышение их объемов, использование финансовой поддержки государства не по целевому назначению.

В процессе организации работы на рассматриваемом направлении прокурорам следует обеспечить эффективное взаимодействие с контролирующими и правоохранительными органами, органами власти на местах и общественностью при осуществлении надзора в указанной сфере. Наладить обмен оперативной, статистической и иной информацией. Практиковать проведение совместных проверок, оперативных и координационных совещаний. Необходимо на постоянной основе проводить с подразделениями правоохранительных и контролирующих органов (МВД, ФСБ, ФТС, ФНС России, Росфинмониторинга и др.) сверки по материалам, содержащим сведения о правонарушениях в рассматриваемой сфере.

При проведении надзорных проверок прокурорам рекомендуется привлекать специалистов из территориальных подразделений ФАС России, Росимущества, ФНС России, Росфиннадзора, региональных органов контроля в области промышленности, энергетики и др.

При проведении проверки исполнения законодательства ресурсоснабжающими и иными организациями коммунального комплекса, в том числе управляющими компаниями, следует дать оценку: фактам банкротства, ликвидации, наличию кредиторской задолженности указанных организаций, ее объемам и причинам образования, законности и обоснованности расходов управляющих компаний на собственное содержание, целевому использованию управляющими компаниями средств граждан, фактам самоуправного установления различного рода дополнительных платежей, законности и обоснованности перечисления управляющим компаниям дотаций на выполнение работ по техническому содержанию жилищного фонда, капитальный ремонт многоквартирных, случаям перечисления денежных средств на счета физических лиц, приобретения материалов и коммунальной техники за рубежом, привлечению в качестве подрядчиков или субподрядчиков аффилированных организаций и др.



В рамках осуществления системного прокурорского надзора с привлечением органов финансового контроля, специалистов в области ценообразования и строительства, а также сотрудников правоохранительных органов на постоянной основе проводить проверки использования бюджетных средств.

Практика прокурорского надзора позволяет определить типичные нарушения законодательства в сфере ЖКХ, характерные для всех субъектов РФ. Так, нарушения закона при расходовании денежных средств, большая часть которых выделяется из бюджетов различных уровней, допускаются практически на всех этапах их использования, включая размещение заказов для государственных и муниципальных нужд, проведение, приемку и оплату строительных и иных работ, осуществление контроля за целевым использованием данных средств. Это создает условия для коррупционных проявлений и в значительной степени ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов. Распространены факты хищений в сфере ЖКХ путем оплаты фактически невыполненных работ либо, несоответствия объемов и стоимости выполненных работ указанным в контрактах.

В деятельности управляющих компаний и коммунальных организаций повсеместны случаи криминального посягательства на денежные средства, уплаченные гражданами за жилищно-коммунальные услуги.

Продолжают выявляться факты преднамеренного банкротства коммунальных организаций. Например, в результате прокурорской проверки возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве предприятия, осуществляющего поставку тепловой энергии для нужд населения. Имея значительную задолженность перед ресурсоснабжающей организацией за газ, руководство указанного предприятия заключило договоры о продаже оборудования и других основных средств заинтересованным лицам, занизив их стоимость в несколько раз.Нередко организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, халатно относятся к выполнению своих обязанностей не обеспечивают надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, внутридомового инженерного оборудования, помещений общего пользования, лифтов, а также уклоняются от проведения ремонтных работ.

Одним из условий обеспечения законности в сфере ЖКХ является осуществление качественного государственного и муниципального контроля уполномоченными органами, однако и в их деятельности выявлен ряд нарушений законодательства. Прокурорам следует давать принципиальную оценку случаям уклонения должностных лиц государственных жилищных инспекций от разрешения поступивших обращений, неполноты проведения таких проверок. Надзор за законностью использования финансовых ресурсов в сфере ЖКХ, а также защита и восстановление прав граждан при установлении тарифов в данной области должны находиться под постоянным контролем органов прокуратуры. Используя весь имеющийся арсенал мер прокурорского реагирования, добиваться реального устранения выявленных нарушений, во всех случаях рассматривать вопрос о привлечении виновных лиц к предусмотренной законодательством ответственности. При обнаружении в ходе проведения проверок признаков преступлений незамедлительно направлять в порядке ст. 37 УПК РФ материалы в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

Прокурорам на местах следует учитывать особую общественную значимость и приоритетность надзора за исполнением законодательства на рассматриваемом направлении. Должная организация надзорной деятельности, эффективное взаимодействие с органами власти, местного самоуправления, а также контролирующими и правоохранительными органами позволят обеспечить функционирование жилищно-коммунального комплекса и в значительной степени повысить влияние прокуроров на состояние законности в этой сфере.

На проведенном совещании Генпрокурором страны Юрием Чайка в Ставрополе, на котором рассматривались вопросы исполнения законодательства в сфере ЖКХ, был составлен четкий план действий органов прокуратуры по защите интересов потребителей коммунальных услуг. Юрий Чайка заявил, что общий ущерб от криминальных действий в жилищно-коммунальной сфере оценивается в 34 млрд руб. в связи с чем,было предложено ужесточить контроль за формированием тарифов и реакцией местных властей на жалобы людей. К примеру, в начале 2014г. в Пензенской области вынесен приговор по делу о хищении 4,7 млн. рублей, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов, когда директор управляющей компании по обслуживанию многоквартирных домов договорился с генеральным директором строительной организации о совместном хищении денежных средств, выделенных в 2009 году на проведение капитального ремонта домов в селе Чемодановка Пензенской области в рамках реализации Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Прокурорский надзор в сфере ЖКХ ориентирован, прежде всего, на защиту прав ветеранов, пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, участников долевого строительства, граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда. Например, в Липецкой области действует областная адресная программа от 26 апреля 2013 г. N 210 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 – 2017 годы", которой предусмотрено расселение 272 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.В начале 2014 года успешно реализован проект «горячая линия» по вопросам ЖКХ. Ежедневно на ее телефон поступало до 100 звонков от граждан, недовольных работой управляющих жилищных компаний. К примеру, к Грязинскому межрайонному прокурору по "телефону доверия" обратился гражданин по вопросу нарушения его права на получение жилья по договору социального найма, т.к. дом располагался на расстоянии менее 9 м от железнодорожных путей, что вызывает постоянную вибрацию здания и его постепенное разрушение. По инициативе прокуратуры было проведено обследование дома независимыми экспертными организациями, и в конечном итоге, прокурор в судебном порядке добился справедливости.

    НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    Е.М. СМИРНОВА

    В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

    На основании п. 7.1 Приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" прокуроры обязаны акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции РФ прав человека, в том числе и жилищных.

    Во исполнение Конституции РФ и Приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 прокуратурой города Екатеринбурга на систематической основе организуются и проводятся проверки исполнения жилищного законодательства, а также регулярно осуществляется мониторинг изменений законодательства в указанной сфере, что способствует своевременному устранению нарушений.

    Поводами к проверкам служат обращения граждан, информация, размещенная в сети Интернет, запросы СМИ и др.

    Так, в прокуратуру города Екатеринбурга поступило обращение гражданина В., инвалида II группы.

    В ходе проверки установлено, что заявитель является инвалидом и имеет тяжелую форму хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание в одной квартире нескольких семей. В силу положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" указанное обстоятельство является основанием для внеочередного предоставления гражданину жилого помещения на условиях социального найма.

    Администрацией Ленинского района г. Екатеринбурга гражданин В. признан малоимущим и поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в порядке общей очереди, без учета имеющегося у В. заболевания, несмотря на представленную медицинскую справку.

    Частью 2 ст. 49 ЖК предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным этим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

    По результатам проверки прокуратурой города Екатеринбурга в 2015 г. в Ленинский районный суд направлено исковое заявление о возложении на администрацию МО "город Екатеринбург" обязанности предоставить В. вне очереди благоустроенное жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, пригодное для проживания, площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления МО "город Екатеринбург", отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в г. Екатеринбурге, а также с учетом права В. как инвалида на дополнительную площадь.

    Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 21 апреля 2015 г. исковые требования прокуратуры г. Екатеринбурга удовлетворены в полном объеме.

    Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда 8 июля 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя администрации - без удовлетворения.

    Также прокуратурой города Екатеринбурга проведена проверка по обращению Л.

    Проверкой установлено, что Л. является гражданкой РФ, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Решением Орджоникидзевского районного суда г. Мариуполя Донецкой области ее отец лишен родительских прав, мать скончалась, вследствие чего Л. передана под опеку гражданки Д.

    За Л. закреплено жилое помещение на территории Украины, в г. Мариуполе Донецкой области.

    Л. обращалась в администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга с заявлением о принятии ее на учет.

    Администрацией Верх-Исетского района г. Екатеринбурга в 2012 г. принято решение об отказе в принятии Л. на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в связи с наличием у нее жилья в Мариуполе.

    Вместе с тем в решении не указано, на каком праве закреплено указанное помещение за Л., помещение находится за пределами РФ, возвращение в него противоречит интересам Л. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к одной из категорий социально незащищенных слоев населения, и поэтому их социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью должна считаться реализованной только после фактического предоставления жилого помещения.

    В целях восстановления нарушенных жилищных прав Л. прокуратурой города Екатеринбурга направлено в суд исковое заявление об обязании министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета для Л. благоустроенное жилое помещение в г. Екатеринбурге не ниже установленных социальных норм с последующей передачей его в муниципальную собственность города с целью дальнейшего предоставления жилого помещения Л. на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

    В рамках осуществления надзора за исполнением жилищного законодательства прокуратура г. Екатеринбурга уделяет особое внимание соблюдению законодательства органами местного самоуправления при признании жилых домов ветхими и аварийными.

    Например, установлено, что в октябре 2014 года межведомственная комиссия, созданная на основании постановления главы Екатеринбурга, провела обследование многоквартирного жилого дома. По результатам обследования комиссией вынесено заключение, на основании которого признаны необходимость и возможность проведения капитального ремонта жилых помещений дома без признания дома аварийным.

    Как показала проверка, в нарушение п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, обследование проводилось без некоторых представителей специализированных органов, в том числе представителей государственного контроля и надзора в сферах пожарной, промышленной, экологической безопасности.

    Неполнота при проведении обследования может повлечь непринятие администрацией города должных мер, соответствующих действительным техническим характеристикам и состоянию указанного дома, а это, в свою очередь, может привести к негативным последствиям, в том числе обрушению дома.

    В связи с изложенным прокуратурой города в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга направлено исковое заявление о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, обязании администрации г. Екатеринбурга организовать проведение повторного обследования многоквартирного жилого дома.

    Решением суда требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме.

    В июле 2015 года, несмотря на обжалование указанного решения ответчиком, оно вступило в законную силу.

    Кроме того, по этому факту, а также аналогичным нарушениям прокуратурой города Екатеринбурга внесено представление в адрес главы администрации г. Екатеринбурга, которое рассмотрено и удовлетворено.

    При осуществлении надзора на этом направлении прокуратура активно ведет разъяснительную работу, что также зачастую способствует выявлению нарушений.

    Так, в апреле-мае 2015 года сотрудником прокуратуры на основании представленного администрацией города списка ветеранов и членов их семей, состоящих на учете, но не получивших жилого помещения, осуществлены телефонные звонки по контактным номерам, в ходе которых разъяснено действующее законодательство и предложено обратиться с заявлениями в прокуратуру в случае бездействия должностных лиц.

    По результатам проведенной разъяснительной работы несколько членов семей ветеранов ВОВ написали заявления в прокуратуру города Екатеринбурга.

    Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

    Несмотря на требования Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714, обратившиеся в прокуратуру города члены семьи ветеранов ВОВ жильем обеспечены не были.

    В связи с изложенным прокуратурой направлено в суд 4 исковых заявления в интересах обратившихся граждан о предоставлении жилого помещения вне очереди как членам семьи ветеранов ВОВ.

    В деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, прокуратурой города Екатеринбурга неоднократно выявлялись нарушения жилищных прав граждан.

    Зачастую находящиеся в управлении организаций жилые дома эксплуатируются с нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, в связи с чем по результатам проверок прокуратура города в отношении юридических лиц, а также их руководителей возбуждала дела об административных правонарушениях по ст. 7.22 КоАП РФ (нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания и ремонта жилых домов).

    По итогам их рассмотрения уполномоченным органом юридические и должностные лица привлекались к административной ответственности в виде штрафа.

    Также управляющие компании, кооперативы и товарищества собственников жилья нарушают требования Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731.

    Например, при обращении к разделам сайта www.reformagkh.ru выявлялись факты неполноты раскрытия информации некоторыми организациями. Как правило, нет информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), нет сметы доходов и расходов кооператива, отчета о выполнении смет доходов и расходов кооператива, о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и об иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведений о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг, об оказываемых коммунальных услугах, сведений о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг.

    По указанным фактам прокуратура города Екатеринбурга принимала комплекс мер прокурорского реагирования - направлялись в суд иски, вносились представления.

    Прокуратурой в 2015 г. выявлялись факты бездействия органов местного самоуправления, связанные с длительным невнесением изменений в муниципальные нормативные правовые акты по вопросам жилищного законодательства, что влекло за собой неопределенность в регулировании правовых отношений на местном уровне.

    Для понуждения органов местного самоуправления к исполнению своих полномочий в правотворческой сфере прокуратура города Екатеринбурга приносила протесты, направляла информацию как главе администрации г. Екатеринбурга, так и председателю Екатеринбургской городской Думы. Все протесты на муниципальные правовые акты в жилищной сфере главой администрации г. Екатеринбурга и председателем Екатеринбургской городской Думы удовлетворены.

    Работа в этом направлении на систематической основе освещалась в СМИ (на телевидении, в сети Интернет).

    В первом полугодии 2015 года прокуратурой города Екатеринбурга и прокуратурами районов города выявлено 726 нарушений законов в жилищной сфере, в целях устранения которых в суд направлено 117 исковых заявлений, внесено 110 представлений, принесено 8 протестов на незаконные правовые акты, объявлено 34 предостережения должностным лицам, по постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено 30 лиц, направлен 1 материал в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 1 уголовное дело.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.



Просмотров