Прокурор, его задачи и полномочия в уголовном процессе. Может ли прокурор возбуждать уголовные дела Процессуальная функция прокурора в уголовном процессе

Полномочия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел:

  • 1. Проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п.1 ч.2 ст.37).
  • 2. Получать от органов предварительного расследования уведомления о возбуждении уголовного дела (ч.4 ст.146) и об отказе в возбуждении уголовного дела (ч.4 ст.148).
  • 3. Отменять постановление о возбуждении уголовного дела, если он признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным (ч.4ст.146). Прокурор при осуществлении этого полномочия вправе истребовать от органа предварительного расследования материалы доследственной проверки.
  • 4. Продлевать срок проверки дознавателем сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч.3 ст.144).
  • 5. Давать дознавателю (но не следователю) согласие на возбуждение уголовного дела, которое в иных случаях относилось бы к категории частного обвинения, т.е. если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч.4 ст. 20, ч.4 ст.147, ч.3 ст.318).

Полномочия прокурора по обеспечению надлежащего субъекта предварительного расследования:

  • 1. Определять подследственность уголовных дел в случае возникновения вопроса или спора о подследственности между органами предварительного расследования (ч.3 ст.146, ч.8 ст.151).
  • 2. Передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности, установленными ст.151 (п.12 ч.2 ст.37).
  • 3. Разрешать отводы, заявленные участниками процесса дознавателю, а также его самоотводы (п.9 ч.2 ст.37).
  • 4. Отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК (п.10 ч.2 ст.37).
  • 5. Давать письменные указания о передаче уголовных дел, обычно подследственных органам дознания (п.1 ч.3 ст.150), для производства предварительного следствия (ч.4 ст.150).
  • 6. Давать письменные указания органам дознания о производстве дознания по уголовным делам об иных (помимо тех, что указаны в п.1 ч.3 ст.150 в качестве обычной подследственности для дознания) преступлениях небольшой и средней тяжести (п.2 ч.3 ст.150), которые иначе были бы подследствены следователю.

Прокурор не наделен правом, давать следователю указания о передаче дела дознавателю. Указания прокурора следователю предусмотрены законом только для трех случаев:

  • а) когда он требует от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п.3 ч.2 ст.37);
  • б) при возвращении прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия с целью устранения выявленных недостатков проведенного расследования (п.2 ч.1 ст.221);
  • в) при разрешении прокурором спора о подследственности (ч.8 ст.151).

Ни о нарушениях законодательства, ни об устранении выявленных недостатков здесь речи не идет; спор о подследственности в данном случае также отсутствует, поскольку имеется в виду лишь дискреционное полномочие прокурора определять форму предварительного расследования. Таким образом, реализовать свое право перераспределять в пользу органов дознания производство расследования по уголовным делам об "иных преступлениях небольшой и средней тяжести" прокурор практически может (при отсутствии споров о подследственности), если только дело еще не находится в производстве следователя, а именно:

  • 1) при вынесении прокурором мотивированного постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п.2 ч.2 ст.37);
  • 2) по окончании производства органом дознания неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия в другом случае являлось бы обязательным (ст.157). Однако и это невозможно, когда дознание должно производиться следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных всей ч.3 ст.150, совершенных лицами, указанными в подп. "б" и "в" п.1 ч.2 ст.151 (п.7 ч.3 ст.151).
  • 7. Изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи (п.12 ч.2 ст.37).

Представляется, что с учетом перераспределения полномочий по руководству предварительным следствием в пользу руководителей следственных подразделений основаниями для такой передачи могут служить лишь нарушения, подпадающие под действие прокурорского надзора, предметом которого является законность, но не целесообразность действий следователя, как-то: грубые нарушения следователем правовых норм; отказ следователя от выполнения требований прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и т.п.

Таким образом, прокурор, в зависимости от конкретной обстановки, может избирать любой способ реагирования на нарушения федерального закона - не только, как отмечалось выше, обжаловать действия следователя вышестоящему руководству либо не утвердить обвинительное заключение и дать следователю указания о производстве дополнительного расследования (ч.1 ст.221), но и изъять уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Полномочия прокурора по надзору за законностью производства предварительного расследования:

  • 1. Рассматривать жалобы на действия дознавателя и следователя (ст.124).
  • 2. Требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п.3 ч.2 ст.37).

Это полномочие прокурора подкреплено в УПК нормой о том, что законные требования, поручения и запросы прокурора обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч.4 ст.21).

Кроме того, прокурор может вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов1. Впрочем, надо иметь в виду, что требования прокурора (за исключением Генерального прокурора РФ - ч.6 ст.37) об устранении нарушений законодательства не являются строго обязательными для следователя. Дело в том, что, будучи не согласен с требованиями прокурора (т.е. не считая их законными), следователь может представить свои письменные возражения на них руководителю своего следственного органа (ч.3 ст.38). Именно этот руководитель и решает, согласиться или не согласиться с требованиями прокурора. Соглашаясь с ними, он дает следователю письменные указания об исполнении названных требований, а в случае несогласия - информирует прокурора об отказе от исполнения этих требований (ч.4 ст.39). Реакцией прокурора на этот отказ может быть обращение с требованием об устранении нарушений к руководителям вышестоящих следственных органов, вплоть до Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (например, Следственного комитета при МВД России). В случае же, если и они не соглашаются с требованиями прокурора, он далее может обратиться за разрешением спора лишь к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

  • 3. Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя (п.6 ч.2 ст.37). Что же касается незаконных или необоснованных постановлений следователя, то надо помнить, что правом отменять их обладает только руководитель следственного органа (п.2 ч.1 ст.39).
  • 4. Получать от органов предварительного расследования уведомления:

о произведенном задержании подозреваемого в течение 12 часов с момента задержания (ч.3 ст.92);

освобождении подозреваемого, когда постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания (ч.3 ст.94);

направлении дознавателем уведомления лицу о наличии в отношении него подозрения в совершении преступления, причем прокурору направляется копия этого уведомления (ч.3 ст.2231);

неотложном производстве ряда следственных действий (осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также наложения ареста на имущество, указанного в ч.1 ст.1041 УК), ограничивающих конституционные права граждан (ч.5 ст.165), а также об отмене ареста корреспонденции (ч.6 ст.185);

приостановлении предварительного следствия (ч.2 ст. 208);

возобновлении предварительного следствия (ч.3 ст.211);

прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ч.1 ст.213).

Полномочия прокурора по надзору за применением мер процессуального принуждения:

  • 1. Давать дознавателю (но не следователю) согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п.5 ч.2 ст.37).
  • 2. Участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства (как следствия, так и дознания) вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб (п.8 ч.2 ст.37, ст.125). Прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее такое ходатайство, обосновывает его в судебном заседании.
  • 3. Установив, что следователь нарушил требования ч.5 ст.109 УПК, т.е. если материалы оконченного расследованием уголовного дела не были предъявлены следователем обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику в пределах 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, отменять данную меру пресечения (ч.2 ст.221).
  • 4. Давать дознавателю согласие ходатайствовать перед судом о переводе лица, содержащегося под стражей, в психиатрический стационар (ч.1 ст.435).
  • 5. Давать согласие на неуведомление родственников подозреваемого о его задержании при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания (ч.4 ст.96). Следует сказать, что данное полномочие звучит определенным диссонансом с точки зрения идеи разделения функций расследования (следствия) и прокурорского надзора. Надзор, субъектом которого до утверждения обвинительного заключения является прокурор, по определению должен стремиться к тому, чтобы быть максимально беспристрастным, поэтому ему не следует руководствоваться "интересами предварительного расследования", т.е. в данном контексте - интересами стороны уголовного преследования. Названное полномочие более уместно при проведении расследования в форме дознания.

Надзорные полномочия прокурора при направлении ему уголовного дела с обвинительным заключением (актом):

  • 1. Признавать недопустимыми доказательства, полученные с нарушением требований УПК и федеральных законов (ч.2, 3 ст.88).
  • 2. Принимать решение о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду (п.3 ч.1 ст.221).
  • 3. Прекращать уголовное дело, поступившее от дознавателя с обвинительным актом (п.3 ч.1 ст.226).

Полномочия прокурора по реабилитации лица и иной непосредственной защите прав личности:

  • 1. Принимать предусмотренные гл.18 УПК меры по реабилитации лица в случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п.1 и 2 ч.1 ст.24 и п.1 ч.1 ст.27 (ч.2 ст.212).
  • 2. Утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу (п.13 ч.2 ст.37).
  • 3. Прекращать уголовное дело при рассмотрении постановления следователя о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера (п.3 ч.5 ст.439).
  • 4. Отказаться от поддержания обвинения, если в ходе судебного разбирательства он придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение (ч.7 ст.246).

Надзорные полномочия прокурора в порядке судебного пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу:

  • 1. Вносить надзорные представления о пересмотре вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений суда (ст.402).
  • 2. Возбуждать производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (ст.415).
  • 3. В порядке осуществления уголовного преследования у прокурора сохранились следующие полномочия.

Полномочия прокурора по инициированию уголовного преследования:

  • 1. Выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п.2 ч.2 ст.37).
  • 2. Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч.6 ст.148).
  • 3. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменить его и направить соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями (ч.6 ст.148).

Полномочия прокурора по руководству дознанием:

  • 1. Давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий.
  • 2. Продлевать срок дознания (ст.223).

Полномочия прокурора по формированию государственного обвинения:

  • 1. Утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу (п.14 ч.2 ст.37, п.1 ч.1 ст.221, п.1 ч.1 ст.226).
  • 2. Возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п.15 ч.2 ст.37, п.2 ч.1 ст.221, п.2 ч.1 ст.226).
  • 3. Направлять уголовное дело в суд после утверждения обвинительного заключения (акта); вручать копии обвинительного заключения (акта) с приложениями обвиняемому, а также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом (ст.222, 226).

Полномочия прокурора по поддержанию государственного обвинения в суде:

  • 1. Поддерживать государственное обвинение и быть субъектом доказывания (ч.1 ст.86) в ходе судебного производства по уголовному делу (ч.3 ст.37, ч.5 ст.246).
  • 2. Вступать в уголовное дело частного обвинения (ч.4 ст.318).

Полномочие прокурора по пересмотру не вступивших в законную силу судебных решений. В отличие от внесения прокурором представлений в порядке надзора или заключений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, данные действия осуществляются, прежде всего, в интересах уголовного преследования, которое прокурор поддерживал в судебном разбирательстве.

вносить апелляционные и кассационные представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций (ст.354).

Полномочия прокурора в порядке международного сотрудничества в сфере уголовного процесса

  • 1. Вносить через Генеральную прокуратуру РФ запрос о производстве на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, органами иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности (ч.1 ст.453).
  • 2. Исполнять переданные в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности (п.1 ст.457).
  • 3. Принимать решения по вопросу о направлении материалов возбужденного и расследуемого уголовного дела о совершении преступления на территории РФ иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования. Это полномочие принадлежит только Генеральной прокуратуре РФ (ст.458).
  • 4. Принимать решения по запросам компетентных органов иностранных государств об уголовном преследовании граждан РФ, совершивших преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в РФ. Это также прерогатива лишь Генеральной прокуратуры РФ (ч.1 ст.459).
  • 5. Принимать решения о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства. Данное полномочие осуществляется лишь Генеральной прокуратурой РФ (ч.3 ст.460).
  • 6. Принимать решения по запросам о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства. Правом решать этот вопрос обладают лишь Генеральный прокурор РФ или его заместитель (ч.4, 7 ст.462, ст.465).
  • 7. Направлять в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица в случае обжалования в суд этого решения (ч.3 ст.463).
  • 8. Принимать решения по вопросу об избрании меры пресечения в целях обеспечения возможности выдачи лица при получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ч.1 ст.466).
  • 9. Подвергать лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом РФ, если к запросу прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу (ч.2 ст.466).

Реформирование уголовного судопроизводства существенно изменило роль прокурора в судебных стадиях процесса, в которых он, реализуя функцию уголовного преследования, является стороной обвинения, равной в процессуальных правах со стороной защиты. В отличие от стороны защиты прокурор-обвинитель является представителем государства, несущим бремя доказывания вины подсудимого, способствующим вынесению судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, Закон раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов. При этом подчеркивается, что «прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами».

В другой норме определяется, что «на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами» (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» содержится по существу перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общего определения понятия функции.

Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры
можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств. Названные элементы, характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности, должно неизбежно влечь корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершённость и которые должны иметь четкую и полную правовую форму.

Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность естественно вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка.

Главной функцией прокуратуры, предопределившей необходимость ее создания, является надзор за исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 действующего Закона «О прокуратуре Российской Федерации». В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, правосудия, исполнения наказаний и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя вместе с тем их различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств.

В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача вносить представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность деятельности прокурора в сфере судопроизводства. Следует в этой связи подчеркнуть, что прокуроры надзор за судами не осуществляют. При отправлении правосудия суды независимы и подчиняются только закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения. Это требование характерно и для других сфер деятельности. Прокуроры осуществляют надзор, например, не за должностными лицами органов управления, а за законностью принимаемых ими правовых актов.

Поэтому одна из сущностных характеристик прокурорского надзора состоит в его деятельности по проверке соблюдения законов, установлении правонарушений, их правовой оценке и в требовании (предложении) к компетентным органам и должностным лицам принять меры к устранению выявленных нарушений. Исключение составляют сферы правовых отношений, в которых в связи с их соответствующей спецификой прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение следователя и т. п.).

Всеми названными выше признаками самостоятельной функции обладает осуществляемое прокуратурой уголовное преследование за совершение преступлений. Ее основным содержанием является полномочие прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, поручить производство расследования соответствующему следователю, органу дознания либо, независимо от подследственности, в установленном порядке принять расследование по делу о любом преступлении к своему производству, поручить расследование любого дела следователю прокуратуры.

Уголовное преследование — важнейшая процессуальная функция (направление деятельности), включающая в себя выдвижение обвинения или подозрения в совершении преступления, его обоснование доказательствами, предъявление и изменение обвинения, завершение уголовного дела составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, утверждение этих процессуальных актов прокурором и направление уголовного дела в суд, а в суде уголовное преследование осуществляется путем поддержания государственного или частного обвинения, а также путем апелляционного или кассационного обжалования приговора, если сторона обвинения, проигравпроцесс на предыдущих стадиях, с ним не согласна и намерена продолжать уголовное преследование в соответствии с ранее занятой позицией.

Расследование преступлений тесно связано с функциями надзора, нередко возникает по его результатам, либо, наоборот, результаты расследований помимо иных источников сведений служат поводом для проведения прокурорских проверок в порядке надзора.

Все полномочия прокурора в уголовном процессе направлены на достижение единственной цели — обеспечить законность предварительного расследования, т.е. законность раскрытия преступления, собирания доказательств виновности подозреваемого, обвиняемого. Обеспечивая соблюдение законов в стадии предварительного расследования, прокурор создает условия, необходимые для рассмотрения уголовного дела судом, для постановления судом законного и обоснованного обвинительного приговора. Надзор за соблюдением законов органами следствие и дознания, за соблюдением в ходе расследования прав и свобод участников уголовного процесса — не самоцель, а эффективное средство достижения задач уголовного судопроизводства. Отрицать это — значит, отрицать очевидное. Такое назначение прокурора в уголовном процессе вытекает и из ч.2 ст. 21 нового УПК: «В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры к установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления». Это принципиальное положение закреплено и в ст. 14 УПК РФ: «Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого и обвиняемого, лежит на обвинителе».

Основной обязанностью прокурора в уголовном судопроизводстве является осуществление уголовного преследования, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК). В этой связи прокурор рассматривается законодателем как участник процесса со стороны обвинения.

Задачи прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса и участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел регламентированы Законом о прокуратуре и УПК. Прокурор является должностным лицом, действующим на всех стадиях уголовного процесса. При этом его функции и полномочия в различных стадиях процесса неодинаковы.

Самыми широкими полномочиями прокурор наделен в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, когда он осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими выявление и расследование преступлений, а именно, выполняющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Осуществление прокурором надзора за деятельностью органов предварительного расследования есть деятельность, осуществляемая в рамках функции обвинения. Прокурор, как лицо ответственное за обоснованность обвинения, заинтересован в том, чтобы органы, осуществляющие предварительное расследование, не допускали нарушений закона. Любое допущенное при производстве следственных действий нарушение влечет признание полученных сведений не имеющими доказательственного значения. Естественно, что обвинение в таком случае становится менее обоснованным;

Важная группа полномочий прокурора связана с возбуждением уголовного дела. После проверки исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении прокурор уполномочен возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству. Если возбуждается дело публичного или частно-публичного обвинения следователем или дознавателем, то прокурор дает им на это свое согласие (ст. 146 УПК).

В ходе предварительного расследования прокурор не только надзирает за законностью деятельности следователей и дознавателей, но и активно руководит расследованием. При этом одна задача не противоречит другой. Прокурорский надзор за законностью досудебной деятельности реализуется через процессуальное руководство таковым. Осуществление прокурором уголовного преследования также является средством осуществления прокурором надзорных полномочий (в этом случае уголовное преследование лиц, совершивших преступления, обеспечивает общесоциальную потребность в их выявлении, изобличении и справедливом наказании).

Полномочия прокурора по надзору за законностью деятельности на досудебных стадиях уголовного процесса достаточно широки и характеризуются властно-распорядительным характером.

К основным полномочиям прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса относятся следующие:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном законом, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные или процессуальные действия;

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства предварительного расследования, если ими допущено нарушение требований уголовно-процессуального законодательства;

7) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

8) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными нормами о подследственности уголовных дел; изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном законом;

10) продлевать срок предварительного расследования;

11) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Прокурор имеет и другие полномочия, предусмотренные ст. 37 УПК и Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в последующих редакциях) «О прокуратуре Российской Федерации».

Ряд важных положений в УПК РФ касается права прокурора отказаться от продолжения уголовного преследования. Тем самым законодатель учел высказывавшиеся многими авторами предложения о расширении элемента диспозитивности в уголовном процессе, в том числе в распоряжении государственным обвинением. В отличие от прежнего новый УПК предоставляет прокурору право прекратить уголовное преследование лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления не только небольшой, но и средней тяжести в случае, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред (ст. 25), а также в связи с изменением обстановки (ст. 26) или деятельным раскаянием (ст. 28).

В судебных стадиях процессуальное положение прокурора имеет совершенно иное содержание. Участвуя в рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя - стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 4 ст. 37 УПК). Однако понятия «прокурор» и «государственный обвинитель» не следует смешивать. Государственный обвинитель - самостоятельный участник уголовного процесса, в качестве которого могут выступать не только прокуроры, но по поручению прокурора также и дознаватели либо следователи, если последние осуществляли предварительное расследование в форме дознания (п. 6 ст. 5 УПК).

До 90-х гг. XX в. прокурор рассматривался как орган, единственной задачей которого являются надзор за точным и единообразным исполнением законов, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства, и принятие предусмотренных законом мер по устранению таких нарушений, от кого бы они ни исходили. В связи с принятием в 1991 г. Верховным Советом РФ Концепции судебной реформы в Российской Федерации надзор прокурора за законностью деятельности суда стал подвергаться сомнению, как противоречащий принципу независимости судей, умаляющий авторитет суда в качестве самостоятельной ветви власти в государстве. Федеральный закон 1992 г. (как и последующие редакции данного закона) роль прокурора в суде обозначает уже не термином «надзор», а понятием «участие». Вместе с тем участие прокурора в уголовном судопроизводстве в форме поддержания государственного обвинения не имеет целью обязательное осуждение подсудимого, а служит постановлению справедливого приговора. Если обвинение в ходе судебного разбирательства не находит своего подтверждения, то прокурор обязан полностью или в части от него отказаться. Прокурор обязан внести представление на каждый незаконный или необоснованный приговор. В ходе судебного разбирательства прокурор должен обращать внимание суда на ущемление прав и законных интересов участвующих в судебном разбирательстве лиц. Обязанность прокурора добиваться постановления справедливого приговора отличает его как участника судебного разбирательства от защитника, который обязан выявлять лишь смягчающие вину и оправдывающие доказательства и должен стремиться к вынесению наиболее благоприятного для подзащитного приговора, хотя бы и несправедливого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.

    Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 г. № 1-ФЗ (в ред. от 11.06.2003) // СЗ РФ, 1997. №2. Ст. 1980.

    Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.01 № 174-ФЗ (в ред. от 31.10.2002) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1).

    О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 05.10.02) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

    Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.95 № 144-ФЗ (в ред. от 10.01.03) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

    Болтошев Е.В. Функции прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса: Дисс…канд.юрид.наук. – М.: 2002.

    Григорьева Н.В. Прокурорский надзор.–М.: Инфра-М., 2003.

    Артамонова Е. Новый ГПК: статус прокурора / //Законность, 2003.-№ 3. — С. 6-8.

    Прокурорский надзор / Под общ. Ред. Ю.Е, Винокурова.–М.: Юрайт-М., 2001.

  1. Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации.–М.: Юридический пресс, 2005.

  2. Тушев А. Роль прокурора в реализации принципа состязательности в уголовном процессе /Тушев А. //Российская юстиция, 2003.-№ 4. — С. 33-35.

    Российский прокурорский надзор / Под ред. А.Я, Сухарева.-М.: НОРМА, 2002.

Функции прокурорского надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия

Уголовно-процессуальные функции определяются как направления уголовно-процессуальной деятельности. Под основными функциями понимают обвинение, защиту и разрешение дела.

Функцию обвинения как раз и осуществляет прокурор. Функция обвинения большинством процессуалистов определяется как направление уголовно-процессуальной деятельности по изобличению лица, виновного в совершении преступления, а также поддержание предъявленного ему обвинения в суде Пикалов И.А. Уголовный процесс Российской Федерации (краткий курс): Учебное пособие, 2005. - М.: Юристъ, 2006. С. 113. .

В научной литературе нет единства по вопросам понятия функций прокурора, их системы и содержания. Полярность и многочисленность порой недостаточно обоснованных точек зрения о количестве и видах выполняемых прокурором функций приводят к размыванию роли, целей и задач его деятельности в уголовном судопроизводстве. Отсутствие законодательно закреплённой целостной системы реально осуществляемых прокурором функций в уголовном процессе снижает эффективность деятельности прокуроров, которым необходимо чёткое и ясное представление о выполняемых ими функциях Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации: система функций и полномочий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Краснодар: Изд-во Краснодар. Гос. Университета, 2006. С. 3. .

Деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве является многофункциональной и не ограничивается осуществлением уголовного преследования лиц, совершивших преступление, и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, как указано в ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Система функций и полномочий прокурора в уголовном процессе обеспечивает законность и эффективность всего уголовного судопроизводства

Система уголовно-процессуальных функций прокурора представляет собой подсистему более сложных систем - системы всего уголовного судопроизводства, системы деятельности органов прокуратуры в соответствии с Конституцией РФ и Законом о прокуратуре РФ и т.д.

Прокурор, участвуя в системе уголовно-процессуальных правоотношений, взаимодействуя и сообразуя свою деятельность с другими компонентами этой системы (цели и задачи уголовного судопроизводства, другие участники уголовного судопроизводства, их функции, права и обязанности, специфические объекты регулирования уголовно-процессуальных правоотношений, методы их регулирования и т.д.), приобретает новые, интегративные качества и свойства, присущие всей системе уголовного судопроизводства в целом. Эти свойства (в том числе и функции) не всегда совпадают с теми, что предусмотрены Законом о прокуратуре РФ. Например, появляются новые функции - руководство процессуальной деятельностью следователя, дознавателя и органов дознания, координация деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений. Наполняются новым специфическим содержанием функции, закреплённые в Законе о прокуратуре РФ и являющиеся общими для обеих систем

В числе основных функций прокурора в уголовном судопроизводстве можно выделить такие как:

1) надзорная функция - она закреплена в Законе о прокуратуре РФ а именно «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» Ч.2 ст. 1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 171-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472.. «Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия» (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Цель данной функции - выявить совершенные или готовящиеся нарушения законов в уголовном процессе, задача - эффективно использовать предоставленные полномочия, а также научные методы и способы для их выявления;

2) функция борьбы с преступностью - данная функция косвенно вытекает из положения ч. 2 ст. 21 УПК РФ: «в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.» Более того, если прокурор в соответствии с Законом о прокуратуре РФ выполняет функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, то, безусловно, и сам прокурор в первую очередь обязан осуществлять эту борьбу в уголовном судопроизводстве уголовно-процессуальными методами.

Данная функция - неотъемлемый элемент системы уголовно-процессуальных функций прокурора. Цель функции - снижение уровня преступности в стране до максимально возможного предела, задачи - активно выявлять готовящиеся или совершенные преступления и принимать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры к выявлению преступлений другими правоохранительными органами;

3) функция уголовного преследования. Функция уголовного преследования закреплена в ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 37 УПК РФ и в Законе о прокуратуре ««В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации» Ч.2 ст. 1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 171-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472..

Данная функция заключается в обязанности прокурора принимать предусмотренные законом меры к изобличению лица, совершившего преступление, привлечению его к уголовной ответственности и применению к нему необходимых мер процессуального принуждения. Её цель состоит в том, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало уголовной ответственности и освобождалось от неё только в соответствии с законом. Задача - эффективно использовать все свои полномочия для доказывания вины подозреваемого или обвиняемого и применения к ним необходимых мер уголовно-процессуального принуждения.

4) правозащитная функция - она закреплена в ст. 6 УПК РФ, которая определила назначение уголовного процесса как защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод, а также в гл. 2 разд. 3 Закона о прокуратуре РФ «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Сущность функции заключается в защите прав, свобод и законных интересов субъектов, вовлечённых в уголовно-процессуальные правоотношения. Цели - предотвратить нарушение прав участников уголовного процесса, восстановить нарушенные права, возместить причиненный нарушением закона вред, привлечь лиц, виновных в нарушении прав субъектов уголовно-процессуальных правоотношений, к соответствующей ответственности;

5) функция руководства процессуальной деятельностью следователя, дознавателя и органов дознания по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений - эта функция прямо не закреплена в УПК РФ и Законе о прокуратуре РФ. Однако, исходя из полномочий прокурора, представляется возможным говорить о её существовании. Сущность функции заключается в том, что прокурор направляет деятельность следователя, дознавателя и органов дознания, связанную с возбуждением и расследованием уголовных дел. Руководить - значит направлять чью-то деятельность. Цель функции - правильное, основанное на законе возбуждение уголовных дел и полное, всестороннее, объективное производство предварительного расследования. Задача - использовать предоставленные полномочия, а также научные методы и способы для эффективного руководства процессуальной деятельностью следователей, дознавателей и органов дознания с тем, чтобы они своевременно и обоснованно возбуждали уголовные дела, быстро и полно раскрывали и расследовали преступления Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации: система функций и полномочий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Краснодар: Изд-во Краснодар. Гос. Университета, 2006. С.30..

Осуществляя руководство процессуальной деятельностью в стадии предварительного расследования, прокурор помогает следователю, дознавателю, органу дознания профессионально и эффективно решать стоящие перед ними задачи при расследовании преступлений. Он может рекомендовать провести те или иные следственные действия, проверить дополнительную версию, помочь правильно сформулировать обвинение и т.д. Такие элементы помощи официально не регламентируются законом, но объективно входят в содержание руководства;

6) функция координации деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений. Сущность этой функции заключается в привлечении прокурором различных правоохранительных органов к совместным согласованным действиям в уголовном процессе.

В зависимости от обстоятельств совершенного преступления прокурор может привлечь к расследованию различные органы дознания одновременно - органы внутренних дел, ФСБ, таможенные органы, органы Государственной противопожарной службы и т.д. В этом случае он обязан координировать их действия, чтобы добиться эффективной деятельности по раскрытию преступления, собиранию доказательств, проведению сложных тактических операций в рамках требований УПК РФ и исключить дублирование их действий.

Функция руководства процессуальной деятельностью отличается от функции координации тем, что прокурор при реализации первой руководит процессуальной деятельностью отдельно взятого субъекта - следователя, дознавателя или органа дознания при возбуждении и расследовании не связанных между собою дел. Функция же координации появляется тогда, когда необходимо привлечь для проведения совместной предварительной проверки или совместного расследования несколько различных правоохранительных органов.

Нужно отметить, что на разных стадиях уголовного судопроизводства прокурор выполняет различные функции. Так на досудебных стадиях прокурор выполняет функции борьбы с преступностью, надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, правозащитную, уголовного преследования, руководства процессуальной деятельностью следователя, дознавателя и органов дознания по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений, координации деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений.

В стадиях назначения судебного заседания, судебного разбирательства, производства в судах второй инстанции, исполнения приговора, производства в надзорной инстанции прокурор осуществляет функции борьбы с преступностью, уголовного преследования и правозащитную.

При особом порядке принятия судебного решения прокурор реализует все свои функции, как и в обычном судебном производстве. В стадии возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств прокурор выполняет функции, которые он осуществляет в досудебных стадиях и в суде надзорной инстанции, поскольку в этой стадии производство по уголовным делам ведётся как по правилам досудебного производства, так и по правилам пересмотра решений суда в надзорной инстанции.

Конкретные функции и полномочия прокурора в стадиях уголовного процесса обусловлены целями и задачами этих стадий.

– должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры , участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Иные полномочия, используемые прокурором в процессе расследования уголовного дела, можно распределить по следующим группам:

  1. дача согласия на возбуждение следователем (дознавателем) перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста , о временном отстранении от должности, вынесении постановления, разрешающего осуществление контроля и записи переговоров, наложении ареста на имущество или почтово- телеграфные отправления, производстве личного обыска , обыска или выемки в жилище;
  2. дача органам, осуществляющим ОРД, дознание и предварительное следствие, в письменном виде обязательных для них указаний, дача санкций на производство некоторых следственных действий, непосредственное участие в предварительном расследовании, решение по существу вопросов, возникающих в процессе расследования, продление срока предварительного расследования;
  3. разрешение отводов, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводов, отстранение следователей или дознавателей от производства расследования, изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю, а также от одного органа расследования другому с обязательным указанием оснований такой передачи и изменения подследственности;
  4. утверждение обвинительного заключения (акта) и направление дела в суд, возвращение дела дознавателю или следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, приостановление или прекращение производства по делу, осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.

В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя – стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

  • 2.Назначение уголовного судопроизводства. Назначение (задачи) досудебного производства и судебного производства по уголовному делу.
  • 3.Стадии уголовного судопроизводства. Отдельные производства.
  • 5.Процессуальная форма (понятие и значение).
  • 6.Процессуальные гарантии (понятие, сущность и значение).
  • 7.Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства.
  • 8.Законность при производстве по уголовному делу. Сущность и значение.
  • 9.Осуществление правосудия только судом.
  • 10.Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.
  • 11.Презумпция невиновности. Сущность и значение. Нормативная основа.
  • 12.Состязательность сторон. Понятие и значение. Нормативная основа.
  • 13.Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
  • 14.Свобода оценки доказательств. Сущность и значение. Нормативная основа.
  • 15.Обжалование процессуальных действий и решений органов предварительного расследования и суда.
  • 16.Виды уголовного преследования. Обязанность уголовного преследования.
  • 17.Понятие и общая характеристика участников уголовного судопроизводства, их классификация.
  • 18.Суд. Особый статус и полномочия суда в уголовном судопроизводстве.
  • 19.Прокурор. Понятие, задачи и полномочия в уголовном процессе.
  • 20.Следователь. Руководитель следственного органа. Понятие и процессуальное положение. Процессуальная самостоятельность следователя.
  • 21.Орган дознания. Дознаватель. Начальник органа дознания. Начальник подразделения дознания.
  • 22.Потерпевший. Частный обвинитель. Гражданский истец. Понятие, процессуальное положение.
  • 23.Подозреваемый. Понятие, процессуальное положение.
  • 24.Обвиняемый. Понятие, процессуальное положение.
  • 25.Защитник. Понятие, процессуальное положение. Приглашение, назначение и замена защитника. Обязательное участие защитника. Отказ обвиняемого от защитника.
  • 26.Свидетель. Понятие, процессуальное положение. Свидетельский иммунитет.
  • 27.Специалист. Переводчик. Понятой. Понятие, процессуальное положение.
  • 28.Доказательственное право. Особенности уголовно-процессуального доказывания. Цель уголовно-процессуального доказывания.
  • 29.Предмет доказывания. Характеристика обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам. Пределы доказывания.
  • 31.Свойства доказательств. Относимость. Допустимость. Достоверность. Достаточность совокупности доказательств.
  • 32.Процесс доказывания. Элементы процесса доказывания.
  • 33.Показания подозреваемого и обвиняемого. Понятие, предмет, значение.
  • 34.Показания свидетеля и потерпевшего. Понятие, предмет и значение.
  • 35.Заключение и показания эксперта. Предмет экспертизы. Предмет и оценка показаний эксперта. Заключение и показания специалиста.
  • 36.Вещественные доказательства. Понятие, значение и оценка вещественных доказательств. Виды вещественных доказательств.
  • 37.Протоколы следственных и судебных действий (судебного заседания). Понятие, значение и оценка.
  • 38.Понятие, виды и значение мер процессуального принуждения.
  • 39.Задержание подозреваемого. Понятие и сущность. Основания, цели и условия задержания.
  • 40.Процессуальный порядок задержания.
  • 41.Иные меры процессуального принуждения: виды и основания применения.
  • 42.Понятие, виды и значение мер пресечения. Основания применения мер пресечения.
  • 43.Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу. Характеристика, порядок применения, практика применения.
  • 44.Заключение под стражу. Сущность, цели и значение. Сроки содержания под стражей, основания и порядок их продления.
  • 19.Прокурор. Понятие, задачи и полномочия в уголовном процессе.

    Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

    Задачи прокурора:

    Защита прав и свобод человека и гражданина;

    Защита охраняемых законом интересов общества и государства;

    Обеспечение верховенства закона;

    Обеспечение единства и укрепления законности.

    В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

    1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

    2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

    3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

    4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

    5) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

    6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

    7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение;

    8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

    9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии со ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

    10) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

    11) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

    12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

    В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 15 УПК).

    Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение по сущности обвинения и по другим вопросам, возникающим в судебном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены в УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования, что на досудебном производстве влечет прекращение уголовного преследования, а в суде отказ прокурора от обвинения – прекращение дела.



    Просмотров