Проект для детей средней группы по обж. Публикация педагога на тему проект "Осторожно огонь" средняя группа. Свет зелёный говорит
Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с летальным исходом, год из года возрастает. В качестве одной из наиболее действенных мер по предотвращению подобных ситуаций является обучение основам безопасности собственной жизнедеятельности, начиная с дошкольного возраста, чтобы подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающем его мире. Ведущая роль в обучении детей правилам безопасного поведения отводится воспитывающим взрослым – родителям и педагогам.
Организация работы по обучению детей правилам безопасного поведения должна осуществляться с учётом возрастных возможностей детей. В среднем дошкольном возрасте воспитатель создаёт условия для активной совместной деятельности, организуя сюжетно-ролевые игры, игры-экспериментирования, дидактические игры по данному направлению.
Дети среднего дошкольного возраста узнают об основных источниках и видах опасности быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Участвуя в различных проблемно-игровых ситуациях, знакомятся с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях и о том, как позвать на помощь взрослого в соответствующих обстоятельствах.
Наиболее продуктивным в обучении дошкольников навыкам безопасного поведения является метод проектов, основанный на сотрудничестве детей, родителей и педагогов ДОУ. Для осуществления проектной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста можно использовать краткосрочные игровые мини-проекты. Принимая участие в проекте, ребёнок ощущает себя активным субъектом происходящего и приобретает необходимые ему практические навыки.
В ноябре 2014 г. в МБДОУ “ЦРР – детский сад №99” г. Воронежа с воспитанниками средней группы №12 был реализован игровой мини-проект “Азбука безопасности”. В ходе осуществления проекта в игровой форме дети познакомились с опасными ситуациями в быту и в общении с незнакомыми людьми, закрепили навыки безопасного поведения в различных опасных ситуациях.
Завершился проект ярким и необычным мероприятием на тему: “Мой дом – моя безопасность”, в котором приняли участие родители вместе со своими детьми. Дети и взрослые дружно разгадывали загадки об опасных предметах и принимали активное участие в конкурсах. Развеселил присутствующих сказочный персонаж – Незнайка, который сопровождал мальчишек и девчонок в течение всего проекта.
Хочется надеяться, что совместная деятельность взрослых и детей, организованная в ходе реализации проекта, даст положительные результаты и поможет предотвратить опасные ситуации в жизни!
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Тип проекта: игровой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, специалисты ДОУ, родители воспитанников.
Проблема.
Поведение детей дошкольного возраста зачастую сопряжено с возникновением опасных ситуаций. Это связано с психофизиологическими особенностями детей, неспособностью оценить реальный уровень возникающей опасности и неготовностью предотвратить причины её возникновения, недостаточным контролем со стороны взрослых. Таким образом, главная задача взрослых – подготовить и обучить ребёнка адекватным осознанным действиям в различных опасных ситуациях.
В ноябре 2014 г. в МБДОУ “ЦРР – детский сад №99” г. Воронежа было проведено анкетирование родителей воспитанников среднего дошкольного возраста (в опросе приняли участие 20 родителей) с целью выяснения заинтересованности родителей проблемой ознакомления детей с правилами безопасного поведения. (Приложение 1)
По результатам анкетирования приоритетными направлениями по обучению детей основам безопасного поведения были определены: правила безопасного поведения в быту и общение с незнакомыми людьми.
Выяснилось, что ведущую роль в подготовке детей к возможной встрече с опасностями в первую очередь должны играть родители, а затем уже педагоги и другие специалисты.
Для ознакомления детей с правилами безопасности родители в основном проводили беседы, игры, читали сказки.
Родители воспитанников единодушно ответили, что им необходима помощь со стороны педагогов ДОУ в ознакомлении ребёнка с правилами безопасного поведения.
Среди предложенных форм ознакомления детей с правилами безопасного поведения родители отдали предпочтение совместному детско-родительскому проекту.
Полученные результаты подтвердили вывод о необходимости проведения специально организованной работы, направленной на формирование навыков безопасного поведения в быту и в общении с незнакомыми людьми детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, учитывая мнение и пожелания родителей воспитанников, была определена тема проектной деятельности с воспитанниками среднего дошкольного возраста по данному направлению.
Цель: создать условия для формирования представлений у воспитанников среднего дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности в быту и в общении с незнакомыми людьми.
1. Расширить представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, в общении с незнакомыми людьми.
2. Ознакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях в быту и в общении с незнакомыми людьми.
3. Сформировать навыки безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях в быту, при общении с незнакомыми людьми в условиях специально организованной (игровой) и самостоятельной деятельности детей.
4. Выработать у дошкольников привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасных ситуаций в быту и при общении с незнакомыми людьми.
5. Развивать коммуникативные навыки детей.
6. Обеспечить активность каждого ребёнка при освоении правил безопасного поведения.
7. Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в проектную деятельность ДОУ.
Предполагаемый результат:
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям в быту и в общении с незнакомыми людьми;
Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, в общении с незнакомыми людьми;
Сплочение детского коллектива;
Развитие интереса к коллективной, командной работе с детьми, коллегами и родителями (со всеми участниками воспитательного процесса);
Повышение уровня активности родителей в сотрудничестве с ДОУ.
Роль родителей в организации проекта:
Включённость в проект и заинтересованность в оформлении памяток по безопасности, участие в детско-родительском собрании “Мой дом – моя безопасность”.
Участие специалистов и сотрудников ДОУ:
Помощь инструктора по физической культуре в проведении эстафет и весёлых стартов;
Беседа медицинского работника о правилах оказания первой помощи;
Беседа заместителя заведующей по АХЧ об опасных предметах.
Работа с воспитателем:
Помощь в реализации проекта, совместное проведение итогового мероприятия.
Продукт проектной деятельности: коллективная работа воспитанников – коллаж“Азбука безопасности”.
Форма проведения итогового мероприятия: совместное детско-родительское собрание “Мой дом – моя безопасность”. Презентация деятельности воспитанников, конкурсы для родителей и детей. (Приложение 2).
Организация игровой проектной деятельности
Этапы проектной работы | Задачи этапа | Содержание проектной деятельности | Продукт проектной деятельности |
1 этап
Погружение в проект |
1. Обозначить и ввести проблемную
ситуацию. 2. Вызвать интерес детей к обозначенной проблемной ситуации. 3. Принять проблемную ситуацию. |
1. Введение игровой проблемной
ситуации. 2. Изучение осведомлённости воспитанников по проблеме. 3. Проблемно-игровая ситуация “Что мы знаем об опасных предметах?”. 4. Анкетирование родителей. |
Объявление для родителей, обработка анкет |
2 этап
Организация деятельности |
1. Определить направления
деятельности по решению проблемы. 2. Разработать план реализации проекта. |
1. Дидактическая игра “Раз, два,
три, что может быть опасно – найди”. 2. Проблемно-игровая ситуация “Электроприборы дома”. 3. Проблемно-игровая ситуация “Помоги Незнайке”. 4. Экскурсия в медицинский кабинет. |
Оформление памяток по безопасному поведению, папка-передвижка “Если ребёнок дома один” |
3 этап
Осуществление деятельности |
1. Расширить представления детей
об основных источниках и видах опасности в быту,
в общении с незнакомыми людьми. 2. Привить навыки работы в группе. 3. Способствовать развитию коммуникативных навыков дошкольников. |
1. Разгадывание загадок об
опасных предметах. 2. Рисование “Соедини по точкам” 3. Дидактическая игра “Что спрятано?” 4. Дидактическая игра “Так и не так” 5. Чтение рассказа Е. Казакова “Чик-чик ножницами” 6. Чтение стихотворения М.Тахистовой “На кухне” 7. Дидактическая игра “Высоко-низко” 8. Игра-тренинг “Вам позвонили в дверь” 9. Просмотр мультфильма “Петушок-золотой гребешок” 10. Проблемно-игровая ситуация “Опасный огонь” 11. Рассматривание иллюстрации Ю.Васнецова “Кошкин дом” 12. Просмотр мультфильма “Кошкин дом” 13. Игра-тренинг с телефоном “Звоним 01” 14. Моделирование ситуаций: “Один дома”, “Мама ушла в магазин, мы остались одни…” |
Выполнение рисунков “Соедини по точкам”, коллективная работа – коллаж “Азбука безопасности”, оформление выставки детских работ |
4 этап
Презентация результатов |
1. Способствовать сплочению
детского коллектива, оптимизации
детско-родительских отношений. 2. Закрепить навыки выполнения основных правил безопасного поведения в быту, в общении с незнакомыми людьми 3. Привлечь родителей воспитанников к участию в проектной деятельности. |
Конкурсы для детей и их родителей. | Проведение детско-родительского собрания на тему: “Мой дом – моя безопасность” |
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: “Детство-Пресс”, 2011.
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
3. Деркунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область “Безопасность”. Как работать по программе “Детство”: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО “Издательство “Детство-Пресс”, М.: ТЦ “Сфера”, 2012.
4. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: ООО “Издательство “Детство-Пресс”, 2011.
Наталья Кошкарёва
Тип проекта : информационно-творческий, краткосрочный
Сроки реализации проекта : Участники проекта : дети 4 – 5 лет, родители воспитанников, воспитатели группы
Формы работы : игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, взаимодействие с родителями
Актуальность проекта :
Участились стихийные бедствия, в том числе и пожары .
Увеличилось количество пожаров из-за шалости детей с огнем, что приводит к их гибели и потери здоровья (при пожарах ежегодно в огне гибнет 596 детей, из них дошкольники).
Ослабление надлежащего контроля со стороны взрослых за поведением детей.
Отсутствие у детей защитной психологической реакция на экстремальные ситуации, несформированность элементарных навыков самосохранения.
Отсутствие целенаправленной, спланированной работы по данному вопросу между дошкольным учреждением и семьей.
Проблема : несформированность у детей четкого понимания скрытой опасности огня, игры со спичками, взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.
Цель проекта : формирование у детей знаний о пожарной безопасности , навыков осознанного, безопасного поведения , создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о правилах пожарной безопасности .
Задачи :
1. Формировать представление об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров .
2. Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар ) и о способах избежание таких ситуаций.
3. Развивать такие интегративные качества личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности .
4. Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих людей .
Предполагаемый результат :
Изменятся отношения детей к своей безопасности и здоровью .
Они овладеют навыками правильных действий в случае пожара .
Дети сумеют вести ролевой диалог с диспетчером службы «01» и дать все необходимые сведения о себе.
Повысится компетентность участников педагогического процесса по вопросам пожарной безопасности .
Произойдет профессиональный личностный рост педагога по данной теме.
Родители заинтересуются данной проблемой и в процессе реализации проекта станут моими единомышленниками.
I этап – подготовительный.
Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
Изготовление дидактических игр, настольных игр.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Подбор заданий для родителей.
II этап – основной (практический) .
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников.
1. Взаимодействие с родителями :
Информация в родительском уголке о пожарах и гибели людей в Асбестовском городском округе за I полугодие 2013 года.
Оказание помощи в создании развивающей среды (иллюстрации, предметы быта, средства пожаротушения , дидактические и сюжетные игры).
Отгадывание загадок на противопожарную тематику .
Заучивание стихотворения «Мы пожарные »
Участие в выставке детских рисунков «Я и огонь»
Рассмотреть иллюстрации, отображающие работу пожарных в книгах и журналах , принести книги в детский сад.
Консультации для родителей : «Безопасность наших детей- в наших руках»
Индивидуальные беседы : «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?
2 .Игровая деятельность
Дидактические игры
«Горит, не горит» , «Средства пожаротушения » ,«Закончи предложение» ,
«Доскажи словечко» , «Куда звонит Чебурашка» ,«Кто быстрее» .
«Причины пожаров » , «Немой телефон» , «Смелые пожарные » , «Четвертый лишний» .
Настольные игры
«Четвертый лишний» , пазлы «Пожар » , «Лото» , «Собери картинку»
Сюжетно-ролевые игры :
«Пожарная часть » , «Мы пожарные » , «Отважные пожарники » «Служба спасения» .
Театрализованные игры :
«Кошкин дом»
3 .Двигательная деятельность
Подвижные игры
«Пожарные на учениях »
«Юный пожарный »
«Самый ловкий» .
Эстафета «Спасение пострадавших»
Соревнование «Мы помощники пожарных »
4. Познавательно-исследовательская деятельность
Опытно-исследовательская деятельность :
Опыт «Чем можно потушить огонь?»
Опыт «Пожары загрязняют воздух »
Опыт «Горячее пламя» ,
Опыт «Состав пламя» ,
Опыт «Яркое пламя» .
Беседы :
Беседа «Пожарный – профессия героическая» , «Причины возникновения пожара » , «О пользе бытовых электроприборов и правилах пользования ими» , «Что делать при пожаре » , «Как происходят пожары »
Решение проблемной ситуации :
“От чего происходят пожары ? ”
“Если в квартире много дыма”,
“Если звучит пожарная сирена”
5. Экскурсии :
прачечную (знакомство с работой утюга) .
по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной безопасности ) .
6. Конструктивная деятельность.
«Техника пожарной части » .
Цель : воспитывать у детей чувство осторожности; учить поиску новых конструктивных решений; развивать навыки конструирования; закреплять навыки коллективной работы с мелким конструктором; закреплять умение брать на себя различны роли в соответствии с сюжетом, использовать атрибуты, строительный материал.
7. Продуктивная деятельность
Рисование «Пожары случаются… »
Цель : продолжать воспитывать в детях чувство доброты, отзывчивости, взаимопомощи; совершенствовать умение детей предавать в рисунке небольшой сюжет по правилам пожарной безопасности ; закреплять умение рисовать фигуры детей, передавать отношения по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений
Аппликация «Пожарная машина »
Цель : закрепить знания детей о пожарной машине ; уточнить характерные особенности; закрепить навык вырезания и безопасного обращения с ножницами; развивать воображение; воспитывать навык аккуратного наклеивания.
Лепка из пластилина «01»
Цель : воспитывать у детей любовь и уважение к труду пожарного и спасателя ; развивать фантазию и воображение; продолжать учить задумывать содержание своей работы, доводить замысел до конца; создавать при помощи картона и пластилина коллективную композицию.
III этап - заключительный
Организация и участие родителей в выставке на пожарную тематику .
Смоделирована предметно-развивающая среда по противопожарной безопасности .
Проведение итогового мероприятия.
И МАЛЫМ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОРА, ЧТО СПИЧКИ - СТРАШНАЯ ИГРА!»
Анна Алексеенкова
Проект по ОБЖ в средней группе «Ребенок и его безопасность».
Актуальность темы
В современных условиях необходимо формировать у детей осознанное выполнение правил поведения в условиях улицы, природы, быта. Ребенок не может себя защитить, но может избежать опасной ситуации. Поэтому педагоги совместно с родителями обязаны подготовить ребенка к опасным ситуациям , привить привычку – относиться ответственно к личной безопасности .
Цель проекта : формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи проекта :
1. Формировать навыки безопасного поведения в природных условиях, на прогулке, в быту;
2. Расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;
3. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице ;
4. Учить детей распознавать опасность при контактах с чужими людьми;
5. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;
6. Обучить навыкам оказания элементарной помощи.
Вид проекта : долгосрочный.
Тип проекта : информационный.
Участники проекта : Воспитанники средней группы «Колокольчики» , родители воспитанников.
Предполагаемый результат : сформированные представления об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыки самостоятельного принятия решений, умение разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт, умение быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
Подготовительный этап : – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе .
Основной этап : Выполнение плана работы по ОБЖ :
Сентябрь.
Анкетирование родителей.
Диагностика.
НОД «Грибы» .
Ядовитые растения.
«Утром, вечером и днем, осторожен будь с огнем» .
НОД «В гостях у доктора Айболита» .
«Попадание в организм инородного тела» .
«Опасность контактов с незнакомыми людьми» .
Развлечение «Отважные пожарные» .
«Предметы, требующие осторожного обращения» (Розетки, электрические приборы) .
«Игры во дворе» .
«Транспорт» (Правила безопасного поведения ) .
«Мое тело» .
«Безопасность в доме » . Балкон. Лестничные перила.
«Опасные развлечения» .
«Тонкий лед» .
«Маленькая искра -большой пожар» .
«Питание и здоровье» . Взаимосвязь.
Обморожение. Как избежать. Первая помощь.
Тематическое занятие «В гостях у Светофора» .
«Безопасность в доме » . Газ.
«Безопасность в доме » . Лекарства.
Беседа «Думаю- делаю» . (Учить предвидеть последствия необдуманных поступков) .
Беседа «Помощники на дороге» .
Острые, колющие и режущие предметы.
НОД «Уроки безопасности » . (Правила при насильственном поведении) .
Беседа «Как не разозлить друга» (Общение с животными) .
Создание макета «Едут машинки по улице города» .
Беседа «Игры с огнем» .
Безопасность в лесу .
«Я что-то нашел» . (Опасность незнакомых предметов) .
НОД «Правила дорожные – правила надежные» .
«Если застала гроза» .
Беседа «Я купаюсь» .
Вид: познавательно-творческий.
Сроки реализации: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники средней группы, педагоги, родители.
Цель: расширение и систематизирование представлений детей о правилах пожарной безопасности.
Программные задачи: уточнить и систематизировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, электроприборах и правилах безопасности при пользовании ими; развивать умения , набирать нужный номер служб помощи; развивать наблюдательность, представления о причинно-следственных связях, мышление, внимание, память, речь; воспитывать потребность соблюдать правила пожарной безопасности, уважение к профессии пожарного, стремление подражать ему в смелости и силе.
Проблемная ситуация: учреждение дошкольного образования находится вблизи РОЧС, поэтому дети часто слышат вой сирены пожарной машины. В связи с этим они задавали немало вопросов. Выяснилось, что далеко не все воспитанники средней группы знают номер телефона пожарной службы, правила пожарной безопасности, не имеют представления о труде пожарных. Как научить их основам пожарной безопасности?
Решение: оформить в группе уголок пожарной безопасности, что повысит возможность закрепления у детей полученных представлений по основам безопасности.
Предполагаемый результат:
- в повседневной жизни дети будут применять доступные правила пожарной безопасности, знать правила пользования бытовыми приборами, научатся набирать нужный номер служб помощи;
- у ребят сформируются элементарные представления о труде пожарных, воспитанники примут участие в создании уголка пожарной безопасности.
Этапы реализации проекта
I . Подготовительный.
Педагоги: изучают необходимую литературу, занимаются составлением плана реализации проекта, подбором методов и приёмов, разработкой заданий для родителей, выбором и изготовлением дидактических игр и пособий.
Дети: рассматривают карточки и плакаты с изображением пожароопасных ситуаций, интересуются: «Куда спешит пожарная машина?», «Почему возникают пожары?».
Родители: беседуют с детьми об опасностях игры с огнём, читают им по данной тематике художественную литературу.
II . Основной этап.
Педагоги: занимаются составлением картотеки дидактических игр, выбирают место для уголка пожарной безопасности, моделируют его, подбирают произведения детской литературы.
Дети: образовательная область «Ребёнок и общество».
Занятия: «Для забавы и игры спички в руки не бери!», «Если случится пожар», «Электроприборы», «Новогоднее происшествие с зайчатами».
Познавательная практическая деятельность.
Целевые прогулки к пожарной части, экскурсия в комнату безопасности, посещение прачечной (знакомство с правилами обращения с утюгом), просмотр мультфильма «Спасик на пожаре».
Художественная деятельность.
Изобразительная - лепка «Ведёрко», рисование «Пожарная машина» по мотивам стихотворения «Кошкин дом», аппликация «Пожарная лестница»; художественно-речевая - чтение: С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом» (в сокращении), К. Чуковский «Путаница», «Сказка о непослушном петушке» (по мотивам сказки К. Ушинского «Умей обождать»), «Заюшкина избушка» (по мотивам рус. нар. сказки), С. Михалков «Дядя Стёпа»; игра-драматизация «Кошкин дом» (отрывок из сказки); развлечения «Минутки пожарной безопасности с Незнайкой».
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Отгадай загадку по картине», «Какой бывает огонь?», «Горит-не горит», «Что лишнее?», «Чудесный мешочек», «Помоги пожарной машине найти дорогу», «Что необходимо пожарному?», «Предметы - источники пожара», «Азбука безопасности», «Хорошо-плохо», «Закончи предложение», «Если возник пожар», «Можно-нельзя»; сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Пожар в доме», «Мы - пожарные», «Пожарные спешат на помощь»; подвижные игры: «Огонь кусается», «Кто быстрее потушит пожар», «Вызов служб помощи».
Общение.
Игровые ситуации: «Как машина стала пожарной», «Как лисички нашли спички», «Из телевизора пошёл дым», «В лесу случился пожар», «Как зайка вызывал скорую помощь»; беседы: «Что я знаю о пожаре?», «Что рассказал автономный пожарный извещатель?», «Труд пожарных», «Вещи вокруг нас» (электроприборы, газовая плита и др.), «Как уберечься от огня?», «Что может испортить новогодний праздник?», «Спички в нашем доме».
Родители: читают ребятам тематическую художественную литературу, совместно с детьми проводят целевые наблюдения «Какую опасность несёт газовая плита», участвуют в конкурсе рисунков «Спички - не игрушка, огонь - не забава», изготавливают атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Мы - пожарные» (пожарная машина, щит и др.).
III . Заключительный этап.
Педагоги: занимаются оформлением уголка пожарной безопасности, организацией игрового комплекса, анализируют проведённую работу, презентуют проект.
Дети: участвуют в реализации игрового комплекса в уголке пожарной безопасности.
Родители: помогают оформить уголок пожарной безопасности, участвуют в выставке плакатов «Не играй с огнём!».
Актуальность темы: Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
Дошкольные учреждения, кроме всего прочего, должны вести просветительскую работу по профилактике пожаров с детьми и родителями. Профилактике пожаров, обучению навыкам поведения в экстремальных ситуациях и знакомству с профессией пожарного посвящен данный проект.
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатель средней группы.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой.
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ
По профилю знаний: ОО «Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «ЧХЛ».
Состав проектной группы:
Руководитель проекта – воспитатель.
Дети и родители средней группы.
Цель моего проекта: Формирование понятия «пожарная безопасность»; Овладение знаниями и умениями при действиях в чрезвычайных ситуациях; Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи проекта:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Дать представление о функциях огня («огонь – друг; огонь - враг»); Углубить знания о причинах возникновения пожара; Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара; Познакомить детей с профессией пожарного.
РАЗВИВАЮЩИЕ: Развитие творческих способности детей; Развитие самостоятельности, активности, ответственности; Развитие интереса к познанию.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать чувство самосохранения; Воспитывать осознанное отношение к пожароопасными предметам; Воспитывать бережное отношение к природе.
Проект включает в себя 3 этапа:
Подготовительный.
Основной.
Заключительный.
Значимость проекта для всех его участников:
Дети:
получают и закрепляют на практике правила безопасности.
Педагог
: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители:
расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель:
организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети:
участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители:
подготавливают с детьми рисунки «Спасем мир от пожаров!», закрепляют полученные детьми знания.
- выставки детских рисунков,
- фотографии занятий,
- мультимедийная презентация.
Подготовительный этап:
Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
Подбор дидактических игр;
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Основной этап:
1 день: «Красивый и опасный - огонь прекрасный». Беседа «Что такое пожар»; Чтение «Кошкин дом».
2 день: «Крики, дым, огонь и жар. Люди мчатся на пожар». Беседа «Берегите лес от пожара»; Дидактические игры «ДА и НЕТ», «Топаем и хлопаем»; Выставка рисунка «Пожарные автомобили».
3 день: «Мы – пожарные». Занятие «Знакомство с профессией «пожарный»; «Загадки из спичечного коробка» ; Спортивное развлечение «Спешим на помощь».