Проблема лжи во благо. (Может ли ложь быть оправдана?) (ЕГЭ по русскому). Психология - это просто

Сегодня мы поговорим о лжи во благо, о том встречается ли такой феномен вообще, и кто обычно использует этот прием манипуляции и даже можно сказать обмана в этичных и даже благих целях. В прошлой статье мы уже подробно обсудили зачем существует хитрость и манипуляция, и как можно её использовать для своих целей, при этом не доставляя особого дискомфорта окружающим.

Более того, мы так часто применяем хитрость, что даже сами этого не замечаем, ведь даже чтобы сфотографировать белку в парке надо сделать вид что пришел кормить белок, даже если на самом деле пришел только их фотографировать.

Ведь белка сама не подойдет к вам, поэтому даже тут необходимо используя стратегию, дать то что нужно ей, чтобы она сделал то что нужно вам . Вроде бы невинно и банально, но это также маленькая хитрость и реально манипуляция белкой, ведь она думает что вы делаете одно, а вы делаете совершенно другое, и используете её в своих целях, к которым она не имеет вообще никакого отношения, и ей это совершенно ни к чему.

Морально ли использовать хитрость во благо?

Но заметьте, я не говорю, что необходимо прямо обманывать, хитрить или даже вредить окружающим. Ведь в данном примере, мы совершенно не хотим навредить животному, мы просто хотим с ним сфотографироваться, а заодно и сделать хорошее дело, его покормить. То есть в результате этого «обмана или лжи во благо» выигрывают обе стороны.

Наоборот, самая лучшая стратегия манипуляции и обман в жизни (если он действительно необходим) состоит в том, чтобы по возможности максимально выиграли все участвующие , это идеальная хитрость и в ней нет ничего не морального. Таким и должен быть максимально моральный обман, тогда и окружающие люди не будут страдать от него, а наоборот только получать от него преимущества.

О хитрости и лжи в Коране

Запомните, только дурак делает, что невыгодно ему и другим. И да, если человек пользуется обманом или ложью исключительно в своих целях, то он скорее преступник. Но если обман и манипуляция используется для общего блага, то большинство мировых религий его даже поддержат.

Например, если вы соврете и из-за этого останутся живы целые народы и многие люди, это есть большая святость и благодетель, так по крайней мере написано в Коране и многих духовных книгах мира.

И там же очень четко подмечено что, правда, ведущая к смертям и разрушению это большой грех, причем такой страшный грех ложиться не только на одного человека, но и на весь его род.

Использование хитрости и обмана в религии

И как не странно, ложь иногда добро, а правда зло. , как я уже писал недавно, люди побеждали практически во всех святых писаниях. Об этом сказано и в индийских ведах, одной из признанных самой мудрой книг на планете, воины побеждали именно таким образом, и сам Кришна всегда к нему прибегал, если не было другого выхода.

Смысл настоящих знаний Омара Хаяма по заявлению многих исследователей сокрыты 21 вуалью, то есть 21 раз подряд перезашифрованы, а над притчами великого Будды, до сих пор ломают голову величайшие мудрецы нашего мира. Все эти люди не стеснялись хитрить.

Да и Моисей в Библии пошел по тропе в море со своими людьми, вместо того чтобы ждать пока их догонят египтяне и вернут в рабство, хотя это тоже можно отнести к нечестным приемам. И это я уже не говорю про Давида и его знаменитый обман и «даже убийство во благо», который именно хитростью и ловкостью победил знаменитого силача и великана Голиафа.

Легенда говорит, что, он всего лишь неожиданно достал камень и кинул с помощью кожаного ремня прямо в лоб великого воина, в это время насмехавшегося над Давидом и даже хулившего самого Бога.

Естественно, не демонстрируя до последнего, каким оружием он на самом деле решил сражаться. Более того, он в это время исключительно для отвлечения внимания, держал деревянный посох в руке, явно намекая, что сражаться будет именно им.

Если говорить русскими обыденными словами он просто обманул и убил противника нечестным способом, не по правилам и в неравной схватке. Но при этом спас большую армию Израиля, а возможно и весь Израиль, и огромное количество людей своим бесчестным, но для истории очень ценным и значимым поступком, который прославляют люди уже более 2-х тысяч лет и будут вспоминать еще минимум столько же.

Умные люди поступают мудро

Поэтому умные и даже духовные люди, действуют, так как выгодно и им, и другим людям. Естественно, иногда это более выгодно им, иногда более выгодно другим, но умные люди, как минимум никогда не поступают так, как не выгодно ни им, ни окружающим . Это называется дурость, а дураков и так много в мире, давайте лучше отличаться от них, хоть чем ни будь.

И если вы начнете орать, когда вас решили ограбить и сами нарываться на нож, то это будет скорее глупостью, а не героизмом. А если при этом вы еще подставите под угрозу жизнь своих близких, то даже серьезным преступлением с вашей стороны.

Пример хитрости и лжи во благо

Например, если кто-то нападает на девушку на улице угрожая ей ножом или пистолетом, а вы вместо того, чтобы тихо подойти и дать злодею сзади по голове кирпичом, несетесь еще за 150 метров и орете, чтобы её не трогали.

Так поступают только самые наивные и не далекоглядные люди, так как в итоге из-за вашего необдуманного поведения могут появиться 2 трупа, ваш и этой девушки, вместо одного пойманного опасного преступника, который унесет еще неизвестно сколько жизней.

Правда без мудрости очень опасна

Получается, что такая честность привела к очень печальным последствиям и смертям многих людей, исключительно из-за отсутствия мудрости, хотя при этом у человека было реально искреннее желание помочь. Поэтому можно авторитетно заявить, что правда на устах без мудрости в голове, куда более опасна для человека чем любая хитрость.

И даже великие мудрецы не рассказывают все что знают за один день, а скрывают мудрость накапливаемую ими десятилетиями, иначе в голове их учеников все просто перемешается, и они запутаются еще больше и станут еще глупее чем были до этого.

Поэтому они мудро делят знание на части или рассказывают непонятные притчи, чтобы ученик сам догадался об их истинном смысле. Только тогда ученик немного поработав собственной головой и поразмыслив над сутью притчи по настоящему понимает информацию и уроки мудреца.

И дело не в том что учителю жалко рассказать все сразу, но просто это единственный путь обычному человеку не только услышать но и понять, а в последствии и смочь применить знание. Поэтому некоторые учителя в начале обучения иногда даже специально обучают учеников, не совсем правдивыми способами, чтобы как можно быстрее привести ученика к истине.

Идеальный обман

Более того, мудрые люди иногда так хорошо владеют хитростью, мудростью и смекалкой, что способны буквально за дни перевернуть мир с ног на голову вокруг себя, как Диоген в одной из знаменитых притч, когда он попал в рабство.

Ведь, когда сам знаменитый философ Диоген попал в такую ситуацию, он решил, если продавать себя, то не как раба, а сразу как хозяина человеку, купившему его, и начал кричать:

Граждане хорошие! Кто хочет купить себе хозяина? Кто хочет купить хозяина, спешите сюда! И в итоге таки продал себя хозяином, еще и по завышенной цене, а сам покупатель еще и решил доплатить работорговцу за такое удачное приобретение.

Причем наверняка этот мудрец далее сделал человека, купившего его в разы более богатым, успешным и счастливым. Так что я думаю, что покупка такого «наглого» раба, который еще и будет указывать что делать, было лучшим приобретением в его жизни.

Таков путь настоящей мудрости и правильной психологии хитрости, которая иногда способна сделать из раба хозяина буквально за один день или из бедняка одного из самых богатых людей, о которой мы еще будем с вами говорить в других статьях, и о которой я подробно рассказываю . А также не забудьте прочесть у нас на портале обучения и саморазвития , и о том, как две важных составляющих нашей науки о хитрости, лжи во благо и полезной манипуляции.

Текст Психология:

Говорить правду учат с детства, объясняя, что обманывать другого человека плохо, это принесет только неприятности и страдание. К тому же, ложь – неуважение по отношению к собеседнику и раскрывается она быстро. Доверия к такому человеку уже не будет. Но бывает и другая ложь – во благо. Бывает ли на самом деле ложь во благо? Чем можно оправдать ложь, сказанную в лицо? Сторонники честности и открытости определенно заявляют, что ничем. Ложь – это большой грех на душе и тяжесть на совести. Человек, который осмелился врать, должен потом постоянно помнить о своей лжи, искать ей подтверждение, а значит, врать снова и снова. Выйти из порочного круга будет очень тяжело и лучше бы сразу покаяться, рассказать всю правду, очистить совесть.

Когда ложь – спасение

Но жизнь нельзя загнать в рамки только лишь хорошего или плохого, она многогранна и представлена множеством оттенков. Поэтому те, кто мыслит крайностями и следует слишком строгим принципам, в конце концов, оказываются перед настоящей дилеммой. Ложь относится к подобным понятиям. Как можно сказать у постели больного, что жить ему осталось несколько месяцев, если надежда на выздоровление – единственное, что пока помогало ему справляться с болезнью? И как рассказать маленькому ребенку, что его мама неродная ему? Или признаться пожилым родителям, что их сын ведет совсем не ту честную жизнь, о которой рассказывает?

Иногда ложь – это средство защиты для человека, которому врут. Ведь правда нужна далеко не в каждом случае. Иногда правда – это единственное, что может навредить и даже убить человека. В этом случае мудрее, милосерднее прибегнуть ко лжи, тем более, если есть надежда, что правду никогда не узнают, а ложь может спасти чью-то жизнь.

Что выбрать – ложь или правду?

Правда должна быть более предпочтительна для всех типов отношений: дружбы, семьи, родственных связей, деловых отношений. В жизни именно правда является спасительной для людей в большинстве ситуаций, она позволяет создавать доверительные отношения, быть открытым и честным, жить в мире с собой и с другими людьми. Но спасительную силу лжи тоже нельзя отметать для некоторых ситуаций. Нельзя разрушать семьи или дружбу одним неосторожно сказанным словом только потому, что слово это правдиво. Оставлять события в прошлом, забывать обиды, молчать о некоторых неприятностях – это тоже часть человеческой жизни, которая позволяет людям долгое время оставаться вместе.

Человек сам должен оценивать каждую ситуацию и принимать решение, как лучше, добрее и милосерднее поступить в каждом конкретном случае: сказать правду или же скрыть ее. Ведь важно не только всегда быть абсолютно правдивым и честным, но и быть, прежде всего, добрым и мудрым человеком, не навредить другому, но сделать все для его блага.

Бывает ли на самом деле ложь во благо? Чем можно оправдать ложь, сказанную в лицо? Сторонники честности и открытости определенно заявляют, что ничем. Ложь – это большой грех на душе и тяжесть на совести. Человек, который осмелился врать, должен потом постоянно помнить о своей лжи, искать ей подтверждение, а значит, врать снова и снова. Выйти из порочного круга будет очень тяжело и лучше бы сразу покаяться, рассказать всю правду, очистить совесть.

Когда ложь – спасение

Но жизнь нельзя загнать в рамки только лишь хорошего или плохого, она многогранна и представлена множеством оттенков. Поэтому те, кто мыслит крайностями и следует слишком строгим принципам, в конце концов, оказываются перед настоящей дилеммой. Ложь относится к подобным понятиям. Как можно сказать у постели больного, что жить ему осталось несколько месяцев, если надежда на выздоровление – единственное, что пока помогало ему справляться с болезнью? И как рассказать маленькому ребенку, что его мама неродная ему? Или признаться пожилым родителям, что их сын ведет совсем не ту честную жизнь, о которой рассказывает?

Иногда ложь – это средство защиты для человека, которому врут. Ведь правда нужна далеко не в каждом случае. Иногда правда – это единственное, что может навредить и даже . В этом случае мудрее, милосерднее прибегнуть ко лжи, тем более, если есть надежда, что правду никогда не узнают, а ложь может спасти чью-то жизнь.

Что выбрать – ложь или правду?

Правда должна быть более предпочтительна для всех типов отношений: дружбы, семьи, родственных связей, деловых отношений. В жизни именно правда является спасительной для людей в большинстве ситуаций, она позволяет создавать доверительные отношения, быть открытым и честным, жить в мире с собой и с другими людьми. Но спасительную силу лжи тоже нельзя отметать для некоторых ситуаций. Нельзя разрушать семьи или дружбу одним неосторожно сказанным словом только потому, что слово это правдиво. Оставлять события в прошлом, забывать обиды, молчать о некоторых неприятностях – это тоже часть человеческой жизни, которая позволяет людям долгое время оставаться вместе.

Человек сам должен оценивать каждую ситуацию и принимать решение, как лучше, добрее и милосерднее поступить в каждом конкретном случае: сказать правду или же скрыть ее. Ведь важно не только всегда быть абсолютно правдивым и честным, но и быть, прежде всего, добрым и мудрым человеком, не навредить другому, но сделать все для его блага.

Рано утром Лопатин с Ваниным ушли в первую роту. Сабуров остался: он хотел воспользоваться затишьем. Сначала они два часа просидели с Масленниковым за составлением различной военной отчетности, часть которой была действительно необходимой, а часть казалась Сабурову лишней и заведенной только в силу давней мирной привычки ко всякого рода канцелярщине. Потом, когда Масленников ушел, Сабуров сел за отложенное и тяготившее его дело - за
ответы на письма, пришедшие к мертвым.

Сочинение

Народная мудрость гласит: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Так ли это является на самом деле, и всегда ли ложь имеет за собой только отрицательный подтекст? Проблему лжи во благо поднимает в данном мне тексте К. Симонов.

История знает множество людей, отличившихся когда-то необычайно светлыми, искренними, добрыми поступками, и одним из таких случаев является герой истории, с которой знакомит нас автор. Её герой, Сабуров, находясь в условиях войны, пользуясь затишьем и несколькими минутами свободного времени, часто снимал тяжесть с сердца одним добрым поступком: он отвечал на письма убитых солдат, пришедшие им от родных. Автор обращает наше внимание на то, что большинство на месте Сабурова проигнорировало бы письма, отказываясь брать на себя эту тяжкую ношу. Но герой не мог так просто проходить мимо чужого горя и предпочитал помогать ближнему, превозмогая собственную боль. Однако и в самом процессе написания письма Сабуров сталкивался с трудностями и моральными терзаниями: ответить цинично и коротко, как ответил бы любой равнодушный к чужой беде человек, или солгать во благо, разнообразив ответ нужными для родных и близких подробностями героической гибели их солдата. К. Смирнов делает акцент на том, что сам герой не лгал и считал лишь ложь ради добрых намерений единственно приемлемой. Потому он решился на приукрашенный и полный взаимной скорби рассказ, понимая, что горюющим любая весть об убитом станет чреватой полной перемены жизни, всего будущего, а, значит, им просто необходима была подобная поддержка. Наш герой просто знал, что нужно людям, и давал им это, находя нужные слова и подбирая правильные обороты, считая, что такая ложь сделает только лучше и облегчит страдания горюющих.

Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что ложь не считается чем-то негативным и противоестественным, если она совершается с добрыми намерениями. Ложь во благо помогает человеку поверить в лучшее и скрасить своё горе несколькими счастливыми мгновениями, а, значит, иногда лучше солгать, пересилив собственные принципы, нежели оставить человека наедине с правдой, разъедающей его изнутри.

Мне близка позиция К. Симонова тем, что я тоже считаю, что лгать априори плохо, однако если ложь может спасти одного или даже нескольких людей, можно позволить себе оказать подобную помощь. Ложь во благо – это приукрашенные сведения, донесенные лишь с добрыми намерениями, и это спасательный круг для тех, кто не может выносить жестокую правду.

Подобной позиции придерживался герой пьесы М. Горького «На дне». Лука также считал, что в некоторых случаях человеку не стоит подавать правду такой, какая она есть – это может навредить ему. Самообман по мнению героя способен повлиять на многое, в том числе и на моральное и физическое состояние человека, - потому он старался «спасти» Анну добрым словом и поступком и призывал к этому всех жителей ночлежки. Но стоит отметить, что Лука не отрицал и тот факт, что иногда все же стоит произносить «горькую правду», но лишь в том случае, когда она уместна и своевременна.

А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» также поднимает проблему лжи во благо. Писатель раскрывает её на примере ситуации, когда Петру Гриневу нужно было спасти свою возлюбленную от верной гибели, и он не нашел ничего лучше, чем солгать о её происхождении. Петр, узнав о том, что Маше Мироновой, дочери капитана Миронова, грозит смерть и, возможно, жестокие издевательства, представил её Пугачеву как бедную сироту, что и стало «ложью во благо». Стоит отметить, что сам Петр был человеком чести и достоинства и не мирился с ложью и клеветой в любых их формах, но в этом случае он решился на подобный поступок, чем и спас жизнь бедной девушки.

Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в разграничении понятий «ложь» и «ложь во благо». Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда общество захватили циничность и наплевательское отношение к людям, важно помнить о том, что помощь ближнему – это, в первую очередь, искреннее сопереживание его трагедии, и в этом случае ложь во благо принимает совершенно иную форму и иной подтекст.

25 мая 2015

Наверное, все родители рассказывают своим детям, что лгать - нехорошо. Ни один человек не хочет, чтобы его любимый ребёнок думал, что лгать можно. Однако родители никогда не рассказывают своим детям, что существует ложь во благо, хотя многие из них сами зачастую пользуются этим методом. Нельзя точно сказать, хорошо ли лгать в определённых ситуациях, потому что очень часто можно услышать фразу: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Ложь во благо. Примеры из литературы

Русская литература прошлого века просто пестрит примерами лжи во благо. Эта тема актуальна во все времена, поэтому многие известные писатели тоже затрагивали и развивали её.

Максим Горький написал пьесу «На дне». В ней также была затронута тема лжи во благо. Главный герой пьесы Лука считал, что «сладкая ложь» может облегчить жизнь каждому человеку. Он говорил, что не стоит оглушать человека «обухом» правды. Лука убеждал всех людей вокруг него, что сладкая ложь может помочь человеку поверить во что-то лучшее и тем самым поменять свою жизнь. Он считал, что самообман может помочь переносить любые трудности намного легче. Но стоит отметить, что Лука не отрицал, что даже горькую правду иногда говорить всё же стоит. В пьесе «На дне» часто можно увидеть фразы, которые произносит Лука в адрес ночлежников и других людей, живущих так же, как и они: «Эхе-х… Господа люди! Что же с вами будет?» Несмотря на то, что старец всегда стремился к лучшему, чистому и хорошему, он всё равно с печалью говорил о скорбной жизни человека.

Мнение большинства о лжи во благо

Цитата «ложь во благо» ассоциируется у каждого с чем-то своим. Кто-то может считать, что ложь во благо - единственное правильное решение в сложных ситуациях. Однако другая половина человечества может быть несогласна с этим мнением и утверждать, что лучше всегда говорить правду, даже когда она очень «горькая» и неприятная, чем ложь во благо.

Примеры из литературы открывают читателям глаза на многие вещи. Некоторые люди, которые прочитали пьесу Максима Горького «На дне» могут осудить Луку за то, что он давал жителям ночлежки ложные надежды на светлое и счастливое будущее. Но на эту ситуацию можно взглянуть и с другой стороны. Многие люди в современном мире нуждаются в поддержке своих близких, будь то поступление в университет, женитьба и т. д. Хорошие слова очень часто побуждают людей к каким-либо действиям, пробуждают в них веру в себя и надежду на хорошее будущее.

Видео по теме

«Ложь во благо - это хорошо. Но только тому, в чьё благо она совершалась»

Многие задаются вопросом: «Ложь во благо - хорошо или плохо?» На этот вопрос нельзя дать конкретный ответ, потому что он зависит от ситуации и от мотива. Каждый человек по-своему оценивает ложь во благо. Примеры из литературы могут помочь читателям по-другому взглянуть на обман, понять его природу и сформировать мнение, отличное от имевшегося раннее.

В «Капитанской дочери» А. С. Пушкина также встречается тема, касающаяся лжи во благо. В этом произведении можно вспомнить много ситуаций, в которых главным героям приходилось прибегать к обману ради спасения себя и других людей. Примеры к выражению «ложь во благо» в «Капитанской дочке» встречаются несколько раз, и самым ярким из них является обман Гринёва. Он хотел спасти Машу Миронову, которая являлась его возлюбленной, и представил девушку Пугачёву как бедную сироту. Гринёв обманул Пугачёва ради спасения своей возлюбленной, что является ярким примером лжи во благо. Однако стоит отметить, что Гринёв никогда не шёл против чести и лгал, когда оказывался в сложных и опасных для него ситуациях. Но если бы Пугачёв узнал, что Маша - капитанская дочь, над ней бы могли поиздеваться, избить и даже казнить. Поэтому Пётр решил солгать во благо своей возлюбленной для того, чтобы она осталась цела и невредима.

Гринёв и его ложь во благо

Примеры из литературы часто дают почву для размышлений и помогают понять истинное происхождение и характер некоторых эмоций, поступков и действий.

Персонажем, являющимся абсолютной противоположностью Гринёва, является Алексей Иванович Швабрин. Для него не существовало таких понятий, как честь и достоинство, доброта и правда. Он часто клеветал на Машу Миронову, а также оговорил Гринёва. Враньё Швабрина нельзя назвать ложью во благо, потому что его обман сыграл положительную роль только для него самого, но не для других людей.

Ложь во имя добра и зла

В «Капитанской дочке» есть несколько примеров лжи. Первый - ложь Гринёва ради спасения своей возлюбленной. Второй - ложь Швабрина и клевета на Машу Миронову, которая принесла другим людям только лишь беды. Поэтому можно сказать, что ложь бывает разной: с добрыми и с плохими намерениями.

Возможна ли ложь во благо? Скорее всего, возможна. Иногда обман может стать для кого-то спасательным кругом, как в произведении «Капитанская дочь». Однако, если вспомнить пьесу «На дне», то ложь во благо не принесла ничего хорошего, а только лишь усугубила и без того нелёгкую ситуацию. Поэтому можно сказать одно: ложь во благо существует только лишь тогда, когда она совершается с добрыми намерениями.



Просмотров