Проанализируйте преамбулу конституции рф рубрика исследуем. В госдуме задумались над изменением преамбулы конституции

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Комментарий к преамбуле

Конституцию открывает преамбула, т. е. вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.

Преамбула констатирует прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества.

В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:

Утверждение прав и свобод человека,

Утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,

Сохранение исторически сложившегося государственного единства,

Возрождение суверенной государственности России,

Утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

Обеспечение благополучия и процветания России.

Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции. Так, утверждению прав и свобод человека посвящены целиком гл. 2 (ст. 17 - 64) и ряд положений в других главах (например, ст. 2, 6, 7 и др.). Включение этих статей в текст Конституции позволяет утверждать, что в развитии прав и свобод человека и гражданина наша Конституция вышла на уровень стандартов, принятых в мировом сообществе.

Возрождение российской государственности раскрывается в гл. 1 "Основы государственного строя", в гл. 3 - 8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России. Именно Конституция 1993 г. утвердила действительное равноправие всех субъектов Российской Федерации и провозгласила в качестве одного из важнейших принципов нашего государственного устройства наряду с разделением властей согласованность функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти.

Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. Об актуальности достижения политической стабильности в обществе свидетельствует Договор об общественном согласии, подписанный весной 1994 г. руководителями государственных органов власти России и субъектов Федерации, политическими партиями и общественными движениями.

В Отечестве нашем сильны исторически сложившиеся традиции верности народа Российскому государству, которое выдержало немало суровых испытаний. Это не только имевшие в прошлом место нарушения прав и свобод человека и отступления от принципов демократии, но прежде всего героическая защита нашей Родины от ее многочисленных врагов, приходивших к нам с мечом в руках и посягавших на само существование нашей Отчизны, сильной общей преданностью к ней всех граждан независимо от их национальности. Именно поэтому в преамбуле выражена мысль о признательности к памяти наших предков, передавших потомкам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Но Конституция не только чтит память о прошлом, а прежде всего утверждает общепризнанные и особенно важные для нашей многонациональной страны принципы равноправия и самоопределения народов, объединившихся на общей земле и сохраняющих единое государство. Новая Конституция - это и возрождение подлинной суверенной государственности России, которую она обрела только с принятием 12 июня 1990 г. Декларации о независимости.

И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.

В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при этом из нашей общей ответственности за свою Родину не только перед нынешним, но и будущими поколениями.

Еще одно очень важное положение преамбулы. Принимая свою Конституцию, многонациональный российский народ и Российское государство сознают себя частью мирового сообщества. А это означает, что Российская Федерация принимает на себя обязательства соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, налаживать сотрудничество с другими государствами как условие демократического и мирного развития не только России и ее народа, но и народов и государств всего мира.

Сравнительный анализ отечественных и зарубежных конституций показывает, что главным в содержании их преамбул, несмотря на многообразие изложенных в них целей и задач, является утверждение государственности и народовластия, признание приоритета прав человека и гражданина. Поскольку эти цели пронизывают все конституционные положения (статьи), то в основных законах ряда государств вводная часть вообще отсутствует, т. е. преамбула не является обязательным элементом закона.

Вместе с тем в последние десятилетия можно отметить тенденцию к включению в конституции развернутых преамбул. Нередко во вводной части выражаются политические цели и стремления ее создателей. Такие цели, к примеру, легко просматриваются в четкой формуле преамбулы Основного Закона ФРГ 1949 г. Уже тогда, в условиях раскола Германии на два государства, в ней было сказано, что действие Конституции "распространяется на весь немецкий народ". Тем самым не только проводилась мысль о единстве немецкого государства, но и фактически предопределялось, что при объединении двух немецких государств на всей территории Германии будет действовать Конституция ФРГ, а не Конституция Восточной Германии (ГДР), что и подтвердилось ходом исторических событий в начале 90-х гг.

Конституции большинства государств, образованных на территориях бывших союзных республик, в качестве главных целей и исходных позиций выдвигают прежде всего идеи национального возрождения и институты демократии, например:

Право на самоопределение, приверженность общечеловеческим ценностям, стремление утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить незыблемые устои народовластия и правового государства (Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.);

Незыблемость казахской государственности, создание демократического общества и правового государства, приоритет прав и свобод человека, желание обеспечить гражданский мир и межнациональное согласие, достойную жизнь для себя и потомков (Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 г.).

Особенно сильно национальные черты новой государственности выражены в преамбулах основных законов государств Балтии. Так, в Конституции Эстонии от 28 июня 1992 г. указывается, в частности, на непреходящее право государственного самоопределения народа Эстонии, обеспечение сохранности эстонской нации и культуры на века. Главная мысль преамбулы Конституции Литовской Республики от 6 ноября 1992 г. сосредоточена на обосновании исторических корней Литовского государства, его правового фундамента на Литовских Статутах и конституциях Литовской Республики, сохранении своего духа, родного языка, письменности и обычаев.

Вместе с тем с глубоким сожалением придется признать, что высокие задачи, излагаемые в преамбулах конституций и их содержании, не всегда в полной мере реализуются в законах, принимаемых на основе этих конституций. Это, в частности, относится к Закону о гражданстве, принятому в июне 1994 г. в Латвии. Этот Закон грубо нарушает права лиц, не относящихся к коренной национальности.

Отмеченные примеры иллюстрируют не только различные подходы к формулированию и реализации основных целей в разных конституциях, но и важность вводной части для правильной оценки содержания самого основного закона. В этой связи приобретают особое значение основные цели развития Российского государства, выраженные в тексте преамбулы его Конституции: утверждение прав и свобод человека, необходимость гражданского мира и согласия, сохранение государственного единства, обеспечение благополучия и процветания России как демократического государства. Отражено в Конституции и осознание того факта, что Российская Федерация является частью мирового сообщества.

Раздел первый

Как известно Конституция РФ была принята на всенародном референдуме в 1993 году 12 декабря. Помимо текста самой Конституции, которую, к сожалению, народ видимо не читал, присутствует преамбула, текст которой прямо открывает, в каком духе написана вся Конституция. К моему большому сожалению, наряду с красивыми словами о почитании предков, об исторически сложившимся единстве многонационального народа, в текст вставлены несколько слов, которые перечеркивают все эти красивые патриотические слова.

Привожу полностью текст преамбулы к Конституции РФ:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества , принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Не начав читать саму Конституцию, преамбула к ней говорит, что мы, граждане России, должны сознавать себя частью мирового сообщества. А потому должны следовать принципам, порядкам этого мирового сообщества. И действительно, уже в тексте самой Конституции в статье 15 п. 4 говорится:

"Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

В статье 17 п. 1 говорится:

"В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией ".

Президент РФ согласно Конституции является ее гарантом, а также прав и свобод человека и гражданина согласно статье 80 п. 2. Прошу принять во внимание, что президент является гарантом прав и свобод граждан согласно ОБЩЕПРИЗНАННЫМ принципам и нормам МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (статья 17 п. 1). Не согласно Библейским принципам, принципам морали, принципам установленных национальных традиций, а именно принципам международного права. Более того, не общепринятому международному праву, как должно быть, а общепризнанному.

Что же такое международное право? Международное право - это совокупность правоотношений с участием ИНОСТРАННЫХ элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения. То есть согласно принятой гражданами РФ Конституцией, нам необходимо следовать интересам международного сообщества, так как все национальные законы, инициативы и т.д., не имеют своей юридической силы, если противоречат международному праву (статья 15 п. 4).

Каковы же главные институты международного права? Это ООН, международный трибунал в Гааге, суд по правам человека в Страсбурге, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и т.д. Все эти институты находятся за рубежом и в ведении главных игроков международного права США и Европы.

Поэтому крики в адрес президента, чиновников, что они осуществляют политику и развитие экономики против своего же народа являются безосновательны. Потому что они следуют принятой народом Конституцией РФ, которая гласит, что народ должен обслуживать интересы международного права, международного сообщества. Но не свои интересы. И президент, чиновники и весь госаппарат на этом построен.

Соответственно, противостояние нашего народа насаждению гомосексуализма, ювенальной юстиции в нашей стране, согласно Конституции РФ, является ее нарушением. Если мировое сообщество признало ювенальную юстицию, гомосексуализм, значит и мы должны это сделать.

Пока мы не поймем неизбежность внедрения "европейский ценностей" в среду нашего народа, пока мы не поймем, что мы лично виноваты в этом, пока мы не признаем, что нам необходимо на таком же референдуме принять другую Конституцию, отвечающую интересам нашего народа, ничего хорошего и лучшего для нас ждать не стоит .

«Кто любит Россию, тот должен желать для неѐ свободы; прежде всего свободы для самой России, еѐ международной независимости и самостоятельности; свободы для России – как единства русской и всех других национальных культур; и, наконец, – свободы для русских людей, свободы для всех нас; свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности» (И.А. Ильин).


В 2013 г. отмечен двадцатилетний юбилей со дня принятия Конституции Российской Федерации. Что такое Конституция? «Это два раздела. Девять глав. И сто тридцать семь статей, правовые предписания которых имеют высшую юридическую силу», - ответит осведомленный гражданин. Отчасти он будет прав. Но, в первую очередь, Конституция – это «каркас» правовой системы, благодаря которому можно говорить о системе российского права. Если сравнить Основной закон с ядром атома, то все остальные нормативно-правовые акты – это электроны, которые вращаются вокруг ядра и притягиваются к нему. Как ядро состоит из частиц, так и Конституция Российской Федерации имеет внутреннюю структуру: вводную часть – преамбулу13 и текст глав.

Преамбула выступает торжественным началом конституции, поэтому ее качественное оформление способно дать мощный толчок для воплощения идеалов. Положения преамбулы14 – это постулаты, служащие первоосновой правового регулирования, правоприменения и правосознания; эти положения разнообразны15, но вместе они образуют неразрывное единство.

В преамбуле Конституции Российской Федерации называются следующие основополагающие постулаты, реализация которых является главной целью государства: соединенность общей судьбой на своей земле, утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации, сохранение исторически сложившегося государственного единства, признание равноправия и самоопределения народа, память о предках, передавших на любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание частью мирового сообщества.

Реализация преамбулы Конституции Российской Федерации в современной правовой системе.

1. Соединенность общей судьбой на своей земле.

Народ России связывает общая судьба на нашей земле. Через призму понятия «общая судьба» можно проследить отношения между поколениями. Это одновременно слова памяти о прошлом, присяга нынешнего поколения и призыв к будущему поколению. Когда ценности преамбулы будут воплощены в российской правовой системе, можно сказать, что мы пришли к правовому государству.

2. Утверждение прав и свобод человека.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В России созданы разные правозащитные институты. Но особенно интенсивно развивается в последнее время институт омбудсмена. Наряду с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, учреждены институты уполномоченного по правам ребенка, по защите прав предпринимателей. Возможно, уже в ближайшем будущем появится Уполномоченный по правам инвалидов (соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу 3 декабря 2014 г.).

3. Утверждение гражданского мира и согласия.

10 См. о преамбуле, например: Артемьева Р.В. Преамбула Конституции Российской Федерации: нормативное содержание и проблемы реализации: автореф. … дис. канд. юрид. наук / Спец. 12.00.02. – М., 2007. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2007/abstract/Artemieva_RV

11 См. о концепции преамбулы в зарубежных странах, например: Мазаева Е.С. Концептуальная основа формулирования преамбул в конституциях зарубежных стран // Юридическая техника. - 2012. - № 6. - С. 300-304.

12 См. о разнообразии в праве: Сазонникова Е.В. Диатропическая познавательная модель: понятие, применение в праве и соотношение с системной познавательной моделью // Российский юридический журнал. - 2011. - № 1. - С. 47-53.


Отсутствие острых политических и социальных конфликтов, взаимопонимание общественных сил – это важные составляющие для формирования и развития гражданского общества и, следовательно, правового государства.

Для реализации этой задачи необходимо наличие гражданской инициативы, т.е. сознательной и активной деятельности граждан на благо общества. В конституционном праве гражданская инициатива рассматривается как консультативный институт непосредственной демократии. Так, чтобы публичная гражданская инициатива носила конструктивный характер, были приняты: ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (2004 г.), ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (2004 г.) и др.

1. Сохранение исторически сложившегося государственного единства.

Сохранение исторически сложившегося государственного единства связывается в данный момент, прежде всего, с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов федерации: Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

2. Признание равноправия и самоопределения народов.

Оба этих принципа закреплены в таких международных актах, как: Устав ООН (1945), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), которые в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ являются частью российской правовой системы.

3. Память о предках, передавших на любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

В 2015 г. весь мир отмечает 70-летний юбилей со дня победы над фашистскими захватчиками. В связи с этим 23 января 2015г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О некоторых вопросах, связанных с празднованием 70-й годовщины со дня победы в великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Мы никогда не забудем подвига наших предков, будем чтить их память и донесем эти моральные ценности будущим поколениям.

4. Возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости еѐ демократической основы.

«Возрождение» означает обретение суверенитета новой Россией – демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. «Если для ряда европейских стран национальная гордость – давно забытое понятие, а суверенитет – слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет – абсолютно необходимое условие еѐ существования» (Послание Президента Федеральному Собранию от 14 декабря 2014г.). Народ Российской Федерации является носителем суверенитета. Российская государственность начала свой путь в 862 г. За это период в 1153 года Россия сменила и правящие династии, и форму правления, отстояла свой суверенитет в кровопролитных войнах, отголоски которых доносятся до сих пор.

Выборы – один из важнейших демократических институтов. Государство должно гарантировать свободное волеизъявление граждан России на выборах и референдуме. В сфере избирательного права приняты ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (2002г.), ФЗ «О выборах президента РФ» (2002г.), ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (2005г.) и др.

5. Стремление обеспечить благополучия и процветания России.

Задача государства обеспечить не только безопасность страны от внешних угроз, но и ее благополучие и процветание. Необходимо создать для всех достаток материальных, социальных и духовно-культурных благ. Поэтому перед законодателем стоит задача качественно продумать социальное законодательство. Для решения демографической проблемы был введен с 1 января 2007 г. материнский капитал как форма государственной поддержки российских семей (см.: ФЗ от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Для привлечения молодежи к культурным ценностям в последние годы проводятся государственные программы, направленные на развитие интереса к памятникам русской и мировой культуры. Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014г. № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы» 2015 год объявлен годом литературы.

6. Ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями

Понятие «ответственность» несет в себе не только правовой, но и моральный смысл. Учитывая современную ситуацию, мы не должны допустить фальсификации истории. Наш долг не допустить распространения «исторических мифов», которые негативно повлияли бы на сознание подрастающего поколения. Поэтому еще в 1995 г. был принят ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

7. Осознание частью мирового сообщества.

Сознавая себя частью мирового сообщества, Россия соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права. Это подтверждает ч. 4 ст.15 Конституции. Заключая международные договоры, участвуя в международных организациях, в системах коллективной безопасности, мы вносим вклад в разрешение глобальных проблем. В соответствии с положениями ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Россия осуществляет международное сотрудничество.

Вывод. Все положения преамбулы Конституции Российской Федерации в той или иной мере находят своё продолжение в правовой системе России. Это свидетельствует о том, что преамбула не просто служит для красоты текста Конституции, но и является фундаментом развития Российского государства и права.

Список литературы

1. Артемьева Р.В. Преамбула Конституции Российской Федерации: нормативное содержание и проблемы реализации: автореф. … дис. канд. юрид. наук / Спец. 12.00.02. – М., 2007. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2007/abstract/Artemieva_RV

2. Мазаева Е.С. Концептуальная основа формулирования преамбул в конституциях зарубежных стран / Е.С. Мазаева// Юридическая техника. - 2012. - № 6. - С. 300-304.

3. Сазонникова Е.В. Диатропическая познавательная модель: понятие, применение в праве и соотношение с системной познавательной моделью / Е.В. Сазонникова // Российский юридический журнал. - 2011. - № 1. - С. 47-53.

Конституции, как правило, имею преамбулы. Преамбула -- вступительная часть, содержащая обычно краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции. Положения (формулы) преамбулы существенно важны в политическом, идеологическом и юридическом планах. Они выступают в качестве ориентиров, помогающих лучше понять институты государства, способствующих правильному толкованию и применению статей Конституции.

Преамбула Конституции Российской Федерации начинается с положения "Мы, многонациональный народ Российской Федерации".

Выражение "мы.., народ…" встречается в конституциях ряда стран. В преамбуле Конституции Российской Федерации оно указывает, прежде всего, на то, кем определены цели Российского государства и кем данная Конституция принята. Слова "многонациональный народ" означают, во-первых -- совокупность граждан России, во-вторых -- объединение всех населяющих Российскую Федерацию народов (этносов), других этнических общностей.

Слова "соединенные общей судьбой на своей земле" подчеркивают, что сплочение народов (этносов) и других этнических общностей на территории России -- результат многовекового исторического процесса и что этому сообществу предстоит существовать и в будущем.

Формула "утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие" называет главные цели, ради которых принята данная Конституция. Под правами и свободами человека подразумеваются, прежде всего, те, которые провозглашены Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.). К этим документам следует отнести также российскую Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую в 1991 году. Под гражданским миром и согласием подразумевается такое состояние общества, когда отсутствуют острые политические и социальные конфликты, существует взаимопонимание общественных сил. Обе цели -- утверждение прав и свобод человека и утверждение гражданского мира и согласия -- даны рядом, и это не случайно. Они органически связаны и взаимозависимы.

Положение "сохраняя исторически сложившееся государственное единство" отражает факт единства России как государства и стремление не допустить его ослабления. В результате длительного исторического развития различные государственно-территориальные общности интегрировались в одно политическое целое. В рамках этого целого и благодаря ему между всеми государственно-территориальными образованиями упрочились многообразные экономические, социальные, культурные и политические связи. Государственная целостность России необходима и выгодна всем. Она надежный гарант стабильности и нормальной жизнедеятельности как Российской Федерации в целом, так и всех составляющих ее частей (субъектов Федерации). Поэтому забота о государственном единстве есть долг всех институтов власти, общественных объединении и движений, всех российских граждан Положение "исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов" означает следующее.

Общепризнанными считаются принципы, разделяемые мировым сообществом и закрепленные в соответствующих международно-правовых актах. Принципы равноправия и самоопределения народов получили отражение в Уставе ООН (1945 г.), Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о воспитании народов в духе мира (1978 г.) и в ряде других документов.

Многие государства объявили общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью своих правовых систем. Будучи включенными в такие системы, эти принципы и нормы нередко осуществляются при регулировании отношений внутри страны специфическим образом. Претворение в жизнь принципов равноправия и самоопределения народов имеет в России ряд особенностей, обусловленных пребыванием ее народов в составе одного федеративного государства и необходимостью учета специфики российского федерализма.

Положение "чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость" раскрывает по преимуществу гражданско-нравственную позицию россиян. В этих словах -- признание того, что многонациональный народ России помнит и ценит свое прошлое, осознает и хранит преемственную связь с ним, наследует патриотические чувства предков, их оптимизм и стремление к справедливости.

Формула "возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы" появилась в преамбуле Конституции в связи с тем, что вплоть до последних лет государственность России была лишена многих черт суверенности. Она даже в большей мере, чем другие союзные республики, страдала от чрезмерной централизации в Союзе ССР. Россия, в отличие от других республик, не имела своих органов в некоторых отраслях управления (их функции на ее территории выполняли непосредственно союзные министерства и ведомства). Основная часть промышленности находилась в прямом союзном подчинении. Не была Россия и полноправным субъектом международного права.

Термин "возрождение" нельзя, однако, толковать таким образом, будто сейчас решается задача восстановить суверенную российскую государственность в одной из тех ее конкретных политико-правовых форм, в которые она в прошлом облекалась: до февраля 1917 года, в период с марта по октябрь 1917 года либо на короткое время после октября 1917 года. Возврата к старым политико-юридическим формам быть не может. Речь идет об обретении суверенитета новой Россией -- государством, утверждающимся на незыблемой демократической основе. Начало этому процессу было положено принятием 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России.

Слова "стремясь обеспечить благополучие и процветание России" тоже исполнены большого смысла. Они означают такое будущее состояние нашей страны, при котором достигнут достаток материальных, социальных и духовно-культурных благ, налажено спокойное, без каких-либо эксцессов, течение жизни, успешно развиваются все сферы общества.

В формуле "исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним- и. Будущими поколениями" отражена воля россиян взять на себя ответственность за положение дел в стране, за судьбы Отечества. Ответственность, о которой говорится в этой части преамбулы, -- морально-политическая, а не юридическая. Пренебрегший ею обычному суду не подлежит и может быть судим лишь судом истории. Но воплощение этой ответственности в практических действиях, поступках граждан России -- серьезная гарантия того, что ее настоящее и будущее станут именно такими, какими их хочет видеть наш многонациональный народ.

Формула "сознавая себя частью мирового сообщества" означает не только оценку народом Российской Федерации своего положения в современном мире, но и понимание того, что Россия действительно является неотъемлемой частью мирового сообщества, его полноправным членом. Поэтому Российское государство соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права, заключает и выполняет международные договоры, участвует в международных организациях, в системах коллективной безопасности. Вместе с другими государствами оно прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить всеобщий и справедливый мир, взаимовыгодное международное сотрудничество, совместное разрешение глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Торжественные слова "принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" имеют непосредственное правовое значение. Мировая практика знает различные способы принятия конституции: решением парламента, решением учредительного собрания, путем референдума и т. д. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Проект этой Конституции -- результат длительной совместной работы российских депутатов, представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. В его подготовке активно участвовали и представители ряда общественных объединений, а также предпринимательских кругов, видные юристы. Проект широко освещался в средствах массовой информации и подвергся тщательному обсуждению на Конституционном Совещании (июнь--октябрь 1993 г.), охватывавшем по своему составу все слои российского общества. Только после этой предварительной работы проект Конституции был вынесен Президентом Российской Федерации на всенародное голосование и одобрен гражданами России.



Просмотров