Приостановление государственной регистрации юридических лиц. Приостановление и отмена процедуры ликвидации, реорганизации в форме присоединения юридического лица. Последствия. Отмена регистрационных действий решением регистрирующего органа. Приостановка д

12.01.2016

У регистрирующего органа появилось право проводить проверку сведений в документах, представленных на государственную регистрацию (или сведений уже содержащихся в ЕГРЮЛ).

Регистрирующий орган может:

Самостоятельно изучить представленные документы и сведения (в т.ч. возражения, пояснения заинтересованных лиц);

Потребовать объяснения от заинтересованных (связанных) лиц;

Запросить/получить сведения/справки по возникшим в ходе проверки вопросам;

Провести осмотр объекта(ов) недвижимости;

Привлечь специалиста и/или эксперта для участия в проведении проверки.

Поскольку проверка сведений требует времени, у регистрирующего органа появилось право приостановить государственную регистрацию в срок до 1 (одного) месяца. В решении о приостановлении обязательно должны быть указаны основания приостановки, а также срок (не менее 5 дней), в течение которого заявитель может предоставить дополнительные документы и пояснения.

В случае подтверждения сомнений о недостоверности предоставленных сведений в государственной регистрации будет отказано.

В случае установления регистрирующим органом недостоверности сведений уже включённых в ЕГРЮЛ, юридическому лицу (в т.ч. его участникам и руководителю) направляется уведомление о необходимости представить актуальные и достоверные сведения (в т.ч. по адресу электронной почты, если такой информацией обладает регистрирующий орган).

Юридическое лицо, получившее такое уведомление, обязано в течение 30 (Тридцати дней) представить достоверные сведения (или доказательства, что ранее предоставленные сведения являются достоверными). Если в течение установленного срока документы не будут представлены, то регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице.

У заинтересованных лиц появилось законодательно закреплённое право направить в регистрирующий орган возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений. Стоит отметить, что ранее у регистрирующего органа не было оснований вынести отказ в государственной регистрации даже при наличии возражений заинтересованных лиц, теперь данный пробел устранён. Потому особое внимание мы рекомендуем уделять процедуре регулярного мониторинга сведений в ЕГРЮЛ (в т.ч. представленных документов на государственную регистрацию юридических лиц), т.к. своевременное получение такой информации позволит предотвратить незаконные изменения. У Делового центра "ДИНЕКА" уже имеется положительный опыт по недопущению регистрационных действий по подложным документам (а, следовательно, недопущению рейдерского захвата фирмы и последующих длительных судебных разбирательств).

Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Приостановка регистрационных действий в налоговом органе допускается законом по разным причинам. Так, с 1 января 2016 года налоговая служба имеет право на один месяц приостановить регистрацию изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или уставе юридических лица для проверки представленных данных.

У налоговой инспекции должны быть веские основания для приостановки. Поводом может стать обращение заинтересованного лица или данные самой налоговой. Данный закон направлен на сокращение количества фирм-однодневок и номинальных руководителей, а так же учредителей.

Проверка сведений включает:

  • проверку предоставленных документов;
  • запрос объяснений от вовлечённых лиц;
  • запрос дополнительных документов и справок;
  • проведение осмотра объектов коммерческой недвижимости;
  • привлечение независимых экспертов.

Если сведения окажутся достоверными, изменения будут внесены. Если подтвердится недостоверность сведений, изменения не будут внесены, а в отношении юридического лица будут проведены дополнительные проверки и назначено наказание.

Например, в российском законодательстве предусмотрено уголовное наказание за регистрацию подставного лица. Если директором или учредителем по факту является не тот человек, который записан в ЕГРЮЛ, номинальный директор будет считаться подставным лицом, причём сам факт подачи данных о нём на государственную регистрацию является преступлением. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы подставному лицу, виновнику придётся предстать перед судом. Наказание – штраф от 100 000 до 300 000 рублей, принудительные работы до трех лет либо лишение свободы сроком до трех лет.

Несоответствие данных в ЕГРЮЛ

Вступивший в силу 1 января 2016 года Федеральный закон от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Эти записи могут касаться паспортных данных учредителя, юридического адреса организации, размера долей учредителей и других данных. Запись вносится, если было получено заявление в налоговую инспекцию о недостоверности данных от заинтересованного лица или по инициативе налогового органа по результатам предыдущей проверки.

Получив заявление, налоговая инспекция отправляет уведомление руководителю организации. Если в течение 30 дней юридическое лицо не опровергнет информацию, предоставив сведения о подлинности данных в ЕГРЮЛ, запись будет внесена. После этого возможна блокировка расчетных счетов, проблемы с контрагентами, а также приостановка регистрационных действий в налоговой для учредителей данного юридического лица.

Заявление в налоговый орган заинтересованного лица

5 июня 2016 года вступил в силу Приказ ФНС от 11.02.2016 ММВ-7-14/72@, согласно которому сообщить о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ может любое заинтересованное лицо. Гражданин или юридическое лицо может сообщить об ошибочности уже внесённых сведений или намеченных изменений. Заинтересованное лицо может сообщить как о сведениях, касающихся его лично, так и о любой недостоверной информации в реестре.

В заявлении указывается:

  • информация о заявителе;
  • информация о налоговой инспекции, в которую направляется обращение;
  • информация о юридическом лице, в отношении которого должна быть назначена проверка;
  • недостоверные сведения и реальные факты;
  • дата.

Обращение можно направить почтой, онлайн через сайт ФНС или Единый портал государственных услуг, а также во время личного обращения. Сообщения онлайн должны быть заверены электронной подписью. Обращения через почту должны иметь нотариально заверенную подпись заявителя. При личном обращении необходим паспорт. Обратиться в ФНС можно также через представителя, оформив на него нотариальную доверенность.

Приостановка движений по расчетным счетам юридических лиц

Одно из последствий появления записи о недостоверных данных в ЕГРЮЛ – блокировка расчётного счёта компании. В результате юридическое лицо не может выплачивать заработную плату сотрудникам, снимать деньги, закупать товары и сырьё, оплачивать услуги партнёров. Счета будут разморожены налоговой только после выяснения ситуации с недостоверными данными. Налогоплательщик должен предоставить документы, подтверждающие подлинность поданных на регистрацию сведений.

Наиболее часто счета блокируют из-за несовпадения реального юридического адреса с заявленным. ФНС в десятидневный срок передаёт сведения банку, и движения по счетам приостанавливаются. Лучший способ решить проблему – оформить организацию по реальному адресу.

Если блокировка счёта не имела оснований, то есть предоставленные сведения были правдивыми, налогоплательщик вправе потребовать от налоговой службы возмещения убытков. Закон предусматривает выплату процентов от замороженной суммы за каждый день незаконной блокировки расчётного счёта.

Помощь юриста с регистрационными действиями в налоговой

Все регистрационные действия в Федеральной налоговой службе можно произвести через посредника, тогда риск приостановки регистрации будет минимальным. Компания «Правовое решение» предлагает посреднические услуги и профессиональную юридическую помощь налогоплательщикам.

Наши эксперты проведут первичную регистрацию юридического лица, внесут изменения в ЕГРЮЛ или устав организации, защитят во время проверок налоговых инспекторов подлинности данных реестра. Мы предлагаем также получение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц за один день, взимание процентов с налоговой службы за незаконную блокировку расчётного счёта, подачу возражения на внесение изменений в ЕГРЮЛ и другие услуги, связанные с государственной регистрацией.

3.4. Приостановление и прекращение государственной регистрации

Государственная регистрация может быть приостановлена по следующим основаниям:

    Решение регистратора;

    Заявление правообладателя и участников сделок;

    Решение, определение суда;

    В силу указания в законе.

3.4.1. Приостановление регистрации по решению регистратора

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации прав регистрация приостанавливается на срок не более 1 месяца при возникновении у регистратора сомнений в наличии оснований для регистрации, а также в подлинности представленных документов и достоверности указанных в них сведений. Регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и известить об этом заявителя, который вправе представить дополнительные доказательства наличия у него оснований для регистрации.

Сомнения регистратора не должны быть беспредельными и беспредметными. Они должны служить выполнению основной задачи правовой экспертизы - установлению бесспорного права на недвижимое имущество в отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации.

Какие сомнения могут возникнуть у регистратора? Первая и наиболее вероятная причина для сомнений указана в п. 1 ст. 19 Закона о регистрации прав - сомнение в подлинности документов. Для проверки подлинности документы должны быть направлены в выдавший их орган (организацию), подписавшему их лицу или удостоверившему их нотариусу.

Сомнения регистратора могут быть обусловлены временно препятствующими регистрации причинами, которые в случае неустранения должны повлечь мотивированный отказ. При определении других причин для возможных сомнений следует воспользоваться п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав. Сомнения регистратора могут быть, в частности, в надлежащих полномочиях лица, обратившегося за регистрацией, выдавшего или подписавшего правоустанавливающий документ; в действительности акта органа государственной власти или местного самоуправления; в наличии прав на объект недвижимости у распоряжающегося им лица.

Сомнения в наличии полномочий подписавших правоустанавливающий документ руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, представителей физических и юридических лиц устраняются представлением дополнительных документов: распоряжения руководителя органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении права подписи другому должностному лицу (например, заместителю), подтверждения доверителем действительности выданной им доверенности или непосредственного одобрения заключенной через представителя сделки.

В случае заключения гражданами сделок с недвижимостью в простой письменной форме на основании доверенностей, совершенных в простой письменной форме, у регистратора возникают законные сомнения в подлинности либо в действительности такой доверенности. Лицу, от чьего имени выдана доверенность, направляется запрос с просьбой подтвердить подлинность документа или одобрить заключаемую от его имени сделку. Решение по результатам правовой экспертизы принимается в зависимости от полученного ответа или его отсутствия. Отметим, что доверенность на государственную регистрацию должна быть удостоверена нотариально, если иное не установлено федеральным законом.

Две другие причины для сомнений содержатся в п. 2 ст. 17 Закона о регистрации прав: несоответствие представленных документов требованиям ст. 18 Закона и необходимость истребования дополнительных документов в установленных законодательством случаях.

Статья 18 Закона о регистрации прав устанавливает требования к оформлению и содержанию документов. Дополнительные документы могут быть истребованы, если правоустанавливающие и другие приложенные документы содержат неясности, несоответствие или другие недостатки, которые могут быть устранены представлением дополнительных сведений. Иными словами, если сомнения регистратора возникли по поводу однозначности сведений об объекте и субъекте регистрируемого права. Например, несоответствие площади земельного участка по документу о его предоставлении и по кадастровому плану, расхождение в наименовании объекта по правоустанавливающему документу и по паспорту БТИ ("цех проката" и "производственное здание"); сокращенное, а не полное наименование юридического лица; вместо имени и отчества правообладателя - только инициалы; правоустанавливающий документ содержит старое название улицы, а техническое описание - после переименования и пр. Дополнительные документы должны позволить точно идентифицировать объект и его правообладателя.

Серьезное основание для сомнений регистратора - отсутствие дополнительных документов, подтверждающих соблюдение прав третьих лиц в установленных законом случаях. Необходимость их истребования обусловлена проверкой законности сделки.

Регистратор вправе запросить необходимые сведения не у заявителя, а непосредственно у имеющих их организаций в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 8 Закона о регистрации прав. Органы государственной власти и местного самоуправления, организации по учету объектов недвижимого имущества, другие организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации, обязаны предоставлять такие сведения учреждениям юстиции в срок не более 10 дней со дня обращения.

Таким образом, по решению регистратора регистрация приостанавливается в случае:

    Непредставления в учреждение юстиции какого-либо из документов, необходимых по закону для регистрации;

    Направления в уполномоченные организации письменного запроса об объекте недвижимого имущества и правах на него;

    Направления представленных документов на подтверждение подлинности в издавший их орган;

    Направления представленных уставных и учредительных документов, свидетельств о регистрации юридических лиц на подтверждение достоверности содержащихся в них сведений в орган, зарегистрировавший данное юридическое лицо;

    Направления документов, подтверждающих полномочия руководителей организаций, представителей физических и юридических лиц (доверенностей, выписок из протоколов общих собраний, приказов о назначении и т.п.) на подтверждение их подлинности.

Основание для отложения государственной регистрации ипотеки по решению регистратора - несоответствие договора об ипотеке, закладной и приложенных к ним документов требованиям законодательства (ст. 21 Закона об ипотеке).

Приостановление государственной регистрации по решению регистратора прекращает течение срока государственной регистрации. Срок приостановления начинается со дня принятия регистратором решения о приостановлении. После окончания срока приостановления течение срока государственной регистрации продолжается без учета срока приостановления. Таким образом, общий срок регистрации в случае приостановления по решению регистратора не должен превышать 2 месяцев.

До истечения срока регистрации, оставшегося после приостановления, должна быть проведена регистрация либо принято решение об отказе, если не были устранены препятствующие регистрации причины. При этом в регистрации может быть отказано по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав, а не по причине неустранения сомнений. Иными словами, действия регистратора в случае приостановления определяются возможностью отказа в регистрации. Если запрошенные при приостановлении документы не будут представлены, но при этом не будет и предусмотренных законом оснований для отказа, то приостановление является незаконным, а действия регистратора можно обжаловать в суд как уклонение от государственной регистрации (п. 5 ст. 2 Закона о регистрации прав).

Тихая революция в процедуре регистрации юридических лиц начнется сразу после того, как вы отпразднуете волшебный праздник - Новый год.

С 1 января 2016 года в силу вступают многие важные законов и нормативных актов.
Так, вступят в силу положения федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – «Закон №67-ФЗ»).

Этот нормативный акт с длинным названием вносит изменения в законы о государственной регистрации юридических лиц, об обществах с ограниченной ответственностью, в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а также в Уголовный кодекс.

Изменения, в том числе, направлены на борьбу с фирмами однодневками и предпринимателями, использующими альтернативные ликвидации и смены юридических адресов для ухода от налоговых проверок, а также номиналов в качестве директоров и участников (акционеров) юридических лиц.

Изменений достаточно много, но хочется заострить внимание на тех, которые могут доставить неудобства и добросовестным предпринимателям.

1) ЕГРЮЛ теперь будет содержать записи о «недостоверности сведений о юридическом лице»

Её внесение будет возможно как на основании заявления физ. лица, так и по инициативе регистрирующего (налогового) органа. Запись будет вноситься о каждой компании, в отношении которой в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные данные:
об адресе юридического лица
об учредителях или участниках,
о держателе реестра акционеров,
о размерах и номинальной стоимости долей,
о руководителе, включая паспортные данные физ.лица.
Прежде чем внести запись о недостоверности в ЕГРЮЛ, налоговый орган должен будет направить организации, участникам и руководителю уведомление о необходимости представления достоверных сведений. Организация должна представить достоверные сведения и подтверждающие документы. На это ей дается 30 дней с момента направления (!!!) уведомления налоговой.
Обращаю внимание, что 30-ти дневный срок начинает идти не с момента получения уведомления, а с его момента отправки.
Налоговые органы имеют невероятную способность отправлять письма задними числами и по неверным адресам. Поэтому, есть вероятность получить запись о недостоверных сведениях, ничего об этом не зная.
Недостоверными сведения могут стать даже без ведома предпринимателей…
Буквально две недели назад наш клиент получил отказ в регистрации нового юридического лица из-за недействительности паспорта заявителя. Клиент очень удивился, т.к. другой паспорт он не получал. 4 дня ушло на выяснение вопроса. Участник получил справку в ФМС, о том, что паспорт является действующим. Недоразумение ему объяснили сбоем программного обеспечения при установке новой базы в ФМС и «успокоили», сообщив, что сейчас многие приходят получать подобные справки.
Не меньше проблем и с адресом места нахождения юридического лица. Многие организации не имеют своего офиса и зарегистрированы по так называемым покупным «юридическим адресам», чаще всего являющимися адресами «массовой регистрации».
Все адреса бизнес-центров также являются адресами «массовой регистрации», так как по ним зарегистрировано много юридических лиц.
Все вышеизложенное может привести к попаданию фирмы в черный список.
Таким образом, получить запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о юр. лице можно будет очень легко.

2) Последствия записи в ЕГРЮЛ о недостоверности данных о юр. лице

Наверняка таких последствий будет масса: и блокировка счета в банке, и невозможность открыть новый счет и проблемы с контрагентами. Это покажет будущее.
Пока закон о гос. регистрации предусматривает, что руководители и участники, владеющие не менее 50% долей в фирме с отметкой о недостоверности не смогут провести регистрационные действия в отношении других юридических лиц, если они там будут являться руководителями или участниками.
Иными словами, хотите зарегистрировать новую фирму или внести изменения в уже существующую? Убедитесь сначала, что в отношении фирм с вашим участием в ЕГРЮЛ не внесена отметка о недостоверности.
Правда, закон сделал «смягчение». Если запись о недостоверности внесена более трех лет назад, отказ вы уже не получите. Очевидно, что это смягчение будет актуально для регистрационных действий с 2019 года, если не внесут новые изменения в закон…

3) Запрет будущих регистрационных действий

П.6 ст. 9 Закона о гос. регистрации юридических лиц предусматривает, что «заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц…».
По-видимому, речь идет о ситуации, когда участник организации или ее руководитель, понимая, что возможен рейдерских захват его фирмы путем подделки документов, пишет заявление в налоговый орган о том, что он не принимал решения о внесении изменений в устав или в ЕГРЮЛ и просит не проводить регистрационные действия.
У нас был случай, когда единственный участник ООО, владеющий крупной недвижимостью, получил по почте отказ в регистрации купли-продажи 100% доли в ООО по формальным основаниям. Долю он не продавал, и договоры не подписывал. Оказалось, что это рейдеры пытались захватить предприятие и не очень удачно подделали подпись и печать нотариуса. Это спасло клиента от потери фирмы. Мы написали письмо в налоговую, что он единственный участник общества, не собирается продавать свою долю и просит не регистрировать изменения в ЕГРЮЛ, если такое заявление поступит в адрес регистрирующего органа. Налоговая вежливо ответила, что не имеет процессуальной возможности отказать в регистрации, если поступит заявление от третьих лиц, оформленное в рамках закона. Похоже, что теперь такая возможность у налоговой появится.
Защита от рейдеров путем запрета будущих регистрационных действий – это хорошо. С другой стороны, таким образом проворовавшийся директор сможет чинить препятствия волеизъявлению участников по снятию его с должности.
Очень интересно как это будет работать на практике.

4) Приостановка регистрационных действий до 1 месяца

С 01 января 2016 г. регистрирующий орган получает право приостанавливать государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ или в учредительных документах на срок проведения проверки достоверности данных, предоставляемых для включения в ЕГРЮЛ, но не более чем на 1 месяц.
Приостановка может быть осуществлена при наличии оснований для проведения проверки. Основаниями могут являться сведения, имеющиеся у налоговой, а также возражения заинтересованных лиц о предстоящей регистрации (см. предыдущий пункт).
Проверка достоверности сведений осуществляется регистрирующим органом, посредством:
изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
проведения осмотра объектов недвижимости;
привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Таким образом, у налоговой появляется законная возможность опросить новых и старых участников ООО, осмотреть помещения, провести экспертизу документов прочее.
Либо это поднимет коррупцию в налоговой на новый уровень, либо придет конец «альтернативным ликвидациям» и плохо подготовленным номинальным директорам и участникам.

5) Срок первичной регистрации – 3 дня

В новой редакции закона указано, что «государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов…» (п. 3 ст. 13 Закона о гос. регистрации).
Это нельзя не приветствовать, но есть нюансы …
В ИФНС №46 по городу Москве нам сообщили, чтобы мы не спешили радоваться. Регистрация, как и положено, будет осуществляться за 3 дня. Но еще 2 дня им понадобится для распечатки свидетельств и выдачи документов. Таким образом, документы о гос. Регистрации вновь созданного юридического лица можно будет получить, как и раньше, через 5 рабочих дней.
Два дня, конечно, никакой роли не сыграют для будущих предпринимателей. Но зачем тогда нужно было снижать этот срок? Чтобы отчитаться о новых благах для бизнеса?

6) Изменение места нахождения юридического лица в 2 этапа и не менее чем за 20 дней

С начала 2016 года государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица будет осуществляться в два этапа.
Первый этап включает в себя уведомление регистрирующего органа по старому месту нахождения о смене адреса юридического лица. Уведомление нужно подать в течение трех рабочих дней с момента принятия такого решения.
На втором этапе, по истечении 20 дней, в налоговый орган по новому месту нахождения, компания направляет документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ. На этом этапе, налоговой ничто не мешает приостановить регистрацию еще до одного месяца.
Таким образом, процесс регистрации по смене места нахождения организации займет не менее 3 недель.
Единственным утешением может послужить то, что речь идет о смене места нахождения, а не адреса юридического лица. Это означает, что процедура в два этапа применяется при переезде организации в новое муниципальное образование или в другой субъект федерации.
Смена адреса внутри Москвы должна проводится по обычной процедуре.
Исключение составляет изменение места нахождения организации на домашний адрес её руководителя или участника, владеющего не менее чем 50 % долей в уставном капитале. Для этих случаев уведомление налогового органа о принятом решении по смене места нахождения не потребуется.

7) Ввод нового участника в ООО без нотариуса теперь будет невозможен

До конца 2015 года существовала лазейка, позволяющая ввести нового участника в ООО без нотариального оформления сделки. Для этого сначала осуществлялось увеличение уставного капитала за счет вклада третьего лица, не являвшегося участником общества. Потом прежние участники (все или несколько из них) писали заявления о выходе из ООО и регистрировались изменения в ЕГРЮЛ.
Теперь ситуация изменилась. С 01.01.2016 нотариально, в том числе, будут удостоверяться:
факт принятия решения общего собрания участников ООО об увеличении уставного капитала и состав участников Общества, присутствовавших при принятии указанного решения;
заявление участника Общества о выходе из Общества;
предложения участников (оферта) о продаже/дарении доли и принятие её (акцепт);
Важно отметить что, заявителем при переходе доли или при оформлении залога на нее будет являться нотариус, который удостоверил сделку. Участие в данной процедуре руководителя Общества более не потребуется.
Вышеуказанные изменения, с одной стороны увеличат расходы на совершение сделок с долями, с другой затруднят рейдерский захват предприятий.

8) Изменения в Уголовный кодекс о подставных лицах

Закон №67-ФЗ внес изменения и в Уголовный кодекс. Они вступили в силу еще 31 марта 2015 года. Эти изменения очень важны, так как могут затронуть интересы многих предпринимателей.
Прежде всего, дано новое определение понятию «подставные лица».
В прежней редакции подставными лицами считались, «являющиеся учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица, путем введения в заблуждение которых было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо».
Таким образом, раньше нужно было ввести в заблуждение человека и зарегистрировать на него фирму, чтобы он стал считаться подставным лицом.
Понятие уточнили и расширили.
Теперь подставными считаются лица, которые являются участниками или руководителями юридического лица в случае, если данные о них были внесены в ЕГРЮЛ путем введениях их в заблуждение или без их ведома.
А также, лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.
Под это определение попадают так называемые «номинальные директора» - люди, которым платят за то, чтобы они формально считались директорами, но на самом деле руководят фирмой другие лица.
Если у вас на одной из компаний директором числится школьный друг, сосед, водитель, родственник и т.п., который понятия не имеет, как управлять фирмой – он является подставным лицом.
По Уголовному кодексу (ст. 173.1 и 173.2) теперь считается преступлением:
образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц;
представление в регистрирующий орган данных, повлекших внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах;
предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице;
приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице.
Таким образом, с 31 марта 2015 года использование номинальных директоров и участников общества, а равно представление в регистрирующий орган сведений о них является уголовным преступлением. Не важно, причинен ли этим кому то ущерб, заплатили ли вы все налоги, согласился ли номинал представить свои данные за плату или был введен в заблуждение, преступлением является сам факт.
Пока не понятно, как будет складываться правоприменительная практика, но то что все предприниматели, использующие номиналов теперь на крючке, сомневаться не приходится.

Подведем итоги

Я рассказал далеко не о всех изменениях, которые внес Закон №67-ФЗ.
Но даже вышеперечисленного достаточно, чтобы понять: процедуры регистрации юридических лиц с 01 января 2016 г. значительно изменятся. Гайки закручивают все сильнее и былой регистрационной вольницы уже не будет.
Всем предпринимателям нужно об этом знать и думать как вести бизнес в новых реалиях. За более подробной консультацией вы всегда можете

Осуществлялась помощь клиенту в составлении Жалобы в ФНС России по факту "Решения о приостановлении государственной регистрации". Кто имеет опыт в работе (изучение, анализ, выработка подхода, метода) с подобными "Решениями", каким нормативным документом утверждена форма "Решения", реакция ФНС на Жалобы, если такие поступли?

От гр.ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Телефон: ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Электронная почта:ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Ж А Л О Б А

В мой адрес поступило «Решение о приостановлении государственной регистрации» по форме Р 50008, от 14 августа 2017 г. за подписью Заместителя начальника ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ. Формулировка - «Проверка достоверности сведений полномочий руководителя». Указанный документ подписан УКЦП (усиленной квалифицированной электронной подписью) имеет все признаки официального документа. Соответственно несет правовые последствия как для лиц, в отношении которых он исполнен, так и для лиц, которые его исполнили.

Однако при ознакомлении мною с Законом №129-ФЗ, Приказом от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ ФНС России, иными нормативными документами форму Р 50008 я не обнаружил.

Как видно из текста «Решения о приостановлении государственной регистрации» основанием для приостановления регистрации явился пункт 4.4 статьи 9 Закона №129-ФЗ. Привожу вдержку из Закона:

4.4. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.

В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.

Решение о приостановлении государственной регистрации выдается или направляется заявителю способом, указанным в пункте 4 статьи 23 настоящего Федерального закона.

(п. 4.4 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ).

Далее. Изучен Приказ от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ ФНС России, в котором в части пункта 4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ определены основания, условия и способы по проведению мероприятий сотрудниками ФНС при внесении в единый государственный реестр юридических лиц.

4.2. Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ).

Однако в данном приказе так же отсутствует документ форма Р 50008 .

Получается коллизия, в Законе указано (п.4.4 ст. 9), что сотрудники ФНС имеют возможность «приостановить» государственную регистрацию, однако ведомственным нормативом (Приказ и иное) форма «Решения о приостановлении» не утверждена. Таким образом, создается впечатление, что данное «Решение» не имеет официального статуса, не определено нормативными документами РФ и является «плодом фантазии сотрудника ФНС».

В соответствии с главой VIII.1 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее-Закон №129-ФЗ) я имею право на обжалование решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Однако я столкнулся с «документом» и формой, которая не является ни отказом, ни решением о регистрации, как следствие нормы, указанные в главе VIII.1 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (абзац второй пункта 1 ст.25.1 Закона № 129-ФЗ) я применить не могу.

Составляя данную жалобу руководствуюсь принципом аналогии и нормами делового документооборота.

В связи с изложенным прошу Вас:

1.Пояснить мне каким нормативным документом определена форма № Р 50008 «Решение о приостановлении государственной регистрации от 08.08.2017 г. в отношении ООО «ХХХХХХХХХХХХ» ОГРН ХХХХХХХХХХХХХХ.

2.Мною в работе используются средства коммуникации, все возможности системы интернет, удаленного доступа (то, о чем говорит Председатель Правительства РФ Медведев Д.А. - цифровая экономика). Однако сотрудники ФНС фактически вынуждают меня прибыть к ним в здание ФНС (г.Кострома) для этого я должен преодолеть расстояние в 1 500км. Считаю, что УКЦП (усиленная квалифицированная электронная подпись), с помощью которой мною заверено заявление в ФНС исчерпывающим образом меня идентифицирует, является законным способом заверения, тем самым я не нуждаюсь в дополнительной идентификации. Своими действиями сотрудники ФНС фактически препятствую законной и самостоятельной деятельности ООО «ХХХХХХХХХ» и меня лично. В противном случае действия должностных лиц мною будут обжалованы в Администрацию Президента РФ, Омбудсмену по предпринимательской деятельности РФ, Прокуратуру, СМИ и Суд.

3.Предлагаю незамедлительно с момента получения данной жалобы внести изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, согласно моего заявления.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХ



Просмотров