Принципам гражданства в рф относятся. Вопросы и задания к документу. Сохранение паспорта в браке

Введение

§ 2. Принципы гражданства РФ

Заключение

Список литературы


Введение

Существование человека в современном мире без связи с обществом невозможно себе представить. Одной из самых важных связей является связь личности и государства. Ее выражением является институт гражданства. Личность передает часть своих свобод государству, взамен же получает определенные права и гарантии безопасного существования. Отношения между государством и личностью оформлены юридически, закреплены законодательно.

Вопросы гражданства РФ регулируются в рамках закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2001 года, Конституции РФ, и прочих нормативно-правовых актов.

Исследований по данной теме создано немного. В основном это объясняется четким формулированием норм права, связанных с гражданством, поэтому спорных и проблемных мест в этой сфере практически не наблюдается.

Цель данной работы: определить особенности российского гражданства.

Заявленная цель будет достигнута путем решения следующих задач:

Раскрытие понятия, содержания и принципов гражданства РФ;

Характеристика пути приобретения и прекращения гражданства РФ;

Раскрытие компетенции органов, ведающих делами о гражданстве РФ.

Структура данной работы строится в соответствии с заявленной целью и задачами.


Глава I. Понятие, содержание и принципы гражданства РФ

§ 1. Понятие и содержание гражданства РФ

Одним из основных элементов правового статуса лица, определяющего его взаимоотношения с государством, является гражданство. Разными авторами данное понятие трактуется по-разному: одни определяют его как политико-правовую принадлежность лица к государству; другие как членство в нем; третьи – как состояние, связь с ним; другие – как юридическое отношение. В соответствии с федеральным законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2001 года, в соответствии с которым оно приобретается или прекращается, под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

По Конституции РФ гражданство является единым, равным независимо от оснований приобретения, а каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами, свободами, несет равные обязанности и не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Гражданство – это не только объективное право, но и неотъемлемое, личное право каждого человека, закрепленное также в международных актах. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека закрепляет за каждым человеком право на гражданство.

Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между ним и государством особой связи, составляющей содержание гражданства. Устойчивость этой связи характеризуется тем, что отношения гражданства не могут прекратиться в одностороннем порядке, т.е. по инициативе гражданина, но без участия государства, и, наоборот, по решению государства без соответствующего волеизъявления гражданина. Связь эта длится в течение жизни человека, начиная с момента рождения или приобретения гражданства и заканчивая смертью или утратой гражданства.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Таковыми являются паспорт, а также иной документ, в котором содержится указание на гражданство лица. Это необходимое условие для того, чтобы отграничивать конституционно-правовой статус гражданина от конституционно-правового статуса других физических лиц, находящихся на территории России, попадающих под ее юрисдикцию, - иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, институт гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый человек имеет право на свободу передвижения, согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека и в связи с этим присутствие иностранцев в любом государстве – естественное явление. Его наличие позволяет государству выбирать модель поведения в отношении личности. В отношениях со своими гражданами государство вправе требовать от них выполнения гораздо большего количества обязанностей, чем от иностранцев, поскольку граждане обладают более широким набором прав и свобод.


§ 2. Принципы гражданства РФ

Принципы гражданства РФ – те общие основы, фундаментальные начала, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Они сформулированы в статье 4 федерального закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», а также в Конституции РФ.

Важнейшим принципом гражданства РФ является его неограниченность. Это означает, что ограничение граждан в правах или привилегии по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается. Это же положение прописано и в части 2 статьи 19 Конституции РФ.

Не менее важными принципами гражданства РФ являются единое и равное гражданство, независимо от оснований его приобретения. Россия – федеративное государство, поэтому единое гражданство – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности. Однако федеральное гражданство сочетается с республиканским, поскольку согласно Закону РФ «О гражданстве РФ» в некоторых республиках были приняты свои законы о гражданстве. Единое гражданство в связи с этим трактуется разными исследователями по-разному. Одни ученые считают, что в РФ существует два гражданства: федеральное и гражданство субъектов. Другие же считают, что уместнее говорить о двуедином гражданстве, поскольку оно выражает суверенитет и федерации, и республик

Принцип равного гражданства означает, что в России не существует деления граждан на природных и натурализованных. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

Согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек обладает правом свободно передвигаться и выбирать себе место жительства. Поэтому в законе о гражданстве закреплен принцип сохранения гражданами РФ, проживающими за ее пределами, российского гражданства, в противном случае происходило бы грубое ущемление прав и свобод человека.

Еще одним важным принципом является неотъемлемость гражданства. Исходя их определения гражданства, следует заметить, что государство не может расторгнуть гражданскую связь, т.е. лишить человека гражданства, в одностороннем порядке ни при каких обстоятельствах.

Неотъемлемость гражданства конкретизируется запретом на высылку за пределы страны или выдачу иностранному государству гражданина РФ. Выдворение за пределы страны возможно лишь в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших правонарушения при въезде в Российскую Федерацию. Даже если речь идет о лице с двойным гражданством, одно из которых - гражданство России, в отношении его действует запрет на выдачу другому государству.

Российская Федерация заинтересована в упорядочении правового статуса лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, поскольку деление людей на граждан и неграждан нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Поэтому одним из самых важных принципов российского гражданства является поощрение приобретения гражданства лицами, его не имеющими. Для них вводится упрощенный порядок приобретения гражданства; дети, рожденные в России от лиц без гражданства, приобретают статус гражданина России.

Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании на основании законодательных актов этих государств, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. День вступления закона в силу нередко не совпадает с днем его принятия. По общему правилу закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в самом законе не предусмотрено иное.

Таким образом, принципы гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также нормам международного права. Они сформулированы предельно четко и ясно, поэтому толкование и применение закона не вызывает никаких вопросов и затруднений. В принципах российского гражданства отсутствуют положения, которые каким бы то ни было образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление государства сводить к минимуму явление безгражданства для предотвращения социальной нестабильности.


Глава II. Приобретение и прекращение гражданства РФ

§ 1. Основания приобретения гражданства РФ

Согласно статье 11 закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2001 выделяется как минимум четыре основания приобретения гражданства Российской Федерации:

По рождению;

В результате приема в гражданство РФ;

В результате восстановления в гражданстве РФ;

По иным основаниям, предусмотренным Законом или международным договором РФ.

Основным и наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация, или приобретение гражданства в силу рождения, поскольку по современным нормам международного права, ребенок ни при каких условиях не должен остаться апатридом. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является ее гражданином независимо от места рождения. Если гражданство родителей различно, то вопрос о гражданстве ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если родился на ее территории. Это действие так называемого «права крови» - приобретение гражданства с учетом гражданства родителей. Действует также принцип «права почвы», который применяется в отношении детей, родители которого неизвестны. Они также приобретают гражданство РФ.

Вторым основанием приобретения гражданства является натурализация – т.е. прием в гражданство. Он связан со свободным выбором лицом гражданства и согласием государства признать данное лицо своим гражданином. Этим правом может воспользоваться всякое лицо, отвечающее общепринятым и закрепленным в законодательстве требованиям. Ими являются: дееспособность, достижение 18-летнего возраста, определенный срок постоянного проживания в России (в общей сложности пять или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством). Порядок оформления заявлений о приеме в российское гражданство разъясняется в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденном Указом Президента РФ 14 ноября 2001.

Что касается приобретения гражданства путем восстановления в гражданстве, то подобное основание распространяется на лиц, которые в прошлом имели гражданство России, но по каким-либо причинам его утратили. Существуют различные формы восстановления в гражданстве:

В порядке регистрации;

Признание факта восстановления;

По ходатайству лица.

К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным законом, относятся оптация, а также усыновление ребенка.

Оптация как форма приобретения гражданства связана с территориальными изменениями и возможностью выбора гражданства одного из двух государств, которая вытекает из международно-правовой договоренности двух государств. Оптация может быть формой приобретения гражданства в случае присоединения к РФ какой-либо территории. По прошествии срока, установленного международным договором о присоединении соответствующей части территории иностранного государства к России или о вхождении государства в состав РФ все граждане этого государства, если они не заявят о желании сохранить прежнее гражданство, автоматически становятся гражданами России.

При усыновлении или удочерении гражданами России ребенка, имеющего иностранное гражданство, необходимо получить согласие законного представителя и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется, согласие ребенка на усыновление или удочерение.

§ 2. Прекращение гражданства РФ

В статье 6 Конституции РФ закреплено право на изменение, прекращение гражданства, а также положение о том, что никто не может быть лишен российского гражданства по волеизъявлению государства.

Гражданство РФ может прекращаться по различным основаниям:

В результате выхода из гражданства с учетом волеизъявления и по инициативе самого гражданина;

На основании международного договора (оптация);

По иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ (усыновление, удочерение ребенка иностранными гражданами).

Выход из гражданства – добровольная акция, которая прекращает юридическую связь лица с государством, их взаимные права, обязанности и ответственность. Лицу, проживающему на территории РФ, у которого прекращено гражданство, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

Основанием утраты гражданства может быть оптация. В случае территориальных изменений в соответствии с международным договором, если какая-либо часть территории РФ отойдет от России, люди, проживающие на данной территории будут иметь право сохранить или изменить свое гражданство. Если они в установленный срок не заявят о своем желании сохранить прежнее, т.е. российское, гражданство, на них автоматически распространяется гражданство государства, к которому отошла территория России.

Однако существуют обстоятельства, при которых выход из гражданства невозможен. Это происходит в случаях, предусмотренных статьей 20 закона «О гражданстве РФ»:

Если гражданин имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное Федеральным законом (например, военная или альтернативная гражданская служба по призыву в Вооруженных силах РФ);

Если гражданин привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

Если гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения, т.е. ни одно государство, куда обращался гражданин по поводу приобретения нового гражданства, не дало ему положительного ответа.


Глава III. Органы, ведающие делами о гражданстве РФ

§ 1. Полномочия Президента в части вопросов гражданства РФ

Согласно федеральному закону «О гражданстве РФ», полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ являются Президент, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел и его территориальные органы, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Согласно статье 89 Конституции РФ Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища. В соответствии со статьей 29 закона «О гражданстве» президент обладает рядом полномочий в делах, касающихся гражданства. К числу этих полномочий относится решение вопросов приема в гражданство, выхода из гражданства, отмены решений по вопросам гражданства. Президент РФ утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, в котором детально урегулирован порядок оформления и подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства. Глава государства обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти, в том числе ведающих делами о гражданстве. Актами Президента РФ по вопросам гражданства являются указы нормативного (рассчитаны на многократное применение и касаются неограниченного круга лиц) и индивидуального (касаются интересов конкретных лиц) характера.

Законом предусмотрено право Президента РФ в порядке исключения рассматривать вопросы о приеме или восстановлении в гражданстве лиц, которым на общих основаниях отказано (эти люди должны быть совершеннолетними и дееспособными, иметь ценз оседлости, дать обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы страны, иметь законный источник средств к существованию, отказаться от уже имеющегося у него гражданства другой страны, владеть русским языком).

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует совещательный и консультативный орган – Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Комиссия взаимодействует в установленном порядке с органами иностранных государств, зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами гражданства.

Таким образом, Президент обладает более расширенным объемом полномочий. Однако реализовать их полностью он не может, поэтому главной его функцией является координационная.

§ 2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве РФ

Закон «О гражданстве РФ» подробно определяет полномочия федеральных органов, которые занимаются решением вопросов, связанных с гражданством РФ. Причем органы эти двух видов: одни ведают этими вопросами внутри государства, другие с иностранными государствами.

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел является Министерство внутренних дел РФ и его территориальные подразделения. Оно полномочно принимать заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих в России, составлять на основании органов внутренних дел заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке, организовывать проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемые вместе с заявлениями документов взаимодействовать с ФСБ РФ по вопросам гражданства, вести учет лиц, приобретших или прекративших гражданство РФ и проч. На органы МВД РФ возложено исполнение решений по вопросам гражданства. Они также решают вопросы о приеме в гражданство в упрощенном порядке.

Решения, принятые органами МВД РФ, могут быть отменены. Безусловно, в упрощенном порядке отменяются решения по вопросам гражданства, принятые на основе представленных заявителем подложных документов или сообщение о себе заведомом ложных сведений.

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел и учреждений, находящихся за пределами РФ является Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом. В компетенцию Министерства иностранных дел входит составление на основании заключений дипломатических представительств и консульских учреждений РФ заключений на заявления об изменении гражданства в общем порядке, установление формы учета обратившихся с заявлениями РФ лиц. Органы МИД РФ ведут учет лиц, живущих за рубежом и имеющих гражданство РФ для поддержания связи с соотечественниками.

Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом принимают заявления от лиц, проживающих за пределами РФ, проверяют их, составляют заключения на заявления на об изменении гражданства в общем порядке, принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям в упрощенном порядке, исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства, определяют и оформляют наличие гражданства РФ, осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам гражданства РФ.

Таким образом, вопросы, связанные с гражданством являются весьма серьёзными, поскольку ими занимается такая разветвленная структура ведомств и учреждений.

Функции координатора здесь выполняет Президент, ему же принадлежат и более широкие полномочия по сравнению с другими учреждениями. Однако РФ – демократическое государство, поэтому все полномочия не могут быть сосредоточены в одних руках. К тому же сосредоточение всех полномочий неэффективно с точки зрения быстроты принятия и исполнения решений. В этом случае целесообразно создание системы федеральных органов, ведающих делами о гражданстве.


Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Институт гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый человек имеет право на свободу передвижения, согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека и в связи с этим присутствие иностранцев в любом государстве – естественное явление. Его наличие позволяет государству выбирать модель поведения в отношении личности. В отношениях со своими гражданами государство вправе требовать от них выполнения гораздо большего количества обязанностей, чем от иностранцев, поскольку граждане обладают более широким набором прав и свобод.

Принципы гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также нормам международного права. Они сформулированы предельно четко и ясно, поэтому толкование и применение закона не вызывает никаких вопросов и затруднений. В принципах российского гражданства отсутствуют положения, которые каким бы то ни было образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление государства сводить к минимуму явление безгражданства для предотвращения социальной нестабильности.

Таким образом, государство заинтересовано в предоставлении гражданства лицам, проживающим на его территории. В связи с этим оно не чинит никаких препятствий и предоставляет различные возможности его приобретения. Это очень важно, поскольку позволяет эффективно регулировать в рамках закона взаимоотношения между государством и личностью.

Рассмотрев основания приобретения и прекращения гражданства РФ, следует отметить следующее. Государство делает доступным приобретение российского гражданства всем желающим в соответствии с законом. Личность имеет право на гражданство и гарантию того, что никто ее этого права лишить не может. По вопросу прекращения гражданства государство создает некоторые препятствия, но опять-таки, в рамках справедливости и заботе о благополучии своих граждан. Государство не может разорвать связь с теми, кто имеет какое-либо обязательство перед российским обществом, а также с теми, кто с утратой гражданства РФ получит статус апатрида, что нежелательно для любого общества.

Говоря об органах, полномочных решать вопросы, связанные с приобретением и утратой гражданства, стоит отметить следующее. Президент обладает более расширенным объемом полномочий. Однако реализовать их полностью он не может, поэтому главной его функцией является координационная.

К тому же сосредоточение всех полномочий неэффективно с точки зрения быстроты принятия и исполнения решений. В этом случае целесообразно создание системы федеральных органов, ведающих делами о гражданстве.


Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения.

2. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2001 года // Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003;

3. Конституция Российской Федерации. СПб. 2006;

4. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986;

5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997;

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003;

7. Маликов М.К. Гражданство РФ и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8;

8. Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М., 2003.


Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997, С. 100.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 14.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997, С. 103.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 202.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 203.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 16-17.

Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения. Нормативные акты и документы. М., 1994. С. 6-10.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 209.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 23.

Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 5.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 23-24.

Маликов М.К. Гражданство РФ и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8, С. 21-22.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 25.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 212.

Там же. С. 210

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 27-29.

Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986, С. 10.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 40.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 218.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 40.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 218.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 76.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С.41.

Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 5.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С.70.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 75.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 89.

Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 28.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 93.

Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения. Нормативные акты и документы. М., 1994. С. 6-10.


Гражданином РФ, но имеющему выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом. 2. Двойное гражданство и многогражданство Часть 1 статьи 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, ...

60-х годов двадцатого столетия. На современном этапе развития науки конституционного права исследования, посвященные изучению основных принципов российского гражданства, отсутствуют. Основные принципы гражданства Российской Федерации закреплены в ст. 6, 61, 62 Конституции РФ и более подробно раскрываются в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Рассмотрим каждый из них...

Содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Закон закрепляет следующие принципы гражданства: 1. Единство и равенство гражданства Российской Федерации. Федеративное устройство России, наличие в ее составе республик, имеющих собственное гражданство, придают особую значимость данному принципу...

И 160 тысяч. Закон принимался в условиях глубокого экономического и политического кризиса. Через десять лет такие условия значительно изменились. Многие из бывших граждан СССР, которые хотели принять российской гражданство, это сделали. Россия в экономическом плане значительно выглядит благополучней, чем другие бывшие республики СССР. Некоторые части бывших республик (в первую очередь, Абхазия, ...

Принципы российского гражданства

Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6).

Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения.

3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, каждый человек имеет право на гражданство; Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).ст. 62 Конституции РФ).

В Законе указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращения его российского гражданства.

Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. ст. 27 Конституции.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка.

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 61) и в Законе о гражданстве. Конституция устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны.

Каждое государство представляет сложную политико-социальную структуру, которая имеет определенное количество признаков. Одним из них является население. Государство существует лишь в том случае, если на его территории проживает определенное количество людей, которые считают страну своим родным домом. Конечно, можно выделить также иные признаки государственности, однако именно население является основным. При этом между населением или же отдельным индивидом и державой, в которой он проживает, существует определённая связь юридического характера. Данный правовой институт развивался много веков подряд. На сегодняшний день он имеет название «гражданство».

Следует отметить, что институт, или же его задатки существовали уже в Древней Греции и Риме. Конечно, с того момента он претерпел некоторые изменения, однако его характерные черты остались неизменны. Своеобразную форму имеет Федерации. Стоит отметить, что этот институт отечественного законодательства имеет ряд принципов, которые влияют на его непосредственную реализацию. Поэтому гражданство следует рассматривать комплексно, учитывая все его юридические аспекты.

Понятие гражданства

Понятие гражданина и гражданства в теории юриспруденции играет большую роль, так как оно показывает связь человека и страны, в которой он непосредственно проживает. Однако длительная история становления этого понятия привела к тому, что на сегодняшний день оно характеризует сразу несколько явлений. Таким образом, термин применим в следующих значениях:

  • суверенное право державы;
  • состояние человека публично-правового характера;
  • институт конституционного права.

В первом случае гражданство подразумевает возможность конкретного государства регулировать деятельность своего населения, потому что оно является неотъемлемой частью механизма. С другой стороны, термин характеризует связь конкретного лица с территорией, на которой он непосредственно проживает. При этом данная связь имеет публично-правовой характер, что обуславливает её регламент посредством норм, закрепленных в официальных актах.

Однако в юриспруденции главенствующее место занимает значение «гражданства» как конституционного института. В данном случае термин характеризует устойчивую юридическую связь между государством и человеком. Она, в свою очередь, выражается в факте наличия взаимных прав и обязанностей. Учитывая конституционный характер института, необходимо отметить его особое оформление. Как правило, институт гражданства закрепляется в основном законе или иных актах данной сферы регулирования. Этот факт также обуславливает наличие некоторых особенностей представленного в статье явления, а именно:

  • гражданами государства признается круг отдельных лиц;
  • законом устанавливаются способы получения и прекращения действия института;
  • в некоторых случаях допускается многократная юридическая связь с разными государствами;
  • существует определенный порядок, применяемый для решения вопросов, связанных непосредственно с гражданством.

Конечно, в зависимости от государства, положения института могут быть совершенно разные. Российская Федерация не является исключением в этом вопросе. Следует также отметить, что понятие гражданства, принципы гражданства РФ, которые будут представлены далее, - это взаимодополняющие друг друга понятия.

Понятие российского гражданства

РФ на сегодняшний день является мощной правовой державой. Это обуславливает необходимость наличия качественных и функциональных институтов конституционного характера. Гражданство в этом случае отыгрывает ключевую роль. Во-первых, институт позволяет более точно и правильно регулировать правоотношения между человеком и страной, то есть её органами власти. Во-вторых, гражданство дает возможность установить уникальную связь с конкретным индивидом с целью последующего контроля над ним. Таким образом, институт представляет собой юридическую связь человека с государством. Как и в случае с классическим видом, гражданство России проявляется в наличии взаимных обязанностей и прав. Однако действие института регулируется рядом основополагающих начал. Таковыми на сегодняшний день являются принципы российского гражданства, о которых будет рассказано далее.

Виды института

На сегодняшний день правоотношения в сфере юридической связи страны и человека можно объединить в определенные группы. Впоследствии из них выделяются виды гражданства. Как мы знаем, любая классификация происходит на основе определенного фактора. В нашем случае видовое разделение будет основано на субъекте и его правовой связи. Таким образом, можно выделить следующие виды гражданства:

  1. Единая правовая связь индивида и Российской Федерации.
  2. Иная правовая вязь или подданство, то есть наличие у человека гражданства другой страны.
  3. Двойное (второе) гражданство характеризуется наличием у индивида, который уже является гражданином РФ, правовой привязанности к иностранному государству.
  4. Отсутствие гражданства - это особый режим, характеризующийся тем, что лицо не имеет гражданства ни России, ни другой страны.

Как мы видим, действующее законодательство допускает наличие большого количества видов представленного в статье института. При этом особенности каждого из них позволяют более детально изучить весь институт в целом.

Нормативная база

Как и все существующие правовые институты, гражданство РФ регулируется нормами отдельных законодательных актов. С момента обретения Россией независимости была развита целая нормативная система, регулирующая деятельность упомянутого явления. В эту структуру входят следующие НПА, а именно:

  • Конституция Российской Федерации;
  • ратифицированные в России;
  • ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
  • подзаконные нормативно-правовые акты.

Именно в положениях представленных актов закрепляются основные регулирующие механизмы всего института.

Основополагающие идеи

Понятие гражданства, принципы гражданства РФ - это тесно связанные между собой термины, которые характеризуют описанный в статье институт. Но они являются совершенно разными явлениями. Принципы - это основополагающие идеи института, то есть те «три кита», на которых он основан и благодаря которым функционирует. Они во многом обуславливают государственную деятельность в этой сфере. Стоит отметить, что принципы российского гражданства могут сильно отличаться, например, от ключевых положений института правовой связи в других странах. Иными словами, для любого государства гражданство - это индивидуально выраженная сфера. Благодаря принципам данные особенности можно наглядно выявлять и анализировать. На сегодняшний день гражданство Российской Федерации существует на основе целой системы принципов, которые будут рассмотрены далее.

Виды основополагающих идей

Как уже указывалось ранее, понятие гражданства, принципы гражданства РФ - это взаимосвязанные категории. При этом институт, который они характеризуют, функционирует благодаря наличию определенных принципов. Таким образом, можно выделить следующие основополагающие идеи, которые выделяются учеными на сегодняшний день, а именно:

  • вне зависимости от формы получения, гражданство РФ является равным и единым;
  • если человек проживает за пределами России, этот факт не влечет прекращение существования его правовой связи с РФ;
  • гражданства нельзя отнять;
  • гражданин России не может выдаваться или высылаться за территорию РФ иному государству;
  • РФ поощряет факт установления лицами, не имеющими гражданства, правовой связи с Россией;
  • допускается наличие двойного гражданства.

Как мы видим, согласно нормативной базе представленного в статье института, его действие регулируют представленные принципы российского гражданства. Большая часть из них закреплена в ФЗ «О гражданстве». Некоторые основные идеи представлены в Конституции Российской Федерации. Дабы более детально разобраться с процессом реализации института, необходимо проанализировать каждую основополагающую идею отдельно.

Единство и равенство гражданства

Данный принцип характеризуется несколькими факторами.

Во-первых, гражданин и гражданство - это взаимосвязанные понятия. То есть человек, проживающий на территории Российской Федерации, имеет правовую связь с этим государством. При этом нужно помнить, что РФ - это федерация, состоящая из субъектов. В некоторых случаях таковыми являются целые республики. Согласно принципу единства, субъекты подобного рода не могут устанавливать собственный вид правовой связи человека и территории. Иными словами, вне зависимости от места проживания индивида и принадлежности к той или иной республике, гражданство будет одно - Российской Федерации.

Во-вторых, правовая связь для всех является равной. Это значит, что граждане в силу расовых, национальных, этнических или других отличий не могут ущемляться в своих правах. Помимо этого, данный принцип содержит в себе еще одну особенность. Как мы знаем, гражданство может быть получено путем филиации (по рождению), натурализации (приобретению по желанию), оптации. В данном случае люди не будут каким-либо образом отличаться в своих правах, в зависимости от формы обретения правовой связи с РФ. Таким образом, рожденный на территории государства гражданин будет равен тому, кто получил гражданство на иных основаниях.

Сохранения правовой связи за рубежом

Суть гражданства, как уже указывалось ранее, состоит в нерушимой правовой связи человека и конкретной страны. Данный факт во многом обусловил существование одного интересного принципа. Согласно ему, российское гражданство никаким образом не меняется и не исчезает, если человек, имеющий его, выезжает за пределы страны на неопределенный срок или же на постоянное место жительства. Этот принцип является новым в законодательстве РФ.

В СССР существовал специальный нормативный акт, а именно: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 года. Согласно ему, человека могли лишить гражданства, если тот изъявлял желание выехать на постоянное место жительства в Израиль.

Конечно, на сегодняшний день тенденции являются более либеральными, поэтому многие права граждан существенно расширены.

Невозможность лишения правовой связи

Действующий Федеральный закон «О гражданстве», закрепляет в себе принцип невозможности лишения человека юридической связи со своим государством. Но такое явление имело место в законодательстве СССР. Оно представляло собой одностороннее действие, которое проводилось на усмотрение органов власти, вне зависимости от желания конкретного индивида и направлялось на лишение его правовой связи с Советским Союзом.

В современной России такая возможность государства не предусмотрена. Но если человеку удалось вступить или принять гражданство с использованием заведомо поддельных документов или же предоставления ложных ведомостей, соответствующие органы могут отозвать решение о предоставлении ему правовой связи с РФ.

Принцип покровительства и защиты граждан

Данное основополагающее положение закрепляет юридическую «опеку» государства над своим населением. Согласно этому принципу, граждан нельзя выдавать иностранным державам или же высылать их за пределы Российской Федерации. Положение относится как непосредственно к населению страны, так и к лицам, которые проживают за рубежом. Это значит, что РФ покровительствует своим гражданам посредством консульских или же дипломатических представительств. С момента постановки на учет в эти органы их представители обязаны защищать права и свободы своего контингента за рубежом.

Сокращение апатридов

На сегодняшний день в Российской Федерации проводится активная политика, направленная на всяческое сокращение количества лиц, у которых не имеется гражданства. Ведь правовая связь с государством - это целый пакет юридических свобод экономического, социального, культурного и иного характера, которые существенно облегчают процесс взаимодействия человека и страны, на территории которой он проживает. Помимо того, сокращение апатридов повлияет на увеличение количества людей, которые непосредственно связаны с Российской Федерацией.

Принцип двойного гражданства

Действующее законодательство РФ допускает, что у человека, помимо российского, может быть второе гражданство. Суть принципа заключается в том, что государство допускает существование у его граждан юридической принадлежности к другой стране. При этом данный факт не исключает правовой связи с Российской Федерацией.

Программа "Соотечественники"

Многие современные проблемы мирового масштаба привели к тому, что большинство людей, имеющих русские корни, хотят получить гражданство нашей державы. Чтобы стимулировать данную тенденцию, была придумана программа "Соотечественники". С её помощью многим людям дана возможность обрести правовую связь с Россией. Но право на гражданство дается тем, кто отвечает определенным условиям, например, являются выходцами из стран СССР, ранее проживали в РФ и т. п.

Итак, в статье мы рассмотрели понятие гражданства, принципы гражданства РФ и иные особенности данного конституционного института. Стоит отметить, что на сегодняшний день, механизм функционирования правовой связи человека и государства действует в России достаточно эффективно. Однако теоретическая проработка его отдельных аспектов необходима для дальнейшей модернизации института гражданства в целом.

Первыми гражданами были римляне. Гражданство являлось вершиной социального статуса и позволяло использовать все существовавшие юридические права без ограничений. Когда началась волна буржуазных революций, напротив монархии с подданными встали республики с гражданами. Рассмотрим понятие гражданства и принципы гражданства РФ, которые приняты в нашей стране как гарантирующие права каждого человека с российским паспортом, а также - отличаются ли «коренные» россияне от россиян, которых таковыми сделало приобретение гражданства РФ. Попробуем разобраться в деталях.

Понятие гражданства и принципы гражданства РФ

Что такое гражданство? Понятие гражданства может быть представлено в нескольких вариантах формулировки. Трактовок множество. Но все они будут сводиться к содержанию: гражданство - это взаимосвязь человека и государства, подразумевающая соблюдение и сохранение правовых норм и обязательств. Понятие и принципы гражданства РФ закрепляются на конституционном уровне.

Если говорить кратко, понятие и принципы гражданства РФ - это правила и основы, которые регулируют институт гражданства, создают условия стабильности и функционирования государства. Эти критерии не должны формироваться вразрез с понятиями прерогатив и ограничивать волю граждан. Они должны отвечать нормам демократического законодательства и объединяют всех обладателей гражданства.

Понятие, принципы и значение гражданства РФ

Что значит "гражданство России"? Что нужно знать про гражданство РФ? Понятие, принципы, основания приобретения - все эти вопросы волнуют не только тех, кто по тем или иным причинам решил стать гражданином России, но и граждан по рождению, "коренных" россиян. Выделяют две группы принципов:

  • общие;
  • специальные.

Исходя из основополагающих критериев, определяются понятие гражданства РФ и общие принципы. Другое их название - конституционные. Эти основы гарантируются Конституцией России. Они представляют собой правовую систему принципов. Она определяется принадлежностью власти народу, демократическим нормам, признанием паритета, балансом прав и обязательств. Базовые основы гражданства РФ (понятие, законодательное регулирование и принципы) приравнены к нормам, закрепленным в международных документах.

Особые принципы включают способы контроля и соблюдения основ. Здесь значимы тождество права обладателей гражданства, вольность в его определении, государственные рычаги защиты своего гражданина за границами России. РФ не может допустить его выдачи по иностранному запросу и лишать паспорта без установленных причин.

Законодательное регулирование гражданства России

Основной документ, характеризующий понятие гражданства и принципы гражданства РФ, - это ФЗ «О гражданстве РФ». Статья №4 дает перечисление основ, а также залог - все, что обеспечивает правовую опору россиян как граждан. При составлении документа строго учитывалось, чтобы в нем не содержалось пунктов, которые бы санкционировали притеснение людей и ущемление их свобод с опорой на социальные предрассудки, расовую неприязнь, исходили бы из разницы в языке, вере или национальности. Понятие и принципы гражданства РФ кратко рассмотрим далее.

Понятие и основные принципы гражданства РФ предусматривают:

  1. Почитание единения и равноправия всех граждан России.
  2. Стремление сохранить российское гражданство при нахождении россиянина за пределами РФ.
  3. Недопущение прекращения гражданства.
  4. Недопущение препятствий при желании сменить гражданство.
  5. Запрещение выдачи россиянина по требованию иностранных государств.
  6. Запрещение высылки россиянина с территории страны.
  7. Способствование желанию иностранца принять российское гражданство.

Кроме этих конкретно сформулированных основ в статье №4, к основам гражданства можно отнести статьи №№6, 7, 8, 9, которые прописывают условия многогражданства, определяют критерии отстаивания интересов россиян за границей, гражданских изменениях при браке и рождении детей.

Понятие, признаки и принципы гражданства РФ кратко можно представить через основные характеристики, подразумевающие тот или иной критерий.

Основы понятия «гражданство Российской Федерации» и история

Россия - многонациональная страна, в которую входят субъекты: регионы, области, края и автономные округа.

Исходя их этого, единение для нашей страны является главной основой и гарантией гражданства. Этот принцип регламентирован в Конституции России. Однако он претерпел изменения.

До 1993 года существовало и применялось понятие республиканского гражданства. При этом иметь его можно вкупе с общероссийским или обходиться без него, являясь только гражданином республики в составе РФ.

Чтобы приобрести региональное гражданство, достаточно было факта постоянного проживания в республике. Регионы могли лишать гражданства.

Абсурдное положение, при котором можно было получить региональное гражданство, не иметь при этом федерального, проживать в регионе на птичьих правах, раз действовало право на выселение, - удалось разрешить в новой Конституции 1993 года, а также в законе «О гражданстве».

Принцип единства гражданства исходит из общероссийского определения, в Калмыкии ли или в Челябинской области проживает человек. В любой точке России и мира он гражданин России.

Это законодательно внесено с 2002 года. Гражданство республик было отменено окончательно.

Принцип равного гражданства

Понятие гражданства РФ, принципы и содержание этих основ интересны при рассмотрении системном. Критерий тождества также утверждается конституционно и гражданским законом.

Этим принципом государство гарантирует каждому представителю многонационального населения страны равенство в статусе. Несмотря на образование, национальность, происхождение, политические или религиозные убеждения - все граждане уравнены в правах перед законом, и нет ни в чем в них различия.

Причем в России не делят население на граждан и людей с приобретенным статусом. То есть принявшим гражданство запрещено указывать на этот факт, согласно тому же принципу.

Интересно, что этот критерий действует далеко не во многих странах, ранее входящих в СССР. В наиболее приближенной к российскому определению этот критерий утвержден в Узбекистане. В Таджикистане и Молдове введена лишь широкая формулировка равенства граждан. Так же в грузинских и армянских законах. Украинская конституция определяет равенство в общем направлении, включая гражданские права.

Более корректно основа равенства гражданства находит отражение, например, в гражданском законе Беларуси, который уравнивает всех белорусов, не учитывая причины получения гражданства Республики. Подобные формулировки закреплены азербайджанскими, кыргызстанскими, молдавскими, таджикскими законами. Грузия, Казахстан и Украина решили заменить критерий равенства гражданства на тождество перед законом.

Прибалтийские «неграждане»

В Прибалтике же вообще захотели разделить население на коренных и некоренных, тех, кто родился на территории страны и переселился позже. Причем мигрантов решено «сортировать», исходя из прав, которыми они обладают с ПМЖ.

Такого подхода на гражданство придерживаются в Латвии и Эстонии. Здесь нет как такового понятия о равном гражданстве, как в России. В Латвии, например, совершенно спокойно, без либеральных истерик существует понятие «неграждане». В латвийском народе эту категорию прозвали «белые негры». Так стали называть почти 30 % населения Латвии после 1991 года. Гражданами признавались только рожденные в Латвии до 17 июня 1940 года и их потомки. Это дата утраты латвийской независимости.

«Неграждане» получили паспорт с таким же наименованием, а европейское сообщество и не подумало осудить очевидное нарушение демократических стандартов. Кто из «негражданина» решил перейти в статус «гражданина», должен был пройти через унизительную процедуру, доказывающую лояльность новой власти, и то, если квоты будут.

У «неграждан» есть лимиты в правах. Впрочем, так и в США. «Приобретенные» зачастую ущемлены по закону. Где-то они не могут голосовать, где-то баллотироваться и занимать государственные должности. Так не только в Прибалтике, но и в США и Франции.

В Испании ненатурализованных граждан могут лишить гражданства, а испанца по происхождению - никогда. В Австрии «приобретенный» под вероятностью лишения гражданства первые шесть лет после получения австрийского паспорта.

Российские законы с набором гарантий гражданских прав - пример демократических и последовательных решений, гарантирующих равенство граждан в наибольшей степени, чем мы не видим в законах «прогрессивной» Европы.

Принцип свободы и добровольности выбора граждан

Этим пунктом закон закрепляет возможность менять гражданство и запрещает лишать российского паспорта. Человек может инициировать процедуру восстановления утраченного гражданства или получения российского, а также может отказаться от него - беспрепятственно.

Ни на каком уровне чинить препятствия в этих решениях запрещено. Хотя любой иностранец легко стать россиянином не может. Есть порядок, есть ограничения и запреты для крайне нежелательных представителей.

О чем говорит принцип? Государство не будет принудительно действовать, пытаясь повлиять на желание россиянина сменить паспорт.

Принцип недопустимости лишения гражданства

Быть россиянином человек может только по своему желанию. Однако есть одна важная поправка, касается она тех, у кого гражданство приобретенное. Разрешено отменить решение, но лишь если на то есть причины, прописанные в российской Конституции, Всеобщей декларации прав и свобод человека или содержащиеся в международных соглашениях. Произвольный подход в РФ запрещен.

Приближены по сходству и законодательные акты Азербайджана, Республики Беларусь, Грузии, Казахстана и Кыргызстана.

Конституцию Эстонии в этом вопросе правоведы находят дискриминационной, потому что она содержит пункт о невозможности лишения гражданства коренных эстонцев. И только.

Молдова исключит совершивших преступление против государства, служивших в вооруженных силах другой страны или поступивших туда на общественную работу, не предупредив Молдову. Отнимут паспорт, если его получили обманом. Причем прекращение гражданства Молдавии не распространяется на семью «лишенного».

Принцип недопустимости выдачи россиянина другому государству

Раньше существовала нестыковка в тексте Конституции и гражданском законе редакции 1995 года: собственных граждан могли выдать на суд иностранцам. Однако в 2002 году привели документы к единым позициям. Теперь россиянин не может быть выслан в другое государство по каким-либо причинам и требованиям.

Однако в международных соглашениях утверждено правило - или выдай, или суди. Этот принцип подразумевает, что запрет не отменяет уголовной ответственности. Если россиянин совершит преступление в какой-то стране и успеет скрыться на родине, наказание ему все равно придется понести. Дело будут вести российские следователи, приговор вынесет российский суд и согласно УК России. Сторону, требовавшую выдачи россиянина, о ходе расследования и итогах РФ должна будет проинформировать.

Ситуация, когда о передаче в Конституции говорится одно, а в других законах - противоположное, остается в Республике Беларусь, Казахстане, Грузии и Таджикистане. В запрете выдачи есть исключения, закрепленные в международных соглашениях. На них, как исключения, ссылаются Литва и Эстония.

Принцип допустимости двойного гражданства

Гражданин России может иметь второе гражданство. Это разрешение особенно значимо этническим соотечественникам.

Приобретение гражданства РФ определено четким порядком.

В некоторых странах двойное гражданство запрещено категорически, для принятия гражданства России тоже нужно отказаться от прежнего. Исключения делаются только исходя из сложившейся постсоветской гражданской коллизии.

Безгражданство - основание приобретения гражданства РФ

Это основание касается апатридов, то есть тех, у кого нет никакого гражданства, людей без гражданства. Государства на межднародном уровне договорились, что будут всячески способствовать получению гражданства апатридами. Например, если человек живет в какой-либо стране не меньше пяти лет, ранее не был судим и является абсолютным апатридом, государство вводит для человека упрощенный порядок выдачи гражданского паспорта.

Россия, как и другие страны, идут по этому пути. Апатрид - основание приобретения гражданства РФ. Человек без гражданства в правовом поле приравнивается к иностранцу со всеми предусмотренными ограничениями на получение гражданства какой-либо страны.

Принцип сохранения российского гражданства за пределами России

Это тоже отголосок распавшегося Советского Союза. В России можно не проживать постоянно, но удержать гражданство. Беспрепятственно покидать Российскую Федерацию и возвращаться в страну имеет право любой человек, обладающий российским паспортом.

Этот залог работает также для азербайджанских, белорусских, грузинских граждан, в странах Молдова, Латвия, Литва, Казахстан и Кыргызстан.

Принцип защиты и покровительства граждан за пределами России

Это основание напрямую связано с суверенитетом страны и подразумевает полное участие государства в судьбе соотечественников, находящихся вне границ России. Когда права россиянина нарушаются за пределами России, на его защиту должны встать российские консульства, дипломаты и представители различных учреждений. Посрадавшему оказывается финансовая помощь, проводятся необходимые консультации, снимаются вопросы при обеспечении лечения и так далее.

Также Россия гарантирует исполнение принципов по сохранению гражданства при заключении брака с иностранцем, при рождении ребенка в браке, РФ предоставляет почетное гражданство - его условия и критерии также законно закреплены, государство соглашается с общемировой основой, подразумевающей главенство международного права над национальными законодательными актами.

Гражданство - это не патриотизм. Понятия похожи, но не одинаковы по своей сути. Гражданство - это определение в правой сфере, понятие существует в четкой системе конституционных норм и определяет неразрывность со страной, гражданином которой человек является от рождения или гражданство которой приобрел в процессе жизни. Гражданство гарантирует опеку государства на своей территории и за пределами страны. Но граждане тоже могут быть призваны на защиту интересов соотечественников (к примеру, призваны в армию при нападении внешнего врага на страну) - это полностью законно.



Просмотров