Применить меры воспитательного воздействия. Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия

Дети - это цветы жизни, но они могут оказаться кактусами. Детство и подростковый период взросления считаются самым беззаботным временем, а сами подростки самонадеянно полагают, что закон на их стороне. Закон не может быть на чьей-то стороне, ведь это Закон, и он суров. Дети, совершившие преступления, не обязательно понесут справедливую уголовную ответственность, вероятнее всего, они будут привлечены по ст. 90 УК РФ. Именно этот более мягкий вид наказания чаще всего применяется к юным правонарушителям.

Скользкая дорожка

Чувство безнаказанности и всеохватывающей родительской защиты порой порождает желание злоупотребить свободой. Молодежь очень широко понимает слово «свобода», им недостает ни морального, ни нравственного, ни юридического воспитания. Эти люди всем говорят о своих правах, напрочь забывая о том, что вместе с правами всегда имеются обязанности, а вместе с ними существует и ответственность.

Элементарное пренебрежение школьным образованием и принятием того факта, что взрослая жизнь - это не вседозволенность, толкает несовершеннолетних на различные по тяжести преступления.

Не менее опасно думать, что совершенно случайная драка спасет оступившегося. Неосторожность вовсе не избавляет человека от ответственности. Закон - это безликая и безразличная систематизированная система норм.

Дети, которые совершили преступление небольшой тяжести, могут понести уголовную ответственность. Однако к ним может быть применена ст. 90 УК РФ. Она не избавит подростка от ответственности, а даст новый шанс на нормальную жизнь. Суд может применить эту статью только в том случае, если будет уверен, что меры воспитательного характера подействуют и исправят человека.

Принудительное воспитание

Ст. 90 УК РФ отвечает за принудительные меры воспитательного характера. Это вовсе не принудительные работы, как думают многие. Это то, что действительно может спасти жизнь ребенка. Дело в том, что применение такой статьи вовсе не влечет за собой уголовной судимости, а значит, избавит от многих проблем и в особенности поможет при устройстве на работу.

Не стоит думать, что уголовная судимость не представляет собой ничего особенного. Она влечет за собой проблемы с трудоустройством, образованием, выездом за границу и, в особенности, эмиграцией. Реальность такова, что человек с судимостью имеет много ограничений. Гораздо больше, чем любой законопослушный гражданин.

Принудительное же воспитание - это особая мера воздействия. Ее никогда не назначают просто так. Суд учитывает все. Характеристика из учебного заведения, отзывы коллег, отсутствие приводов в отделения полиции, хобби, характер, личность и даже вероисповедание - все это имеет вес на судебном процессе. Ст. 90 УК РФ - это то, на что нужно надеяться, если несовершеннолетний совершил легкое или среднее по тяжести преступление.

Перечень

Меры воспитательного характера бывают разными. Самое главное то, что они не заключаются в физических методах наказания. Суд не станет назначать несовершеннолетнему систематические удары ремнем или розгами. Несомненно, многие родители одобряют такой подход. Однако если преступление достаточно тяжелое, суд вполне может не ограничиваться одной мерой. Он способен назначить сразу несколько. Перечень принудительных мер воспитательного воздействия включает в себя следующее:

  • предупреждение;
  • передачу лица под родительский надзор или государственном органу;
  • присуждение лицу обязанности полностью возместить нанесенный ущерб;
  • введение мер по ограничению досуга несовершеннолетнего и ужесточение требований к поведению лица в учебном заведении.

Приведенный перечень вовсе не исчерпывающий. Это означает, что его можно расширять, главное, чтобы это не противоречило нашему законодательству.

Комментарии к статье

Практически любая статья любого из кодексов из ФЗ имеет комментарии. Чаще всего, это разъяснения профессиональных юристов. Они помогают гражданам понять суть самой статьи. Увидеть в тексте спасительные преимущества или же наоборот потерять надежду.

Ст. 90 УК РФ с комментариями можно найти в удобной юридической справочной системе «Консультант» или в аналогичной системе «Гарант». Это небольшая статья. Для того чтобы понять ее, не требуется чтение дополнительных материалов, ведь язык законодателя в данном случае не пытается запутать граждан. Однако комментарии все же должны помочь родителям несовершеннолетнего или студентам юридического факультета.

К кому допустимо применять ст. 90

Применение принудительных мер воспитательного воздействия допускается исключительно в отношении тех граждан, которым не исполнилось 18 лет. Стоит обратить внимание, что статус несовершеннолетнего гражданина должен сохраняться до назначения этих мер. Если гражданин совершал преступление, будучи несовершеннолетним, но в суде ему уже исполнилось 18 - эту статью применить не получится.

Государственный воспитатель

Воспитание - это важнейший процесс в нашей жизни. Именно он определяет то, каким человеком станет тот или иной ребенок. Пренебрегать им нельзя, даже если несовершеннолетний гражданин несознательно или по неосторожности нарушил закон. Государство заботится о нас и может обеспечить подростку воспитателя. Речь идет об инспекторе по делам несовершеннолетних.

Инспектор - это не надзиратель. Если смотреть со стороны несовершеннолетних граждан, то инспектор - злой человек. Однако, как вы понимаете, это вовсе не так. Государство не заинтересовано в увеличении числа уголовных преступников или не социализированных правонарушителей. Оно обязано заботиться о своих гражданах и воспитывать их. Если человек не принимает и не уважает закон, значит, государство обязано помочь ему изменить свою точку зрения.

Инспектор - это не просто сотрудник полиции, это профессионал. У него есть либо высшее педагогическое, либо юридическое образование. А в некоторых случаях имеется и то, и другое.

Обязанности ИПДН

У инспектора по делам несовершеннолетних есть свои законные обязанности, за рамки которых он не имеет права выходить. Если он такое допускает, то действия ИПДН можно будет обжаловать. К обязанностям инспектора относятся:

  1. Работа в профилактических целях.
  2. Общение с несовершеннолетними, исключительно в пределах определенной территории.
  3. Помощь тем, кто уже отбыл наказание.
  4. родителей несовершеннолетнего, совершившего преступление.

Настоящее принудительное воспитание

Несовершеннолетние граждане - это особая категория людей. В подростковом периоде им трудно воспринимать объективную реальность. Многие из них ведут себя неадекватно, но в совершенно различных рамках. Особо принципиальные могут негативно воспринимать предпринятые в отношении них меры. Понять, что в этом положении лучше всего следить за поведением, может не каждый, равно как и осознать, что уголовная судимость вообще испортила бы им жизнь.

Таких личностей принято помещать в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Однако это происходит только на основании специального заключения особой медицинско-психологической экспертизы, с согласия самого лица и его родителей или официальных законных опекунов.

Это исключительная мера. Она же является самой тяжелой в рамках ст. 90. Ее применение практически не бывает необоснованным, а подростков, попавших в эти учреждения, очень редко удается перевоспитать.

14.11.2013 / Центральный аппарат

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. Они применяются в том случае, если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести.

Основанием их применения является прогнозируемая возможность исправления несовершеннолетнего без привлечения его к уголовной ответственности.

Принудительные меры воспитательного воздействия - это меры государственного принуждения, которые не являются наказанием и применяются к несовершеннолетним, совершившим преступление, в целях их исправления.

В Уголовном кодексе Российской Федерации закреплены пять видов принудительных мер воспитательного воздействия. Содержание четырех из них раскрывается в ст.ст. 90 , 91 УК РФ:

1. Предупреждение, - одна из самых мягких принудительных мер воспитательного воздействия, имеет бессрочный и публичный характер, как правило, объявляется судьей в зале судебного заседания, которое состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений;

2. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, заключающаяся в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. При этом суд должен убедиться, что указанные лица имеет положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо проверить условия жизни родителей или иных лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

3. Возложение обязанности загладить причиненный вред, которое предполагает устранение несовершеннолетним негативных последствий совершенного им преступления. Суд может возложить на несовершеннолетнего обязанность компенсировать как материальный, так и моральный вред.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, которые могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специального государственного органа и т.д.

Несовершеннолетнему может быть назначена одна или одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия, перечень их является исчерпывающим и вопрос об их применении решается только судом.

Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия устанавливается продолжительностью от 1 месяца до 2 лет за преступления небольшой тяжести и от 6 мес. до 3 лет за преступления средней тяжести.

Обращается внимание, что в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

5. Пятый, наиболее строгий вид принудительных мер воспитательного воздействия – помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, предусмотрен ч. 2 ст. 92 УК РФ.

Помещение несовершеннолетнего, совершившего преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования – одно из оснований освобождения несовершеннолетнего от наказания при совершении им преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления. Такая мера воздействия применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Срок помещения - до достижения им 18 - летнего возраста, но не более чем на 3 года.

Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение может применяться как после применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ, о которых упоминалось выше, так и вместо названных мер, если суд придет к выводу о необходимости помещения несовершеннолетнего в специальное учреждение (неоднократное совершение преступных деяний до достижения возраста уголовной ответственности, отсутствие контроля со стороны родителей, игнорирование общепризнанных правил поведения, употребление алкогольных напитков или наркотических средств и др.).

При постановлении приговора суд может дать специализированному учебно-воспитательному учреждению указание: учесть определенные особенности личности несовершеннолетнего при обращении с ним.

На длительность пребывания несовершеннолетнего в специальном заведении влияет его поведение. Пребывание может быть прекращено до истечения указанного в решении суда срока, если несовершеннолетний добросовестно относился к учебе и работе, не имел нарушений дисциплины, положительно характеризуется администрацией учреждения и др.

Начальник уголовно-судебного отдела старший советник юстиции О.Ю. Стоян

Принудительные меры воспитательного воздействия - это не являющиеся уголовным наказанием особые меры государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности (ст.

РФ) либо от наказания (ст. 92 УК РФ). Главное отличие этих мер от наказания заключается в том, что они не влекут за собой судимости.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться по общему правилу к лицам, недостигшим совершеннолетия. В исключительных случаях данные меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ).

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанностей загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пп. «б» и «г», устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести. При этом несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Такое решение следует признать правильным. Действительно, вполне сочетаются, например, такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение и передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Применение мер воспитательного характера содержит четыре принципиальных положения: а) речь идет о несовершеннолетнем, совершившем преступление; б) преступление должно быть деянием небольшой или средней тяжести (ст. 15 УК РФ); г) данная норма не указывает, кем (каким органом, должностным лицом) эти меры могут быть назначены. По нашему мнению, освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности по данному основанию не исключается по постановлению следователя (лица, производящего дознание), прокурора, а также суда, но назначение мер воспитательного характера возможно только по решению суда. Хотя вопрос об их применении может быть поставлен на стадиях, как предварительного следствия, так и судебного разбирательства.

Существуют юридические последствия систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия. По представлению специализированного органа данная мера отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Допуская отмену в этом случае назначенной несовершеннолетнему принудительной меры и указывая на привлечение к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление, закон тем самым фактически подчеркивает условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

Суд вправе избрать в отношении несовершеннолетнего любую из указанных мер, которая в большей степени может способствовать его исправлению, недопущению совершения им новых преступлений.

В ст. 91 УК РФ раскрывается содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Так, предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений. Несовершеннолетний предупреждается, что в случае совершения нового преступного деяния, он будет привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Передача под надзор представляет собой возложение на родителей или лиц, их заменяющих (даже без их согласия), либо на специализированные государственные органы обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. При этом нельзя допускать передачу несовершеннолетних таким субъектам, которые сами ведут аморальный образ жизни и не смогут осуществить должный надзор.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Речь идет о том, что подросток своим трудом и поведением может устранить причиненный материальный ущерб, а также моральный, в частности путем публичного извинения. Это устанавливается и признается судом, который фиксирует способность виновного непосредственно устранить причиненный вред.

Наиболее серьезной мерой является ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Данная мера предусматривает запрет

посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Перечень особых требований к поведению не является исчерпывающим.

Важно, чтобы подросток почувствовал тяжесть ответственности за причиненный его деянием вред, осознал, что его поведение находится под пристальным контролем соответствующих лиц и организаций, задача которых помочь ему в исправлении поведения и предупреждения новых правонарушений.

Еще по теме § 3. Принудительные меры воспитательного воздействия:

  1. § 3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

Все специальные виды освобождения лиц, не достигших 18 лет, от уголовной ответственности связаны с применением принудительных мер воспитательного воздействия . Под ними следует понимать установленные законом меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, в целях их исправления педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности. Принудительными они являются потому, что назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли виновного или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступление, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственной власти. По своему содержанию меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК, носят воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается, прежде всего, путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения. Цель исправления достигается без привлечения подростка к уголовной ответственности.

Таким образом, данные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения - принудительными. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство. Между ними существуют качественные различия. В принудительных мерах отсутствуют элементы кары. Они не влекут судимости, не делятся на основные и дополнительные виды.

Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент их назначения . Достижение лицом совершеннолетия исключает их применение.

Ч. 2 ст. 90 УК РФ предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько видов мер из числа указанных в ч. 2 ст. 90 УК.

Рассмотрим принудительные меры воспитательного воздействия.

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений. Оно должно содержать нравственную и юридическую оценку содеянного. Как правило, предупреждение объявляется судьей в помещении суда. Однако с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, общественного резонанса и других моментов оно может быть объявлено: на собрании учебного или трудового коллектива, по месту жительства несовершеннолетнего и т.д.

Об объявлении предупреждения делается запись в уголовном деле.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю его поведения.

Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, вытекают из семейного права (ст. 63 СК РФ). Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребенку, чем предусмотрено СК РФ; она лишь должна побуждать их к более активному воспитательному воздействию на подростка, устранению или нейтрализации криминогенных условий, служит предупреждением о необходимости усилить контроль свободного времени ребенка.

Эта мера целесообразна в тех случаях, когда родители или лица, их заменяющие, имеют влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего, осуществлять за ним повседневный контроль. Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу им под надзор несовершеннолетнего, но практически оно необходимо, т.к. иначе теряется смысл этой меры.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 7 по этому поводу указано: "При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено" (п. 16).

Когда данные лица в силу ряда причин не способны осуществлять контроль за поведением подростка, обеспечивать правильное воспитание, несовершеннолетнего целесообразно передавать под надзор специализированному государственному органу. В настоящее время им является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующем органе местного самоуправления.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Строго говоря, законодатель не ставит цели вообще устранения вреда; загладить - значит смягчить, преуменьшить вред, который причинен потерпевшему. Закон не определяет и его вид; в преступлениях он может быть как материальным, так и моральным.

Однако содержащееся в ч. 3 ст. 91 указание на имущественное положение несовершеннолетнего и его соответствующие трудовые навыки свидетельствует о том, что законодатель в первую очередь имеет в виду имущественный ущерб. Его возмещение возможно при следующих условиях: подросток достиг 15-летнего возраста; имеет самостоятельный доход (стипендию, пенсию и т.д.) либо соответствующее имущество; обладает трудовыми навыками, позволяющими собственноручно устранить причиненный вред (отремонтировать поврежденные вещи, привести в надлежащий вид помещение и т.д.). Способ, которым заглажен причиненный вред, значения не имеет (возмещение деньгами, замена испорченного предмета качественной вещью, установка демонтированного оборудования и т.д.). Возмещение ущерба осуществляется добровольно через судебного исполнителя.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в т.ч. связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Закон содержит примерный перечень возможных ограничений. Он может быть существенно расширен с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, окружения подростка, его участия в неформальных объединениях антиобщественной направленности, условий, характера учебы или трудовой деятельности, служебной, материальной или иной зависимости, взаимоотношений с потерпевшим, соучастниками преступления и т.д.

Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа и ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетних (п. п. "б" и "г" ч. 2 ст. 90) предусматривается продолжительностью от 1 месяца до 2 лет - при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет - при совершении преступления средней тяжести (ч. 3 ст. 90).

В случае систематического неисполнения лицом, не достигшим 18-летнего возраста, принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90).

Таким образом, освобождение от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия является условной мерой.

Федеральный закон от 21.05.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" обязывает органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, осужденными за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (п. 13 ч. 1 ст. 5). В указанную систему входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и ее субъектов; органы управления социальной защиты населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости, органы внутренних дел.

ВВЕДЕНИЕ

В современные годы преступления в стране, субъектами которых выступают несовершеннолетние в качестве преступников, возросло большое значение, причем сфера применения охватывает как федеральный уровень, так и региональный. Динамика участия несовершеннолетних в преступной деятельности характеризуется различными факторами начиная от самого раннего воспитания в семье, школе, а также иные факторы в виде СМИ, ведение компьютеризации, естественный рост развития населения и т. д., что оказывает отрицательные последствия в деятельности человека. Структура общества представляет собой молодежь как одну из многочисленных представителей населения. Кроме того, она выступает и как потребитель накопленных предыдущими поколениями духовных и материальных ценностей. Однако сегодня нет особой проблемы доказывать очевидную опасность того, что именно «молодое поколение» становятся участниками самых тяжких преступлений. На 2015 год, по итогам проведения переписи населения Федеральной службой государственной статистики, численность молодежи составляет, приблизительно треть всего населения страны, учитывая приоритетный возраст от 15 до 19 -10.7 млн. чел., а также в возрасте от 20-25 лет -насчитывается около 9.4 млн.чел.

Более того, появилась тенденция роста числа семей «социального риска» (молодые семьи, малообеспеченные и т.д.), что не хорошо влияет на социализацию подросткового населения и несомненно приводит к безнадзорности, которая в свою очередь порождает преступность.

Контроль над детской преступностью является актуальной для российского государства поскольку криминогенная обстановка и события произошедшие за последний период в истории России такие как: изменение рыночной экономики, демократизации государственной и общественной жизни - конкретно претерпела изменения.

Особенно настораживает криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних. Несовершеннолетние - это «сущий фрукт» любого общества, и от того, что, лицо будет являться обладателем набором положительных психических, моральных, нравственных и т.д. качеств, можно судить и тот факт, каким будет из этого будущее поколение.

Интенсивный рост подростковой и молодежной деликвентности, возрастание общественной опасности деяний несовершеннолетних и причиненного ими ущерба является одной из составляющих общей тенденции абсолютного и относительного роста преступности в мире. Также следует отметить тот факт что обстоятельствами, обуславливающие негативные тенденции преступности несовершеннолетних в России, выступают не только социальные действия и процессы, но и несовершенство института предупреждения преступности несовершеннолетних.

В современной теории уголовного права нет единого подхода в понимании социально-правовой сущности применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, не освящены многочисленные особенности их видов, к анализу их применения и оценки эффективности. Изучение судебной практики показывает, что в совершенствовании нуждаются как сама уголовно-правовая регламентация норм, предусматривающих возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, так и практика их применения. И поэтому, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», законодатель рекомендует судам систематически изучать и обобщать практику рассмотрения уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, а также материалов о совершенных ими правонарушениях и при наличии к тому оснований информировать соответствующие организации либо должностных лиц для принятия мер по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Теперь обозначим цели данной работы и к ним можно отнести следующее: системное изучение развития и становления законодательного регулирования применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним; выявление перспективных проблем в рассматриваемой сфере, а также поиск эффективных предложений по усовершенствованию законодательства и практики осуществления принудительных мер воспитательного воздействия (ПМВВ). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

) Рассмотреть историю развития и применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним.

) Раскрыть понятие и правовую природу принудительных мер воспитательного воздействия.

) Охарактеризовать основания и условия, виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия.

) Предложить пути повышения эффективности применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним.

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка используемой литературы.

принудительный воспитательный несовершеннолетний преступление

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

§ 1. История развития и применения, принудительных мер воспитательного воздействия

Одним из самых древних памятников Российского права являются -Русская правда, Судебник Ивана Грозного, а также Судебник Царя Федора Ивановича, которые в свою очередь определяли намечаемую «уголовно-правовую сферу», но как таковы четкого определения привлечения к уголовной ответственности, а именно, возраст не предусматривали, к тому же понятие вменяемости, и тем более ПМВВ к несовершеннолетним и не было речи (во времена действия данных правовых сводов применялись меры на ровне со взрослыми). На рубеже 17 века в 1649 году впервые в истории России, а именно в развитии уголовного законодательства была проделана попытка установления специальных мер принудительного характера в отношении несовершеннолетних. Так в ст 6. Соборного Уложения Алексея Михайловича, несовершеннолетние дети полностью отдавались под власть и распоряжение своих родителей. Например, в случае когда «сын или дочь учнет бити челом о суде на отца или матерь, да их же за такое челобитье бити кнутом и отдать их отцу и матери». Тоесть за действия детей в отношении своих родителей, последним предоставлялось право наказывать розгами, кнутами и иными приспособлениями, а на рубеже XVIII в. отдавать «непослушанных» детей в так называемые смирительные дома общего режима, срок которых мог достигать до пяти лет. Этим можно сказать что, вполне реально такой воспитательный характер того времени в отношении малолетних детей стал прототипом современных принудительных мер воспитательного воздействия (п. "б" ч. 2 ст. 90 УК РФ - передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа), чем непосредственно само наказание, которое носило тяжкий характер применения. Чуть позже в царствовании Великого Петра I, появляется так называемый Артикул Воинский, устанавливающий следующее - «за воровство - «младенцы», освобождались от уголовной ответственности, но подлежали наказанию от родителей, в виде битьем лозами (розги)». Но проблема состоит в том, что в артикуле не определялся точный возраст, с которого наступало освобождение от наказания за совершение преступления.

Большое развитие в уголовном законодательстве пришло совместно с «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных» от 15 августа 1845 г. Так в ст. 144 регламентировался возраст привлечения к уголовной ответственности, и составлял он «не менее 10 лет» (в практике применялся возраст от 10 до 14 лет). Более того появляется одна из характеристик субъективной стороны преступления - вменяемость. В ст. 143 суду предоставляется право устанавливать «разумение» противоправных действий малолетних. Если же подтверждалось последнее, то есть действие лица было в состоянии «без разумения», лицо подлежало таким мерам: строгий присмотр родителей или же «благонадежных» родственников, либо детей отправляли под удел духовников либо иных священнослужителей. Так мы можем сказать, что данная мера является прообразом современной принудительной меры в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. К таковой можно отнести и «домашнее исправительное наказание» под надзором родителей или опекунов, применяемое в соответствии со ст. 148 Уложения в отношении несовершеннолетних от 14 лет до 21 года «за преступления, учиненные по неосторожности». Как видно уложение хоть и предусматривала уголовную ответственность с 10 лет, но полноценная реализация наказания применялась с достижением 21 года. Несовершеннолетние в возрасте от 14 лет до 21 года согласно ст. 145 Уложения подвергались тем же наказаниям, что и взрослые преступники, только с некоторыми смягчениями: но в обязательном порядке смягчения применялись лицам от 10 до 14 лет. Особенность Уложения о наказаниях уголовных и исправительных проявляется в том, что впервые в истории уголовного права применяется такое понятие как «приюты» (особое помещение при тюрьмах), которые в свою очередь заменяли наказание для малолетних. Такая мера определялась как судебно-карательная, потому что назначалась только судом по признанию лица виновным в совершении преступления. Кроме этого суд мог определить в приговоре другое взыскание в случае нехватки мест в приютах. Кроме помещения для несовершеннолетних также применялись исправительно-воспитательные заведения, которые находились за пределами тюрьм, в отличие от обычных приютов. В основном туда помещали лиц виновных в совершении преступления, но являющиеся «душевнобольными». Продолжительность нахождения в приютах не носила конкретный характер, но пребывание не могло быть менее года, к тому же все зависело от самого лица, которое подлежало исправлению. Установление срока являлось исключительной компетенцией администрации заведения. По уложению срок мог носит и условный характер до шести месяцев, но, если освобожденный вновь показывал свое «дурное поведение», вновь возвращался в приют. Администрация была в ответе за подростками, заботилась об их будущем, а именно заключала от имени и с согласия подростков договоры под опеку «благонадежным» мастерам. В 1895 году была ведена поправка в Уложение, и предусматривала помещение несовершеннолетних под монастырь, и различные божьи дома. Таким путем правительство пыталось на основе праведной жизни, религиозных наставлений перевоспитать подростка ведь именно такой способ носил специфический характер исправления. Данная мера применялась на практике в основном к женскому полу и носила ограниченный характер, при условии, что помещение в исправительные заведения представлялось невозможным). Уголовное уложение 1903 года ничуть не изменило конструкцию ПМВВ, не виды, не условия помещения в них подростков. Единственное что можно отметить, касательно компетенции суда, то последнему предоставлялось дополнительно «внушение» (внушение предусматривало выговор, замечание и внушение), подлежащее несовершеннолетним в возрасте от 10 до 17 лет. Данная мера применялась взамен ареста или штрафа в виде денежного взыскания, и зависело исключительно от усмотрения судебных органов.

Таким образом, практика применения принудительных мер указывает на специфику их развития, «ступенчатость» границ уголовной ответственности, более мягкие виды мер, сроки, носящие сжатое и непостоянное применение, а также возможность установления мер, заменяющие наказания в виде судебного выговора, замечания или внушения).

§ 2. Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия

Избранный законодателем подход к определению в УК РФ способов воспитательного воздействия на подростков порождает немало вопросов в среде ученых. Помимо того что в законе нет четкой классификации названных мер, включение многих из них в УК, не имеет под собой реальной почвы. Некоторые меры не только не могут обеспечивать достижение целей уголовной ответственности, но и по своим признакам не соответствуют сущности уголовно-правового принуждения.

Прежде всего, это касается предупреждения, которое согласно ст. 91 УК РФ состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК. По мнению Рарога А.И., - « Разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений не имеет признаков принуждения».

Некоторые авторы считают, что предупреждение представляет собой публичное порицание содеянного, и видят его воспитательное воздействие в самой процедуре вынесения приговора, а также в его содержании. Однако оно не предполагает претерпевания осужденным неблагоприятных последствий. В этом смысле предупреждение фактически ни к чему не обязывает преступника, соответственно, ни к чему его и не принуждает. Вряд ли оно имеет и силу реального воспитательного воздействия ввиду своего кратковременного, можно сказать, одномоментного характера. Наконец, даже если оно и оказывает определенное воздействие на психику несовершеннолетнего, то имеет ли смысл выделять его как отдельную меру в УК РФ?

Думается, что юридическое значение предупреждения настолько мало, что оно вполне могло бы сопровождать применение каких-то более существенных мер, хотя бы и из тех, которые предусмотрены в Кодексе. Кроме того, разъяснение несовершеннолетним последствий совершения общественно опасных и противоправных деяний выступает частью профилактики подростковой преступности вообще. Например, это действие входит в обязанность подразделений по делам несовершеннолетних МВД РФ по организации индивидуальной профилактической работы с такого рода правонарушителями. Поэтому думается, что подобное положение не требует специального закрепления в УК РФ.

Следующим средством воздействия на несовершеннолетних преступников выступает передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. Суть этой меры состоит в возложении на перечисленных субъектов обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

При первом же приближении к обозначенной формулировке бросается в глаза то обстоятельство, что в данном случае государство перекладывает свою профилактическую функцию на плечи родителей, опекунов, попечителей и т.д., выступающих в их качестве (за исключением случаев, когда надзор и контроль за поведением подростков осуществляет специализированный государственный орган).

Стало быть, данная мера является уже не мерой государственного принуждения, а, скорее, мерой общественного воздействия. Кроме того, из смысла ее следует, что принудительное воздействие фактически обращено не к несовершеннолетнему нарушителю. Ограничивая права родителей и лиц, их заменяющих, уголовный закон, по сути, перекладывает на них и часть ответственности за совершенное преступление, что противоречит принципу личной ответственности в уголовном праве. Конечно, вряд ли законодатель подразумевал именно такое толкование данного законоположения. Тем не менее, именно оно прямо вытекает из формулировки ст. 91 УК РФ. В то же время следует отметить, что в рамках описываемой меры УК РФ практически не предусматривает каких-либо ограничений для самих несовершеннолетних.

Однако есть в рассматриваемой норме уголовного закона и еще одно заметное противоречие. Обязанность по воспитанию детей - прямое, установленное Конституцией РФ, а также семейным законодательством требование, в уголовно-правовом дублировании которого, на наш взгляд, нет острой необходимости. В обычной жизни в нормальных семьях дети и так находятся под надзором и контролем своих родителей.

Что же касается отклоняющегося развития подростков, то оно выступает либо показателем недостаточного внимания к воспитательному процессу со стороны взрослых, либо их неспособностью оказывать сколько-нибудь значимое влияние на них. В результате возникает вопрос какой смысл передавать несовершеннолетних преступников родителям или лицам, их заменяющим, на которых семейным законодательством возложены эти же обязанности, если они уже не справились с поставленной перед ними задачей и, судя по всему, текущее положение дел вряд ли изменится?

Еще один вид ПМВВ на несовершеннолетнего преступника представляет собой возложение на него обязанности загладить причиненный вред. По поводу его существования в литературе имеется гораздо меньше критических высказываний. Скорее наоборот, ученые в большинстве своем это законодательное решение поддерживают.

С одной стороны, возложение обязанности загладить вред, причиненный преступным посягательством, выступает справедливой с социальной точки зрения мерой. По нашему мнению, велико и ее воспитательное значение. Однако по объективным причинам восстановление причиненного ущерба, таким образом, возможно, только когда преступление влечет материальные последствия и не касается деяний, имеющих формальный состав. Но и материальные составы преступлений не всегда предполагают подобную возможность, особенно когда приводят к наступлению невосполнимых последствий. Взять, к примеру, причинение смерти человеку или причинение тяжкого вреда здоровью. Ясно, что жизнь человека нельзя вернуть, нет и такого эквивалента, которым можно было бы ее заменить. Представляется весьма сложным даже оценить указанный вред. Отсюда не может быть и речи и о каком-либо полноценном заглаживании вреда при совершении подобных деяний.

По сути, реальное восполнение ущерба возможно, лишь, когда он имеет стоимостное выражение, т.е. когда дело касается причинения имущественного вреда. Но и в этом вопросе несовершеннолетний существенно ограничен. Во-первых, загладить вред лицо данной возрастной категории сможет лишь в пределах той суммы, которой оно располагает, а несовершеннолетние, как правило, не имеют какого-либо более-менее значимого имущества. Во-вторых, единственным вариантом разрешения такой ситуации выступает привлечение подростка к трудовой деятельности и возмещение ущерба, причиненного преступлением, за счет доходов от нее. Но воплощение в жизнь этого варианта заглаживания вреда также обременено рядом препятствий.

Причина в том, что сегодня не существует эффективного механизма реализации этой меры, и, как представляется, его довольно трудно создать. Это объясняется тем, что мало кто из работодателей, по закону свободных в выборе работников, решится взять на работу лиц с криминальным прошлым, да к тому же не имеющих достаточного уровня квалификации для качественного выполнения той или иной деятельности.

Кроме того, Кобзарь И.А предусматривает ответственность подростков, связанная с трудовыми работами, но на определенных условиях (исправительные работы) и нельзя забывать, что труд подростков предполагает ряд ограничений выполнения ими трудовых функций. Для них ТК предусматривает льготные условия труда, более короткий рабочий день, запрет на производство ночных работ, на увольнение без согласия комиссии по делам несовершеннолетних и т.д., что, естественно, невыгодно работодателю, поскольку выступает для него дополнительным, в том числе и в материальном плане, обременением. В данной связи требование трудоустроиться для несовершеннолетнего на практике неисполнимо даже при содействии ему комиссии по делам несовершеннолетних.

Помимо перечисленных выше к числу средств воздействия на несовершеннолетнего преступника УК РФ предусматривает ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В отличие от них, данная мера больше всего соответствует критериям уголовно-правового принуждения и, думается, более точно соответствует целям и задачам профилактики ювенальной преступности. Этот вид воздействия гораздо более реалистичен в плане их достижения, а способы воспитательного воздействия соответствуют требованиям Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 г.).

Однако, законодатель в данном случае, как, впрочем, и в предыдущем, фактически не называет конкретную меру уголовно-правового характера, а перечисляет лишь некоторые формы ограничения досуга и способы коррекции поведения подростка. Приведенная в ст. 90 УК РФ формулировка не содержит указания на то, кем эта мера применяется. Довольно неопределенным представляется и порядок ее реализации и т.д. То, о чем законодатель говорит в указанной статье, больше подходит для описания полномочий, предоставляемых соответствующим органам по ПМВВ, но не подходит для обозначения самих этих мер.

Наконец, в УК РФ среди ПМВВ можно выделить еще одно средство уголовно-правового воздействия. Оно не закреплено в перечне, предусмотренном ст. 90 УК РФ, но место, которое отвел ему законодатель, и способ описания, использованный разработчиками УК РФ, позволяют рассматривать его в указанном качестве. Имеется в виду помещение несовершеннолетнего преступника в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа.

С одной стороны, это определение содержит признаки самостоятельного средства уголовно-правового принуждения, а указание на то, что данная мера применяется наряду с освобождением от наказания, дает возможность говорить о ней как об альтернативе наказанию. Однако, с другой стороны, помещение в специальное учреждение закрытого типа предполагает лишение права выбора места пребывания и жительства, а также ограничение права передвижения по территории РФ, т.е. личной свободы осужденного, что по шкале ограничения прав и свобод человека ставит его в один разряд с наказанием.

Таким образом, можно утверждать, что на данный момент в УК РФ нет правовых оснований для дифференциации мер воспитательного воздействия на отдельные виды, поскольку фактически ст. 90 УК РФ перечисляет не разные уголовно-правовые средства, а лишь способы воздействия на несовершеннолетних преступников, которые, по сути, составляют содержание одной и той же принудительной меры уголовно-правового характера.

В литературе обоснованно указывается, что оптимальным вариантом законодательной регламентации принудительных мер воспитательного воздействия - помещение их в раздел «Иные меры уголовно-правового характера». В качестве самих этих мер целесообразно оставить передачу несовершеннолетнего под надзор специализированного органа, полномочного устанавливать те или иные требования к поведению осужденного и контролировать их исполнение. В содержание данного средства воспитательного характера следует включить все способы воздействия на несовершеннолетнего, предусмотренные ст. 90, за исключением предупреждения.


§1. Основания и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним

УК РФ в ст. 90 предусматривает для несовершеннолетних особый вид освобождения от уголовной ответственности - с ПМВВ. Применение данного вида освобождения от уголовной ответственности осуществляется только при наличии совокупности следующих оснований:

недостижение лицом 18 лет (на момент назначения ПМВВ);

принадлежность совершенного преступления к категории небольшой или средней тяжести (ч. ч. 2 и 3 ст. 15 УК РФ);

возможность достижения исправления лица без применения наказания путем применения ПМВВ.

УК РФ не называет органы, которые вправе принимать решение о применении ПМВВ, а также не содержит порядка принятия этого решения. Данные вопросы регламентированы УПК РФ. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 УПК РФ применить к лицу ПМВВ правомочен только суд. Статья 427 УПК РФ предусматривает возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением ПМВВ как в ходе предварительного расследования уголовного дела, так и на стадии судебного производства.

Особенностью рассматриваемых мер является их воспитательное содержание - акцент сделан на применение педагогических приемов, методов, позволяющих сформировать у несовершеннолетнего правонарушителя уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулировать его правопослушное поведение.

Вместе с тем указанные меры носят принудительный характер, так как их исполнение обязательно для лица, совершившего преступление, и для иных лиц (например, родителей или лиц, их заменяющих); их реализация обеспечивается силой государственной власти.

Перечень видов принудительных мер является исчерпывающим, т.е. суд не вправе назначить несовершеннолетнему принудительные меры, не указанные в ч. 2 ст. 90 УК РФ.

Ст. 90 УК РФ позволяет суду назначать одновременно несколько принудительных мер. При выборе одной или нескольких принудительных мер необходимо использовать индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетнего: учитывать, в частности, возраст несовершеннолетнего, его отношение к учебе или работе, наличие родителей или лиц, их заменяющих, обстоятельства совершения преступления, постпреступное поведение подростка.

Систематическое (не менее трех раз) неисполнение несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры влечет отмену данной меры с последующим привлечением его к уголовной ответственности.

Предупреждение является наиболее мягкой мерой воспитательного воздействия, которая стимулирует последующее сознательное соблюдение правовых норм. Подросток должен осознать, что конфликт с законом влечет для нарушителя негативные последствия и что единственным способом избежать данных последствий является правопослушное поведение.

Передача под надзор тесно связана с конституционной обязанностью родителей проявлять заботу о своих детях и воспитывать их (ст. 38 Конституции РФ). Обязанность родителей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей закреплена также в ст. 63 Семейного кодекса РФ.

При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7).

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Следовательно, данная мера может быть применена лишь к несовершеннолетним, имеющим собственный доход в виде стипендии, заработка либо иное имущество, достаточное для возмещения вреда, а также трудовые навыки, позволяющие загладить (уменьшить или вовсе устранить) причиненный вред (например, отремонтировать поврежденную вещь).

Указанная уголовно-правовая мера имеет общие признаки с гражданской ответственностью вследствие причинения вреда. В соответствии со ст. 1074 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях при наличии у них доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего раскрывается в комментируемой статье путем перечисления конкретных ограничений и особых требований, перечень которых не является исчерпывающим.

§ 2. Виды и содержания принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним

По сравнению с УК РСФСР УК РФ содержит более узкий перечень видов ПМВВ, порядок расположения которых четко выдержан в системе - от менее строгих мер воспитательного воздействия к более строгим и включает в себя: а) предупреждение; б) передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 90 УК РФ <#"justify">Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. № 4-ФЗ (в ред. от 23.05.2015.) // Собрание законодательства РФ. 2009.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.03.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996.(ст.ст 90, 91).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». [Электронный ресурс] // URL: #"justify">Артикул 195 Воинских артикулов от 25 января 1715 г. #"justify">. Учебная, научная литература и другие материалы

Кобзарь И.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних по новому уголовному законодательству. М., 1998.

Поводова Е.В. Проблемы теории и правового регулирования принудительных мер воспитательного воздействия. Владимир, 2005.

Пудовочкин Ю.Е. Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве: история и современность. Ставрополь, 2002.

Рарог А.И. Уголовное право России, Общая часть. М., 2009.



Просмотров