Предостережение. Предостережение о недопустимости нарушения закона и информация прокурора Предостережение прокурора города о недопустимости

Постановление прокурора

Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности. Как уже отмечалось, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор правомочен вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. К тому же о результатах рассмотрения постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении должно быть в письменной форме сообщено прокурору.

Прокуроры и их заместители должны вынести постановление об освобождении из под стражи лица, содержащегося без законных оснований в учреждении, исполняющем наказание или меру принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Данное постановление, подлежит обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Кроме того, на досудебных стадиях уголовном процессе прокурор вправе самостоятельно принять любое процессуальное решение. Основные же процессуальные решения прокурора (органа предварительного расследования) фиксируются в постановлении.

Постановлением, к примеру, он может оформить следующие решения:

О признании гражданским истцом и привлечении в качестве гражданского ответчика (ст. ст. 54, 55, 137, 138 УПК).

О приобщении к уголовному делу вещественного доказательства (ст. ст. 83, 86 УПК).

О применении меры пресечения (ст. ст. 92, 101 УПК) и др. См.: Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов.-- М.: ИНФРА-М, 2004. С. 306-309.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

Для предупреждения правонарушений предусмотрено еще одно средство прокурорского надзора - предостережение о недопустимости нарушения закона. Предостережение объявлено должностным лицам может быть и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Предостережение готовится в письменной форме от имени прокурора или его заместителя.

В соответствии с ФЗ "О прокуратуре РФ" и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и рядом других нормативных актов Генеральный прокурор РФ или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. Оно выносится в письменной форме с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

В указании Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. № 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения. Этот документ предписывает прокурорам субъектов РФ, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений.

Применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами должны использоваться иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке. В случае, если оно не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежат ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Установлено, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, и оформляется в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

Предостережение должностному лицу объявляется под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.

В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения. См.: Кузьмин В.А., Китрова Е.В.Комментарий к федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). - Москва: ИГ «Юрист», 2007. С 55-64.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном законом порядке.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

О применении предостережения о недопустимости нарушения закона


Документ с изменениями, внесенными:
приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 134 .
____________________________________________________________________


Статьей 25_1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорам предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Для обеспечения законности и единообразия применения этого правового средства реагирования в практической деятельности органов прокуратуры

предлагаю:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений.

1.1. Применение предостережения отнесено Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применять только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

1.2. Предостережение объявлять во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

1.3. При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования.

1.4. Предостережение о недопустимости нарушения закона применять только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

2. Установить, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

2.1. Предостережение объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.

2.2. Предостережение оформлять в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

2.3. Предостережение должностному лицу объявлять под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.

3. Обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении. Применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные законом меры ответственности.

4. Разъяснять должностным лицам, что согласно требованиям Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд. В случае удовлетворения жалобы предостережение признается недействительным, о чем сообщается заявителю органом, принявшим такое решение.

5. Ежегодно изучать эффективность объявления должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона. Результаты обсуждать при необходимости на заседаниях коллегии органов прокуратуры с принятием необходимых мер по совершенствованию этой деятельности (пункт в редакции приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 134 .

6. Организационно-контрольному управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Смирнову Г.П.) подготовить изменения в статистический отчет о работе прокурора по форме П, утвержденный постановлением Госкомстата России от 16.02.93 N 20 (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 06.08.97 N 49), для отражения результатов применения предостережения о недопустимости нарушения закона (начиная с отчета о работе за 1999 год).

7. Контроль за выполнением настоящего Указания возложить на соответствующих заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Указание направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным, другим прокурорам специализированных прокуратур.

И.о. Генерального прокурора
Российской Федерации
государственный советник
юстиции 1 класса
Ю.Я.Чайка

Приложение. Предостережение о недопустимости нарушения закона

Приложение

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
о недопустимости нарушения закона

Проверкой

(в порядке рассмотрения обращений граждан, иных сигналов о нарушениях закона)

установлено, что

(кратко излагаются неправомерные действия должностного лица, наименование

закона, которому они противоречат, наступившие и возможные последствия и т.п.)

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.22 и ст.25_1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" ,

ПРЕДОСТЕРЕГАЮ

(ф.и.о. должностного лица,

занимаемая должность, место работы,

место жительства)

о недопустимости указанных нарушений закона и разъясняю (предупреждаю), что __________________________________________

(разъясняется закон об ответственности за продолжение неправомерных действий)

Прокурор (заместитель прокурора)

(должность, классный чин, ф.и.о.)

(подпись)

Предостережение мне объявлено, его сущность и право на обжалование вышестоящему прокурору или в судебном порядке разъяснены.

(подпись лица, которому объявлено предостережение)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 166
"Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения"

В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете указанным органам на руководство и управление в сфере установленных функций.

Правила
составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 166)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила определяют порядок составления и направления органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее - предостережение), порядок подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение (далее - возражения) и их рассмотрения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, порядок уведомления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля об исполнении предостережения.

2. Решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля или иное уполномоченное приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на основании предложений должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сведений.

3. Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений, указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

4. В предостережении указываются:

а) наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, который направляет предостережение;

б) дата и номер предостережения;

в) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

г) указание на обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования;

д) информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

е) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

ж) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;

з) срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения;

и) контактные данные органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения.

5. Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.

6. Предостережение направляется в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для юридического лица, индивидуального предпринимателя способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной лица, принявшего решение о направлении предостережения, указанного в пункте 2 настоящих Правил, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, указанному соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо размещенному на официальном сайте юридического лица, индивидуального предпринимателя в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг".

7. По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения.

8. В возражениях указываются:

г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

9. Возражения направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в бумажном виде почтовым отправлением в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, либо иными указанными в предостережении способами.

10. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ в порядке, установленном пунктом 6 настоящих Правил. Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

11. При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.

12. В уведомлении об исполнении предостережения указываются:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

г) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

13. Уведомление направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в бумажном виде почтовым отправлением в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, либо иными указанными в предостережении способами.

14. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля использует уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, совершенствованию применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Многие граждане пользуются советами юристов, чтобы избежать проблем законом. Но предостережение прокурора – не просто очередная рекомендация, а официальный документ, который нельзя игнорировать. В чём же заключается его особенность и как стоит реагировать получателю на подобное оповещение?

Предостережение прокурора: что это такое?

Письменное предостережение прокурора – специальный акт реагирования на предстоящее (или запланированное) нарушение закона.

Данная бумага оформляется и идёт на подпись прокурором или его заместителем в целях предупреждения будущих правонарушений или при наличии аргументов о предстоящих незаконных деяниях.

Данные мысли обычно выражаются: публично в форме высказывании, в подготовительных операциях (выдача распоряжения работникам низшего звена) или в виде бездействия.

Согласно ст. 25.1 закона “О прокуратуре РФ” рассматриваемый документ направляют при наличии определённых сведений предостережение в адрес:

  • должностных лиц;
  • руководителя общественных (религиозных) группировок;
  • иных лиц (аналогичных объединений);
  • предостережение о предстоящих нарушениях.

В теле письма обычно просят отказаться от совершения задуманных действий и разъясняют возможные последствия. В ситуации намеренного неисполнения требований, указанных в высланном предостережении, особа, которой оно объявлено, велик риск быть привлечённым к дисциплинарной, административной, гражданской или уголовной ответственности, а также таких форм наказания, как отстранение от должности в установленном законом порядке.

Как происходит объявление прокуратурой о недопустимости нарушения закона?

Предостережение прокурора считается независимым правовым методом реагирования ответственной особы на попытку нарушения закона, используемого при совершении контроля над соблюдением законов. Как важный способ индивидуального воздействия на граждан, которые совершают или пытаются сделать любой противоправный поступок (или нарочно умалчивать о выполнении такового), причинивший вред другим людям, или которые идут в разрез государственным интересам или интересам любой части общественности.

Предупреждение о недопустимости правонарушения оформляется на стандартном бланке. Оно обязано применяться только на базе тщательно проверенных фактов, которые исключают любые сомнительные предположения и неясности. Предостережение считается официальным документов, поэтому должно опираться на задокументированные показания свидетелей и прочие аргументы. А от должностных лиц, нарушивших закон или планирующих сделать противоправный поступок, обязательно должны дополнительно потребовать развёрнутые объяснения.

Параллельно органами собираются и прочие неоспоримые доказательства их неоспоримой виновности (комментарии, справки, жалобные обращения, заявления и прочее). Совершение гражданином какого-либо проступка или преступления уже после факта применения к нему предостережения, стоит рассматривать как дополнительные отягчающие обстоятельства при назначении наказания.

Что делать, если получили извещение?

Начиная с зимы 2017 года, в силу вступило правило, согласно которому юридические лица и ИП будут отчитываться перед соответствующими органами об исполнении предупреждения о недопустимости нарушения выдвигаемых требований. Если нет возражений, то в течение 60 дней необходимо уведомить о выполнении предостережения и указать в тексте письма следующие данные:

  1. полное наименование организации или инициалы;
  2. ИНН юридического лица или ИП;
  3. полные сведения о принятых мерах по обеспечению соблюдения указанных требований.

Компания имеет право направить уведомление в органы госконтроля не только классическим методом (по почте), но и онлайн, в электронном формате (обязательно заверить его электронной подписью квалифицированного сотрудника).

Иногда компания может и принять противоположную позицию: не согласиться с выводами о том, что её деятельность приводит к нарушению требований. Тогда организация должна аргументированно обосновать свою позицию в возражении. Стандартной формы такого ответного письма нет, но предусмотрен обязательный список сведений, которые непременно должны в нём содержаться:

  • полное наименование фирмы или Ф. И. О. руководителя;
  • ИНН юридического лица или ИП;
  • дата и номер полученного предостережения;
  • обоснование позиции в отношении указанных действий, которые чреваты нарушением требований.

Его стоит направить контролирующему органу по аналогичному с уведомлением принципу в течение 20 рабочих дней, начиная с даты получения предупреждения.

Срок и порядок обжалования

Если ориентироваться на ч. 2 ст. 46 конституции, решения и неправомерные действия (или бездействие) органов государственной власти и вышестоящих лиц (включая прокуратуру), могут быть сразу при получении обжалованы через судебные организации.

Однако современное законодательство не учитывает специального алгоритма оспаривания представлений (или протестов), которые были отправлены прокурором.

Исходя из ст. 3 и ст. 245 ГПК РФ следует, что любое заинтересованное лицо имеет право обратиться в правоохранительные органы за защитой нарушенных либо обжалуемых прав. Подать подобную жалобу допускается сроком в 3 месяца с момента получения официального предостережения.

Подготовленные противоправные действия в большей мере уже совершенные или совершаемые на момент обращения, даже если на данный момент не предоставляют значительной общественной опасности правонарушения, нередко перерастают в опасные проступки, включая и серьёзные преступления. В итоге главная цель применения рассматриваемого предостережения о недопустимости нарушения закона сводится как раз к своевременному пресечению такого антиобщественного поведения и исключения риска возникновения предпосылок для более серьёзных правонарушений.

Это средство влияния не заменяет, а лишь дополняет остальные средства реагирования. Но как официальный документ, данное извещение нельзя игнорировать, и стоит обязательно отвечать на него (в форме согласия и отчёта о проделанной работе или в виде оспаривания и возражений).

Итак, давайте разбираться.

Что такое предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований закона

С 1 января 2017 года органы контроля (надзора) наделяются полномочиями по выдаче предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», согласно которым органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля наделены полномочиями выдачи предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Порядок объявления предостережений закреплен в статье 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если иной порядок не установлен другим федеральным законом.

В соответствии с указанной статьей предостережение объявляется в следующих случаях:

- при наличии у органа контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий,

- и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора).

При объявлении предостережения юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.

Что делать, если получили предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований закона?

Правительство определило, как компаниям отвечать на предостережения контролирующих органов

С 22 февраля 2017 года начинают действовать правила, по которым юрлица и ИП будут уведомлять контролирующие, надзорные органы об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Правилами нужно будет руководствоваться также, направляя в названные органы возражения на указанное предостережение.

Понадобятся правила и органам госконтроля (надзора), и органам муниципального контроля, поскольку они будут составлять и направлять юрлицам и ИП предостережения.

В предостережении контролирующий или надзорный орган среди прочего предложит в течение определенного срока, который составит не менее 60 дней, уведомить об исполнении предостережения. Если оно направлено организации и у нее нет возражений, то ей потребуется указать в уведомлении следующие данные:

Наименование юрлица;

Дата и номер предостережения, направленного в адрес компании;

Меры, которые она приняла, чтобы обеспечить соблюдение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Компания сможет направить уведомление в органы госконтроля (надзора), муниципального контроля не только по почте, но и в электронном виде. В последнем случае лицо, уполномоченное действовать от имени компании, должно заверить его квалифицированной электронной подписью. Направить такой документ можно будет, например, на указанный в предостережении адрес электронной почты контролирующего органа.

Компания может и не согласиться с выводами контролирующего или надзорного органа о том, что ее действия или бездействие приводят либо могут привести к нарушению требований. В таком случае организация должна свою позицию обосновать в возражении. Его можно будет направить контролирующему органу так же, как и уведомление. Эти органы должны будут дать ответ в течение 20 рабочих дней с даты получения возражения.

Напомним, с 2017 года контролирующие, надзорные органы в ряде случаев обязаны объявлять юрлицам и ИП предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Документ: Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 (вступает в силу 22 февраля 2017 года)

Срок и порядок обжалования предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований закона

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции России решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц, в том числе и органов прокуратуры, могут быть обжалованы в суд.

Однако действующее законодательство не предусматривает специального порядка обжалования представлений (или протестов) прокурора. Вместе с тем из ч. 1 ст. 3 и ст. 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

П.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам гл. 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры. Таким образом, на основании ст.256 ГПК РФ подать жалобу возможно в 3-х месячный срок с момента получения вами предостережения.

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. или в подготовительных действиях, например в даче распоряжения подчиненным работникам о подготовке проекта правового акта, противоречащего законам, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям.

Речь может также идти и о бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопущению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причинением вреда публичному и личному (частному) интересу.

Подытоживая сказанное, нельзя не прийти к выводу, что готовящиеся противоправные деяния — это в подавляющем большинстве уже совершенные или совершаемые, но пока еще не представляющие большой общественной опасности правонарушения (нарушения законов), которые, не будучи пресеченными, могут перерасти в более опасные нарушения законов, не исключая и преступления.

Поэтому основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона как раз и состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений прокуроры могут использовать внесение протестов и представлений. Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов. Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся совершить единоличные противоправные действия (бездействие), не влекущие по своей общественной опасности уголовной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам, либо государственным или общественным интересам.

Применяя предостережение и тем самым непосредственно обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъясняет должностному лицу требования соответствующих правовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необходимость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправные действия не будут прекращены.

Поэтому предостережение правомерно рассматривать и как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствующих законов должностным лицам, нарушенных ими, повышения их правовых знаний.

Предостережение о недопустимости нарушения закона следует оформлять на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения. Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения других лиц, справки, жалобы, заявления).

Продолжение противоправной деятельности либо совершение нового правонарушения после применения к должностному лицу предостережения должно влечь за собой более строгие меры прокурорского реагирования. Совершение лицом административного проступка или преступления после применения к нему предостережения следует рассматривать как обстоятельства отягчающие наказание.

Ведь должностное лицо, игнорируя требования прокурора как официального представителя федерального надзорного органа, продолжило совершение противоправных действий. Поэтому было бы целесообразно включить в ст. 63 УК РФ самостоятельный пункт «Совершение преступления лицом, к которому в течении года объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона». Соответствующим пунктом можно было бы дополнить ст. 4.3 «Обстоятельства, отягчающие наказание за административное правонарушение» Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представляется, что предостережение о недопустимости нарушения закона следовало бы применять и к руководителям коммерческих организаций (управляющим, директорам, председателям и их заместителям). В связи с этим было бы разумным внести соответствующие дополнения в ст. 251 Закона о прокуратуре.

На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора. Они должны добиваться, чтобы содержащиеся в актах реагирования требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений закона.

Хорошие результаты в плане предупреждения нарушений законов достигаются тогда, когда вся законоохранная деятельность прокуратуры протекает в условиях гласности. Существенную роль в этом играет информация о состоянии исполнения законов и принимаемых прокуратурой мерах по устранению и предупреждению нарушений законов, направляемые в органы представительной и исполнительной власти.



Просмотров