Правовой режим сельскохозяйственного. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Будучи частью природы, земля обладает биопотенциалом в виде плодородия почв, представляющего собой бесценное народное достояние. Земля как предмет регулирования земельного права, которое понимает под ней важнейший природный ресурс – главное средство производства в сельском хозяйстве. Земли сельскохозяйственного назначения в силу своей особой важности нуждаются в особой защите. Поэтому нормы земельного права обязывают всех землепользователей и собственников земель бережно использовать предоставленные им земельные участки и повышать их почвенное плодородие.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогеи пых и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, храпения и первичной переработки сельскохозяйствен пой продукции (ст. 77 ЗК РФ).

К сельскохозяйственным угодьям относят пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). Сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране .

Под правовым режимом сельскохозяйственных земель следует понимать установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны. Правовой режим данной категории земель складывается из следующих элементов.

1. Наличие объекта правового регулирования, на который распространяется данный правовой режим. Он бывает общим, родовым и конкретным.

Общим объектом правового регулирования является земля как часть окружающей среды, обладающая биопотенциалом в виде плодородия почв (элемент земельного фонда)

Родовым объектом правового регулирования являются категории земель. Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земель, т.е. ту часть земельного фонда РФ, которая предназначена и используется по основному назначению, но вместе с тем не исключает сопутствующих целей их хозяйственной эксплуатации. Например, на этих землях могут располагаться гаражи для сельхозтехники, мастерские, перерабатывающие предприятия, обслуживающие сельхозпроизводство.

Конкретным объектом правового регулирования является земельное угодье. Оно представляет собой земельный участок, используемый по непосредственному целевому назначению. Под целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения понимается основное предназначение земель данной категории. Говоря о целевом использовании земель, необходимо упомянуть о таком понятии, как "конкретное целевое назначение". Под ним понимается такой вид использования земли, который исключает иные формы ее хозяйственной эксплуатации. Так, пахотные сельскохозяйственные угодья предназначены исключительно для выращивания зерновых культур, корнеплодов и овощей.

Проводя разделение земли по виду объекта правового регулирования, выделяют три вида правового режима использования земель: общий, особый и специальный.

Общий правовой режим распространяется на все земли, и его элементом является использование земель по их целевому назначению. Для земель сельскохозяйственного назначения характерен особый правовой режим, выражающийся в их использовании непосредственно для сельскохозяйственных целей. Специальный правовой режим применяется для истощенных и деградированных земельных угодий. Применение специального режима необходимо для восстановления указанных земель, чтобы не допустить их дальнейшего разрушения.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, выделенных физическим лицам, может быть изменен в результате действий собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, обладающих правом самостоятельного хозяйствования на земле.

Следует отметить, что правовой режим земель устанавливается государством только на уровне общего и родового объекта.

2. Наличие специально уполномоченных государственных органов по регулированию правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, по государственному мониторингу таких земель возложена на Минсельхоз России.

Росреестр осуществляет государственный кадастровый учет, государственную кадастровую оценку земельных участков и другие функции.

Государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель осуществляют Росреестр, Росприроднадзор и Россельхознадзор и их территориальные органы.

3. Круг субъектов по использованию земель сельскохозяйственного назначения.

Не все физические и юридические лица могут обладать правом собственности на земельные участки различных категорий, а лишь те, которые в соответствии со своим правовым статусом могут осуществлять тот или иной вид эксплуатации земли.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок использования земель сельскохозяйственного назначения, являются ЗК РФ, федеральные законы: "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"; "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" и др.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, защитного лесоразведения, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством:

  • – гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  • – хозяйственными обществами и товариществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
  • – некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
  • – казачьими обществами;
  • – опытно-производственными, учебными, учебноопытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
  • – общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Каждый из этих субъектов получает земельный участок на определенных условиях. Физическим лицам земельный участок выделяется в собственность и аренду. Государственные и муниципальные учреждения и сельскохозяйственные предприятия обладают лишь правом бессрочного пользования выделенными им сельскохозяйственными участками. Остальным участникам правоотношений, указанным в законе, земельные участки могут выделяться в собственность, в бессрочное пользование и в аренду.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Организация торгов по продаже таких земельных участков, а также права на заключение аренды осуществляются в соответствии со ст. 38 ЗК РФ.

Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта РФ, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ. При этом выкуп арендуемого участка не допускается.

Земельные участки из числа земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.

Сельскохозяйственные организации и граждане, которые осуществляют деятельность но ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, приобретают права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной субъектом РФ, в размере не более 15% их кадастровой стоимости. Законами субъектов РФ устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебноопытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (п. 5 ст. 79 ЗК РФ).

Наряду с ЗК РФ порядок предоставления физическим лицам земельных участков сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", устанавливающим права, обязанности и ответственность лиц, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство.

4. Наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель.

Они зависят как от особенностей вида сельхозугодий – используемого объекта, так и от правового статуса субъектов. Содержание прав и обязанностей зависит и от иных обстоятельств (ст. 40–43 ЗК РФ), что подробнее будет рассмотрено ниже.

5. Наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего надлежащий правовой режим использования земель.

Для обеспечения надлежащего правового режима использования земель необходимы эффективные правовые и правоприменительные механизмы. К ним относятся:

  • 1) наличие правовых норм, исполнение которых предотвращает нарушение правового режима земель и обеспечивает приоритет земель сельскохозяйственного назначения как наиболее ценной категории земельного фонда;
  • 2) выработка таких правовых норм, применение которых позволило бы устранить условия, способствующие нарушению правового режима земель;
  • 3) правовые нормы должны содержать санкции за нарушение правового режима земель. Так, ЗК РФ (ст. 74–76) предусмотрена, помимо дисциплинарной, административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения;
  • 4) правовые нормы должны содержать в себе порядок, позволяющий устранить нарушения режима использования земель. Например, самовольно занятые земельные участки должны быть возвращены по принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Кроме того, незаконный пользователь обязан за свой счет привести земельный участок в пригодное для использования состояние.

Следует отметить имеющуюся неоднородность в правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения, которая обусловлена:

  • – видами земель сельскохозяйственного назначения, их экономическими и экологическими свойствами. Так, пахотные земли имеют иной правовой режим по сравнению с пастбищами; особо ценные сельскохозяйственные земли находятся под повышенной правовой охраной по сравнению с обычными угодьями; на землях, подверженных отрицательным природным изменениям, устанавливается специальный охранительный режим и т.д.;
  • – юридическим статусом субъектов, осуществляющих использование земель. Например, научно-исследовательские учреждения должны использовать земли сельскохозяйственного назначения непосредственно для исследовательских целей, пропаганды передового опыта;
  • – иными объективными обстоятельствами. В частности, при отнесении земель сельскохозяйственного предприятия к числу природоохранных происходит ограничение сельскохозяйственной деятельности, что изменяет и правовой режим использования земель данным хозяйством.

Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией РФ (ст. 9, 72), ЗК РФ (п. 6, 7 ст. 27, ст. 79 и др.), ГК РФ (п. 2 ст. 260), Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами и законами субъектов РФ.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правовой режим земель сельскохозяйственного назначения – установленный порядок использования земель, закрепленный законодательством для наиболее ценной категории земельного фонда РФ.

  • Следует отметить, что ущерб, нанесенный немецкими оккупантами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. путем вывоза из России в Германию верхнего плодородного черноземного почвенного слоя земли, был огромен. В результате в тех местах, где до войны получали высокие урожаи, земледелие сократилось на 45% (лишь к 1953 г. сельское хозяйство России с трудом достигло довоенного уровня). См.: Моряков В. И. История России. М., 1996. С. 423–427.

по предмету: Земельное право

на тему: Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения


План

Введение

Понятиеземель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения

Возмещение убытков и потерь сельскохозяйствен-ного производства

Задача №1

Задача№2

Список литературы


Введение

Земли сельскохозяйственного назначения имеют особое значение как средство производства сельскохозяйственной продукции и являются второй по площади категорией земель единого земельного фонда Российской Федерации.

До начала современной земельной реформы сельскохозяйственные земли использовались в основном крупными кооперативными и государственными хозяйствами: колхозами, совхозами и др. В ходе реформирования земельных и аграрных отношений колхозы, совхозы и другие сельхозструктуры были реорганизованы и на их базе создана целая система коммерческих и некоммерческих юридических лиц, осуществляющих сельскохозяйственное производство.

По данным на 2000 г., в собственности граждан находится 98,2 млн га, в собственности юридических лиц - 28,2 млн га, 319,5 млн га предоставлено гражданам и юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду. Таким образом, подавляющая часть земель сельскохозяйственного назначения находится в пользовании частных землепользователей.

К категории земель сельскохозяйственного назначения относятся земли, расположенные за чертой поселений и предоставленные для нужд сельского хозяйства. Пригодность для сельскохозяйственного использования определяется по данным государственного земельного кадастра.

Отнесение участка к категории земель сельскохозяйственного назначения отнюдь не означает, что он должен и будет использоваться исключительно для выращивания сельхозкультур. Сельскохозяйственное производство не может осуществляться без дорог, инженерных коммуникаций, складов для хранения сельскохозяйственной продукции, ферм, загонов, токов и т.п. Участки, на которых располагаются подобные объекты (непосредственно связанные с сельскохозяйственным производством), также относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственного назначения Республики Башкортостан составляют 7851,7 тыс. га. Это земли, предназначенные для сельскохозяйственных целей и используемые сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами для производства сельскохозяйственной продукции.

Земельный фонд Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2001 года составил 14294,7 тыс. га, при этом на долю земель сельскохозяйственного назначения приходится 55%, что говорит о преобладании данных земель в структуре земельного фонда.


Понятие земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения – это земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Таким образом, основным критерием отнесения земель к категории сельскохозяйственных является их назначение - использование для ведения сельскохозяйственного производства, под которым в данном случае понимается как ведение товарного сельского хозяйства, так и выращивание растениеводческой и животноводческой продукции населением для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, на садовых и огородных участках. Остальные направления использования сельскохозяйственных земель: разведение защитной древесно-кустарниковой растительности, строительство помещений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, организация опытных участков для проведения сортоиспытания сельскохозяйственных культур и другие - непосредственно связанные с указанной основной целью. Важное практическое значение имеет специальное указание в Земельном кодексе РФ на то, что к сельскохозяйственным землям могут быть отнесены только земельные участки, находящиеся за чертой поселений. Дело в том, что на территории сел, поселков, городов и других населенных пунктов также имеются земли, используемые в сельскохозяйственных целях, - приусадебные хозяйства жителей, огороды, овощеводческие, цветоводческие, парниковые хозяйства коммерческих организаций. На такие земельные участки распространяется правовой режим земель поселений, в составе которых выделяются специальные территориальные зоны сельскохозяйственного использования.

Земли сельскохозяйственного назначения - особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется не только как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, но икак основное средство производства. Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охране.

При разработке Земельного кодекса РФ наиболее острые дискуссии вызвал вопрос о регулировании оборота именно сельскохозяйственных земель. Требовалось установить такие условия осуществления сделок с этими землями, которые исключали бы возможность их разбазаривания, нерационального использования, перевода в другие категории, и в то же время обеспечить возможность наиболее полного осуществлен прав на земли сельскохозяйственными организациями, крестьянскими; хозяйствами и иными гражданами, учитывая реально существующие права сельских тружеников на земельные доли, полученные ими в ходе аграрной реформы. Все это обусловило принятие решения о более детальной проработке вопросов использования сельскохозяйственных земель и издании специального нормативного акта о государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому Земельный кодекс детально правовой режим земель сельскохозяйственного назначения не регулирует, во многих случаях давая отсылки к будущему закону, который назван выше.

Состав земель сельскохозяйственного назначения неоднороден. Лучшие, наиболее ценные из них - это сельскохозяйственные угодья, на которых, собственно, и произрастает продукция. Поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия. Остальные сельскохозяйственные земли имеют вспомогательный по отношению к угодьям характер.

В состав земель сельскохозяйственного назначения входят также замкнутые водоемы - пруды, озера, водохранилища. В соответствии с водным законодательством обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка.

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена для обеспечения защиты земель от неблагоприятного воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности.

В составе земель сельскохозяйственного назначения в Республики Башкортостан преобладают сельскохозяйственные угодья, площадь которых составляет 6814,9 тыс. га (86,8%). Земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью в этой же категории составляют 685,7 тыс. га (8,7%), в том числе под защитными лесонасаждениями – 135,3 тыс. га. На долю земель, занятых водными объектами, дорогами, постройками и прочими землями приходится 4,5%.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения имеют важнейшее значение в развитии российской экономики, они – основная сфера производства продуктов для населения и сырья для промышленности. Действующее законодательство, как правило, запрещает изменять целевое назначение этих земель, переводить их в категорию земель несельскохозяйственного назначения, за исключением случаев, прямо указанных в законе.

В составе земель сельскохозяйственного назначениявыделяются различные виды земель в зависимости от их роли всельском хозяйстве:

Сельскохозяйственные угодья;

Земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями

Земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земли от воздействия неблагоприятных природных; антропогенных и техногенных явлений;

Земли, занятые водоемами;

Земли, занятые постройками и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции.

В состав земель сельскохозяйственного назначения входят 13 видов земель. Основную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья (участки земли с определенным сельскохозяйственным использованием), которые в зависимости от их природных свойств, экономической целесообразности использования подразделяются на:

· сенокосы

· пастбища

· земли, занятые многолетними насаждениями и др.

Сельскохозяйственные угодья как наиболее ценные имеют приоритет в использовании и подлежат особой защите. Важное значение угодий определяется их плодородием. Плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай.

О состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения и о государственном регулировании и государственной поддержке в этой области Правительство РФ ежегодно представляет доклад Федеральному Собранию.

Необходимость разработки и реализации государственной политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения вызвана кризисной ситуацией в этой сфере. Повсеместно плодородие почв снижается из-за сокращения объема работ по улучшению земель и увеличения негативного воздействия прежде всего антропогенной деятельности. Истощение земель и снизило урожайность сельскохозяйственных культур.

Законодательство признает землями сельскохозяйственного назначения все земли, находящиеся вне границ населенных пунктов, если они предоставлены для нужд сельского хозяйства либо предназначены для этих целей. Такие земли и земельные участки входят в состав отдельной категории земель (сельскохозяйственного назначения). Использоваться эти земли могут лишь для ведения сельскохозяйственного производства, для создания защитных лесных насаждений, для связанных с сельскохозяйственным производством научно-исследовательских, учебных и иных целей, а также для рыбоводства. Также возможно их использование для строительства дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов и иных трубопроводов, но это допускается только на период такого строительства, по завершении которого указанные земли подлежат рекультивации для сельскохозяйственных нужд.

В состав земель данной категории входят две группы земельных угодий, имеющих различный правовой режим: 1) сельскохозяйственные угодья, которые подлежат особой охране; 2) иные, несельскохозяйственные угодья, т.е. земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, различными коммуникациями, лесополосами, водными объектами, а также зданиями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), все эти угодья имеют приоритет в использовании.

В соответствии с законодательством субъектов РФ особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, например, используемые опытно-производственными и учебно-опытными подразделениями научных и образовательных организаций высшего образования могут быть включены в перечни земель, использование которых для других целей не допускается. Это же относится к таким сельскохозяйственным угодьям, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень по муниципальному району (городскому округу).

Круг лиц, которые могут использовать указанные земли, ограничен. Это:

  • хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации сельскохозяйственного профиля;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • граждане, ведущие, личное подсобное хозяйство, садоводство, животноводство или огородничество;
  • некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы и религиозные организации;
  • казачьи общества;
  • опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебнопроизводственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства и общеобразовательных организаций;
  • общины коренных малочисленных народов (для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов).

Что касается возможности принятия решения о переводе сельскохозяйственных угодий (в том числе особо ценных продуктивных угодий) из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, то исключительными случаями, когда это допускается, являются:

  • установление или изменение черты населенных пунктов;
  • выполнение международных обязательств, обеспечение обороны и безопасности государства. При этом необходимым условием перевода является отсутствие иных вариантов размещения соответствующих объектов;
  • строительство дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и подобных сооружений. Такие (линейные) объекты прокладываются по оптимальному с технологических и иных позиций маршруту, поэтому для перевода, связанного с их строительством, не требуется обосновывать отсутствие иных вариантов. Но их сооружение связано с такой особенностью, что на период строительства для перемещения строительной техники, размещения материалов и т.п., отводится полоса, более широкая, чем требуется для последующей эксплуатации объекта. По завершении же строительства «лишняя» земля должна быть пригодна для использования по ее прежнему целевому назначению. Поэтому условием перевода является наличие утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, временно предоставляемых на период строительства;
  • добыча полезных ископаемых. Необходимым условием перевода является наличие утвержденного проекта рекультивации земель для того периода, когда разработка этих ископаемых будет завершена.

Еще в нескольких случаях перевод указанных земель в другую категорию допускается лишь в случае, если они не отнесены к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, а их кадастровая стоимость ниже среднего уровня по муниципальному району (городскому округу). Это:

  • консервация земель и включение земель, непригодных для дальнейшего осуществления сельскохозяйственного производства, в состав земель лесного фонда, водного фонда или запаса;
  • создание особо охраняемых природных территорий или отнесение к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
  • размещение объектов промышленности, социального, коммунально-бытового назначения, здравоохранения и образования. Необходимое условие перевода в указанных целях - отсутствие иных вариантов размещения объекта.

Законодательством установлены особенности правового режима земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам (приобретенных ими). Они могут обладать такими участками на праве собственности или аренды, а участками, предоставленными еще до вступления в силу ЗК РФ, - также на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

Так, весьма специфичными пользователями земель сельскохозяйственного назначения являются крестьянские (фермерские) хозяйства (в советский период таких хозяйств не было). Такое хозяйство признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, оно представляет собой объединение граждан (но может быть создано и одним гражданином), связанных родством или свойством, которые имеют в общей собственности имущество и совместно осуществляют производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции). Причем все они должны принимать личное участие в этой деятельности.

При создании хозяйства граждане заключают между собой соглашение, в котором определяются ключевые вопросы его последующей деятельности: 1) членство в хозяйстве; 2) управление им; 3) права и обязанности его членов; 4) формирование имущества хозяйства, владение, пользование и распоряжение им; 5) принятие в состав хозяйства новых членов и выход из него; 6) распределение плодов, продукции и доходов, полученных от деятельности хозяйства.

Для создания хозяйства и осуществления его деятельности предоставляются и приобретаются земельные участки не только сельскохозяйственного, но и иного назначения (однако последние могут использоваться хозяйством лишь для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления его деятельности).

По общему правилу все имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, включая земельный участок, принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, при этом владение и пользование участком члены хозяйства осуществляют сообща, а распоряжение им осуществляет глава хозяйства.

В законодательстве реализован так называемый принцип «не- дробимости» крестьянского (фермерского) хозяйства - при выходе одного из его членов, ни земельный участок, ни другие средства производства разделу не подлежат - вышедшему из хозяйства положена лишь денежная компенсация, соразмерная доле в праве общей собственности на имущество. В случае же прекращения деятельности хозяйства (в том числе в связи с выходом из него всех его членов) раздел его имущества осуществляется в соответствии с общими правилами ГК РФ.

Оборот земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств, отнесенных к категории сельскохозяйственного назначения, в отличие от иных видов земельных участков, принадлежащих гражданам, регулируется Законом об обороте сельхозземель. В случае банкротства хозяйства лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие смежными земельными участками, имеют преимущественное право приобретения его имущества, в том числе земельного участка.

Наибольшее же число земельных участков, используемых гражданами, - это участки для ведения личного подсобного хозяйства. Законодательство определяет эти хозяйства как форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство признается сельскохозяйственным товаропроизводителем. Ведение такого хозяйства осуществляется единолично или гражданином совместно с проживающими с ним членами его семьи.

Личные подсобные хозяйства используют два вида земельных участков. 1. Полевые участки, которые расположены вне границ населенных пунктов. Эти участки могут использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции, на них запрещено возводить какие-либо здания и строения. 2. Приусадебные участки, которые расположены в границах населенных пунктов. На них наряду с производством сельскохозяйственной продукции можно возвести жилой дом и иные здания и строения.

Федеральным законодательством определено, что общая площадь земельных участков, используемых гражданином для ведения личного подсобного хозяйства, не может превышать 0,5 га, однако региональными законами этот размер может быть увеличен до 2,5 га.

Также земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами для ведения садоводства и огородничества. В правовом режиме соответствующих участков имеются различия.

Садовый земельный участок предназначен для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха. На таком участке допускается возведение как жилого строения, так и хозяйственных строений и сооружений.

Огородный земельный участок предназначен для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля. На таком участке допускается возведение только некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений.

Деление земель сельскохозяйственного назначения по степени плодородия почв имеет, помимо хозяйственного, правовое значение, предопределяя различия в характере возникающих по их поводу земельных правоотношений. Такие различия принято называть правовым режимом. Элементами содержания понятия правовой режим земельявляются: право собственности на землю, права на землю лиц – несобственников земельных участков, государственное управление в сфере использования и охраны земель, правовая охрана земель и меры ответственности за нарушение земельного законодательства.

Объектом общего правового режима является вся площадь земель, пригодных для нужд сельского хозяйства. Их целевое назначение – быть средством производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Правовой режим этой категории земель заключается в том, что они предоставляются, прежде всего, для сельскохозяйственных целей. Пригодность земель для этих целей устанавливают по данным земельного кадастра. Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой стоимости (ч. 2 ст. 79 ЗК).

Особый правовой режим установлен законодательством для сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня. К сельскохозяйственным угодьям в таком правовом значении относятся участки и земельные площади, обладающие общностью естественных признаков, целевого хозяйственного назначения и более строгими требованиями их охраны. Это – пашня, окультуренные (мелиорированные) луга, сенокосы, пастбища, виноградники, сады и др.

Изъятие таких угодий для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередач и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ч. 3 ст. 79 ЗК РФ).

Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу повышения плодородия почв в России. Программа разработана на основании распоряжения Правительства РФ от 15 февраля 2001 г. № 223-р в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, федеральными законами «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О мелиорации земель», «Об охране окружающей природной среды», ВК РФ с учетом Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг., а также ряда других нормативных правовых документов. Для выполнения программы, помимо больших финансовых и материальных затрат, потребуется повышение культуры работы с землей, освоение нормальных севооборотов, что возможно в условиях крупномасштабного хозяйства.

Специальный правовой режим установлен для особо ценных в данном регионе продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений (ч. 4 ст. 79 ЗК РФ). Перечень участков таких земель устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Федеральный закон, не связывая инициативу и полномочия субъектов Федерации при определении, какие из имеющихся у них земель сельскохозяйственного назначения могут быть отнесены к особо ценным, в качестве критерия для решения вопроса называет продуктивность земель.

Специальный правовой режим земель указанных государственных учебных и научно-исследовательских учреждений, племенных и опытно-селекционных центров состоит в том, что эти земли исключены из перераспределения в процессе реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий согласно постановлению Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708.

Основным признаком специального правового режима особо ценных земель (участков и полей) является то, что использование их для других целей не допускается (ч. 4 ст. 79 ЗК РФ).

Специальный режим установлен земельным законодательством – Федеральным и субъектов Федерации – для территорий в местах проживания малочисленных народов районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В частности, при необходимости изъятия земельных участков для целей, не связанных с хозяйственной деятельностью этих малочисленных народов и этнических групп, предусматривается возможность проведения референдума, когда представление земельных участков на этих территориях под строительные объекты затрагивает интересы указанных народов и групп.

  • 5.Правомочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений
  • 6.Земельные правоотношения (понятие, структура, классификация правоотношений, основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений).
  • 7. Объекты земельных отношений.
  • 8. Виды вещных прав на земельные участки.
  • 9.Понятие, формы и виды права собственности на землю
  • 10.Право государственной собственности на землю.
  • 11.Разграничение государственной собственности на землю
  • 12.Право муниципальной собственности на землю
  • 13.Право частной собственности на землю.
  • 14.Основания возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности на землю.
  • 16. Полномочия собственника по распоряжению земельным участком. Полномочия иных титульных владельцев земельных участков
  • 17.Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • 18. Аренда земельных участков.
  • 19.Право безвозмездного срочного пользования земельным участком
  • 20.Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
  • 23.Порядок предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственных и муниципальных земель
  • 24.Понятие оборота. Ограничения оборотоспособности земельных участков.
  • 25.Особенности совершения сделок с земельными участками, являющимися общей собственностью.
  • 26.Купля – продажа земельных участков.
  • 27. Ипотека земельных участков.
  • 28. Управление земельным фондом (понятие земельного фонда, категории земель, органы, осуществляющие управление, функции управления).
  • 29. Землеустройство включает:
  • 30. Государственный кадастр недвижимости. Государственный кадастр недвижимости
  • 31.Реализация принципа платности использования земли.
  • 32.Кадастровая стоимость и нормативная цена земли.
  • 33.Земельный налог.
  • 34. Контроль и надзор за использованием и охраной земель.
  • 35. Мониторинг земель (понятие и назначение).
  • 37. Защита прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков (значение, способы защиты прав).
  • 38.Нормы предоставления земельных участков.
  • 39. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства (понятие правонарушений, виды ответственности).
  • 40.Возмещение убытков, причиненных нарушением земельного законодательства.
  • 41.Административная ответственность за нарушения в области земельного законодательства.
  • 42.Уголовная ответственность за нарушения в области земельного законодательства.
  • 43.Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения (понятие, состав земель, особенности использования, субъекты использования земель).
  • 44. Правовой режим земель, предоставленных для ведения крестьянского хозяйства.
  • 45.Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения.
  • 43.Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения (понятие, состав земель, особенности использования, субъекты использования земель).

    Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

    Состав земель сельскохозяйственного назначения:

      сельскохозяйственные угодья;

      земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

    Земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

      гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

      хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

      некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

      казачьими обществами;

      опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

      общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

    Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

    Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

    Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законами субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

    Использование и оборот земельных участков (земельных долей) из земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».



    Просмотров