Правовой классный час. Классный час по правовому воспитанию для учащихся начальной школы «Я знаю о…. Задание «Проступок, правонарушение, преступление»

««Подросток и закон» классный час для учащихся 9-11 классов (Методическая разработка) Цель: воспитание правовой культуры школьников. Задачи: 1. Формировать осознанный выбор модели...»

«Подросток и закон»

классный час для учащихся 9-11 классов

(Методическая разработка)

Цель: воспитание правовой культуры школьников.

Задачи:

1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о

формах ответственности подростка за те или иные поступки.

2. Закрепить знания учащихся понятиях: шалость, злонамеренный поступок,

проступок, преступление.

3. Познакомить с правилами поведения подростков в случае задержания их сотрудниками полиции.

Оборудование: карточки с заданием для работы в мини группах «Какие права и ответственность имеет ребенок по мере его взросления?»

Тематический план № Содержание Форма реализации Время п/п содержания I. Вступительная часть Представление темы Вступительное слово 2 мин.

классного часа ведущего II. Основная часть Определение различий в Работа в мини группах. 10 мин.

понятиях: шалость, Обсуждение 12 ситуаций.

злонамеренный поступок, проступок, преступление. Работа в мини группах по 5 мин.

написанию определения понятий.

Анализ преступного Просмотр отрывка фильма. 6 мин.

действия с позиции всех его участников Ролевая игра "Подросток и 12 мин.

закон" Изучение прав подростка в 4.

случае привода его в милицию. Сообщение учителя 5 мин.

II. Заключительная часть Получение обратной связи Упражнение «Продолжи 5 мин.



Учитель. В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее заседание.

Учитель. Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить, обсудив ситуацию в мини группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении. (Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций и защищают свою точку зрения)).

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).

4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5.Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку.

(преступление).

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице.

(преступление).

7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление).

9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет.

(шалость).

11.Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок).

Учитель. Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления. (Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его).

Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

Преступление (уголовное преступление - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Учитель. А сейчас предлагаю вам ролевую игру «Подросток и закон». Сейчас мы посмотрим отрывок из фильмы «Игры мотыльков». Необходимо будет проанализировать ситуации, которые нужно решить с позиции разных участников событий: жертвы и его родственников, преступника, свидетелей, близких обвиняемого и судьи.

(Учитель делит учащихся на группы группа «Свидетелей», группа «Агрессоров», группа «Жертв», группа «Близких агрессоров», группа «Судей»).

Учитель задает вопросы группам таким образом, чтобы при ответе на них побудить учащихся занимать определенную ролевую позицию.

Вопросы могут быть следующими:

1. Группе «Свидетелей». Чем объяснить и как оценить поведение «Кабана» и других подростков? (Подростковая солидарность? Преклонение перед сильной личностью? Им было интересно? Имеют ли они право на такое любопытство?)

2. Группе «Агрессоров» (или преступников). Как можно объяснить действия Кости? Как надо было поступить? Считать девчонок участниками преступления или виноват один Костя?

3. Группе «Жертв». Как вы оцениваете ситуацию. Какое наказание вы вынесли бы ее участникам?

4. Группе «Близких». Представьте себе, какие бы письма в этой ситуации могли написать мамы Кости, Зои, Маши? Прочитайте их.

а) юридической; б) моральной ответственности? Кого из них можно привлечь к ответственности за соучастие в преступлении? Какое наказание понесет Костя?

Материал для сопровождения обсуждения ситуации.

Административные наказания.

Статья 7.27.

Мелкое хищение УК.

Мелкое хищение чужого имущества путм кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений – влечт наложения административного штрафа в размере до трхкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.1.

Мелкое хулиганство.

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах – влечт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.20.

Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечт наложение административного штрафа в размере от трх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.22.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Юридическая ответственность.

Совершение преступления.

Подведение итогов: В процессе дискуссии акцентируется внимание учащихся на чувствах каждого участника конфликтной ситуации, что должно способствовать осознанию личностной ценности прав и ответственности.

Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками полиции.

Вопросы:

1. В случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны немедленно сообщить (родителям или лицам, их заменяющим).

2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. При этом кто-то должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол)

3. Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних в какое время (ночное)

4. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту (адвокат) Учитель. Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.

Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:

Я не знал, но сегодня узнал, что...

Меня удивило, что...

Я сделал вывод, что...

Новым для меня было...

Список использованной литературы.

1. Безрукова Г.А. «Дэтективлэнд»: правовой турнир // Дайджест методических материалов. – 2003. – стр. 34.

2. Гривапш И.О. «Право и закон» // Читаем, учимся, играем. – 2006. – 9 выпуск.

– стр. 84-85.

3. Капецкая Г.А. «Эрудит-лото «Закон о правах ребенка»»: классный час для учащихся средних и старших классов// Последний звонок. – 2010. – № 6. – стр.30-31.

4. Лазеева Л. «Знать закон, ответствовать пред законом: деловая игра» // Библиотека. – 2005. – № 10. – стр. 66-67 (Правовое воспитание).

5. Леонова Л. «Чтоб жизнь была, как ровная дорожка, учи закон, знай закон»// Библиотека. – 2006. – № 1. – стр. 28-30 (СТАТУС: НАУЧНАЯ. Правовое просвещение).

Полезная информация на сайтах:

http: 1september.ru - Классный час "Каждый правый имеет право" http: uroki.net/docklruk/docklruk117.htm - Классный час "Твои права, подросток" http: klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-pravonarusheniya - Классные часы по профилактике правонарушений

Похожие работы:

«Справочник по МВФ Что такое Международный Валютный Фонд? МВФ Что такое Международный Валютный Фонд? МВФ Вашингтон, округ Колумбия, 2004 год Международный Валютный Фонд © 2001 Международный Валютный Фон...»

«Загальнотеоретичні проблеми _ держави і права 1 Розділ І та висвітлення нового в усвідомленні таких надзвичайно складних та багатогранних феноменів, яким, безсумнівно, є право. На завершення слід окремо зазначити незавершеність у вирішенні питання взаємовідношення понять культура і цивіліз...»

«Листинговый проспект Наименование Эмитента: ОАО "Оптима Банк" Период раскрытия: 4 квартал 2013 года Дата составления: "28" января 2014 года 1. Общие сведения об Эмитенте 1.1. Юридический и почтовые а...»

«ISSN 2312 2714 Вісник Дніпропетровського університету, 2014, Т. 22, Вип. 24 (2) Філософія региональных идентичностей Западной и Восточной Украины, предстающими в роли двойной ипостаси Чужого. Ключевые слова: Восток запад, топос, православие, католиц...» PROTECTION I...»Практическое руководство по проведению оценки активов в рамках проектов, реализуемых с участием Открытого акционерного общества "РОСНАНО" Часть 1 ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВАХ Исключительное право на "Практическое руководство по проведению оценки активов в рамках проектов, реализуемых с участием ОАО "РОСНАНО", включая составные его...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)

Цель классного часа:

Упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;

Развивать представления о последствиях противоправных деяний;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

Жители стали жить по законам.

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Задание 1

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).

Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).

Выберите права и обязанности (распределить таблички)

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

Прочитайте, что отсталость? (отсталость ответственность)

За каждое нарушение закона необходимо нести отвественность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

Рассмотрим понятие нарушений:

Задание 2

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1 . Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Он находится в вестибюле школы).

(Проступком)

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2 . Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3 . Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Задание 3

Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность

Убийство,

Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

Похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

Вымогательство,

Уничтожение или повреждение имущества

Терроризм

Захват заложника

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

Вандализм

Хищение либо вымогательство наркотических веществ

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Задание 4

Поработаем с уголовным кодексом и рассмотри какие наказания предусмотрены законом.

игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор)

Ложный звонок

Ситуация 1 : В класс вбегает ученик:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья – ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей-наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

Ситуация 2 : К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья – ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик

В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере

расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Ситуация 3: На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья – ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

Ситуация 4 : В классе идет спор двух учащихся:

– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Судья – ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:

– А ты дылда!!!

– А ты сама Гадина!!!

Судья – ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 6 : В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья – ученик зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

➣лишение права заниматься определенной деятельностью;

➣обязательные работы;

➣исправительные работы;

➣лишение свободы на определенный срок.

4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

5. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

6. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых , если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

Классный час в игровой форме "права ребёнка" (9-11 классы).

Цель: повторить с учащимися основные возрастные вехи в жизни ребёнка и приобретаемые в соответствии с возрастом права и обязанности.

Условия игры. В ней участвуют две команды. Готовятся карточки с указанными в тексте заданиями.

Игра состоит из трёх частей. Первая часть - разминка. Вторая часть - конкурс на выявление знаний о правовом статусе ребёнка. Вопросы также размещаются на карточках. Затем предлагается решить проблемные ситуации. Третья часть игры - блиц-турнир.

Эксперты - обучающиеся, с которыми предварительно отработали материал, подводят итоги работы.

Ход игры .

Разминка . Командам раздаются карточки с правовыми понятиями и датами, связанные с принятием соответствующих документов. Необходимо дать определения всех понятий и назвать события, связанные с датами. За каждое правильное определение команда получает 1 балл.

Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. По господствующим в современном мире представлениям, они носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические.

Декларация - документ, не имеющий обязательной силы (имеет рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные принципы.

Конвенция - международное соглашение по какому-либо социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Свобода мысли и совести - одно из основных личных прав человека; означает, прежде всего, свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода мысли и совести значительно шире по объему, чем свобода вероисповедания, т.к., во-первых, включает свободу придерживаться и атеистических убеждений, а во-вторых, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека. Свобода мысли и совести является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах. В Конституции РФ свобода мысли закреплена в ст. 29, а свобода совести - в ст. 28.

Дискриминация - ограничение или лишение прав людей по национальным, религиозным, политическим или иным мотивам.

Геноцид - уничтожение отдельных групп населения (и целых народов) по расовым, национальным, религиозным, политическим или иным мотивам.

  • 1959 г. - Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации прав ребёнка.
  • 1989 г. - Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребёнка.

Конкурс "Правовой статус ребёнка" . Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребёнка на различных возрастных этапах. Каждая команда получает два набора карточек: 1) основные возрастные вехи в жизни ребёнка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Команды за пять минут должны соотнести два этих набора карточек. Максимальное количество баллов за этот конкурс - 10 баллов.

  • 1-й набор (8 карточек) - основные возрастные вехи в жизни ребёнка: а) с рождения; б) 6 лет; в) 10 лет; г) 14 лет; д) 15 лет; е) 16 лет; ж) 17 лет; з) 18 лет.
  • 2-й набор (36 карточек) - приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности.
  • 1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права.

Подлежит первоначальной постановке на воинский учёт (выдаётся приписное свидетельство).

Несёт уголовную ответственность за любые преступления.

Подлежит административной ответственности за правонарушения в любом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения (например, хулиганство) несёт административную ответственность в общем порядке.

Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращённая рабочая неделя -36 часов).

Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.

Имеет право управлять мопедом, при езде на дорогах.

Может быть членом кооператива, акционерного общества.

Может быть объявлен в установленном законом порядке полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается трудовой деятельностью.

Имеет право на получение паспорта.

Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.

Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия.

Может быть исключён из школы за нарушения.

Подлежит имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство).

Может вступать в молодёжные общественные объединения.

Имеет право управлять велосипедом по дорогам при движении на велосипеде.

Допускается поступление на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.

Может вносить вклады в кредитные учреждения (банки) и распоряжаться ими.

Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами.

Вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.

Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).

Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями.

25. Законом субъекта Федерации было разрешено вступление в брак в виде исключения с учётом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).

Может вступать в детские общественные объединения.

Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

28. Вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Выражает своё мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

Даёт согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей.

Даёт согласие на изменение имени или фамилии.

Вправе заключать мелкие бытовые сделки.

Вправе посещать школу.

Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

Имеет право на имя, отчество и фамилию.

Приобретает право на гражданство.

Конкурс "Правовой выбор" . Командам предлагается сделать правовой выбор в жизненных ситуациях.

1. Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать дикарями на море. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начинают оскорблять вас. Хулиганы обзывают ваших друзей, съедают ваш обед, угрожают словесно. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов.

Каковы ваши дальнейшие действия?

2. Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять на следующий день уроки в школе, чтобы посмотреть новый фильм. Вам хочется пропустить занятие в школе, и вы боитесь обидеть своих друзей, но прогуливать нельзя, да и родители могут наказать.

Как вы поступите в данной ситуации?

Конкурс "Блиц" . Каждой команде предлагается утвердительно или отрицательно ответить на несколько вопросов. За каждый правильный ответ начисляется балл.

Конвенция о правах ребёнка принята в 1959 г.? (нет)

Декларация о правах ребёнка провозглашена в 1989 г.? (нет)

Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка? (да)

Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнком признаётся лицо, достигшее 16 лет? (нет)

Брачный возраст в РФ наступает с 18 лет? (да)

Право избирать в органы государственной власти гражданин РФ приобретает с 16 лет? (нет)

Уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет? (да)

Может ли несовершеннолетний подвергнуться административному аресту? (нет)

Может ли быть несовершеннолетний арестован в случае совершения преступления? (да).

Конкурс "Точка зрения" . Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку (Н.В. Шелгунов, журналист).

"Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем в их жизни. Но это не так. Это самые тяжёлые годы, поскольку тогда человек находится под гнётом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а ещё реже свободу" (И. Кант, философ).

Какая точка зрения вам ближе и почему? На рассуждения даётся 5 минут.

Классный час

на тему:

«Правовая грамотность учащихся»

Цели:

  • воспитание правовой грамотности учеников
  • научить учеников определять, что такое “можно” в школе, а что такое “нельзя”
  • познакомить детей, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка, научить применять их в жизни
  • соотнести права и обязанности детей
  • способствовать осознанию ответственности за свои права
  • сформировать положительное отношение к правам других

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав

Организационный момент

Здравствуйте. Сегодня мы проведу классный час на тему: «Правовая грамотность учащихся»

Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас

Постарайтесь всё понять,

Что - то новое узнать о правах и обязанностях .

Ребята, скажите, а есть ли у маленьких граждан свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права ребёнка? На эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?

Кто из вас знает, как называется этот документ?

Однажды ребята нашли в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. В ней говорилось о том, что все государства обязательство должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру - заботиться о своих маленьких гражданах.

Помимо Конвенции о правах ребёнка, существует и Всеобщая декларация прав ребёнка. Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей? (так как она написана для всех)

В конвенции так же закреплены обязанности и права детей.

Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?

Конвенция - это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий обязательный характер

В Статье № 1 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Как вы думаете, для чего был принят этот международный правовой документ? (Для защиты прав детей)

- Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

(просмотр презентации)

Задание «Права и обязанности» Определить и закрасить на доске права и обязанности человека Обязанности закрасить красным цветом, а права - зеленым.

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Право на отдых

Право на охрану здоровья

Право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду

Право родителей на заботу о детях и их воспитание

Право на образование

Право на имя

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательном учреждении, дома и в общественных местах.

Соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

Уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;

Уважать государственные символы Республики;

Защищать Отечество (воинская служба);

Задание: «Выделите неверное утверждение среди предложенных»

ВЕРНО ЛИ, ЧТО:

1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?

2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде?

3.Права должны соблюдать только взрослые?

4.Права - это сама жизнь

5.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.

6.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.

(Просмотр видеоролика)

Я хочу рассказать вам одну притчу, которая была написана одним мудрецом давным-давно.

Вечерело. По дороге шли два путника — отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.

— Дедушка, — сказал мальчик, — вы не видели здесь камень?

— Я убрал его с дороги.

— Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.

— Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

— Почему же вы убрали камень?

— Потому что я — Человек.

Как вы понимаете эту притчу?

Рефлекия, синквейн « Конвенция» и «Устав».

Давайте обобщим ваши представления, связанные с понятиями «Конвенция» и «Устав».

Учащимся предлагается разделиться на две подгруппы и в течение 3 минут написать синквейны со словами «Конвенция» и «Устав».

Конвенция о правах ребенка

Цели:

  • воспитание правовой грамотности учеников
  • научить учеников определять, что такое “можно” в школе, а что такое “нельзя”
  • познакомить детей, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка, научить применять их в жизни
  • соотнести права и обязанности детей
  • способствовать осознанию ответственности за свои права
  • сформировать положительное отношение к правам других

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав

    Организационный момент

Здравствуйтедети, меня зовут Елизавета Игоревна. Сегодня я проведу классный час на тему: “Твои права и обязанности”.

Сегодня на уроке, мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать о правах и обязанностях.

Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права ребёнка? На эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.

Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимыми к другим.

Скажите, пожалуйста, мне, хотели бы вы стать взрослым, образованным человеком?

Конечно же, мы все этого хотим.Наши малыши тоже этого хотят.(Внимание – на рисунок деток). Сегодня на уроке они вместе с вами будут получать информацию о правах и обязанностях.

Но для того, чтобы стать умным и образованным человеком, мы должны знать свои права и соблюдать свои обязанности.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

  1. Что люди могут делать и чего не могут?
  2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  3. На что они имеют право и на что не имеют?

Давно и очень давно, ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Права древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Но не так-то давно люди поняли, что основным заступником прав человека является государство. Долгое время в истории царил закон “око за око, зуб за зуб”.

А сейчас мне понадобится 5 ребят. Попрошу вас выйти к доске и построиться в линию.

Как вы думаете, что необходимо этим деткам, чтобы онивыросли, и стали умными, здоровыми, успешными взрослыми людьми?

Предполагаемые ответы:

(на доске закрепляются слова рядом с картинкой детей)

  • Любовь
  • Забота
  • Защита
  • Хорошие условия
  • Образование

Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?

Кто из вас знает, как называется этот документ?

Однажды ребята нашли в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. В ней говорилось о том, что все государства обязательство должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру – заботиться о своих маленьких гражданах.

Помимо Конвенции о правах ребёнка, существует и Всеобщая декларация прав ребёнка. Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей? (так как она написана для всех)

В конвенции так же закреплены обязанности и права детей.

Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?

Конвенция это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий обязательный характер.

В Статье № 1 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Как вы думаете, для чего был принят этот международный правовой документ? (Для защиты прав детей)

Помимо этих книг, у нас в стране так же существует Конституция Республики Беларусь и Кодекс об образовании, в которых так же прописаны права.

Скажите, что может помешать малышам стать такими людьми, которыми они хотят быть?

К доске выходит 4 человека, и дают ответы на поставленный вопрос.

Предполагаемые ответы:

неблагоприятные условия помешают ему выжить;

если не получит образование, он не сможет развиваться;

если нет защиты;

если ребенка ограничивать в участии жизни семьи, общества

Конвенции выделяет 4 самых важных групп прав человека:

1) право на выживание (жизнь)

2) право на участие

3)право на развитие

4) право на защиту

Мы с вами назвали самые важные 4 группы прав детей, которые закреплены в Конвенции. Это право на выживание (жизнь), на развитие, защиту и участие.

А сейчас мы свами, заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе (порядочность)

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим(справедливость)

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность)

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия (воспитанность)

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются… (обязанности).

А какие вы ещё знаете качества, помогающие людям не нарушать права и обязанности?

Предполагаемые ответы:

    Честность

    Самостоятельность

    Рассудительность

    Объективность

    Вежливость

    Трудолюбие

    Пунктуальность

Сценка из школьной жизни.

Раздаются слова на листочках и дети разыгрывают сценку импровизировано.

  1. Командир: – Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, вымой доску и полей цветы.

Вася: – Сашка! Не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: – Вика, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Назовите обязанности, которые должны выполнять герои сценки.

Назовите права, которые нарушались.

  1. Мария Степановна: – Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: – Мария Степановна, вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Назовите права и обязанности, которые были нарушены.

Я хочу рассказать вам о маленьком мальчике, который жил когда-то в Дании. Он был, по мнению окружающих, странным, а ещё неуклюжий, с длинным носом и некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чём-то своём. В мечтах путешествовал по разным удивительным странам, но замечал, что все над ним смеются. Мальчик вырос, но остался в душе всё тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен.

Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду.

А он просто был не такой, как все.

Ребята, а вы читали эту книгу? Тогда скажите мне, в кого превратился утёнок когда он вырос? (прекрасным лебедем).

Правильно, ведь человек не должен быть “как все”.

Сейчас я приведу пример из знакомой вам сказки. А вы отгадайте, что это за сказка и ответьте на мой вопрос.

Папа Карло купил “Азбуку” с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. А вот куда пошел Буратино? (эта сказка называется “Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

Эх, знал бы он Конвенцию! Ведь в ней сказано:

Все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми, воспитанными.

А давайте вспомним еще одну забавную сказку С. Михалкова.

– Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я её выломаю!

– Дом поросенка – это его крепость! – сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.

Что это за сказка? ( “Три поросенка”).

Кто в этой сказке нарушил права? (волк)

Правильно, ведь никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено силой, врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.

Вот строки Конвенции, подтверждающие сказанное:

Ребенок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа.

Какие же права есть у всех детей мира?

Предполагаемые ответы:

    Право на жизнь

    Право на имя при рождении

    Право на медицинскую помощь

    Право на образование

    Право на отдых и развлечения

    Право иметь имущество

    Право свободно выражать свои взгляды

    Право на свободное перемещение

    Право на заботу и воспитание детей

    Право на развитие и уважение человеческого достоинства

    Право на личную жизнь

    Право на семейную жизнь и неприкосновенность жилища

    Право на тайную переписку

А сейчас, я проведу игру, которая называется “Угадай-ка слово”

НОКЕВНИЦЯ

ГОУСАРДТСОВ

ИЖЗНЬ

РБОАЗОАВИНЕ

Кроме личных прав человека у детей есть и другие права. Одно из таких прав – право на любовь и заботу. Забота о соблюдении прав ребёнка лежит на его родителях.Послушайте стихотворение С.Михалкова “Права что даны детям”:

Права, что даны детям.

Права, что даны детям,
Нарушают все на свете.
Декларации и конвенции написаны,
Права детей в них перечислены.
Увы, наши родители
Этих книг не читали и не видели.
У детей одно лишь право –
Слушать, что сказала мама.
Вовремя покушать, вовремя спать,
Много учиться, и мало погулять.
Нам надоели такие «права»,
Мы их нарушали не раз и не два.
Думаете, это к взрослым неуважение?
Нет. Это протест за унижение.
Почему мы не послушны, почему упрямы?
Потому что мало нас уважают – мам.

Ответьте теперь мне на вопрос, согласны ли вы с тем, что родители нарушают ваши права?


Конечно же, нет! Мамы и папы стараются вырастить вас в любви и ласке, обеспечивают едой, одеждой, хотят воспитать из вас хорошего гражданина, следят за вашим образованием и здоровьем. Все действия, которые они предпринимают – всё во благо вам. Всё что они делают, они делают для тех, кого любят сильнее всего. Родители хотят, чтобы их дети жили лучше, чем они сами, чтобы их дети были лучше них, чтобы их дети смогли сделать то, что не смогли сделать они.

А сейчас я хочу рассказать вам одну притчу, которая была написана одним мудрецом давным-давно.

Вечерело. По дороге шли два путника - отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.

Дедушка, - сказал мальчик, - вы не видели здесь камень?

Я убрал его с дороги.

Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.

Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

Почему же вы убрали камень?

Потому что я - Человек.

Как вы понимаете эту притчу?

Писатель Лермонтов, ответил на эту притчу стихотворением:

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, -

Когда весь мир ты примешь во владенье.

Тогда, мой сын, ты будешь человек.

Видео презентация.

Викторина.

Ребята вы все читали сказки, давайте сейчас постараемся вспомнить сказки, и ответить на вопросывикторины и узнать, знаете ли вы, в каких сказках были нарушены права.

1 ситуация: Мачеха с утра до ночи, заставляла Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.

Нарушены ли права Золушки?

2 ситуация: Баба Яга уносит братца Иванушку от сестры Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.

Нарушала ли Баба Яга права Иванушки?

Но, так или иначе, кроме прав у каждого человека есть и обязанности. И это тема нашего следующего разговора.

Скажите мне, что такое обязанности? (круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения)

Правильно, помимо прав, интересов и потребностей, дети также имеют обязанности. Помните!Права и обязанности идут рука об руку. Ты имеешь право на образование, однако в то же время у тебя есть обязанность посещать школу. Ты имеешь право требовать уважения собственных прав, однако при этом ты также должен уважать и считаться с правами других детей и взрослых.

А сейчас я вам расскажу памятку: Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Так же все ваши школьные обязанности, прописаны в вашем дневнике.

И я сейчас вам перечислю самые главные обязанности:

1.В классе ученики должны относиться друг к другу с уважением, помогать друг другу.

2. Каждый ученик-это личность, у которого свой характер, свои интересы. Поэтому ученики должны помнить об этом.

3. При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать за столом переговоров.

4. Отношения учителя и ученика являются одними из самых важных. К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.

5. Атмосфера на уроках должна быть дружеская. Учитель должен заинтересовать учеников.

6. Ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

7. Школа – твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь.

8. Веди активный образ жизни, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

9. Ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

10. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай – помоги. В следующий раз помогут тебе.

11. Если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

Физкультминутка.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

А как вы думаете, какие обязанности вы должны соблюдать в школе?

Предполагаемые ответы:

· Уважать права, честь и достоинство всех участников;

· Прилежно учиться;

· Иметь аккуратный вид;

· Соблюдать правила техники безопасности;

· Беречь школьное здание, оборудование;

· Придерживаться общепринятых правил поведения;

· Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы/

О чём мы узнали с вами в процессе работы над Конвенцией? (О правах и обязанностях детей).

Что же детям дает знание своих прав, мы сейчас с вами и узнаем.

Разбирая следующие ситуации, мы посмотрим, как работают статьи Конвенции.

Наши ребята уже много набрали информации, и сейчас вместе с вами будут закреплять знания, благодаря ситуациям.

Ребёнку даётся задание: прочитать текст, обсудить ситуацию,слушая и уважая мнение каждого в группе определить, какое право ребёнка нарушается в данном случае. Определитесь, кто грамотно сможет высказать перед классом мнение группы(раздаются листы с ситуациями)

Ситуации.

1.10 летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Нарушены ли права мальчика?

2. 9-летнего Антона постоянно избивают старшеклассники. Он боится жаловаться, так как старшие ребята угрожают ему еще большей физической расправой. Он молчит и терпит. Нарушены права Антона? Как ему следует поступить?

3.13-летняя Оксана на время летних каникул устроилась на работу. Ее рабочий день длится 8 часов, как у взрослого человека. Нарушены права Оксаны? Как она или ее родители могут поступить в этой ситуации?

4. Аня очень талантлива, она прекрасно поёт. В семье, кроме неё ещё 3 малыша и ей приходится по приказанию мамы после уроков приглядывать за малышами. Девочка не может из-за этого нигде выступать. Нарушены права Ани?

Все люди должны уважать друг друга и вежливо общаться между собой. Следовательно, Ты обязан вежливо общаться с окружающими. Вежливость должны соблюдать как взрослые, так и дети. Следует уважать взрослых: своих маму и папу, бабушку и дедушку, воспитателей, учителей и других взрослых. Также следует уважать всех детей: товарищей по детскому саду и школе, по тренировке и играм, соседских мальчиков и девочек. Если Ты уважаешь людей вокруг Тебя и ведешь себя с ними вежливо, то и Тебя будут уважать.

Что вам особенно запомнилось из сегодняшнего занятия?

Права есть и у взрослых, и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. И у нашего малыша есть эти гаранты, и мы верим, что он вырастет и станет умным, здоровым, успешным взрослым человеком. В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности. А я хочу вам всем пожелать еще побольше друзей!

Я не завидую чужому счастью

И, как умею, берегу своё.

И если у друзей в душе – ненастье,

То это горе, также, и моё!

Друзьям не расставляю я капканы,

Не закрываю сердце на засов

И не ищу в поступках их изъяны.

Друзей люблю без всяких громких слов.

Но кто-то мастер – делать людям больно.

И ненавистью душу бередя,

Изводит всех, пусть, даже, и невольно…

А злобой душит, собственно, себя!

Таких людей я искренне жалею:

В их душах не искрится яркий свет.

Там вечный мрак запущенной аллеи,

И светлых уголков там просто нет!

Что может быть страшнее лицемерья?

Всего важней: НЕ ОБНИЩАТЬ ДУШОЙ!

И я гоню и зависть, и безверье.

Для этого не нужно быть святой!

Но в истину одну я верю твердо:

Отдашь добро, ОНО ВЕРНЁТСЯ ВНОВЬ!

А сейчас мы с вами закрепим наш материал.

1. Какое главное право имеет ученик? (Право на обучение)

2. Что обязан делать ученик?

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?

4.Что такое права?

5. Что такое обязанности?

Игра. Школы мечты.

На доске вывешивается рисунок школы. Ученикам раздаются кружочки, на которых они пишут права, обязанности, качества человека и,подходя по одному к рисунку закрепляют его.

Тест.

И помните такие слова – обращение к каждому:

Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

Спасибо за урок!



Просмотров