Правовой час для школьников. Проведение классного часа на правовую тематику: "Права ребенка". II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

Разработка классного часа для старшеклассников «Несовершеннолетний имеет право...»

Цель: Формировать правовую культуру обучающихся.

Форма: Правовой лекторий.

Участники : Классный руководитель, учащиеся класса.

Подготовительный этап: Классному руководителю необходимо подготовить юридические памятки для старшеклассников и по возможности пригласить на классный час юриста.

Ход классного часа

Во вступительном слове учитель должен обратить внимание на актуальность обсуждаемой проблемы.

Вы знаете о том, что у детей есть свои права, которые зафиксированы в Конвенции ООН о правах ребенка. Наше государство, реализуя этот важнейший международный документ о правах детей, создает условия для вашего развития и образования. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, приобретаете новые права, у вас появляются обязанности и ответственность. Прав без обязанностей в обществе не бывает.

Правовая информация для учителя и учащихся

С рождения ребенок имеет

права:

Жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

Знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);

На заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);

На всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

На защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

На гражданство;

Иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);

На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

обязанности:

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

Соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

С 6 лет добавляются

права:

Совершать мелкие бытовые сделки;

Совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

Совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;

обязанности:

Получить основное общее образование (9 классов);

Соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;

ответственность:

Перед преподавателями, администрацией учебного заведения;

За совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, пьянство, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

С 8 лет добавляются

права:

На участие в детском общественном объединении;

обязанности:

Соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;

ответственность:

Перед детским общественным объединением и его участниками.

С 10 лет добавляются

права:

На учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;

Быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

Давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;

ответственность:

С 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

С 14 лет добавляются права:

Получить паспорт гражданина Российской Федерации;

Самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

Требовать отмены усыновления;

Давать согласие на изменение своего гражданства;

Требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;

Работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;

Заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;

Самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

Вносить вклады в банки и распоряжаться ими;

Управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;

Участвовать в молодежном общественном объединении;

обязанности:

Выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;

Соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;

ответственность:

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;

Самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

Возмещение причиненного вреда;

Ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).

С 15 лет добавляются права:

Работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

С 16 лет добавляются права:

Вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);

Работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;

Быть членом кооператива;

Управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;

Быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей);

ответственность:

За административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;

За совершение всех видов преступлений.

С 17 лет добавляется

обязанность:

Встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).

В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Если вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение других людей. Тогда вы не столкнетесь с печальным последствием невыполнения обязанностей — наказанием, и сами получите право требовать привлечения правонарушителей к ответственности.

В ходе классного часа учителю предлагается отдельно остановиться на правах несовершеннолетних детей, закрепленных Семейным кодексом Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223-Ф3 принят Государственной Думой РФ 08.12.95 г. (с изменениями от 3 июня 2006 г.)

(Извлечения)

Глава 11. Права несовершеннолетних детей

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье:

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками:

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 56. Право ребенка на защиту:

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение:

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию:

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия — по фамилии матери.

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка:

1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено., орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Статья 60. Имущественные права ребенка:

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

Классный час

на тему:

«Правовая грамотность учащихся»

Цели:

  • воспитание правовой грамотности учеников
  • научить учеников определять, что такое “можно” в школе, а что такое “нельзя”
  • познакомить детей, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка, научить применять их в жизни
  • соотнести права и обязанности детей
  • способствовать осознанию ответственности за свои права
  • сформировать положительное отношение к правам других

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав

Организационный момент

Здравствуйте. Сегодня мы проведу классный час на тему: «Правовая грамотность учащихся»

Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас

Постарайтесь всё понять,

Что - то новое узнать о правах и обязанностях .

Ребята, скажите, а есть ли у маленьких граждан свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права ребёнка? На эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?

Кто из вас знает, как называется этот документ?

Однажды ребята нашли в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. В ней говорилось о том, что все государства обязательство должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру - заботиться о своих маленьких гражданах.

Помимо Конвенции о правах ребёнка, существует и Всеобщая декларация прав ребёнка. Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей? (так как она написана для всех)

В конвенции так же закреплены обязанности и права детей.

Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?

Конвенция - это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий обязательный характер

В Статье № 1 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Как вы думаете, для чего был принят этот международный правовой документ? (Для защиты прав детей)

- Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

(просмотр презентации)

Задание «Права и обязанности» Определить и закрасить на доске права и обязанности человека Обязанности закрасить красным цветом, а права - зеленым.

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Право на отдых

Право на охрану здоровья

Право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду

Право родителей на заботу о детях и их воспитание

Право на образование

Право на имя

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательном учреждении, дома и в общественных местах.

Соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

Уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;

Уважать государственные символы Республики;

Защищать Отечество (воинская служба);

Задание: «Выделите неверное утверждение среди предложенных»

ВЕРНО ЛИ, ЧТО:

1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?

2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде?

3.Права должны соблюдать только взрослые?

4.Права - это сама жизнь

5.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.

6.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.

(Просмотр видеоролика)

Я хочу рассказать вам одну притчу, которая была написана одним мудрецом давным-давно.

Вечерело. По дороге шли два путника — отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.

— Дедушка, — сказал мальчик, — вы не видели здесь камень?

— Я убрал его с дороги.

— Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.

— Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

— Почему же вы убрали камень?

— Потому что я — Человек.

Как вы понимаете эту притчу?

Рефлекия, синквейн « Конвенция» и «Устав».

Давайте обобщим ваши представления, связанные с понятиями «Конвенция» и «Устав».

Учащимся предлагается разделиться на две подгруппы и в течение 3 минут написать синквейны со словами «Конвенция» и «Устав».

Конвенция о правах ребенка

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Классный час на тему:

«Нет прав без обязанностей»

для учащихся 6-11 классов

Провела:

Социальный педагог Нестеренко О.С.

Таловая, 2015 г.

Жизнь начинается с той поры,

когда человек начинает задумываться

над поступками и отвечать за них.

Тема классного часа: «Нет прав без обязанностей»

Цель: Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав с целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Знакомство воспитанников с основными нормативными документами,
  2. законопроектами, регулирующими и защищающими их жизнедеятельность;
  3. Повторить определение понятий «права» и «обязанности»;
  4. Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки;
  5. На примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
  6. Развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;
  7. Формирование активной жизненной позиции;
  8. Правовое просвещение и предупреждение правонарушений.

Форма проведения : познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Источники информации:

  1. Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А.Ф. Никитин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 352 с.;
  2. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.;
  3. Конституция РФ;
  4. Семейный, Гражданский, Уголовный кодексы;
  5. Конвенция о правах ребенка;
  6. Сайт – www.viki.rdf.ru

Ведущий: Тема классного часа «Нет прав без обязанностей». Какие ассоциации вызывает у вас эта тема? (ответы детей)

Ведущий: Давайте дадим определение понятий «право» и «обязанность». Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права. Назовите основные права ребенка

Ответы детей:

Право на жизнь,

Право на свободу слова, мысли и религии,

Право на медицинскую помощь,

Право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,

Право жить со своими родителями и воспитываться в семье,

Право на воспитание,

Право на уважение человеческого достоинства,

Право на защиту от жесткого обращения,

Право на Ф.И.О. при рождении,

Право на защиту от вовлечения в преступную деятельность,

Право на образование и др.

Ведущий: В Древнем государстве Спарта каждого новорождённого ребёнка осматривали и решали: если он крепкий, здоровый – пусть живёт, а если ребёнок родился слабым – его сбрасывали со скалы. Справедливо ли поступали граждане Спарты? (ответы детей) Почему? В нашем современном обществе каждый человек имеет право на жизнь. Ребята, скажите, как мы обращаемся друг к другу? (ответы детей) Каждый человек имеет право на имя. А каким документом вы можете подтвердить это право? (ответы детей)

Ведущий: Посмотрите на выставку книг, в которых вы можете подробно познакомиться с правами человека. (представлены Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс. Учитель знакомит с каждой книгой)

Ведущий: Ребенок имеет право выражать свое мнение, получать и передавать информацию, иметь доступ к сведениям из различных отечественных и международных источников. Источниками информации могут служить издания, видеоматериалы, сайты Интернета и другие источники, с условием, что они не наносят вред психике несовершеннолетнего, не содержат информации порнографического характера и сцен насилия, не воспитывают расовой и национальной неприязни. И наверное, самым главным, является право жить и воспитываться в семье. Ни одного ребенка никто насильно не может забрать из семьи, если в этой семье не нарушают его права (родители жестоко обращаются с детьми, не обеспечивают пищей, необходимыми вещами, не лечат и т.д.) кроме того, ребенок наравне со всеми имеет свободу выбора религии и языка. На самом деле с правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

ночью спал

право на отдых и здоровье

завтракал, обедал

право на заботу и воспитание родителями. право на здоровье

смотрел телевизор

право на доступ к информации и СМИ

сходил в школу

право на образование

лечил зубы

право на медицинскую помощь.

посещал кружки и секции

право на всестороннее развитие

играл в компьютер

право на отдых и досуг

хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

отвечал на урок, защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Ведущий: У нас много прав и свобод, но они не должны нарушать права и свободы других людей. Каждый человек, кроме прав, имеет и определенные обязанности. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека. Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Ребята, в чем отличие прав и обязанностей?

Ученик: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Ведущий: Какие обязанности у вас как у учеников? Где перечислены ваши обязанности как учеников?

Ученик: В Уставе школы-интерната.

Ведущий: Какие же обязанности несёт ребёнок? Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

  • Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федерации «Об образовании»);
  • Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»);
  • В год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет;
  • После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу;
  • Контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;
  • Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.);
  • Полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (Закон Российской Федерации «Об оружии»).

Ведущий: Итак, мы с вами разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации, идет совместное обсуждение, дается правильный ответ

Ситуация 1

На урок ученица пришла в неприличном виде: белые джинсы, яркая цветная кофточка, волосы разбросаны по плечам. Учитель сделал замечание…

Вопрос : Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ: Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2

На улице мальчики пристают к девочкам и малышам, нарушают общественный порядок и спокойствие…

Вопрос : Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих мальчиков наказать?

Правильный ответ: Да, это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3

Между одноклассниками произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у одного был сломан нос, а другой получил удар в живот. Рядом находившийся третий мальчик не остановил драку…

Вопрос : Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ: Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4

Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ: Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Ведущий: Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки. Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения, если ученик достиг 14-летнего возраста. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении. В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а так же те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью. Несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-0воспитательное учреждение закрытого типа. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф; лишение права заниматься определенный деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок. Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки.

Подведение итогов (учитель задает вопрос и предлагает три варианта ответа, ребята называют правильный ответ):

  • С какого возраста начинается уголовная ответственность?

а) с 16 лет

б) с 14 лет в особых случаях

в) с 18 лет

  • Ребенок имеет право на…

а) жизнь

б) общение с родителями

в) защиту от голода и болезней

  • Вовлечение детей в распитие спиртных напитков…

а) запрещено

б) полезно

в) не наказывается

  • Ребенок свободен…

а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его

б) свободен выбирать религию

в) оба варианта

  • Какой самый распространенный вид наказания?

а) предупреждение

б) вызов в милицию

в) штраф

  • В чем цель наказания?

а) посадить человека в тюрьму

б) предотвратить новые нарушения закона

в) наградить правонарушителей

  • Ребенок – это человек…

а) который ходит в школу

б) не достигший 18 лет

в) достигший 18 лет

Ведущий: Все вы с момента своего рождения являетесь полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле вас защищает Закон, который дает вам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. Самая главная обязанность – вести себя так, чтобы не вредить другому человеку.


Классный час «Твои права»

Цель классного часа:

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи классного часа:

1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Ход классного часа:

Сегодня у нас будет очень серьезный разговор на очень серьезную тему. Прочитайте тему нашего классного часа. (слайд 1)

А как вы понимаете слово права?

(Право - это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо. Права - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством.)

Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля.

А что является моделью планеты Земля?

Дети: Глобус.

Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. (слайд 2)

Наша планета огромна, на ней живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, у них разные традиции, они говорят на разных языках. (слайд 3)

А помогают людям жить мирно правила, которые они придумали для себя сами.

В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. Я предлагаю всем детям познакомиться с этими документами.

Первый документ - «Всеобщая декларация прав человека». (слайд 4)

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование. Всеобщая Декларация прав человека принята 10 декабря 1948 г. Организацией Объединенных Наций, поэтому 10 декабря отмечают день прав человека (слайд 5)

Права россиян записаны в главном законе нашего государства - Конституции Российской Федерации (слайд 6)

Следующий документ - «Конвенция о правах ребёнка». Конвенция - значит соглашение. (слайд 7)

В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.

Какой человек считается ребенком? (слайд 9)

Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно.

В мире есть страны, где идут войны, совершаются террористические акты.

В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, голодают.

В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:

1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые выживают самостоятельно. Эти дети лишены родительской заботы.

2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.

Чтобы узнать, какие права есть у детей, совершим путешествие в страну Правовых знаний. (слайд 10)

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Рассмотрим, какие права записаны в «Конвенции о правах ребенка»

Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое. (слайд 11)

Родился маленький человек, и с самого рождения он обладает правами, главное из которых - право на жизнь (никто не может отнять жизнь у ребенка), а также право на имя и гражданство.

Гражданство - это принадлежность человека к определенному государству.

Кто знает, какое гражданство вы имеете?

Все мы - граждане России. Быть гражданином очень ответственно. Гражданин должен любить свою Родину, свой народ, соблюдать законы, с уважением относиться к государственным символам.

Вспомните, что является государственными символами.

Родители придумывают ребенку имя, дают фамилию. Кто знает, почему вам родители выбрали именно такое имя? Некоторые родители называют детей в честь бабушки или дедушки, кто-то в честь великих людей, кому-то просто нравится то или иное имя, многие ищут имя в словаре. Существует специальная книга - «Словарь русских личных имен»

Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде ребята. (слайд 12)

Есть еще такое право

Мыслить, думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь подарить. (слайд 13)

Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон. (слайд 14)

Кто может защитить ребенка?

Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы. (слайд 15)

Подумаем, кто и как заботится о вашем здоровье?

Кто?

Как?

РОДИТЕЛИ

Заботятся, обеспечивают питанием, одеждой, водят в поликлинику к врачам, если вы заболели, то лечат по назначению врача, закаливают, путешествуют вместе с вами и т.д.

ВРАЧИ

Лечат, делают прививки, консультируют, наблюдают.

УЧИТЕЛЯ

Соблюдают режим занятий, проводят беседы о здоровье

ПОВАРА

Готовят вкусную и полезную пищу

СТРОИТЕЛИ

Строят дома, больницы, спортивные сооружения

ПИСАТЕЛИ

Пишут полезные книги о здоровье, режиме дня, питании и т.д.

ХУДОЖНИКИ

КОМПОЗИТОРЫ, МУЗЫКАНТЫ

Сочиняют и исполняют музыку, которая успокаивает и полезна для здоровья.

Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке.

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас. (слайд 16)

Где дети получают образование? Какую пользу приносит образование? Почему образование нужно каждому?

Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать . (слайд 17)

Дома мамы готовят вам вкусную еду, в которой много витаминов. А какая это еда? А какую воду вы пьете? Почему?

А еще у ребенка есть:

право на отдых (Каким может быть отдых? Как вы предпочитаете отдыхать?) (слайд 18),

право на защиту от непосильного труда (Нельзя заставлять человека, тем более ребенка выполнять работу опасную для здоровья.) (слайд 19),

право на досуг (право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством) (слайд 20),

право говорить на своем родном языке, соблюдать обряды своей культуры (слайд 21) и много других прав.

Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано . (слайд 22)

Игра-физминутка «Разрешается - запрещается»

Если согласны с утверждением, то хором говорите «РАЗРЕШАЕТСЯ» и хлопаете в ладоши, а если не согласны, то надо присесть и сказать «ЗАПРЕЩАЕТСЯ»

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить -

Это (разрешается).

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,

Если заболел - лечиться,

Это - (разрешается).

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить -

Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

А теперь поверим свои знания. (слайд 23) Будем работать в парах. Я предлагаю вам тест. Нужно найти правильный ответ на предложенный вопрос и поднять соответствующую карточку.

Тест

До какого возраста человек является ребенком? (слайд24)

До 7 лет

До 10 лет

До 14 лет

До 18 лет

С какого возраста дети имеют права? (слайд 25)

С рождения

С 5 лет

С 7 лет

С 14 лет

В каком документе записаны права детей? (слайд 26)

Декларация прав человека

Конституция РФ

Конвенция ООН о правах ребенка

Семейный кодекс

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (слайд 27)

В каких сказках литературные герои могут пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (слайд 28)

В какой сказке герои пользуются правом на бесплатное медицинское обслуживание? (слайд 29)

В какой сказке нарушено право владеть своим имуществом?

(слайд 30)

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

Каждый ребёнок должен помнить, что права есть не только у него, но и у мам, пап, учителей, одноклассников, знакомых и незнакомых людей.

Уважай права других людей!

Давайте в заключении нашего классного часа послушаем очень хорошую песню.

(песня «Мы на свет родились»)

Тема: «Твои права, подросток» (дискуссионная беседа-практикум)

Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто вступает в ассоциацию, положено определять условия общежития.

Ж. Ж. Руссо

Цель:

Воспитание правовой культуры учащихся и чувства причастности к международному правовому сообществу.

Ход классного часа.

Ситуация №1 «Какие права подростков закреплены в международных документах?»

Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти детские права соответствуют правам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чиста детские проблемы и заботы.

Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов. Самые известные из них — Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). В этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет.

В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, если это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей, и во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности...» Это словно призыв ко всем: заботьтесь о детях, будьте ответственны по отношению к ним!

Конвенция о правах ребенка — большой документ. В нем 54 статьи. В отличие от Декларации, его подписывают представители государств, и, будучи подписанным, он является обязательным для них. Суть этого международного документа выражается в статье 3: «Во всех действиях в отношении детей... первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению прав ребенка».

В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы:

— основные права: на жизнь, имя, гражданство и т. д.;

— призывающие обеспечить детям нормальную семейную жизнь;

— права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести и т. д.;

— права, сохраняющие детям здоровье и содействующие их физическому развитию;

— права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в том числе право на образование;

— права, защищающие детей в необычных, опасных ситуациях на войне, в заключении и т. д.

Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений. Неважно, кто ребенок по национальности (украинец, татарин, русский), по полу (мальчик или девочка), какой у него цвет кожи (темный или светлый), какая религия им исповедуется (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) и т. д. Все права принадлежат ему в полной мере.

Задание: Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие международные документы защищают права детей?

2. К чему призывают эти документы?

3. Какие права ребенка закрепляют эти документы?

4. Почему некоторые права можно назвать «детскими»?

Ситуация № 2 «Кто главные защитники прав подростка?»

Конечно, главными защитниками прав несовершеннолетних являются их родители. Но они не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий главный защитник прав подростков — государство. Оно обязано выделять на нужды образования, культуры, здравоохранения, создания бытовых удобств, на питание детей необходимые денежные средства. В частности, государство обеспечивает уход за детьми, которые лишились родительской опеки. Большую роль в этом играют органы опеки и попечительства.

Эти органы призваны защищать права и интересы несовершеннолетних в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или длительного отсутствия и в других непростых случаях.

Органы местного самоуправления могут эффективно помочь детям в осуществлении их прав. Строительство школ, детских поликлиник и больниц, домов детского творчества, стадионов и других учреждений культуры — первоочередная забота губернаторов, мэров, префектов и других избранных «слуг» народа.

Право подростка на жизнь и воспитание в семье может решаться в судебном порядке как на муниципальном уровне, так и на национальном уровне с помощью международных механизмов. Часть 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свободы человека (в том числе ребенка и подростка), если исчерпаны все имеющиеся межгосударственные средства правовой защиты. В качестве примера можно привести специализированные детский департамент Гаагского суда (Нидерланды).

Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека. Европейский суд по правам человека был учрежден в 1959 году в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека.

Задание.

1. Как вы думаете, что входит в функции Европейского суда по правам человека? Какие вопросы он может решать?

2. Кто обязан защищать права детей и подростков на межгосударственном и муниципальном уровне?

3. Как вы думаете, какие права несовершеннолетних закреплены в постановлениях Правительства РФ?

Ситуация № 3. «Как повлияли на права несовершеннолетних новые изменения российского законодательства?»

В настоящее время обсуждаются проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года. № 5487-1 № 319470-3 (внесен Московской городской Думой, принят в первом чтении — Постановление ГД ФС РФ № 415-IV ГД от 20.04.2004 г.) и проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 54 Федерального закона от 8 января 1998 года № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 319472-3 (внесен Московской городской Думой, принят в первом чтении — Постановление ГД ФС РФ № 414-IV ГД от 20.04.2004 г.).

Данные законопроекты вносят изменения в действующее законодательство, касающиеся возраста несовершеннолетних, больных наркоманией, которым может оказываться медицинская помощь без их согласия.

Так, проект № 319470-3 предлагает внести изменения в часть вторую ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В новой редакции предлагается закрепить положение о том, что несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Так, для несовершеннолетних, больных наркоманией, в возрасте от 15 до 16 лет предусматривается обязательное лечение без их согласия. Аналогичные изменения вносятся и в ст. 31, 32, 33,43 и 61 Основ законодательства.

Проект № 319472-3 вносит изменения в пункт 2 ст. 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах* от 8.01.1998 г. № З-ФЗ. Предусматривается, что наркологическая помощь несовершеннолетним, больным наркоманией, в возрасте до 16 лет оказывается без их согласия, но с согласия или по просьбе их родителей или законных представителей.

По мнению разработчиков законопроектов, увеличение возраста до 16 лет позволит медицинским работникам охватить группу несовершеннолетних, больных нар команией, которые нуждаются в оказании медицинской помощи, но не подпадают под категорию лиц, для которых предусмотрено обязательное лечение.

В последних изменениях законодательства в области защиты жилищных прав несовершеннолетних все гарантии жилищных прав детей сохраняются в полном объеме для тех несовершеннолетних, которые являются собственниками (в том числе долевыми) недвижимого имущества, с которым совершается сделка. В случае совершения каких-либо сделок с их имуществом требуется соблюдение всех согласовательных процедур в органе опеки и попечительства. Это одно из базисных требований Гражданского кодекса. Оно осталось неизменным и основано на требовании абз. 2 п. 1 ст. 28 ГК РФ (во взаимосвязи с положениями п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ), согласно которому при сделках законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом требуется согласие органов опеки и попечительства.

В январе 2005 года вступила в силу новая редакция п. 4 ст. 292 ГК РФ, согласно которой «отчуждение жилого помещения, в котором проживают

А) находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения;

Б) оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства».

Ранее же согласие органов опеки и попечительства требовалось во всех случаях, когда сделка совершалась с жилым помещением, в котором проживал (был прописан) несовершеннолетний.

Происходят изменения и жилищного законодательства, связанные с введением с 1 марта 2005 г. нового Жилищного кодекса — прекратили действие некоторые статьи Закона РФ «О приватизации жилищного фонда». В частности, с 1 марта исключена ст. 3, предусматривающая гарантии защиты жилищных прав детей (в виде контроля органов опеки и попечительства) при сделках с жилыми помещениями, в том числе таких категорий несовершеннолетних, как члены семьи собственников и бывшие члены семьи собственника.

Изменен и п. 2 ст. 292 ГК РФ. Теперь переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по общему правилу прекращает все права пользования жилым помещением членов семьи прежнего собственника.

Задание: Подумайте и ответьте на вопрос: «Расширились ли права несовершеннолетних в связи с новыми изменениями в российском законодательстве?»

Это ты должен знать.

Федеральный закон об ограничении курения табака от 29.06.2001.

Статья № 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет.

Статья № 6 . Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти.

Нарушение положенных статей влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Минздрав России предупреждает: курение вредит вашему здоровью.

Российское право о юридической ответственности несовершеннолетних.

К юридической ответственности могут привлекаться люди с определенного возраста:

— к гражданско-правовой ответственности частично с 14 лет, полностью — с 18 лет;

— к дисциплинарной ответственности — с 16 лет;

— к административной ответственности — также с 16 лет;

— к уголовной ответственности с 16 лет, а в некоторых случаях — с 14 лет.

К юридической ответственности могут привлекаться только вменяемые лица, то есть те, кто способен отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Права несовершеннолетних в области охраны здоровья включают в себя:

— право на диспансерное наблюдение;

— медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;

— санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в соответствующих условиях;

— бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности;

— получение информации о состоянии здоровья в доступной форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с законодательством.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития могут по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, содержаться в учреждениях социальной защиты населения с оплатой за счет средств бюджетов, благотворительных организаций, родителей и т. д.

Констатируя, что:

Право ребенка на семью, необходимое для нормального развития ребенка и признанное приоритетным Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством, в Российской Федерации нарушается в массовом порядке. Ситуация становится критической: поток социальных сирот неуклонно нарастает (сейчас выявляется 130 тыс. новых сирот ежегодно, общее число сирот России достигло 750 тыс.), детские сиротские учреждения переполнены. Все это происходит в условиях

снижения детского населения России на миллион детей ежегодно...

— Установленный российским законодательством порядок усыновления по принципу «ребенок для семьи» и порядок информирования о детях-сиротах, живущих в учреждениях, превратил этих детей в заложников существующего законодательства (в результате чего внутрироссийское усыновление достигло неприемлемо низкого уровня, равного усыновлению за рубеж — 4% в год от общего числа 170 тысяч детей, разрешенных к усыновлению)...

Экспертный совет предлагает:

1. В целях совершенствования системы профилактики социального сиротства:

— ускорить принятие законов, обеспечивающих формирование в Российской Федерации ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних и защиты их прав;

— принять законодательные и административные акты, регулирующие исполнение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав координирующих функций, возложенных на них федеральным законодательством, а также акты, регулирующие учет семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации, детей уязвимых групп;

— внести в законодательство правовую норму «семейного патроната», возможно, в виде одной из форм опеки (попечительства), необходимую для осуществления ранней профилактики семейного неблагополучия, проведения социально-реабилитационных мероприятий, не сопряженных с отобранием ребенка и разрушением семьи;

— организовать выявление и раннюю профилактику семейного и детского неблагополучия во всех учреждениях «территории детства» (школы, детские сады, медицинские учреждения, родильные дома и т. п.).

2. В целях развития усыновления, других форм семейного устройства детей-сирот разработать и принять Федеральную программу постепенного отказа от интернатной системы воспитания, основанную на принципе «семья для ребенка» и включающую следующие первоочередные меры:

— преодоление недопустимой закрытости информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве, для чего внести в законодательство изменения, допускающие выбор детей гражданами, получившими право быть усыновителями, непосредственно в детских учреждениях, а также изменения, допускающие (при условии соблюдения конфиденциальности информации о личности ребенка) создание живой внятной информации о детях-сиротах для последующего ее широкого распространения в печатных и электронных СМИ;

— административное разделение управления процессами семейного устройства и управления системой детских сиротских учреждений, объективно заинтересованной в самосохранении...;

— внесение в законодательство положений, позволяющих усилить органы опеки и попечительства уполномоченными учреждениями по оказанию услуг, связанных с семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе услуг по поиску, подготовке и сопровождению усыновителей и других замещающих родителей для этих детей...;

— внесение в законодательство положения, устанавливающего понятия «патронатного воспитания» и «семейной воспитательной группы», возможно, в виде одной из форм опеки (попечительства), что позволит организовать работу детских интернатных учреждений и приютов органов социальной защиты по принципу «семейного воспитания»; для многих тысяч старших (старше 7 лет) воспитанников детских учреждений современной России эти формы семейного воспитания являются единственной возможностью покинуть детское учреждение и вырасти в нормальной семье;

— повсеместная реализация регионалоиых программ краткосрочного проживания воспитанников интернатных учреждений в семьях граждан, гостевых визитов, семейного наставничества и других моделей, создающих психологическую привязанность и побуждающих к приему ребенка-сироты на постоянное проживание в семье;

— обязательное составление «Плана семейного устройства» для каждого ребенка — воспитанника сиротского учреждения;

— проведение кампаний «социального маркетинга», направленных на вовлечение населения в процессы семейного устройства детей-сирот, реализация программ размещения в СМИ и в Интернете производной информации о детях, подлежащих устройству в семью, из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. В целях совершенствования процедур международного усыновления и недопущения его ограничения в ущерб интересам детей, нуждающихся в семейном устройстве:

— ратифицировать Гаагскую конвенцию «О защите детей в области международного усыновления (удочерения)». подписанную Президентом России 7 сентября 2000 г.

4. Для интенсификации семейного устройства особо уязвимой группы детей-инвалидов и тяжело больных детей:

законодательно установить особый режим усыновления для детей-инвалидов (т. е. возможность иностранного усыновления на равных правах с гражданами РФ, максимальная открытость информации о ребенке-инвалиде, нуждающемся в семейном устройстве, регулярный допуск представителей СМИ в психоневрологические интернаты органов социальной защиты и т. п.);

— создать условия для реабилитации и образования ребенка-инвалида, воспитывающегося в семье (кровной или замещающей), в том числе путем обеспечения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации доступного дошкольного (включая психолого-педагогическую помощь в раннем возрасте) и основного общего образования; создать нормативную и методическую базы интегративного образования; расширить сеть специальных коррекционных классов в системе общего образования;

— включить соответствующие меры в «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», определяющий также нормативы затрат на реабилитацию и образование ребенка....

Мини-итоги. Классный руководитель (куратор) внимательно выслушивает все суждения учащихся и обобщает их ответы.



Просмотров