Право. Разные задачи. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты Право на благоприятную окружающую среду задания егэ

Экологическое право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды.

Окружающая среда - главный объект экологического права. Состоит из:

    природных объектов,

    природно-антропогенных объектов,

    ан­тропогенных объектов.

Основные экологические права гражданина (см. ст. 42 Конституции РФ):

а) на благоприятную окружающую среду;

б) на достоверную инфор­мацию о ее состоянии;

в) на возмещение ущерба, причиненного экологи­ческим правонарушением.

Благоприятность среды определяется ее соответствием нормативам: чистоты, ресурсоемкости, видового разнообразия, эстетического бо­гатства.

Способы защиты экологических прав:

    создание общественных природозащитных организаций;

    обращение с жалобами, заявлениями, предложениями;

    участие в собраниях и митингах;

    обращение в суд.

Принципы охраны окружающей среды:

    законность;

    контроль за соблюдением обязательных программ природопользования и охраны окружающей среды;

    совмещение государственного и местного регулирования экологи­ческих правоотношений;

    возмещение вреда, нанесённого окружающей среде.

За экологические правонарушение предусмотрены административ­ная, гражданско-правовая и уголовная ответственности.

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Международное гуманитарное право - совокупность норм, опреде­ляющих единые для международного сообщества права и свободы чело­века, устанавливающее обязательства государства по обеспечению, за­креплению и охране этих прав.

Права человека - это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное сущест­во.

К ним относятся:

    право на жизнь,

    на свободу и личную неприкос­новенность,

    на честь и достоинство,

    на гражданство (а, следователь­но, на защиту государства),

    свобода совести,

    равенство перед законом и судом,

    презумпция невиновности,

    свобода выбора места жительства,

    неприкосновенность жилища и частной жизни,

    право на тайну пере­писки,

    политические права,

    экономические права,

    культурные права,

    право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства,

    право на достойное существование и право на развитие народа.

Система международной защиты прав.

В рамках ООН (193 государства):

    Генеральная Ассамблея ООН.

    Третий комитет ООН.

    Комиссия по правам человека при экономическом и социальном совете (ЭКОСОС).

    Комитет по правам человека.

Основной документ - Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

    Европейский суд по правам человека.

    Комиссар Совета Европы по правам человека.

Основной документ - Европейская конвенция о защите прав чело­века и основных свобод (1950 г.)

В рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ):

    наблюдатели ОБСЕ.

Основной документ - Заключительный акт Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).

Основные положения международного гуманитарного права, всту­пающие в силу в военное время:

1) гражданское население (не занятое в вооружённом конфликте) имеет право на жизнь, уважение к своей чести и достоинству, личную неприкосновенность;

2) ведение военных действий только против военных объектов, не касаясь мирного населения;

4) уважительное отношение к военнопленным, лечение в случае не­обходимости, запрет на убийство добровольно сдавшихся в плен;

5) соблюдение основных судебных гарантий.

План темы:

I. Благоприятная окружающая среда

1.1 Понятие «благоприятная окружающая среда»

1.2 Основные экологические права граждан и иных физических лиц

II. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду

III. Нормативы качества

Благоприятная окружающая среда – это состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.

Основные экологические права граждан и иных физических лиц (по Конституции РФ, ст. 42)

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВА СУЩНОСТЬ ПРАВА

Право на благоприятную окружающую среду

Является естественным правом человека, т.е. принадлежащим ему от рождения.

Реализация права связана:

— с финансовыми, материальными, организационными и иными возможностями органов власти;

— с собственными определенными усилиями человека (участие в природоохранных мероприятиях)

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Реализация права связана:

— с обращениями, запросами граждан к уполномоченному органу власти;

— с обязанностью государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовить доклад о состоянии окружающей среды в субъектах РФ и на базе его – федеральный доклад, который затем обнародуется;

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) устанавливает несколько видов юридической ответственности за экологические преступления: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную

Способы защиты права на благоприятную окружающую среду.

НЕСУДЕБНЫЕ:

🔻 Непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

🔻 Обращение в органы государственной власти РФ, ее субъектов, органы местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам: 1. В целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране 2. С жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее;

🔻 Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

🔻 Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в ее проведении в установленном порядке;

🔻 Оказание содействия органам государственной власти РФ, ее субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

🔻 Обращение в правоохранительные органы по фактам совершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действий/бездействий органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры;

СУДЕБНЫЕ:

🔻 Обращение граждан в суды общей юрисдикции. Нарушенные экологические права восстанавливаются путем вынесения решения, например, 1. В возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием 2. Об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды 3. Об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера

🔻 Обращение граждан в арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например. 1. Отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование 2. Нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании своих обязанностей и др.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

🔻 Планирование и финансирование природоохранных мероприятий

🔻 Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов;

🔻 Введение экологического нормирования – закрепленных в нормативных правовых актах экологических критериев предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.

Нормативы качества – это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных воздействий.

Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающую среду:

✔︎ установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды воздействия;

✔︎ предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии;

✔︎ возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека;

План учебного занятия № 46

Тема:

Вид учебного занятия: урок изучения нового материала

Цель занятия:

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить обучающихся с различными способами защиты экологических прав.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах.

Воспитывающая: формирование бережного отношения к природе. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры эколого-правовой ответственности.

Методы: проблемного обучения,работа с текстом, работа с нормативно-правовым актом, работа с видеофрагментом.

Межпредметные связи:

География (глобальные проблемы человечества).

Обеспечение занятия:

Фильм «Глобальные проблемы человечества», учебник «Обществознание» под редакцией Боголюбова, раздаточный материал.

Требования к знаниям обучающихся:

Обучающиеся должны знать: обязанности гражданина РФ.

Обучающиеся должны уметь: раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации (текст, таблица, схема).

Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы.

Мотивация:

Сегодняшнее занятие я хотела бы начать словами Н.Ф. Реймера (советский эколог): Не природе нужна наша защита, это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить.

Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните свою точку зрения.

Наше поколение стало свидетелем драматических событий, которые изменили природу отношений человека с окружающей его средой. Стремительный рост народонаселения Земли, а также научно-технический прогресс способствуют усилению воздействия человека на окружающую среду. Человечество должно осознать, что взаимосвязь его и Земли резко изменила свой характер, что разрушение окружающей среды может иметь глобальные последствия, а единственный выход из создавшегося положения – это не воздействие на окружающую среду, а взаимодействие с ней.

Сегодня всё чаще мы слышим такие слова как международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, международное экологическое право. Что же стоит за этими словами, каким смыслом наполнены эти выражения, почему и зачем возникла потребность развития отдельной отрасли – экологического права?

Целеполагание: познакомиться со способами защиты права на благоприятную окружающую среду.

Актуализация: (устный опрос)

    Перечислите обязанности гражданина РФ;

    Сформулируйте определение понятия «Экология»;

Изучение нового материала:

План изучения нового материала:



1. Общая характеристика экологического права.

Все задания прописаны в рабочем листе обучающегося (приложение 1).

Задание для обучающихся 10 минут

Экологическое право – совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды (экологические отношения).

Специфика экологических отношений – отношения по использованию и охране окружающей среды.

Экологические отношения включают:

*отношения по использованию окружающей среды – регулирует отношения по рациональному использованию природных ресурсов;

*отношения по охране окружающей среды – регулирование этой группы отношений для предотвращения деградации природы.

Структурные компоненты НЕЛЬЗЯ рассматривать отдельно друг от друга (только вместе).

Составные части окружающей среды: природные объекты (море, воздух), природно-антропогенные объекты (сад, пруд), антропогенные объекты (дороги, город).

Структура источников экологического права:

Конституция РФ=ФЗ «Об охране окружающей среды» = ст. 3 Право на благоприятную окружающую среду

2. Право человека на благоприятную окружающую среду

Задание для обучающихся 10 минут

Задание для обучающихся 5 минут

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 10 минут.

Приложение 2

Конституция РФ в ст. 42 закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 11) гражданам также было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Аналогичное требование об обеспечении граждан информацией установлено Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха". В соответствии со ст. 29 этого Закона граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него.

3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения .

Задание для обучающихся (Работа с текстом стр. 241-242). 10 минут

    стр.244-245

Задание для обучающихся (Работа с текстом стр. 246-247). 5 минут

    Сформулируйте виды ответственности за нарушение экологического права стр. 243-244.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут.

Задание для обучающихся (Работа с текстом документа стр. 248-249). 10 минут

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут.

Просмотр видеофрагмента 3 минуты.

Способы защиты экологических прав: 1) создание общественных объединений; 2) обращение в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями; 3) участие в собраниях, митингах по охране окружающей среды; 4) судебный иск о возмещении вреда окружающей среде.

Законодательство предусматривает 4 вида ответственности за совершённые экологические правонарушения:

    административную (вся 8 глава КоАП РФ посвящена этому);

    дисциплинарную (трудовой кодекс);

    имущественную (гражданский кодекс);

    уголовную (в уголовном кодексе глава 26).

Подведение итогов.

    Выставление оценок.

Преподаватель И.В. Атаманчук

Приложение 1

Рабочий лист

Тема: Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

План занятия:

1. Общая характеристика экологического права.
2. Право человека на благоприятную окружающую среду.
3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Задание № 1 Общая характеристика экологического права.
(Работа с текстом стр. 239-241). 10 минут

    Дайте определение понятию «Экологическое право».

    Сформулируйте специфику экологических отношений.

    Определите составные части окружающей среды.

    Составьте иерархичную структуру источников экологического права.

Задание № 2 Право человека на благоприятную окружающую среду.

    Используя текст Конституции РФ, перечислить экологические права и обязанности (оформить в виде таблицы с указанием главы, статьи, содержания). (Работа с текстом Конституции РФ). 10 минут

№№ Главы и статьи

№№ Главы и статьи

    Дайте полную характеристику права на информацию о состоянии окружающей среды (составить развернутый план). (Работа с текстом стр. 243-244). 5 минут

Задание № 3 Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

    Дайте характеристику способов защиты экологических прав, используя стр.244-245. 10 минут

    Сформулируйте виды ответственности за нарушение экологического права стр. 246-247. 5 минут

    Ответьте на вопросы к документу стр. 248-249 (устно).

Подведение итогов.

    Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

    Домашнее задание: составить таблицу по видеофрагменту (наименование колонок: проблема, вид ответственности, санкция). Внеаудиторная работа: «Экологические правонарушения» (1) – презентация.

Приложение 2

№№ Главы и статьи

Экологические права граждан РФ

№№ Главы и статьи

Экологические обязанности граждан РФ

Гл. 2 ст. 42.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,

Гл. 2 ст. 58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,

достоверную информацию о ее состоянии

бережно относиться к природным богатствам.

и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Лекция:

Экологическое право

Благоприятной называется окружающая среда, не наносящая негативного воздействия на здоровье человека. Она охраняется Конституцией РФ. Согласно статье 42 основного закона РФ, человек и гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение вреда, причинённого экологическим правонарушением. Нельзя забывать и о том, что Конституция возлагает на каждого обязанность охранять окружающую среду и бережно относиться к природе.

Среди отраслей российского права особое место занимает экологическое право, регулирующее отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования в целях обеспечения экологической безопасности. Нормы экологического права закреплены в различных кодексах (КоАП, УК РФ, Лесном Кодексе РФ, Земельном Кодексе РФ, Водном Кодексе РФ) и федеральных законах (ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "Об отходах производства и потребления", ФЗ "О недрах" и многие другие).

К объектам окружающей среды, подлежащим охране относятся земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, флора и фауна, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство. Эти объекты являются основой жизнедеятельности людей, поэтому государство проводит целенаправленную экологическую политику, направленную на:

  • обеспечение экологической безопасности;
  • предотвращение вредного воздействия людей и заводов на окружающую среду;
  • внедрение в производство экологических технологий;
  • восстановление нарушенных экосистем;
  • формирование экологической культуры граждан и т.д.

Нарушение норм экологического права является экологическим правонарушением и влечёт различные виды ответственности, к примеру:

    незаконная вырубка леса – уголовная ответственность,

    незаконная порубка дерева – административная ответственность,

    незаконная сделка с природными ресурсами – гражданско – правовая ответственность,

    невыполнение работником норм по охране природы – дисциплинарная ответственность.

Самое страшное экологическое преступление – экоцид: массовое уничтожение флоры и фауны.

Способы защиты окружающей среды

Существует несколько способов защиты гражданами своих экологических прав:

  • создание общественных движений и организаций;
  • обращение в госорганы и органы МСУ для получения информации о состоянии окружающей среды;
  • принятие участия в собраниях, митингах по вопросам и проблемам экологии;
  • требование проведения экологической экспертизы и личное присутствие при этом;
  • предъявление иска в суд и пр.

Решение о строительстве небезопасных для окружающей среды сооружений или зданий, может приниматься только с согласия местного населения! Если такого соглашения нет, граждане могут обратиться в суд и требовать запрета строительства.

Дополнительные материалы к уроку :


Интеллект-карта по обществознанию №74

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 или 👉

МБОУ «Ульяновская СОШ»

Учитель истории и обществознания Бычков Н.Е.

Тест «Экологическое право» 11 класс

Часть А
1. Экологическое право в РФ формировалось:
а) вместе с уголовным правом, несколько столетий
б) стремительно и за несколько десятилетий прошлого века
в) начало формироваться в современное время

2. Главным объектом экологического права является:
а) природная среда
б) окружающая среда
в) человек

3. К источнику экологического права относится:
а) судебный прецедент
б) правовые акты, содержащие нормы экологических взаимоотношений
в) естественное право

4. Высшей юридической слой, по сравнению с другими, обладает:
а) конституция субъекта РФ
б) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
в) нормативный акт исполнительной власти субъекта РФ

5. В основе экологического права лежат определенные принципы, закрепленные в:
а) законе «Об охране окружающей среды»
б) федеральном законе «О недрах»
в) конституциях субъектов РФ

6. Такое правонарушение, как незаконная добыча рыбы регулируется:
а) Кодексом РФ об административных правонарушениях
б) Уголовным Кодексом РФ
в) Гражданским Кодексом РФ

1. Добавьте недостающее:

3. Что содержится в Конституции РФ, а именно в статье 42:
а) право человека на благоприятную окружающую среду
б) право человека на информацию о состоянии окружающей среды
в) право на пользование недрами земли, расположенными на его территории
г) право на покупку разрешения для охоты в заповедниках
д) право на приобретение редких видов животных, занесенных в Красную книгу

4. Соотнесите:
1. болото в лесу А. природный объект
2. парк в городе Б. природно-антропогенный объект
3. огород с овощами В. антропогенный объект
4. мост с клумбами
5. заповедник
6. деревья, посаженные рядом с домом

1. Прочитайте документ и ответьте на вопросы к нему.

«Из экологической доктрины Российской Федерации» (одобрена Правительством РФ в 2002 г.)

Стратегической целью государственной политки в области экологии являются сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимы
сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;
обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;
обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

Как вы понимаете слово «доктрина»? В чем смысл государственной политики в области экологии? Что необходимо сделать для достижения экологической цели государства? Каков смысл фразы «равноправный доступ к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей»?

Ответы:
Часть А
1-б
2-б
3-б
4-б
5-а
6-б

Часть В
1-отношения по охране окружающей среды
2-д
3-аб
4-АББВАБ



Просмотров