Правила проведения ревизии. Организация и порядок проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации Что является основными целями ревизии

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций организации.

Цель ревизии – осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;

2) обоснованность расчетов сметных назначений;

3) исполнение смет расходов;

4) использование бюджетных средств по целевому назначению;

5) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

6) обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;

7) соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

8) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

9) операции с основными средствами и нематериальными активами;

10) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

11) операции, связанные с инвестициями;

12) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

13) обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

14) формирование финансовых результатов и их распределение.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.

Перед началом ревизии руководителю ревизуемой организации следует предъявить удостоверение на право проведения ревизии, представить участников ревизии и составить рабочий план.

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.

7. Цели и Понятие проверки

8. Правила проведения ревизии

1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для кон­тролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важней­шим условием достижения внезапности ревизии является неразглаше­ние этапов ее подготовки и начала. Например, многие привыкли, что в ходе любой ревизии обязательно проверяется касса. Неожиданно­стью для проверяемых будет проверка всех касс организации и кассо­вых аппаратов одновременно.

2. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, а так­же соблюдать сроки проверки. Медлительность в ревизии в ряде случаев позволяет скрыть нарушения (оформить документы, завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенное и т.п.). Однако не нуж­но проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы (сообщать следствию непроверенные данные, отстранять от работы должност­ных лиц и пр.).

3. Непрерывность. Ревизоры не могут остановить проверку орга­низации на несколько дней. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т.е. до выполнения намеченных в программе реви­зии заданий.

Ревизия является серьезной психологической нагрузкой для кол­лектива. Так, ревизоры из Москвы проверяли расположенное в Тюме­ни акционерное общество. После возвращения в Москву выяснилось, что не вся программа ревизии реализована. Пришлось вернуться. Воз­вращение в Тюмень через две недели коренным образом изменило от­ношение коллектива акционерного общества к проверяющим. Винов­ные в нарушениях, почувствовав моральную поддержку коллектива, проявили чудеса изворотливости и нашли методы, позволившие дез­авуировать итоги ревизии.

4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии должны быть документально обоснованы, что предполагает дополнительную проверку любого факта, приводимого заинтересованными лицами

свое оправдание. Нельзя говорить об обоснованности ревизии, если игнорируются просьбы заинтересованных лиц о выполнении каких-либо ревизионных действий, в результате которых могут быть установлены важные обстоятельства, в частности данные, оправдывающие заинтересованных лиц. Необъективность и связанная с ней односторонность ревизии приводят к тому, что отдельные нарушения так и остаются до конца не выясненными. Несоблюдение правила обосно­ванности является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских экспертиз, возврата материалов ревизии следственны­ми органами.

5. Гласность. О проведении ревизии следует широко оповещать. Ревизоры с момента начала ревизии устанавливают контакт с работни­ками всех структурных подразделений организации, объявляют о месте и времени приема лиц, желающих переговорить по вопросам, от­носящимся к ревизии. Первоначально результаты ревизии обсуждаются с руководством обревизованной организации, а затем о них информируют непосредственного заказчика данной работы (собственника, руководство вышестоящей организации). Правило гласности ревизии способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизующими, и ориентирует их на объективную оценку материалов.

6. Независимость. Как известно, полной независимости не быва­ет. Ревизор должен быть организационно и финансово независим от юридического лица, где проводится ревизия, и от физических лиц, чью деятельность он проверяет. Организационная независимость достига­ется соответствующим правовым статусом ревизора, который опреде­ляется организационными или распорядительными документами про­веряемой организации. Финансовой независимости можно добиться путем соразмерной оплаты ревизорских услуг, обеспечения независи­мыми средствами связи, средствами тиражирования, автономной от предприятия организацией быта ревизора, если он является командированным. Нужно сделать все, чтобы у ревизора контакты с сотрудни­ками ревизуемого предприятия были связаны только с исполнением им своих обязанностей.

7. Законность. Деятельность ревизора должна строго соответство­вать требованиям законодательства Российской Федерации и норма­тивных локальных актов проверяемого предприятия. Итоговые акты ревизии должны быть составлены так, чтобы иметь юридическую силу. Для юридических и физических лиц, органов власти, судебных орга­нов.

8. Ответственность. Ответственность ревизора определяется тем, кто организует ревизию. На ревизора должна быть возложена организационным или распорядительным документом ответственность за сроки ревизии, за выполнение возложенных на него задач, соблюде­ние правил проведения ревизии, объективность и достоверность вы­водов, соблюдение им прав и обязанностей ревизора.

9. Сбалансированность. Для качественного выполнения задач ре­визии необходимо выделить адекватный им объем финансовых ресурсов и предусмотреть разумные сроки проведения ревизии, т.е. сбалансировать деньги, время на проведение ревизии и задачи ревизии.

Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Цель ревизии – осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Задачи ревизии:

Проверка соблюдения субъектами хозяйствования законодательства в сфере экономических отношений;

Проверка законности совершения хозяйственных и финансовых операций, обеспечение сохранности имущества;

Своевременное выявление правонарушений, наносящих экономический вред обществу, выявление и устранение причин, способствующих совершению действующего законодательства;

Принятие мер по возмещению причиненного ущерба;

Выявление неиспользуемых резервов роста эффективности экономической деятельности субъектов хозяйствования.

Основания проведения ревизии: плановая проверка, ликвидация организации, недостачи, излишки, проверка работы человека, который отвечает за заданный участок работы.

Предельный срок ревизии – 30 дней(Этот срок может быть увеличен в исключительных случ-х). Ревизия проводится за период деятельности ревизуемого предприятия, следующий за тем периодом, который был обревизован при предыдущей ревизии, до начала месяца, в котором проводится данная ревизия. При необходимости или при наличии постановления следственных органов ревизия проводится за более длительный период.

Организация ревизии проходит несколько этапов: Подготовка, неотложные контрольные действия ревизора, проведение контрольных действий, составление документов о результатах ревизии.

Методы документального контроля:

- Формальная проверка документов

Встречная проверка

Нормативно-правовая проверка – осуществляется путем сопоставления фактических данных с нормативными или плановыми, оценку законности отраженных в документах хозяйственных операций.

Технико – экономический расчет – составляется для определения правильности плановых показателей

Экономическая оценка совершаемых хозяйственных операций

Сопоставление документов

Методы фактического контроля:

Обследование;

Инвентаризация;

Контрольный запуск сырья в производство;

Экспертная оценка;

Лабораторный анализ;

Проверка объемов выполненных работ;

Проверка соблюдения трудовой дисциплины и фактическое использование рабочего времени;

Контрольная покупка.

Подготовка и планирование ревизии. Основные этапы и последовательность работ. Документирование. Оформление результатов.

Ревизии делятся на плановые и внеплановые, и осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Контрольно-ревизионные органы разрабатывают перспективные (на 5 лет) и текущие (на предстоящий календарный год) планы проведения ревизий. При составлении плана предусматривается, чтобы предприятие проверялось не менее одного раза в год. Планирование ревизий носит строго конфиденциальный характер. Составлению плана проведения ревизии на конкретном предприятии всегда предшествует подготовительная работа, которая включает в себя изучение необходимых законодательных, нормативно-правовых актов, отчетных и статистических данных, материалов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации. Необходимо ознакомить членов ревизионной группы с собранной о предприятии информацией, распределить между ними вопросы и участки работы. Придя с проверкой на предприятие, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъявить руководителю организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план. Участники ревизионной группы, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств. Руководитель организации обязан создавать все благоприятные условия для проведения ревизии. В случае отказа работников ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, провести ревизию, руководитель ревизионной группы, а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.

В ревизионной работе следует выделить следующие этапы:

1) подготовительный (Заключается в том, что изучаются акты предыдущих ревизий, докладные записки, приказы, постановления по результатам проведения предыдущих ревизий, и все что относится к данному предприятию. Также изучаются данные годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности предприятия, данные налоговой отчетности. И на основе собранной информации определяются задачи, план проведения ревизии)

2) проведение ревизии (проводят обследование предприятия, осмотр помещений, цехов, служб аппарата управления, подразделений и мест хранения ТМЦ, подъездных путей, проводят инвентаризацию кассы, изучают первичные документы, сводные регистры, ведомости синтетического и аналитического учета, собирают объяснения и справки с работников, если в этом есть необходимость, проводят инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, поставщиками и покупателями).

3) оформление результатов ревизии (результаты проверки оформляются актом, в акте указывают сведения об организации, результаты предыдущих проверок и факты выполнения решений по данным ревизиям, указывают способы и методы, использованные в ходе ревизии, способы проведения инвентаризации, результаты проверок по направлениям ревизии, размер причиненного ущерба)

4) реализация результатов ревизии (уже в ходе проверки ревизор должен принять меры по устранению выявленных нарушений, при незначительных нарушениях результаты ревизии могут быть реализованы сразу после окончания ревизии, это сообщается в приложении к акту ревизии, а если выявлены факты хищений в крупных размерах, составляется промежуточный акт и передается в следственные органы. По результатам ревизии составляются выводы и предложения по устранению недостатков, которые представляются руководителю организации. Он рассматривает выводы и принимает решение по устранению недостатков.)

5) контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии(контрольно-ревизионные органы обеспечивают контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии, и, при необходимости, принимают другие предусмотренные законодательством РФ меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба)

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т. п.). Записи в акте необходимо излагать на основе проверенных фактов, вытекающих из имеющихся документов, материалов встречных проверок, инвентаризаций и других данных.

Акты должны содержать вступительную, описательную и результативную части.

Во вступительной части отражается следующее:

1) полное наименование учреждения, в котором проводится ревизия, его организационно-правовая форма и адрес;

2) фамилии участвующих в ревизии должностных лиц ревизуемого учреждения, ответственных за ведение бухгалтерского учета и представление отчетности;

3) основание для проведения ревизии, ее вид, мотивы ее проведения;

4) время предыдущей ревизии, период, за который проводится ревизия, и вопросы, подлежащие выяснению;

5) даты начала и окончания ревизий, должности и фамилии должностных лиц, проводящих ревизию.

В описательной части отражается следующее:

1) конкретные факты и действия, указывающие на нарушение порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, налогового законодательства и др.;

2) каждый факт нарушений указывается в акте самостоятельно с указанием времени его совершения, стоимостной оценки, сделанных бухгалтерских проводок и со ссылками на соответствующие первичные документы;

3) при указании фактов нарушений должна быть дана ссылка на нарушенные законодательные и нормативные акты с указанием их конкретных статей и пунктов.

В результативной части акта обобщаются выявленные факты нарушений в виде выводов и даются предложения по их устранению.

Перед подписанием акта ревизор знакомит с его содержанием руководство учреждения и работников бухгалтерии и при наличии обоснованных возражений вносит исправления в акт до его подписания.

На все нарушения необходимо потребовать от руководителя, уполномоченных и виновных лиц объяснения в ходе проверки или по обстоятельствам в течение 3 дней после подписания акта, о чем производится запись в акте перед подписями. Акт проверки составляется в двух экземплярах за подписью ревизора, руководителя учреждения и главного бухгалтера.

Сущность ревизии, цель и задачи

Тема 6. Ревизия как инструмент контроля

Раздел II. РЕВИЗИЯ

План лекции

6.1. Сущность ревизии, цель и задачи.

6.2. Виды ревизий.

6.3. Методы и приемы документального контроля.

6.4. Методы и приемы фактического контроля.

6.5. Документ как доказательство законности осуществления операции;

Ревизия представляет собой систему обязательных конт­рольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом перио­де хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организа­цией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законода­тельством РФ и нормативными актами установлена ответствен­ность за их осуществление.

Ревизия - составная часть системы управленческого конт­роля, призванная установить законность, достоверность, целесо­образность и экономическую эффективность совершенных хо­зяйственных операций.

В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие яв­ляется общим и абстрактным, а второе - частным и конкретным. Если экономический контроль связан со всеобщим регулирова­ние общественных отношений, то ревизия выступает всегда кон­кретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени.

Ревизия - форма последующего контроля, представляющая собой систему взаимосвязанных документальных и фактических приемов контроля.

Цель ревизии - осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяй­ственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличи­ем и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержден­ными нормами, нормативами и сметами.

Объекты ревизии - все государственные органы (в том чис­ле их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государ­ственные внебюджетные фонды, а также органы местного само­управления, предприятия, организации, банки, страховые компа­нии и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоци­ации и иные объединения (независимо от видов и форм соб­ственности), если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставлен­ные федеральным законодательством или федеральными органа­ми государственной власти налоговые, таможенные и иные льго­ты и преимущества.

Задачи ревизии:

Обеспечение финансовой дисциплины;

Экономное и целевое использование бюджетных средств;


Выявление резервов роста доходной базы бюджета и со­бираемости налогов;

Сохранность материальных и финансовых ресурсов, их эффективное использование;

Своевременное и правильное прохождение всех этапов бюджетного процесса и сметного финансирования;

Проверка законности совершаемых субъектом хозяйство­вания хозяйственных и финансовых операций;

Правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

- пресечение фактов бесхозяйственности, расточительнос­ти и других видов нарушений, а также принятие мер но возмещению причиненного ущерба;

Выявление неиспользуемых резервов повышения эффек­тивности экономической деятельности субъекта хозяй­ствования.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хо­зяйственной деятельности организации по следующим направ­лениям:

Соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

Обоснованность расчетов сметным назначениям;

Исполнение смет расходов;

Использование бюджетных средств по целевому назна­чению;

Обеспечение сохранности денежных средств и матери­альных ценностей;

Обоснованность образования и расходования государ­ственных внебюджетных средств;

Соблюдение финансовой дисциплины и правильность ве­дения бухгалтерского учета и составления отчетности; У обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

Полнота и своевременность расчетов с бюджетом и вне­бюджетными фондами; У операции с основными средствами и нематериальными активами;

Операции, связанные с инвестициями;

Расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физически­ми лицами;

Обоснованность произведенных затрат, связанных с теку­щей деятельностью, и затрат капитального характера; У формирование финансовых результатов и их распреде­ление.

Благодаря ревизии регулярно осуществляется контрольная функция государства как собственника государственного бюд­жета и других экономических ресурсов. К ней все чаще прибега­ют учредители, инвесторы и иные собственники бизнеса, а также исполнительные органы хозяйствующих субъектов, что особенно характерно для деятельности контрольно-ревизионных комиссий и аудиторских союзов в системе сельскохозяйственной и потре­бительской кооперации. Результаты ревизий в обязательном по­рядке подлежат широкой огласке и обсуждению в коллективе проверяемой организации.

Ревизии осуществляются специальными контрольно-ревизи­онными органами (контрольно-счетными палатами, контрольно-ревизионными управлениями, отделами, комиссиями), работники которых имеют, как правило, специальную подготовку, что обес­печивает реализацию принципа действенности и эффективности экономического контроля. Это относится как к государственному штатному контрольно-ревизионному аппарату, так и к ревизион­ным комиссиям хозяйственных обществ, кооперативных и обще­ственных организаций, поскольку в стране действует специаль­ная система подготовки и повышения квалификации всех конт­рольно-ревизионных кадров.

В ходе проведения ревизий широко сочетаются все приемы и способы фактического и документального контроля, что позволя­ет изучать проверяемые вопросы и тем самым успешно решать задачи экономического контроля.

В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий, которые принято классифи­цировать по определенным признакам.

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на:

вневедомственные ревизии - проводятся органами го­сударственного контроля (Счетной палатой РФ, Мини­стерством финансов РФ, Федеральной налоговой служ­бой), которые наделены контрольными правами по отно­шению к предприятиям (организациям, учреждениям) всех отраслей экономики, независимо от их ведомствен­ной подчиненности;

ведомственные ревизии - проводятся контрольно-ре­визионным аппаратом вышестоящих органов в подве­домственных им организациях (предприятиях, учрежде­ниях);

внутрихозяйственные ревизии - проводятся работни­ками предприятий, которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

По времени проведения различают ревизии:

предварительные - проводятся до совершения проверя­емых хозяйственных операций и направлены на предуп­реждение нарушений законности или неэффективного использования средств организации. Предварительной ревизии могут подвергаться различного рода договоры и соглашения на стадии преддоговорного спора, хозяй­ственные решения до начала их исполнения;

текущие - проводятся в ходе совершения проверяемых хозяйственных операций, что позволяет своевременно выявить и устранить различного рода нарушения или недостатки. Посредством текущих ревизий выявляются: полнота оприходования готовой продукции, сохран­ность имущества, реальность объемов выполненных ра­бот;

последующие - осуществляются после совершения про­веряемых хозяйственных операций. При последующих ревизиях в наиболее полной мере изучаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности организаций и учреждений.

В зависимости от источника контрольных данных разли­чают ревизии:

фактические - проводятся преимущественно по данным осмотра объектов в натуре и направлены на выявление законности и целесообразности использования экономи­ческих ресурсов, как правило, в ходе осуществления хо­зяйственных операций;

документальные - проводятся по документальным данным и представляют собой обычно форму последую­щего контроля. Вместе с тем используются также и дан­ные фактического осмотра объектов в натуре, что суще­ственно повышает эффективность контрольно-ревизи­онной работы;

смешанные характеризуются сочетанием использова­ния фактических и документальных контрольных данных, что и обусловливает наибольшую распространенность данного вида ревизии.

По организационному признаку ревизии подразделяются на:

плановые - осуществляются по заранее разработанному и утвержденному плану;

внеплановые - проводятся в сроки, не предусмотренные утвержденным планом и проводятся в силу возникшей необходимости (при наличии данных о налоговых, бюд­жетных нарушениях, злоупотреблениях, а также по тре­бованию представительных органов власти, правоохра­нительных и других властных органов);

перманентные - проводятся непрерывно контрольно-ревизионным аппаратом организации в структурных под­разделениях.

По объему вопросов и в зависимости от цели проведения ревизии бывают:

полные - охватывают все стороны хозяйственно-финан­совой деятельности организации и направлены на выяв­ление общего состояния производственной и финансовой устойчивости, сохранности и использования средств организации. Полные ревизии, хотя и трудоемки, но бо­лее действенны и играют важную роль в выявлении и предупреждении фактов незаконного и нерационального использования имеющегося имущества; У частичные - заключаются в проверке отдельных сторон хозяйственно-финансовой деятельности ревизуемой организации. Эти ревизии являются, как правило, внепла­новыми и проводятся обычно по инициативе собственни­ков хозяйствующих субъектов;

тематические - проводятся тогда, когда проверяются отдельные стороны деятельности организации, отрас­ли. Такие ревизии позволяют вовремя выявить и устра­нить однородные нарушения и недостатки, допускае­мые в хозяйственно-финансовой деятельности многих организаций.

По охвату единичных объектов контроля ревизии де­лятся на:

сплошные - характеризуются изучением всех объектов контроля, путем сплошной проверки;

выборочные - предполагают проверку хозяйственных операций и документов за отдельные периоды времени или же какую-то часть документов;

комбинированные - заключаются в использовании при их проведении как сплошных, так и выборочных прове­рок отдельных хозяйственных операций.

По глубине проведения выделяются ревизии:

сквозные - характеризуются проверкой объектов конт­роля на всех этапах движения, начиная от структурных подразделений и кончая органами хозяйственного управ­ления организации;

локальные - подвергаются проверке, как правило, отдельные учреждения и ведомства, виды целевых адресных программ и т.д.

По составу специалистов, осуществляющих ревизии, де­лятся на:

комплексные - проводятся специалистами различных профессий с целью наиболее полной оценки деятельности организации и поиска резервов улучшения как производ­ственной, так и финансовой деятельности организации;

некомплексные - осуществляются контролерами учет­ного и финансовых профилей и предусматривают про­верку финансовой деятельности организаций. Такие ре­визии не позволяют в полной мере выявить состояние ведения производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий.

В зависимости от способа финансирования различают ре­визии за счет:

Бюджета субъектов РФ;

Средств проверяемого экономического субъекта;

Внебюджетных источников;

Общественных, неправительственных организаций, инос­транных инвесторов.

В современных условиях ревизия как контрольное мероприятие в финансовой сфере востребована очень широко, что закреплено во многих законодательных и нормативно - правовых документах.

Законом о Счетной палате Российской Федерации определено, что этот постоянно действующий орган государственного финансового контроля проводит комплексные ревизии и тематические проверки, в ходе которых на основе документального подтверждения законности производственно - хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

Аналогичные положения содержатся в законах о счетных палатах, других контрольных органах, образуемых законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

Право проведения финансовых ревизий и проверок предоставлено Минфину России и его территориальным контрольно - ревизионным органам положениями о министерстве и названных органах, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Ревизии проводят контрольные финансовые подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.

В стране нет законодательного документа, который бы определял, что такое ревизия, каковы ее задачи, порядок проведения и оформления результатов; обязанности, функции, права, способы деятельности контролирующих органов и их работников; правовое положение и возможности проверяемой организации.

Из-за отсутствия федерального закона о государственном финансовом контроле законодательно определение ревизии нигде не закреплено. Определения ревизии и проверки даны в разных интерпретациях в ряде ведомственных нормативных правовых актов. Так, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации содержит определение ревизии.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Кроме того, в Порядке организации и проведения ревизии и проверки Счетной палатой Российской Федерации указано, что ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Основными методами государственного финансового контроля являются:

  • - проверки;
  • - обследования;
  • - надзор;
  • - анализ финансового состояния;
  • - наблюдение (мониторинг);
  • - ревизии.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России -- за страховыми фирмами.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) -- постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия -- наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство ведомство -- предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

Ревизия имеет исторические корни. Она всегда использовалась в практике финансового контроля за расходованием государственных средств, прежде всего бюджетных, проводилась систематически и внезапно.

Виды ревизий:

  • - в зависимости от объема проверки документов: сплошные и выборочные. При сплошной ревизии проводится проверка всех финансовых и бухгалтерских документов, реестров, отчетов и других материалов ревизуемого объекта по операциям со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов за ревизуемый период. При выборочной проверяется лишь часть указанных документов на выбор за определенный промежуток времени;
  • - в зависимости от направленности и круга проверяемых аспектов деятельности: комплексные, тематические и сквозные. При проведении комплексной ревизии проверяются одновременно все направления финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта и все его операции со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Тематические ревизии проводятся по конкретным вопросам, аспектам деятельности одного или нескольких объектов, по использованию ими государственных средств и проведению взаимных расчетов и платежей с федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Сквозные ревизии проводятся одновременно на нескольких объектах, находящихся на различных уровнях в единой системе управления, по определенным направлениям их финансово-хозяйственной деятельности.

Дополнительно может проводиться и встречная ревизия, которая заключается в сопоставлении двух экземпляров одного и того же документа или различных документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных организациях, ведущих расчеты (распорядитель и получатель), или в разных подразделениях одного предприятия.

Переходя к методике проведения ревизии как элементу системы финансового контроля, необходимо отметить, что существует много разнообразных методов проведения ревизий, но все же следует выделить два основных: документальная ревизия и фактическая ревизия.

Документальная ревизия проводится на основе первичных документов, регистров бухучета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации. К основным ее приемам относятся: формальная арифметическая проверка документов; встречная проверка документов или записей; юридическая, экономическая и финансовая оценка совершенных операций; нормативная проверка; сплошное и выборочное наблюдение; способ обратного отсчета; приемы экономического анализа (сравнение, балансовая увязка); технико-экономические расчеты.

К приемам фактической ревизии относятся: инвентаризация материальных ценностей и денежных средств; обследование; экспертная оценка специалистами фактического объема и качества выполненных работ и услуг, правильности списания сырья, материалов денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств и т.д.; визуальное наблюдение путем обследования помещений и производственных подразделений; проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.

Ревизия - форма последующего контроля, представляющая собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

В отличие от ревизии, проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

В практике контрольно-ревизионной работы различают следующие виды ревизий (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Классификация ревизий

Плановые ревизии - наиболее полные, они должны охватывать все виды деятельности организации. Внеплановые ревизии проводятся по специальным заданиям. К ним относятся ревизии, назначаемые для проверки поступивших сигналов, повторные ревизии вышестоящей организации с целью проверки качества предыдущей ревизии, а также ревизии, проводимые по требованию следственных и других органов.

Внеплановые ревизии могут быть неполными, касающимися лишь заранее определенного круга вопросов.

Сплошные ревизии предусматривают проверку всех хозяйственных операций, совершенных в ревизуемом периоде. При этом проверке подвергаются записи во всех документах и учетных регистрах, а также все отчетные данные. Такие ревизии проводятся в тех случаях, когда выявлены существенные нарушения и злоупотребления.

Выборочные ревизии проводят за определенный отрезок времени внутри ревизионного периода на отдельных участках хозяйственной деятельности (например, проверяется правильность начисления и выплаты заработной платы рабочим за два-три месяца). Однако при такой ревизии отдельные операции проверяются сплошным методом (например, кассовые и банковские операции). Кроме того, выборочной называют ревизию, при которой применяют метод выборочной проверки с использованием статистических методов.

Сквозные ревизии проводят, как правило, в крупных корпорациях, когда одновременно проверяется деятельность головной (материнской) организации и дочерних организаций, а также филиалов и представительств. Такая проверка дает возможность проверить эффективность управления в объединении, рациональность организации производства и труда, целесообразность распределения и использования имеющихся ресурсов.

Тематическими называются документальные ревизии, назначаемые для проверки отдельных сторон деятельности организации, например, ревизия сохранности и использования основных средств, ревизия производства и продаж продукции.

Комплексные ревизии - наиболее полный вид документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности организации, охватывающий все стороны ее деятельности. Проводится бригадой работников, которая включает различных специалистов - инспекторов, ревизоров-бухгалтеров, экономистов, экспертов и др. Таким образом, при комплексной ревизии производится наиболее квалифицированное и широкое обследование всех сторон деятельности организации.

В отличие от комплексной, бухгалтерская документальная ревизия проводится только одним специалистом - ревизором-бухгалтером. Такие ревизии назначаются главным образом в бюджетных учреждениях.

Из приведенной классификации видно, что наибольшего внимания заслуживает комплексная внешняя ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации, как «классическая» всеобъемлющая форма финансового контроля .

Цель внешней ревизии (далее - ревизия) определена в «Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации», утвержденной Приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. № 42н. Она заключается в осуществлении контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Основной задачей внешней ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

    Соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

    Обоснованность расчетов сметных назначений;

    Исполнение смет расходов;

    Использование бюджетных средств по целевому назначению;

    Обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

    Обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;

    Соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;

    Обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

    Полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

    Операции с основными средствами и нематериальными активами;

    Операции, связанные с инвестициями;

    Расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

    Обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

    Формирование финансовых результатов и их распределение.

Необходимо различать цели и задачи внешней ревизии и внешнего (независимого) аудита. Эти различия представлены в таблице 5.1.

Таблица 5.1

Сравнение внешней ревизии и независимого аудита

Untitled Document

Отличительные признаки Независимый аудит Внешняя ревизия
Целевые Публичное высказывание независимого профессионального мнения о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица Установление фактов не сохранности имущества собственника и размера причиненного ему ущерба, выявление виновных лиц и подготовка доказательств для установления степени их вины
Правовые Гражданское право: на основе законов и хозяйственных договоров Административное право: на основе законов, инструкций, приказов государственных, вышестоящих органов или внутренних приказов корпорации
Принцип оплаты услуг Услугу оплачивает клиент или с его согласия орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения Заработную плату за проведение ревизии выплачивает вышестоящее звено или государственный орган, а также администрация корпорации
Практические задачи Оценка финансового благополучия клиента и подтверждение достоверности его финансовой информации по конкретным разделам плана аудита Выявление фактов не сохранности имущества собственника и сумм причиненного ущерба по конкретным видам имущества
Достаточность Принцип разумной достаточности с ориентацией на соотношение затрат и результатов Принцип максимально возможной точности в подсчете размера ущерба и выявлении виновных лиц
Результаты Аудиторское заключение и рекомендации для клиента (в соответствии с договором) Акт ревизии, организационные выводы, взыскания, обязательные указания и проверка их выполнения

Внешние ревизии могут проводиться различными контрольными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством выполнять контрольно-ревизионные мероприятия. Внутренние ревизии проводятся ревизионными комиссиями экономических субъектов (например, в акционерных обществах, которые по законодательству обязаны их создавать). Кроме того, в соответствии со ст. 86 Федерального закона «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров АО утверждает аудитора общества - физическое лицо или аудиторскую организацию, оплата услуг которых производится по соответствующему договору.

В Минфине России контрольно-ревизионная работа регулируется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.

Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой ревизии соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления .

На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам (специалистам Минфина России и приглашенным специалистам) выдается специальное удостоверение , которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им уполномоченным (далее - руководителем контрольно-ревизионного органа), и заверяется печатью указанного органа.

Работники контрольно-ревизионного органа должны также иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца.

Работникам контрольно-ревизионного органа, постоянно проживающим и осуществляющим свои служебные обязанности вне места нахождения этого органа, в исключительных случаях (значительная удаленность, неблагоприятные погодные условия и др.) по согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести ревизию, допускается ее проведение по их служебным удостоверениям с последующим оформлением в установленном порядке.

Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней .

Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора).

Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии (далее - программа ревизии).

Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.

Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период , в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.

С учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, программа ревизии в ходе ее проведения может быть изменена и дополнена в порядке, установленном п. 10 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н.

Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно - технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план.

По требованию руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) по согласованию с руководителем ревизуемой организации.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:

    Проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;

    Проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

    Встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности - сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы. Контрольно-ревизионный орган при необходимости проведения встречных проверок в организациях, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, обращается по этому вопросу в службы финансово-бюджетного надзора Министерства финансов РФ в соответствующих субъектах РФ, которые обязаны в кратчайшие сроки обеспечить проведение встречных проверок и направление материалов проверок контрольно-ревизионному органу, по чьей просьбе произведены проверки. При этом в обращениях должны быть указаны полные наименования организаций и идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН), в которых необходимо провести встречные проверки, их юридические адреса, телефоны, счета организаций в учреждениях банка, а также перечень вопросов, подлежащих проверке;

    Организации процедур фактического контроля над наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;

    Проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;

    Проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

    Проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.

Участники ревизионной группы (контролер-ревизор) исходя из программы ревизии определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.

Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (контролером-ревизором) ревизии - предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.

В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению ревизии, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор), а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.

При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) составляет об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 4 Инструкции Минфина России по проведению ревизий, и докладывает руководителю контрольно-ревизионного органа. Руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации.

Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.

В случае возникновения ситуаций, не регламентированных Инструкцией № 42н Минфина России о проведении ревизий, работники контрольно-ревизионного органа обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

1. Что такое ревизия?

2. В чем суть плановой комплексной ревизии?

3. В каких случаях проводится внезапная ревизия?

4. Как осуществляется подготовка и планирование ревизии?

5. Перечислите основные этапы ревизии и последовательность работ.

6. Какие требования предъявляются к документированию работ?

7. Какие должностные лица Счетной палаты РФ несут персональную ответственность за отдельные направления контроля?

8. На основании какого документа проводятся ревизии Минфином России?

9. Что такое аудит эффективности?



Просмотров