Пожарная безопасность объекта обеспечивается системами. Функции системы обеспечения пожарной безопасности: основные положения. Основные проблемы в сфере защиты от пожаров

Риски возникновения пожаров определяются системами обеспечения пожарной безопасности объектов разного назначения. Есть определенные плановые риски, которые формируются на потенциальных категориях формирования пожарной безопасности. Все это узаконено в законе федерального уровня №123 от 22.07.208 г., который назван: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя три подсистемы:

  • предотвращение пожаров,
  • организационно-технические мероприятия.

Обратите внимание, что последовательность перечисления не случайна. Подсистемы работают именно в таком порядке. К примеру, если первая подсистема работает на все сто процентов, то это говорит о том, что пожары просто отсутствуют, их количество равно нулю. Значит, последующие категории отпадают сами собой в плане отсутствие действий.

Фактически система предотвращения не может сама работать на 100%. Практика показывает, что из небольшого очага возгорания по халатности ответственных руководителей объектов защиты возгораются пожары высокой категории. А дело в том, что на объекте просто техническое состояние противопожарной сигнализации оставляло желать лучшего. Или работники просто не смогли правильно среагировать по не знанию, как действовать при пожаре. То есть, система предотвращения пожаров не срабатывала.

И тут на помощь приходит , в которую входят простейшие средства тушения огня: огнетушители, лопаты и песок, ведра с водой, а также автоматическая система управления, которая отвечает за включение и выключение стационарных автоматических систем пожаротушения.

Необходимо обозначить, что многие работники объектов защиты при пожаре быстро и активно включаются в его ликвидацию. Но эффективность их действий во многом зависит от личных качеств каждого человека. И если очаг возгорания небольшой, то, как показывает практика, с ним успешно борются работники предприятия. Если возгорания вырастает в большой объем, то действия работников в большинстве случаев неэффективны. К тому же возрастает угроза гибели людей.

Более эффективны средства автоматического пожаротушения. Но последние исследования показали, что на многих объектах защиты они срабатывают только в половине случаев.

Кроме того в подсистему противопожарной защиты входит правильная эвакуация людей. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты – это не только тушение очагов возгорания, это и грамотно проведенная эвакуация людей. Поэтому так тщательно подбираются эвакуационные пути и маршруты, где рассматриваются строгие требования и правила, определяющие минимизацию людских потерь. Необходимо обозначить, что этот раздел, касающийся эвакуации, заложен в нормативы всех стран. Этой позиции уделяется особое внимание.


Правильная эвакуация людей

Обеспечение защиты людей при эвакуации

Начнем с того, что за обеспечение отвечает:

  • система оповещения и управления;
  • противодымная защита.

Необходимо отметить, что обе системы начнут работать лишь после того, как на них придет сигнал от системы обнаружения пламени огня. И тут появляются риски:

  1. Система обнаружения должна сработать безотказно.
  2. Это касается и самих систем: противодымной, оповещения и управления.

То есть, безопасная эвакуация людей произойдет лишь тогда, когда сработают эффективно все системы противопожарной защиты.

Но это не все, что касается эффективной эвакуации. К сожалению, надо констатировать, что некоторое количество людей при эвакуации ведут себя не адекватно. Срабатывает экстремальная обстановка и психологический характер людей. Поэтому важно грамотно управлять толпой, не дать перейти ее точное движение по проложенным маршрутам в хаос.

И еще один момент, который называют временным. Здесь учитывается время эвакуации, то есть, временной период от начала пожара до выхода из зоны возгорания последнего человека. Есть второй временной показатель – это время от начала возгорания до закрытия эвакуационных путей, потому что возникла угроза перебрасывания пламени на их пространство. Оптимальное соотношение, когда первый временной период меньше, чем второй. То есть когда говорят о пожарной безопасности объекта защиты, его обеспечении, то обязательно учитывают данное соотношение.

Добавим, что скорость перемещения людей по эвакуационным маршрутам зависит от нескольких факторов:

  • плотность людского потока;
  • возрастные группы эвакуируемых, чем больше детей и пожилых, тем скорость перемещения ниже;
  • размеры выходов на участках в конце путей эвакуации.

Скажем так, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

  • выполняются требования ПБ в полном объеме, обозначенные Федеральными законами;
  • пожарные риски не больше нормативных, также обозначенных в ФЗ.

Есть исключения, в которые входят объекты защиты, не включенные в ФЗ. Для них обеспечение ПБ считается выполненной, если их риски не превышают нормативные. Но есть и другой момент.

Если все требования по противопожарной безопасности выполняются, то пожарные риски можно не учитывать.

Конечно, последнее положение вызывает некоторые вопросы. Сложно сопоставить безопасность с людскими рисками. Последнее вроде нельзя не учитывать. Но специалисты посчитали, что если требования выполнены на сто процентов, то риски сводятся к нулю. В реалии все обстоит по-другому. Поэтому проверяющие органы очень строго следят за обеспечением выполнений Правил ПБ.

Итак, отвечая на поставленный вопрос, что является целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, ответим так: первое – предотвращение возникновения пожаров, второе – безопасность людей и их имущества.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Нормативный уровень пожарной безопасности - состояние объекта противопожарной защиты, при котором значения всех пожарных рисков не превышают допустимых уровней пожарной безопасности, не более воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.
Опасность каждого вида определяется многими рисками, характеризующими ее отдельные аспекты. Точно так же существует множество пожарных рисков, которые мы рассмотрим.
Фундаментальные труды доктора технических наук, профессора Брушлинского Николая Николаевича, одного из самых известных в нашей стране и за рубежом ученого в области пожарной безопасности, члена-корреспондента Российской академии естественных наук, академика РАЕН, крупнейшего специалиста в области математических методов и моделей управления социально-экономическими системами по исследованию систем обеспечения безопасности и жизнедеятельности территорий, городов и объектов, включая противопожарные службы, службы скорой медицинской помощи, охраны правопорядка, аварийные службы, находят применение во многих работах по вопросам обеспечения пожарной безопасности на предприятиях и территориях субъектов Российской Федерации. Основываясь на требованиях законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности и научных работах доктора технических наук Брушлинского Н. Н., можно разработать определенную систему по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты. В дальнейшем попробуем сформулировать алгоритм обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. При этом нам необходимо знать значения основных пожарных рисков и, соответственно, статистику пожаров и их последствий за определенный срок.
К основным пожарным рискам относятся риск для человека оказаться в условиях пожара, риск для человека погибнуть при пожаре, риск для человека погибнуть в результате пожара за единицу времени.
Зная исходные данные, можно сделать выводы, что в настоящее время из каждой тысячи землян в течение года в среднем один человек окажется в условиях пожара, на каждые 100 пожаров в среднем приходится один погибший, а из каждых 100 тыс. человек за год от пожара гибнет один человек. В качестве пожарных рисков, характеризующих материальный ущерб от пожаров, используют риски уничтожения строений в результате пожара, прямого материального ущерба от пожара. Кроме перечисленных пожарных рисков, рассматриваются риски травмирования при пожарах, как гражданских лиц, так и пожарных; риски возникновения пожаров по различным причинам (удары молнии, поджог, короткое замыкание в электросети, нарушение правил устройства и эксплуатации (НПУиЭ) печного отопления, детская шалость с огнем и пр.); риски возникновения и развития пожаров в зданиях различного назначения, этажности, разной степени огнестойкости, характеризующие эффективность пожарного оборудования, обоснованности противопожарных норм, эффективность организации противопожарных служб в городах, риски несрабатывания пожарной сигнализации, пожарной автоматики, нехватки воды для пожаротушения, позднего прибытия пожарных автомобилей на место пожара.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Все эти пожарные риски представляют интерес при разработке мероприятий по совершенствованию обеспечения пожарной безопасности, а также для страховых компаний, фирм, производящих пожарное оборудование, для проектировщиков зданий и сооружений и других специалистов. Пожарные риски, во-первых, характеризуют возможность реализации пожарной опасности в виде пожара и, во-вторых, содержат оценки его возможных последствий (а также обстоятельств, способствующих развитию пожара). Следовательно, при определении рисков необходимо знать частотные характеристики возникновения пожара на том или ином объекте защиты, а также предполагаемые размеры его социальных, экономических и экологических последствий, обусловленных теми или иными обстоятельствами. Отсюда следует, что во многих случаях пожарные риски можно оценивать статистическими или вероятностными методами, но в ряде случаев могут потребоваться и иные методы.
Первые задачи с учетом пожарных рисков были решены в нашей стране в середине 70-х годов XX в., а систематическое изучение пожарных рисков относится к началу 90-х годов этого же столетия.
Для выработки долгосрочной стратегии управления пожарными рисками (а значит, пожарной опасностью) прежде всего необходимо выяснить, где и по каким причинам возникают пожары, а также при каких пожарах гибнут люди. Можно поставить эти вопросы несколько по-другому: с какими факторами связаны риски возникновения пожаров и их последствий?
Детальные статистические исследования распределения пожаров в России по объектам пожаров и их причинам регулярно проводятся уже более 10 лет. Необходимо отметить, что в соответствии с действующими в нашей стране правилам учета пожаров в статистическую отчетность не включаются пожары мусора, свалок, кустов, травы и другие отнесенные к загораниям. В общую сводку пожаров не попадают также и лесные пожары, на которые ведется отдельная статистика. Из данных статистики пожаров в современной России более 70% учтенных пожаров, 90,3% погибших при них людей и 58,2% прямого материального ущерба приходятся на здания жилого сектора. На все остальные здания (включая строящиеся) приходится 13,4% всех учтенных пожаров, 5,3% всех жертв пожаров и 27,3% прямого материального ущерба от пожаров.
Следовательно, в зданиях происходит около 85% всех пожаров, при которых погибло около 95% всех жертв пожаров и прямой ущерб составляет 85% всего ущерба от пожаров.
Проводя анализ пожарной опасности объекта защиты, нужно сначала определить и проанализировать все пожарные риски, присущие данному объекту, затем оценить их текущие значения, определить допустимые значения всех пожарных рисков. После этого следует подобрать или разработать методы и технологии управления каждым риском и использовать их, обеспечив тем самым требуемый уровень пожарной безопасности объекта защиты.

На примере одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, создание пожарной охраны и организация ее деятельности, а также в соответствии с требованиями статьи № 76 «Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах», главы 17 «Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны» Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», где определено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут, можно провести расчеты соответствия нормативным требованиям размещения подразделений пожарной охраны объекта защиты.
Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов установлена в СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденном приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181, который является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов. Вышеназванным сводом правил предписано руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.
Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны производится в три этапа:
- предварительный;
- проведения расчетов;
- подготовки заключения.
Предварительный этап подготовки к проведению расчетов по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов или производственных объектов предусматривает определение исполнителя, целей и условий проведения работы.
Предварительный этап переговоров проводится для определения:
- целей, задач и критериев решения задачи;
- содержания и последовательности проведения расчетов;
- объема и порядка представления исполнителю документов, необходимых для проведения расчетов;
- сроков проведения расчетов, отражаемых в календарном плане работ.
По результатам предварительного этапа работы составляется техническое задание исполнителю на осуществление работ по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов. Срок проведения работ определяется сложностью градостроительной структуры населенного пункта (для производственных объектов - сложностью его инфраструктуры) и объемом необходимых исходных данных по объектам предполагаемого пожара, но, как правило, не превышает шести месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и выполнения всех иных условий проведения расчетов, определяемых техническим заданием.
Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются:
- для населенных пунктов – органами исполнительной власти (администрацией) населенных пунктов;
- для производственных объектов – собственником(ми) объекта или лицом(ми), уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями) производственного объекта.
Этап проведения расчетов включает в себя:
- анализ представленной технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенных пунктов или производственных объектов;
- проверку соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах установленным требованиям;
- обоснование и согласование с органами исполнительной власти населенного пункта или собственником (ми) производственного объекта целей выезда дежурного караула пожарной охраны на пожар;
- определение параметров систем противопожарной защиты объектов предполагаемого пожара;
- выбор наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах;
- выбор вида горючего вещества или материала в помещении наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара;
- проведение расчетов по методике СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденной приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181. Этап подготовки заключения предусматривает формирование исполнителем отчетных материалов по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны и представление необходимого количества экземпляров заключения, ранее согласованного с заказчиком.
В заключение по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны приводится следующая информация:
- технико-экономические и другие характеристики населенного пункта или производственного объекта; - наиболее пожароопасные объекты предполагаемого пожара;
- исходные данные для проведения расчетов по каждому объекту предполагаемого пожара; - результаты расчетов по вышеназванной методике;
- возможные варианты дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта;
- цели выезда подразделений пожарной охраны на пожар для каждого объекта предполагаемого пожара, которые обеспечиваются в результате реализации предлагаемого варианта дислокации;
- предложения по минимизации числа подразделений пожарной охраны и условия для их минимизации.
Заключение о необходимом числе и местах дислокации оперативных подразделений пожарной охраны подписывается исполнителем (руководителем организации) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по краю или области (в случаях, когда это предусматривается техническим заданием на выполнение работы). В дальнейшем по итогам оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления и организациями готовятся предложения по обеспечению пожарной безопасности в установленном порядке.
Литература:
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
3. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.
4. СП 11.13130.2009 «Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утверждены Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 181.
5. «Роль статистики пожаров в оценке пожарных рисков», д.т.н. Н.Н. Брушлинский, д.т.н. С.В. Соколов, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.
6. «Методика оценки пожарных рисков в городах и сельской местности России», С.Ю. Попков, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защиту имущества при пожаре.

Каждый объект должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

Создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

Разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

Реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

Содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

Осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

Производство пожарно-технической продукции;

Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

Учет пожаров и их последствий;

Установление особого противопожарного режима.

Планировка территории сельского поселения Новояушевский сельсовет осуществляется в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

К зданиям и сооружениям и строениям обеспечен подъезд пожарных автомобилей. Ширина проездов составляет не менее 6 метров. Тупиковые проезды заканчиваются площадками для разворота пожарной техники размером не менее 15 х 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не превышает 150 метров.

Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) обеспечивает подъезд пожарной техники к зданиям, сооружениям и строениям на расстояние не более 50 метров.

Противопожарные расстояния от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов составляют не менее 50 метров для хвойных лесов, 30 м для лиственных и смешанных лесов.

Источники противопожарного водоснабжения

Здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в т.ч. питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей, а также в отдельно стоящих, расположенных вне сельских поселений организациях общественного питания при объеме зданий до 1000 кубических метров и организациях торговли при площади до 150 квадратных метров, общественных зданиях I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом до 250 кубических метров, производственных зданиях I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 кубических метров.

На территории сельского поселения Новояушевский сельсовет проектом предусмотрены источники наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения:

Наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

Водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В сельских поселениях с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды.

В п. 94 ППБ 01 – 03 «Правила пожарной безопасности в РФ» предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к источникам воды и водозаборных устройств в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления.

Все водоемы на территории сельского поселения Новояушевского сельсовета используются для пожаротушения.

Пожаротушение. Расчетные расходы воды на наружное пожаротушение приняты по СП 8.13130.2009: для жилой застройки по таблице 1, для общественных зданий - по таблице 2.

Расчетные расходы воды на пожаротушение в сельском поселении сельсовет, с количеством жителей до 5000 тыс.чел. на расчетный срок составят 15 л/сек в том числе:

Жилая застройка - 5 л/сек;

Общественные здания сельских поселений - 5 л/сек;

Внутреннее пожаротушение 2,5 л/с х 2 струи.

Расчетное количество пожаров - 1.

Продолжительность тушения пожара – 3 часа.

Противопожарный запас воды составит 162 м 3

Расчетные расходы воды на внутреннее пожаротушение зданий приняты по СП 10.13130.2009; СНиП 2.08.02-89* для клубов до 300 мест – 2,5 л/сек х 2 струи.

Хранение противопожарного запаса предусматривается в резервуарах питьевой воды при насосной станции 2-го подъема.

Срок восстановления пожарного запаса не более 72 часов.

Наружное пожаротушение осуществляется от пожарных гидрантов уличной кольцевой сети, установка которых производится в соответствии с требованиями СП 8.131.30.2009.

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения поставленных задач.

Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.

Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

Большую роль в обеспечении пожарной безопасности играет противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности.

Противопожарная пропаганда – целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образования и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных.


Похожая информация.


Как на предприятии организовать систему обеспечения пожарной безопасности подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Справочная система Охрана Труда» .

«Систему обеспечения пожарной безопасности должны иметь все организации. Задача такой системы - предотвращать пожары, обеспечивать безопасность людей и защищать имущество.

Об этом говорится в статье 5 Закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон).

Система обеспечения пожарной безопасности состоит:

 из системы предотвращения пожаров;

 из системы противопожарной защиты;

 из комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.*

Ситуация: кто несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в здании - арендодатель или арендатор

Законодательство не разграничивает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ) между арендодателем и арендатором. Поэтому разграничить ответственность можно в самом договоре аренды.

К ответственным относятся собственники имущества, а также лица, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся имуществом или назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Поскольку к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности можно привлечь и арендодателя и арендатора, то сотрудники госпожнадзора накладывают штраф исходя из конкретных условий, вида нарушений и наличия вины. При этом учитывают, какую часть помещения занимает арендатор, в чем состоит правонарушение и какие требования нарушены.

Четких критериев, по которым в данном случае определяют конкретного субъекта, чтобы наложить штраф, не существует.

Что включает в себя система предотвращения пожара*

Задача системы предотвращения пожаров - не допустить возгорания. Система позволяет исключить возможность:

 образования горючей среды;

 попадания в нее источников зажигания.

Эти задачи решают как на стадии проектирования, так и на стадии эксплуатации.

Исключить условия образования горючей среды можно следующими способами:

 применять негорючие вещества и материалы;

 ограничить массу или объем горючих веществ и материалов;

 использовать наиболее безопасные способы размещения горючих веществ и материалов;

 изолировать горючие среды от источников зажигания;

 поддерживать безопасную концентрацию в среде окислителя или горючих веществ;

 понижать концентрацию окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;

 поддерживать температуру и давление среды, при которых распространение пламени исключается;

 автоматизировать технологические процессы, связанные с обращением горючих веществ;

 устанавливать пожароопасное оборудование в отдельных помещениях или на открытых площадках;

 применять устройства защиты производственного оборудования, исключающие выход горючих веществ в помещение, или устройства, исключающие образование в помещении горючей среды;

 удалять из помещений технологического оборудования и коммуникаций пожароопасные отходы производства, отложения пыли, пуха.

Эти способы перечислены в статье 49 Закона.

Исключить условия образования в горючей среде источников зажигания можно следующими способами:

 применять электрооборудование, соответствующее классу пожароопасной или взрывоопасной зоны, категории и группе взрывоопасной смеси;

 использовать быстродействующие средства защитного отключения электроустановок или других устройств, исключающие появление источников зажигания;

 применять оборудование и режимы проведения технологического процесса, исключающие образование статического электричества;

 обеспечивать здания и оборудование молниезащитой;

 поддерживать безопасную температуру нагрева веществ, материалов и поверхностей, которые контактируют с горючей средой;

 применять способы и устройства ограничения энергии искрового разряда в горючей среде до безопасных значений;

 использовать искробезопасный инструмент при работе с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими газами;

 ликвидировать условия для теплового, химического или микробиологического самовозгорания веществ, материалов и изделий;

 исключать контакты с воздухом пирофорных веществ;

 применять устройства, исключающие возможность распространения пламени из одного объема в смежный.

Эти способы перечислены в статье 50 Закона.

Что включает в себя система противопожарной защиты*

Система противопожарной защиты уберегает людей и имущество от воздействия опасных факторов пожара или ограничивает его последствия.

Системы противопожарной защиты должны быть надежными и устойчивыми к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для обеспечения пожарной безопасности.

Защитить людей и имуществ от воздействия опасных факторов пожара можно следующими способами:

 применять объемно-планировочные решения и средства, ограничивающие распространение пожара за пределы очага;

 устраивать безопасные эвакуационные пути;

 устанавливать системы обнаружения пожара (пожарные сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

 применять системы коллективной защиты (в т. ч. противодымной) и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;

 использовать огнестойкие строительные конструкции и материалы;

 применять огнезащитные составы (в т. ч. антипирены и огнезащитные краски) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;

 устраивать аварийные сливы пожароопасных жидкостей и аварийное стравливание горючих газов из аппаратуры;

 организовывать на технологическом оборудовании системы противовзрывной защиты;

 применять первичные средства пожаротушения;

 использовать автоматические или автономные установки пожаротушения.

Более подробно со способами защиты можно ознакомиться в статье 52 Закона.

Какие документы по пожарной безопасности должны быть в организации

Технические меры не будут работать без организационных мероприятий. Поэтому каждая компания должна разработать локальные документы по пожарной безопасности. Их перечень может варьироваться в зависимости от отрасли, в которой работает организация. Ниже мы приведем основные документы по пожарной безопасности.

Приказы по пожарной безопасности

Приказами руководитель организации определяет ответственных за пожарную безопасность и порядок проведения противопожарных мероприятий.

В организации должны быть следующие приказы:

 о назначении ответственных за пожарную безопасность, за обеспечение и исправное состояние первичных средств пожаротушения, за пожарную безопасность при проведении пожароопасных работ;

 о порядке проведения противопожарных инструктажей;

 о порядке обесточивания электрооборудования в случае пожара и в конце рабочего дня;

 о порядке осмотра и закрытия помещений;

 о порядке уборки горючих отходов и пыли;

 об определении и оборудовании мест для курения.

Внимание: в небольшой организации можно установить противопожарный режим одним приказом «О пожарной безопасности» и перечислить в нем все необходимые мероприятия: назначить ответственного за пожарную безопасность, определить порядок обучения работников, установить места для курения и т. д.

Инструкции по пожарной безопасности

Обязанности сотрудников по пожарной безопасности и их действия при пожаре фиксируют в следующих инструкциях:

 для ответственного за пожарную безопасность;

 о мерах пожарной безопасности в организации;

 по техническому обслуживанию огнетушителей;

 по эксплуатации противопожарного водопровода.

Документы по обучению работников

Все сотрудники организации проходят противопожарный инструктаж. Пожарно-техническому минимуму обучают сотрудников, перечисленных в разделе 3 норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645.

Порядок обучения закрепляют следующими документами:

 программой вводного и первичного противопожарных инструктажей;

 программой пожарно-технического минимума;

 перечнем вопросов для проверки знаний;

 планами и графиками обучения, проверки знаний и противопожарных тренировок;

 протоколами проверки знаний;

 удостоверениями о прохождении пожарно-технического минимума.

Журналы по пожарной безопасности

Информацию о проведении противопожарных мероприятий заносят в специальные журналы:

 регистрации вводного противопожарного инструктажа;

 регистрации противопожарных инструктажей;

 учета первичных средств пожаротушения;

 технического осмотра огнетушителей;

 учета пожарных кранов;

 проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов;

 проверки производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

Техническая документация и знаки пожарной безопасности

В организации должна быть следующая техническая документация и знаки пожарной безопасности:

 планы эвакуации при пожаре;

 таблички с указанием эвакуационных выходов и телефонов пожарной охраны, мест размещения огнетушителей;

 регламенты технического обслуживания систем пожарной автоматики, оповещения о пожаре, огнетушителей;

 сертификаты на материалы и вещества, которые используют в производстве;

 эксплуатационные паспорта огнетушителей;

 графики и акты проверки сопротивления заземляющих приборов;

 наряды-допуски на выполнение огневых работ.*

Ситуация: обязательно ли наличие табличек в кабинетах организации с указанием ответственных за пожарную безопасность

Нет, таких требований действующие нормативные правовые акты не содержат.

Руководитель организации обязан назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность и соблюдение ее требований на объекте (п. 4 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»).

В прежних правилах ППБ 01-03 (п. 753) было указано, что во всех производственных, административных, складских, вспомогательных помещениях и у наружных сооружений должны быть вывешены:

 таблички с указанием ответственного за пожарную безопасность работника;

 инструкции о мерах пожарной безопасности;

 номера телефонов пожарной охраны.

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» сохранило требования по наличию табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны, планов эвакуации людей при пожаре, знаков безопасности «Места для курения» и т. д. Однако упоминания о табличке «Ответственный за пожарную безопасность» в этом документе уже нет.

Инспектор во время проверки уже не может оштрафовать за отсутствие указанных табличек.

Ситуация: готовимся к проверке пожарной инспекцией. Что будет проверять инспектор

Пожарный инспектор обратит внимание на соблюдение Правил пожарной безопасности, установленных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.

Инспектор может проверить:

 организацию повседневной работы по обеспечению пожарной безопасности;

 эксплуатацию эвакуационных путей и выходов, электрооборудования объекта;

 обеспеченность первичными средствами пожаротушения;

 организацию выполнения пожароопасных работ;

 наличие локальных нормативных актов по обеспечению пожарной безопасности, их соответствие установленным требованиям;

 организацию обучения работников мерам пожарной безопасности.

При проверке основное внимание инспекторы обращают:

 на установленный на объекте противопожарный режим, его соблюдение работниками;

 на наличие пожарно-технической комиссии и добровольного пожарного формирования (с учетом реальных возможностей и потребностей работодателя);

 на наличие локальных по обеспечению пожарной безопасности (инструкций о мерах пожарной безопасности на объекте и по видам работ, выполняемых на объекте, инструкций и схем (планов) эвакуации при пожаре и т. п.);

 на наличие лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности;

 на исправность противопожарных систем и установок, а также исправность и достаточность наружного освещения объектов работодателя, устройств самозакрывания дверей (доводчиков);

 на наличие предупредительных обозначений, надписей и т. п. в помещениях (на оборудовании и т. п.), имеющих повышенную пожарную опасность;

 на оборудование и содержание мест для курения и сжигания отходов (тары), контейнеров для сбора использованных обтирочных материалов, кладовых для хранения спецодежды;

 на состояние противопожарных перекрытий, огнезащитных покрытий, чердачных помещений, цокольных и подвальных этажей.

В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок должны быть установлены таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны.

Кроме того, каждая организация независимо от организационно-правовой формы обязана иметь инструкцию о мерах пожарной безопасности, которая содержит следующие обязательные сведения:

 мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

 порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

 порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

 расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;

 порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

 допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

 порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

 предельные показания контрольно-измерительных приборов, отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

 обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в т. ч. в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений.

Если в помещении на одном этаже единовременно находится более 10 человек, то обязательно должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы или схемы эвакуации людей в случае пожара. Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре следует разработать и утвердить инструкцию о действиях персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации. При этом необходимо не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки всех работников и обязательно фиксировать этот факт в журнале противопожарных инструктажей (п. 12 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»)».*

 В этой статье мы разберемся в вопросе: какие средства относятся к системам пожарной безопасности объекта? В соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» для организаций, зданий, сооружений и других объектов должны быть в обязательном порядке разработаны и реализованы меры пожарной безопасности, в том числе при их проектировании. К системам пожарной безопасности объекта относятся:

  1. Средства обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны в т. ч. лифты для транспортирования подразделений пожарной охраны;
  2. Системы обнаружения пожара;
  3. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  4. Системы аварийного освещения на путях эвакуации;
  5. Системы аварийной вентиляции и противодымной защиты;
  6. Системы автоматического пожаротушения;
  7. Системы внутреннего противопожарного водопровода;
  8. Системы противопожарной защиты (например)
    1. устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;
    2. устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
    3. отключение электропитания потребителей.

Система обнаружения пожара предназначена для раннего обнаружения факторов пожара, обработки и передачи оперативной информации на диспетчерский пост, обеспечивающий круглосуточное наблюдение за состоянием системы за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной эвакуации.

Системы коллективной защиты предназначены обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия опасных факторов пожара, времени развития и тушения пожара или времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону.

Огнезащита предназначена для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций.
Системы противодымной защиты предназначены для предотвращения или ограничения опасности задымления зданий, сооружений и строений при пожаре, а также воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные ценности.

Первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами.

Установки пожаротушения предназначены для эффективной защиты помещений путем обнаружения и ликвидации очага пожара.

Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Системы пожарной сигнализации , оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Автоматические установки пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.

Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» системы пожарной безопасности объекта - это силы и средства, а также меры правового, организационного, экономического и социального характера, направленные на борьбу с пожарами. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Системы пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.



Просмотров