Порядок обжалования. Порядок обжалования результатов налоговой проверки Куда обжаловать результаты проверки министерства

По результатам проверки вы получили акт, с которым не согласны или предписание об устранении выявленных нарушений. Если возможности обратиться к грамотному юристу не имеется, мы расскажем, что нужно делать.

Как обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное по результатам проверки, мы рассказывали в одной из предыдущих статей. В данной статье остановимся на способах обжалования акта проверки и предписаний об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.

Существует два пути обжалования указанных актов: внесудебный и судебный.

Не доводя до суда

Внесудебный (или административный) порядок обжалования имеет свои преимущества: он занимает гораздо меньше времени, чем судебный, к тому же, не требует затрат (госпошлина не взимается).

Если говорить о минусах: этот путь далеко не всегда результативен. Проверяющие органы и их вышестоящие ведомства редко отменяют результаты проверки добровольно во внесудебном порядке. На практике это случается лишь в случаях, когда имеют место явные грубые нарушения, допущенные при проверке. Кроме того, обжалование во внесудебном порядке не приостанавливает действие обжалуемого акта.

При этом не стоит недооценивать или игнорировать внесудебный порядок обжалования. Доводы о несогласии с обжалуемым актом, заявленные на данном этапе, создают нужную почву для возможного дальнейшего судебного обжалования.

Внесудебный порядок обжалования частично урегулирован ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» (далее – ФЗ № 294-ФЗ). Особенности обжалования актов по отдельным видам контроля содержатся в нормативных актах проверяющего ведомства.

Во-первых, можно обратиться с возражениями в орган, осуществивший проверку . При несогласии с выводами, изложенными в акте проверки или предписании, можно в течение 15 дней с даты получения акта или предписания представить в проверяющий орган письменные возражения.

В возражениях необходимо указать, какие именно положения закона нарушены при проверке или при составлении акта со ссылкой на конкретную страницу акта, где размещены указанные положения. Также к возражениям нужно приложить документы (или их заверенные копии), подтверждающие заявленные доводы, и копию самого обжалуемого акта, документы о полномочиях подписанта.

Также можно обратиться с заявлением (жалобой) в вышестоящий по отношению к проверяющему орган.

Результаты проверки, проведенные с грубыми нарушениями, могут быть по заявлению проверяемого лица признаны недействительными вышестоящим органом по отношению к проверяющему органу или судом.

Грубыми нарушениями согласно ФЗ № 294-ФЗ являются: отсутствие оснований для проведения проверки; нарушение срока уведомления о проверке; привлечение к проведению проверки не аккредитованных и не аттестованных лиц; нарушения при согласовании с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки; нарушения сроков проведения проверки; проведение проверки без распоряжения или приказа органа контроля (надзора); истребование документов, не относящихся к предмету проверки; непредставление акта проверки; проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проверок; участие в проведении проверки экспертов, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым.

Заявление (жалоба) в вышестоящий орган должно быть составлено в письменной форме, подписано уполномоченным лицом. В заявлении (жалобе) нужно указать на конкретные грубые нарушения в акте или предписании и приложить доказательства их наличия, копию оспариваемого акта, документы о полномочиях подписанта. Обратите особое внимание на порядок направления заявления (жалобы) или возражений: каким способом бы вы их не направили, у вас должны остаться на руках документы, подтверждающие отправку и получение.

Заявление (жалоба) рассматриваются в срок не более 30 дней (по разным ведомствам сроки могут розниться). Срок рассмотрения может быть продлен. По результатам рассмотрения должно быть принято решение о признании незаконными и отмене результатов проверки либо об отказе в удовлетворении заявления (жалобы). В случае отказа можно прибегнуть к судебному способу защиты, если срок на обращение в суд еще не истек.

Идем в суд

Судебный порядок обжалования существенно результативнее административного, хотя и более затратный: при подаче заявления в суд необходимо оплатить госпошлину. Судебное обжалование может продлиться несколько месяцев (только в первой инстанции срок рассмотрения составляет 3 месяца). Длительный срок обжалования не создает неудобств, т.к. на время обжалования действие оспариваемого акта можно приостановить.

Акт проверки в судебном порядке обжалованию не подлежит. Однако вынесенное по результатам проверки предписание об устранении выявленных нарушений можно обжаловать.

Стоит обратить внимание, что судебное обжалование предписаний возможно как в районный, так и в арбитражный суд.

В арбитражный суд обжалуются только предписания, затрагивающие права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Эта процедура регулируется главой 24 АПК РФ.

Если предписания не затрагивают указанные права и интересы заявителя, они обжалуются путем подачи административных исковых заявлений в районный суд согласно правилам, установленным главой 22 КАС РФ (Кодекса административного судопроизводства РФ). В таком порядке обжалуются, например, некоторые предписания Государственной инспекции труда, МЧС и т.д. Процедура обжалования по КАС РФ в целом схожа с процедурой по АПК РФ, отличается от нее несущественно и в основном в части терминологии.

Поэтому подробно остановимся на процедуре, предусмотренной АПК РФ. К тому же, на практике она используется гораздо чаще.

В течение 3 месяцев со дня, когда вы узнали о нарушении своих прав (как правило, со дня получения предписания), необходимо подать в арбитражный суд заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия. Пропущенный по уважительной причине срок для подачи заявления можно будет восстановить, но далеко не каждую причину суд признает таковой. Например, отказ в получении предписания или неполучение его по адресу местонахождения, отпуск директора, отсутствие штатного юриста и т.д. уважительными причинами судами не признаются.

Заявление должно соответствовать требованиям АПК РФ и содержать требование о признании предписания незаконным и его отмене. Нужно указать какие именно нормы какого закона или иного нормативного правового акта нарушает оспариваемый акт.

В качестве таких нарушений могут выступать:

— нарушения при проведении проверки (о порядке проведения проверки мы подробно рассказывали в предыдущей статье);

— отсутствие материально-правовых оснований для вынесения предписания (отсутствует нормативно установленная обязанность, нарушение которой вменяется, или эта обязанность исполнена, требуемые действия по исполнению обязанности неисполнимы и т.д.).

В заявлении важно также указать: какие права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушает акт; какие обязанности незаконно возлагает; какие создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В порядке судебного обжалования возможно приостановить действие вынесенного предписания. Это особенно важно, т.к. само по себе обжалование предписания не прекращает действие требований, содержащихся в нем. А это значит, что, если не приостановить действие предписания, проверяющий орган в любой момент в процессе его обжалования может проверить исполнение предписания и привлечь заявителя к ответственности.

Для приостановления действия предписания при подаче заявления об оспаривании необходимо подать месте с ним заявление об обеспечении иска, содержащее требование о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого акта. Рассмотрение этого заявления осуществляется судом в течение 1 дня со дня поступления в суд и госпошлиной не облагается. Если суд посчитает заявление об обеспечении иска надлежаще обоснованным, то приостановит действие предписания до вступления в силу решения суда по результатам обжалования.

При несогласии с решением суда по результатам рассмотрения заявления, его можно в течение месяца обжаловать в апелляционном порядке, далее — в кассационном и в надзорном порядке. Решение не вступит в силу до окончания процедуры судебного обжалования.

В вопросе обжалования административных актов все решает опыт и профессионализм. Умелое лавирование в процедурах обжалования гарантирует нужный результат. Участие профессионального юриста в процедуре обжалования значительно экономит ваши ресурсы, снижает риски привлечения к ответственности и создает комфортные условия для осуществления бизнеса.

© Кира Ведерникова, юрисконсульт ООО «РЕГИСТРИРУЕМ.ОРГ»

В процессе обжалования актов проверок органов государственного надзора организации допускают многочисленные ошибки, что приводит к негативному результату.

Рассмотрим распространеные ошибки и пути их решения.

В российском законодательстве предусмотрено право лица обжаловать любой акт, который вынесен органом государственной власти и который нарушает его права (статья 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Чаще всего обжалованию подлежат акты органов государственного контроля (надзора), вынесенные в результате проверки, поскольку именно данные акты более всего затрагивают интересы организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых они вынесены. Процедуры обжалования таких актов различны и напрямую зависят от вида акта.

Речь идет прежде всего о постановлениях по делам об административных правонарушениях, распоряжениях о проведении проверок, а также предписаниях об устранении выявленных нарушений, вынесенных в результате плановых или внеплановых проверок.

Несмотря на то, что все указанные выше акты могут быть вынесены одним и тем же органом государственного контроля (надзора), сроки и порядок обжалования данных актов может быть различен, т.к. они регулируются разными федеральными законами. В соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях - КоАП РФ, АПК РФ и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в соответствии с которыми участники процесса обжалования наделяются разным объемом прав и обязанностей в зависимости от вида оспариваемого акта.

Например, оспаривание постановлений производится в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в соответствии с которой у лица, привлеченное к ответственности, есть выбор подачи жалобы либо в вышестоящий орган, либо в суд. При этом сроки подачи жалоб ограничены 10 днями со дня вручения или получения копии постановления. Каждая последующая жалоб на решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановления, обжалуется в том ж порядке и в те же сроки, что и первая жалоба, т.е. в течение 10 дней (ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ),

Что касается обжалования распоряжений (приказов) на проведение проверок, предписаний о устранении выявленных нарушений, то данная процедура регламентирована главой 24 АПК РФ и в отличие от обжалования постановлений имеет другие сроки и порядок.

Указанные выше акты с точки зрения законодательства не относятся к административном производству, а являются ненормативными правовыми актами, изданными органами государственной власти.

Вместе с тем следует отметить, что в связи проведением проверки Федеральным законом № 294-ФЗ предусмотрена подача организацией возражений на акт проверки, предписания о устранении выявленных нарушений в порядке установленном п. 12 статьи 16 Федерального закон № 294-ФЗ, т.е. в течение 15 дней с даты получения акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений.

Предписание об устранении выявленных нарушений могут быть обжалованы в порядке, установленном частью 4 статьи 198 АПК РФ в течение 3 месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав.

Стоит учитывать, что акт проверки не относится к тем актам государственного органа, которые порождают права и обязанности либо нарушают права и законные интересы лиц, в отношении которых проведена проверка, акт проверки является лишь способом фиксации результатов проверки и выявленных нарушений. Поэтому акт проверки обжалованию в порядке, установленном частью 4 статьи 198 АПК РФ, не подлежит.

Дальнейшее обжалование решений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов (распоряжений, предписаний) будет происходить по общим правилам процессуального законодательства.

Это значит, что у неудовлетворенной решением по делу, у стороны есть месяц для обжалования этого решения в апелляционном порядке (при этом оно не вступит в силу до вынесения постановления суда апелляционной инстанции) и два месяца для обжалования этого решения в кассационном порядке, не говоря уже об обжаловании в порядке надзора при наличии соответствующих оснований.

Публичная администрация при осуществлении своей властной деятельности должна руководствоваться принципом «Разрешено только то, что прямо предусмотрено законом» . Однако должностные лица в процессе проведения могут выходить за рамки своих полномочий или иным способом нарушать права и законные интересы проверяемых лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) можно выделить следующие противоправные действия (бездействия) должностных лиц органов контроля:

  • Проведение проверки при отсутствии ,
  • Нарушение ,
  • Отсутствие согласования с органами прокуратуры,
  • Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;
  • Проведение , не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок
  • Проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора)
  • Непредставлении акта о проведенной проверки;
  • Иные основания, указанные в Законе № 294-ФЗ.

Необходимо отметить, что другими федеральными законами могут устанавливаться иные основания для признания неправомерными действий (бездействий) должностных лиц органов контроля.

В соответствии со ст. 21 Закона № 294-ФЗ можно обжаловать не только акт проверки и , но и действия/бездействия должностных лиц органа контроля.

Согласно п.4 ст. 21 Закона № 294-ФЗ руководитель или иное уполномоченное лицо медицинской организации при проведении проверки имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля, повлекшие за собой нарушение прав медицинской организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также возможно обжаловать действия/бездействия должностных лиц органа контроля в органы прокуратуры.

При проведении административных производств организации зачастую , вследствие чего должностное лицо органа надзора или судья выносит решение о той мере , которой необходимо подвергнуть правонарушителя. В случае несогласия с таким постановлением по делу об административном правонарушении медицинская (фармацевтическая) организация в административном порядке может попытаться его обжаловать. Но обжаловать можно не только вынесенное решение, но и сами действия/бездействия должностных лиц органов контроля. Срок для обжалования действий/бездействий должностных лиц составляет 3 месяца. Необходимо отметить, что срок на обжалование по актам и предписаниям является гораздо меньшим и составляет 15 дней, а для отведено и вовсе всего 10 дней.


Жалоба на действия (бездействия) должностного лица подается в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, уполномоченному на ее рассмотрение.

Действующим законодательством не установлены требования к форме жалобы на действия (бездействия) должностных лиц. Данный документ составляется в произвольной форме с приложением документов, подтверждающих обоснованность жалобы или их заверенные копии.


Рассмотрение жалобы регламентируется административными регламентами соответствующего органа контроля, проводящего проверку.

Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля рассматривает поступившую жалобу не более 30 календарных дней.

По итогам рассмотрения жалобы руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе :

  • Оставить жалобу без удовлетворения;
  • Удовлетворить жалобу и признать действия (бездействия) должностных лиц незаконными.

Обжалование в судебном порядке

Порядок рассмотрения

Заявление об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц органов контроля подается в Арбитражный суд и рассматривается по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).

Медицинская (фармацевтическая) организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, контроля и их должностных лиц, если полагает, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления деятельности.


Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда медицинской организации стало известно о нарушении своих прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п.4 ст. 198 АПК РФ).


Требования к заявлению регламентированы п. 1,2,10 ч. 1, ч.2, 3 ст. 125, ст. 126, 199 АПК РФ. В заявлении должны быть также указаны :


Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение.

Приостановление действия оспариваемого решения

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Срок рассмотрения

Заявление рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Данный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Обязанность доказывания соответствия совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (п. 5 ст. 200 АПК РФ).

Арбитражный суд по результатам рассмотрения заявления принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными или об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Исполнение решения

Решения арбитражного суда подлежит немедленному исполнению , если иные сроки не установлены в решении суда. Копия решения арбитражного суда направляется в 5 срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Подпишитесь на нас

Закончив проверку (независимо от ее вида), трудовой инспектор оформляет акт. Если в результате проверки обнаружится, что компания нарушила нормы трудового законодательства, то трудовая инспекция составляет предписание и постановление. В каком порядке обжалуются результаты проверки трудовой инспекции?

Напомним, что основной функцией государственной инспекции труда (далее по тексту – ГИТ) является надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. I ст.353 ТК РФ).

Планируемые ГИТ планы проверок не являются секретной информацией, а находятся в открытом доступе сайтах Роструда РФ, территориальной инспекции по труду, Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ. При проведении проверок ГИТ руководствуется (в том числе) и положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Закон №294-ФЗ).

В последнее время законодатели усилили порядок проведения проверок, введя чек-листы для плановых проверок работодателей. Сейчас действует 107 проверочных листов, необходимых для проведения плановых трудовых проверок компаний (Приказ Роструда РФ от 10.11.2017 г. №655).

По окончании проведения проверки трудовым инспектором составляется акт по форме, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 г. №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».


При выявлении нарушений трудового законодательства, инспекторами составляются следующие документы:

  • предписание об устранении нарушений (вручается работодателю одновременно с актом проверки);
  • протокол об административном правонарушении (составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения или в течение двух суток, если требуется дополнительное расследование);
  • постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Обжалование акта, предписания трудового инспектора

Как уже было отмечено, при нарушении компанией трудового законодательства трудовой инспекцией, как правило, составляется предписание и постановление (п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, абз.6 части первой ст.357 ТК РФ, ст.218 КАС РФ).

Возражения необходимо подать в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания в трудовую инспекцию, работники которой проводили проверку. К возражениям компании необходимо приложить подтверждающие ее правоту документы (ч.12 ст.16 Закона №294-ФЗ).

Предписание - это распорядительный документ, который обязывает работодателя устранить обнаруженные нарушения в конкретные сроки (ст.16 Закона №294-ФЗ, ст.361 ТК РФ, ст.218 КАС РФ и п. 113 Административного регламента №354н).

В том случае, если компания не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения в отношении документа в целом или отдельных ее частей (ст.361 ТК РФ, абз.2 п.113 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 г. №354н).

По итогам рассмотрения возражений, акт проверки либо предписание может быть полностью или частично изменен либо вообще отменен.

Но на практике не часто удовлетворяются возражения работодателя (досудебный порядок обжалования), а поэтому работодателю, уверенному в своей правоте нужно обращаться в суд. В случае судебных баталий, компаниям следует руководствоваться гл.12 и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ст. 218 КАС РФ).

Обжаловать в судебном порядке можно только предписание инспектора.

Отметим, что одновременно подавать жалобу в вышестоящий орган и исковое заявление в суд не запрещено (тем более, что законодательством не предусмотрен досудебный порядок обжалования предписания трудового инспектора для обращения в суд). При этом следует помнить, что при обжаловании предписания в контролирующем органе (трудовой инспекции), законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений, тогда как судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе.

В порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» (Кассационное определение ВС РФ от 01.06.2017 г. №74-КГ17-6).

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение 10 дней со дня получения работодателем или его представителем предписания трудового инспектора (п.2 ст.357 ТК РФ). К исковому заявлению прикладываются копии документов, с помощью которых работодатель сможет подтвердить свою правоту.

Однако, если анализировать судебную практику по вопросам отмены предписаний трудовой инспекции, то процент отмены предписаний не очень высок.

Работодатель зачастую не учитывает ограниченные сроки обжалования предписания. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

Например , представителю работодателя вручено под расписку предписание 5 марта 2019 г. вручено под расписку. Для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в районный суд не позднее 15 марта 2019 г. включительно.

Чаще всего по результатам проверки работодателя привлекают к административной ответственности. Постановление о назначении административного наказания руководитель также вправе обжаловать и (п.1 ст.30.1 КоАП РФ).

Обжалование постановления о назначении административного наказания

Постановление оформляют на основании протокола об административном наказании.

Работодатель также вправе обжаловать постановление соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ).

Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Жалоба должна подаваться в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п.5 ст.30.2 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (п.1 ст.30.7 КоАП РФ):

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда - в вышестоящий суд (п.1 и п.2 ст.30.9 КоАП РФ).

А вправе ли суд снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результатам проведенной проверки? Да, если суд установит, что трудовой инспектор установил необоснованно высокий штраф (п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).

Судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве.

Например , в одном из споров, работодатель был привлечен к административной ответственности по п.4 ст.18.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 500 000 рублей (за нарушение миграционного законодательства). Судом отмечено, что сумма штрафа, назначенная обществу, является чрезмерной и не отвечает целям административного наказания. А наложение на общество наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с учетом установленных обстоятельств дела отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 г. № А41-24800/14).

Из положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением компании, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей.

Поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 17.7 КоАП РФ для юридических лиц, составляет менее 100 тысяч рублей, то правовых оснований для обсуждения вопроса о снижении размера административного штрафа не имеется (Постановление Центрального районного суда г. Калининграда от 26.06.2018 г. №5-480/2018).

Окончательный размер штрафа не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение (п.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

То есть, если размер штрафа находится в диапазоне - от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет максимально снизить его размер до 125 000 руб. (250 000 рублей/2 = 125 000 рублей).

А если не обжаловать вынесенное трудовым инспектором постановление?

Если компания пропустит срок для обжалования постановления, то оно вступит в силу через 10 дней и штраф нужно будет уплатить в течение 60 дней (ст.32.2 КоАП РФ).

Если работодатель не заплатит штраф, то его взыщут судебные приставы в принудительном порядке (с учетом исполнительного сбора - 7 процентов от суммы штрафа или 10 000 рублей для организации и 1 000 рублей для предпринимателя).

В случае нарушения прав и законных интересов при проведении проверки, медицинские и (или) фармацевтические организации имеют право обжаловать результаты проверки в административном и (или) судебном порядке. Результатами проверки являются акт проверки и (или) .

Однако при проведении зачастую и или направляют их для рассмотрения в суд. В связи с чем, у медицинских и (или) фармацевтических организаций возникает желание . Также медицинские (фармацевтические) организации имеют возможность в случае, если они повлекли за собой нарушение прав организации при проведении проверки.

Непосредственно по результатам проверки в двух экземплярах составляется акт проверки , который подписывают лица, осуществившие проведение проверки и медицинской организации. Данный акт проверки составляется независимо от факта выявленных нарушений. В случае выявления нарушений действующего законодательства, уполномоченное лицо контролирующего органа выносит предписание об устранении нарушений с указанием сроков устранения нарушений.

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

В случае несогласия с выводами, сделанными в акте контрольного мероприятия, уполномоченное лицо медицинской организации должно сделать об этом отметку в акте проверки .

Органы контроля при выявлении нарушений в ходе проведения проверки обязаны :

  • Выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
  • Принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан;
  • Принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности (к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ).

Результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, не могут являться доказательствами нарушения медицинской организацией требований действующего законодательства. Перечень грубых нарушений указан в ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Возражение на результаты проверки подается в соответствующий орган контроля , проводивший проверку.

Срок обжалования

По общему правилу срок в соответствии со ст. 16 Закон № 294-ФЗ составляет 15 дней с момента вручения акта проверки медицинской (фармацевтической) организации. Данный срок следует считать с даты, следующей за днем, когда медицинской (фармацевтической) организации вручили акт проверки. Срок обжалования исчисляется в календарных днях.

Форма возражения на акт проверки

Действующим законодательством не установлены требования к форме, в которой должны быть представлены письменные возражения на акт проверки. Данный документ составляется в произвольной форме . К возражению на результаты проверки необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.


  • Наименование и адрес органа контроля;
  • Наименование, ИНН, адрес медицинской организации;
  • Наименование документа - «Возражение на акт проверки».
  • Фактические обстоятельства проверки: ФИО должностного лица (лиц) проводившего проверку, дата начала и окончания проведения проверки, дата составления и вручения акта проверки;
  • Права и законные интересы, которые, по мнению медицинской организации, нарушаются актом проверки со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты;
  • Обоснование жалобы со ссылками на документы, подтверждающие обоснованность таких возражений;
  • Дата составления жалобы;
  • Приложение к жалобе: документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии, доверенность (заверенная копия) в случае подачи жалобы уполномоченным представителем.

Способы подачи возражения

Подать возражение на результаты проверки можно лично, отправить заказным письмом с уведомлением о вручении или направить в электронной форме через сайт: www.gosuslugi.ru.

Акт проверки не может быть обжалован в судебном порядке

Высший Арбитражный суд РФ отметил, что акт проверки не является тем актом государственного органа, который порождает гражданские права и обязанности для сторон, он не нарушает права и законные интересы проверяемых лиц, в связи с чем он не может быть обжалован в судебном порядке в соответствии со ст. 29 АПК РФ (Определение ВАС РФ от 16.07.2010 № ВАС-9648/10)

Рассмотрение возражений на акт проверки

Рассмотрение возражений на акт проверки регламентируется административными регламентами соответствующего органа контроля, проводящего проверку.

Приостановление действия акта проверки

Подача возражения на акт проверки не приостанавливает действие данных документов , вынесенных по результатам проверки.

Срок рассмотрения возражений на акт

Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля рассматривает поступившую жалобу не более 30 календарных дней .

По итогам рассмотрения возражения на акт проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе :

  • Оставить возражение без удовлетворения;
  • Удовлетворить возражение и отменить акт проверки;
  • Изменить акт проверки или вынести новый акт проверки.

Медицинская и (или) фармацевтическая организации имеет право обжаловать действие (бездействие) должностных лиц органов контроля, если это действие (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы, незаконно возлагает обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст.198 АПК РФ).


Срок для обжалования

Заявление об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц подается в течение 3 месяцев со дня, когда медицинской (фармацевтической) организации стало известно о нарушении своих прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Подпишитесь на нас

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Рассмотрение заявления

Заявление подается в Арбитражный суд в соответствии с требованиями, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ (далее - АПК РФ) и рассматривается по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 22 и 24 АПК РФ.

Приостановление решения

По ходатайству заявителя арбитражный суд, может приостановить действие оспариваемого акта, решения (п. 3 ст. 199 АПК РФ).

Срок рассмотрения заявления

Заявление об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц органа контроля рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд. Данный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи до 6 месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Арбитражный суд, установив, что действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными .

В случае, если арбитражный суд установит, что действия (бездействие) органов контроля и их должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Срок для обжалования

Заявление об оспаривании решения административного органа о подается в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом (ст. 30.3 КоАП РФ, ст. 208 АПК РФ).

Рассмотрение жалобы

Постановление по делу об может быть обжаловано :

  • Вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
  • Вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  • Вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • Вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

Заявление об оспаривании решения должностного лица органа государственного надзора о привлечении к административной ответственности, представления об устранении выявленных нарушений также может быть подано в арбитражный суд по месту нахождения медицинской организации либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

Приостановление решения

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения (п. 3 ст. 20.КоАП РФ).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, представление об устранении выявленных нарушений подлежит рассмотрению вышестоящим органом надзора или вышестоящим должностным лицом, уполномоченным ее рассматривать, в 10 срок со дня ее поступления со всеми материалами дела.


Жалоба на постановление по делу о в виде подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

При подачи заявления в арбитражный суд, заявление рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий 2 месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений :


  • Об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • Об изменении постановления, если при этом не усиливается или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • Об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  • Об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
  • Об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.


Просмотров