Порядки реализации конституционных прав и свобод. Особенности реализации прав и свобод граждан в российской федерации. Каждый имеет право на объединение

В вопросе о правах личности одно из центральных мест занимает проблема гарантий, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят, прежде всего, по их охране, реализации.

В современных условиях проблема гарантий имеет исключительное значение, приобрела еще в большей степени политическую направленность и остроту, что объясняется важностью реализации идеи естественных прав человека. Расширение и углубление правового статуса личности зависит от условий, обеспеченных государством и добросовестным выполнением каждой личностью своих обязанностей перед государством, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека - это, в конечном счете, экономическое состояние государства. Решающей гарантией осуществления конституции и ее статей, кодифицированных законом гражданских прав, являются сознательность и самодеятельность людей.

Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы: общие и специальные. Правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями, обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо скорее он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии - это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.

Правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому, как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Гарантии - это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии: общие, юридические, организационные. Так, общие гарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические, духовные.

Материальные гарантии - это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Политические гарантии - это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы.

Духовные гарантии - система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость: это общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты, прав человека и гражданина. Прежде всего, речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.

Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.

Вторую группу юридических гарантий составляют конституционный контроль и надзор; меры зашиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.

Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина - всеобщность зашиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.

Общие правовые и иные гарантии прав личности тесно соприкасаются с организационными гарантиями. Организационные гарантии - это деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций в сфере правотворчества, право применения, осуществления мер процедурного, режимного, контрольного и иного характера. Цель организационных гарантий - повышение эффективности использования внутригосударственных и международных гарантий прав личности. В содержание организационных гарантий включаются определение, принятие и решение государством задач социальной и правовой политики; государственный общественный контроль; обработка информации, организационные процедуры применения средств и связи и т.д.

Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались пустой декларацией, а были предоставлены и защищены на деле.

Важнейшее значение в связи с этим принадлежит органам законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов. Именно они призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина.

Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, гражданское законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности и др. находятся в исключительном ведении Российской Федерации. В то же время ряд вопросов, относящихся к проблеме прав и свобод, находятся в совместном федерации и ее субъектов, в частности, защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство. Все это должно на всех уровнях обеспечивать защиту конституционных прав и свобод.

Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту Российской Федерации как гаранту прав и свобод человека и гражданина. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, в частности структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой важнейшей государственной задачи. Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства Российской Федерации и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.

Конституция Российской Федерации предусматривает существование высокой государственной должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В деле защиты прав и свобод человека и гражданина видное место отводится Прокуратуре Российской Федерации, которая действует на основании Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции от 17 ноября 1995г. Защита прав и свобод человека и гражданина - одна из главных задач прокуратуры. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения. Ответ прокурора на обращение должен быть мотивированным. Если жалоба не удовлетворена, заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения.

Осуществляя свои полномочия, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Прокурор не только рассматривает и проверяет жалобы и иные обращения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, но и разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Важной государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является судебная защита. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность последнего - рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

Право на обращение в суды Российской Федерации за защитой своих прав и свобод имеют как граждане Российской Федерации, так и лица без гражданства и иностранцы.

Таким образом, правовой статус-это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Претворение в жизнь прав и свобод - сложная задача. В условиях возникшего в стране глубокого экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям.

Статья 2 Конституции РФ устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы. В ст.17 и 19 также предусматривается, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Фактически каждое конкретное право и свобода сопровождается указанием на условия, способы их гарантии. Гарантии основных прав и свобод- это те условия и средства, которые обеспечи­вают их реализацию. Они включают в себя общие государственные гарантии прав и сво­бод человека и гражданина, а также специфические юридические гарантии их защиты.

Гарантии основ статуса личности также можно разделить на политические(определяют направленность политики госу­дарства на защиту личности, возможность контроля власти со стороны общества),социально-экономические (материальная основа этих прав, скажем, установленные законом государственные пенсии и социальные пособия) и юридические (провозглашение принципов правового государства, презумпции невиновности, недопустимости повторной ответствен­ности за одно и то же преступление и др.). В статье 55 особо оговорено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод челове­ка и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации. Это гарантирует единый правовой статус человека и гражданина для всех лиц, проживающих на террито­рии России.

Конституция в ст.45 закрепила, что каждый человек имеет право участия в защите своих прав всеми законными способами.

В Российской федерации существует следующий набор средств, способов и механизмов обеспечения прав и свобод человека и гражданина:

  • 1) Конституционно - судебный механизм8 - т.е. возможность обращения в Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 1994 г.);
  • 2) Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” 1993 г.);
  • 3) Административные действия органов исполнительной власти;
  • 4) Законная самозащита человеком своих прав - лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;
  • 5) Помощь, оказываемая Уполномоченным по правам человека9;
  • 6) Международно-правовой механизм - возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10045

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ В ИНТЕРЕСАХ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Андрей Викторович КУРЫЛЕВ, юрист E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.02 - конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье исследуются вопросы реализации конституционно-правовых норм в процессе правоприменительной деятельности уполномоченных государственных органов. Автор раскрывает особенности и конституционные пределы ограничения прав и свобод граждан. В статье также обосновывается необходимость соблюдения норм Конституции РФ.

Ключевые слова: права и свободы, конституционный строй, правовое регулирование, реализация правовых норм, правоприменение.

Annotation. The article explores the issues of implementation of constitutional and legal norms in the process of law enforcement activities of authorized state bodies. The author reveals the peculiarities and constitutional limits of the restriction of citizens» rights and freedoms. The article substantiates the necessity of the compliance the norms of the Constitution of the Russian Federation.

Keywords: rights and freedoms, constitutional order, legal regulation, implementation of legal norms, Jaw enforcement.

Рецензент - В.М. Редкоус, доктор юридических наук, профессор

В Конституции Российской Федерации закреплены правовые нормы, определяющие главенство прав и свобод человека и гражданина, принадлежность основных прав и свобод человеку по рождению, неотчуждаемость прав и свобод, их приоритет перед другими общественными отношениями. Конституцией также устанавливается приоритет прав и свобод личности, обязанность государства гарантировать осуществление таких прав и свобод1.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Признание человека высшей ценностью, верховенства его прав и свобод распространяются на каждую личность, вне зависимости от социального положения, статуса, определяющего ее право и дееспособность, национальности, расы, вероисповедования,

гражданства, демографических и гендерных характеристик.

В отличие от конституций большинства мировых держав, в которых конституционно защищаются права лишь их собственных граждан, Конституция РФ гарантирует права «человека и гражданина». Конституция отнюдь не отождествляет эти понятия, в Основном Законе РФ четко прослеживается разделение понятий «человек» и «гражданин». Законодатель указывает на существующую разницу между объемами прав и свобод личности вообще и лица, имеющего устойчивую политическую и правовую связь с государством.

Указанное положение корреспондируется с нормой, закрепленной непосредственно в Конституции Российской Федерации2. Конституция определяет, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является

ЗАКОН И ПРАВО 07-2018

единым и равным независимо от оснований приобретения3. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, и не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Деятельность же всего государственного аппарата Российской Федерации направлена на реализацию политики государства по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция Российской Федерации закрепила основные права и свободы личности, выделив из всей совокупности всех прав и свобод такие жизненно важные, которые нуждаются в закреплении самой Конституцией Российской Федерации. Все государственные органы должны в пределах своих полномочий обеспечивать возможность беспрепятственного осуществления как гражданами Российской Федерации, так и иными лицами, прав и свобод, гарантированных Основным законом нашей страны.

При рассмотрении проблематики обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан РФ, а также допустимости их ограничения необходимо исходить из двух основных посылов.

Во-первых, из тезиса о ведущем характере норм конституционного права в системе правового регулирования, главенствующей роли Конституции РФ в защите прав и свобод граждан, о наличии устойчивой связи конституционного права с политическими явлениями в жизни государства и общества.

Данное утверждение позволяет оценить роль Конституции Российской Федерации для личности, общества и государства и обосновывает необходимость конституционного закрепления норм, устанавливающих защиту и ограничение прав и свобод высшим способом, исходя из верховенства конституционного права Российской Федерации над другими отраслями права в РФ.

Во-вторых, из постулата о том, что защита конституционных прав и свобод человека и гражданина допускает законные ограничения определенных прав и свобод. Деятельность государственных органов, в свою очередь, направлена на непосредственную защиту конституционных прав и свобод с возможностью их соответствующего ограничения у определенных лиц.

Конституционное право тесно связано с политическими явлениями в жизни государства и общества, а антиконституционная деятельность,

в различных своих проявлениях, носит ярко выраженный политизированный характер и в практически в любом случае ставит своей целью изменение политической системы в государстве, захват власти посредством посягательства на Основной закон.

Конституция устанавливает невозможность отрицания либо умаления иных прав и свобод, хотя бы и не нашедших отражение в самой Конституции4. Данное положение Конституции РФ подразумевает, что существуют и другие права и свободы человека и гражданина, не закрепленные в Основном законе в силу их производнос-ти по отношению к закрепленным. Сам по себе факт отсутствия в Конституции того или иного общепризнанного права или свободы, их неполное словесное выражение в конституционной норме не являются основанием для отказа в защите, в том числе судебной, такого права и свободы. В частности, положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в стране непосредственно5.

Вместе с тем Конституцией Российской Федерации налагается запрет на принятие законов, отрицающих либо умаляющих права и свободы человека и гражданина6. С позиции защиты прав и свобод человека, т.е. взаимоотношений между личностью и государством, раскрывается главенство идей конституционного правового регулирования такой защиты прав и свобод личности в России.

Защита конституционных прав и свобод осуществляется в процессе реализации государственными органами конституционно-правовых норм, регулирующих их деятельность. Очевидно, что в подавляющем большинстве случаев реализация конституционно-правовых норм будет ими осуществляться в форме правоприменительной деятельности, конечной фазой которой является издание уполномоченным органом индивидуального правового акта - акта применения нормы права.

Нужно отметить, что правоприменение как форма реализации правовых норм в равной степени используется и при необходимости правомерного ограничения прав граждан, и в целях защиты прав и свобод граждан. Например, в случаях, когда необходимо принять меры, направленные на пресечение противоправной деятельности отдельных лиц, препятствующей осуществлению законопослушными гражданами тех прав и свобод, которые гарантирует им Консти-

ЗАКОН И ПРАВО 07-2018

туция РФ, или когда необходимо в установленном законом порядке осуществить мероприятия, в результате которых могут быть ограничены права и свободы отдельных граждан.

Не сложно заметить, что та же самая правоприменительная деятельность, которая ограничивает права лиц, злоупотребляющих правом, направлена на восстановление прав законопослушных граждан. Однако применительно к тем добросовестным лицам, нарушенные права которых будут защищены в результате правоприменительной деятельности, мы не можем говорить о правоприменении, поскольку в отношении таких лиц не будет издано правоприменительного акта. Очевидно, что осуществленная правореализация по отношению к таким лицам будет осуществляться в форме использования конституционно-правовых норм.

Таким образом, правоприменение нельзя рассматривать в качестве основной и доминирующей формы реализации правовых норм в

процессе обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан РФ. В зависимости от содержания реализуемых конституционно-правовых норм и конкретной ситуации конституционно правовые нормы в целях защиты конституционных прав и свобод граждан могут осуществляться в любой из четырех форм правореали-зации: в форме соблюдения, использования, исполнения, а также в форме правоприменения.

1 Конституция Российской Федерации (действ. ред.). Ст. 2 // RG.ru: URL: http:www.rg.ru/2009/01/211977.htm (Дата обращения: 07.10.2017)

2 Там же, ст. 6 (Дата обращения: 22.09.2017)

3 Там же, п. 1 ст. 6.

4 Там же, ч. 1 ст. 55.

5 О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757. Ст. 5 (ч. 3).

6 Конституция Российской Федерации... Ст. 55 (ч. 2).

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА»

предлагает комплекс услуг по изданию учебников, учебных пособий, авторских монографий

Тематика:

естественные науки, гуманитарные науки, общественные науки, широкая тематика, искусствоведение, история, политология, юриспруденция

Труды, вышедшие в свет в нашем издательстве, получают импакт-фактор РИНЦ.

В стоимость издания входят:

■ редакционно-издательские услуги; ■ печать тиража;

■ передача 16 экземпляров в Книжную палату (ИТАР ТАСС).

Рукопись измеряется из расчета: TNR 14 шрифт, 1,5 интервал, направляется в файле WORD.

Весь комплекс услуг занимает от двух до трех недель.

Издательство оказывает эффективное содействие в продвижении издания на книжные рынки России и других стран.

Университет Российской Академии Образования.

Юридический факультет.

Учебная дисциплина

Конституционное право Российской Федерации.

Тема: Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в

Российской Федерации.

(курсовая работа)

Выполнила:

студент III

Максим Равильевич

Астрахань 2001.

Введение.

I. Понятие. Признаки и классификация конституционных прав, свобод, и

обязанностей человека и гражданина.

II. Нормативное содержание конституционных прав, свобод, и обязанностей

человека и гражданина РФ.

III. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ

Заключение.

Библиография.

Введение.

В современных условиях все более актуальной становится проблема изучения

конституционных прав, свободы и обязанностей человека и гражданина в

Российской Федерации.

Вопрос о конституционных правах, свободах и обязанностях человека и

гражданина приобретает все большую актуальность

в связи со многими факторами такими как: развитие института по правам

человека и соответственно его подразделений, например экспертной комиссии;

увеличение числа общественных объединений (различных форм) изучающих,

защищающих и борющихся за права и свободы человека и ростом их влияния в

регионах; необходимостью приведения действующего законодательства в

соответствие с Конституцией РФ.

Проблемы изучения конституционных прав, свободы и обязанностей человека и

гражданина в Российской Федерации

Витрук Н.В, Дмитриев Ю.А.

Объект нашего исследования - права, свободы и обязанности человека и

гражданина в Российской Федерации будет рассмотрен как институт, стоящий во

главе угла конституции любого демократического государства – основные права

и свободы человека и гражданина» и гарантий по защите этих прав и свобод.

Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы

конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его

права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита

прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данное

положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ.

Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа

конституционного строя.

Не случайно положение о правах и свободах вынесено в число первых,

провозглашенных Конституцией. Место этого института обусловлено тем, что

права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью

государства и общества, целью функционирования всех государственных и

общественных институтов и структур.

I. Понятие. Признаки и классификация конституционных прав, свобод, и

обязанностей человека и гражданина в РФ.

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве.

Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола

государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.

Философской основой этого института является учение о свободе как о

естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди

начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но

потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о

В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового

понимания свободы.

В Декларации независимости США 1776 г. говорится: "Мы считаем

очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены

своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых

принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих

прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую

власть из согласия управляемых".

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция) сказано: "1.

Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. 2. Цель каждого

государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых

прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление

угнетению".

Эти великие документы, действующие в своих странах и поныне, заложили

фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического

правового государства. В тех странах, где общественное устройство

утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты

большие успехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, социальной

защиты населения.

Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод человека и

гражданина, постоянно развивается философами, политологами и юристами,

пытающимися найти разумный баланс между свободой и социальной

справедливостью, свободой и государственным регулированием. При всей своей

многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-

правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных

положениях:

1. Все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их

естественные права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение

государства.

2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда

другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она

ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для

всех - основа свободы.

3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть

мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон

демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.

4. Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление

прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности,

но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.

5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать

общему благосостоянию в демократическом обществе.

Основные постулаты учения о свободе легли в основу новой российской

Конституции, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, в ч. 2 ст. 17

устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и

принадлежат каждому от рождения, а в ч. 3 - что осуществление прав и свобод

человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Такой

подход способствует глобальной унификации прав и свобод, обеспечивает

соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим

ценностям.

Термин "свобода" употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно

связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного

человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему

усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего

философского принципа, который реализуется через весь комплекс

конституционно-правовых норм. Иное дело - свобода как субъективная

возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода

совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин "свобода" по существу

тождествен термину "субъективное право", а различие объясняется только тем,

что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не

учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права)

является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека

в общем, философском смысле этого слова.

В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего

постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) - он

остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества,

собственного государства, гражданином которого он является, а также

государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-

либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.

Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые

указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят

естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они

сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается.

Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для

поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет

права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е.

обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и

свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную

цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.

Конституционные права и свободы - это не все права и свободы, которыми

обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все

демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в

заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за

человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. По этому поводу

говорится. "Перечисление в основных прав и свобод не должно толковаться как

отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и

гражданина". Ясно, что если бы эти "другие", да еще общепризнанные,

права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в

перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно

толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение

многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к

закрепляются всеми отраслями национального законодательства.

Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются

наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие

естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Конституционные права и свободы являются главным элементом

конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между

человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства

защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного

человека (гражданина) Он вправе не просить, а требовать защиты прав,

которые государство признало естественными и неотъемлемыми.

В то же время Конституция связывает основные права и свободы с

обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и

обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в

поведении каждого человека.

Понимание отношений человека и государства как правоотношений не

означает полной зарегламентированности. Для человека смысл этих

правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а

для государства - в обязанности оказать эту защиту Одновременно человек и

государство "выясняют отношения" по поводу конституционных обязанностей

человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных

формах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности. Но за

пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством

прав человек остается свободным.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств

и методов своей защиты. К их числу относятся:

Конституционно-судебный механизм (конституционный суд),

Судебная защита (суды общей юрисдикции);

Административные действия органов исполнительной власти,

Законная самозащита человеком своих прав,

Международно-правовой механизм.

Теперь попытаемся разграничить конституционные права и права человека

и гражданина.Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их

права, а права гражданина - из позитивного, хотя и те и другие носят

неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем

людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства,

в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права,

которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к

государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного

государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным

правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном

государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы",

синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права гражданина - своеобразное ограничение равенства между людьми,

поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства.

Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах,

в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей

стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие

гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация,

допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием

каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво

связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные

обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких

обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по

соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право

частной собственности относится к категории прав человека, а право частной

собственности на землю - только прав граждан) или в силу особенностей

некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту

и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и

развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо

дискриминации была зафиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций.

Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления

тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые

акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека,

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей. В

ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все

права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: "Все люди

рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены

разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе

неприкосновенность, другие личные права и свободы, а также экономические,

социальные и культурные права, на которые человек вправе претендовать как

"член общества" (право на труд, социальное обеспечение, образование и др.).

Нормы этого документа имеют декларативный характер, а сам он не содержит

механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продолжает

играть важную роль в утверждении прав человека.

В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты -

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и

Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР

в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный перечень прав

человека и гражданина, а, кроме того, Пактом о гражданских и политических

правах предусматривается создание Комитета по правам человека,

ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав,

признаваемых в этом Пакте. В 1984 г. аналогичный Комитет был создан по

экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили

своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-

участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные

меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.

Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в

настоящее время насчитывается одиннадцать) закреплены основные права и

свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права.

Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский Суд по правам человека,

юрисдикция которого распространяется на все дела, касающиеся толкования и

применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы

(их сейчас вместе с Россией 39), который является межправительственной

организацией, Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член

Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип,

в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны

пользоваться правами человека и основными свободами. Членом Совета Европы

может стать также любое европейское государство, которое рассматривается

как способное и стремящееся соответствовать положениям ст. 3 (в таком

статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 г. принята Россия).

Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека:

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или

унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о

ликвидации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой

организацией ООН - Международной организацией труда (МОТ).

Указанные международно-правовые акты послужили базисом для

соответствующей главы в Конституции России. Часть 1 ст. 17 устанавливает:

"В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека

и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного

права и в соответствии с настоящей Конституцией". Такая формулировка

означает, что любое из прав человека, перечисленных в международно-правовых

актах, действует в России только в том случае, если оно зафиксировано в

российской Конституции. Но, как отмечалось выше, среди основ

конституционного строя действует правило о том, что общепризнанные принципы

и нормы международного права являются составной частью правовой системы

Российской Федерации (ч. 4 ст. 15). Налицо очевидное несоответствие.

Однако, учитывая, что статус норм, являющихся основами конституционного

строя, выше, чем статус других норм Конституции, следует признать, что

общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав

человека имеют в России прямое действие и не требуют механизма

имплементации, т. е. закрепления через внутреннее законодательство.

Это тем более важно, что международно-правовые акты и конституция

часто закрепляют по сути одинаковые права не в идентичных формулировках,

что рождает различные толкования по поводу последствий. В Конституции РФ

нет нормы, равносильной ст. 2 Пакта об экономических, социальных и

культурных правах, в которой закреплено "право каждого на достаточный

жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное

питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни". К тому

же со временем международное сообщество может принять акты о новых правах и

свободах, включение которых в Конституцию России по каким-то причинам будет

задерживаться или вообще признано нецелесообразным. Аналогичный вопрос

встает в связи со вступлением России в Совет Европы - основные европейские

конвенции содержат высокие стандарты по правам человека, что требует

приведения в соответствие с ними внутреннего законодательства страны. Ясно,

что права человека во всех таких случаях должны быть защищены, и формой

этой защиты выступает прямое действие международно-правовых актов.

Процесс правовой интернационализации прав человека развивается быстро

и в весьма эффективных формах, превращая гражданина государства в

гражданина планеты. Фактически уже сейчас в силу признания международного

права внутренним правом страны ни одно государство не должно отказывать

человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не

зафиксировано в конституции данного государства. Трудно предположить, что в

России Государственная Дума откажется ратифицировать какой-либо

международно-правовой акт, закрепляющий новые права и свободы, а гражданам

будет отказано в этих правах по соображениям их отсутствия в Конституции.

Это указывает на неуклонное сближение международно-правового и

конституционно-правового институтов прав и свобод, что в перспективе может

сделать последний излишним. Единый всемирный правовой статус человека и

гражданина, несомненно, будет чертой будущей цивилизации.

История развития человечества свидетельствует о том, что обретение человеком прав и свобод, расширение их номенклатуры всегда становились ареной острых столкновений между индивидом и государством. Добровольно и активно предоставлять социальные блага и политические свободы государство не стремилось никогда. Все ныне существующие права человека, закрепленные в международных документах, конституциях, законодательстве, были выстраданы и отвоеваны человечеством. История показывает, что данная битва еще не окончена, что новым поколениям нужно снова и снова защищать свои права. Пока, к сожалению, еще нереальна ситуация, при которой не будет требоваться усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. В полной мере права могут быть обеспечены и защищены в демократическом, социальном, правовом государстве.

Конечная цель деятельности демократического правового государства состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Конституции зарубежных стран предусматривают возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Под словом «охрана» прав человека понимается не только их защита от всевозможных нарушений, но и создание необходимых условий для того, чтобы человек мог обладать и пользоваться своими правами без всяких незаконных препятствий.

Механизм реализации символизирует движение, в данном случае процесс превращения прав и свобод, юридических возможностей в действенное их осуществление.

Реализация прав и свобод и результат их осуществления неразрывно связаны, но между ними необходим определенный механизм, способный обеспечить эффективный переход от одного к другому. Это происходит либо в процессе соблюдения гражданами установленного правопорядка, либо при осуществлении правоохранительной деятельности государства.

Хотя права и свободы действуют непосредственно, нельзя говорить о том, что не нужно создавать механизм для их реализации и защиты. Потребность в правозащитном механизме возрастает, когда права нарушаются. Помимо деятельности органов государства по защите прав граждан, правозащитный механизм включает в себя борьбу самих граждан за претворение в жизнь предоставленных им законодательством прав и свобод.

Конституции предусматривают возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Формами защиты прав личности являются:

  • 1) защита прав органами публичной власти;
  • 2) защита прав граждан общественными объединениями;
  • 3) самозащита прав человеком, включающая в себя:
    • - обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
    • - обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;
    • - обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения;
    • - публичные выступления граждан в защиту своих прав;
    • - обращения в международные органы по защите прав человека.

В правовом государстве одним из наиболее действенных и распространенных способов защиты прав и свобод является судебная защита.

Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий. Во-первых, материальное содержание этого права (право потерпевшего на возмещение ущерба или вреда, причиненного преступлением либо незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, его процессуальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу).

В системе правозащитных органов институт омбудсмена впервые появился в 1809 г. в Швеции, когда была введена новая должность специального парламентского контролера за законностью деятельности администрации. Во многих странах было установлено свое название этого института: Про- ведор юстиции - в Португалии, Парламентский посредник (медиатор) - во Франции, Коллегия народной правозащиты - в Австрии, Уполномоченный по гражданским правам - в Польше, Адвокат народа - в Румынии, Парламентский комиссар по делам администрации - в Великобритании, Защитник народа - в Испании, Уполномоченный но публичным расследованиям - в Израиле, Уполномоченный Бундестага по обороне - в Германии, Парламентский омбудсмен - в Литве, Уполномоченный но правам человека - в России. Сейчас институт омбудсмена существует более чем в 100 странах мира. Основной причиной появления данного правозащитного института является то, что во второй половине XX в. ранее существовавшие механизмы обеспечения социально-экономических прав человека оказались недостаточными для разрешения новой разновидности конфликтов между государством и гражданином.

В системе разделения властей Уполномоченный по правам человека занимает особое место и, по сути, не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Он выполняет публично-представительную функцию, его деятельность распространяется на самую конфликтную сферу общественных отношений - отношений гражданина и государства, особенно гражданина и чиновника. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, но не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Он призван защищать граждан от плохой работы административных органов, выявлять и анализировать сбои в работе органов власти, приводящие к нарушению прав человека, вырабатывать рекомендации о совершенствовании их деятельности в области защиты прав человека.

Права человека и их защита в современном мире регулируются не только национальным правом, но и международным. Право каждого на обращение в межгосударственные органы возникает только тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., которая носит лишь морально-политический характер, признает право каждого «на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами». Развивая данное положение, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет за каждым человеком право «на справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона». Исходя из этого, все право- и дееспособные субъекты права, проживающие на территории государств, являющихся членами Совета Европы, при исчерпании возможностей защиты своих прав согласно национальному законодательству могут обращаться в Европейский Суд по правам человека.

Одним из важнейших достижений в международном регулировании прав человека является учреждение и функционирование межгосударственного механизма их защиты. В настоящее время в соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека. Такой контроль осуществляется на различных уровнях: на универсальном - главные и вспомогательные органы Организации Объединенных Наций; на региональном - в Европе на уровне Совета Европы и других институтов, в американских государствах - в рамках Организации американских государств. Некоторые международные правозащитные институты созданы и на постсоветском пространстве в рамках Содружества Независимых Государств.

Каждый человек должен иметь возможность свободно выбрать способ защиты своих нарушенных прав. При этом он должен быть уверен в том, что государство гарантирует равную возможность для любого, независимо от его веры, расы, места жительства, возраста и пола, воспользоваться этими способами защиты. В противном случае стремление современного государства к демократии, законности, свободе, равенству, гуманизму, правовому государству, выраженное в конституционных нормах и принципах, останется только декларацией о намерениях.



Просмотров