Поправка Джексона-Вэника. Справка. Новый закон о главном

Поправка Джексона-Вэника (The Jackson-Vanik Amendment) содержится в главе IV "Закона о торговле" (Trade Act of 1974) США.

Согласно поправке, режим наибольшего благоприятствования может быть распространен только на те страны с нерыночной экономикой, эмиграционный режим которых признавался либеральным. Против нарушителей международных норм США вводили санкции, в основном касавшиеся ограничения допуска товаров, производимых в данной стране мира, на американский рынок.

Поводом к принятию поправки послужила, в частности, практика ограничения выезда лиц еврейской национальности из СССР. Условия, содержавшиеся в принятом законе, были охарактеризованы правительством СССР как вмешательство во внутренние дела страны и отвергнуты, в результате чего СССР было отказано в режиме наибольшего благоприятствования.

Закон о торговле вступил в силу после его подписания президентом Джеральдом Фордом . Из-за отсутствия режима благоприятствования советский экспорт в США облагался пошлинами, в десять раз превышающими обычные.

После 1985 года, в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 года — Российской Федерации), поправка утеряла свое значение. Начиная с 1989 года специальными решениями президента США ежегодно накладывался мораторий на действие поправки в отношении СССР, а затем и стран СНГ, однако официально поправка не была отменена.

21 сентября 1994 года президент США Билл Клинтон подписал и направил в конгресс послание, в котором уведомил законодателей о своем решении гарантировать России автоматическое продление режима наибольшего благоприятствования в торговле. Решение Клинтона устранило необходимость в ежегодном выведении России из-под действия поправки Джексона-Вэника.

Поправка Джексона-Вэника долгое время омрачала отношения России и США, являясь одним из символов былого противостояния двух государств и "холодной войны".

В 2002 году Соединенные Штаты официально признали Россию страной с рыночной экономикой, и с этого момента все формальные поводы, мешающие отмене поправки, были устранены.

В том же году была предпринята попытка отменить поправку в отношении России. Но как только вопрос вышел на "финишную прямую", между двумя странами вспыхнула сначала "стальная", а затем "куриная" война: в ответ на введение США 30-процентных пошлин на импорт иностранной стали, Россия ввела запрет на ввоз куриных "ножек Буша". И хотя затем этот запрет был снят, а режим "стальных" пошлин несколько смягчен, вопрос об отмене поправки Джексона-Веника был приостановлен.

В 2000 году поправка перестала действовать в отношении Китая. В начале 2000-х годов ограничения в торговле были сняты в отношении ряда стран СНГ: Киргизии, Грузии, Армении. В 2006 году поправка Джексона-Вэника была отменена в отношении Украины.

Президент США Барак Обама заявил, что снятие поправки Джексона-Вэника будет одним из приоритетов его администрации.

Палата представителей конгресса США приняла законопроект о введении визовых санкций против россиян и одновременной отмене ограничительной торговой поправки Джексона-Вэника. законопроект одобрил сенат конгресса США, 14 декабря документ подписал президент Барак Обама.

Барак Обама подписал распоряжение о прекращении действия ограничительной торговой поправки Джексона-Вэника на товары, поставляемые из России. Также поправка была отменена в отношении Молдавии. Решение об отмене поправки Джексона‑Вэника было принято в увязке с законом о введении визовых санкций против чиновников, причастных к нарушению прав человека (закон о "списке Магнитского").

Торговые отношения США с другими бывшими советскими республиками (Азербайджаном, Белоруссией, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном) по-прежнему формально подпадают под действие поправки, но на них распространяется временное освобождение.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Поправка Джексона-Вэника (The Jackson-Vanik Amendment) содержится в главе IV "Закона о торговле" (Trade Act of 1974) США.

Согласно поправке, режим наибольшего благоприятствования может быть распространен только на те страны с нерыночной экономикой, эмиграционный режим которых признавался либеральным. Против нарушителей международных норм США вводили санкции, в основном касавшиеся ограничения допуска товаров, производимых в данной стране мира, на американский рынок.

Поводом к принятию поправки послужила, в частности, практика ограничения выезда лиц еврейской национальности из СССР. Условия, содержавшиеся в принятом законе, были охарактеризованы правительством СССР как вмешательство во внутренние дела страны и отвергнуты, в результате чего СССР было отказано в режиме наибольшего благоприятствования.

Закон о торговле вступил в силу после его подписания президентом Джеральдом Фордом . Из-за отсутствия режима благоприятствования советский экспорт в США облагался пошлинами, в десять раз превышающими обычные.

После 1985 года, в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 года — Российской Федерации), поправка утеряла свое значение. Начиная с 1989 года специальными решениями президента США ежегодно накладывался мораторий на действие поправки в отношении СССР, а затем и стран СНГ, однако официально поправка не была отменена.

21 сентября 1994 года президент США Билл Клинтон подписал и направил в конгресс послание, в котором уведомил законодателей о своем решении гарантировать России автоматическое продление режима наибольшего благоприятствования в торговле. Решение Клинтона устранило необходимость в ежегодном выведении России из-под действия поправки Джексона-Вэника.

Поправка Джексона-Вэника долгое время омрачала отношения России и США, являясь одним из символов былого противостояния двух государств и "холодной войны".

В 2002 году Соединенные Штаты официально признали Россию страной с рыночной экономикой, и с этого момента все формальные поводы, мешающие отмене поправки, были устранены.

В том же году была предпринята попытка отменить поправку в отношении России. Но как только вопрос вышел на "финишную прямую", между двумя странами вспыхнула сначала "стальная", а затем "куриная" война: в ответ на введение США 30-процентных пошлин на импорт иностранной стали, Россия ввела запрет на ввоз куриных "ножек Буша". И хотя затем этот запрет был снят, а режим "стальных" пошлин несколько смягчен, вопрос об отмене поправки Джексона-Веника был приостановлен.

В 2000 году поправка перестала действовать в отношении Китая. В начале 2000-х годов ограничения в торговле были сняты в отношении ряда стран СНГ: Киргизии, Грузии, Армении. В 2006 году поправка Джексона-Вэника была отменена в отношении Украины.

Президент США Барак Обама заявил, что снятие поправки Джексона-Вэника будет одним из приоритетов его администрации.

Палата представителей конгресса США приняла законопроект о введении визовых санкций против россиян и одновременной отмене ограничительной торговой поправки Джексона-Вэника. законопроект одобрил сенат конгресса США, 14 декабря документ подписал президент Барак Обама.

Барак Обама подписал распоряжение о прекращении действия ограничительной торговой поправки Джексона-Вэника на товары, поставляемые из России. Также поправка была отменена в отношении Молдавии. Решение об отмене поправки Джексона‑Вэника было принято в увязке с законом о введении визовых санкций против чиновников, причастных к нарушению прав человека (закон о "списке Магнитского").

Торговые отношения США с другими бывшими советскими республиками (Азербайджаном, Белоруссией, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном) по-прежнему формально подпадают под действие поправки, но на них распространяется временное освобождение.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В 1972 году Совет министров СССР, испытывая давление мировой общественности, решил открыть границы для миграции. Чтобы затруднить «утечку мозгов», эмиграцию интеллектуальной элиты, было издано постановление, по которому желающие эмигрировать должны были уплатить «компенсацию за полученное образование». Эта сумма была очень большой, поэтому только единицы могли ее осилить и получить разрешение на выезд. По архивным данным, за семь месяцев действия налога на образование 1450 человек выплатили советскому государству около 7 миллионов рублей.

В мире такой налог назвали «рабством двадцатого века». Двадцать один лауреат Нобелевской премии выступили с публичным заявлением, обвинив советское руководство в «массовых нарушениях прав человека». Через некоторое время денежный сбор был отменён, но его сменили дополнительные ограничения, которые означали запрет на эмиграцию даже для воссоединения с семей. Отделения виз и регистраций МВД могли годами рассматривать заявления на выезд. Самой распространённой причиной отказов в выдаче выездных виз так называемым «отказникам» был «доступ к государственным тайнам».

Такая виза давалась людям, которые получили разрешение покинуть СССР навсегда

Спустя месяц после скандального постановления, американский сенатор Генри Джексон в 1974 году подготовил поправку к закону о торговле, которая увязывала ограничения во внешней торговле со свободой эмиграции из страны. Одновременно конгрессмен от штата Огайо Чарльз Вэник внес в Палату представителей подобный законопроект.

Сенатор Генри Джексон

Т екст самой поправки:

Действия стран с нерыночной экономикой, ставящие их вне рамок нормальных торговых отношений, кредитных программ, кредитных или инвестиционных гарантий, либо коммерческих соглашений.

Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 года, независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какие-либо коммерческие соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна —

1) отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;

2) облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо
3) облагает более чем номинальным налогом, сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию, и заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3).

Чарльз Вэник (третий слева)

Никсон и госсекретарь Генри Киссинджер приложили много усилий, чтобы провалить принятие этой поправки в Конгрессе. 3 января 1975 года поправка все же была подписана, только уже президентом Джеральдом Фордом. Реакция Кремля последовала быстро, и налог на образование сняли.

Чарльз Вэник

В марте 2012 года американские сенаторы во главе с республиканцем Джоном Маккейном выступили за отмену поправки Джексона — Вэника в обмен на принятие конгрессом закона под названием «списка Магнитского». К этому времени поправка давно потеряла свою актуальность. В том же году президент США Барак Обама подписал этот закон, а 21 ноября 2012 года действие поправки в отношении России было официально отменено конгрессом.

Поправка Джексона - Вэника

Поправка Джексона-Вэника (англ. Jackson-Vanik amendment) - поправка 1974 года конгрессменов Генри Джексона (en) и Чарльза Вэника (en) к Закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами социалистического блока, препятствующими эмиграции евреев и других своих граждан.

Суть поправки
Поправкой Джексона-Вэника запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию. Поправкой также предусматривалось применение в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискриминационных тарифов и сборов.

Формально эта норма была введена из-за ограничений на эмиграцию советских граждан, однако действовала она и в отношении других стран - КНР, Вьетнама, Албании.

Текст поправки
Действия стран с нерыночной экономикой, ставящие их вне рамок нормальных торговых отношений, кредитных программ, кредитных или инвестиционных гарантий, либо коммерческих соглашений.

Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 г., независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какого-либо коммерческого соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна -

(1) отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;

(2) облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо

(3) облагает более чем номинальным налогом сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию,

И заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3).

История
Для выезда из СССР недостаточно было получить въездную визу государства, в которое уезжаешь. Требовалось получить также выездную визу - которую выдавали не всем желающимВ 1972 году, на фоне продолжающейся холодной войны и арабо-израильского конфликта, советскими властями было введено положение, согласно которому потенциальные эмигранты, имеющие высшее образование, были обязаны оплатить затраты государства на их бесплатное обучение в вузах (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 года "О возмещении гражданами СССР, выезжающими на постоянное жительство за границу, государственных затрат на обучение" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1972 г., N 52, ст.519)). Размер компенсации для выпускника МГУ составлял (по официальному курсу) около 20 тысяч долларов США. Указ отменён 20 мая 1991 года, но фактически сбор денег был прекращён ранее.

Данная мера была, в частности, призвана остановить или затруднить так называемую «утечку мозгов» - эмиграцию интеллектуальной элиты, в основном еврейской национальности, из Советского Союза в страны Запада.

Это решение советских властей вызвало волну протестов на Западе. 21 лауреат Нобелевской премии выступил с публичным заявлением, обвинив советское руководство в «массовых нарушениях прав человека». Вскоре денежный сбор был отменён, однако его сменили дополнительные ограничения, практически означавшие запрет на эмиграцию, даже для воссоединения семей. Отделения виз и регистраций МВД (ОВиРы) могли годами рассматривать заявления на выезд - самой распространённой причиной отказов в выдаче выездных виз так называемым «отказникам» был «доступ к государственным тайнам».

После 1985 года, с введением в СССР свободы эмиграции, поправка утратила своё первоначальное значение. В связи с этим, начиная с 1989 года, в США ежегодно накладывался мораторий на действие поправки в отношении СССР, а затем и стран СНГ, однако официально поправка не была отменена.

В 1994 году, при президенте Клинтоне, Россия получила гарантии автоматического продления режима благоприятствования в торговле, в связи с чем была устранена необходимость ежегодного подтверждения моратория на действие поправки.

Поправка Джексона-Вэника была отменена для четырех стран СНГ:

2000 - Киргизия - в связи с её присоединением к американской инициативе 1998 года «О восстановлении Великого шёлкового пути», имевшей целью создание евроазиатского транзитного коридора в обход России, Ирана и Ирака;
2000 - Грузия - в связи с её «продвижением к демократизации» и присоединением к проекту «шёлкового пути»;
2004 - Армения;
2005 - Украина.

Россия и Украина
18 января 2002 президент США Джордж Буш предложил конгрессу полностью прекратить действие поправки в отношении России и ещё восьми стран СНГ, но это предложение не было принято.

Вскоре после победы «оранжевой революции» был поднят вопрос о необходимости отмены поправки для Украины. 18 ноября 2005 года отмену поправки поддержал сенат. 9 марта 2006 действие поправки Джексона-Вэника в отношении Украины отменила палата представителей конгресса США. В ближайшее время ожидается повторное переутверждение сенатского решения, после которого решение вступит в силу.

9 марта 2006 года американский посол в Москве Уильям Бернс заявил, что Администрация США намерена добиться отмены поправки Джексона-Веника в отношении России. В сообщении, которое вскоре было размещено на сайте посольства, говорилось, что поправки не имеют никакого практического действия на Россию. Также, 21 февраля 2007 года на пресс-конференции, проходившей в Москве, председатель международного комитета американского парламента Том Лантос заявил о готовности Конгресса США отменить эту поправку и для России. О намерении Администрации США отменить эту поправку высказался 4 апреля 2007 и министр торговли США Карлос Гутьеррес. Несмотря на это многие другие заявления различных представителей администрации США носили противоречивый характер. Так, на торговых переговорах по вступлению России в ВТО 10 апреля 2007 торговый представитель США Сюзан Шваб заявила, что пока США не готовы отменить данную поправку в отношении России.

7 июля 2009 года на Российско-Американском бизнес-форуме, проходившем в Москве, президенту США Бараку Обаме был задан вопрос о его отношении к поправке Джексона-Вэника. Шохин А.Н., президент Российского союза промышленников и предпринимателей, заявил в частности, что Россия и Израиль отменили визовый режим в отношении друг друга и, что если для отмены поправки требуется отменить визовый режим с США, то российский бизнес к этому готов. Барак Обама ответил, что отмена поправки Джексона-Вэника является его приоритетным вопросом.
Википедия.

У меня три вопроса.
1. Правомерно ли действие ПДВ в отношении России сегодня?
2. Почему она до сих пор не отменена?
3. Есть ли у России подобные действующие антиамериканские законы?

Поправка Джексона-Вэника, принятая конгрессом США в 1974 году и вводившая ограничения на торговлю с СССР из-за отсутствия там свободы эмиграции, давно перестала быть актуальной, но перспективы ее отмены остаются неопределенными. При этом отмена поправки отвечает интересам американского бизнеса. К таким выводам пришли участники семинара, состоявшегося в Совете Карнеги в Нью-Йорке.

Бывший посол США в Москве Джек Мэтлок не понимает, почему поправка Джексона-Вэника к Закону о торговле не была отменена еще в 1991 году, когда Верховный Совет РСФСР одобрил «Декларацию прав и свобод человека и гражданина», гарантировавшую свободу передвижения. «Мы использовали поправку Джексона-Вэника для оказания жесткого давления на советское правительство не только с тем, чтобы добиться выезда советских евреев, но и для обеспечения свободы передвижения в целом, – поделился Мэтлок своими воспоминаниями. – Однако в 1991 году мы выдали советским гражданам около 70 тысяч виз, и к тому временем препятствием для их переезда в США стали уже не действия Кремля, а американские квоты».

«Анахронизмом» назвал поправку Джексона-Вэника Джерри Гудман, бывший исполнительный директор американской Национальной конференции в поддержку советских евреев. Он подчеркнул, что поправка была эффективным инструментом в борьбе за право советских евреев на эмиграцию в 1970-х годах, но сегодня этот вопрос не актуален. По словам Гудмана, еврейская община США готова поддержать отмену поправки.

Джек Мэтлок считает, что поправку Джексона-Вэника должен был отменить еще президент Джордж Буш-старший. Сегодня поправка продолжает формально распростаняться на Россию, хотя с 1989 года США ежегодно вводили мораторий на ее действие. Россия неоднократно призывала США отменить поправку Джексона-Вэника, как не соответствующую современным условиям. Представители нескольких администраций США заявляли, что будут добиваться прекращения действия поправки в отношении России. В начале текущего года представители администрации Барака Обамы не исключали, что поправка Джексона-Вэника может быть отменена уже в апреле. Однако, Конгресс поправку так и не отменил, что является одним из раздражителей в американо-российских отношениях и приобретает особую актуальность в свете продолжающихся переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Почему бездействует Конгресс?

Бездействию Конгресса есть объяснения, и находятся они преимущественно в сфере внутренней политики США. Как заметил Джек Мэтлок, ряд конгрессменов и сенаторов начали использовать поправку Джексона-Вэника с целью оказания давления на Москву при разрешении торговых споров. По словам бывшего посла, одним из пионеров в использовании поправки в целях, которые не были предусмотрены авторами этого документа, стал в бытность сенатором Джозеф Байден. Он представлял штат Делавэр, где сосредоточена птицеводческая индустрия, и активно лоббировал экспорт «ножек Буша» в Россию.

Еще один бывший американский дипломат, а ныне профессор международной дипломатии Колумбийского университета Стивен Сестанович считает, что в Конгрессе поправка Джексона-Вэника стала своего рода лакмусовой бумажкой: вопрос о ее отмене превратился в «референдум» об отношении к «перезагрузке» американо-российских отношений и, в более широком смысле, к вектору политического развития России.

Участники состоявшейся в Нью-Йорке дискуссии полагают, что во время дебатов об отмене поправки конгрессмены могут поднять вопросы коррупции и прав человека в России, коснувшись, в частности, дела юриста инвестфонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, чья смерть в московском СИЗО в ноябре 2009 года вызвала большой резонанс на Западе.

По словам Сестановича, многие в Конгрессе задаются вопросом: если не будет поправки Джексона-Вэника, то, что будет вместо нее? «Пусть поправка Джексона-Вэника – это старая политика, но конгрессмены считают, что должна быть хоть какая-то политика относительно прав человека и содействия демократии в России», – сказал эксперт.

«Как обстоят дела с политическим плюрализмом в России? Как обстоят дела с верховенством закона? Как обстоят дела со свободой СМИ? Каково положение этнических меньшинств? Если конгрессмены захотят сказать, что права человека в России не защищены, у них будет достаточно оснований для таких заявлений, – пояснил Сестанович в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки». – Может быть, это будет не совсем объективная картина, но она будет основываться на фактах. И дело тут не в том, что Россия должна измениться для того, чтобы поправка Джексона-Вэника была отменена. Дело в заслуживающей доверие американской политике, которая бы учитывала развитие событий в России за последние 20 лет».

По словам Сестановича, вопрос об отмене поправки лежит в плоскости «отношений Конгресса и президента, а не России и США». «Необходим консенсус в самом Вашингтоне», – резюмировал он.

Проблема американского бизнеса

Между тем, как отметила вице-президент Американо-российского делового совета Рэнди Левинас, отмена поправки Джексона-Вэника и вступление России в ВТО – в интересах американского бизнеса. По ее словам, Россия представляет собой очень привлекательный рынок, где сформировался «сильный средний класс, готовый покупать высококачественные западные товары». К тому же, Россия является 11-й экономикой мира и обладает значительным потенциалом. «После окончания кризиса ежегодный прирост российского ВВП составлял 4 процента, – сказала Левинас. – В автомобилестроении, энергетике, фармацевтике, отрасли высоких технологий есть возможности для американского бизнеса».

По мнению Левинас, Россия может присоединиться к ВТО уже в конце этого года, и в таком случае поправка Джексона-Вэника станет серьезной проблемой не для Москвы, а для Вашингтона и американского бизнеса. «Основополагающим принципом ВТО является безусловный режим свободной торговли, – пояснила она. –
Присутствие в американском законодательстве поправки Джексона-Вэника означает, что США накладывают условия на торговлю с Россией. США в этом случае будут нарушать правила ВТО. И это станет проблемой, когда Россия вступит в организацию».

К тому же, отметила Левинас, в этой ситуации американские компании станут менее конкурентоспособными по сравнению с компаниями из других стран, где ничего похожего на поправку Джексона-Вэника нет. «Те обязательства, которые возьмет на себя Россия в рамках вступления в ВТО, не будет применяться к компаниям из США, что станет серьезной проблемой для американского бизнеса», – подчеркнула она.

«Форды», «Боинги» и права человека

Тем не менее, Левинас признала, что хотя вопрос еврейской эмиграции из России уже давно снят, в Конгрессе существует «нереализованное желание обсуждать развитие американо-российских отношений и вопрос прав человека». При этом, по ее словам, многие конгрессмены плохо представляют себе, что такое поправка Джексона-Вэника и почему она была принята, а некоторые законодатели иногда по-прежнему называют Россию Советским Союзом. «Они очень удивляются, когда мы им говорим, что «Форд Фокус» – самая популярная машина на российском рынке сегодня», – проиллюстрировала она свою мысль.

Джек Мэтлок подверг критике излишнюю, по его мнению, готовность Соединенных Штатов критиковать другие страны за нарушения прав человека и при этом «закрывать глаза на то, что происходит у нас самих». По его словам, сегодня многие в мире видят в попытках США насаждать права человека зарубежом новую разновидность «империализма». Бывший посол заявил, что надо быть более осторожными в таких вопросах, ибо излишнее рвение «может принести больше вреда, чем пользы». «Представьте себе, что русские сказали нам, что не будут покупать наши «Боинги» до тех пор, пока мы не привлечем к ответственности сотрудников предыдущей администрации, санкционировавших применение пыток к подозреваемым террористам, – сказал Мэтлок. – Это вопрос прав человека. Я не думаю, что нам бы это понравилось».

Неопределенные сроки

По мнению устроителя семинара, директора программы глобального взаимодействия Совета Карнеги Дэвида Спиди, давно уже настало время отменить поправку Джексона-Вэника, но на это в Вашингтоне не хватает политической воли. По его словам, необходимо использовать то обстоятельство, что в повестке дня Конгресса сегодня доминируют экономические вопросы, а поправка, ограничивающая торговлю с Россией, может повлиять на создание рабочих мест и объем экспорта США.

Джек Мэтлок, как и Стивен Сестанович, считает, что Конгресс не будет торопиться с отменой поправки Джексона-Вэника и вряд ли пойдет на такой шаг до вступления России в ВТО. Однако после этого отмена поправки станет едва ли не автоматической. «Об этом России не следует беспокоиться, – сказал Мэтлок. – Это правда, что определенные силы в США заинтересованы в использовании этой поправки в качестве рычага давления, но в конечном итоге это произойдет».

В то же время, на вопрос, когда это произойдет, мало, кто берется ответить. «Конгресс проголосует за отмену поправки Джексона-Вэника тогда, когда он проголосует, и ни минутой раньше», – сказал Сестанович. В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» политолог усомнился, что это произойдет до конца года.

«В переговорах о вступлении России в ВТО все еще остаются нерешенные вопросы, – отметил Сестанович, – включая налоги на импорт автомобилей, инвестиционный режим, экспорт мяса и птицы, и так далее. По многим вопросам стороны близки к соглашению. Но, конечно же, остаются возражения со стороны Грузии. Можно ли разрешить все эти вопросы в течение следующих трех месяцев? Может быть. Однако я не удивлюсь, если этого не произойдет. А в следующем году – выборы президента, и обычно в этот период бывает очень трудно чего-либо добиться в Конгрессе».

Грузинский вопрос

По мнению Сестановича, ключевым препятствием для вступления России в ВТО являются возражения Грузии, и пока нет четкого понимания, как эти возражения снять. «Россия считает, что США могут решить эту проблему, оказав давление на Грузию, – сказал он. – Нельзя сказать, что это безумная идея. Однако Грузия также пытается выторговать для себя какие-то преимущества, так что эти переговоры приобретают все более сложный характер».

Джек Мэтлок считает, что давление на Грузию не приведет к желаемым результатам. «Уж кому, как не русским, лучше знать, что грузины плохо реагируют на давление, – сказал он корреспонденту «Голоса Америки». – Я не уверен, что мы можем заставить Грузию пойти на уступки. Мы можем попытаться убедить их, но пока грузины сами не решат, что это в их интересах, они этого не сделают. Я это говорю, исходя из своего опыта».

Говоря о российско-грузинском конфликте в более широком контексте, бывший посол прибег к решительно недипломатичным определениям. «Откровенно говоря, я думаю, что обе стороны повели себя по-идиотски, – сказал он. – Мне кажется, что в отношении Абхазии и Южной Осетии Грузия сбилась с пути еще при (президенте Звиаде – М. Г.) Гамсахурдии, когда они еще были частью Советского Союза. Мне кажется, что (Эдуард – М. Г.) Шеварднадзе не развязал бы войну.

Так что, я думаю, Грузия допустила серьезные ошибки. С другой стороны, нынешняя политика России тоже неправильная. Мне кажется, что Грузия и Россия должны каким-то образом сами разрешить эти противоречия. Я думаю, что до тех пор, пока стороны предпочитают эмоциональное противостояние – то, что мы наблюдаем сегодня – мы не сможем помочь ни той, ни другой стороне».



Просмотров