Понятие психологическое поле в теории к левина. Как «Теория поля» объясняет устройство жизни

В чем заключается теория поля Курта Левина? Как его исследования повлияли на психологические аспекты развития управленческой науки?

Исследования Курта Левина включает глубокое изучение стилей лидерства и их влияние на процесс принятия групповых решений. Этот ученый также занимался разработкой теории поля, создал известную модель менеджмента изменений «размораживание-изменение-новая заморозка», разработал исследовательский подход «исследование действием» и групповой подход к тренингам (в частности, в форме так называемых Т-групп).

Родившись в Германии, Курт Левин полтора десятка лет преподавал в Берлинском университете, после чего в 1932 году, спасаясь от преследований нацистов, переехал в США. Там он сначала преподавал в Корнельском университете, но его контракт по завершении не продлевают. В это время освобождается вакансия в Центре исследований детского здоровья при университете штата Айова, и ученый получает место профессора детской психологии.

В 1944 году Курт Льюин совместно с Дугласом Мак-Грегором и другими исследователями основал при Массачусетском технологическом институте исследовательский центр групповой динамики.

Стили управления по Курту Левину

Вместе со своими коллегами Л. Липпитом и Р. Уайтом Курт Левин исследовал влияние трех разных стилей лидерства на взаимоотношения в группах мальчиков в Айове (1939). Это были исследования психологического климата, устанавливаемого при различных стилях лидерства, в результате проведения которых ученые выделили характеристики трех основных моделей взаимоотношений лидера с группой: авторитарный, демократический и попустительский.

Разные стили лидерства ведут к разному моральному климату в группах. Члены группы с авторитарным лидером либо апатичны, либо агрессивно настроены по отношению друг к другу, так как лидер контролирует даже их межличностные отношения. Группу с демократическим лидером объединяет чувство сотрудничества и единства. Участники группы, лидер которой исповедует попустительский стиль, не обладают чувством единства, не удовлетворены работой, да и производительность в такой группе обычно низкая.

Примечательно, что, когда лидеров, применявших разные стили руководства, просили поменять таковые, влияние их стиля оставалось практически неизменным. Курт Левин стремился показать, что наилучшие результаты обеспечивает демократический стиль руководства.

Убедительность его выводов несколько ослаблялась вероятностью наличия социально-культурных факторов, влияющих на окончательные результаты, однако в американском контексте преимущества демократического подхода к лидерству были несомненными. Исследования ученого показали также, что благодаря тренингам лидеры и менеджеры могут менять свой стиль и адаптироваться к условиям, выбирая подходы, наиболее подходящие для конкретных ситуаций и контекста.

Групповое принятие решений. Во время и после Второй мировой войны Курт Левин работал в Центре стратегических исследований (преобразованном впоследствии в ЦРУ), где занимался проблемами пропаганды, военной морали, лидерства в воинских подразделениях, а также вопросами психологической реабилитации раненых солдат. Он, например, установил, что члены одной группы, активно обсуждавшие проблему и принимавшие решение сообща, с намного большей готовностью меняли свои привычки, нежели те, которые посещали лекции, где им предоставляли всю нужную информацию, давали советы и излагали четкие инструкции.

Теория поля Курта Левина: краткое содержание

Левин предложил теорию, согласно которой деятельность людей протекает под влиянием факторов окружающей их среды, или, иными словами, полей. Ее основополагающие принципы таковы:

  • поведение определяется существующим полем;
  • анализ начинается с оценки целостной ситуации, в которой потом дифференцируются отдельные компоненты;
  • поведение конкретного человека в конкретной ситуации можно предсказать с математической точностью.

Основным механизмом при анализе поведения в том или ином поле (например, в какой-то конкретной ситуации или организации) является идентификация «движущих сил» (они, по всей вероятности, будут стимулировать изменения), и «сдерживающих сил», которые, вернее всего, будут их сдерживать. Амбиции, цели, потребности или страхи, подталкивающие человека к чему-то либо отвращающие его от этого, относятся к числу движущих сил.

Сдерживающие силы, как утверждает Курт Левин, отличаются от них своей природой: они действуют как противовес движущим факторам. Сегодня анализ силовых полей активно используется в области организационного развития и развития человеческих ресурсов, ведь благодаря ему мы можем определить, где наметился дисбаланс движущих и сдерживающих сил, что ведет к созданию климата, благоприятного для внедрения изменений.

Взаимодействие сил этих двух типов может привести к стабильности либо, напротив, к отсутствию таковой. Если вид деятельности и ситуации повторяются изо дня в день (Левин назвал это квазистационарным равновесием), указанные силы более или менее сбалансированы и уравновешены; они колеблются вокруг состояния равновесия. Следовательно, для того чтобы внедрить перемены, необходимо изменить баланс сил, поддерживающих такое равновесие.

Например, для повышения продуктивности трудовых ресурсов надо изменить соотношение сил, в настоящее время удерживающих производство на квазистационарном уровне. Это можно сделать двумя способами:

  • усилить движущие силы - например, платить людям за более высокую продуктивность труда больше денег;
  • ограничить сдерживающие силы - например, упростить производственные процессы.

На первый взгляд может показаться, что усиление движущих сил - очевидный и логичный путь, однако результаты анализа свидетельствуют, что это нередко приводит к возникновению новых противодействующих сил, скажем, к усилению беспокойства работников по поводу повышения уровня усталости или новых целей, которые становятся нормой.

Ослабление же сдерживающих сил, предположим, за счет дополнительных инвестиций в промышленное оборудование или благодаря организации тренингов, представляет собой менее очевидный, но более полезный подход, поскольку в таком случае изменения внедряются при меньшем сопротивлении людей и это не ведет к ухудшению морального климата в коллективе.

Курт Левин сформулировал два вопроса, которые должен задать себе каждый, кто намеревается внедрить изменения в результате анализа структуры силовых полей.

  • Почему при данных обстоятельствах процесс продолжается на данном уровне?
  • Какие условия способны изменить эти условия?

Модель Курта Левина устанавливает, что «условия» - это понятие, имеющее очень широкое значение; в него включается все, начиная с социального контекста и общей среды и заканчивая подгруппами и коммуникационными барьерами между группами. Позиция каждого из этих факторов определяет структуру группы и «экологическую обстановку» в ней, в то время как структура и обстановка в совокупности определяют диапазон возможных изменений, зависящих от темпов и интенсивности взаимодействия сил в рамках всего поля и могут в некоторой мере ими контролироваться.

Модель организационных изменений Курта Левина: размораживание-изменение-новая заморозка

Левин считал: чтобы эффективно изменить какую-либо группу людей, будь то этническая община, коллектив предприятия или совет директоров, ее нужно провести через три стадии: «размораживание», «изменение» и «новая заморозка».

Под «размораживанием» подразумевается разрушение существующей системы ценностей и жизненных ориентиров членов группы. Затем надо оценить возможности и вероятности каждого имеющегося варианта развития событий и выбрать наилучший («изменение»), вместо того чтобы просто определить цель и выбрать самый простой и прямой путь к ее достижению.

Его модель управления изменениями привязана к анализу силового поля; она призывает менеджеров помнить о существовании двух сил сопротивления: первая произрастает из социальных привычек, или традиций, вторая - из «внутреннего сопротивления». Эти два разных вида сил коренятся во взаимодействии между целыми группами и отдельными личностями внутри групп, и только достаточно мощные движущие силы способны сломать устоявшиеся привычки и традиции. И, наконец, группу надо вновь «заморозить», уже в новом состоянии.

Поскольку большинство членов группы будут стремиться остаться в рамках привычных поведенческих групповых норм, по мере того как человек будет вынужден все больше отходить от текущих ценностей и мотивов своей группы, индивидуальное сопротивление изменениям будет усиливаться.

Концепция Курат Левина утверждает, что сопротивление данного типа можно ослабить, либо снизив ценность групповой привязанности к той или иной норме, либо на фундаментальном уровне изменив то, что ценится в данной группе. Он считал, что комплексный поэтапный процесс размораживания, изменения и новой заморозки ценностей, установок и мотивов необходим для внедрения изменений, поскольку на первой его фазе члены группы вовлекаются в первоначальную дискуссию, в ходе которой люди знакомятся с мнением других людей и начинают адаптиро­вать к нему собственную точку зрения.

После смерти Курта Левина его модель«размораживание-изменение-новая заморозка» зачастую реализовывалась более жестко, чем имел в виду ее автор, например, когда применялась для разрушения старой структуры, создания новой и последующего ее «фиксирования». Лишенный гибкости курс действий плохо согласуется с современным отношением к внедрению изменений как к постоянному и плавному эволюционному процессу.

Модель изменений Левина сегодня часто критикуют за ее прямолинейность. Однако очевидно, что его модель изначально была ориентирована на процесс. Сам Льюин рассматривал изменения как процесс постоянный и продолжающийся и признавал, что в группах неизменно присутствуют мощнейшие силы и динамичные организационные течения.

Т-группы

Подход, известный сегодня как Т-группы (или тренинговые группы), был впервые предложен Куртом Левином в 1946 году, когда ему поручили разработать программу улучшения взаимоотношений между еврейской и чернокожей общинами штата Коннектикут.

Левин обнаружил: объединение представителей этих разных групп является мощным способом выявления конфликтных областей, что позволяет «разморозить» устойчивые поведенческие модели, изменить их, а потом «заморозить» опять. Ученый назвал такие группы Т-группами. Данный тренинговый подход завоевал особую популярность в 1970-х годах, однако следует признать, что и его нередко использовали более конфронтационным способом, чем подразумевал автор.

Исследование действием

Подход «исследование действием», предложенный Куртом Левином, связан с Т-группами. Разработанный в 1940-х годах, этот метод был воспринят как важная инновация в области исследовательских методик и широко использовался в промышленной сфере и сфере образования.

Исследование действием предполагает проведение серии экспериментов, в ходе которых внедряются изменения и тут же исследуются их результаты; все это объединяется в циклический процесс, включающий этапы планирования, выполнения собственно действий и сбора информации. Подход Левина подчеркивал огромную значимость взаимоотношений между исследователем и исследуемыми; ученый стремился вовлечь последних в этот процесс.

Подход «исследование действием» основан на привлечении участников-представителей разных групп и на наблюдении за разными, но одновременными процессами действий и эволюции. Впоследствии другие исследователи предложили разные вариации этого подхода, тем не менее его ценность как методики научных исследований в сфере психологии нередко ставилась под сомнение.

Однако даже самые серьезные критики признают его пользу как способа отведения группам или сообществам активной роли, предполагающей самооценку, сотрудничество и активное участие в принятии решений.

Курт Левин, без сомнения, одна из самых мощных и значимых фигур мировой социальной психологии, однако из-за ранней смерти его роль в управлении взаимоотношениями между людьми несколько размывается, становится менее заметной.

В США и Великобритании (в первую очередь в Тавистокском институте межличностных отношений) под влиянием идей и выводов Льюина было проведено множество исследований и экспериментов. Следуя традициям Хоторнских экспериментов Элтона Мэйо 1920-х и 1930-х годов, работы Курта Льюина в свою очередь стали базой для таких популярных современных направлений, как организационное развитие и управление изменениями.

Курт Левин (нем. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — германо-американский психолог.

Был близок к гештальтпсихологии. Выступил с критикой ассоциативной концепции аффективно-волевых актов и учения Н. Аха о детерминирующих тенденциях. Используя физическое понятие «поле» и принципы описания, принятые в топологии, разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Согласно учению Л. о мотивации, мотивами являются объекты — различные районы «жизненного пространства», в которых индивид испытывает потребность, или квазипотребность — намерение. Сами объекты окружающей среды приобретают при этом мотивационную силу и утрачивают ее, когда потребность (или квазипотребность) удовлетворена.

Курт отвергал представление о том, что потребность является биологически предопределенной константой, а энергия и динамика мотива замкнуты в пределах индивида. Он разработал экспериментальные методики изучения мотивации, в частности уровня притязаний, запоминания законченных и незаконченных действий и др. Психологическо «пространство» он изображал с помощью графических символов, разделяя его границами и барьерами на районы, изменяющие свои формы. Им была разработана также особая геометрическая модель для описания векторов движения субъекта в психологическом поле и его представления о том, «что ведет к чему?».

В дальнейшем Курт Левин создал новую исследовательскую программу, отразившую актуальные социальные запросы. От анализа индивидуальной мотивации он перешел к изучению групповой динамики: трактуя группу как динамическое целое, сплачиваемое взаимодействующими внутри нее силами. Это потребовало от Л. и его сотрудников экспериментального изучения лидерства, конфликта и других социально-психологических проблем, возникающих в группе.

Книги (3)

Динамическая психология

Настоящее издание включает в себя избранные труды одного из крупнейших психологов XX века Курта Левина, преимущественно ранее не публиковавшиеся на русском языке: методологические, теоретические и экспериментальные работы берлинского периода его творчества, в том числе монографию «Намерение, воля и потребность», а также наиболее известные из классических экспериментальных работ, выполненных его ученицами: Б.Зейгарник, А.Карстен и Т.Дембо. Психологам, историкам науки.

Теория поля в социальных науках

Влияние Курта Левина на психологию не уменьшается. Его вклад в науку привлекает пристальное внимание многих специалистов.

Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов: уровень притязаний, групповая динамика в социальных науках, социальная перцепция, теория поля, целевая структура и целевые уровни индивида и т.д.

Комментарии читателей

катерина / 23.07.2017 огромное спасибо!

александр / 5.02.2017 книги интересные

Анна / 22.11.2014 Очень интересная и насыщенная книга (Динамическая психология), но обнаружила - не хватает страницы 43

Юрий / 6.11.2013 Как сказал один из ныне живущих докторов психологии - "за последние 50 лет после Левина в социальной психологии не добавилось ни бита новой информации"))

Гость / 28.03.2013 Люди кинте ссылку какой прогой открывать книгу:)

Гость / 10.03.2011 Д-р Курт Левин - ученый, разработавший эти дьявольские способы ведения войны - заставил среднего американского патриота сходить с ума по поводу различных теорий заговора, порождая у него чувство неуверенности, опасности, чувство одиночества и даже страха. Эти настроения возникают у него по мере того, как он пытается искать, но никак не может найти причину упадка и разложения, вызванные концепцией “ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА”. Он не способен ни распознать, ни тем более противостоять социальным, моральным, экономическим и политическим изменениям, которые он считает нежелательными и недопустимыми, но которые тем не менее становятся все интенсивней.

Гость / 2.01.2011 ещё не читала, но биография КуртаЛ очень заинтересовала, его опыт мне сейчас актуален,думаю такой человек полезные книги писал.

Теория поля немецкого психолога (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной.

В своей модели психологического объяснения поведения Курт Левин стремился осуществить анализ условий протекания явлений и свести их к основным объяснительным конструктам. Конструктами стати понятия общей динамики, такие, как напряжение, сила, поле (по аналогии с электромагнитным и гравитационным полями).

Еще более значительным для исследования поведения было требование Левина анализировать ситуацию в целом. Результатом такого требования анализа стало знаменитое у равнение поведения, согласно которому поведение (В) есть функция личностных факторов (Р) и факторов окружения (Е): B = f(P,E).

Исходя из этого, для объяснения поведения Левин разработал две отчасти дополняющие друг друга модели:
- личности;
- окружения.

Структурными компонентами этих моделей являются соседствующие, отграниченные друг от друга области. Несмотря на это сходство, структурные области в каждой из моделей имеют разное значение, которое определяется прежде всего динамическими компонентами обеих моделей.

Модель личности оперирует энергиями и напряжениями, т.е. скалярными величинами.

Модель окружения имеет дело с силами и целенаправленным поведением (в сфере действия соответствует локомоциям), т.е. векторными величинами. В конечном счете обе теоретические схемы базируются на представлении гомеостатической регуляции: создавшееся положение стремится к состоянию равновесия между различными областями пространственного распределения напряжений, или сил. При этом регулирующим принципом является не уменьшение напряжения, а его уравновешивание по отношению к более общей системе или полю в целом.

К основным понятиям теории поля относятся:
- Жизненное пространство. Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина . Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т.д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение - это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени. Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния не психических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально-экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.
- Регионы и границы. Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства - все, что может быть осознано человеком. Событие - результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.
- Локомоции. Связь между регионами осуществляется посредством локомоций. Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе. Например, мечты могут являться ирреальными локомоциями, связанными с регуляцией напряжения, вызванного потребностями, которые в данный момент времени невозможно удовлетворить в физическом пространстве. Если мечты не снижают напряжения, человек задействует для разрядки другие регионы. Если локомоции в доступных человеку регионах не снижают уровень напряжения, а остальные регионы характеризуются жесткостью границ «на входе», то поведение человека может описываться как навязчивое. Когда мы выводим событие, например локомоцию... из жизненного пространства, необходимо следовать трем принципам.
- Принцип связности (событие - всегда результат взаимодействия двух и более фактов).
- Принцип конкретности (эффект могут иметь только конкретные факты. Конкретный факт - это актуально существующий в жизненном пространстве факт).
- Принцип одновременности (лишь факты настоящего могут продуцировать поведение в настоящем).

Временная перспектива. Курт Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленного масштабами жизненных ситуаций, определяющих границы «психологического поля в данный момент». Это поле включает в себя не только настоящее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем - желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека. Эта точка зрения стимулировала исследования временной перспективы . В своей статье «Определение понятия „поле в данный момент"» Курт Левин определяет временную перспективу как феномен, «включающий психологическое прошлое и будущее на реальном и различных ирреальных уровнях» (Левин К., 1980). Сам же термин «временная перспектива» был введен в науку Л. Франком в 1939 году для характеристики взаимосвязи и взаимообусловливания прошлого, настоящего и будущего в и поведении человека.

Валентность. Еще один конструкт, используемый Куртом Левиным для анализа психических феноменов и входящий в понятийный аппарат теории поля, это валентность. Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека. Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий - отрицательную. Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность.

Напряжение, существующее в психологическом пространстве человека, обусловливает силу, действующую на него и направленную в регион, который призван уровень напряжения понизить. Если на человека действуют несколько сил, то его локомоции направлены в сторону их результирующей. На рисунках, как это принято в физике, сила обозначается вектором. «Сила, или «тенденция к передвижению», имеет концептуально иной характер, чем действительное передвижение, хотя передвижение - это один из признаков (операциональное определение) для констелляции сил...». Сила обусловлена величиной валентности, присущей объекту в данный момент времени.

К. Левин. Предмет и задачи - исследование психологического поля личности и социального поля группы. Результаты - структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства.

*несокращённая версия*

Теория К.Левина (1890-1947), так же как теории других гештальтпсихологов, сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. После учебы в университетах Мюнхена и Берлина Левин в 1914г. получил докторскую степень. Приняв предложение преподавать психологию в психологическом институте Берлинского университета, он сблизился с Коффкой, Келером и Вертгеймером. Близость их позиции связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физику. Однако, в отличие от своих коллег, Левин сосредоточился не на исследовании когнитивных процессов, а на изучении личности человека. После эмиграции в США Левин преподавал в Станфордском и Корнельском университетах. В этот период он занимается главным образом проблемами социальной психологии и в 1945 г. возглавил исследовательский Центр групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. Хотя он был его директором всего три года, имя Левина прочно связано с этим Центром, который и после его смерти продолжал работу по намеченным им программам.

Свою теорию личности Левин называл «теория психологического поля». Основные положения этой концепции изложены им в работах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936), так как для объяснения он использовал понятия из топологии - науки о пространственных отношениях между объектами, а также математики и физики.

Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. к удовлетворению собственной потребности. Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Одно из наиболее известных уравнений Левина, которыми он описывал поведение человека в психологическом поле под влиянием различных потребностей, показывает, что поведение является одновременно функцией личности и психологического поля.


Потребности в структуре личности не изолированы, но находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности.

Исследуя формирование замещающих действий, Левин разработал серию экспериментов, в которых детей просили выполнить определенное задание, например помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то значимый для него приз, поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание взрослого. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл все посуду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что кто-то из сверстников их опередил. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал ребятам выполнить другое задание, которое они перед этим не выполняли, подразумевая, что оно тоже значимо для них. Большинство детей мгновенно переключались на новое задание, происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому тревожность и агрессивность таких детей увеличивались, а не уменьшались со временем.

Левин пришел к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов, такие виды активности, как сохранение, забывание, волевое поведение, связаны с разрядкой или напряжением потребностей. В многочисленных экспериментах Левина и его учеников было доказано, что нереализованные потребности лучше запоминаются, чем реализованные, что состояние напряжения может вызвать агрессию или тревогу, исследовалась также связь между интеллектуальным уровнем человека и его способностью к замещению одного действия другим. При этом было показано, что умственно отсталые люди совершенно не способны к замещению.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании ребенка, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. В книге «Теория поля и обучение» (1942) Левин раскрыл содержание важного для него понятия временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и служит основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего. Появление временной перспективы позволяет людям преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда они находятся в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм «Хана садится на камень». В нем. в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как для этого нужно было повернуться к нему спиной.

Эти исследования легли в основу разработанной им теории конфликтов . Он выявил и описал три типа конфликтов: «стремление-стремление», «избегание-избегание», «стремление-избегание». В его экспериментах на вызванную агрессию было доказано, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать Конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии - против себя, других, ситуации.

Работы Левина раскрывали и значение системы воспитательных приемов для формирования личности ребенка, развития у него способности к разрешению этих конфликтов. Рассматривая системы применяемых взрослым наказаний и поощрений, Левин писал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка задания дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание, однако намного легче для него постараться выйти из поля, пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии. Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует развитию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т.е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции, что помогает детям выполнить неприятное задание. Однако наиболее оптимальна система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля и показать им значение трудного в данный момент задания, превратив тем самым отрицательную валентность в положительную.

Эксперименты Левина показали необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя. Открытые им понятия уровня притязаний и аффекта неадекватности , который проявляется при попытках доказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе, сыграли огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения и его коррекции. При этом Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеют и завышенный и заниженный уровень притязаний, так как в обоих случаях нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.

Работы Левина позволили проанализировать факторы, лежащие в основе волевого, собственно личностного поведения человека, позволяющие ему преодолеть давление среды, других людей, обстоятельств. Ведущими факторами оказались интеллектуальная активность и адекватность представлений о себе, обеспечивающие возможность не только понять себя и ситуацию, но и встать над ней, реализовав свои квазипотребности.

Эти результаты сближают позицию Левина с идеями Адлера и гуманистической психологией: важность сохранения целостности личности, ее Самости, необходимость осознания человеком структуры своей личности. Сходство этих концепций, к которым пришли ученые разных школ и направлений, говорит об актуальности данной проблемы, о том, что, осознав влияние бессознательного на поведение, человечество приходит к мысли о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, сладострастия, которые великолепно объяснил психоанализ, но и основы его нравственности, доброты, культуры. Большое значение имело и стремление в новом мире, после войны, показавшей ничтожность и хрупкость человека, преодолеть складывающееся ощущение типичности и взаимозаменяемости людей, доказать, что люди - целостные, уникальные системы, каждый из которых несет в себе свой внутренний мир, не похожий на мир других людей.

После переезда в США Левин занимался проблемами групповой дифференциации, типологией стиля общения. Он предположил, что группа также может быть рассмотрена как динамическая система, формирующая социальное поле, по аналогии с системой психологического поля личности. Социальное поведение людей в группе определяется взаимоотношениями внутри ее, конкурирующими тенденциями, стремлениями отдельных членов группы, каналами общения. Иными словами, групповое поведение есть функция общего состояния социального поля, как поведение человека является функцией потребностей и психологического поля. Изучение групповой динамики и работы Левина по снижению межгрупповых конфликтов и повышению потенциала каждого члена группы проложили дорогу в практику и таким приложениям социальной психологии, как Т-группы, тренинг сензитивности, институт лидерства.

Левину также принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения - демократического, авторитарного, попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах. Эти исследования Левина стали основой нового направления в социальной психологии - процессы групповой динамики. Социальная ситуация в Германии, а также некоторые факты американской действительности послужили толчком для работ, посвященных совместному проживанию людей разной национальности и разного цвета кожи, а также предотвращению расовых предрассудков у детей.

Исследования Левина помогли создать экспериментальные методы исследования в социальной психологии и психологии личности. Таким образом, он создал новые направления в обеих этих областях, хотя его последние работы получили более широкое распространение, чем работы по исследования мотивации. Социально-психологические эксперименты также помогли Левину, единственному из всех гештальтпсихологов, создать новую научную школу в США.

Теория поля Левина явилась новым шагом в объяснении поведения.

Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Понятие поля охватывает факторы как внешней (окружение), так и внутренней (субъект) ситуации. Даже при поверхностном рассмотрении этот подход резко отличается от всех теорий, сводящих поведение к личностным диспозициям и индивидуальным различиям в них. Теория поля — один из ярких примеров объяснения поведения со второго взгляда. Кроме того, с ее помощью пытаются не только выявить все условия, значимые для определения поведения и характеризующие как наличную ситуацию, так и состояние субъекта, но и описать ихдинамические взаимоотношения.

Отличительные черты теории Левина

От уже обсуждавшихся теорий научения и влечения левиновская теория поля отличается по трем пунктам, которые совпадают с тремя из шести характеристик, данных Левином своей теории [К. Lewin, 1942]. Согласно первой из них, анализ поведения должен исходить из общей ситуации. Таким образом, в объяснение включается более широкий круг явлений, чем объединения отдельных элементов типа раздражителей и реакций. Совокупную ситуацию следует реконструировать так, как она представляется субъекту. Это означает (вторая характеристика), что объяснение должно быть психологичным. Детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекте должны пониматься психологически, а не физикалистски. Поэтому к основным единицам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, как их пытается определить бихевиорист, а воспринимаемые субъектом особенности окружения, которые предоставляют ему различные возможности для действия. При этом психологическому анализу подлежит не только феноменально данное действующему субъекту в нем самом и окружении, но и не представленное в переживании и тем не менее влияющее на поведение. Третья характеристика. Простых связеи в смысле ассоциации «раздражитель — реакция» для объяснения поведения недостаточно. Согласно Левину, в основе всякого поведения лежат силы. Этот динамический аспект объяснения поведения выходит за рамки допущения об общих и специфических влечениях.

Другие черты

Три оставшиеся характеристики теории поля в основном совпадают с современными ей подходами к экспериментальному анализу поведения — теориями научения и влечения. Четвертая — конструктивный метод. Простая классификация наблюдаемых феноменов не идет дальше описательного уровня и может стать причиной неверного объяснения, поскольку внешне одинаковое поведение не обязательно связано с одними и теми же причинами. Необходимо выработать общие понятия и использовать их как конструктивные элементы, сочетание которых позволяло бы объяснить каждый конкретный случай. Пятая характеристика. Поведение рассматривается как функция существующего в данный момент поля. На поведение влияет только то, что действует здесь и теперь: будущие и прошлые события сами по себе не могут определять поведение, они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое.

Такие прошлые события, как научение, могут внести свой вклад в структуру существующего в данный момент поля (в той мере, в какой они влияют на актуальные состояния субъекта и его окружения). Но, подчеркивает Левин, нельзя без проверки (как это, например, часто делается в психоанализе) сводить наличное поведение к более ранним событиям. Левин скептически относился к таким диспозициональным переменным, как интеллект или инстинкт, видя в них лишь отражение традиционного исторического (т. е. основанного на сведении к прошлым событиям) приема объяснения.

И наконец, шестая характеристика.

Психологические ситуации должны по возможности представляться в математической форме, которая облегчает их «научную обработку» и позволяет «использовать логически неопровержимый и одновременно соответствующий конструктивным методам язык» [К. Lewin, 1942; нем. пер., 1963, S. 106]. Математическое представление данных не обязательно носит количественный характер, оно может иметь и качественную природу, как в геометрии. В своей теории поля Левин широко пользуется понятиями топологии, одного из разделов геометрии, рассматривающего соседство областей, а не расстояния и направления. В число основных понятий его теории входит, кроме того, понятие вектора, задаваемого тремя переменными: величиной, направлением и исходной точкой.

Мы не будем подробно обсуждать взгляды Левина на принципы построения научного знания — об их плодотворности и возникающих при этомтрудностях свидетельствуют разбираемые ниже модели. Левин [К. Lewin, 1931a;b; 1935] стремился в психологическом объяснении поведения преодолеть аристотелевский тип мышления. Т. е. отказаться от классификации внешних наблюдаемых характеристик, и утвердить галилеевский метод, т. е. осуществить анализ условий протекания явлений и свести их к основным объяснительным конструктам. Такими конструктами должны были стать понятия общей динамики, как они употреблялись в послегали-леевской физике, например: напряжение, сила, поле (по аналогии с электромагнитным и гравитационным полями).

Аннулировать систему?

Еще более значительным для исследования мотивации было требование Левина анализировать ситуацию в целом. Результатом такого требования анализа стало знаменитое уравнение поведения [К. Lewin, 1946а], согласно которому поведение (V) есть функция личностных факторов (Р) и факторов окружения (U): V=f(P,U). Это программное требование характеризует теорию как объяснение поведения с третьего взгляда. По сути дела, оно открывает путь для учета двустороннего влияния личностных и ситуационных факторов. Правда, в теории поля это требование последовательно не проведено, поскольку в ней диспозициональные, личностные факторы растворялись в возникающих здесь и теперь функциональных переменных. Пренебрежение индивидуальными различиями мотивационных переменных связано с уже упоминавшимся скептическим отношением к «историческому» способу рассмотрения, хотя Левин в принципе не отрицал его возможности. Подкрепление событиями истории жизни индивида не противоречит представлению о поведении как функции существующего в данный момент и предструктурированного соответственно личностным характеристикам поля.

Модель личности и модель окружения

Для объяснения поведения Левин разработал две отчасти дополняющие друг друга модели: личности и окружения. Обе посвящены проблемам мотивации, но не мотива. Структурными компонентами этих моделей являются соседствующие, отграниченные друг от друга области. Несмотря на это сходство, структурные области, как это станет ясно из дальнейшего, в каждой из моделей имеют разное значение, которое определяется прежде всего динамическими компонентами обеих моделей. Модель личности оперирует энергиями и напряжениями, т. е. скалярными величинами. Модель окружения имеет дело с силами и целенаправленным поведением (в сфере действия соответствует локомоциям), т. е. векторными величинами. В конечном счете обе теоретические схемы базируются на представлении гомеостатической регуляции: создавшееся положение стремится к состоянию равновесия между различными областями пространственного распределения напряжений, или сил. При этом регулирующим принципом является не уменьшение напряжения, а его уравновешивание по отношению к более общей системе или полю в целом [см.: К. Lewin, 1926а, S. 323 и далее].

Модель личности

Исходным моментом при создании Левином психологической теории мотивации стал рассмотренный выше его спор с Ахом. Левин показал, что детерминирующая тенденция не просто объясняет, как это было у Аха, частную группу феноменов, отличающихся от образования ассоциаций, но и служит динамической предпосылкой любого поведения. Чтобы выученное проявилось в поведении, недостаточно образования в результате научения устойчивого сочетания «раздражитель — реакция». За поведением всегда должны стоять какие-то актуально действующие силы. На первом плане для Левина стоял вопрос энергетизации. Под этим имелась в виду не проблема энергетического обеспечения текущих когнитивных и моторных действий, а, скорее, проблема центрального управления поведением. Точнее, того, какая из возможных в данной ситуации тенденций действия возобладает и начнет определять поведение. Согласно перечню проблем мотивации, речь, таким образом, идет о пятой и восьмой проблемах: смена и возобновление поведения, а также влияние мотивации.

Обе эти проблемы Левин пытался если не решить, то представить с помощью модели меняющихся состояний напряжения в различных областях структуры личности. Как видно из рисунка, личность представляет собой систему, состоящую из многочисленных непересекающихся друг с другом областей.

Модель личности. М-сенсомоторная пограничная зона, выполняющая роль посредника между окружающим миром (U) и внутриличностными областями (IP) Внутриличностные области подразделяются на центральные (Z) и периферические (Р)

Каждая область соответствует определенной цели действия, будь то устойчивое стремление, которое можно обозначить как потребность (мотив), или же сиюминутное желание. (Области структуры личности могут также представлять некоторые активности или знания субъекта.) Отдельные области в зависимости от степени близости имеют разную степень сходства. Две области максимально похожи, если имеют общую границу.

По своему местоположению области делятся на центральные и периферические. Первые граничат с большим количеством областей, чем вторые. Числом пограничных областей определяется «близость к Я», личностная значимость целей Действия или представленных этими областями ак-тивностей, а также их влияние на другие цели и активности. Области также различаются своим внутренним и внешним положением. Определяемым степенью соседства (т. е. возможностью доступа) с пограничной зоной, окружающей все области структуры личности. Сама пограничная зона выполняет функции восприятия и исполнения. То есть, выступает посредником между индивидом и окружением: с одной стороны, восприятие несет информацию об окружающем мире, а с другой — моторное исполнение обеспечивает воздействие личности на окружение (сюда относится не только такая сравнительно грубая моторика, как локомо-ции, но и речь, а также мимика).

Модель личности

В целом модель личности представляет собой чистую структуру областей с отношениями соседства и функциями опосредования внутреннего и внешнего. Следует упомянуть еще одну структурную особенность — состояние границы. Она может обладать различной прочностью и, будучи проницаемой, обеспечивать связь между соседними областями С этой структурной особенностью границ областей связан динамический компонент модели личности. Для его обозначения Левин ввел понятие напряжения.

Отдельные области структуры личности могут различаться по состоянию напряжения.

Напряжение областей можно представить себе в виде сосудов, наполненных находящейся под различным давлением жидкостью. Область с повышенным по сравнению с другими областями напряжением Левин обозначает как «напряженную систему». Для такой системы характерна тенденция к уравновешиванию напряжения с соседними областями. Последнее может осуществиться двумя путями. Первый. Напряженная система, предоставляющая производимое действие, разряжается, если находит доступ к пограничной зоне сенсомоторной активности, т. е. она начинает определять поведение, продолжающееся до тех пор, пока не достигается цель действия. Второй. Если же система не находит такого доступа, то ее силы воздействуют на собственные границы. В таком случае уравновешивание напряжения достигается путем диффузии, которая зависит от прочности границ с соседними областями и от фактора времени.

Оба вида уравновешивания напряжения не являются собственно объяснением, а представляют собой физи-калистскую метафору. Они сыграли большую эвристическую роль при анализе ряда феноменов поведения, который предприняли ученики Левина в ставших классическими экспериментах по «психологии действия и аффекта». Первый вид уравновешивания напряжения через исполнение позволяет объяснить, какое действие начнется после окончания предшествующего или какое будет возобновлено после прерывания. Классическим в этом отношении является так называемый эффект Зейгарник. Ученица Левина Б. В. Зейгарник [В. Zeigarnik, 1927] установила, что прерванные действия удерживаются в памяти лучше завершенных. Второй вид уравновешивания напряжения через диффузию позволяет объяснить столь различные феномены, как удовлетворение потребности замещающей деятельностью [К. Lewin, 1932; К. Lissner, 1933; W. Mahler, 1933; M. Henie, 1944], а также роль утомления, эмоций гнева [Т. Dembo, 1931] и выхода в ирреальный план действий при разрядке напряженной системы. Состояния утомления, эмоционального возбуждения и ирреальность действия понимаются при этом как условия, уменьшающие прочность границ областей, а следовательно, увеличивают их проницаемость.

Структура интраличностных областей не задается раз и навсегда.

По мере индивидуального развития и накопления опыта она дифференцируется и может переструктурироваться. Каждая моментальная цель действия представлена в этой структуре собственной областью. Как отмечает Левин в своем основополагающем труде «Намерение, воля и потребность» ‘[К. Lewin, 1926], цели действия очень часто представляют собой «квазипотребности», т. е. производные потребности. Квазипотребности имеют преходящий характер. Они часто возникают из намерения, например, опустить в почтовый ящик письмо другу. Намерение образует напряженную систему, которая разряжается и исчезает только после достижения цели действия.

Квазипотребности могут, однако, образовываться и без акта намерения, как подлежащие исполнению деятельности, служащие необходимыми промежуточными ступенями к достижению целей действия и связанные с «истинными», т. е. более общими и устойчивыми, потребностями. Скажем, указания экспериментатора, как правило, принимаются без предварительного намерения. Возникает квазипотребность выполнить заданную деятельность, которая по сути не отличается от действия, предпринимаемого по собственной инициативе. В обоих случаях можно видеть, что деятельность после прерывания вновь спонтанно возобновляется . Решающим в силе квазипотребности (или соответствующей ей напряженной системы) является не наличие или интенсивность акта намерения, а степень связи квазипотребности с истинными потребностями (которые в нашей системе понятий имеют статус мотивов), так сказать, степень «насыщенности» ими. Левин пишет по этому поводу:

«Намерение опустить в почтовый ящик письмо, посетить приятеля или «в качестве испытуемого заучить ряд бессмысленных слогов возникает, когда соответствующие действию события представляют собой относительно замкнутое целое’, стоящие за ним силы не определяются чем-то посторонним, а вытекают из более общих потребностей. Из желания выполнить свои профессиональные обязанности, продвинуться вперед в обучении или показать свою дружбу знакомому. Действенность намерения в основном зависит не от интенсивности акта намерения, а (отвлекаясь от других факторов) or силы и жизненной важности (или, точнее, глубины закрепления} истинной потребности, которая лежит в основе квазипотребности» [К. Lewin, 1926b, S. 369 — 370].

Как мы увидим при обсуждении модели окружения, наличие напряженной системы, будь то потребность или квазипотребность, сопровождается специфическими изменениями восприятия окружения. Объекты, которые могут служить для разрядки или удовлетворения потребностей, приобретают так называемый побудительный характер, валентность, что и выделяет их из окружения, приводит в движение целенаправленное поисковое поведение. Если, например, человек собирается опустить письмо, то в незнакомом месте почтовый ящик как бы сам бросается в глаза, хотя осознанно его не ищут. Сила валентности зависит от степени напряжения системы. Этой зависимостью утвеождается единственная связь между двумя — как мы увидим — разными в своей основе моделями.


Модели трех состояний одного и того же индивида (а) при отсутствии побуждения периферийные зоны р внутриличностных областей IP легко доступны воздействию окружающего мира U. А центральные зоны z, напротив доступны в значительно меньшей степени на что указывает разная прочность границ центральных и периферических областей Gz, с одной стороны, и внутриличностных областей и сенсомоторнои пограничной зоны Gp, с другой, внугриличностные области IP относительно свободно воздействуют на сенсомоторную пограничную зону М. (Ь) под давлением, которому противостоит самообладание периферийные зоны р внугрипичностных областей IP не столь доступны чем в случае (а), внешним воздействиям. периферийные (р) ч центральные (г) зоны связаны теснее коммуникации между IP и М затруднены, (с) при крайне высоком напряжении возможна унификация (примитивизация «регресс») внутриличностных областей IP (Р)

Гибкость и широта применения модели личности в значительной мере определяются ее структурными компонентами.

Модель оперирует вариантами взаимного расположения внутриличностных областей, прочностью их границ и, наконец, положением границ повышенной прочности. Рисунок 5.2 поясняет сказанное. На нем представлены три различных динамических состояния одного и того же индивида. А именно: (а) при отсутствии побуждения, (b) под давлением, которому противостоит самообладание, и (с) при крайне высоком напряжении. Для каждого состояния можно вывести различные способы поведения, например недифференцированный аффективный прорыв в случае состояния (с).

В теории поля недостаточно учитываются индивидуальные различия. Чтобы, действительно, с ее помощью можно было перейти на уровень объяснения поведения с третьего взгляда, т. е. специально проследить взаимодействие индивидуальных различий диспозиций и ситуационных факторов. Тем не менее попытки описать с помощью модели личности индивидуальные различия через разное «состояние материала» все же предпринимались. Имеются в виду разные уровни развития личности, представленные, с одной стороны, степенью дифференцированное (числом) внутриличностных областей, а с другой — разной степенью их отграниченности (прочностью границ). Сам Левин [К Lewin, 1935, см. также гл. 7] описал в этой модели с помощью обеих особенностей «состояния материала» различие между нормальными и слабоумными индивидами У слабоумных границы между внутриличностными областями более жестки, и этих областей у них меньше, чем у нормальных индивидов. На рис. 5.3 представлены модели, отражающие различия в интеллекте и развитии.

Разные фазы развития нормального и слабоумного индивидов. По сравнению со слабоумными у нормальных по мере развития сильнее дифференцируются (растет число) внутриличностные области и менее выражены границы между ними.

Так выглядит модель личности.

Ее динамический компонент — не силы и направления, а состояния напряжения — соответствует «психогидравлическим» моделям Фрейда и Лоренца [К.Lorenz, 1950]. Во всех трех моделях действует одна и та же аналогия: накапливающаяся в емкости жидкость (как в паровом котле), повышая давление, стремится к выравниванию сил, к «оттоку». От теории влечения Халла концепция напряженной системы Левина отличается двумя важными моментами. Во-первых, напряженные системы всегда специфичны относительно цели. И, следовательно, не обладают общей функцией влечения Во-вторых, напряженные системы не просто активируют фиксированное привычное выполнение (сочетание «раздражитель — реакция»), которое в прошлом приводило к достижению соответствующей цели действия. Они направлены на достижение цели и в зависимости от ситуации гибко вводят необходимые для этого действия

Постулированные моделью личности процессы

Тем не менее остается неясным, как именно протекают постулированные моделью личности процессы. В частности как напряженная система находит доступ к сенсомоторной пограничной зоне и каким образом осуществляется предусмотренное двигательное исполнение, хотя структурный компонент модели личности придает ей известную изменчивость. Полевые представления реализованы в теории в той мере, в какой она оперирует отношениями соседства, взаимного расположения и новообразованием областей. Сюда присоединяется, скорее, техническое представление о прочности границ областей, т е. их проницаемости для состояний напряжения.

Однако окружающий мир (хотя Левин указывает, что этот мир находится по ту сторону пограничной сенсомоторной зоны) в модели личности никак не представлен. Взаимодействие с ним в модели только предполагается. Личность, таким образом, оказывается заключенной в оболочку, а созданная Левиным модель не удовлетворяет его же требованию анализировать совокупную ситуацию. В модели не нашлось места связывающим субъекта с окружающим миром мотивирующим ожиданиям и привлекательности самих объектов (требовательный характер вещей, валентности). Чтобы их ввести, Левин создал модель окружения. Несмотря на свою ограниченность, модель личности вызвала к жизни ряд важных экспериментов. Некоторые из них мы рассмотрим позднее.



Просмотров