Понятие кодификации международного права. Международное публичное право Виды кодификации норм международного права

Кодификация - это официальная систематизация дей­ствующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью соз­дания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего меж­дународного права в соответствие с потребностями данного пе­риода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сфе­ры (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, ре­комендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регу­лирования. Кодификация - один из способов совершенствова­ния международного права, обеспечения его эффективности.

Особое значение имеет кодификация для повышения эф­фективности обычных норм международного права посредст­вом их преобразования в договорные нормы. Интересным при­мером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на мо­мент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обыч­ные нормы, разработаны новые положения, посвященные ра­нее не урегулированным вопросам, - режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуще­ствляется на официальном уровне - либо государствами по­средством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.



Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения про­грессивного развития международного права и его кодифика­ции (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специаль­но создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одоб­ряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются между­народные конференции. В рамках ООН были подготовлены та­кие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сно­шениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой кото­рых является договор как явно выраженное соглашение (Же­невские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морско­му праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах ме­ждународного права... 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обяза­тельным, так как в нем содержатся уже действующие и, следо­вательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие го­сударств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участни­ков прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычны­ми, для других становятся обычно-договорными, для треть­их - только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно вклю­чает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необхо­димо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый офици­альный документ либо комплекс взаимно согласованных доку­ментов. Другой способ систематизации права - инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хроноло­гическом) действующих нормативно-правовых актов и их изда­ние в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентны­ми государственными органами. Так, Министерство иностран­ных дел СССР систематически выпускало "Сборник действую­щих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. - "Сборник междуна­родных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностран­ных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостанов­лено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Феде­рации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Меж­дународные нормативные акты ЮНЕСКО".

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках ме­ждународных организаций: Секретариат Организации Объеди­ненных Наций публикует "Treaty Series"; Исполнительный сек­ретариат Содружества Независимых Государств - "Содруже­ство. Информационный вестник Совета глав государств и Сове­та глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-ме­тодических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международ­ное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996- 1997).

Литература

Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международ­ного права: императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1982.

Вельяминов Г. М. О понятии нормы международного пра­ва // Сов. ежегодник международного права. 1971. М., 1973.

Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., .1988.

Лихачев В. Н. Установление пробелов в современном меж­дународном праве. Казань, 1989.

Лукашук И. И. Механизм международно-правового регу­лирования. Киев,1980.

Лукашук И. И. Обычные нормы современного междуна­родного права // Московский журнал международного права. 1994. №2.

Лукашук И. И. Международное "мягкое" право // Госу­дарство и право. 1994. № 8-9.

Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юриди­ческая сила. М., 1980.

Мовчан А. П. Кодификация и прогрессивное развитие ме­ждународного права. М., 1972.

Общепризнанные нормы в современном международном праве / Отв. ред. Н. Н. Ульянова. Киев, 1984.

Пушмин Э. А. О понятии основных принципов современного общего международного права // Сов. ежегодник междуна­родного права. 1978. М.,1980.

Суворова В. Я. Локальные нормы международного права // Правоведение. 1973. № 6.

Талалаев А. Н. Общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права (конституционное закрепление термина) // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1997. № 3.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их струк­туры // Сов. ежегодник международного права. 1979. М., 1980.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их созда­ние и особенности их структуры // Сов. ежегодник междуна­родного права. 1979. М.,1980.

Шестпаков Л. Н. Императивные нормы в системе совре­менного международного права. М., 1981.


При кодификации международного права понимается систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права.

Первые упоминания в литературе по международному праву о полезности кодификации относятся к периоду буржуазных революций. Считается, что первым, кто выступил с идеей кодекса международного права, был английский, юрист и философ И. Бентам. Он, в частности, писал, что «мало можно найти в жизни вещей более необходимых, чем кодекс международного права ».

Кодификация предполагает не только приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точное их формулировки, отражение в договорной форме международных обычаев. Таким образом, современная кодификация международного права осуществляется путем:

а) установление точного содержания и четкого формулирования уже существующих и действующих (Обычных или договорных) принципов и норм международного права в определенной сфере отношений между государствами (области международного права);

б) изменения или пересмотра устаревших норм;

в) разработки новых принципов и норм с учетом научно-технического прогресса, актуальных потребностей международных отношений, особенно в контексте решения глобальных проблем человеческой цивилизации;

г) закрепление в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенции, договоре, соглашении) или в ряде актов (в конвенциях, декларациях и резолюциях конференций).

В научной литературе по международному праву до сих пор встречается разделение кодификации международного права на официальную и неофициальную. Поводом к такому разделения послужили неоднократные попытки неофициальной или доктринальной (научной) кодификации международного права, предпринятые отдельными юристами (например, Бустаманте, Блюнчли, Каченовский) и некоторыми международными и национальными неправительственными учреждениями и организациями (например, Институтом международного права, Ассоциацией международного права, латиноамериканскими организациями юристов-международников). Однако международная практика свидетельствует о том, что кодификация международного права является сложным политико-правовым процессом нормотворчества в международных отношениях и поэтому всегда выступает в качестве межгосударственной деятельности. Итак, кодификация международного права может носить только официальный характер.

Официальная кодификация международного права реализуется в форме международных договоров. Особое место в кодификационных процессов занимает Организация Объединенных Наций. Устав ООН содержит положения о том, что «Генеральная Ассамблея (ГА ООН) организует исследования и делает рекомендации в целях: а) ... поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации »(статья 13 Устава). Таким образом, следует отметить, что понятие «кодификация» и «прогрессивный развитие международного права »являются составными, взаимозависимыми и такими, что взаимопроникают, элементами единого кодификационного процесса.

Практической деятельностью по кодификации международного права в рамках ООН занимается Комиссия международного права (полное наименование - Комиссия по прогрессивного развития и кодификации международного права), является вспомогательным органом ГА ООН, ей подотчетна и подконтрольна. Комиссия основана резолюцией ГА ООН 174 (II). Деятельность Комиссии регулируется Положением 1947 года (с последующими изменениями), утвержденным ГА ООН. В ее состав входят 34 (до 1981 года - 25) юриста-международника, «пользующихся признанным авторитетом в области международного права ». Члены Комиссии избираются ГА на 5-летний срок и выступают в личном качестве. В задачу Комиссии входит поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации. Положение о Комиссии предусматривает, что весь процесс ее деятельности должен быть подчинен задаче достижения таких результатов, которые были бы приемлемы для заинтересованных государств.

Хотя Комиссия занимается преимущественно вопросами международного публичного права, она рассматривает и вопрос частного права. В основном Комиссия занимается подготовкой проектов статей и конвенций в целом. В начале работы она обращается к правительств государств-членов ООН с просьбой направить ей тексты законов, судебных решений, договоров, дипломатической переписки и других документов, необходимых для глубокого и подробного изучения вопроса, что кодификуеться. После этого предполагается издание документа Комиссии, в котором содержатся проекты статей или конвенций вместе с пояснительными и вспомогательными материалами и информацией. Этот документ направляется правительствам от имени Комиссии с просьбой представить с поводу него свои замечания. Впоследствии Комиссия учитывает эти замечания правительств

при составлении окончательного проекта, рекомендуется в ГА ООН для принятия соответствующего решения. Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты Комиссией в области права международных договоров, права международных организаций, дипломатического и консульского права, международного права в период вооруженных конфликтов.

В настоящем учебном пособии раскрыты основные темы международного публичного права. Содержание настоящего издания составлено в соответствии с программой курса международного права. Пособие написано доступным языком в форме вероятных ответов на экзаменационные вопросы, что позволяет использовать его в качестве справочного пособия. Учебное пособие предназначено главным образом для студентов и слушателей средних специальных и высших учебных заведений при подготовке к практическим, семинарским занятиям, сдаче зачетов, экзаменов, написанию различного рода контрольных работ.

21. Кодификация международного права. Деятельность Комиссии международного права ООН

Предмет международного права охватывает широкую группу отношений между государствами и иными субъектами международного права. Отсюда и большое разнообразие международных норм.

Такое разнообразие и разрозненность норм международного права служат причиной большой путаницы при их применении. Поэтому большое значение в настоящее время придается кодификации норм международного права.

Кодификация международного права – это форма систематизации (упорядочения) норм отрасли права, в результате которой на базе разрозненных норм создается единый, логически цельный и выверенный документ, регулирующий определенную сферу международных отношений.

Кодификация международного права проводится правотворческим путем.

Что касается иных видов систематизации международного права, то они носят, как правило, неправовой характер. Систематизация международного права возможна также в виде консолидации, что означает создание не логически цельного единого документа, а подборку международных документов, регулирующих какую-либо сферу международных отношений.

Важность кодификации норм международного права отмечена в Уставе ООН, где говорится, что кодификация норм международного права является одной из важнейших задач сотрудничества между государствами.

В рамках ООН даже создан специальный орган – Комиссия международного права ООН. Комиссия международного права ООН является вспомогательным органом Ассамблеи ООН. Состав и полномочия этой Комиссии определяются Положением о Комиссии, утвержденным Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 21 ноября 1947 г. Согласно Положению целью деятельности Комиссии является содействие прогрессивному развитию международного права, в т. ч. путем его кодификации.

Комиссия состоит из 25 членов, являющихся признанными авторитетами в области международного права, которые должны своим присутствием в Комиссии обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и правовых семей. Члены Комиссии избираются из числа лиц, внесенных в список по рекомендации государств – членов ООН Генеральной Ассамблеей ООН сроком на пять лет.

Основная деятельность Комиссии сводится к выработке проектов международных договоров.

Благодаря деятельности Комиссии были систематизированы многие нормы международного права, в частности касающиеся морского международного права (в 1958 г.), международного дипломатического права (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.), консульского права (Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.) и др.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное право. Ответы на экзаменационные вопросы (И. М. Хужокова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -

Кодификация норм международного права - это официальная систематизация действующих договорных и (или) обычных международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права на специальных международных (дипломатических) конференциях или в рамках международных межправительственных организаций с целью:

а) преобразования обычных международно-правовых норм в договорные международно-правовые нормы и закрепления их в соответствующем международном договоре (договорах);

б) разработки новых международно-правовых норм, необходимость в которых продиктована развитием науки и техники, освоением новых пространств и территорий (космического пространства, Луны, глубоководного района морского дна и др.), расширением интеграции и межгосударственного сотрудничества;

в) ревизии (пересмотра) и уточнения отдельных международно-правовых норм с исключением из правового оборота устаревших норм, не отвечающих современным реалиям (например, взимание контрибуций, отмена каперства и права победителя, неприсвоение захваченной во время войны территории и др.) и заменой их более прогрессивными;

г) четкого, последовательного и ясного изложения международно-правовых норм, исключающего их двоякое толкование;

д) сближения позиций различных групп государств и различных правовых систем в раскрытии юридического содержания уже существующих и вновь разрабатываемых международно-правовых норм;

Такой широкий охват кодификационных целей позволяет утверждать, что кодификация, осуществляемая на официальном уровне субъектами международного права, является нормотворческим процессом, способствует прогрессивному развитию международного права и является средством укрепления международного правопорядка*. А сами кодификационные конвенции по охвату субъектов международного права и по объему правового регулирования являются универсальными, многосторонними договорами большой политико-правовой значимости, открытыми для участия в них наибольшего числа субъектов международного права.

* Подробнее см.: Курс международного права. В 7 т. Т. 1. М., 1989. С. 228-241.

Вполне понятно, что процесс кодификации не может охватить все существующие ныне и действующие обычные международно-правовые нормы, равно как и нельзя заставить все суверенные государства стать участниками кодификационных конвенций. Для государств, не участвующих в кодификационных конвенциях, международно-правовые нормы таких конвенций действуют в качестве обычных международно-правовых норм. Например, СССР долгие годы не был участником Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., однако скрупулезно выполнял все ее положения в качестве обычных международно-правовых норм. Более того, в преамбуле Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. говорится, что "нормы международного обычного права (или обычные международно-правовые нормы. - Г.М.) будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции". Аналогичные правила закреплены и в преамбулах Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.



Международная практика государств, обобщенная Комиссией международного права ООН, привела к тому, что во второй половине XX в. в рамках системы ООН была осуществлена кодификация международно-правовых норм в таких отраслях международного права, как международное морское право, международное космическое право, международное воздушное право, право внешних сношений, право международных договоров, международная защита прав и свобод человека, и др., т.е. в таких отраслях, которые в наибольшей мере способствовали сохранению мира и укреплению международной безопасности, упрочению международного правопорядка и политической стабильности в мире, урегулированию спорных вопросов и расширению межгосударственного сотрудничества по всему спектру международных отношений.

Сущность кодификации и ее влияние на прогрессивное развитие международного права особенно рельефно можно проследить на кодификации международно-правовых норм в области международного морского права как с точки зрения временного интервала кодификации, так и с точки зрения объема проделанной работы.

Столетиями существовавшие обычные международно-правовые нормы на I Конференции ООН по морскому праву (с 24 февраля по 29 апреля 1958 г.) были кодифицированы в четырех Женевских конвенциях – "О территориальном море и прилежащей зоне", "Об открытом море", "О континентальном шельфе", "О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря". Несмотря на проведенную кодификацию, некоторые вопросы так и остались неурегулированными: не был установлен единый лимит ширины территориального моря; не была определена внешняя граница континентального шельфа, поставленная в зависимость от глубины (200 м и далее) и технических возможностей государства по разведке и разработке минеральных ресурсов ("ползучая граница"); в числе четырех свобод открытого моря не были названы свобода научных исследований и другие свободы.



Состоявшаяся в 1960 г. II Конференция ООН по морскому праву закончилась безрезультатно. В 60-х годах с внедрением океанического промыслового рыболовства крупными державами рыбные запасы Мирового океана стали катастрофически уменьшаться, что вызвало крайне отрицательную реакцию молодых развивающихся стран, возникших на обломках бывших колониальных империй. Одновременно были выявлены фантастические запасы железомарганцевых конкреций в глубоководной части дна Мирового океана, начала стремительно развиваться научно-исследовательская деятельность в Мировом океане с применением новейших технических средств и технологий.

В 1968 г. был создан Комитет ООН по морскому дну, который фактически начал подготовку к III Конференции ООН по морскому праву в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1970 г. (2750/XXV).

С 1973 по 1982 г. с участием практически всех государств мира и большинства специализированных учреждений ООН проходила III Конференция ООН по морскому праву, завершившаяся принятием Конвенции ООН по морскому праву, состоящей из 320 статей и 9 приложений, справедливо названной всеобъемлющей Конвенцией. Были не только кодифицированы существовавшие ранее договорные международно-правовые нормы, но и разработаны новые, в том числе целые институты, ранее не существовавшие.

В Конвенции определены внешние границы территориального моря, прилежащей зоны и континентального шельфа, подробно регламентирован режим мирного прохода иностранных судов через территориальное море, раскрыто юридическое содержание новых институтов международного морского права (проливы, используемые для международного судоходства с транзитным проходом через них, государства-архипелаги с правом транзитного прохода через архипелажные воды, исключительная экономическая зона, Международный район морского дна и освоение его ресурсов, защита морской среды, морские научные исследования и др.), разработаны правовые основы создания и деятельности Комиссии по границам континентального шельфа. Международного органа по морскому дну, Международного трибунала по морскому праву, Арбитража и других органов (подробнее см. гл. VI). Проведенная кодификация способствовала прогрессивному развитию международного права и всесторонней деятельности государств в Мировом океане.

международное право

Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация представляет собой процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:

  • 1) установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;
  • 2) изменением или пересмотром устаревших норм;
  • 3) разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;
  • 4) закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Она появилась во второй половине прошлого века и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая выработала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).

Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке.

Несмотря на распространенную практику придания в исключительных случаях обязательной юридической силы актам конференций и совещаний, равно как и резолюциям международных организаций, в теории существует явное нежелание считать вышеуказанные акты источниками международного права.

В целом теоретики международного права считают перечень источников (международные конвенции, международные обычаи, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и, в качестве вспомогательных источников, судебные решения (прецеденты), а также доктринальные учения наиболее видных специалистов в области международного права), перечисленных в ст. 38 Статута Международного суда ООН, приблизительным и неисчерпывающим, но вполне пригодным для изучения и использования в международной практике.

В качестве примера рассмотрим кодификацию норм международного права на примере дипломатического и космического права.

В отношении источников дипломатического права необходимо отметить, что дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на обычаях. В настоящее время дипломатическое право в основном кодифицировано. Основным договорным актом в данной области является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. В 1969 г. Генеральной Ассамблеей ООН была также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 г. на дипломатической конференции в Вене - Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Российская Федерация является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 гг.

Международное космическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулируют деятельность государств по использованию космоса.

Первым документом ООН, содержавшим адресованные государствам рекомендации, касающиеся деятельности в космосе, явилась резолюция 1721 (XIV), единогласно принятая ГА ООН 20 декабря 1961 г. Признав общую заинтересованность человечества в дальнейшем мирном освоении космоса, в налаживании международного сотрудничества в данной области и в направлении его на благо всего человечества, Генеральная Ассамблея приняла рекомендацию о том, чтобы в своей деятельности по исследованию и использованию космоса государства руководствовались следующими принципами:

  • - международное право, включая Устав ООН, распространяется на космическое пространство и небесные тела;
  • - космическое пространство и небесные тела открыты для освоения всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат национальному присвоению.

Важное значение данных положений заключалось, прежде всего, в том, что они подтвердили основополагающий принцип, согласно которому государства обязаны руководствоваться международным правом во всех своих действиях и во всех средах, включая космическое пространство.

Всего через два года после начала работы Комитета ГА ООН получила его первую международно-правовую "продукцию". В результате напряженных переговоров в Комитете и его Юридическом подкомитете был подготовлен и представлен на одобрение ГА ООН проект декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства. Декларация, единогласно принятая ГА ООН 13 декабря 1963 г., сыграла важнейшую роль в становлении международного космического права. Жуков Г.П. 40 лет договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела//Юрист-международник. - 2007. - N 3

На деятельность государств в космосе автоматически распространились основные принципы международного права: запрещение угрозы силой или ее применения, мирное разрешение споров, суверенное равенство и др. Следующим этапом "быстрого правового реагирования" явились резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых особое место заняла Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 г. Ее положения обрели статус общепризнанных обычных норм международного права.

Все это подготовило почву для договорного регулирования, в котором центральное положение занимает Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее - Договор о космосе), закрепивший принципы международного космического права. Еще до этого Московский договор 1963 г. запретил испытания ядерного оружия в космосе.

За этим последовал целый ряд соглашений:

  • - о спасении космонавтов - Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.;
  • - об ответственности за ущерб - Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, 1972 г.;
  • - о регистрации космических объектов - Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.;
  • - о деятельности на небесных телах - Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Россия в этом Соглашении не участвует).

Отдельную группу составляют многочисленные соглашения о научно-техническом сотрудничестве в космосе. Еще одно направление в формировании международного космического права - учреждение международных органов и организаций. ООН создала Комитет по мирному использованию космического пространства с Правовым подкомитетом, в котором, по мнению профессора В.С. Верещагина, происходит основной процесс разработки норм международного космического права. Созданы организации для регулирования космической связи, Международная организация спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Учреждены и региональные организации.

Таким образом, под кодификацией международного права понимается систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права.

Конституция Испании 1978г. устанавливает, что законно заключенные и официально опубликованные в этой стране международные договоры «составляют часть ее внутреннего законодательства». В Конституции, однако не упоминается международный обычай, как одна из категорий источников международного права. В то же время в ходе одного из судебных процессов, состоящихся в этот период в Испании, одна из спорящих сторон указала, что испанский закон, применяемый в данном случае, противоречит международному обычаю.

Как соотносятся упомянутые положения испанского законодательства с п. 1-в ст. 38 Статута Международного Суда ООН?

Статут Международного Суда ООН Статут Международного Суда ООН //http://un.by/ru/documents/statut/gl2text.html в ст. 38 определяет, что:

  • 1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:
    • а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений.

Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений.

Подобно договорным международно-правовым нормам, обычные нормы международного права образуются в два этапа:

  • 1) согласование правила поведения и
  • 2) придание согласованному правилу поведения юридической силы международно-правовой нормы.

Не зависит наличие обычая и от количества признающих его государств: юридически воли государств равнозначны. Поэтому в теории проводят различие между универсальными (признаваемыми большинством субъектов международного права) и локальными (признаваемыми двумя или несколькими субъектами) обычаями.

Принятие того или иного правила в качестве обычной нормы зависит от субъектов международного права и может выражаться в различных формах (юридически значимые действия органов государства, официальные заявления). При этом признание правила поведения обычной нормой может производиться как путем активных действий, так и путем воздержания от действий. Отсутствие возражений государств против каких-либо действий субъектов международного права также может свидетельствовать о признании их правомерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-правовой нормы.



Просмотров