Понятие государственной гражданской должности классификация государственных должностей. Должности государственной гражданской службы. Понятие, классификация и признаки. Должность государственной гражданской службы: понятие, особенности, категории и группы

Понятие и статус должности. Государственная должность. Должность гражданской службы. Классификация должностей гражданской службы (категории и группы)

Должность - категория, присущая служащему, а государственная должность - государственному служащему. Она предоставляется лицу - государственному служащему - для выполнения возложенных на служащего и государственную службу задач [ 31, с.99].

Должность, как одно из государственных установлений, соединяет в себе все основные элементы организационного и правового статуса лица, ее замещающего. Положение государственной должности характеризуют:

Социальный статус (отношения служащего с ниже-, равно-, и вышестоящими лицами);

Организационный статус (должность состоит в структуре государственной организации, органа и составляет первичное звено в них);

Правовой статус: по каждой должности определяются круг полномочий (функций, прав и обязанностей), основные формы и методы их реализации, ответственность за исполнение.

Каждая должность на государственной службе имеет свой правовой статус и форму его выражения.

Правовой статус должности содержит комплекс должностных полномочий - общий для всех должностей (или, по крайней мере, многих) и для данной должности. Правовой статус устанавливается в три этапа:

а) основы правового статуса определяется одновременно с учреждением должности органом учредителем;

б) типовой правовой статус определяется Реестром должностей государственных служащих;

в) индивидуальный правовой статус устанавливается по каждой должности на основе типового соответствующим органом, в котором состоит должность, или его руководителем.

Правовой формой закрепления правового статуса должности является закон, например, Закон о милиции, другие правовые нормативные акты, в которых закреплены, как правило, типовые полномочия по одноименным должностям. Конечным же актом, закрепляющим правовой статус должности, является должностной регламент, который должен быть индивидуальным по каждой должности.

Должности на государственной службе разделяются на виды (группы) по ряду оснований :

а) по видам деятельности в государственных органах и организациях - в государственном аппарате, в администрации государственных предприятий и учреждений, на воинской службе: в свою очередь, в каждой из этих трех сфер государственной деятельности различаются должности тоже по видам, например, в государственном аппарате - должности управленческие, контрольные и т.д.;

б) по масштабам действия - типовые (большинство должностей) и индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в аппарате Администрации Президента РФ);

в) по способам замещения - выборные, назначаемые, конкурсные, замещаемые по зачислению;

г) по замещению в данное время - занятые и вакантные, по признаку взаимоотношений государственных служащих замещаемые ими должности разделяются Законом на пять групп:

Высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

Главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

Ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

Старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

Младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

Используя категории должности, государство определяет место каждого служащего в системе государственной власти, т.е. взаимоотношения замещающего данную должность лица с выше-, ниже-, равностоящими лицами, его положение в организационной структуре органа (организации) и, наконец, полномочия, которыми служащий наделен в соответствии с должностью. Должность, таким образом, выступает организационной формой, определяющей и юридически закрепляющей основное содержание административно-правового статуса государственного служащего.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Должности гражданской службы подразделяются на следующие четыре категории .

Должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

2 Категория. Помощники (советники) - это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

4 Категория. Обеспечивающие специалисты -- это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Таким образом, должность -- это простейший элемент органа государственной власти, первичная и основная клеточка ее организационной структуры. Государственная должность -- это учрежденная в установленном порядке государственным органом (путем принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица и содержащаяся за счет финансовых средств государственного бюджета (сюда включаются заработная плата служащего, занимающего данную должность, ее техническое обеспечение, установленные льготы и гарантии служащих и пр.).

Должности в организациях устанавливаются работодателем самостоятельно с учетом его особенностей и специфики деятельности. Различного рода классификаторы и справочники в этом случае выступают, как правило, лишь ориентиром. Но существуют определенные должности, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами или конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ. Речь идет о государственных должностях РФ и государственных должностях субъектов РФ (далее - государственные должности). Подробнее об этих должностях расскажем в нашей консультации.

Госслужба и государственная гражданская служба

Госслужба в РФ включает в себя (ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ):

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов.

Таким образом, государственная гражданская служба (далее - гражданская служба) - один из видов госслужбы, который регулируется Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Гражданская служба подразделяется на:

  • федеральную гражданскую службу;
  • гражданскую службу субъектов РФ.

Классификация должностей гражданской службы

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

При этом не все категории должностей подразделяются на указанные группы. К примеру, категория «руководитель» не может относиться к старшей или младшей группе, а обеспечивающие специалисты не входят в высшую группу должностей. Подробнее информацию о соответствии категорий и групп должностей гражданской службы представим в виде таблицы:

Кроме того, гражданским служащим по результатам квалификационного экзамена могут присваиваться классные чины (ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Реестры должностей гражданской службы

Должности федеральной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, в виде реестра утверждены Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 .

Реестры должностей гражданской службы субъектов РФ утверждаются соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Так, к примеру, Реестр должностей государственной гражданской службы г. Москвы был утвержден

Должность – часть организационной структуры государственного органа, комплекс обязанностей и прав, закреплённый нормативно-правовыми актами.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждён Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574.

Каждая должность имеет своё название и целевое назначение , а также порядок учреждения , преобразования и ликвидации .

Должность – это место в служебной иерархии, для каждой из них установлен свой порядок замещения и освобождения.

Каждая должность включена в штатное расписание органа – перечень структурных подразделений и должностей в них.

Виды должностей в государственных органах:

- Государственные должности (политико-судебные). Учреждаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ и законами субъектов РФ. Сводный перечень их закреплён в Указ Президента РФ от 11.01.1995 «О государственных должностях РФ». К лицам, их занимающим, как правило, квалификационные требования не применяются (за исключением судей). Лица, замещающие государственные должности госслужащими не являются, как правило замещение происходит на определённый срок, основной способ замещения государственных должностей – избрание .

К ним относятся:

Президент РФ;

Председатели Государственной Думы и Совета Федерации;

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации;

Председатель и члены Правительства РФ;

- Должности государственной службы:

Должности гражданской государственной службы;

Военные должности;

Должности иных видов государственной службы.

- Трудовые должности. Лица, их замещающие, не являются госслужащими, их правовое положение регулируется трудовым правом .

Категории (виды) должностей гражданской государственной службы (п. 2 ст. 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ ):

1. Руководители – замещаемые на определённый срок полномочий или без ограничения срока полномочийдолжности руководителей и их заместителей:

Государственных органов и их структурных подразделений;

Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

Руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений.

2. Помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия в реализации полномочий:

Лиц, замещающим государственные должности;

Руководителей государственных органов;

Руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

Руководителей представительств государственных органов.

Замещаются на срок, ограниченной сроком полномочий своих руководителей.

3. Специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

4. Обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Группыдолжностей гражданской государственной службы (п. 3 ст. 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ ):

- высшие;

- главные;

- ведущие;

- старшие;

Классные чины государственной гражданской службы (ст. 11 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ ):

- Секретарь государственной гражданской службы РФ (субъекта РФ) 1, 2, 3-го класса. Присваивается замещающим должности младшей группы.

- Референт государственной гражданской службы РФ (субъекта РФ) 1, 2, 3-го класса. Присваивается замещающим должности старшей группы.

- Советник государственной гражданской службы РФ (субъекта РФ) 1, 2, 3-го класса. Присваивается замещающим должности ведущей группы.

§ 3. Понятие и классификация государственных должностей

При определении административно-правового статуса государст­венных служащих особо важное значение имеет правильное понима­ние правового значения и классификации государственных должнос­тей государственной службы.

В общем виде под должностью понимается учрежденная в установлен­ном порядке первичная структурная (организационная) единица, отра­жающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта ор­ганизационно-правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т. д.

В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. «Об основах государствен­ной службы Российской Федерации» дано понятие государственной должности в современном ее значении в отличие от всякой другой - негосударственной. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государствен­ной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных ор­ганах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установлен­ным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответст­венностью за исполнение этих обязанностей.

К числу «иных» государственных органов, образуемых в соответст­вии с Конституцией, относятся: Центральный банк России, Совет Без­опасности, Администрация Президента и его полномочные представи­тели, дипломатические представители Российской Федерации в ино­странных государствах и международных организациях, Счетная пала­та, Прокуратура, Аппарат Правительства, должности Уполномоченно­го по правам человека, Председателя, заместителя Председателя, сек­ретаря и члена Центральной избирательной комиссии РФ, занимаю­щего должность на постоянной основе, а также территориальные орга­ны, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

Понятие государственной должности является стержневым, осно­вополагающим для определения не только понятия «государственная служба», но для определения правового положения государственного служащего, порядка прохождения государственной службы (способ за­мещения должности, присвоение квалификационного разряда, пре­кращение государственной службы и т.д.). При этом принципиальное значение имеет установленное Федеральным законом от 31 июля 1995 г. деление государственных должностей государственной службы.

В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государст­венной службе и повышения эффективности кадровой политики в го­сударственном аппарате рядом указов Президента утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы (категории «Б» и «В»), которые считаются соответствующими раздела­ми Реестра государственных должностей государственной службы Рос­сийской Федерации*. Такие перечни учреждены для обеспечения ис­полнения полномочий Президента, членов Совета Федерации, депута­тов Государственной Думы, федерального министра, судей, деятельности Совета Безопасности, федерального органа исполнительной власти и др.


* СЗ РФ. 1996. № 16 Ст. 1833, 1834; 1997. № 36. Ст. 4129; 1998.№5.Ст.571;№14.Ст.1536 ; №49.Ст.6012;1999.№5.Ст.652;№ 10. Ст. 1179;№39.Ст.4591;№51. Ст.6328.

Государственные должности, включенные в Реестр, подразделяют­ся на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

К Реестру приложены перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требова­ния к лицам, замещающим эти должности.

Специализация предусматривает наличие у государственного слу­жащего соответствующего профессионального образования для испол­нения обязанностей по государственной должности государственной службы. Она устанавливается в зависимости от функциональных обя­занностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных ор­ганов.

Квалификационные требования к служащим, замещающим госу­дарственные должности государственной службы, включают сле­дующее.

Во-первых, требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей. Например, гражданам, претендующим на высшие и главные государственные должности го­сударственной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государ­ственной службы или образование, считающееся равноценным, с до­полнительным высшим профессиональным образованием по специа­лизации государственных должностей государственной службы.

Во-вторых, для лиц, замещающих государственные должности фе­деральной государственной службы или претендующих на их замеще­ние, в целях обеспечения их высокого профессионализма, единства предъявляемых к ним квалификационных требований установлены требования по стажу и опыту работы. Эти требования различаются также в зависимости от группы должностей. Например, для замещения ведущих государственных должностей требуется иметь стаж государст­венной службы на должностях, отнесенных к старшим государствен­ным должностям, не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет и профессиональные качества руководителя, необхо­димые для исполнения соответствующих должностных обязанностей.


В-третьих, устанавливаются требования к уровню знаний федераль­ной Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и за­конов субъектов Федерации применительно к исполнению соответст­вующих должностных обязанностей. Кроме того, могут устанавливать­ся и другие требования.



Просмотров