Полиция обязана прибывать на место совершения преступления. Какой срок рассмотрения заявления в полицию? Что делать, если рассмотрение задерживают

Полицейские - блюстители правопорядка и безопасности граждан, поэтому их полномочия весьма обширны. Они вправе задерживать людей, чтобы предотвратить преступление или расследовать уже совершенное. Причины временного ограничения свободы разнообразны: от подтверждения личности гражданина до подозрения в правонарушении. Но сколько могут держать в отделении полиции?

Основания задержания

Время задержания зависит от причин, по которым человека доставили в отделение полиции. Сотрудники МВД обязаны их назвать и указать, на какой срок ограничивают свободу.

По каким основаниям сотрудники полиции могут задержать гражданина:

  • отсутствие удостоверения личности;
  • подозрение в совершении или соучастии в преступлении;
  • наличие решения суда о заключении под стражу;
  • уклонение от исполнения наказания;
  • розыск или побег из-под стражи.

Это наиболее распространенные причины задержания. Полный список оснований содержится в ст. 14 Федерального закона «О полиции».

На всякий случай носите с собой паспорт. Не сможете подтвердить личность - задержат.

Особое внимание хотелось бы заострить на причинах задержания человека, подозреваемого в совершении преступления. Его свободу могут временно , если:

  • поймали с поличным на месте преступления;
  • опознала жертва или очевидцы события;
  • при нем нашли улики со следами крови.

Отметим один нюанс. Сотрудники полиции вправе задерживать только по подозрению в преступлениях, за которые грозит лишение свободы. В остальных случаях ограничивать свободу запрещено.

Порядок задержания

Любое задержание должно проходить по правилам. Сотрудник МВД обязан:

  • назвать свою Ф.И.О и должность;
  • предъявить служебное удостоверение;
  • указать причины и время задержания.

Задержанного привозят в отделение полиции. Его вещи досматривают, составляют опись и вносят информацию в протокол. Копию протокола передают гражданину для ознакомления и подписи. Будьте внимательны - даже если вас уверяют в его формальности, читайте протокол от начала и до конца. Иначе можно запросто подписать признание в совершении преступления.

При задержании внимательно читайте все бумаги и не подписывайте их без адвоката.

Задержанных содержат в специально отведенных помещения, которые должны отвечать всем санитарным нормам. При этом запрещено содержать в одном месте:

  • мужчин и женщин;
  • взрослых и несовершеннолетних;
  • здоровых и страдающих инфекционными заболеваниями.

Им предоставляется питание и обеспечивается место для отдыха.

И хотя человек содержится взаперти, он вправе позвонить семье, адвокату или уведомить начальство о задержании. Если гражданину не исполнилось 18 лет, полицейские обязаны сразу сообщить родителям или опекунам о его задержании.

У задержанного есть право на один телефонный звонок.

Задержание на 48 часов

Многих людей интересует, за что могут задержать на 48 часов. Это возможно только по одной причине - полицейские подозревают гражданина в нарушении закона. У них есть двое суток, чтобы подтвердить свои догадки или отпустить задержанного.

Задержать на 48 часов для выяснения обстоятельств могут и в следующих случаях:

  • преступление совершено во внутренних водах или особой экономической зоне;
  • нарушены таможенные правила;
  • незаконное пересечение границы РФ.

На аналогичный срок задержат человека, который подозревается в административном правонарушении. Но только за которое предусмотрен арест или выдворение из страны.

Если вас подозревают в совершении преступления, то вправе задержать на 48 часов.

Спустя 48 часов события могут развиться по одному из трех сценариев:

  1. суд изберет меру пресечения;
  2. продлят время задержания (только по исключительным основаниям);
  3. гражданина освободят.

Освобожденному человеку выдают справку о нахождении в течение двух суток в полиции. Она пригодится на работе.

С какого момента исчисляется время задержания?

Любой, даже законопослушный гражданин может быть задержан. Такие случаи не редкость. Поэтому важно знать с какого момента исчисляется срок задержания.

И УПК РФ (ст. 10) гласят, что до решения суда никто не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов с момента фактического задержания . Время указывается в протоколе, от него и нужно отсчитывать 48 часов. Даже минутное превышение этого срока - незаконно.

Время задержания отсчитывается с момента фактического ограничения свободы.

В каких случаях задерживают на 3 часа?

Не всегда срок задержания составляет двое суток. В некоторых случаях могут задержать на 3 часа. Например, для выяснения личности. Если гражданин вызвал подозрения у сотрудников полиции, но не смог предъявить документы, то его вправе доставить в отделение.

У полицейских 3 часа, чтобы выяснить личность гражданина и узнать, не находится ли он в розыске или не проходит подозреваемым по уголовному делу. Если за ним водится грешок, то время задержания в полиции увеличится.

Спустя 3 часа задержанного должны отпустить, если:

  • личность подтверждена;
  • подозрения не подтвердились;
  • отсутствуют основания для заключения под стражу;
  • при задержании нарушены требования закона.

Основная причина задержания на 3 часа - подтверждение личности.

На сколько могут задержать в полиции без предъявления обвинения?

Обычно такой срок составляет 48 часов. Но если гражданин подозревается в преступлении, то суд вправе продлить срок ограничения свободы до 72 часов. Максимальный период задержания в полиции - 120 часов.

Если подозрения не подтвердились, то задержанного обязаны отпустить. Возможен и другой вариант - избрание меры пресечения, если есть основания. Например, суд может назначить домашний арест или отпустить под подписку о невыезде.

Задержание могут продлить до 120 часов, но только по решению суда.

Права задержанного

Каждый вправе защищать свои права. Поэтому важно знать, на что имеет право задержанный.

Во-первых, попросите полицейского представиться и показать служебное удостоверение. Узнайте, на каком основании проводится задержание и на какой срок.

Во-вторых, не , даже если не согласны с причинами задержания. Не спорьте и не оскорбляйте сотрудников полиции при исполнении, за это грозит уголовная ответственность по . Никому не хочется платить штраф до 40 тыс. руб.

В-третьих, вы сразу же вправе позвонить адвокату. В отделении вам обязаны выдать копию протокола о задержании.

В-четвертых, никто не может принуждать вас давать показания. Также вы можете доказывать свою невиновность и подавать жалобы на действия сотрудников полиции.

Надеемся, что эти простые правила помогут отстоять ваше право на свободу. Если задержание окажется , сотрудников полиции можно привлечь к ответственности.

Помните, что вы вправе встретиться с адвокатом сразу после задержания.

а) в письменной;

б) в устной;

в) в электронной;

г) во всех перечисленных.

19. В случае передачи заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, сотрудник полиции обязан уведомить об этом заявителя в течение:

а) 3-х часов;

б) 24 часов;

в) 3 суток;

г) не обязан уведомлять.

20. В каком случае и кому полиция обязана выдавать уведомления о приеме и регистрации письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях:

а) заявителям на основании письменных обращений;

б) заявителям на основании личных обращений;

в) вышестоящим должностным лицам полиции, уполномоченным осуществлять ведомственный контроль;

г) прокурорам, которые в соответствии с предоставленными им полномочиями осуществляют надзор за исполнением полицией законов в каждом случае поступления таких заявлений.

21. В какой срок полиция обязана прибывать на место происшествия:

а) не позднее 30 минут после полученного сообщения о происшествии;

б) как можно в самый короткий срок;

в) незамедлительно;

г) немедленно.

22. На полицию возлагается обязанность:

а) оказывать доврачебную помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если такая помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

б) оказывать медицинскую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если такая помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

в) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

г) оказывать неотложную помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

23. На полицию возлагается обязанность:

а) организовывать в соответствии с законодательством Российской Федерации спортивные, зрелищные и иные массовые мероприятия и обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;


б) в соответствии с законодательством Российской Федерации поддерживать организаторов спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий и обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

в) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимую правовую и иную помощь организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий, а также обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

г) оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.

24. При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся массовые мероприятия:

а) принять меры к задержанию и доставить в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции;

б) принудительно провести осмотр с использованием технических средств;

в) не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места.

25. В обязанности полиции не входит розыск:

а) лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

б) лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу;

в) несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

г) лиц, пропавших без вести.

26. На полицию возлагается обязанность:

а) осуществлять розыск лиц без определенного места жительства, либо уклоняющихся от регистрации по месту временного пребывания;

б) осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания не связанного с лишением свободы;

в) осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;

г) осуществлять розыск пропавших животных.

27. Какое полномочие не относится к деятельности полиции:

а) оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима;

б) оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации;

в) оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра;

г) оказывать содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности в соответствии с возложенными на них полномочиями.

Обязана ли полиция оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания?

а) да, в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации;

б) да, в порядке, закрепленном в заключительных положениях Федерального закона «О полиции»;

в) нет, это несвойственная для полиции функция;

г) да, но в порядке, определяемом совместно МВД России и ФСИН России.

29. Сотрудники полиции имеют право беспрепятственно посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан:

а) по предъявлении служебного удостоверения.

б) по предъявлении служебного удостоверения в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;

в) по предъявлении предписания и служебного удостоверения.

30. К правам полиции не относится:

а) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом

б) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений;

в) направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств;

г) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места.

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина .

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 6. Законность

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Статья 8. Открытость и публичность

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

Статья 12. Обязанности полиции

1. На полицию возлагаются следующие обязанности :

1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях , о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях , о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования ;

2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения , место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий , а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также , о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях , о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан , за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан , имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения , место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения , происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

Статья 14. Задержание

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления , а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы , специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы , специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу , в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях :

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение ; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении , о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Полиция - это одна из ключевых структур МВД. Она была включена в систему по Указу Президента от 2011 г. Рассмотрим далее, какие имеет полиция обязанности и права (кратко).

Общие сведения

По своей сути, полиция - это один из госорганов, осуществляющих охрану правопорядка. В РФ эта структура работает на территории всей страны. Чем занимается полиция? Основные виды деятельности этой структуры связаны с защитой интересов и прав граждан, иностранных в том числе, ведением борьбы с преступностью, пресечением нарушений законодательства.

Руководство

Управление полицией, в первую очередь, осуществляет Президент в пределах его компетенции. Руководящие задачи Глава страны реализует через систему МВД. Непосредственное управление осуществляется министром, начальниками региональных и территориальных подразделений ВД. Все служащие, включенные в руководящий аппарат, несут персональную ответственность за реализацию возложенных на них задач.

Сотрудники

Полицейские работают в органах ВД на основании договора. Они получают за это установленное вознаграждение. Стоит сказать, что одной из многочисленных госструктуры в стране считается именно полиция. Обязанности и права сотрудников устанавливаются федеральным законодательством. Свои задачи служащие выполняют вне зависимости от конкретного места работы.

Полиция: обязанности и права (общая характеристика)

Задачи, которые должна решать данная структура, определены в ФЗ № 3. В соответствии с положениями этого Закона составлены должностные инструкции для сотрудников всех видов подразделений. Несомненно, полиция - это важнейший орган в системе исполнительной власти. Эта структура несет ответственность за безопасность в государстве. Выполнение обязанностей всегда связано с высоким риском. Учитывая серьезность работы, сотрудники наделяются достаточно широкими полномочиями. Однако вместе с этим они несут и повышенную ответственность.

Полиция: обязанности сотрудников

Служащие осуществляют:

  1. Прием и регистрацию сообщений и заявлений о происшествиях, административных проступках, преступлениях. Сведения могут поступать в устной, письменной либо электронной форме.
  2. Проверку поступивших сообщений в соответствии с подведомственностью.
  3. Направление сведений в муниципальные и госорганы, организации и должностным лицам о фактах, требующих их незамедлительного реагирования.
  4. Оперативное прибытие на место происшествия, пресечение противоправных действий, устранение угроз безопасности населения.
  5. Фиксирование фактов совершения преступлений/проступков, сохранение следов неправомерных деяний.
  6. Оказание первой помощи потерпевшим, а также субъектам, которые находятся в беспомощном положении.

Профилактические мероприятия

Рассматривая задачи, которые выполняет полиция, основные права и обязанности сотрудников, следует отметить, что законодательство предписывает:

  1. Участие в предупреждении безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
  2. Пропагандировать правовые знания.

Для реализации этих задач сотрудники имеют право посещать проблемные семьи для ведения профилактических бесед.

Охрана правопорядка

Сотрудники органов ВД должны обеспечивать:

  1. Вместе с представителями исполнительных структур регионов, муниципалитетов безопасность при организации и проведении митингов, собраний, шествий, демонстраций и иных публичных мероприятий.
  2. Охрану порядка на площадях, стадионах, улицах, в парках, скверах, аэропортах, вокзалах, на магистралях и в прочих общественных местах.

Для реализации этих задач полицейские наделяются правом задерживать лиц, нарушающих порядок, совершающих преступления, причиняющие ущерб имуществу и интересам других граждан.

Уголовная сфера

Первым из органов, в который поступают сообщения о преступлениях, является полиция. Основные функции этой структуры в сфере уголовного производства сводятся:

  1. К возбуждению дел в соответствии с подследственностью, определенной законодательством.
  2. Осуществлению дознания, если предварительное следствие не является обязательным.
  3. Производству неотложных действий.
  4. Исполнению решений судов, письменных поручений от органов следствия/дознания, их руководителей.
  5. Выполнению оперативно-розыскных мероприятий.
  6. Задержанию субъектов, обвиняемых, подозреваемых в деяниях.
  7. Оказанию содействия в выполнении прочих следственных мероприятий.
  8. Осуществлению действий для выявления, предотвращения, пресечения, раскрытия преступных деяний, обеспечения безопасности.

Розыск граждан

В правоохранительные органы поступает информация не только о преступлениях. Сведения о лицах, местоположение которых не установлено (неизвестно), нарушающих нормы законодательства, также принимает полиция. Обязанности сотрудников включают в себя розыск лиц:

  1. Совершивших уголовное деяние или подозреваемых в этом.
  2. Скрывающихся от суда, органов дознания/следствия.
  3. Не достигших 18 лет, самовольно покинувших семьи или специализированные учреждения, закрытого типа в том числе.
  4. Уклоняющихся от исполнения принудительных медицинских или воспитательных мер, определенных судебным решением.
  5. Пропавших без вести.
  6. Уклоняющихся от принудительного помещения в медучреждение в связи с психическим расстройством.

Кроме этого, сотрудники ОВД осуществляют поиск похищенного имущества, определяют перечень материальных ценностей для конфискации. Для выполнения этих задач служащие вправе запрашивать сведения из организаций, учреждений и других подразделений.

Предписания УИК

Сотрудники полиции участвуют в обеспечении безопасности и общественного порядка в случае введения особых условий в исправительных учреждениях. Служащие должны информировать администрацию соответствующих заведений о продлении сроков возвращения осужденных, если оно производится по 97-й статье УИК. В обязанности полицейских также входят:

  1. Содержание, охрана, конвоирование заключенных под стражу/задержанных граждан, помещенных в ИВС, подозреваемых/обвиняемых в преступлениях, а также подвергнутых административному наказанию в форме ареста.
  2. Сопровождение лиц, находящихся в изоляторах, для участия в судебном разбирательстве либо следственных мероприятиях. В ходе производства указанных процессуальных действий служащие должны охранять этих граждан.

Безопасность на дорогах

В обязанности полицейских входит:

  1. Контроль соблюдения стандартов, правил, технических предписаний, норм, прочих требований ПДД.
  2. Регулирование движения на автотрассах.
  3. Оформление документов о ДТП.
  4. Ведение госучета показателей безопасности на дорогах.
  5. Прием экзаменов на получение права управления ТС.
  6. Сопровождение транспорта по основаниям и в порядке, установленным Правительством.
  7. Согласование маршрутов крупногабаритных ТС. В установленных в законодательстве случаях данная обязанность распространяется и в отношении тяжеловесного транспорта.

Оборот оружия

Граждане и организации, в соответствии с законодательством, могут приобретать оружие. При этом нормы предписывают иметь специальное разрешение. Выдачей лицензий занимается полиция. Это обусловлено необходимостью обеспечения контроля оборота оружия, защиты интересов и имущества юридических и физлиц. Правоохранительные органы также выдают разрешения на:

  1. Коллекционирование или экспонирование спецсредств, их элементов и патронов.
  2. Хранение, ношение оружия, наградного и полученного во временное использование в том числе, ввоз его в Россию.
  3. Ведение частной сыскной/детективной деятельности. При этом организации, получившие лицензии, проходят периодические проверки.

Кроме этого, сотрудники полиции производят контрольные отстрелы, изымают, уничтожают конфискованные и добровольно сданные спецсредства, боеприпасы, патроны, взрывные устройства, взрывчатые вещества. Служащие также обеспечивают надзор за оборотом психотропных соединений и наркотических веществ, выявляют лиц, употребляющих, сбывающих и приобретающих их.

Дополнительно

Сотрудники полиции ведут надзор за выполнением лицами, отбывшими уголовное наказание, запретов и ограничений, предусмотренных для них федеральным законодательством. Кроме этого, служащие контролируют поведение граждан, на которые наложены санкции, не связанные с тюремным заключением. На полицию возлагаются обязанности по обеспечению защиты свидетелей, потерпевших и прочих участников уголовного производства. К последним, в частности, относятся судьи, прокуроры, следователи, служащие контролирующих и правоохранительных структур.

1) в письменной;

2) в устной;

3) в электронной;

4) во всех перечисленных.

10. Сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию:

1) его право на юридическую помощь, на услуги переводчика;

2) право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания;

3) право на отказ от дачи объяснения;

4) все выше перечисленное.

11. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат:

1) бессрочному хранению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей;

3) данный вопрос законом не регламентируется.

В каком случае сотрудник полиции имеет право применять оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения?

1) если водитель совершил дорожно-транспортное происшествие и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции;

2) если управляющее лицо грубо нарушило правила дорожного движения, создает опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции;

3) если водитель отказывается выполнить требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

4) если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан.

Кто из перечисленных лиц не включен в перечень лиц, против которых запрещено применять огнестрельное оружие?

1) женщины;

2) несовершеннолетние;

3) лица с явными признаками алкогольного либо наркотического опьянения;

4) лица с явными признаками инвалидности;

5) все вышеуказанные варианты верны.

Чем отличается несовершеннолетнее лицо от малолетнего?

1) малолетними признаются лица в возрасте до 14 лет, а несовершеннолетними – в возрасте от 14 до 18 лет;

2) никаких принципиальных различий меду понятиями нет;

3) малолетними признаются лица в возрасте до 16 лет, а несовершеннолетними – в возрасте от 16 до 18 лет.



15. Для гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, устанавливается испытание на срок:

1) от 3-х до 6-ти месяцев;

2) от 3-х месяцев до 1 года;

3) от 1 –го до 6-ти месяцев

16. На гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит:

1) в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции;

2) в письменном обязательстве руководителя органа внутренних дел, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции;

3) в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел и руководителя органа внутренних дел, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции.

17. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из:

1) 15 судей;

2) 19 судей;

3) 21 судьи;

4) 23 судей.

18. Федеральное Собрание это:

1) законодательный орган Российской Федерации;

2) представительный орган;

3) федеральный парламент Российской Федерации;

4) парламент Российской Федерации - представительный и законодательный орган Российской Федерации.

Каким правом не обладают граждане Российской Федерации?

1) правом иметь гражданство иностранного государства;

2) правом обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации;

3) правом законодательной инициативы;

4) правом свободно распространять свои религиозные убеждения.

Каким образом народ осуществляет свою власть?

1) непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

2) через органы государственной власти;

3) через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Правовая подготовка

Билет № 4

1. Президент Российской Федерации является:

1) главой государства;

2) главой государства и высшим должностным лицом;

3) высшим должностным лицом;

4) высшим должностным лицом и Председателем Правительства Российской Федерации

2. В каких случаях допускается проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц:

1) в случаях, установленных федеральным законом;

2) на основании постановления прокурора;

3) для пресечения административного правонарушения.

3. Органы местного самоуправления:

1) являются низовым уровнем в вертикали органов государственной власти;

2) не входят в систему органов государственной власти.

4. Перечислите виды судебного производства:

1) конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное;

2) конституционное, гражданское, административное, уголовное;

3) конституционное, гражданское, административное, уголовное, надзорное.

5. Сколько разделов, глав и статей содержит Конституция Российской Федерации:

1) 2 раздела, 7 глав, 135 статей;

2) 2 раздела, 9 глав, 137 статей;

3) 3 раздела, 9 глав, 140 статей.

6. Назовите дату принятия Конституции Российской Федерации:

7. Недоверие Правительству Российской Федерации может выразить:

1. Совет Федерации;

2) Государственная Дума;

3) Президент Российской Федерации.

8. В систему органов государственной власти по горизонтали входят:

1) административные органы, законодательные органы, исполнительные органы;

2) законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;

3) исполнительные органы, судебные органы, надзорные органы;

4) административные органы, законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы, надзорные органы.

9. Сколько представителей от каждого субъекта Российской Федерации входит в состав Совета Федерации:

2) два;

10. Президент Российской Федерации отрешается от должности:

1) Верховным Судом Российской Федерации;

2) Государственной Думой Российской Федерации;

3) Федеральным Собранием Российской Федерации;

4) Советом Федерации.

11. Полиция является:

1) единой централизованной системой представительного органа государственной власти в сфере органов внутренних дел;

2) составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

3) основной частью системы органа власти и осуществляет работу служб и подразделений органов внутренних дел.

12. Сотрудники полиции имеют право доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных:

1) в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

2) в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

3) в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

4) все вышеперечисленное .



Просмотров