Подсудность хозяйственных споров. Доклад: Понятие и виды экономических споров. Подведомственность и подсудность. Правила определения территориальной подсудности

Понятие и виды эконом. споров. Подведомственность и подсудность

Споры и разногласия между участниками горизонтальных отношений могут решаться как в судебном так и в несудебном порядке.

Несудебный порядок – путь переговоров, компромиссов.

Обязательный досудебный порядок установлен на уровне федерального закона п.3 ст.4 Арбитражно –процессуального кодекса

Это споры

по перевозкам ж,дорог, морским и авто транспортом,

по пересылкам почтовых отправлений и услугам связи,

требования об изменении и расторжении договора ст.452 ГК.

Досудебный порядок обязателен в случае, когда он предусмотрен договором.

Подвеломственность (ст. 11 ГК):

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Органы, рассматривающие экономические споры. Особенности рассмотрения споров с иностранным элементом

Возникающие споры между участниками гражданских правоотношений могут быть урегулированы в судебном и в несудебном (путем компромиссного обсуждения) порядке.

Основными правовыми источниками в данной области права являются Арбитражный Процессуальный кодекс РФ (АПК РФ), ФКЗ “Об арбитражных судах РФ”, Временное положение о третейских судах, Закон “О международном экономическом арбитраже” и др.

Рассмотрением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды:

а) суды общей юрисдикции

б) Конституционный суд

в) Арбитражный суд.

Арбитражный суд - орган, рассматривающий споры в сфере экономики и предпринимательства.

В его задачи входит:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан;

2) содействие уркеплению законности;

3) содействие предупреждению правонарушений.

ст. 22 АПК РФ - Подведомственность (какие дела какой суд рассматривает) и подсудность (какой суд по первой инстанции рассматривает дело).

Критерии для определения подведомственности:

а) субъективный (кто является субъектами споров);

б) характер спора

Критерии определения подсудности:

а) уровень арбитражного суда

б) территория.

Виды подсудности:

а) родовая (объект и субъект спора);

б) территориальная:

Общая (иск предъявляется по месту нахождения ответчика);

Альтернативная (истец определяет гдже подать иск - в случае нескольких ответчиков по месту нахождения любого из них; если местонахождение ответчика неизвестно, то месту нахождения имущества или по последнему метонахождению ответчика; по месут заключения договора)

Исключительная (иски по праву собственности на недвижимость по месту ее размещения, перевозчику по местонхождению транспортной организации, иски гос. органов в субъектах РФ)

По связи дел (если из иска вытекает другой иск, то он рассматривается в том же суде);

Спор о банкротстве (по месту должника);

Договорная (по соглашению сторон определяется место рассмотрения спора).

Система арбитражных судов

1. Арбитражные суды субъектов РФ - рассматривают дщела в первой инстанции и аппеляционные жалобы по рещшениям суда, не вступившим в законную силу.

2. Арбитражные суда федеральных округов (10 штук) - рассматривают кассационные жалобы по решениям, вступившим в законную силу. Для рассмотрения споров в округах образуется две комиссии.

3. Высший Арбитражный суд РФ - высший орган по рассмотрению экономических споров; осуществляет надзор и дает разъяснения по вопросамсудебной практики; рассматривает дела о при знаниии недействительными актов Президента, Правительства, Совета Федерации, ГосДумы; рассматривает споры между субъектами РФ.

Для этого существует две коллегии: одна - для рассмотрения споров, возникающих из гражданских правоотношений, другая - ... из административных правоотоношений.

Существует также специальный надзорный орган - Президиум.

Важнейшие дела арбитражных судов отнесены к работе Пленума. Он также занимается вопросами изучения и обобщения практики применения законов. Постановления Пленума обязательны для применения судами.

Участниками споров могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане-предприниматели, международные организации, а также лица без гражданства.

В п.2 ст. 22 АПК РФ дается перечень видов споров:

О разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом;

О изменении условий или расторжении договоров;

О неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.

Арбитражные суды обладают специальной подведомственностью.

Суды общей юрисдикции

Им подведомственны все дела, кроме тех, которыми занимаются арбитражные суды.

Они рассматривают споры:

а) возникающие из гражданских правоотношений, где одной из сторон выступает физическое лицо (потребительские отношения);

б) возникающих из трудовых отношений - между работодателем (организацией) и работником (физическим лицом)

в) возникающие из административных правоотношений в случаях, когда граждане оспаривают в судебном порядке действия организаций, нарушающих их права и свободы

г) споры с участием иностранных организаций, аппатридов, есл международным договором эти дела отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции.

В систему судов общей юрисдикции входят:

а) районные суды;

б) Верховные суды республик (субъектов РФ);

в) Верховный суд РФ

а также военные суды.

Третейские суды

Это особый правовой институт; не является органом судебной власти; осуществляет рассмотрение споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, во внутренних правоотношениях, вытекающих только из гражданских правоотношений (о имущественных потребностях).

Их деятельность регулируется Временным положением о третейских судах.

Существует два вида третейских судов:

1) Эд хок - рассмотрение какого-то одного конкретного спора (пример, спор о банковской операции)

2) постоянно действующие суды - часто создаются при Торговой палате, ассоциациях, финансово-промышленных группах; не являются юридическим лицом, хотя могут существовать в виде автономной некоммерческой организации.

Спор может быть рассмотрен третейским судом только при наличии письменного соглашения всех сторон спора.

Деятельность третейского суда регулируется Уставом и Регламентом:

а) спорящие стороны сами выбирают суде; каждая сторона назначает своего судью, последние выбирают 3-го - председателя (по соглашению сторон им может быть одна из сторон)

б) стороны предоставляют доказательства; от них зависит обоснованность их требований.

в) решение третейского суда подлежит добровольному исполнению немедленно или в порядке и сроке, указанных в решении.

Можно принудить к исполнению решения, для этого необходимо обратиться с заявлением о выдаче листа о принудительном исполнениии в арбитражный суд непозднее чем за 1 месяц до исполнения.

Арбитражный суд может отказать в выдаче листа, если не было достигнуто соглашение сторон, была нарушена процедура рассмотрения спора третейским судом, спор возник в сфере, неподведомственной третейскому суду.

Международный экономический арбитраж

Это третейские суды, рассматривающие внешне-экономические споры.

Существуют следующие международные экономич. арбитражи:

1) Лондонский международный третейский суд;

2) Международный арбитражный суд медждународной торговой палаты в Париже;

3) Арбитражный институт торговой палаты в Стокгольме;

4) Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате РФ.

Если решения таких судов не выполняются добровольно, то их исполнение возланается на гос. суды в порядке, предусмотренном Конвенцией “О признании и приведении в исполнение решений”.

Часто при рассмотрении споров по предпринимательским действиям в суде действует прокурорский надзор.

Протест против решений любых судов могут податьгенеральный прокурор и председатель Высшего арбитражного суда; их замы - против всех, кроме решений Высшего Арбитражного суда.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru

1)Признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права

2)Признание оспоримой сделки недействительной

3)Признания недействительными акта гос.органа или органа местного самоуправления

4)Самозащиты права (способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения).

5)Возмещения убытков и взыскания неустойки

6)Компенсации морального вреда Перечисление наиболее общих и часто применяемых способов защиты прав, во-первых, ориентирует участников оборота на выбор наиболее оптимального для них способа защиты прав, во-вторых, препятствует в использовании защитных конструкций не только ошибочных, но и противоречащих гражданскому законодательству, его общим началам и смыслу.

Универсальный способ защиты гражданских прав закрепляет ст. 15 ГК РФ, посвященная возмещению убытков. При этом возмещение убытков по смыслу данной статьи обоснованно рассматривается как форма гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия. То же можно сказать о ст. 16 ГК РФ, предусматривающей возмещение убытков лишь за неправомерные действия государственных органов. Однако в современном гражданском обороте существуют случаи, когда закон устанавливает возможность компенсации имущественных потерь, причиненных не правонарушениями, а правомерными действиями (например, изъятие имущества для государственных нужд, правомерный односторонний отказ от договора и т.п.). Для таких случаев механизм возмещения убытков, установленный ст. 15 ГК РФ, не должен применяться. В то же время общих норм, устанавливающих механизм определения размера возмещения в случаях, когда имущественные потери причинены правомерными действиями, ГК РФ не содержит. Эта проблема также требует законодательного решении.

20. Подведомственность и подсудность экономических споров.

Экономический спор – спор, возникающий из гражданских и иных правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных законом, – другими организациями и гражданами. В соответствии с Арбитражно-процессуальным кодексом РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. В ведении арбитражных судов находятся:

1)оспаривание нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) оспаривание ненормативных актов не только государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, но и органов государственной власти; решений не только этих органов, но и должностных лиц, в том числе их действия или бездействие; 3)дела об административных правонарушениях, в том числе дела о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, рассмотрение которых в соответствии с КоАП РФ отнесено к подведомственности арбитражных судов. В частности, арбитражный суд привлекает к административной ответственности:

4) за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или лицензии;

5)за незаконное использование товарного знака;

6)за фиктивное, преднамеренное банкротство;

7)за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, требований по обеспечению единства измерений. Суды общей юрисдикции рассматривают дела по защите прав и интересов предпринимателей в случае, если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или если хотя бы одной из сторон спора является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя. Правовым основанием для рассмотрения (возбуждения) дел в арбитражном суде является исковое заявление.

Как, в частности, и гражданский, предполагает установление подведомственности и подсудности различных споров. Только при условии корректного решения данной задачи дело может быть рассмотрено судебным учреждением по существу. В чем заключаются основные критерии определения подведомственности и подсудности конкретно в арбитражах? В каких случаях на их установление может повлиять позиция сторон спора?

В чем заключается специфика подведомственности арбитражей?

Подведомственность, подсудность арбитражного суда регулируются положениями АПК РФ. Первый термин обозначает разграничение установленных законодательством компетенций между КС РФ, арбитражами, а также учреждениями общей юрисдикции. То есть тот или иной суд вправе рассматривать только те дела, которые подведомственны ему исходя из действующих норм права. Что касается арбитражей, их компетенция ограничивается главным образом рассмотрением хозяйственных споров между предприятиями.

Таким образом, основной критерий подведомственности тех или иных дел арбитражу — характер правоотношений. В данном случае речь идет об экономических спорах. Есть еще один важный критерий подведомственности арбитражей — субъектный состав правоотношений. Рассмотрим его специфику подробнее.

Субъектный состав правоотношений как критерий подведомственности: нюансы

В соответствии с положениями АПК РФ, арбитражи рассматривают хозяйственные споры, в которых могут участвовать следующие субъекты:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели;

В предусмотренных законом случаях — физлица, не зарегистрированные как ИП;

Органы власти, а также учреждения, не обладающие статусом юрлица.

С учетом характера правоотношений, а также рассматриваемого критерия арбитражи, таким образом, могут разрешать экономические споры в сфере:

Гражданских правоотношений;

Административных правоотношений.

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам могут попадать, таким образом, под юрисдикцию административного права. В данной сфере правоотношений арбитражи вправе рассматривать дела, которые связаны:

С оспариванием нормативных актов, которые нарушают права и интересы хозяйствующего субъекта;

Оспариванием ненормативных актов органов власти;

Административными правонарушениями, в случае если их рассмотрение находится в компетенции арбитражного учреждения.

Есть ряд нюансов, характеризующих подведомственность дел в соответствующих правоотношениях.

Подведомственность дел в арбитражах: нюансы

Так, на практике значительная часть споров, которые находятся в подведомственности соответствующих учреждений (их подсудность арбитражного суда также касается), связана с оспариванием решений и постановлений различных контролирующих органов власти. При этом оспариваться также могут правовые акты, изданные конкретными должностными лицами. В числе иных споров, разрешение которых находится в компетенции арбитражей:

Иски о банкротстве;

Споры об учреждении, реорганизации, а также ликвидации фирм;

Споры о регистрации предприятий;

Споры между владельцами ценных бумаг и хозяйственными обществами;

Дела, связанные с защитой предприятием своей деловой репутации.

Безусловно, в соответствии с законодательством РФ могут возникать иные условия подведомственности дел (виды подсудности) арбитражным судам. В некоторых случаях рассматриваемые учреждения вправе разрешать также Но в этом случае учитываются:

Характер и сущность предмета разногласий сторон правоотношений;

Особенности осуществления предприятием экономической деятельности;

Основания для возникновения правоотношения между сторонами спора;

Особенности организационно-правовой формы предприятия.

Весьма распространено обращение хозяйствующих субъектов в арбитражи при разрешении споров, связанных с неисполнением контрагентами фирм договорных обязательств.

Таким образом, основная сфера компетенции арбитражей — рассмотрение:

Гражданских споров — в рамках правоотношений, которые регулируются прежде всего нормами ГК РФ;

Дел, имеющих отношение к коммерческой или иной хозяйственной деятельности (по спорам, возникающим при выполнении сторонами условий контрактов, осуществлении поставок, перечислении компенсации за те или иные товары и услуги).

Сторонами споров, находящимися в подведомственности арбитражей, чаще всего становятся граждане, зарегистрированные как ИП, владельцы бизнесов, хозяйственные общества. В ряде случаев сторонами споров могут становиться государственные и муниципальные органы власти. При участии арбитражей возможно разрешение споров и в области административных правоотношений, если таковые имеют преимущественно экономический характер.

Подведомственность — это важнейшее условие рассмотрения того или иного дела арбитражным судом. Только в тех случаях, когда судебный спор имеет определенные характеристики, он рассматривается арбитражным учреждением.

В первую очередь во внимание принимается характер правоотношения, в данном случае он должен быть экономическим. Если это не так, то дело может быть отнесено к компетенции

Значение имеет также и правовой статус сторон спора. Если они не являются коммерческими организациями, то дело также может быть подведомственным суду общей юрисдикции. Безусловно, законодательство России может устанавливать исключения из указанных правил.

Наряду с подведомственностью значимую роль в разрешении экономических споров играет подсудность арбитражного суда. Рассмотрим ее специфику подробнее.

В чем заключается специфика подсудности в арбитражном процессе

Подсудность арбитражного суда — это порядок отнесения конкретного дела к компетенции определенного учреждения, исходя из различных его характеристик. Подсудность в арбитражном процессе классифицируется на 2 основные разновидности:

Родовую;

Территориальную.

Рассмотрим, что они представляют собой.

Родовая подсудность

Родовая подсудность дел арбитражным судам предполагает разграничение компетенций по рассмотрению тех или иных дел между учреждениями, находящимися на различных уровнях судебной системы.

Так, в соответствии с нормами АПК РФ споры на уровне первой инстанции рассматриваются арбитражными судами субъектов РФ. Подобным образом определяется, к примеру, подсудность Арбитражного Санкт-Петербурга. В свою очередь, значительный объем дел находится в компетенции ВС РФ (в 2014 году в его компетенцию перешли дела ВАС РФ в результате судебной реформы), а именно:

Вопросы об оспаривании нормативных актов, подписанных президентом России, изданных правительством, федеральными ведомствами, если соответствующие НПА затрагивают права и интересы хозяйствующего субъекта;

Вопросы об оспаривании ненормативных правовых актов, изданных органами власти, экономические споры между федеральными и региональными органами власти, между субъектами РФ.

Рассмотрим теперь, что представляет собой территориальная подсудность арбитражных судов.

Территориальная подсудность

Данный термин соответствует совокупности арбитражно-процессуальных норм, устанавливающих критерии разграничения компетенции тех или иных учреждений, которые находятся на одном уровне судебной системы. То есть определяется подсудность дел арбитражным судам конкретных субъектов РФ. Все они имеют одинаковый правовой статус. Подсудность арбитражного суда Москвы определяется исходя из тех же критериев, на основании которых аналогичные компетенции устанавливаются в отношении учреждений, которые осуществляют деятельность в любом другом регионе РФ.

Виды территориальной подсудности

В соответствии с АПК РФ территориальная подсудность классифицируется на несколько разновидностей:

Альтернативную;

Договорную;

Исключительную.

Изучим особенности каждой из них подробнее.

Общая территориальная подсудность

Нормы, определяющие рассматриваемый вид территориальной подсудности, предполагают направление арбитражных исков по месту регистрации или проживания ответчика. Либо в соответствии с учредительными документами юридического лица, если оно выступает стороной спора. В свою очередь, подсудность дел арбитражным судам в случае, если одним из субъектов правоотношений является гражданин, может определяться исходя из основного места проживания ответчика.

Альтернативная подсудность

Нормы права, определяющие соответствующий вид территориальной подсудности, предполагают возможность выбора конкретного учреждения, рассматривающего спор, непосредственно истцом. Например, если он точно не знает место регистрации или проживания, то иск может быть направлен по месту расположения принадлежащего ему имущества.

Если в деле несколько ответчиков, то заявление в этом случае направляется в арбитраж по месту регистрации или проживания любого из них. В случае если ответчик находится за границей, альтернативная территориальная подсудность арбитражных судов предполагает направление иска в учреждение по месту нахождения имущества стороны спора.

В случае если предмет разногласий — исполнение договора, то заявление может быть передано в арбитраж по месту реализации контракта. Если сторона спора — филиал организации, который расположен вне места регистрации юридического лица, то иск может быть подан в суд, отвечающий за рассмотрение дел на соответствующей территории.

Договорная подсудность

Договорная подсудность арбитражного суда предполагает возможность изменения критериев, определенных для территориальной или же альтернативной подсудностей в соответствии с соглашением сторон спора. Важно, чтобы данная договоренность была достигнута до того, как арбитраж примет иск к производству.

Исключительная подсудность

Еще одна разновидность территориальной подсудности — исключительная. Она предполагает рассмотрение дела определенной арбитражной инстанцией.

Например, если предмет спора — недвижимость, то истец направляет заявление в суд по месту регистрации здания. (подсудности) в случае, если предмет заявления — объекты в виде судов, воздушных транспортных средств, космических объектов, осуществляется исходя из места государственной регистрации соответствующих объектов.

Если предмет иска — разногласия по договору перевозки, то он направляется в арбитраж по месту регистрации перевозчика. Если обращение в суд осуществляется по вопросам банкротства, то заявление должно быть направлено в суд по месту регистрации должника. Если речь идет об установлении значимых фактов, то подсудность споров арбитражному суду в данном случае определяется исходя из места регистрации или жительства заявителя либо, если предмет спора — имущество, по месту нахождения здания.

Если обращение в арбитраж осуществляется в целях оспаривания действий службы судебных приставов, то заявление подается в учреждение по месту нахождения представителя данного ведомства, который вынес спорные решения либо осуществил неправомерные, по мнению истца, действия.

В случае если стороны спора — российские фирмы, которые ведут бизнес за рубежом, правила подсудности в арбитражном суде предполагают подачу иска в арбитраж по месту регистрации в России.

Если речь идет об оспаривании решения, вынесенного третейским судом, а также выдаче исполнительного листа по соответствующему делу, иск подается в арбитраж в регионе, на территории которого был рассмотрен спор.

Если речь идет о подаче заявления об исполнении решения зарубежных судов, соответствующий документ направляется по месту регистрации или жительства должника или же по месту расположения его имущества.

Итак, мы рассмотрели основные виды подсудности дел арбитражным судам. Рассмотрим теперь ряд нюансов, характеризующий работу арбитражных учреждений при решении задач, находящихся в их компетенции. Так, полезно будет изучить, каким образом определяется подсудность при связанных делах.

Подсудность при связанных делах

Ситуация, при которой появляется необходимость в решении соответствующей задачи, возможна, если, например, в рамках спора подается встречный иск. Вне зависимости от того, насколько очевидна его подсудность, рассматриваться он должен в том же арбитраже, что и первоначальное заявление. В случае если иск подает третье лицо, в соответствии с положениями АПК РФ он должн быть направлен именно в тот суд, который рассматривает конкретный спор.

Подсудность при передаче дел

Еще один примечательный аспект арбитражного процесса — передача дела по подсудности. Арбитражный суд, рассматривая тот или иной спор, может, таким образом, направить его в другое учреждение в предусмотренных законом случаях. Любое дело, которое принято арбитражем к производству, должно изучаться по существу, даже с учетом возможности его передачи другому суду. Передача спора от одного арбитража другому, который находится с ним на одном уровне, осуществляется, если:

Сторона, являющаяся ответчиком, заявит ходатайство о передаче спора в арбитраж по месту жительства или регистрации, если они не были известны заранее;

Обе стороны спора направили в арбитраж ходатайство о рассмотрении возникшего спора по месту нахождения основных доказательств;

Выяснилось, что арбитраж принял дело к производству с нарушениями правил, определяющих подсудность арбитражных судов РФ;

Одна из сторон в рамках спора — арбитраж, который должен рассматривать дело по умолчанию, исходя из критериев установления его подсудности;

Осуществлен отвод судей либо есть иные причины, которые обусловливают отсутствие возможности для формирования состава арбитража в целях рассмотрения конкретного спора.

В случае если осуществляется передача тех или иных дел из одного арбитража в другой, судом выносится соответствующее определение. По закону недопустимо возникновение споров между соответствующими учреждениями о подсудности дел.

Резюме

Итак, мы изучили сущность подведомственности и подсудности в арбитражном процессе. Первый термин соответствует совокупности тех критериев, которые устанавливают, что то или иное дело должно рассматриваться именно в рамках арбитражного процесса. Основные споры, разрешение которых находится в компетенции арбитражей, — хозяйственные.

В общем случае сторонами дела в арбитражном процессе становятся коммерческие предприятия. Но в предусмотренных законом случаях таковыми могут быть граждане, органы власти. В случае если подведомственность спора установлена, необходимо определить его подсудность. Данные понятия, следовательно, во многих случаях рассматриваются в одном контексте. Необходимо, таким образом, определив подведомственность, впоследствии установить критерии отнесения дела к компетенции конкретного арбитражного учреждения.

Основные виды подсудности дел арбитражным судам — родовая и территориальная (которая, в свою очередь, может быть классифицирована еще на несколько дополнительных категорий). В первом случае распределение компетенций арбитражей осуществляется с учетом того, что суды могут осуществлять деятельность на 2 уровнях — региональном и федеральном. Для того или иного спора может быть установлена, к примеру, подсудность Московского арбитражного суда или другого, который осуществляет деятельность как арбитражное учреждение субъекта РФ. В свою очередь, определенные категории споров могут рассматриваться только Верховным судом.

Территориальная подсудность может устанавливаться с учетом большого количества критериев, таких как, например, наличие договоренности между сторонами, действие конкретных норм права, которые обязывают участников арбитражного процесса определять подсудность исходя из конкретных критериев. Возможна передача дела из одного арбитражного учреждения в другое в предусмотренных законом случаях.

Существуют нюансы, характеризующие определение подсудности в рамках споров, по которым появляются встречные иски или же заявления от третьих лиц. Вопросы подсудности не должны предполагать возникновения споров между разными арбитражами касательно рассмотрения тех или иных дел. Основной источник права, на который суды обязаны ориентироваться при согласовании подобных коммуникаций, — АПК РФ. Данный кодекс также регулирует и вопросы подведомственности тех или иных дел арбитражным судам.

Отличие подсудности от подведомственности состоит в том, что если вторая отграничивает компетенцию в сфере разрешения споров хозяйственных судов от дру­гих государственных органов, то подсудность проводит грань между разными хозяйственными судами.

До принятия Закона от 21 июня 2001 г. 2539-111 подсудность арбитражных судов делилась на два вида:

1) родовую;

2) территориальную.

Родовая разграничивала подсудность между Высшим арбитражным судом и всеми нижестоящими арбитраж­ными судами. В основе ее лежал предмет спора и уча­ствующие в нем субъекты. Это было разграничение под­судности, так сказать, по вертикали.

К ведению Высшего арбитражного суда относились споры:

1) когда одной из сторон являлся высший или цент­ральный орган исполнительной власти, Национальный банк Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, или Совет Министров ее, областные, Киевская, Севастопольская государственные администрации;

2) если материалы дела содержали государственную тайну;

3) дела, прямо отнесенные к его подсудности законами Украины, международными договорами.

Отдельно оговаривалось, что Высший арбитражный суд вправе принять к своему производству любое дело из любого нижестоящего арбитражного суда.


Закон от 21 июня 2001 г. № 2539-111 внес серьезные изменения в ранее существующее положение о подсуд­ности в системе хозяйственных судов.

Ст. 13 ХПК буквально сформулирована следующим образом: «Местные хозяйственные суды рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные хозяй­ственным судам».

Ст. 14 исключена из кодекса. А ст. 16 ХПК дополне­на частью.третьей: «Дела по спорам, в котором ответ­чиком является высший или центральный орган ис­полнительной власти, Национальный банк Украины, Счетная палата, Верховная Рада Автономной Республи­ки Крым, областные, Киевская, Севастопольская мест­ные Советы или областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, а также дела, материалы которых содержат государственную тайну, рассматриваются хозяйственным судом г. Киева».

Таким образом, из компетенции Высшего хозяйствен­ного суда исключена функция по рассмотрению споров по первой инстанции, в том числе тех, которые предус­матривались п.З ранее действовавшей ст. 14 АПК.

По той же причине Высший хозяйственный суд не вправе теперь принимать к своему производству дела из местных хозяйственных судов. И это правильно, так как в случае рассмотрения дела Высшим хозяйственным су­дом по первой инстанции, стороны лишались бы права обжаловать его решения в апелляционном порядке. По существу и в кассационном порядке - тоже, так как, хотя предусматривается кассационное обжалование ре­шений Высшего хозяйственного суда в Верховный Суд, но, во-первых, имеются в виду постановления Высшего хо­зяйственного суда, вынесенные при рассмотрении дела в кассационном порядке (а не решения), во-вторых, основа­ниями такого обращения в Верховный Суд могут быть только строго ограниченные обстоятельства, указанные в Законе,"в-третьих, для возбуждения производства в Вер­ховном Суде необходимо согласие пяти судей этого суда.


Следовательно, впредь Высший хозяйственный суд при всех обстоятельствах не вправе рассматривать хозяй­ственные споры по первой инстанции.

Закон «О судоустройстве Украины» не предусматри­вает и рассмотрения дел по первой инстанции апелля­ционными судами. Хотя в ст. 26 Закона о судоустрой-

стве говорится, что апелляционные суды могут рассмат­ривать дела по первой инстанции, но только по админи­стративным, уголовным и гражданским спорам, а по хо­зяйственным это не допускается. И это не случайно, поскольку, как отмечено выше, ст. 13 ХПК в новой ре­дакции все споры по первой инстанции отнесла к веде­нию местных хозяйственных судов.

Таким образом, упомянутые Законы от 21 июня 2001 г. и Закон о судоустройстве четко разграничили компе­тенцию всех трех ступеней системы хозяйственных су­дов по рассмотрению споров, отказавшись тем самым от йонятия родовой подсудности применительно к хо­зяйственным судам.

Территориальная подсудность в отличие от родовой разграничивает компетенцию судов по разрешению спо­ров не по вертикали, а по горизонтали, т.е. между много­численными однородными местными хозяйственными су­дами.

Территориальная подсудность зависит от трех пока­зателей:

2) местонахождение сторон;

3) специфики спора.

По всем видам договорных дел, т.е. по спорам, возни­кающих при заключении, изменении, расторжении, признании недействительными договоров, они рассматриваются по месту нахождения стороны, обязанной по договору осуществить в пользу другой стороны определенные действия, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, уплатить деньги и т.п. (ст. 15 ХПК).
Представляется, такая формулировка является не точной, двусмысленной, поскольку при передаче имущества, выполнении работ, оказании услуг у другой стороны также есть обязанность - уплата денег. Поэтому возни­кает вопрос, где же должен рассматриваться спор: по месту нахождения стороны, должной выполнить основную обязанность по договору, или той, которая обязана уплатить деньги? Чтобы избежать эту неопределенность,
в новом ХПК в соответствующей норме следует исклю­чить слова «уплатить деньги», а слова « как то: пере­дать имущество, выполнить работу, оказать услуги» за­менить словами «... являющиеся главный предметом обязательства данного договора». Ясно, что таким предметом по договору поставки является передача имуще­ства, по подряду - выполнение работ и т.д., а не уплата денег, которая хотя и является важным условием обя­зательства, но не главным, а вытекающим из него.

Следует отметить, что в проекте нового ХПК особый критерий подсудности договорных споров исключен. Пре­дусматривается рассматривать их по общему правилу тер­риториальной подсудности, т.е. по месту нахождения от­ветчика (ст. 47 проекта). И это, очевидно, правильно, по­скольку исключит споры о том, что «главнее»: выполнение договора в натуре или уплата за товар, услуги денег.

Имущественные споры должны рассматриваться су­дом по месту нахождения ответчика. Если их несколько, то по месту нахождения одного из них по выбору истца. Если в споре по уполномочию юридического лица уча­ствует его обособленное подразделение (отделение, фили­ал и др.), то независимо от того, что последнее не является юридическим лицом и выступает не от своего имени, все равно /как договорные, так и имущественные споры рас­сматриваются с учетом местонахождения этого подраз­деления.

Дела о признании недействительными актов соот­ветствующих органов рассматриваются судом по месту нахождения этих органов.

Дела о банкротстве рассматриваются по месту нахож­дения должника.

Из этого общего правила территориальной подсудно­сти существует несколько исключений по отдельным категориям споров.

Во-первых, как отмечалось выше, все споры, которые ранее были подсудны Высшему арбитражному суду, те­перь будут разрешаться хозяйственным судом г. Кие­ва. При рассмотрении остальных споров этим судом действуют правила общей территориальной подсуднос­ти.

Во-вторых, дела по спорам, возникающие из договора перевозки, в которых одним из ответчиков является орган транспорта, рассматривается судом по месту нахожде­ния этого органа.

Такое льготное положение транспортных организаций следует объяснить значительным количеством претен­зий и исков, предъявляемых к ним клиентурой. И если бы здесь действовали общие правила территориальной подсудности, то транспортные организации не смогли

бы обеспечить свое участие в заседаниях всех хозяй­ственных судов, в которых рассматривались бы дела по искам к ним.

В-третьих, споры о праве собственности на имуще­ство или об истребовании имущества из чужого неза­конного владения или об устранении препятствий в пользовании имуществом рассматриваются судом по месту нахождения имущества (ст. 16 ХПК). Это объяс­няется тем, что по этим делам, как правило, возникает необходимость осмотра на месте спорного имущества.

В ст. 17 ХПК внесены изменения упомянутым Зако­ном от 21 июня 2001 г. № 2539-111. Теперь она звучит так: «Если дело не подсудно данному хозяйственному" суду, материалы дела передаютсяпо установленной под­судности не позднее пяти дней со дня поступления иско­вого заявления или вынесения определения о передаче дела. Дело, принятое судом к своему производству с со­блюдением правил подсудности, должно быть им рас­смотрено по существу и в том случае, когда в процессе рассмотрения дела оно стало подсудно другому суду».

Более четкая формулировка этой нормы по сравне­нию- с ранее действовавшей направлена на предотвраще­ние споров между хозяйственными судами о подсуднос­ти некоторых дел.

По указанию Председателя Высшего хозяйственного суда или его заместителя дело из одного местного хо­зяйственного суда может быть передано в другой лишь в том случае, если в результате отвода судей невозмож­но рассмотреть его в данном суде. Ранее существовав­шая такая возможность по просьбе сторон в новой ре­дакции ст. 17 ХПК исключена. Это предотвратит не­правомерные домогательства недобросовестных сторон, которые порой добивались рассмотрения дела в «жела­тельном» для них суде.

Понятие и виды эконом. споров. Подведомственность и подсудность

Споры и разногласия между участниками горизонтальных отношений могут решаться как в судебном так и в несудебном порядке.

Несудебный порядок – путь переговоров, компромиссов.

Обязательный досудебный порядок установлен на уровне федерального закона п.3 ст.4 Арбитражно –процессуального кодекса

Это споры

по перевозкам ж,дорог, морским и авто транспортом,

по пересылкам почтовых отправлений и услугам связи,

требования об изменении и расторжении договора ст.452 ГК.

Досудебный порядок обязателен в случае, когда он предусмотрен договором.

Подвеломственность (ст. 11 ГК):

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Органы, рассматривающие экономические споры. Особенности рассмотрения споров с иностранным элементом

Возникающие споры между участниками гражданских правоотношений могут быть урегулированы в судебном и в несудебном (путем компромиссного обсуждения) порядке.

Основными правовыми источниками в данной области права являются Арбитражный Процессуальный кодекс РФ (АПК РФ), ФКЗ “Об арбитражных судах РФ”, Временное положение о третейских судах, Закон “О международном экономическом арбитраже” и др.

Рассмотрением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды:

а) суды общей юрисдикции

б) Конституционный суд

в) Арбитражный суд.

Арбитражный суд - орган, рассматривающий споры в сфере экономики и предпринимательства.

В его задачи входит:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан;

2) содействие уркеплению законности;

3) содействие предупреждению правонарушений.

ст. 22 АПК РФ - Подведомственность (какие дела какой суд рассматривает) и подсудность (какой суд по первой инстанции рассматривает дело).

Критерии для определения подведомственности:

а) субъективный (кто является субъектами споров);

б) характер спора

Критерии определения подсудности:

а) уровень арбитражного суда

б) территория.

Виды подсудности:

а) родовая (объект и субъект спора);

б) территориальная:

Общая (иск предъявляется по месту нахождения ответчика);

Альтернативная (истец определяет гдже подать иск - в случае нескольких ответчиков по месту нахождения любого из них; если местонахождение ответчика неизвестно, то месту нахождения имущества или по последнему метонахождению ответчика; по месут заключения договора)

Исключительная (иски по праву собственности на недвижимость по месту ее размещения, перевозчику по местонхождению транспортной организации, иски гос. органов в субъектах РФ)

По связи дел (если из иска вытекает другой иск, то он рассматривается в том же суде);

Спор о банкротстве (по месту должника);

Договорная (по соглашению сторон определяется место рассмотрения спора).

Система арбитражных судов

1. Арбитражные суды субъектов РФ - рассматривают дщела в первой инстанции и аппеляционные жалобы по рещшениям суда, не вступившим в законную силу.

2. Арбитражные суда федеральных округов (10 штук) - рассматривают кассационные жалобы по решениям, вступившим в законную силу. Для рассмотрения споров в округах образуется две комиссии.

3. Высший Арбитражный суд РФ - высший орган по рассмотрению экономических споров; осуществляет надзор и дает разъяснения по вопросамсудебной практики; рассматривает дела о при знаниии недействительными актов Президента, Правительства, Совета Федерации, ГосДумы; рассматривает споры между субъектами РФ.

Для этого существует две коллегии: одна - для рассмотрения споров, возникающих из гражданских правоотношений, другая - ... из административных правоотоношений.

Существует также специальный надзорный орган - Президиум.

Важнейшие дела арбитражных судов отнесены к работе Пленума. Он также занимается вопросами изучения и обобщения практики применения законов. Постановления Пленума обязательны для применения судами.

Участниками споров могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане-предприниматели, международные организации, а также лица без гражданства.

В п.2 ст. 22 АПК РФ дается перечень видов споров:

О разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом;

О изменении условий или расторжении договоров;

О неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.

Арбитражные суды обладают специальной подведомственностью.

Суды общей юрисдикции

Им подведомственны все дела, кроме тех, которыми занимаются арбитражные суды.

Они рассматривают споры:

а) возникающие из гражданских правоотношений, где одной из сторон выступает физическое лицо (потребительские отношения);

б) возникающих из трудовых отношений - между работодателем (организацией) и работником (физическим лицом)

в) возникающие из административных правоотношений в случаях, когда граждане оспаривают в судебном порядке действия организаций, нарушающих их права и свободы

г) споры с участием иностранных организаций, аппатридов, есл международным договором эти дела отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции.

В систему судов общей юрисдикции входят:

а) районные суды;

б) Верховные суды республик (субъектов РФ);

в) Верховный суд РФ

а также военные суды.

Третейские суды

Это особый правовой институт; не является органом судебной власти; осуществляет рассмотрение споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, во внутренних правоотношениях, вытекающих только из гражданских правоотношений (о имущественных потребностях).

Их деятельность регулируется Временным положением о третейских судах.

Существует два вида третейских судов:

1) Эд хок - рассмотрение какого-то одного конкретного спора (пример, спор о банковской операции)

2) постоянно действующие суды - часто создаются при Торговой палате, ассоциациях, финансово-промышленных группах; не являются юридическим лицом, хотя могут существовать в виде автономной некоммерческой организации.

Спор может быть рассмотрен третейским судом только при наличии письменного соглашения всех сторон спора.

Деятельность третейского суда регулируется Уставом и Регламентом:

а) спорящие стороны сами выбирают суде; каждая сторона назначает своего судью, последние выбирают 3-го - председателя (по соглашению сторон им может быть одна из сторон)

б) стороны предоставляют доказательства; от них зависит обоснованность их требований.

в) решение третейского суда подлежит добровольному исполнению немедленно или в порядке и сроке, указанных в решении.

Можно принудить к исполнению решения, для этого необходимо обратиться с заявлением о выдаче листа о принудительном исполнениии в арбитражный суд непозднее чем за 1 месяц до исполнения.

Арбитражный суд может отказать в выдаче листа, если не было достигнуто соглашение сторон, была нарушена процедура рассмотрения спора третейским судом, спор возник в сфере, неподведомственной третейскому суду.

Международный экономический арбитраж

Это третейские суды, рассматривающие внешне-экономические споры.

Существуют следующие международные экономич. арбитражи:

1) Лондонский международный третейский суд;

2) Международный арбитражный суд медждународной торговой палаты в Париже;

3) Арбитражный институт торговой палаты в Стокгольме;

4) Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате РФ.

Если решения таких судов не выполняются добровольно, то их исполнение возланается на гос. суды в порядке, предусмотренном Конвенцией “О признании и приведении в исполнение решений”.

Часто при рассмотрении споров по предпринимательским действиям в суде действует прокурорский надзор.

Протест против решений любых судов могут податьгенеральный прокурор и председатель Высшего арбитражного суда; их замы - против всех, кроме решений Высшего Арбитражного суда.



Просмотров