Под способами обеспечения законности понимают совокупность. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Обеспечение законности и дисциплины

Понятие законности в государственном управлении и общая характеристика способов ее обеспечения

Законность является одним из важнейших принципов государственного управления. Ее можно определить как точное и единообразное понимание и исполнение Конституции, законодательных и иных нормативных актов всеми органами исполнительной власти и должностными лицами, а также гражданами, к которым обращены требования субъектов управления. Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Можно выделить следующие способы обеспечения законности:

контроль;

обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Контроль как способ обеспечения законности состоит в том, что уполномоченные государственные (общественные) органы (должностные лица), используя определенные приемы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. При наличии таких нарушений контрольные органы принимают меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных должностных лиц к ответственности.

Контроль подразделяется на общий, когда охватывается вся деятельность проверяемого органа, и специальный, когда проверка осуществляется по определенным вопросам. Принципами контроля являются: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Надзор как способ обеспечения законности заключается в постоянном систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью государственных органов, должностных лиц и граждан с целью выявления нарушений законности. Надзор отличается от контроля, прежде всего, тем, что органы надзора и поднадзорные объекты не находятся в отношениях подчиненности (например, государственные инспекции, прокуратура). Кроме того, надзорные органы выявляют у поднадзорных только нарушения законности, но не целесообразности.

Надзор подразделяется на два вида - прокурорский н административный.

Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности состоит в том, что каждый вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы. Кроме того, в соответствии с Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Контроль и его виды

Сущность государственного контроля состоит в проверке соблюдения органами исполнительной власти и их должностными лицами законности, а также обеспечения целесообразности и эффективности в своей деятельности.

В государственном управлении осуществляются следующие виды контроля:

контроль, осуществляемый Президентом РФ (президентский контроль);

контроль, осуществляемый органами представительной власти;

контроль, осуществляемый органами исполнительной власти;

судебный контроль; общественный контроль.

Президентский контроль в государственном управлении состоит, прежде всего, в том, что в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Конституцией и федеральными законами, Президент РФ осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, Совета Безопасности, Администрации Президента, а также при назначении и освобождении высшего командования Вооруженных Сил РФ, назначении и отзыве дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Кроме того, Президент РФ осуществляет функции контроля в процессе обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также непосредственного руководства рядом федеральных органов исполнительной власти. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Контроль в сфере государственного управления осуществляется Президентом РФ через подразделения Администрации Президента, а также Совет Безопасности РФ. Самостоятельным подразделением Администрации Президента является Контрольное управление Президента, Положение о котором утверждено Указом Президента РФ от 08.06.2004 № 729.

Контрольные полномочия в сфере обеспечения безопасности Президент РФ осуществляет через Совет Безопасности РФ в соответствии с п. "ж" ст. 83 Конституции, Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности" и Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 06.05.2011 №590.

Важную роль в реализации контрольных полномочий Президента РФ играют полномочные представители Президента в федеральных округах. Положение о полномочном представителе Президента в федеральном округе утверждено Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849. Полномочный представитель Президента в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.

Контроль, осуществляемый органами представительной власти, осуществляется палатами Федерального Собрания РФ (парламента РФ), являющегося представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации может осуществлять контроль при осуществлении таких функций, как:

утверждение федеральных законов, в том числе федерального закона о федеральном бюджете;

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

отрешение Президента РФ от должности;

назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Государственная Дума может осуществлять контроль при решении следующих вопросов, отнесенных к ее ведению Конституцией:

принятие федеральных законов, в том числе федерального закона о федеральном бюджете;

дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

объявление амнистии;

выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В соответствии с Регламентом Совета Федерации, утвержденным постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 № 33-СФ, и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, принятым постановлением Государственной Думы от 22.01.1998 № 2134-Н ГД, формами контрольной деятельности палат Федерального Собрания РФ являются следующие:

подготовка и принятие парламентского запроса;

проведение парламентских слушаний;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

заслушивание на заседаниях палат членов Правительства РФ (парламентский час);

рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению палат, на заседаниях их комитетов и комиссий;

приглашение на заседание комитета представителей органов исполнительной власти;

запрос комиссией и комитетом необходимых документов и материалов;

парламентское расследование.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Счетная палата состоит из Председателя, заместителя председателя, аудиторов, аппарата Счетной палаты. В процессе реализации своих задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Счетная палата анализирует нарушения в бюджетном процессе и вносит в Совет Федерации и Государственную Думу предложения по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом. Она также осуществляет подготовку и представляет в Совет Федерации и Государственную Думу заключения по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году. В случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений Счетная палата незамедлительно передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, включает в себя контроль, осуществляемый Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией и Законом о Правительстве РФ осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции и федеральных законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ в процессе руководства работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство РФ также осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Правительство вправе внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или если ими нарушены права и свободы человека и гражданина.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют отраслевой и межотраслевой контроль.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти в отношении подведомственных федеральных органов исполнительной власти и организаций в отраслях и сферах своей деятельности.

Межотраслевой (подведомственный контроль) осуществляется за определенными сферами (вопросами) не подчиненных им органов и должностных лиц. Такой контроль касается только определенных функций или отдельной стороны деятельности подконтрольных органов, независимо от ведомственной подчиненности.

Судебный контроль в государственном управлении осуществляется Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, в том числе военными судами, а также арбитражными судами.

В соответствии с Конституцией и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ осуществляет следующие полномочия:

  • 1) разрешает дела о соответствии Конституции:
    • а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
    • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
    • в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
    • г) не вступивших в силу международных договоров PФ;
  • 2) разрешает споры о компетенции:
    • а) между федеральными органами государственной власти;
    • б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
    • в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
  • 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
  • 3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
  • 4) даст толкование Конституции;
  • 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
  • 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Контроль в сфере государственного управления осуществляют также суды общей юрисдикции. Эти суды осуществляют контрольные полномочия в процессе гражданского, уголовного и административного судопроизводства в соответствии с законодательными актами РФ, определяющими порядок данного вида судопроизводства, а также при рассмотрении ими жалоб. Сущность контрольной деятельности судов общей юрисдикции заключается в том, что они при рассмотрении конкретных дел оценивают законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Суд, рассматривая жалобу и признав ее обоснованной, выносит решение об обязанности соответствующих государственного органа или должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. С момента вступления в законную силу решения суда о признании акта либо отдельной его части незаконными, этот акт или его отдельная часть считаются недействующими. Кроме того, суд, обнаружив при рассмотрении дела нарушения законности должностными липами, выносит частное определение и направляет его в соответствующие государственные органы, которые обязаны сообщить суду о принятых ими мерах. Это сообщение должно быть сделано в месячный срок со дня получения частного определения.

Арбитражные суды выполняют свои функции, в том числе и контрольные, в соответствии с Конституцией, а также Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов РФ); специализированные арбитражные суды (Суд по интеллектуальным правам, который является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций).

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции. При этом основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вступившие в законную силу акты арбитражных судов - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.

Основной формой общественного контроля в государственном управлении в Российской Федерации является контрольная деятельность Общественной палаты РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".

Общественная палата РФ обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций.

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

  • 1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;
  • 2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;
  • 3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
  • 4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;
  • 5) выработки рекомендаций органам государственной власти РФ при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
  • 6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах РФ, и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
  • 7) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций.
  • 8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными ст. 2 указанного Федерального закона, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.

Основными формами работы Общественной палаты являются пленарные заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты. Пленарные заседания Общественной палаты проводятся не реже двух раз в год. По решению совета Общественной палаты может быть проведено внеочередное пленарное заседание.

Общественная палата вправе:

  • 1) проводить гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты РФ;
  • 2) давать заключения о нарушениях законодательства РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;
  • 3) проводить экспертизу проектов законов РФ о поправках к Конституции, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, проектов правовых актов органов местного самоуправления;
  • 4) приглашать руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на пленарные заседания Общественной палаты;
  • 5) направлять членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • 6) направлять в соответствии со ст. 24 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" запросы Общественной палаты. В период между пленарными заседаниями Общественной палаты запросы от имени Общественной штаты направляет совет Общественной палаты.
  • 7) вступать в международные организации, заключать с ними соглашения о сотрудничестве, направлять членов Общественной палаты для участия в работе международных конференций, совещаний и в других мероприятиях в порядке, установленном законодательством РФ;
  • 8) участвовать в работе общественных палат субъектов РФ, а также направлять членов Общественной палаты для участия в мероприятиях, проводимых общероссийскими, межрегиональными и региональными общественными объединениями;
  • 9) участвовать в соответствии с законодательством РФ в формировании общественных наблюдательных комиссий, приостановлении и прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии, оказывать содействие общественным наблюдательным комиссиям в обеспечении их методическими материалами, документами и материалами, относящимися к деятельности общественных наблюдательных комиссий, а также проводить обучающие семинары в целях совершенствования деятельности общественных наблюдательных комиссий;
  • 10) оказывать общественным палатам, созданным в субъектах РФ, и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации, содействие в обеспечении их методическими материалами, предоставлять документы и материалы, находящиеся в распоряжении Общественной палаты, а также проводить семинары в целях совершенствования деятельности указанных общественных палат и общественных объединений.

Общественная палата вправе по решению совета Общественной палаты проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, проектов правовых актов органов местного самоуправления либо в связи с обращением Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ проводить экспертизу проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, проектов правовых актов органов местного самоуправления.

Заключения Общественной палаты по результатам экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в Российской Федерации носят рекомендательный характер и направляются соответственно в подготовивший их государственный орган или орган местного самоуправления, которые их рассматривают с участием представителей Общественной палаты.

Соблюдение Конституции и законов и соответствие всех иных издаваемых нормативных актов действующему законодательству составляют сущность законности.

Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт:

  • Это общеобязательность законов для всех без исключения граждан, предприятий, организаций, должностных лиц;
  • Единством законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории РФ.
  • Недопустимость противопоставления законности и целесообразности, издания каких - либо правовых актов и действий по их реализации вопреки закону под предлогом их целесообразности.
  • Неразрывная связь законности и правовой культуры населения.
  • При любом управленческом решении законность должна быть рядом со справедливостью.
  • Законность в государственном управлении торжествует лишь в том случае, если ее нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправное действие.

Существует особая система государственных органов, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти. Способы обеспечения законности: контроль и надзор.

Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (закон.,исп,суд власти) и общ. орг., используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущен ли в деятельности подконтрольных органов исп.

Надзор - прокурорский и административный. При надзоре вмешательство в текущую адм.-хоз. деят. поднадзорного исполнительного органа не допускается.

51. Контроль органов в сфере управления: понятие и виды.

Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта целью устранения отклонений от заданных параметров.

Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (закон., исп, суд власти) и общ. орг., используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли деятельности подконтрольных органов исп.

Власти и их долж. лиц нарушения законности, устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности.

Контроль, как способ обеспечения законности характеризуется признаками:

  • Между контролирующим органом и подконтрольным объектом существуют отношения подчиненности или подведомственности.
  • Объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую адм-хоз деят контролируемого.
  • Контролирующий наделяется правом отменять решения контролируемого.
  • Контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные право нарушения.

Различают следующие виды контроля.

Законность есть соблюдение Конституции РФ, законов РФ и соответствие всех иных издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. А законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Эти основные требования и составляют сущность законности.

Сущность законности заключается в необходимости свято соблюдать законы и следить за их исполнением. В реальности это пока недостижимо.

Законность состоит для юристов в следующем:

Они обязаны соблюдать Конституцию и иные правовые акты;

Они обязаны принимать решения, основанные на законе;

Они должны осуществлять повседневный контроль, чтобы требования законов исполнялись другими лицами.

Законность государственного управления характеризуется:

Общеобязательностью законов для всех без исключения граждан, учреждений, организаций, должностных лиц. В этом случае проявляется верховенство законов. Никому не дана привилегия невыполнения закона, право ставить себя выше закона;

Единством законности, т.е. единым пониманием и применением законов на всей территории РФ;

Недопустимостью противопоставления законности и целесообразности. Недопустимо издавать закон и, прикрываясь целесообразностью, нарушать принцип законности. Но нельзя забывать и о том, что закон предполагает его творческое применение, поскольку закон регулирует сложные и многообразные отношения между людьми - законодатель дает исполнителю правовой нормы определенный простор, обычно несколько вариантов конкретных решений. Принятие решений не терпит формализма, надо учитывать индивидуальность граждан и относиться к ним, уважая их права и интересы;

Недопустимостью правового бескультурья населения. С одной стороны, внедрение законности означает повышение правовой культуры населения, а с другой - само наличие определенного уровня правовой культуры составляет предпосылку законности.

При любом управленческом решении закон должен сопутствовать справедливости, только вместе они позволяют достигнуть положительного эффекта. Без справедливости теряется смысл закона.

Законность государственного управления торжествует тогда, когда нарушение влечет неизбежность ответственности нарушителя законности или другой негативной реакции со стороны государства. Обеспечению законности в России служит система экономических, политических, организационных, юридических и общественных гарантий. На эти гарантии опирается власть субъектов административного права.


Субъекты не только применяют закон, но и создают новые нормативные акты, которые не должны противоречить вышестоящим. В правовом государстве должна быть хорошая правовая база. Необходимо сокращать подзаконные акты и ведомственные распоряжения, дабы массив законодательства представлял собой стройную, непротиворечивую систему.

Государственная дисциплина - это сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях.

Меры обеспечения законности способствуют укреплению дисциплины. В целях укрепления законности и дисциплины в деятельности органов власти по совершенствованию органов исполнительной власти устанавливаются пределы личной ответственности, определяется компетенция, повышается правовая культура. Вместе с тем действует особая система государственных органов, обязанных осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов.

Способы обеспечения законности - это установленная государством организационно-правовая система деятельности государственных органов и общественных организаций, позволяющая предупреждать, пресекать, выявлять нарушения закона и принимать меры по их устранению. Такими способами являются различные виды контроля - надзор. В юридической литературе выделяются и другие способы: подбор и расстановка кадров, обжалование незаконных решений. По нашему мнению, эти способы также имеют право на существование.

В теории административного права выделяются следующие способы обеспечения законности: государственный контроль, надзор и обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Государственный контроль как способ обеспечения законности состоит в том, что уполномоченные государственные органы (должностные лица), используя определенные приемы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. При наличии таких нарушений контрольные органы принимают меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных должностных лиц к ответственности.

Принципами государственного контроля являются: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Говоря о государственном контроле как,способе обеспечения законности, важно отметить и то, что контрольные и подконтрольные органы, как правило, соподчинены. При этом контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда контрольные органы входят в ведомственную систему.

Государственный контроль подразделяется на общий, когда охватывается вся деятельность проверяемого органа, и специальный, когда проверка осуществляется по определенным вопросам.

Надзор как способ обеспечения законности заключается в постоянном систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью государственных органов, должностных лиц и граждан с целью выявления нарушений законности.

При этом надзор отличается от контроля прежде всего тем, что органы надзора и поднадзорные органы не находятся в отношениях подчиненности (например, государственные инспекции, прокуратура). Кроме того, надзорные органы выявляют у поднадзорных только нарушения законности, но не целесообразности.

Надзор подразделяется на два вида: прокурорский и административный.

Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности состоит в том, что каждый вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы. Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1993 №19. Ст. 685) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Законность в государственном управлении режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.

Общие черты законности:

1) является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан;

2) выступает обязательным требованием к деятельности субъектов государственного управления;

3) является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности;

4) основывается на действующем российском законодательстве;

5) представляет собой режим должного поведения физических лип и коллективных субъектов в сфере государственного управления.

Принципы законности следующие.

Верховенство закона – состоит в требовании точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормативные правовые акты, действующие на территории государства; требовании соблюдать иерархию нормативных правовых актов; требовании соответствия нормативных правовых актов меньшей юридической силы тем, которые обладают большей юридической силой.

Равенство перед законом – перед законом все равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к религии, других обстоятельств и несут равную обязанность соблюдать требования юридических норм, а в случае их нарушения несут равную юридическую ответственность.

Единство законности – действие законов, подзаконных нормативных правовых актов на территории всего государства единообразно, их толкование и применение не должны отличаться в зависимости от территориального масштаба действия; это прежде всего единство нормативной основы законности для всего государства.

Всеобщность и непререкаемость законности – требования законности распространяются на деятельность как органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, так и граждан, общественных объединений; никто из субъектов управленческих отношений не может быть исключен из сферы законности.

Гарантированность прав и свобод личности – состоит в конституционном закреплении основополагающих прав и свобод человека и гражданина, создании условий для их реализации.

Неотвратимость ответственности за нарушения законности – каждый факт нарушения законности должен получить должную государственно-правовую оценку, которая выражается в обязанности виновных лиц нести установленные ограничения.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности – заключается в том, что субъектам управленческих отношений предоставляется возможность выбрать наиболее целесообразный вариант поведения в пределах определенных юридических норм; в случае противоречия между законностью и целесообразностью приоритет отдается законности с учетом последующего изменения нормативной правовой базы.

21.2. Гарантии законности: понятие и виды

Гарантии законности – совокупность объективных условий и субъективных факторов, а также специальных юридических средств, посредством которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления.

Гарантии законности делятся на общие условия обеспечения законности и специальные средства обеспечения законности.

Общие условия обеспечения законности – совокупность экономических, политических, социальных и идеологических условий функционирования системы государственного управления. Их виды: экономические (состояние базисных, экономических отношений, организация и функционирование субъектов экономических отношений), политические (состояние государственной власти, развитие институтов демократии, степень участия населения в политических процессах в обществе), духовно-нравственные (уровень культуры общества, его членов, уровень сознания, в том числе правосознания).

Специальные средства обеспечения законности – совокупность юридических и организационных средств, при помощи которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления.

К юридическим средствам относят: нормативно-правовое регулирование наиболее значимых отношений в сфере государственного управления, совершенствование действующего законодательства с учетом динамики управленческих отношений, средства предупреждения правонарушений в сфере управления, средства пресечения (прекращения) правонарушений в сфере управления, меры правовосстановления (защиты) нарушенных прав в сфере управления, нарушенных в результате правонарушения, меры процессуального обеспечения (юридические процедуры), юридическую ответственность.

К организационным средствам относят: контроль за деятельностью субъектов государственного управления, надзор за деятельностью субъектов государственного управления, обучение, подготовка субъектов государственного управления и др.

21.3. Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды

Обеспечение законности в сфере государственного управления это деятельность специально уполномоченных субъектов, а также граждан и объединений: по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.

Существуют также такие способы обеспечения законности, как государственный контроль, государственный надзор, судебный контроль, общественный контроль.

21.4. Государственный контроль: понятие и виды

Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Сущность государственного контроля:

1) деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;

2) наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;

3) получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;

4) соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности;

5) принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;

6) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;

7) применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);

8) организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).

В зависимости от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).

В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.

В зависимости от временного режима контрольной деятельности – постоянным (систематическим) и временным (периодическим).

В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.

Контроль Президента РФ может быть непосредственным и опосредованным.

Контрольные полномочия Президента РФ:

1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

2) назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;

3) имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Правительства РФ;

4) имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным договорам РФ;

5) назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;

6) назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженными Силами РФ;

7) осуществляет иные контрольные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Опосредованный президентский контроль осуществляют: Администрация Президента РФ (Контрольное управление Президента РФ, Главное государственно-правовое управление Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах).

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе – должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа, вправе:

1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах федерального округа;

2) направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе (п. 7 Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»).

Перечень федеральных округов: Центральный федеральный округ; Северо-Западный федеральный округ; Южный федеральный округ; Приволжский федеральный округ; Уральский федеральный округ; Сибирский федеральный округ; Дальневосточный федеральный округ.

Контроль в сфере государственного управления осуществляют Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Счетная палата РФ, органы представительной (законодательной) власти субъектов РФ.

Контрольные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ реализуются:

При утверждении указа Президента РФ о введении военного положения;

Утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

Решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

Отрешении Президента РФ от должности;

Назначении на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

Назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

Назначении на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Контрольные полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ реализуются:

При даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

Решении вопроса о доверии Правительству РФ;

Назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;

Объявлении амнистии;

Выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

Выражении недоверия Правительству РФ. Задачи Счетной палаты РФ:

1) организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федеральных бюджетов и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

5) анализ отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных учреждениях;

7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета.

В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют: общий, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.

Общий контроль органов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности.

Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.

Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др.

Отраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.

21.5. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика

Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Особенности административного надзора:

1) является особой разновидностью государственного контроля;

2) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

3) деятельность по надзору осуществляется систематически;

4) цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

5) между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

6) осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

7) осуществляется при помощи определенных методов;

8) оценка объекта дается только с позиции законности. Методы осуществления административного надзора:

1) постоянное наблюдение;

2) периодические проверки;

3) обследование поднадзорного объекта;

4) истребование и анализ документов;

5) изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляют:

Специальные федеральные надзоры (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);

Государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

1) органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

2) объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;

3) контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

4) контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

5) контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

1) за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности:

1) протест прокурора;

2) представление прокурора;

3) постановление прокурора;

4) предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

21.6. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления

Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления – это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются федеральные суды (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды, мировые судьи).

Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляется:

При рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

Рассмотрении дел об административных правонарушениях (качество проведенного расследования, законность вынесенных постановлений и др.);

Рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

Проверке законности нормативных правовых актов;

Рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений;

Рассмотрении уголовных дел;

Рассмотрении жалоб юридических лиц.

21.7. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления

Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.

Особенности общественного контроля:

1) осуществляется гражданами и их объединениями (общественными объединениями, политическими партиями и др.);

2) объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц;

3) широко применяются меры общественного воздействия;

4) имеет профилактическую и правовосстановительную направленность;

5) осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности.

Субъекты общественного контроля: граждане (физические лица), общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, трудовые коллективы и др.

Основное средство реагирования граждан на факты нарушения законности – жалоба (административная и судебная).

Существуют общее право граждан на обжалование (подача административной или судебной жалобы) и специальное право жалобы (внесудебное и судебное обжалование).

При общем праве жалобы обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Жалоба может быть подана в последовательном порядке (сначала в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае ее неудовлетворения – в суд) или в альтернативном порядке (жалоба подается по выбору субъекта или в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд).

При судебном обжаловании обращаются в суд с жалобой в срок:

1) три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

2) один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, общественного объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ (законом по отдельным категориям дел могут быть установлены другие сроки).

Решение суда по жалобе: установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Исполнение решения суда: решение суда, вступившее в законную силу, обязательную для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан, подлежит исполнению на всей территории РФ.

Суд информируется об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения жалобы.

Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественное объединение, должностное лицо, государственного служащего в случае признания судом их действия (решения) незаконным, а также если поданная гражданином жалоба вышестоящему органу, должностному лицу была оставлена без ответа либо ответ был дан с нарушением срока.

Общие признаки права на специальную жалобу:

Подается лицом, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, от его имени адвокатом, потерпевшим, их законными представителями;

Подается в письменной форме;

Подается в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, которое направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в трехдневный срок;

Направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в десятидневный срок с момента вынесения постановления;

Рассматривается вышестоящими органами (должностными лицами) или судом в десятидневный срок;

Поданная в срок жалоба приостанавливает исполнение отдельных административных взысканий;

Рассматривается в установленном процедурном порядке.

2. Государственный контроль и его виды

3. Суд. контроль

4. Общ. контроль

5. Прокурорский надзор

6. Административный надзор

7. Обращение граждан как средство контрольной деятельности

1. Действует особая система государственных органов и общественных организаций, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти.

Способы обеспечения законности – это применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы, операции.

Контроль

Обжалование

Сущность контроля заключается:

1) в наблюдении за функционированием соотв. под. контр. объекта

2) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины

3) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины

4) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению

5) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Признаки контроля:

1. между контролируемым органом и подконтрольным объектом существуют отношения подконтрольности.

2. объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого.

Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого.

3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

4. контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.

Различный контроль: текущий, предварительный и последующий.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.

Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность подконтрольного не допускается.

Различают 2 вида надзора:

Прокурорский

Административный

Под обжалованием понимается реализация граждан своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти.

2. Государственный контроль осуществляется органами законодательных, исполнительных и судебных властей.

Различный контроль:

Внешний (со стороны Президента, органов законодательной и судебной властей)

Внутренний, когда проверка осуществляется собственными силами министерств, ведомств и т.д.

1. Президентский контроль

а) Президент осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства и других органов исполнительной власти, а также при назначении председателя правительства, его заместителя, федеральных министров, при формировании Совета Безопасности, Совета обороны, Администраций, при решении кадровых вопросов Президенту оказывает содействие Совет по кадровой политике при Президенте.

б) Президент осуществляет контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, т.к. возглавляет Совет Безопасности, Совет Обороны, вправе председательствовать на заседаниях Правительства.

в) Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления, распоряжения Правительства, если они против Конституции РФ, Федерального закона и Указаний Президента.

г) контроль за правильностью и своевременным опубликованием Федерального закона, указов и распоряжений Президента, осуществляет главное государственно-правовое управление Президента.

д) систематический контроль за исполнением Федерального закона и распоряжениями Президента осуществляет Главное контрольное управление Президента органов исполнительной власти, подразделений администрации, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей.

2. контроль на местах за выполнением Федерального закона и волей Президента осуществляют полномочные представители Президента в регионах федерации. Это должностные лица администрации Президента.

контроль законодательных (представительных) органов власти.

1) Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совета Федерации и Государственной Думы образуют счетную палату, которая проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия.

ст. 103 Конституции РФ (а, б, в, г, д, н)

3. Контроль в системе исполнительной власти

Существуют 3 вида контроля исполнительной власти:

а) общий контроль осуществляют органы исполнительной власти в общей компетенции

Правительство заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады руководителей о состоянии дел в руководимой им отрасли. Оно обладает полномочиями по отмене актов этих органов в случае противоречия их Конституции РФ и др. нормативным актам.

б) ведомственный осуществляют органы отраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами соблюдения и исполнения законов, подзаконных нормативных актов предприятиями, учреждениями, организациями.

в) специализированный контроль осуществляется органами межотраслевой компетенции. Они контролируют деятельность органов исполнительной власти предприятий, учреждений, организаций по определенным вопросам. Между субъектами и объектами отсутствует организационная подчиненность.

3. Субъектами судебного контроля являются:

1) Конституционный Суд РФ

контрольные полномочия Конституционного Суда РФ пред. ст. 125

2) Суды общей юрисдикции

осуществляют контрольные функции в процессе рассмотрения дел

При рассмотрении гражданских дел суд, признавая акты управления незаконными, отменяет или исправляет их. Обнаружив нарушения законности в работе органов исполнительной власти, суд выносит частное определение. По делам об административных правонарушениях (мелкое хулиганство, мелкое хищение) суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения.

3) арбитражные суды

осуществляют судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимаемой деятельности споров либо из пр-ний в сфере управления. Специфика обеспечения арбитражным судом законности в сфере исполнительной власти заключается в том, что суд признает полностью или частично недействительным акт, не имеющий нормативного характера и принимаемое решение на основе действующего законодательства.

4. Субъектами общественного контроля являются общественные объединения граждан, политические партии, профсоюзы, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы, а также отдельные граждане как частные лица.

Контрольные полномочия их, как правило, лишены юридически-властного характера.

Общественные объединения участвуют в формировании органов исполнительной власти и выработке ими решений, а также представляет и защищает права и законные интересы своих членов в государственных органах.

Профсоюзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде. В настоящее время воссоздаются общественные пункты охраны порядка, казачьи дружины и т.д.

5. В соответствии с законом "О прокуратуре РФ" от 17 ноября 1995г. предметом прокурорского надзора являются:

1) исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

2) соответствие актов, издаваемых этими органами, Конституция РФ, федеральный закон.

3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (или законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель:

1) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решения несудебных органов.

2) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Протест приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшему этот акт либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представи. закон. органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме.

3) возбуждает уголовное дело или пр-во об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной, установленной законом, ответственности.

4) вносит представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, правомочным устранить нарушение закона.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, не позднее, чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

6. Административный надзор – это вид в правоохранительной деятельности ряда органов управления.

1) органы федерального надзора (Федеральный горный надзор, промышленный надзор).

2) государственные комитеты (по стандартам, литерологии, сертификации).

3) государственная инспекция (в федеральном министерстве и иных органах исполнительной власти санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, рыбного, пожарного и геодезического надзора).

Компетенция органов административного надзора определяется соответствующими положениями о них:

1) полномочия по предупреждению правонарушений позволяют органам обнаружить и устранить правонарушения, принять меры по предупреждению и предотвращению правонарушений. Органы административного надзора вправе беспрепятственно посещать объекты и проводить на них проверки по вопросам, входящим в их компетентность, получать необходимые материалы, заслушивать руководителей.

1) полномочия по пресечению правонарушений применяют для принудительного прекращения правонарушения, предотвращения или уменьшения вредных последствий. Орган административного надзора выносит в адрес поднадзорных объектов обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений.

3) полномочия по привлечению виновных лиц к административной ответственности

Органы административного надзора возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные взыскания.

4) полномочия по нормотворчеству

Органы административного надзора самостоятельно разрабатывают и утверждают правовые, технические нормы и правила, а также подготавливают проекты нормативных актов, которые принимаются другими органами.

7. Жалобы – это обращения граждан по поводу нарушения их прав и свобод.

Предложения и заявления направлены на улучшения деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих.

Существует 2 порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан:

1 – административный

2 – судебный

Административный

Гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, общественное объединение предприятия, учреждения, организации, к должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы отказано или ответ не получен в течение 1 месяца, он вправе обратиться в суд.

Судебный

В соответствии с законом от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" жалоба подается либо в суд по месту жительства либо в суд по месту нахождения органа, должностное лицу, государственному служащему.

Сроки обжалования:

1) 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права

2) 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы

3) 1 месяц после подачи жалобы, если не получен ответ

Если обжалованные действия суд признает законными, он отказывает в удовлетворении жалобы. Если суд признает обжалованные действия незаконными, он обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает права и свободы. Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу и гражданину не позднее 10 дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее, чем в 1 мес. срок со дня его получения.

1. Участковый инспектор милиции, преследуя преступника против воли граждан, проживающих в квартире, где скрылся преследуемый, взломал дверь и проник в квартиру. Рассмотрев поступившую жалобу на участкового, начальник управления внутренних дел не усмотрел в его действиях нарушения закона "О милиции". Тогда заявитель, проживавший в –квартире гражданин, считая, что положения закона "О милиции" нарушают конституционные права и свободы граждан обратился в конституционный суд РФ. Вправе ли он был это делать? В каких случаях граждане РФ могут обратиться в Конституционный Суд РФ? Каков порядок обжалования, предусмотренный законом?

3. Администрация области приняла постановление, в соответствии с которым жители области, призываемые на действительную военную службу, проходят ее в военных соединениях и военных частях, расположенных на территории области. Законно: Как должен поступить полномочный пред. РФ? Какими контрольными полномочиями обладает полн. пр. РФ?



Просмотров