Персональные данные: кому и как доступно их разглашение? Всё, что нужно знать о персональных данных Кто имеет право запрашивать персональные данные работников

1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

2. Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, если имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных.

3. Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, предоставляются субъекту персональных данных или его представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя. Запрос может быть направлен в форме электронного документа и подписан электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае, если сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, а также обрабатываемые персональные данные были предоставлены для ознакомления субъекту персональных данных по его запросу, субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору или направить ему повторный запрос в целях получения сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, и ознакомления с такими персональными данными не ранее чем через тридцать дней после первоначального обращения или направления первоначального запроса, если более короткий срок не установлен федеральным законом, принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом или договором, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

5. Субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору или направить ему повторный запрос в целях получения сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, а также в целях ознакомления с обрабатываемыми персональными данными до истечения срока, указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если такие сведения и (или) обрабатываемые персональные данные не были предоставлены ему для ознакомления в полном объеме по результатам рассмотрения первоначального обращения. Повторный запрос наряду со сведениями, указанными в части 3 настоящей статьи, должен содержать обоснование направления повторного запроса.

6. Оператор вправе отказать субъекту персональных данных в выполнении повторного запроса, не соответствующего условиям, предусмотренным частями 4 и настоящей статьи. Такой отказ должен быть мотивированным. Обязанность представления доказательств обоснованности отказа в выполнении повторного запроса лежит на операторе.

7. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

2) правовые основания и цели обработки персональных данных;

3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;

5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;

6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

10) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

Когда оператор должен уведомлять власти об осуществлении обработки персональных данных?

Какие ведомства вправе проводить проверки операторов персональных данных?

Могут ли адвокаты, прокуроры, судебные приставы получать персональные данные?

Какова ответственность за нарушение закона о защите персональных данных?

Правовую основу регулирования отношений в сфере персональных данных составляет Федеральный закон от 27 сентября 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты. Действие законодательства о персональных данных распространяется на все государственные и муниципальные органы, юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей.

Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физлицу (субъекту персональных данных). Сюда, в частности, относятся фамилия, имя, отчество субъекта, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другие данные.

Любые действия или операции с персональными данными называются обработкой персональных данных. К таким действиям относятся: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Все эти действия могут совершаться с помощью средств автоматизации или без использования таковых.

Юридические и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), государственные и муниципальные ведомства, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки, состав данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными, называются операторами персональных данных (ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

Наша справка

Конституцией установлено: каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (статьи 23 и 24)

Нанимая сотрудников, индивидуальный предприниматель получает персональные данные физлиц. Но, помимо сведений о работниках, в ходе деятельности ИП получает информацию о партнерах, клиентах. Все эти данные тоже подпадают под действие Закона №152-ФЗ. В частности, необходимость соблюдения мер по защите персональных данных относится к туроператорам, гостиницам, продавцам, реализующим свои товары дистанционным способом, которые при заключении договора запрашивают у потребителя информацию о его персональных данных (ст. 19 Закона № 152-ФЗ, п. 16 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612), общественным, политическим и религиозным организациям, которые при приеме в свои ряды новых членов запрашивают их персональные данные, к операторам телефонных и интернет-услуг.

Обязанности оператора персональных данных

До начала обработки персональных данных оператор обязан направить уведомление в территориальное отделение Роскомнадзора по месту своего нахождения. Форма бланка и рекомендации по его заполнению утверждены приказом Роскомнадзора от 16 июля 2010 г. № 482.

В статье 22 Закона № 152-ФЗ приведен закрытый перечень случаев, когда направлять уведомление не нужно (таблица 1).

Таблица 1

Случаи, когда оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления Роскомнадзора

Случай

Персональные данные обрабатываются в соответствии с трудовым законодательством

Персональные данные получены оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных

Субъект персональных данных сделал данные общедоступными

Персональные данные включают в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных

Персональные данные необходимы в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях

Персональные данные включены:

– в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем;

– в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка

Персональные данные обрабатываются без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных

Персональные данные обрабатываются в случаях, предусмотренных законодательством РФ о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства

Персональные данные относятся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываются соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством РФ, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных

Оператор обязан принимать меры по защите персональных данных, но при этом перечень таких мер он вправе определять самостоятельно. К ним, в частности, отнесены следующие меры: назначение ответственного лица, издание внутренних документов по защите персональных данных, осуществление контроля за их соблюдением, ознакомление своих работников с действующими нормативами в области защиты персональных данных и своими внутренними правилами. Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных (ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ).

Оператор персональных данных обязан в течение 30 дней предоставить информацию о наличии у него персональных данных и предоставить возможность ознакомления с ними субъекту персональных данных, а также Роскомнадзору и его территориальным органам по соответствующим запросам (п. 1 и 4 ст. 20 Закона № 152-ФЗ).

Контроль за обработкой персональных данных

Контроль и надзор за обработкой персональных данных осуществляют несколько ведомств. Роскомнадзор в целом контролирует обработку персональных данных в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, ведомство ведет реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) осуществляет надзор за техническими средствами обработки персональных данных за исключением криптографических средств. Кроме того, полномочиями по контролю за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах наделена ФСБ РФ. Надзорными полномочиями в сфере персональных данных обладает прокуратура в силу статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. № 2202-1.

Требования и распоряжения ведомств, не уполномоченных осуществлять контроль и надзор в сфере защиты персональных данных, являются неправомерными. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 22 июля 2011 г. № А32-26161/2008 отметил, что налоговая инспекция, направив компании требование об отключении от системы электронного документооборота из-за нарушений законодательства о персональных данных, нарушила право фирмы на свободу предпринимательской деятельности. Инспекторы, допустив излишний административный контроль, вышли за пределы своей компетенции.

Согласие на обработку персональных данных

Обработка персональных данных осуществляется оператором с согласия субъекта персональных данных, за исключением отдельных случаев, которые рассмотрим позже.

Субъект персональных данных предоставляет информацию и дает свое согласие на ее обработку руководствуясь исключительно своей волей и своими интересами. Кстати, дать согласие на обработку персональных данных может и представитель субъекта персональных данных, но в этом случае обязательно должен быть документ, подтверждающий полномочия данного представителя давать согласие от имени субъекта (доверенность).

Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным, выражаться прямо, а не быть предположением. Так, в одном судебном деле оператор услуг телефонной связи был привлечен к административной ответственности за то, что в типовом договоре на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи был определен только порядок предоставления данных услуг, но отсутствовало непосредственное указание о согласии или отказе абонента на доступ к указанным услугам и на предоставление сведений о нем третьим лицам (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2009 г. № А66-17/2009).

Согласие дается в письменной форме и должно включать в себя определенные сведения, установленные статьей 9 Закона № 152-ФЗ (таблица 2).

Равнозначным согласию, содержащему собственноручную подпись субъекта, признается согласие, которое дано в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (п. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

Обязанность предоставить доказательства согласия субъекта персональных данных на их обработку возлагается на оператора.

Таблица 2

Сведения, которые должны содержаться в согласии субъекта персональных данных на обработку информации

Сведения

Фамилия, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе

Фамилия, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных)

Наименование или фамилия, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных

Цель обработки персональных данных

Перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных

Наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу

Перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных

Срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом

Подпись субъекта персональных данных

В некоторых случаях, названных в статье 6 Закона № 152-ФЗ, получать согласие от субъекта персональных данных необязательно (таблица 3).

Согласие субъекта персональных данных на их обработку не обязательно, если она осуществляется в рамках исполнения заключенного с ним договора. Так, суд отклонил довод истца о нарушении его прав на защиту персональных данных из-за звонка на его личный телефон со стороны ответчика, действующего по поручению кредитора истца. Истец не погасил задолженность перед кредитором, и тот поручил взыскание задолженности третьему лицу, сообщив персональные данные должника. Суд отметил, что в данном случае специально выраженного согласия не требуется (кассационное определение Омского областного суда от 10 ноября 2010 г. № 33-7056/2010). В постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 мая 2011 г. № А33-10809/2010 отмечено, что предоставление управляющей компанией физическим лицам, проживающим в обслуживаемых домах, платежных документов с указанием в них персональных данных последних, является частью деятельности последней в рамках принятых на себя обязательств по управлению жилыми домами.

Еще один случай – клиенты заказывают товары, работы или услуги, заполняя анкету на сайте в электронном виде, содержащей сведения о персональных данных. Отдельное согласие на обработку данных не потребуется. Отправляя свои данные по указанному алгоритму заполнения анкеты, физические лица фактически выражают свое согласие на передачу своих персональных данных, то есть при обработке персональных данных письменное согласие считается полученным (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 декабря 2010 г. № А56-73636/2009).

Согласие субъекта на обработку персональных данных в государственных информационных реестрах не требуется, если он первоначально сам направил туда сведения о себе. Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 9 ноября 2007 г. № КГ-А40/11450-07 отметил, что, становясь акционером общества, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, лицо тем самым выражает свое согласие на использование его персональных данных в ЕГРЮЛ.

Некоторые сведения не относятся к информации, подпадающей под действие закона о защите персональных данных. Например, не является конфиденциальной информацией сведения о том, что гражданин не оплачивает коммунальные услуги. Подобная информация не относится к частной жизни этого лица и не является тайной, которую лицо, обладающее этой информацией, не вправе разглашать в силу своих профессиональных обязанностей (кассационное определение Пермского краевого суда от 5 октября 2010 г. № 33-8722). Кроме того, наличие персональных данных в материалах надзорного производства прокуратуры не является их обработкой, в связи с чем действия прокуратуры не могут быть признаны незаконными (кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 8 декабря 2010 г. № 33-16601).

Таблица 3

Случаи обработки персональных данных, когда получать согласие субъекта персональных данных необязательно

Обработка персональных данных:

необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей

необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве

необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг

необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем

необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно

необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных

необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности СМИ либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных

осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 Закона № 152-ФЗ, при условии обязательного обезличивания персональных данных

осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе

осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом

Назовем еще несколько ситуаций по вопросу предоставления персональных данных на основе судебной практики.

Предоставление персональных данных без согласия субъекта допускается арбитражному управляющему. Он в силу статей 66 и 67 Федерального закона о банкротстве от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 сентября 2010 г. № А70-13989/2009).

Не допускается представление персональных данных миграционной службой военному комиссару. Действия миграционной службы в части исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе носят самостоятельный характер и не предусматривают предоставление информации по лицам, уклоняющимся от воинской службы (решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 26 января 2011 г. № 2-287/11).

Персональные данные не могут предоставляться Федеральной антимонопольной службе и Федеральной службе по финансовым рынкам. Данным ведомствам не предоставлено право запрашивать информацию о персональных данных (постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2011 г. № Ф09-2525/11-С1, Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 августа 2010 г. № КА-А40/8263-10).

Адвокаты не имеют права запрашивать у ведомств персональные сведения. Право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, и обязанность соответствующего органа ему такую информацию предоставить, не распространяется на установленные законом конфиденциальные сведения. Причем, непредставление адвокату конфиденциальной информации не препятствует реализации адвокатом права на оказание квалифицированной юридической помощи (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 декабря 2008 г. № А58-558/08-Ф02-6318/08, Определение Московского городского суда от 8 ноября 2010 г. № 33-31358).

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о предоставлении персональных данных судебным приставам.

Предоставление персональных данных судебным приставам

До определенного времени суды единодушно указывали, что судебные приставы не имеют права на получение персональных данных. Арбитры исходили из следующего.

Согласие субъекта персональных данных не требуется в случаях, когда обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора. Ни законом об исполнительном производстве (Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ), ни законом о судебных приставах (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ) названные необходимые условия обработки персональных данных не установлены. В частности, названные законы не содержат перечень субъектов, персональные данные которых подлежат обработке. Соответственно, для предоставления персональных данных третьему лицу, оператору персональных данных необходимо письменное согласие субъекта (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2011 № А12-23512/2010).

Федеральный закон от 25 июля 2011 г. № 261-ФЗ внес изменения в Закон № 152-ФЗ. В частности, статья 6 данного закона предусматривает обработку персональных данных для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством об исполнительном производстве. И согласие субъекта в этих ситуациях не требуется.

Положения Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 213-ФЗ о внесении изменений в закон о судебных приставах и статью 64 закона об исполнительном производстве предусматривают, что судебный пристав получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Законом о персональных данных.

Таким образом, в настоящее время закон предоставляет судебным приставам право запрашивать персональные данные у операторов и обрабатывать их, при этом судебный пристав в своем запросе должен указать, каким образом запрашиваемая им информация способствует выполнению исполнительных документов.

Смерть субъекта персональных данных

В случае смерти субъекта персональных данных, согласие на обработку его данных дают наследники, если такое согласие не было дано субъектом при его жизни (п. 7 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). К форме и содержанию такого согласия применяются общие правила, установленные для согласия субъекта. При несоблюдении данного требования персональные данные не могут быть предоставлены. Так, организация приняла на себя обязательство изготовить из собственных материалов, доставить и установить, а заказчики (граждане, принявшие на себя обязанность увековечить память погибших) обязались принять надгробные памятники погибшим военнослужащим и ветеранам ВОВ. Организация обратилась в Пенсионный фонд за справкой о военнослужащих, подтверждающих их принадлежность к инвалидам ВОВ, и, получив отказ, обратилась в суд. Отказывая в удовлетворении требований организации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа указал, что у фирмы отсутствовали законные основания для получения персональных данных (постановление от 27 февраля 2009 г. № А38-1119/2008-4-104). В другом деле суд признал неправомерными действия информационного агентства по распространению информации о самоубийстве несовершеннолетней девочки и ее персональных данных без согласия родных. Суд отклонил доводы агентства о том, что согласие не требовалось, поскольку правоспособность и представительство гражданина прекращены с момента его смерти, указав на необходимость обеспечения охраны личных прав гражданина и после его смерти (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 июля 2008 г. № А33-14182/07-Ф02-2899/08).

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

За нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа. Штрафы устанавливается в следующих размерах: для граждан от 300 до 500 руб.; для должностных лиц – от 500 до 1000 руб.; для юридических лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 13.11 КоАП РФ).

Кроме того, сам субъект персональных данных, которому незаконными действиями оператора персональных данных, связанными с их распространением, причинен вред, вправе потребовать компенсации морального вреда или полного возмещения убытков (ст. 11, 12, 15, 152, гл. 59 ГК РФ).

По общему правилу операторы персональных данных перед обработкой этих данных обязаны направить уведомление в Роскомнадзор. При этом закон содержит ряд исключений, при которых уведомлять Роскомнадзор не нужно.

Если компания планирует собирать сведения о физических лицах, она должна уведомить об этом Роскомнадзор сразу же после регистрации. Причем уведомить ведомство о намерении обрабатывать персональные данные граждан нужно до начала обработки сведений (ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»). С 1 июля 2017 года введены повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона № 152-ФЗ.

Отправить сообщение в Роскомнадзор можно по интернету на официальном сайте ведомства . В уведомлении указывают правовые основания для обработки персональных данных, цели сбора данных, дату начала обработки и меры по обеспечению сохранности полученных сведений. Сбором данных считается получение от физлиц любой информации, которая позволяет их идентифицировать.

При этом закон содержит ряд исключений, при которых уведомлять Роскомнадзор не требуется. Список таких ограничений установлен в ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Не требуется подавать уведомление в следующих случаях:

  • При сборе и обработке персональных данных без использования средств автоматизации. Если обработка осуществляется без компьютера и электронных баз данных, уведомлять Роскомнадзор не требуется. При этом оператор данных должен соблюдать требования Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации». Если компания использует компьютеры, это не значит, что обработка данных осуществляется с использованием средств автоматизации. Неавтоматизированной обработкой персданных считается использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных, которые осуществляются при непосредственном участии человека.
  • При сборе личных сведений сотрудников в рамках трудовых отношений. Это касается только тех данных, которые необходимо предоставить работодателю при оформлении трудового и коллективного договора. О сборе и обработке сведений, которые не касаются трудовых отношений нужно уведомлять Роскомнадзор. Также уведомлять нужно, если работодатель собирается обрабатывать данные уволенных сотрудников (п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При оформлении компанией договора с физическим лицом. В этом случае уведомлять Роскомнадзор не нужно, если исполнитель/продавец/поставщик не собирается передавать персональные данные третьим лицам (п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Персональные данные должны использоваться исключительно для исполнения договора, в связи с заключением которого они получены.
  • При сборе сведений общественным объединением или религиозной организацией. Обработка сведений членов таких организаций осуществляется без уведомления, если персональные данные не распространяются или не раскрываются третьим лицам без письменного согласия субъектов персональных данных (п. 3 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При сборе и обработке сведений, которые само физическое лицо сделало общедоступными (п. 4 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При сборе персональных данных, которые включают только имя, отчество и фамилию физического лица (п. 5 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При получении сведений для однократного пропуска физического лица на территорию оператора данных (п. 6 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При обработке данных, включенных в информационные системы персональных данных, имеющих статус государственных автоматизированных информационных систем (п. 7 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При сборе сведений транспортными компаниями для обеспечения безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса.

Во всех других случаях уведомлять об обработке данных нужно обязательно. Чтобы уточнить, обязана ли ваша организация подавать уведомление, можно обратиться в Роскомнадзор.

О том, как обезопасить свой бизнес от штрафов по Закону №152-ФЗ, читайте в статье

Защита персональных данных сегодня актуальный вопрос не только в отношениях работник-работодатель, но и в любой сфере, в которой собираются и обрабатываются личные данные.

По действующему законодательству работодатели не только должны обеспечивать хранение и защиту персональных данных работников, но и несут ответственность за их разглашение. Недопустимость распространения информации о частной жизни лица без его согласия изначально гарантирована законодательством РФ.

Хранение личных данных - законодательное регулирование

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются:
  • федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • главой 14 Трудового кодекса РФ.
Что конкретно закон понимает под персональными данными? Это любая информация, которая прямо или косвенно относится к физическому лицу (субъекту персональных данных). А любые действия, совершаемые с персональными данными, такие как: сбор, хранение, запись, накопление, уточнение, передача (распространение), обезличивание и уничтожение называют обработкой персональных данных. Таким образом так или иначе все организации сталкиваются с обработкой персональных данных не только своих сотрудников, но и клиентов (например, оформляя бонусные или скидочные карты) - в этом случае их называют операторами.

Поскольку ни в Трудовом кодексе, ни в 152-ФЗ не установлено, какие конкретно данные относятся к персональным - то для работы в качестве основы можно использовать Перечень персональных данных федеральных государственных гражданских служащих Минюста, утвержденный Приказом Минюста России от 21.03.2013 N 36.

Обработка персональных данных и их защита

Законодательством ограничивается круг информации, которую работодатель имеет право получать и использовать в отношении своих сотрудников. Это только те сведения, которые характеризуют сотрудника как сторону трудового договора.

Обязательность применения мер безопасности по защите персональных данных возлагается на сторону, которая занимается их обработкой.

Важно! Исходя из норм, установленных ч.1 ст.89 ТК РФ, работодатель обязан знакомить своих сотрудников с информацией об их персональных данных и их обработке. Кроме этого работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами, устанавливающими порядок обработки персональных данных, а также об их правах и обязанностях в этой области. То есть конкретный порядок доступа работника к своим персональным данным необходимо устанавливать в локальных нормативных актах. При этом нужно учитывать, что данный порядок должен гарантировать свободу доступа работника к своим персональным данным.

Получение персональных данных

Работодателю следует помнить, что все персональные данные работника следует получать у него самого (п. 3 ст. 86 ТК РФ).

В некоторых случаях согласие на обработку персональных данных работника (соискателя) не требуется, если эта информация получена:

  1. из документов, предъявляемых при заключении трудового договора;
  2. по результатам обязательного предварительного медицинского осмотра о состоянии здоровья;
  3. в объеме, предусмотренном личной карточкой N Т-2, в т.ч. персональные данные близких родственников;
  4. от кадрового агентства, действующего от имени соискателя;
  5. из резюме соискателя, размещенного в сети Интернет и доступного неограниченному кругу лиц.
Если персональные данные работника могут быть получены только у третьей стороны, работника нужно уведомить об этом заранее и получить его письменное согласие.

В уведомлении необходимо указать:

  • цели получения персональных данных работника у третьего лица;
  • предполагаемые источники данных (у кого будет запрашиваться информация);
  • способы получения данных, их характер;
  • возможные последствия отказа работодателю в получении информации у третьего лица.
Если цели сбора информации отличаются от тех, что перечислены в п. 1 ст. 86 ТК РФ - работодатель не имеет права ее запрашивать у третьих лиц даже с согласия работника.

Меры защиты персональных данных

Для обеспечения внешней защиты персональных данных работников работодатель должен принять следующие меры:
  • установить пропускной режим и особый порядок приема, учета и контроля деятельности посетителей;
  • установить особый порядок выдачи пропусков и удостоверений работников;
  • использовать технические средства охраны;
  • использовать программно-технический комплекс защиты информации на электронных носителях.
Мы уже говорили о том, что законодательство требует, чтобы обработка персональных данных осуществлялась с согласия работника. В случае возникновения спора, чтобы иметь возможность предоставить доказательства - целесообразно оформить такое согласие письменно.

Если работник является недееспособным, письменное согласие на обработку его данных следует получить у его законного представителя. В случае смерти работника такое согласие оформляют его наследники, если только оно не было получено от самого работника при его жизни.

Не следует забывать о том, что работник в любое время имеет право отозвать свое согласие на обработку персональных данных.

В процессе разработки локального акта, который будет определять порядок обработки, хранения и использования персональных данных, можно руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации».

Следующее - обязательно обеспечьте раздельное хранение персональных данных, обработка которых осуществляется в различных целях. При хранении материальных носителей оператор должен принимать меры безопасности для исключения несанкционированного доступа к ним и обеспечить их сохранность. Перечень мер для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также список лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются также работодателем.

Передача персональных данных

В процессе трудовой деятельности зачастую возникает необходимость передавать персональные данные работника как внутри организации, так и третьим лицам. А это означает, что работодатель должен вести их строгий учет. Рекомендуется применять журналы учета, в которых указываются:
  • даты выдачи и возврата документа,
  • наименование документа,
  • срок пользования,
  • цель выдачи,
  • Ф.И.О. и должность лица, получившего документ с персональными данными работника.
Доступ к персональным данным работников должен осуществляться только специально уполномоченными лицами. При этом они имеют право получать только те данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

Ситуация: если документы, содержащие персональные данные, составлены более чем на одном листе - при их возврате лицо, которое получало документы, должно присутствовать лично при проверке наличия всех имеющихся документов по описи. При этом сотрудник, получающий личное дело другого работника во временное пользование, не имеет права делать в нем какие-либо пометки, исправления, вносить новые записи, извлекать документы из личного дела или помещать в него новые.

Работодателю следует вести журнал учета выдачи персональных данных работников организациям и государственным органам, в котором необходимо регистрировать поступающие запросы, фиксировать сведения о лице, направившем запрос, дату передачи персональных данных или уведомления об отказе в их предоставлении и отмечать, какая именно информация была передана.

Для повышения уровня защиты персональной информации в систему учета можно ввести обязательное проведение регулярных проверок наличия документов и других носителей информации, содержащих персональные данные работников, а также устанавливать порядок работы с ними. В этой связи следует разработать и вести журнал проверок наличия документов, содержащих персональные данные работника.

Размер ответственности за нарушения

В соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
  • на граждан - от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц - от 500 до 1000 руб.;
  • на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.
Помимо организации ответственность за нарушение несет ее руководитель как должностное лицо.

В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ разглашение персональной информации (за исключением случаев, если такое разглашение влечет уголовную ответственность) лицом, получившим доступ к ней в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан - от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.
Если будет установлено, что разглашение персональных данных произошло по вине работника, ответственного за хранение, обработку и использование персональных данных других сотрудников, то его могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Персональные данные относятся к сведениям, которые охраняются федеральным законом. Неправомерное разглашение персональных данных лицом, в чьи обязанности входит соблюдение правил хранения, обработки и использования такой информации, также является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. 90 ТК РФ).

Статья 137 Уголовного кодекса за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или средствах массовой информации предусматривает:

  • или штраф в сумме до 200 тыс. руб.,
  • или штраф в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев,
  • или обязательные работы на срок от 120 до 180 часов,
  • или исправительные работы на срок до одного года,
  • или арест на срок до четырех месяцев.
А часть 2 указанной статьи предусматривает, что те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются
  • или штрафом в сумме от 100 тыс. до 300 тыс. руб.,
  • или штрафом в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,
  • или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет,
или арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Комментарий к статье 88

1. По общему правилу персональные данные работника не могут быть переданы третьей стороне. Исключением из данного правила являются: 1) выдача работником письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне; 2) передача персональных данных работника в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью самого работника; 3) случаи, установленные федеральным законом.

2. При определении допустимости выдачи работником работодателю письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне следует руководствоваться установленным Конституцией РФ и п. 9 ст. 86 ТК запретом на отказ со стороны работника от своего права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. О содержании такого согласия см. п. 3 комментария к ст. 86.

3. Получателями персональных данных работника на законном основании являются:

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Налоговые органы;

Федеральная инспекция труда;

Иные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

Органы исполнительной власти, профессиональные союзы, участвующие в расследовании несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пункт 7 ст. 17 данного Закона обязывает работодателя собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатель обязан предоставить в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору. Эти сведения могут предоставляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Вопрос о возможности предоставления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом РФ совместно с конкретными работодателями (ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Выступая в качестве налогового агента работников, исчисляющего, удерживающего из средств, выплачиваемых работникам, и перечисляющего в бюджет соответствующие налоги, работодатель обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций, включая персональные данные работников.

Информация о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом должна быть направлена работодателем в организации, поименованные в ст. 228.1 ТК.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъекта РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

4. В современных условиях работодатель зачастую предоставляет своим потенциальным или действительным контрагентам информацию о занятых у него работниках с целью заключения нового или продления действия уже заключенного договора. Комментируемая статья допускает передачу персональных данных работника в коммерческих интересах работодателя, но ограничивает такую передачу исключительно теми случаями, когда работник дает письменное согласие на сообщение персональных данных конкретному третьему лицу в письменной форме. Выдача согласия на передачу персональных данных работника неопределенному кругу третьих лиц или без ограничения сроков такой передачи не порождает правовых последствий и не может служить основанием для передачи персональных данных работника.

5. Поскольку персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, любые лица, обладающие данной информацией, обязаны соблюдать специальный режим использования и защиты персональных данных работников. Так, лица, получившие персональные данные работника на законном основании, обязаны использовать их исключительно в целях, которые заявлялись при запросе соответствующей информации, а также не разглашать такую информацию. Исключения из данного правила определяются только федеральными законами. Необходимость дальнейшей передачи персональных данных работников может, в частности, вытекать из законодательства об административных правонарушениях, уголовного процессуального законодательства. Например, протокол об административном правонарушении, в котором могут содержаться персональные данные работника, в том случае, когда лицо, его составившее, не имеет права рассматривать дело об административном правонарушении, передается соответствующему лицу, в течение суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ).

Работодатель, передающий персональные данные работника третьим лицам, вправе потребовать от этих лиц строго целевого использования этих данных и представления доказательств соблюдения данного правила. Форма такого требования определяется работодателем самостоятельно, а форма представления доказательств исполнения третьим лицом своей обязанности по сохранению конфиденциальности персональных данных - по соглашению сторон.

6. В деятельности любого работодателя неизбежно возникает необходимость периодической передачи персональных данных работника от одного структурного подразделения (работника) к другому. Так, информация о новом работнике или об изменении персональных данных передается кадровой службой в бухгалтерию или в службу безопасности. Такая передача осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом. Установление обязанности ознакомить работника с таким актом под роспись способствует прозрачности работы по обработке персональных данных и способствует более полной реализации права человека на охрану неприкосновенности его личной жизни.

О локальных нормативных актах см. подробнее ст. 8 ТК и комментарий к ней.

7. Доступ к персональным данным работников в процессе их обработки ограничивается кругом лиц, для которых обработка соответствующих данных является одной из должностных обязанностей (сотрудники кадровых, бухгалтерских и иных служб). Право доступа к персональным данным работников предоставлено также лицам, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, а также лицам, контролирующим правильность исполнения работодателем обязанностей как налогового агента работника или страхователя в системе обязательного государственного страхования. Подробнее о лицах, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, см. ст. ст. 357, 366 - 369 ТК и комментарий к ним.

Следует отметить, что установленное комментируемой статьей правило о получении данными лицами только тех персональных данных, которые им необходимы для выполнения конкретных функций, трудно реализуемы на практике. Персональные данные работника собираются в его личном деле, не подлежат дроблению и в принципе доступны для ознакомления лицом, осуществляющим надзорно-контрольные функции в полном объеме. Исполнить требования закона возможно при четкой работе с лицами, осуществляющими функции надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, теми работниками, занятыми у конкретного работодателя, трудовой функцией которых является работа с персональными данными.

При передаче персональных данных внутри организации в соответствующее структурное подразделение (работнику) должна передаваться часть персональных данных, необходимая конкретному структурному подразделению (работнику) для исполнения своих функций.

8. Информация о состоянии здоровья гражданина составляет врачебную тайну. В соответствии со ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. передача сведений, составляющих врачебную тайну, работодателю допускается с согласия гражданина или его законного представителя. Исключение составляют случаи, когда информация о состоянии здоровья работника передается работодателю при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений или при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. Информация о состоянии психического здоровья гражданина может передаваться работодателю лишь в случаях, установленных федеральными законами (ст. 8 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").



Просмотров