Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. Нормативно – подушевое финансирование в образовательных учреждениях. Определение нормативно-подушевого финансирования

Школы и другие образовательные организации финансируются на основе принципов нормативно подушевого финансирования. За каждым учеником, который приходит в школу, следуют деньги. Чем больше в школе учащихся, тем больше размер фонда материального обеспечения школы и тем больше формируется фонд оплаты труда педагогов.

На какие нужды школа получает финансирование

Подушевой норматив финансирования образовательной организации устанавливается в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. N 1040.

Благодаря подушевому финансированию школа получает финансирование без разбивки по статьям расходов, и вольна самостоятельно распоряжаться имеющимися средствами. Из выделяемых бюджетом средств школа самостоятельно оплачивает коммунальные расходы, расходы на приобретение оборудования, текущий ремонт, привлечение сторонних исполнителей (например, охрана и клининг), повышение квалификации учителей, мебель и вс прочие многочисленные регулярные и непредвиденные расходы.

Подразумеваются, что школа несет определенные затраты, которые должны быть учтены при расчете норматива финансирования. Поэтому считается, что подушевого финансирование должно хватать школе на покрытие следующих текущих расходов:

  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников;
  • затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги, включая административно-управленческий персонал;
  • затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг детям с ОВЗ и иными специальными потребностями, а также затраты, непосредственно связанные с обеспечением указанных потребностей, в том числе в части оплаты труда дополнительного персонала, а также приобретения материальных запасов и основных средств. При этом применяются повышающие коэффициенты
  • затраты на приобретение материальных запасов, основных средств и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги;
  • затраты, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • затраты на общехозяйственные нужды, в том числе на оплату услуг связи, включая оплату трафика информационно-телекоммуникационной сети «Интернет«, транспортных услуг, коммунальных услуг, на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации, а также иных затрат, непосредственно не связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, но без которых оказание данных услуг будет существенно затруднено или невозможно.

Сам норматив утверждается актами органов государственной власти субъекта РФ, поэтому в разных регионах нормативы могут различаться.

От чего зависит размер норматива затрат на одного школьника

нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг для общеобразовательных организаций определяются в расчете на одного школьника по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС с учетом:

  • форм обучения;
  • типа образовательной организации;
  • сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий;
  • специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам;
  • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания;
  • охраны здоровья обучающихся;
  • другими особенностями.

Особенности финансирования малокомплектных школ

Финансирование малокомплектных школ имеет особенность. Финансирование малокомплектных школ включает затраты на осуществление образовательной деятельности, которые не зависят от количества обучающихся. Это дает возможность школе оставаться на плаву (оплачивать коммунальные расходы, содержать имущественный комплекс и т.п.) несмотря на относительно небольшое количество учащихся.

Министерство образования и науки России направило в регионы документы, определяющие порядок введения нормативного подушевого финансирования. Максимум через 3 года принцип «средства следуют за учеником» вступит в полную силу, а региональные и муниципальные управления и самим школы, получат право влиять на систему оплаты труда работников образования.

На основе распространенных министерством методик региональной и муниципальной администрацией будут подготовлены соответствующих нормативные документы. Прежде всего, предстоит рассчитать норматив финансирования на одного учащегося в год, свойственный именно этому региону. При этом для городских и сельских учреждений он рассчитывается отдельно. Отмечается, что предложенные методики - это не единственный, а один из возможных вариантов определения механизмов финансирования и системы оплаты труда.

Напомним, что по новой редакции Трудового Кодекса РФ, вступившей в действие с 5 октября 2006 года, за субъектами РФ и органами местного самоуправления предусмотрено право регламентировать системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В ряде регионов уже имеются наработки и опыт апробации подобных механизмов финансирования, оплаты и стимулирования труда работников образования. Эти механизмы не раз обсуждались на всероссийских совещаниях с представителями органов управления образованием и экспертами.

Переходный (адаптационный) период к подушевому финансированию должен быть пройден всеми регионами максимум в три года. В течение этого не допускается снижение фактически сложившегося финансирования школ, конечно, если школа сама не снижает объем оказываемых образовательных услуг. В этот период объем выделяемых школе средств будет рассчитываться на основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента для каждого образовательного учреждения.

Положение признает фактически сложившееся неравенство расходов школ на организацию учебного процесса. Поэтому для исключительных случаев допускается дополнительное финансирование. Например, поправочный коэффициент повысят для школы, которая испытывает острую нехватку средств, но не может получить больше «подушевых» денег - нет возможности увеличить наполняемость классов, сократить дополнительные нагрузки, численности обслуживающего персонала и т.д.

По завершении переходного периода все образовательные учреждения будут финансироваться только по нормативному подушевому принципу - «средства следуют за учеником». Расчетные региональные нормативы определят регионы, учитывая статус (тип, вид, категории) образовательных учреждений и реализуемые образовательные в них программы.

В рамках, определяемых региональными и муниципальными нормативными актами, школам предоставляется право самостоятельно:

определять доли средств, выделяемых на материально-техническое обеспечение образовательного процесса и на заработную плату работников учреждения;

решать вопрос о соотношении базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда, о надбавках и доплатах к должностным окладам;

устанавливать штатное расписание - определять состав и количество работников;

разрабатывать и утверждать школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, образовательную программу и учебный план.

По мнению составителей документа, предполагаемые механизмы финансирования и оплаты труда создадут условия для повышения заработной платы работников и руководителей образовательных учреждений, помогут оптимизировать учебную нагрузку. Они призваны стимулировать заинтересованность работников образования в предоставлению учащимся равных условий получения образования и должны положительно сказываясь на социальной ситуации.

Норматив бюджетного финансирования в образовании был введен Законом «Об образовании» РФ (от 05.01.1996г.). Статья 41 закона устанавливала, что «финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения».

С принятием нового законодательства, связанного с изменением принципов разграничения бюджетных полномочий и реформой административной системы, меняется и представление о бюджетных нормативах финансирования в образовании. Законом №122-ФЗ внесены изменения в Закон РФ «Об образовании», которые закрепляют новый подход к нормативам бюджетного финансирования в образовании. «Финансирование федеральных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе (статья 41.п.2 Закона № 122 -ФЗ от 22.08. 2004г.).

В связи с передачей на уровень субъекта Федерации ответственности за обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам возможности разработки и принятия нормативов на местном уровне ограничиваются.

Размер субвенций определяется в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации, в размере, «необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов» (cтатья 29 п.6(1) Закона № 122-ФЗ от 22.08. 2004г.)

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных ОУ за счет средств местных бюджетов, в первую очередь нормативы расходов на содержание зданий и коммунальных расходов. Развивая логику нового законодательства, местный уровень может принимать нормативы расходов, осуществляемых за счет собственных средств, которые выходят за рамки « реализации основных общеобразовательных программ». Новое законодательство (федеральные законы №№ 122-ФЗ, 131-ФЗ, 95-ФЗ), связанное с разграничением бюджетных полномочий, относит определение нормативов финансирования в образовании на уровень субъекта Федерации, практически снимая вопрос о федеральных нормативах.

В условиях меняющегося законодательства подушевое бюджетное финансирование должно обеспечить гарантию того, что каждый учащийся вне зависимости от места проживания, возможностей бюджета того муниципалитета, где он проживает, и прочих условий, получит образовательную услугу стандартного качества и объема. При этом должны быть учтены индивидуальные особенности учащегося, которые выражаются в особенностях программ, по которым обучается ребенок (общие программы, программы для детей с девиантным поведением и др.).

Переход на нормативный характер формирования бюджетов образовательных учреждений и распределения бюджетных средств на подушевой основе не требует внесения изменений в существующее федеральное законодательство. И Закон «Об образовании», и вводимое законодательство по разграничению бюджетных полномочий, и бюджетное законодательство дают возможность реализовать нормативный принцип.

Так как субвенция должна обеспечить реализацию основных образовательных программ, то ее расчет должен определяться потребностями в бюджетных средствах, достаточных для этой реализации. То есть региональный закон о субвенциях должен не только содержать абсолютные значения тех сумм, которые будут перечислены муниципалитетам на выполнение этого полномочия субъекта, но и порядок расчета нормативов для осуществления этого расходного обязательства.

Расчет образовательных субвенций по ряду субъектов Федерации на 2004 год показал, что до тех пор, пока регионы подушевые нормативы финансирования будут подменять средними расходами по муниципалитету, существует вполне объективная опасность уменьшения финансирования образовательных учреждений.

В отсутствие финансовых нормативов в областях субвенции рассчитывались по правилам межбюджетных перечислений, то есть как средние значения бюджетных расходов на образование по муниципалитетам, умноженные на число учащихся. Порядок расчета образовательной субвенции в региональных законах, как правило, отсутствует, так как он ничем не отличается от порядка расчета трансфертов и других межбюджетных перечислений.

При формировании межбюджетных отношений (образовательные субвенции регулируются в первую очередь законодательством о межбюджетных отношениях) объемы перечисляемых средств ограничены только бюджетными возможностями. То есть уменьшение финансирования вполне реально, особенно в связи с сокращением численности учащихся.

Именно поэтому оптимальным представляется вариант, при котором уже при расчете образовательной субвенции на региональном уровне используется норматив бюджетного финансирования как гарантированной финансовой нормы выполнения образовательных стандартов.

С введением норматива бюджетного финансирования достигается справедливость и прозрачность при формировании бюджета и распределении финансовых средств. В то же время повышение эффективности их использования можно достичь только при сочетании этих условий с расширением самостоятельности в распоряжении средствами самого образовательного учреждения. В этом контексте подушевое нормативное финансирование имеет хорошие перспективы как формы повышения эффективности государственных бюджетных услуг.

Одно из направлений правительственной программы реструктуризации бюджетного сектора предполагает участие организаций различных организационно-правовых форм в предоставлении государственных (муниципальных) услуг и нацеливает на формирование нового набора бюджетных инструментов, основными из которых являются нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ. «Нормативно-подушевое финансирование подразумевает возмещение (путем предоставления субсидий) расходов организации на оказание стандартизируемых услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, рассчитываемым в административном порядке, в том числе - в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг».

Еще одно возможное направление применения нормативов связано с концепцией «бюджетирования, ориентированного на результат». Перевод финансирования основных расходов на нормативную основу создает базу для выделения остальных средств на основе «программно-целевого принципа», связанного с достижением конкретных результатов. Развитие этого направления должно ориентироваться на создание стимулов улучшения качества образовательной услуги, повышенного финансового обеспечения тех, кто добивается лучших результатов и т.д. Без введения стандартизированных расходов так называемого нулевого бюджета, который практически и появляется при финансировании по нормативу, сравнение качества работы невозможно. При этом должна возрасти роль самого образовательного учреждения, его администрации в эффективном расходовании ресурсов для достижения максимума результата.

ЛЕКЦИЯ б. НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Понятие нормативного подушевого финансирования

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 13.09.2006 г. № АФ-213/03 «О подготовке направлении модельных методик» с 2007 года, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в пилотных регионах субъектов Российской Федерации начата реализация комплексных проектов модернизации образования, включающих введение новой системы оплаты труда, направленной на повышение доходов учителей.

На основании «Модельной методики введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования», «Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» и «Некоторых возможных направлений выравнивания условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждений» (приложения к письму Минобрнауки от 13.09.2006 г. № АФ-213/03), финансовые органы и органы управления образованием субъектов федерации разрабатывают свой механизм реализации проекта подушевого финансирования, но не противоречащий федеральному законодательству.

состоит в следующем:

1. Формирование финансового фонда образовательного учреждения осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося.

2. Задачу выравнивания финансирования на одного учащегося предполагается решать поэтапно и по мере увеличения финансирования общего образования, а не одномоментно за счёт резкого перераспределения бюджетных средств внутри отрасли в момент введения принципов нормативного подушевого финансирования (условно - в течение трёх лет).

3. Реализация принципа нормативного подушевого финансирования осуществляется на трех следующих уровнях:

На уровне межбюджетных отношений (бюджет субъекта РФ - муниципальный бюджет);

На уровне внутрибюджетных отношений (муниципальный бюджет - образовательное учреждение);

На уровне образовательного учреждения.

4. Методика устанавливает порядок расчёта регионального расчётного подушевого норматива, адаптационной надбавки и поправочного коэффициента на переходный (адаптационный) период, которые позволяют при установлении базового принципа финансирования образовательных учреждений («средства следуют за учеником» и их объем не зависит от числа работников образовательного учреждения).

5. За величину регионального расчетного подушевого норматива первоначально принимается средняя величина расходов (по направлениям, включаемым в норматив) трех процентов от числа образовательных учреждений соответственно в городской и сельской местности (но не менее двух учреждений), имеющих государственную аккредитацию и минимальные затраты на обеспечение государственных гарантий на получение общего образования в расчете на одного обучающегося. Подобный способ расчета, но уже с учётом статуса образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ, может быть использован по завершении адаптационного периода.

6. В целях предоставления каждому муниципальному образованию субвенции бюджета субъекта РФ в объемах, не ниже фактически сложившихся за предыдущий финансовый год, к объему финансирования, определенного на основе подушевого принципа для каждого муниципалитета, в рамках бюджета отрасли однократно на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) устанавливается адаптационная надбавка, позволяющая учесть фактически сложившиеся расходы.

7. Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают порядок расчета поправочного коэффициента для образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более) по следующей формуле:

К = Фш / Фнш,

где: Фш-фактические расходы на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования в данном образовательном учреждении в предыдущем финансовом году (году, предшествующему введению НПФ);

Фнш - объём ассигнований по нормативу. Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ).

8. Объем средств, выделяемых образовательному учреждению, рассчитывается по следующей формуле:

Ф - Ф(гс) + Ф(б) + Ф(к),

где: Ф - общие расходы образовательного учреждения:

Ф(гс) - объем расходов на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования.

Определяется по следующей формуле:

Ф(гс) = N х П х У,

где: N - региональный расчетный подушевой норматив:

У - число обучающихся в образовательном учреждении;

П - поправочный коэффициент, установленный для данного образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более);

Ф(б) - объём расходов на образование, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования (транспортные услуги по подвозу учащихся к школе, меры социальной поддержки учащихся и работников, текущий ремонт и т.д.). Объём данных расходов определяется по каждому образовательному учреждению индивидуально исходя из средних расчетных показателей, сложившихся за предыдущие годы, с учетом индексов-дефляторов;

Ф(к) - объем расходов, не учитываемых при расчете регионального расчётного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования, подлежащих возмещению за счет средств местного бюджета (коммунальные расходы, капитальный ремонт, приобретение оборудования, мебели).

9. Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента и доведенном до образовательного учреждения, долю:

На материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;

На заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам.

Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает штатное расписание и заработную плату работников; разрабатывает и утверждает компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательную программу и учебный план.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет:

Соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

Соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного персонала;

Внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей;

Порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.

10. Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема средств образовательного учреждения на текущий финансовый год, определенного в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, количеством обучающихся и поправочным коэффициентом, и отражается в смете образовательного учреждения. Фонд оплаты труда рассчитывается по следующей формуле:

ФОТ = NхКхДхУ,

где: ФОТ - фонд оплаты труда образовательного учреждения;

N - норматив финансирования на реализацию государственного стандарта;

Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 годы (далее – ГПРО) предусмотрен переход организаций среднего образования (кроме малокомплектных школ) на подушевое нормативное финансирование.

Задачами подушевого нормативного финансирования являются:

– нормирование расходов государственного бюджета на реализацию образовательного процесса в школах республики в соответствии с едиными требованиями Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (ГОСО);

– совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам.

Подушевое нормативное финансирование среднего образования заключается в централизации расходов на образовательный процесс (реализацию ГОСО) на республиканском уровне и выделении пилотным школам бюджетных средств в расчете на 1-го учащегося в год.

Объем выделяемых бюджетных средств зависит от численности учащихся в школах.

Расходы на образовательный процесс включают затраты, связанные с оплатой труда работников школы, учебные расходы, а также премии и стимулирующие надбавки педагогическим работникам школ по результатам их деятельности и качества образовательных услуг.

Функция по обеспечению образовательной среды школ (коммунальные услуги, текущий ремонт, обслуживание зданий, подвоз и питание учащихся, прочее) остается в компетенции местных исполнительных органов с целью сохранения ими ответственности за состояние и развитие сети организаций среднего образования в регионах, поддержание материальной базы и инфраструктуры школ.

Подушевое нормативное финансирование не является новой формой оплаты труда, а представляет собой механизм выделения школам бюджетных средств для реализации образовательного процесса. Все гарантии в сфере оплаты труда работникам школ сохраняются. Расчет и оплата труда работников школы производится в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».

Размер подушевого норматива финансирования образовательного процесса (т.е. стоимость обучения 1 ученика) рассчитывается на один учебный год Министерством образования и науки РК (далее – МОН РК) на основании Методики подушевого нормативного финансирования среднего образования, утвержденной приказом Министра образования и науки РК от 30 октября 2013 года №440.

Стоимость обучения 1 ученика различается в зависимости от вида, уровня и места реализации образовательных программ.

При расчете подушевого норматива и общего объема финансирования образовательного процесса школ МОН РК учитывает:

– все существующие доплаты и надбавки за условия труда работников школ;

– нормативную наполняемость классов в городских (24 человека) и сельских (20 человек) школах;

– предельную наполняемость классов (25 человек). Стоимость обучения учащихся, которые превышают предельную наполняемость класса, уменьшается.

Исходя из размера подушевого норматива и на основании данных местных исполнительных органов о численности учащихся в разрезе классов, МОН производит расчет общего объема средств республиканского бюджета на реализацию подушевого финансирования (финансирование образовательного процесса) в каждой школе путем умножения подушевого норматива на численность учащихся конкретной школы (в зависимости от уровня образования, вида образовательной программы).

В основе механизма подушевого нормативного финансирования лежит принцип «деньги следуют за учеником». Эффектом от внедрения механизма подушевого нормативного финансирования в школах будут служить:

– развитие конкуренции между учебными заведениями, так как у школьников и их родителей появится возможность выбирать лучшую школу, а деньги в школу «придут» вместе с учеником;

– повышение качества образовательного процесса, так как угроза оттока учеников будет служить стимулом для администрации школы и местных органов власти улучшать состав учителей, материальную базу и условия учебы в школе.

«Борьба» школ за учащихся и педагогов станет важным условием повышения качества образования. При подушевом нормативном финансировании школа предлагает для повышения качества образования:

– педагогическим работникам: возможности для обучения и повышения своей квалификации, профессионального роста; премирование и стимулирование по результатам деятельности и достижении показателей качества образовательных услуг;

– учащимся: возможности участия в различных конкурсах и соревнованиях, в том числе на международном уровне; обеспечение качественным педагогическим составом, учебными материалами, учебным инвентарем и обновленной материально-технической базой.

Организация и мониторинг проведения апробации подушевого нормативного финансирования на уровне школ поручены АО «Финансовый центр».

С 1 сентября 2013 года начата апробация подушевого нормативного финансирования среднего образования республики на базе 50 пилотных школ в 4 областях республики (Актюбинская, Алматинская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская области).

Общий контингент учащихся пилотных школ составляет около 50 тыс. человек.

Также в пилотных школах проводится апробация функционирования попечительских советов, как нового коллегиального органа управления школой (приложение 3).

В целях подготовки к апробации и последующей реализации подушевого нормативного финансирования среднего образования разработаны и утверждены следующие нормативно-правовые акты:

1) Приказ Министра образования и науки РК «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки РК от 27 декабря 2012 года № 573 «О проведении апробации функционирования попечительских советов в некоторых организациях образования» (19 августа 2013 года №350);

2) Приказ Министра образования и науки РК «Об утверждении Правил подушевого финансирования среднего образования» (30 октября 2013 года №439);

3) Приказ Министра образования и науки РК «Об утверждении Методики подушевого нормативного финансирования среднего образования» (30 октября 2013 года №440);

4) Приказ Министра образования и науки РК «О проведении апробации подушевого нормативного финансирования среднего образования» (4 ноября 2013 года №447);

5) Постановление Правительства РК от 31 мая 2014 года № 598 «О внесении дополнения в постановление Правительства РК от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий»;

6) Приказ Министра образования и науки РК «О создании рабочей группы по вопросам апробации подушевого нормативного финансирования среднего образования» (14 июля 2014 года № 279).

Подушевое нормативное финансирование образовательного процесса в пилотных школах реализуется за счет целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета путем заключения соглашений между МОН РК и местными исполнительными органами.

По результатам апробации в 2013-2014 учебном году директора пилотных школ отмечают возросшую заинтересованность педагогов в каждом ученике, повышении качества преподавания, подъем в работе «спящих» учителей, рост мотивации учителей в личностном и профессиональном росте.

Главной целью внедрения подушевого нормативного финансирования среднего образования является повышение качества среднего образования. Объективно оценить результаты апробации и достижения главной цели подушевого нормативного финансирования за один учебный год сложно. Однако анализ промежуточных результатов апробации показал следующее.

За последний учебный год в пилотных школах увеличилось число работников, повысивших свою квалификацию, с 13% до 21%.

Среднемесячная заработная плата педагогических работников пилотных школ за 2013-2014 учебный год выросла с 72,0 тыс. тенге до 105,0 тыс. тенге, или на 33,0 тыс. тенге без учета уровня инфляции.

Число кружков и секций для развития детей в пилотных школах увеличилось на 156 единиц. Доля учащихся, задействованных в работе школьных кружков и секций, составила 57% от общей численности учащихся.

Число учащихся пилотных школ – победителей, призеров, лауреатов различных конкурсов и соревнований увеличилось за 2013-2014 учебный год с 17% до 22%.

Улучшились результаты ежегодного контроля успеваемости учащихся: в среднем по всем уровням образования с 54 баллов до 56 баллов. Самый высокий средний балл успеваемости у учащихся пилотных школ Акмолинской области – 59 баллов.

Средний показатель ЕНТ в пилотных школах за последний учебный год области увеличился с 71 балла до 76 баллов. Наиболее успешно учебный год завершили также учащиеся пилотных школ Акмолинской области – со средним баллом ЕНТ – 84 балла.

Основными трудностями в реализации подушевого нормативного финансирования среднего образования являются:

1) организационно-правовая форма школ («государственное учреждение»), ограничение размеров должностных окладов работников школ действующей системой оплаты труда, «привязка» школ к соблюдению помесячных планов финансирования;

2) дефицит учебных мест, который ведет к образованию экономии по оплате труда и вызывает трудности при освоении целевых текущих трансфертов пилотными школами;

3) необходимость дополнительной регламентации процессов реализации подушевого нормативного финансирования в ходе планирования и расходования целевых текущих трансфертов пилотными школами;

4) необходимость расширения перечня расходов на образовательный процесс пилотных школ и включения в них затрат, связанных с обеспечением полноценного функционирования школ и их оснащением;

5) недостаточность управленческих знаний, умений и навыков у директоров пилотных школ, знаний бюджетного законодательства у бухгалтеров школ;

6) не достаточно открыты: работа попечительских советов в пиолотных школах, процесс расходования целевых текущих трансфертов;

7) нарушение условий подушевого нормативного финансирования: имеются случаи нарушения антикоррупционного законодательства, нецелевого использования средств республиканского бюджета.

Рассмотрением вопросов по повышению эффективности механизма подушевого нормативного финансирования занимается специально созданная при Министерстве образования и науки РК Рабочая группа.

В 2015 году планируется продолжить апробацию подушевого нормативного финансирования среднего образования в 63 пилотных школах.

«С одной стороны, мы видим консолидацию усилий государства в области формирования понятных и прозрачных механизмов регулирования системы высшего образования. С другой стороны, трансформация экономических и финансовых механизмов – это необходимость сегодняшнего дня», - сказала эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, открывая круглый стол «Повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности вузов в условиях нормативно-подушевого финансирования высшего образования».

По словам Инны Каракчиевой , регуляторы, которые были до этого времени в системе высшего образования, сформировались давно, и уже не соответствуют тем ключевым изменениям, которые произошли в экономике и политике страны, поэтому требуют изменений и преобразований.

Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Сергей Кузьмин отметил, что никаких дополнительных новаций и революционных изменений в этой области не произойдет. «При этом в ближайшие три года мы планируем окончательно перевести всю систему на нормативно-подушевое финансирование, в том числе с возможностью отказа от коэффициентов выравнивания, которые сейчас применяются для адаптации и постепенного перевода системы к методике единых стандартов», - сказал замминистра.

В целом нормативы меняются не существенно, и большая их часть растет, считает заместитель директора Департамента Минобрнауки России Андрей Омельчук . Лишь небольшая группа уменьшается, но это минимальное снижение базовых норматив, уточнил он. «Все остальные корректирующие коэффициенты, которые мы применяем, позволяют перевести нормативы к тому соотношению, которое на наш взгляд, разрешает качественно осуществлять образовательную деятельность и финансировать все возникающие расходы», - рассказал специалист.

«Кроме механизмов контроля мы должны предложить новые инструменты управления и организации не только финансовой, но и образовательной деятельности. Одним из таких инструментов является механизм академической мобильности», - сообщил директор Департамента экономической политики Минобрауки России Андрей Зарубин . Специалист привел пример обмена модулями для механизма академической мобильности, где существует классический, технический и отраслевой ВУЗы. При этом каждое учреждение имеет более сильные направления в чем-то своем: философии, физике, специальных дисциплинах. «Если образовательная программа объединяется, то студент получает лучшее, что есть в этих университетах. И каждый раз, когда он проходит часть образовательной программы не в том ВУЗе, в который поступил, деньги следуют за студентом», - пояснил Зарубин.

«В направлении академической мобильности есть еще одна важная составляющая. Выпускающий ВУЗ должен разрешать студентам учиться в Сибири и на Дальнем Востоке. При этом региональным органам власти необходимо создать жилищные условия, предоставить практику и в последующем работу. Все это направлено на миграцию студентов, их переезд из Москвы в регионы Сибири и Дальнего Востока», - считает эксперт.

По мнению участников круглого стола, нормативно-подушевое финансирование дает возможность справедливого распределения средств в ВУЗовской среде. Это делает систему работоспособной и прозрачной для внешних контрагентов.



Просмотров