Передача в частную собственность государственного имущества называется. Современные формы перехода собственности. Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации

17. Появившееся в России в 1990–е гг. понятие "либерализация цен" означало: отказ от государственного регулирования цен

18. Передача или продажа государственной собственности с использованием именных чеков в России в начале 1990–х г. называется: ваучерной приватизацией

19. В истории России понятие "либерализация цен", "шоковая терапия", "монетаризм" связаны с периодом: начала 1990х гг.

20. Высшая законодательная власть в современной России принадлежит: Федеральному собранию

21. Федеральное собрание России согласно Конституции включает в себя: Совет Федерации и Государственную думу

22. Понятие "ближнее зарубежье" для России 1990х гг. включает: бывшие союзные республики СССР

23. В России осенью 1993 г. произошло: роспуск парламента – Верховного Совета России

24. В 1992 г. в России произошло: в России начались рыночные преобразования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вводная тема
1. Исторический источник это: произведение созданное человеком, продукт культуры 2. Установите хронологическую последовательность

Древнерусское государство
1. Прочтите отрывок из документа и укажите имя кня­зя, о котором идет речь. «В этом году сказала дружина князю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы - наги;

Имена князей события
Олег А) 907 г., 911г. Святослав В) 967-971 гг. Игорь Б) 941г., 944 г. 12. Упорядочение сбора дани, установление уроков и погостов связано с именем:

Имена земли
Александр Невский (Новгородская боярская республика) Ярослав Осмомысл (Галицко-Волынское княжество) Всеволод Большое гнездо (Владимиро-Суздальское княжество) Иван

Образование единого Российского государства в XIV-XV вв.
1. Основной причиной возвышения Московского княжества в XIV в. было:выгодное географическое положение 2. Главными соперниками московских князей в борьбе за ярлык н

Имена князей события
Иван III (1480 г.) Дмитрий Донской (1380 г.) Иван Калита (1327 г.) Александр Невский (1242 г.) 12. Расположите имена князей в хронологическо

Органы центрального управления, созданные в России в XVI в., назывались приказы
10. Какое событие произошло раньше всех других: правление Елены Глинской 11. Служилые люди, составлявшие постоянное войско в XVI в., назывались: стрельцам

Падение роли Земских соборов во второй половине XVII в. связано с утверждения абсолютизма
3. В чем заключалось своеобразие русской сословно-представительной монархии: возрастающая роль Боярской думы и Земских соборовв решении важных вопросов в жизни страны

Фамилия деятельность
А. Адашев – деятель Избранной рады Б. Морозов – боярин, фактический глава правительства 1645-1948 гг. К. Минин – один из вождей народного ополчения в период смуты. В. Гол

Вмешательство иностранных войск во внутренние дела другой страны называется интервенция
15. Соотнесите понятия и термины: 1. интервенция – вооруженное вмешательство, вторжение на территорию другого государства 2. крестоцеловальная запись – клятва, ко

Российская империя в XVIII веке
1. В отрывке из сочинения В. Ключевского: «Немцы посыпались в Россию, как сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все дох

Даты события
1863 г. – принятие Устава об автономии вузов 2. 1870 г. – начало осуществления городской реформы 3. 1864 г. – начало осуществления земской и судебной реформы 4

Фамилии деятельность
1. С. Уваров – министр просвещения, автор теории официальной народности 2. Д. Милютин – Военный министр инициатор, введения всеобщей воинской повинности; 3. М. Сперанский – ближай

Россия в начале XX века
1. Лидерами Конституционно-демократической партии (партии кадетов) были: П. Милюков, В. Набоков 2. Столыпинская аграрная реформа предусматривала: сохранен

Программные положения политические партии
1. отчуждение помещичьего землевладения за справедливое вознаграждение (Кадеты) 2. недопустимость принудительного отчуждения земли помещиков (РСДРП (м)) 3. передача земли в собств

Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию их автора
«20 июня в г. Царицыно я отдал армиям директиву: "Имея конечной целью захват сердца России - Москвы, приказываю..." Директива 20 июня, получившая в военных кругах наименования &

Великая Отечественная война
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события: Смоленское сражение, битва за Сталинград, Курская битва, снятие блокады Ленинграда 2. Советские

Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и определите, о начале какой битвы в нем идет речь
« С раннего утра 17 апреля на всех участках фронта разгорелись ожесточенные сражения, враг отчаянно сопротивлялся. Однако к вечеру, не выдержав удара танковых армий, введенных накануне, которые во

СССР в 1945-1964 гг.
1. Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики в 50-е гг. XX в. в СССР является: начало широкомасштабного жилищного строительства 2. Комиссию по

Прочтите отрывок из воспоминаний председателя КГБ В. Семичастного и определите о каких событиях идет в нем речь
« Организаторы хорошо понимали, что без КГБ начинать все не следует. Насколько мне известно, за неделю до начала октябрьского(1964 г.) Пленума состоялся разговор с Косыгиным, чтобы выяснить его поз

Россия в 1990-е годы XX в.
1. Суверенитет России провозглашен 12 июня1990 года: 2. СССР как государство был ликвидирован решением: Беловежской тройки (Ельцин, Кравч

СССР в 1964 -1984гг.
1. К особенностям политического развития СССР в 60-70-е г. XX в. относятся: А) закостенение партийно - государственных структур Б) идейное разоблачение сталинизма

Событие время
1. доклад Н.Хрущева « О культе личности и его последствиях» А) февраль 1956 2. принятие 3 Конституции СССР Б) октябрь 1977 3. избрание Генсеком ЦК КПСС М.Горбачева В) мар

Наиболее полную историко-литературную картину
советского ГУЛАГа дали опубликованные в период «гласности» произведения: А) А. Солженицына Б) В. Шаламова В) В. Дудинцева Г) А. Рыбакова.

Прочтите отрывок из резолюции партконференции и укажите год ее проведения
« Всесоюзная конференция КПСС, руководствуясь интересами социализма и перестройки, считает одной из важнейших задач дальнейшее развитие гласности. Конференция рассматривает гласность как развивающи

Вопросы к экзамену по отечественной истории
1. Происхождение Древнерусского государства. 2. Социально-политический строй Древней Руси. 3. Социально-политические изменения в русских землях в период монгольско

Американская модель - это либеральная рыночно- капиталистическая модель, предпо­лагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно- конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расшире­ние конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смяг­чающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государ­ство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыноч­ных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализа­ции экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском об­ществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и пра­вовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйст­венного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с дру­гой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государ­ства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государ­ства в экономику.

Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государст­венного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением кор­поративного начала.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государствен­ной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономиче­ской жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

18.Сущность, значение и структура отношений собственности. Основные режимы прав собственности и их последствия.

во первых: в своих исследованиях Рональд Коуз и Армен Алчиан оперируют не привычным для нас понятием собственности, а используют термин право собственности. Не ресурс сам по себе является собственностью, а пучок или доля прав по использованию ресурса -вот что составляет собственность.

Права собственности это права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды.

Отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Иными словами,обеспечение прав собственности предусматривает исключение других лиц из числа пользователей ограниченных ресурсов.

Экономическая теория рассматривает различные режимы прав собственности:

Частная собственность. В этом случае исключительными правами пользуются отдельные индивиды.

Государственная собственность. Исключительные права принадлежат государству, или точнее тем, кто его контролирует.

Коммунальная собственность. Исключительные права принадлежат некоему сообществу людей, которые контролируют доступ к ресурсу.

Общая собственность, или свободный доступ.

19.Сущность и цели национализации и приватизации собственности.

1. Передача из частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей экономики, земель, банков, жилых и общественных зданий. Словарь Ожегова

2. Отчуждение или передача имущества частных лиц в собственность государства. Может осуществляться безвозмездно на основе государственных актов или посредством выкупа имущества компаний, фирм, домашних хозяйств. Н. производится в отраслях производства, которые становятся неэффективными, нерентабельными, но в то же время имеют важное значение для государства. Экономический словарь

3. Мера социально-экономической политики государства, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства; одно из оснований прекращения права собственности. Право государства на Н. частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, является бесспорной прерогативой суверенного государства. В демократических государствах Н. производится только на основании закона и при условии адекватной компенсации собственнику национализируемого имущества. Юридический словарь

4. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (от лат. Natio) - народ. - процесс перехода в собственность народа.

Выделяя суть, можно сказать, что национализация есть процесс перехода собственности из частных рук в пользу государства. Национализация, как явление свойственно не только социалистическим государствам, но и капиталистическим странам с демократической формой правления. В частности, национализация в этих странах может проводиться в случае военных действий.; в случае неминуемого банкротства предприятий и т.д. Национализация может быть осуществлена путем денежного выкупа у частного собственника, либо в форме экспроприации, т.е. безвозмездно.

1. (от лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Юридический словарь

2. (от лат. privatus - частный) - передача государственного или муниципального имущества за плату либо безвозмездно в собственность частных лиц и организаций. Совпадает с понятием денационализации . Юридический словарь

3. Передача государственной или муниципальной собственности в частную собственность (безвозмездно или за плату). Словарь Ефремовой

4. Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).

Приватизация, в основном, характерна для стран с переходной экономикой. Ярким примером могут служить страны бывшего социалистического лагеря. Тем не менее, приватизация может проходить и в государствах с рыночной экономикой. В этом случае она имеет название повторной приватизации. Это значит, что отрасли, которые были ранее национализированы, при наступлении "лучших времен" вновь переходят в частную собственность. Повторная приватизация имела место в ХХ столетии в Англии с железными дорогами, сталелитейной промышленностью, во Франции с предприятиями угольной отрасли, авиакомпаниями, страховыми компаниями.

Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.
Б. Частная собственность является основой командной экономики.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

РЕШЕНИЕ:

Командно-административная экономика (Плановая, централизованная).
Признаки:
Государство распоряжается всеми хозяйственными ресурсами и организует производство товаров в соответствии с заранее принятым им планом. Над составлением этого плана работает огромный бюрократический аппарат.
Государство является собственником всех средств производства.
Управление экономикой осуществляется при помощи командно-административных методов (приказы, контроль, наказание, поощрение).
Самостоятельность товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, отсутствует, поскольку такого рода решения принимаются центральными государственными органами. Цены также назначаются государством и не зависят от наличия или отсутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара. Фактически имеет место диктат производителя над потребителем.
Большая часть прибыли, получаемой предприятием, уходит в государственный бюджет, а каждый работник, занятый на производстве, получает строго фиксированную сумму заработной платы. Экономическое положение производителей при данной системе мало зависит от их инициативы и предприимчивости, они теряют стимулы к эффективной работе. Негибкость командной системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров на прилавках.
Таким образом, основа командной экономики - государственная собственность.
Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам.

Отношения собственности в процессе исторического развития изменяются и развиваются. Это может происходить эволюционным путем в результате накопления необходимых предпосылок для перехода от одной формы собственности к другой. Например, при переходе от индивидуальной частной собственности к различным ее коллективным формам.

Этот процесс может также происходить революционным путем – мирным или немирным. Так, например, происходила национализация частной собственности в целом ряде стран, в том числе и в нашей стране.

В современных условиях национализация отчуждение или передача имущества частных лиц в собственность государства . Осуществляется на основе государственных актов или выкупа государством имущества компаний, фирм, домашних хозяйств. Национализация чаще всего распространяется на отрасли производства, в которых ведение хозяйства на основе коллективной и частной собственности является неэффективным и нерентабельным. Национализация может осуществляться также и в других случаях, например, национализация земельных участков при строительстве важных государственных объектов и т.д.

В начале 90-х гг. ХХ в. В нашей стране был взят курс на формирование рыночной экономики, которая предполагает необходимость использования разных форм собственности. Основными методами перехода к многообразию форм собственности являются разгосударствление и приватизация.

Разгосударствление процесс преобразования находящихся в государственной и муниципальной собственности предприятий в коллективные (арендные, акционерные, кооперативные и другие формы хозяйственной деятельности) предприятия . Если в 1990 г. государству принадлежало до 92% всех производственных фондов народного хозяйства страны, то сегодня – не более 15%. Разгосударствление не означает полного ухода государства из экономической сферы: современное производство не может развиваться без государственного регулирования. Это эффективно в определенных границах. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

В целом разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Разгосударствление является исходным этапом процесса приватизации.

Приватизация – это передача государственной и муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность . Приватизация может также осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Денационализация представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам .

Реприватизация приватизация ранее национализированной частной собственности, т.е. возврат в частную собственность той государственной собственности, которая возникла в результате национализации .

В России широкий размах процесс приватизации получил после принятия в 1991 г. закона о приватизации, в котором были заложены основы проведения приватизации.

Цели приватизации:

1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики.

2. Повышение эффективности деятельности предприятий.

3. Создание конкурентной среды.

4. Содействие демонополизации экономики.

5. Привлечение иностранных инвестиций.

6. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, полученных от приватизации.

7. Содействие процессу стабилизации финансового положения Российской Федерации.

Выделяются три модели приватизации, которые были использованы во время перехода к рыночной экономике. Основу первой модели приватизации составляет уравнительное или бесплатное распределение среди населения прав на приобретение имущества государственной собственности. Эти права в виде ваучеров, инвестиционных купонов подлежали обмену на акции приватизируемых предприятий с целью создания инфраструктуры рыночной экономики в сжатые сроки.

Вторая модель – продажа акций предприятия его трудовому коллективу на льготных условиях. Она предусматривает быструю передачу государственных предприятий в руки коллектива. Третья модель – продажа государственных предприятий по рыночной цене. Однако в чистом виде ни одна модель в странах переходной экономики не применялась.

Основными принципами (методами) приватизации являются:

 сочетание возмездной и безвозмездной передачи государственной собственности;

 равенство прав граждан на получение установленной доли собственности;

 преимущественное право членов трудового коллектива на получение части имущества;

 гласность проводимых мероприятий;

 государственный и общественный контроль за проведением приватизации.

Приватизация осуществляется в таких формах :

 преобразование предприятий в акционерные общества, в товарищества, в арендные предприятия и другие формы хозяйствования с приобретением работниками данных предприятий акций АО;

 приобретение населением акций акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов с последующей их продажей. Распределение доходов от продажи акций приватизированных предприятий, находящихся в федеральной собственности, происходит таким образом: в федеральный бюджет – 55, в республиканский – от 10, в местные – 4, самим приватизированным предприятиям – 14%;

 выкуп имущества арендатором или арендным предприятием по истечении срока аренды. При этом выкуп может осуществляться не только за наличные средства, но и за счет банковских кредитов. Доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды;

 продажа на конкурсе (коммерческом, некоммерческом – инвестиционном) и на аукционе.

Продажа на конкурсе – это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации . При этом в течение определенного срока могут быть сохранены профиль предприятия и численный состав прежнего трудового коллектива.

Коммерческий конкурс проводится в виде открытых акционерных торгов или закрытого тендера . При этом право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену.

Инвестиционный конкурс проводится на инвестиционных торгах . Продаются государственные и муниципальные предприятия, от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупателю, предложившему максимальный объем инвестиций.

Продажа на аукционе – это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации . При этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. Право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. Следовательно, приватизационный объект используется по усмотрению покупателя.

На основе вышеуказанных моделей в России разработаны и реализованы три варианта приватизации .

Первый вариант (рис. 3.1, а) предполагает безвозмездную передачу всем работникам приватизируемого предприятия привилегированных (неголосующих) акций в размере 25% уставного капитала АО . Они не дают права голоса на собраниях акционеров, но имеют приоритетное право на доходы по акциям по сравнению с простыми акциями. Например, АО плохо сработало, и дивиденды в этом случае могут быть начислены лишь по привилегированным акциям. Если АО обанкротилось и его имущество идет с молотка, то приоритетное право на получение своей доли имеют привилегированные акции. Работники, кроме того, могут купить до 10% обыкновенных, простых акций со скидкой до 30% их номинальной стоимости с предоставлением рассрочки до 3 лет. Должностным лицам (руководителю, его заместителю, главному инженеру, главному бухгалтеру) предоставляется право на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости в пределах до 5% уставного капитала. Остаток акций (60%) поступает в фонд Госкомимущества, который со временем организует их продажу. Следовательно, за государством сохраняется возможность контроля за деятельностью АО.

Второй вариант (рис. 3.1, б) предусматривает приобретение всеми членами трудового коллектива предприятия обыкновенных (голосующих) акций до 51% уставного капитала АО . Безвозмездная (продажа) передача отсутствует. При этом до 50% стоимости акций могут оплатить приватизационными чеками. Оплата должна быть произведена в течение 3 месяцев, оставшиеся 49% акций поступают в Госкомимущество для дальнейшей их реализации. Этот вариант является наиболее выигрышным для трудового коллектива, так как он обеспечивает трудовому коллективу контрольный пакет акций (51%). Поэтому большая часть трудовых коллективов выбрала именно этот вариант приватизации.

Третий вариант (рис. 3.1, в) предполагает право приобретения всеми работниками обыкновенных акций до 20% уставного капитала АО по номинальной стоимости, а также до 20% акций со скидкой 30% с рассрочкой до 3 лет . При этом размер первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций. Оставшиеся 60% акций поступают в Госкомимущество для последующей реализации и контроля со стороны государства.

Рис. 3.1

В России в целях безвозмездной передачи всем гражданам части общегосударственной собственности в 1992 г. была введена система приватизационных чеков. Первый этап приватизации вошел в историю реформ России как ваучерный этап.

Приватизационными чеками могла оплачиваться полностью или частично стоимость объекта приватизации. Российский фонд федерального имущества принимал приватизационные чеки по их номинальной стоимости в качестве платежного средства.

Весь период приватизации в России можно разделить на несколько этапов.

Первый этап – чековая приватизация (1992 – пер­вая половина 1994 гг.).

Приватизационный чек госу­дарственная ценная бумага целевого назначения на предъя­вителя номинальной стоимостью десять тысяч рублей, ис­пользуемая как платежное средство для приобретения объектов приватизации . Всего было распространено 144 млн приватизационных чеков, получивших в народе название ваучеров . Итоги первого этапа были двойственны и про­тиворечивы.

С одной стороны , в РФ сформировались: ак­ционерный сектор экономики, рынки ценных бумаг, система инвестиционных фондов и других финансовых струк­тур. К 1 июля 1994 года в частный сектор экономики пере­шли 50% предприятий легкой и пищевой промышленно­сти, 35% – строительных организаций, 42% – автотран­спортных предприятий, около 50% – торговли, 55% – предприятий общественного питания, 21% – бытового обслуживания.

С другой стороны , использование приватизационных чеков не смогло решить те задачи, которые рассматрива­лись как ключевые в трансформации собственности, и, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что большинство граждан РФ не стали собственниками бывшей государ­ственной собственности и фактически от приватизации положительного результата для себя не получили. Это объясняется тем, что, поскольку приватизационные чеки не являлись именными, то большая их часть была скуп­лена спекулянтами, часть их была вложена в инвестици­онные фонды, большинство из которых никаких инвести­ций не осуществили и, наконец, часть чеков была вложе­на работниками в акции своих предприятий, многие из которых испытывали серьезные финансовые трудности и поэтому никаких дивидендов выплачивать не могли.

Следует также сказать, что первый этап приватизации не способствовал росту инвестиций в экономику России.

Второй этап приватизации в РФ денежный (1994-1996 гг.). Он имел две основные цели: существенное по­полнение бюджетов всех уровней; инвестиционная поддер­жка приватизированных предприятий. На этом этапе па­кеты акций приватизируемых предприятий должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равно­мерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджеты всех уровней и инвестиции в развитие пред­приятий.

Однако намеченные цели выполнены не были. Напри­мер, в 1995 г. в бюджет РФ должно было поступить от приватизации 9 трлн р., а поступило на самом деле 500 млрд р., или 5,5% от задания. Чтобы перело­мить эту ситуацию и улучшить финансовое состояние го­сударства, в 1995-1996 гг. в стране начали проводиться залоговые аукционы, в соответствии с которыми прави­тельство (бюджет РФ) получало от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний. По акциям, предназначенным в залог, проводились закрытые аукционы (тендеры), побе­дителями которых становились банки, предложившие бо­лее крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговых аукционах, получали право управлять залоговыми паке­тами акций в течение всего времени залога. По истечении этого времени (1 сентября 1996 года) в случае невозврата кредитов залогодержатель становился собственником за­логового пакета акций.

В общем итоге федеральный бюджет получил от залого­вых аукционов около одного миллиарда долларов, что зна­чительно меньше (по различным оценкам в 5-10 раз) рыночной стоимости проданных пакетов акций.

В 1997 г. начался третий этап приватизации . На этом этапе основной акцент делался не на приватизацию предприятий (большая часть из них уже была приватизи­рована), а на приватизацию имущественных долей пред­приятий, находящихся в собственности государства. Круп­нейшими сделками на этом этапе стали продажи пакетов акций компаний «Связьинвест», «Роснефть» и др.

В 2002 г. был принят новый закон о приватизации, в котором предусмотрено в течение пяти-семи лет завер­шить в основном процесс приватизации в России.

Подводя предварительные итоги приватизации в РФ, следует отметить, что, наряду с положительными резуль­татами, связанными прежде всего с формированием ры­ночной экономики, реальный ход приватизации выявил много ошибок и нарушений в ее проведении, не позволив­ших в значительной степени реализовать ее цели и зада­чи. Это особенно проявилось при определении объектов приватизации, последовательности ее проведения, при определении способов приватизации и стоимости имущества приватизируемых объектов.

Выводы

1. Собственность рассматривалась с двух точек зрения:

Собственность как юридическая категория есть имущественное отношение. Это право собственности на имущество, или отношение к вещам, т.е. к объектам. Субъектами собственности являются обладатели факторов производства и результатов производства. Принадлежность имущества субъектам (собственникам) закреплена в правовых нормах и законах. При этом субъекты собственности приобретают статус юридического и физического лица и наделяются правами владения, пользования и распоряжения.

Собственность как экономическая категория – это отношение между людьми по поводу присвоения средств производства и результатов производства. Субъекты собственности наделяются полномочиями присвоения, хозяйственного использования и экономической реализации.

2. Тип собственности – это особый этап в развитии собственности. Различают два типа собственности: частную и общую (совместное достояние). Частная собственность предполагает трудовую частную собственность (крестьяне, фермеры, ремесленники и т.д.) Она создается за счет собственного труда работника. Нетрудовая частная собственность предполагает разъединение труда и собственности. Возникает имущественное неравенство. Неимущие вынуждены работать на собственника и находятся в полной экономической зависимости от последнего.

3. Формы собственности – это принадлежность факторов (ресурсов) и результатов производства субъектам. Они определяются конкретными историческими условиями как эволюционно (постепенно) и революционно (насильственно). Согласно Гражданскому кодексу (1995 г.) существуют следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

4. Основными методами перехода к многообразию форм собственности являются:

 разгосударствление – процесс преобразования находящихся в государственной и муниципальной собственности предприятий в коллективные (арендные, акционерные, кооперативные и др.);

 приватизация – это передача государственной и муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

5. Различают три модели приватизации в условиях перехода к рыночной экономике:

 уравнительное, или бесплатное, распределение среди населения прав приобретения имущества государственной собственности через ваучеры, инвестиционные купоны;

 продажа акций предприятия его трудовому коллективу на льготных условиях;

 продажа государственных предприятий по рыночной цене.

6. Весь период приватизации в России можно разделить на 3 этапа:

 I этап связан с чековой приватизацией (1992 г. – первая половина 1994 г.);

 II этап – денежный (1994-1996 гг.);

 III этап начался в 1997 г. В 2002 г. был принят новый закон о приватизации, в котором предусмотрено в течение пяти-семи лет завершить в основном процесс приватизации в России.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 217

1. Приватизация представляет собой процесс перехода имущества, находившегося в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.
Учитывая, что прежний хозяйственный уклад был основан на преобладании государственной собственности, приватизация приобрела черты чрезвычайно масштабного явления, охватившего все сферы хозяйства и определившего многие черты экономики.
Сама по себе норма ст. 217 ГК лишь указывает на возможность приватизации и отсылает к законам о приватизации.
2. Из ст. 217 ГК следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в частную собственность. Очевидно, что законодатель, исходя из того понимания права собственности, которое дано в ст. 209 ГК, определяет приватизацию как право собственника распорядиться имуществом. Однако законами и иными правовыми актами о приватизации было установлено право тех лиц, которые выступали как покупатели приватизируемого имущества, требовать приватизации. Таким образом, наряду с правом собственника передать имущество из государственной (муниципальной) собственности в частную собственность возникло также право частного лица, отвечающего установленным законом условиям, требовать приватизации имущества.
Первоначально приватизация сочетала как инициативу государства, так и инициативу частных лиц.
3. Приватизация является специальным, особым способом прекращения и приобретения права собственности, поэтому законы и иные нормативные акты о приватизации действуют в изъятие из общих норм ГК о возникновении и прекращении права собственности. И лишь постольку, поскольку законами и иными нормативными актами о приватизации не урегулированы конкретные отношения, применяются соответствующие нормы ГК.
Кроме того, органы государственной власти, действующие от имени государства, органы местного самоуправления в процессе приватизации, как это присуще публичным органам, подчиняются специальным правилам и процедурам, определяющим их деятельность. Поскольку эти правила охватывают совершение сделок приватизации, они являются обязательными и для покупателей (приобретателей) государственного (муниципального) имущества, а нарушение установленных правил влечет за собой недействительность сделок приватизации.
4. В ст. 217 ГК указано, что приобретателями государственного (муниципального) имущества являются граждане и юридические лица. Законодателем здесь использовано определение из п. 1 ст. 213 ГК. Очевидно, что имеются в виду граждане и юридические лица - частные собственники. Но, если по общему правилу любое юридическое лицо является частным собственником, поскольку оно не относится к числу предприятий и учреждений, указанных в п. 4 ст. 214 ГК, для целей приватизации частным собственником, имеющим право приобрести имущество в порядке приватизации, являются те юридические лица, в том числе хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государства не превышает установленного размера (25%).
5. Приватизация государственного или муниципального имущества осуществляется возмездно. Цена приватизируемого имущества определяется в соответствии с Правилами определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 369.
Приватизация имущества без указания его стоимости недопустима.
Применение иных средств платежа, кроме валюты РФ (например, акций, векселей и т.д.), для приобретения имущества в порядке приватизации не допускается. Если такие условия предусмотрены сделкой о приватизации, то такая сделка является незаконной (ничтожной).
6. Приватизация земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, природных ресурсов, государственного и муниципального жилищного фонда, государственного резерва, государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, безвозмездная передача в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, передача государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений, передача государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, продажа государственного и муниципального имущества на основании судебного решения, приватизация акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом регулируется не законом о приватизации государственного и муниципального имущества, а иными законами и нормативными актами.
В частности, Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-1 сохраняет принцип безвозмездной передачи жилых помещений из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан.
7. Одним из наиболее сложных вопросов является вопрос о сфере действия нормы ст. 217 ГК. Преобладает мнение, что любая сделка, в результате которой прекращается право государственной или муниципальной собственности на конкретный объект и возникает право частной собственности на этот объект, является незаконной, если при этом нарушен порядок, установленный законодательством о приватизации. В частности, как правило, признаются ничтожными договоры мены, по которым частный собственник, получив тот или иной объект в собственность, взамен передает равнозначные объекты в государственную или муниципальную собственность.
Не находят поддержки в судах и такие договоры, в результате которых возникает общая собственность на объект, который до того находился в исключительной государственной (муниципальной) собственности. Например, если заключен договор о перестройке (реконструкции, пристройке) здания, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, в результате которого новый объект большей площади и реконструированный оказывается в общей собственности, причем долю в собственности имеет гражданин или частное юридическое лицо, то суды нередко признают такие договоры не соответствующими законодательству о приватизации и ничтожными.
Между тем в данном случае есть основания полагать, что если договор в целом не преследует цели перехода имущества в частную собственность, а имеет иные цели - инвестиции в городское хозяйство и т.п., то такой договор может быть квалифицирован как договор, не являющийся договором о приватизации.
Необходимо отметить, что норма ст. 217 ГК не исключает иных способов распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, если отношения сторон не охватываются целями приватизации. Из нормы ст. 217 ГК трудно сделать вывод, что такие договоры, как, например, договор мены или договор простого товарищества, т.е. возмездные договоры, не являющиеся договорами приватизации, в принципе запрещены для публичных собственников.
Конечно, если возник спор, суд обязан проверить, не совершена ли конкретная сделка в обход законодательства о приватизации. Если такое заявление подтвердится, то такой договор будет ничтожным в силу п. 2 ст. 170 ГК как притворная сделка.
8. Законодательство о приватизации состоит из Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных актов. Нормы о приватизации, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Закону о приватизации.
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (п. 3 ст. 4 Закона о приватизации).
9. На практике возникают вопросы, связанные с определенными коллизиями между федеральным законодательством и местными актами о приватизации.
Конституционным Судом РФ в Определении от 15 июня 1999 г. N 64-О "По делу о проверке конституционности пунктов 4.9 и 4.10 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года N 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" подтверждено право органов местного самоуправления устанавливать условия и порядок определения цены приватизируемого муниципального имущества.
ВАС РФ также исходит из того, что при продаже приватизируемых объектов муниципальной собственности органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять выкупную стоимость нежилых помещений и в том случае, если федеральным законодательством установлен иной порядок определения выкупной цены (п. 16 информационного письма от 21 февраля 2001 г. N 60 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации").
Иные вопросы приватизации муниципального имущества, в частности круг объектов, подлежащих приватизации, также относится к компетенции органов местного самоуправления.
Если органами местного самоуправления не приняты акты, определяющие порядок приватизации, а также в части, не урегулированной нормативными актами органов местного самоуправления, действуют соответствующие федеральные нормативные акты.
10. Ранее принятые федеральные нормативные правовые акты, регулирующие отношения приватизации, действуют в части, не противоречащей Закону о приватизации до принятия соответствующих федеральных законов или нормативных правовых актов.
В частности, эти нормативные акты действуют в части установления условий и порядка приватизации, поскольку это не исключается Законом о приватизации. В то же время установление объектов, подлежащих приватизации, относится к компетенции Российской Федерации, субъектов федерации, органов местного самоуправления.
Глава 14. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ



Просмотров