Передача права на товарный знак. Передача права на товарный знак В каких случаях может возникнуть необходимость в договоре об отчуждении права на товарный знак

Необходима ли регистрация товарного знака даже в том случае, если он используется уже в течение многих лет?

В странах, использующих правовую систему, основанную на общем праве, в случае возникновения спора «преждепользование» как правило является достаточным основанием для заявления прав на данный товарный знак. Однако в странах, применяющих гражданское право, это как правило не так. Только регистрация товарного знака предоставит правовую определенность в отношении исключительных прав на использование данного товарного знака, независимого от того, сколько лет предприятие использует это название. Даже в первом случае очень рекомендуется зарегистрировать товарный знак, поскольку в случае судебного спора регистрация укрепит позицию владельца прав.

При наличии охраны товарного знака предоставляет ли она автоматически права на связанное название домена?

в целом процесс регистрации названий доменов отличается от регистрации товарных знаков. Тем не менее, многие страны пришли к выводу о настоятельной необходимости принятия предупредительных мер в целях предотвращения столкновений между знаками и названиями доменов. Система регистрации названий доменов как правило функционирует на основе принципа «первым пришел - первым обслужили» и любое лицо имеет право получить любое название домена без доказательства коммерческого использования. Однако, в целях борьбы с киберсквоттингом имеется простая процедура - Служба воис по урегулированию споров в связи с названиями доменов, информацию о которой вы можете получить на веб-сайтах Центра ВОИС по арбитражу и посредничеству и корпорации Интернета по присвоению имен и номеров (ICANN) http://www.icann.org .

При регистрации товарного знака в отношении одного вида товаров или услуг дает ли это мне автоматически исключительные права на использование этого товарного знака в отношении всех товаров и услуг?

Права, предоставляемые в силу регистрации товарного знака (помимо прав, которые предоставляют общеизвестные знаки, пользующиеся более сильной охраной в ряде стран), как правило ограничены товарами или услугами, которые тождественны или сходны с товарами и услугами, в отношении которых регистрируются знаки. Таким образом, хотя вы можете обладать исключительными правами на ваш товарный знак в отношении определенных товаров или услуг в конкретном классе или нескольких классах товаров или услуг, другая компания может на законном основании использовать тот же знак в отношении товаров или услуг, которые не являются тождественными. Согласно большинству современных законов по товарным знакам при необходимости вы можете испрашивать охрану товарного знака в нескольких классах. Однако, некоторые страны все еще требуют подавать отдельные заявки для каждого класса товаров или услуг. Большинство стран присоединились или применяют систему Международной классификации товаров и услуг, которая подразделяет все товары на 34 класса и услуги на 8 классов.

Могу ли я зарегистрировать свое имя в качестве товарного знака?

Да, вы можете зарегистрировать ваше имя в качестве товарного знака при условии, что ведомство по товарным знакам вашей страны или страны, в которой вы испрашиваете охрану, сочтет его «отличительным». Отличительный характер имени зависит от разнообразных факторов. В качестве общего правила можно констатировать: чем более широко распространенным является имя, тем меньше вероятность того, что оно будет рассматриваться в качестве отличительного, поскольку существует много других лиц с таким же именем. Аналогичным образом, чем более редким является имя, тем больше его отличительность и соответственно вероятность его регистрации.

В любом случае, даже если вам отказано в регистрации вашего имени в качестве знака, либо на основании того, что оно не является отличительным, либо в силу того, что кто-то уже зарегистрировал его, это не мешает вам использовать его в вашей деловой практике для обычных деловых целей.

Могу ли я быть владельцем знака, но не обязательно использовать его?

Как правило, после регистрации вашего товарного знака вы должны его использовать. Если ваш знак не используется, существует вероятность аннулирования регистрации по заявлению третьей стороны, которая может доказать, что ваш знак не используется. В большинстве стран знак не аннулируется до тех пор, пока не будет установлено, что он не используется уже в течение трех лет. В этом контексте рекомендуется проверить правовой статус знака в стране или странах, для которых зарегистрирован ваш знак.

Однако, если владелец знака может доказать, что несмотря на его намерение использовать знак, ему не удалось это сделать ввиду независящих от него обстоятельств, регистрация знака не может быть аннулирована.

Могу ли я зарегистрировать или использовать знак, который созвучен с существующим знаком, но выглядит по-другому?

Если вы пытаетесь зарегистрировать знак, который созвучен с уже зарегистрированным знаком, ведомство по товарным знакам вашей страны примет решение в отношении того, является ли предлагаемый вами знак тождественным до смешения с существующим знаком. Если ведомство убедится, что соответствующие товары или услуги часто заказываются устно, существует определенная вероятность, что ведомство отклонит вашу заявку, при условии, что оно по своей собственной инициативе проведет экспертизу в отношении того, вступает ли ваша заявка в противоречие с ранее существующими правами третьих лиц, или, если это не так, по соответствующему запросу в ходе процедуры возражения. Если вы используете такой знак без регистрации, владелец зарегистрированного знака может возбудить судебный иск против такого использования на том основании, что ваш знак является тождественным до смешения с его знаком и в качестве такового его использование вами является попыткой «выдать» ваш знак за принадлежащий ему. Соответствующее решение как правило принимается судом в ходе процедуры рассмотрения нарушения прав на товарный знак и зависит от обстоятельств конкретного случая. Если определенные условия выполнены, суд может приказать принять предварительные меры даже не заслушивая другую сторону.

Могут ли звуки и запахи также рассматриваться в качестве знаков?

В той мере, насколько звук или запах придает знаку отличительный характер, он может быть зарегистрирован в качестве знака. Однако не существует международного обязательства предусматривать регистрацию звуков и запахов в качестве знаков и такая регистрация зависит от конкретного национального законодательства, регулирующего вопрос о возможности регистрации таких знаков. Многие страны, законодательство которых допускает охрану обозначений, которые в качестве таковых не подлежат визуальному восприятию, исходя из практических причин ограничивают возможность регистрации теми обозначениями, которые могут быть графически представлены без каких-либо больших сложностей, что как правило имеет место в случае звуков.

Могу ли я разрешить кому-либо еще использовать мой знак?

Конечно же вы можете выдать лицензию на право использовать ваш знак любому лицу. При этом следует помнить, что поскольку знаки устанавливают связь между знаком и соответствующими товарами, они часто воспринимаются как указание определенного качества и репутации. Поэтому важно, чтобы лицо, которому вы выдаете лицензию на использование ваших прав, сохраняло такую связь, а также такое же качество и репутацию. В этом отношении вы должны тщательно контролировать надлежащее использование знака вашим лицензиатом. Законодательство ряда стран даже требует, чтобы в лицензионном соглашении предусматривался эффективный контроль со стороны лицензиара и лицензионное соглашение считается аннулированным, если оно не предусматривает контроля за качеством или если такой контроль за качеством осуществляется неэффективно. Тесная связь и контроль за использованием знака лицензиатом также важны для выполнения требования об использовании, т.е., использование вашего знака другим лицом, которое на законных основаниях получило от вас соответствующее разрешение и которое использует знак под вашим контролем и наблюдением, как правило рассматривается как использование знака его владельцем.

При осуществлении экспорта должен ли я регистрировать свой знак также в других странах?

Законодательство по интеллектуальной собственности как правило носит территориальный характер, т.е. ваше право на принадлежащий вам товарный знак ограничено территорией страны, в которой вы подали заявку и осуществили регистрацию. Поэтому, если вы экспортируете товары, снабженные вашим знаком, но получили охрану на этот знак только в вашей стране, то ваш знак является уязвимым на экспортном рынке. Поэтому при выходе на экспортный рынок очень важно, чтобы ваш знак был зарегистрирован в странах, в которые вы экспортируете или намереваетесь экспортировать свои товары с тем, чтобы ваш знак также охранялся и в этих странах. В отношении рекомендаций об охране товарных знаков за рубежом см. « ».

Продукт труда становиться товаром лишь потому, что он вступает в обмен и по поводу его возникают отношения между товаропроизводителями.

Товар – это продукт труда, предназначенный для удовлетворения потребностей людей, и попадает в потребление через обмен на рынке.

Сущность товара раскрывается через его свойства :

    потребительскую стоимость;

    стоимость.

Потребительская стоимость – это свойство товара удовлетворять ту или другую потребность людей. Всякая ли полезная вещь, может быть товаром? Нет, только та, которая произведена или опосредствована трудом человека. Кроме того, товаром становиться не любая, а лишь общественная потребительская стоимость, то есть предназначенная для удовлетворения потребностей не самого товаропроизводителя, а других лиц. Потребительская стоимость означает факт отчуждения товара от его производителя на основе обмена.

Каждый отдельный товар можно обменивать на великое множество других в разнообразных количественных пропорциях. Пропорции, в которых обмениваются потребительские стоимости разнообразного рода, составляют меновую стоимость . Что лежит в основе этих пропорций (меновых стоимостей), что делает товары сравнительными? Ведь как потребительские стоимости они разнообразные. Объединяют все товары то, что они – продукт труда. Как результат определённого количества человеческого труда , товары имеют стоимость . Меновые же стоимости выражают отношения между затратами труда на производство продуктов, которые обмениваются. Итак, стоимость – это внутреннее свойство товара, внешней формой его проявления есть меновая стоимость . Как потребительские стоимости , товары качественно разные , как стоимости – качественно однородные .

Стоимость как экономическая категория выражает отношения между товаропроизводителями по поводу затрат их работы на производство продуктов, которыми они обмениваются как товарами.

Потребительская стоимость и стоимость – две стороны товара, которые постоянно находятся в разногласия. Если товары остаются не проданными, то потребительские стоимости не проявляют себя как стоимости.

Два свойства товара есть следствием двойственного характера труда, воплощенной в нем:

    Конкретный труд.

    Абстрактный труд.

Каждый конкретный труд отличается творческой направленностью, орудием, технологическими мероприятиям, привычками и знаниями рабочих, конечной целью. Он создает потребительскую стоимость .

Если абстрагироваться от конкретного характера труда, то в нем считается то, что он есть затратами человеческой рабочей силы вообще, то есть абстрактного труда . Именно последний есть тем общим, что помещается во всех конкретных видах товаров разных производителей. Абстрактный труд – источник, субстанция стоимости . Всякая абстрактный труд есть общественный. Общественный труд обнаруживается лишь на рынке, если товары обмениваются, то есть происходит сведение конкретных видов труда к абстрактным. Если продукция не будет реализована на рынке, то частный труд воплощенный в ней, не найдет общественного признания, то есть будет напрасно израсходованной.

Разногласие между частным и общественным трудом – это основное противоречие товарного производства , которое сопровождается стихийным колебанием цен, разорением одних и обогащением других производителей товаров.

Теории стоимости

Теории трудовой стоимости придерживались величайшие мыслители мировой экономической мысли – А. Смит, К. Маркс и Дж. М. Кейнс.

Кроме этой теории стоимости в мировой экономической литературе сформировались:

Концепция предельной полезности - есть субъективно-психологической, поскольку она игнорирует производство товаров, значение затрат производства и т.п. Тем не менее предельная полезность действительно влияет на поведение покупателя на рынке: покупая любой товар, он обязательно учитывает ту величину полезности, которую получит в расчете на каждую денежную единицу цены.

Теория затрат производства - стоимость товара создается с помощью таких трех факторов, как труд, земля, капитал. Всем этим факторам отводиться одинаковая роль, хотя на самом деле активную роль играет лишь труд, а стоимость других факторов лишь переноситься конкретным трудом производителя на вновь созданный продукт.

Концепция спроса и предложения - стоимость товара определяется соотношением спроса и предложения, тем не менее несостоятельна объяснить, как определяется величина стоимости при условиях совпадения последних. Кроме того, из этой теории вытекает, что стоимость формируется лишь в сфере обмена, хотя на самом деле сферой образования стоимости есть производство. Соотношение же между спросом и предложением влияет на отклонение цены от стоимости, а не на саму стоимость.

1. Базовые ставки ввозных пошлин применяются в отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях.

2. Ставки ввозных таможенных пошлин с 1996 г. составляют 75% от базовых в отношении товаров из развивающихся стран - пользователей схемой преференций* России. У промышленно-развитых стран эти ставки уменьшаются в два раза.

Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимает­ся предоставляемая одним государством другому на условиях вза­имности или в одностороннем порядке льгота в отношении товара, перемещаемого через Т-границу, в виде возврата ранее уплаченной по­шлины, освобождения от её оплаты, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. При этом преференции (от лат. praeferre -предпочитать) предоставляются без распространения на третьи страны. Они устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

3. Они не применяются вовсе в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей схемой преференций РФ.

Определен перечень товаров из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе в РФ предоставляются таможенные преференции.

4. Базовые ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются в два раза в отношении товаров, происходящих из стран, которым Россия не предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации, и товаров, страна происхождения которых не установлена.

Таким образом, при исчислении таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров к базовой ставке применяют коэффициенты: ×1; ×0,75; ×0, ×2.

Ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще, чем один раз в 6 месяцев. Эти решения Правительства РФ вступают в силу не ранее чем через 180 дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда такие изменения ведут к понижению ставок.

В последнее время в соответствии с принятыми Президентом РФ решениями произошло значительное сокращение ранее предоставленных льгот по уплате ввозных пошлин. В основном эти льготы были предоставлены в индивидуальном порядке отдельным предприятиям и организациям, что в принципе противоречит основам таможенного и налогового законодательства. Поэтому их отмена должна рассматриваться не как ужесточение режима внешнеэкономического регулирования, а как одно из направлений наведения порядка в данной сфере государственного управления.

В отношении порядка обложения НДС и акцизами ввозимых в Россию товаров, можно отметить следующие:



Уплата этих налогов осуществляется одновременно с уплатой других таможенных платежей;

Льготы по уплате НДС, а также акцизов по подакцизным товарам устанавливаются в соответствующих законодательных актах РФ (например, льготы по уплате НДС перечислены в Законе РФ "О налоге на добавленную стоимость");

Товары, происходящие с территории государств - участников СНГ, при ввозе на российскую территорию НДС и акцизами не облагаются (за некоторыми исключениями).

В отношении ввозимых товаров применяются ставки НДС: единая ставка в размере 18%, а по продовольственным товарам, товарам для детей и некоторым другим товарам применяется ставка в размере 10%.

Номенклатура товаров, облагаемых акцизами при их ввозе на Т-территорию России, и ставки акцизов определяются Правительством РФ.

СТ 232 ТК ТС

1. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада, при условии, что эти операции не повлекут за собой изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) средств идентификации.

2. С разрешения таможенного органа с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться простые сборочные операции, а также операции по:

отбору проб и образцов;

подготовке товаров к продаже и транспортировке, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарного вида.

3. Все операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, не должны изменять характеристики этих товаров, связанные с изменением классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

4. В отношении всех или части товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами.

Комментарий к Ст. 232 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

1. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, следующие операции:

1) без разрешения таможенного органа: обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада. Одним из основных требований является обеспечение неизменности состояния товаров, а также обеспечение целостности средств идентификации. Исходя из этого требования, без наличия разрешения таможенного органа совершаются такие операции, как осмотр, взвешивание, сушка, проветривание, измерение товаров. В то же время перечень "обычных операций", изложенный в комментируемой статье, трудно назвать исчерпывающим. В данном случае могут совершаться и другие операции, которые не влекут за собой изменение состояния товаров, нарушение их упаковки и (или) средств идентификации;

2) с предварительного разрешения таможенного органа: операции, перечисленные в ч. 2 ст. 232 ТК ТС ЕврАзЭС.

2. Операции, не указанные в ч. 1 комментируемой статьи, в т.ч. числе простые сборочные операции, отбор проб и образцов товаров, а также операции, необходимые для подготовки товаров к продаже и транспортировке, включая дробление партий, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции, необходимые для улучшения товарных качеств, могут совершаться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями с разрешения таможенного органа.

В случаях если в соответствии с комментируемой частью на совершение операций с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, требуется разрешение таможенного органа, такое разрешение выдается на основании письменного обращения заинтересованного лица в день обращения. Разрешение выдается в письменной форме в виде отдельного документа либо совершения соответствующей надписи уполномоченным должностным лицом таможенного органа на письменном обращении заинтересованного лица. Отказ в выдаче разрешения допускается только в случаях, если в результате совершения операций с товарами могут измениться их характеристики, связанные с классификацией товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

3. Законодатель закрепил необходимость сохранения характеристик товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, связанных с классификационным кодом по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при совершении операций с данными товарами.

Для этих целей лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров (его представитель), должно обратиться в таможенный орган, на контроле которого находятся хранящиеся на таможенном складе товары, с заявлением в произвольной форме, которое должно содержать сведения о товарах, операциях и технических средствах и материалах, используемых при проведении таких операций, которое принимается и регистрируется таможенным органом в соответствии с правилами внутреннего делопроизводства. При этом таможенный орган вправе отказать в выдаче такого разрешения, если совершение указанных операций повлечет утрату товаров или изменение их существенных свойств, что может выразиться в том числе в изменении классификационного кода товара по ТН ВЭД ТС на уровне десятого знака, за исключением случая, когда изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД ТС связано:

С истечением времени, начало которого определяется моментом промышленного изготовления товара;

С принятием таможенным органом решения о классификации товаров;

С изменением классификации товаров по ТН ВЭД ТС в период хранения товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, в связи с внесением изменений в ТН ВЭД ТС;

С порчей или повреждением товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период хранения на таможенном складе.

4. В период хранения товаров на таможенном сладе допускается передача прав владения, пользования и (или) распоряжения на них путем совершения различных сделок, соответствующих законодательству РФ и Таможенного союза.

Отчуждение товаров, хранящихся на таможенном складе, а также передача в отношении их прав владения, пользования, распоряжения допускается только с предварительного уведомления таможенного органа, на контроле которого находятся такие товары, в письменной форме.

В уведомлении должны быть указаны сведения, которые необходимы для таможенного оформления товаров (наименование товаров, номер декларации, номер формуляра контроля товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, если ранее в отношении товаров проводилась операция по их отчуждению), а также сведения о документах, в соответствии с которыми осуществляется отчуждение товаров, передача в отношении их прав владения, пользования или распоряжения другому лицу; сведения о лице, приобретающем имущественные права на товары (наименование организации с указанием организационно-правовой формы).

К уведомлению должны быть приложены документы (их копии), в соответствии с которыми товары отчуждаются либо в отношении их передаются права владения, пользования или распоряжения.

Лицо, приобретшее имущественные права на товары, представляет в контролирующий таможенный орган письменное обязательство по дальнейшему соблюдению требований и условий, установленных ТК ТС ЕврАзЭС в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада и находящихся на хранении на таможенном складе. Обязательство должно содержать сведения:

О лице, приобретшем имущественные права на товары (наименование лица с указанием его организационно-правовой формы, ОГРН, место нахождения, номер телефона, телекса, факса, номера банковских счетов с указанием банковских учреждений, в которых эти счета открыты, и МФО по каждому банку, сведения о документе, удостоверяющем личность (для физического лица), если законодательством Российской Федерации предусматривается наличие ИНН у заявителя, также указывается ИНН);

О товарах (наименования товаров, их количество, номер таможенной декларации, в соответствии с которой товары были помещены под таможенную процедуру таможенного склада).

После получения таможенным органом уведомления об отчуждении товаров, передаче в отношении их прав владения, пользования или распоряжения другому лицу и обязательства по соблюдению в отношении таких товаров установленных требований и условий таможенный орган незамедлительно оформляет формуляр контроля за товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада (далее - формуляр), и вручает второй экземпляр лицу, приобретшему имущественные права на товары, либо его уполномоченному представителю лично или по почте. Копия формуляра, заверенная таможенным органом, вручается владельцу таможенного склада, на котором осуществляется хранение таких товаров.

Формуляр является документом, необходимым для целей таможенного оформления и таможенного контроля товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада.

Первый экземпляр формуляра, а также уведомление об отчуждении товаров, передаче в отношении их прав владения, пользования или распоряжения другому лицу и обязательство по соблюдению в отношении таких товаров установленных требований и условий, зарегистрированные таможенным органом в соответствии с порядком, предусмотренным правилами внутреннего делопроизводства, вместе с представленными документами прикладываются к первому экземпляру (листу) таможенной декларации либо иному таможенному документу, в соответствии с которым проводится таможенный контроль товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада.

Если заинтересованными лицами не выполняются условия, установленные ст. 232 ТК ТС ЕврАзЭС, таможня незамедлительно уведомляет об этом заинтересованных лиц путем направления им соответствующего письма.

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств в целях развития внешнеэкономической деятельности государств - участников Содружества Независимых Государств решил :

1. Утвердить Правила определения страны происхождения товаров (прилагаются).

2. Предоставить Экономическому совету Содружества Независимых Государств право вносить по мере необходимости изменения и дополнения в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (приложение 1 к указанным Правилам).

3. Настоящее Решение вступает в силу с момента подписания, а для государств, законодательства которых требуют выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.

4. Считать утратившим силу Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 года о Правилах определения страны происхождения товаров после вступления в силу настоящего Решения.

Совершено в городе Минске 30 ноября 2000 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

Документ подписали руководители правительств:
Азербайджанской Республики,
Республики Армения,
Республики Беларусь,
Грузии,
Республики Казахстан,
Кыргызской Республики,
Республики Молдова(с оговоркой),
Российской Федерации (с оговоркой),
Республики Таджикистан,
Украины.

Правила определения страны происхождения товаров

Настоящие Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 2 апреля 1999 года (далее - государство - участник Соглашения) и находящихся в торговом обороте между этими государствами.

Порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенные территории государств - участников Соглашения из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется национальными законодательствами государств - участников Соглашения и международными договорами.

Для целей настоящих Правил используются следующие термины и понятия:

"страна происхождения товара"- страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке;

"критерий достаточной обработки/переработки" - один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две или более стран, считается происходящим из страны, где он был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.

Для оценки критерия достаточной обработки/переработки может применяться кумулятивный принцип, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной обработки/переработки в государствах - участниках Соглашения определяется по стране изготовления конечного товара;

"товар" - любое движимое имущество, в том числе тепловая, электрическая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров), перемещаемое через таможенную границу;

"товарная номенклатура" - применяемая в государствах - участниках Соглашения Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и комбинированной тарифно-статистической номенклатуры ЕС;

"добавленная стоимость" - доля стоимости декларированных товаров, выраженная в процентном отношении, которая определяется разницей между стоимостью декларируемой продукции и стоимостью используемых для ее производства импортных сырья и материалов;

"резидент" - любые физические и юридические лица, предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации и создания либо любой другой аналогичной характеристики.Однако в указанное понятие не включается лицо, которое подвергается налогообложению в государстве только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и реализацией товаров;

"сертификат о происхождении товара" - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный органом государства-экспортера, уполномоченным в соответствии с национальным законодательством.

1. Страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.

2. Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

а) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море или на дне этого моря;

б) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

е) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны либо арендованным (зафрахтованным) ею;

ж) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте "е";

з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

и) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

к) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных (зафрахтованных) ею;

л) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах "а" - "к" настоящего пункта.

3. Для целей определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве - участнике Соглашения, применяется кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке/переработке.

Если в производстве конечного товара в одном из государств - участников Соглашения используется сырье или материалы, происходящие из других государств - участников Соглашения, подтвержденные сертификатом о происхождении товара формы СТ-1 и подвергаемые поэтапной последующей обработке в других государствах - участниках Соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, где он в последний раз был подвергнут обработке/переработке.

При отсутствии сертификата о происхождении сырья или материалов формы СТ-1 определение страны происхождения конечного товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки/переработки (подпункты "а", "б", "в" пункта 4 настоящих Правил).

4. В случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, определение страны происхождения товара производится в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара.

Критерий достаточной обработки/переработки может выражаться:

а) изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/переработки;

б) выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

в) правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

Основным критерием достаточной обработки/переработки является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков; он применяется в отношении всех товаров, за исключением товаров, включенных в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (приложение 1, являющееся неотъемлемой частью настоящих Правил).

В данный перечень в качестве одного из условий может быть включено правило адвалорной доли как самостоятельно, так и в сочетании с другими критериями достаточной обработки/переработки товара.

В случае, если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:

Для импортируемых материалов - по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или, при неизвестном происхождении импортированных материалов, по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции;

Для конечной продукции - по цене на условиях "франко-завод" ("франко-склад") продавца.

5. Не отвечающими критерию достаточной обработки/переработки товара считаются:

а) операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;

б) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

в) простые сборочные операции;

г) смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

д) убой скота;

е) комбинация двух или большего числа указанных выше операций.

6. При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде (поставляемые несколькими партиями, если по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также если партия товара разбита на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации) могут рассматриваться по желанию декларанта как единый товар.

Условиями применения этого правила являются:

Предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, приложением подробной спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно ТН ВЭД, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, а также уведомления о разбивке товара на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации - при документальном подтверждении ошибочности разбивки товара;

Поставка всех партий из одной страны одним экспортером; ввоз и оформление всех партий товара через одну и ту же таможню;

Поставка всех партий товара в срок, не превышающий шести месяцев с даты принятия таможенной декларации.

7. Для определения страны происхождения товара происхождение используемой для их производства тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.

Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если данные приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и продаются в комплекте с вышеуказанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами и в количестве, обычно поставляемом с данными устройствами.

Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка подлежит декларированию отдельно от товара. В этом случае страна происхождения упаковки определяется отдельно.

Для определения страны происхождения товара, если упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, учитывается только та упаковка, в которой товар обычно реализуется в розничной торговле, в том числе при применении правила "в" пункта 4 (правило адвалорной доли).

8. Если товар, происхождение которого отвечает условиям настоящих Правил, используется в производстве другого конечного товара, то требования к происхождению, применяемые к сырью, материалам, комплектующим, использованным для производства этого товара, не принимаются во внимание при определении страны происхождения конечного товара.

9. Товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным данными Правилами, а также:

а) экспортируется на основании договора/контракта между резидентом одного из государств - участников Соглашения, и резидентом другого государства - участника Соглашения и ввозится с таможенной территории одного государства-участника на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения;

б) ввозится физическим лицом-резидентом государства - участника Соглашения с таможенной территории одного из государств-участников на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения.

При этом товар не должен покидать территории государств - участников Соглашения, кроме случаев, если такая транспортировка невозможна в силу географического положения государства-участника или отдельной его территории, а также случаев, согласованных компетентными органами государств - участников Соглашения, экспортирующих и импортирующих товары.

10. Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы СТ-1 (приложение 2, являющееся неотъемлемой частью настоящих Правил) или декларации о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем, продавцом или лицом, перемещающим товары, на коммерческом счете либо ином документе, имеющем отношение к товару.

Сертификат о происхождении товара оформляется, как правило, на каждую отдельную поставку товара, которая осуществляется одним или несколькими транспортными средствами одному и тому же грузополучателю от одного и того же грузоотправителя.

11. При экспорте товаров из государств - участников Соглашения сертификат о происхождении товара выдается уполномоченным органом в соответствии с национальным законодательством государства-экспортера.

Сертификат оформляется на специальном, защищенном бланке формата А4 (210х297 мм), изготовленном типографским способом. Срок действия сертификата формы СТ-1 составляет 12 месяцев со дня выдачи.

Государства - участники Соглашения обмениваются образцами сертификатов формы СТ-1, печатей органов и подписей лиц, уполномоченных удостоверять сертификаты. Без представления указанных образцов сертификаты считаются недействительными и на товары не распространяются преференции, предусмотренные Соглашением.

12. Заполнение сертификата о происхождении товара формы СТ-1 должно отвечать следующим требованиям:

графа 1 - "Отправитель/экспортер (наименование и почтовый адрес)". Допускается запись согласно свидетельству о регистрации предприятия. В случае, если отправитель и экспортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что отправитель (наименование и почтовый адрес) действует "по поручению" экспортера (наименование и почтовый адрес);

графа 2 - "Получатель/импортер (наименование и почтовый адрес)". В случае, если получатель и импортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что получатель (наименование и почтовый адрес) действует "по поручению" импортера (наименование и почтовый адрес);

графа 3 - "Средства транспорта и маршрут следования (насколько это известно)";

графа 4 - указывается номер сертификата (регистрационный и/или номер бланка), его форма, страна, выдавшая сертификат, и страна, для которой этот сертификат предназначен;

графа 5 - "Для служебных отметок". Вносятся служебные отметки государственных контролирующих органов стран экспорта, транзита и/или получения товара, а также при необходимости следующие записи: "Дубликат", "Выдан взамен сертификата", "Выдан впоследствии", "Кумуляция СНГ";

графа 6 - "Номер". Указывается порядковый номер товара;

графа 7 - "Количество мест и вид упаковки";

графа 8 - "Описание товара". Указывается коммерческое наименование товара и другие сведения, позволяющие произвести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления. В случае недостаточности места на лицевой стороне для заполнения графы допускается применение дополнительного листа (листов) о происхождении товара (приложение 3), заполняемого в установленном порядке (заверенного подписью, печатью и имеющего тот же порядковый номер, что и бланк сертификата). Заполнение сертификата на оборотной стороне не допускается;

графа 9 - "Вес брутто/нетто (кг)". Указываются весовые либо количественные характеристики товара; расхождение между фактическим количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать 5%;

графа 10 - "Номер и дата счета-фактуры." Указываются сведения о счете-фактуре или счете-проформе, или ином документе, отражающем финансово-количественные параметры товара (при осуществлении долгосрочных контрактов, когда груз идет железнодорожным транспортом от одного и того же грузоотправителя одному и тому же грузополучателю, заполнение графы не обязательно);

графа 11 - "Удостоверение". Заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать и дату удостоверения сведений, указанных в сертификате, а также подпись, фамилия и инициалы лица, уполномоченного заверить сертификат;

графа 12 - "Декларация заявителя". Указывается страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной переработке, дата декларирования сведений о стране происхождения товара, а также проставляются печать заявителя и подпись, фамилия и инициалы уполномоченного лица заявителя.

В том случае, когда товар вывозится (ввозится) физическим лицом - резидентом одного из государств - участников Соглашения, сертификат формы СТ-1 заполняется с учетом следующих особенностей:

графа 1 - Ф.И.О., адрес грузоотправителя;

графа 2 - при наличии данных - Ф.И.О., адрес грузополучателя, а также отметка "Для свободного обращения";

графа 5 и графа 10 при отсутствии данных могут оставаться незаполненными;

графа 12 заверяется подписью грузоотправителя с указанием даты и Ф.И.О. грузоотправителя.

Инструкция по оформлению и выдаче сертификатов происхождения товара разрабатывается и утверждается национальным уполномоченным органом государства - участника Соглашения.

13. В случае утраты или повреждения сертификата о происхождении товара выдается официально заверенный его дубликат. При выдаче дубликата в его пункте 11 "Уполномоченный орган" указывается дата выдачи дубликата, а в пункте 5 "Для служебных отметок" указываются слово "Дубликат", номер и дата оригинала утерянного сертификата формы СТ-1. Дубликат сертификата вступает в силу с даты выдачи оригинала; суммарный срок действия оригинала и дубликата не может превышать 12 месяцев.

Сертификат может быть выдан и после отгрузки товара на основании письменного обоснованного заявления заказчика, при этом заказчик наряду с пакетом предусмотренных документов представляет в уполномоченный орган по сертификации подтверждение фактической отгрузки товара (экспортная декларация с отметкой таможни). В этом случае в графе 5 сертификата указывается: "Выдан впоследствии".

При аннулировании по каким-либо причинам ранее выданного сертификата в графу 5 вносится запись "Выдан взамен сертификата" с указанием номера и даты аннулированного сертификата (сертификату, выданному взамен другого сертификата, присваивается новый порядковый номер).

При применении кумулятивного принципа в графу вносится запись "Кумуляция СНГ" с указанием номеров сертификатов формы СТ-1 и стран, в которых она выдавалась.

При реэкспорте в другое государство графа заполняется в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил.

14. Заполнение сертификата производится в трех экземплярах (первый является оригиналом, второй и третий - копиями, выполненными на незащищенных бланках) в отпечатанном виде на русском языке. Наличие подчисток в сертификате недопустимо.

Исправления в сертификат вносятся путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания скорректированных сведений, заверяемых затем подписью и печатью уполномоченного органа государства.

15. Оригинал сертификата происхождения товара представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления.

16. В случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза товара может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая просьбы, связанные с простыми выборочными проверками сертификатов.

17. Случаи, когда в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, может быть представлена декларация о происхождении товара, а также когда представление документов о происхождении товара не обязательно, определяются в соответствии с национальным законодательством страны ввоза.

18. При реэкспорте товаров в рамках государств - участников Соглашения возможна выдача заменных сертификатов при наличии сертификата формы СТ-1 страны происхождения товара. При этом в пункте 5 сертификата отмечается: "Сертификат выдан на основании сертификата страны происхождения" (с указанием номера и даты).

При реэкспорте товаров в рамках государств - участников Соглашения, изготовленных на их территориях и завезенных на таможенные территории государств-участников до введения в действие Правил определения страны происхождения товара от 24 сентября 1993 года, возможна выдача сертификата происхождения товара формы СТ-1 с отметкой в графе 5 "Товар изготовлен в _________________(страна) в ________году". Страна происхождения указывается согласно подтверждающим документам на товар. Выдача сертификата возможна в любом из государств - участников Соглашения с отметкой об изготовителе и его расположении.

19. Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и/или сведения, подтверждающие его происхождение.

20. Непредставление правильно оформленного сертификата происхождения товара или сведений о происхождении товара не является основанием для их задержания таможенными органами, за исключением случаев, предусмотренных национальными законодательствами государств - участников Соглашения.

Товары, происхождение которых не установлено, или происхождение которых установлено, но при этом в их отношении не может быть применен режим свободной торговли из-за отсутствия необходимых для этих целей документов, пропускаются в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного и нетарифного регулирования страны-импортера.

Таможенным органом государства - участника Соглашения может быть отказано в пропуске товара лишь при наличии достаточных оснований полагать, что товар происходит из страны, товары которой не подлежат пропуску в страну ввоза в соответствии с международными соглашениями, действующими для этого государства, и/или его национальным законодательством.

21. К товарам, указанным в абзаце 2 пункта 20, может применяться (восстанавливаться) режим свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении (по форме СТ-1) или других необходимых документов в течение одного года с даты таможенного оформления.

22. Копии сертификатов, а также любая связанная с ними документация, подтверждающая происхождение товара, хранятся в течение трех лет уполномоченным органом страны-экспортера.

Приложение 1

Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место

Примечание 1

1.1. В первых двух колонках настоящего Перечня указываются данные о продукте, полученном в результате обработки/переработки сырья или материалов. В первой колонке Перечня приводится код продукта по ТН ВЭД, во второй - описание продукта в соответствии с кодом, указанным в первой колонке. Для каждого конкретного продукта, описанного в первых двух колонках, условия, производственные или технологические операции, определяющие его происхождение (далее - условия и операции), указаны в третьей колонке.

Товары в перечне определяются исключительно кодом товара по ТН ВЭД;

наименование товара приведено только для удобства пользования.

В случае, если коду товара по ТН ВЭД предшествует предлог "из", это указывает на то, что условия и операции в третьей колонке применяются только к товарам, которые классифицируются в данной товарной позиции и указаны во второй колонке. В этом случае следует руководствоваться также наименованием товара.

1.2. В случае, если в первой колонке приводятся номера нескольких товарных позиций или номер группы и одновременно с этим во второй колонке имеется обобщенное описание продуктов, то соответствующие условия и операции, указанные в третьей колонке, применяются ко всем продуктам, классифицируемым в соответствии с ТН ВЭД в товарных позициях, указанных в первой колонке, или к любой из товарных позиций, указанных в первой колонке.

1.3. В случае, если в отношении части товаров, классифицируемых в одной и той же товарной позиции, применяются одни условия и операции, а в отношении другой (других) части (частей) применяются иные условия и операции, то во второй колонке имеется соответствующее количество абзацев, в каждом из которых приводится конкретное описание товаров, и соответственно в третьей колонке указываются условия и операции, относящиеся к товарам, описание которых приведено в том или ином абзаце второй колонки.

Примечание 2

2.1. Термин "изготовление" означает выполнение любых видов производственных или технологических операций, включая сборку или какие-либо особые операции. При этом следует иметь в виду положения примечания 3.4.

2.2. Термин "материал" означает любые ингредиенты, сырье, составные элементы, части и т.п., используемые для изготовления продукта.

2.3. Термин "продукт" означает изготовленный продукт, даже если он предназначается для дальнейшего использования в других производственных операциях.

2.4. Термин "товар" означает и материалы, и продукты.

Примечание 3

3.1. Условия и операции, указанные в третьей колонке настоящего Перечня, должны осуществляться только в отношении используемых для изготовления продукта материалов, не происходящих с территории государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли (далее - материалы иностранного происхождения). Ограничения, определенные условиями и операциями в третьей колонке, также распространяются только в отношении используемых для изготовления продукта материалов иностранного происхождения.

3.2. В случае, если условиями и операциями установлено, что в производстве продукта могут быть использованы материалы любых товарных позиций, это означает, что материалы, классифицируемые в той же товарной позиции, что и продукт, также могут быть использованы при условии соблюдения особых ограничений, которые могут быть определены условиями и операциями.

3.3. В случае, если продукт, изготовленный из материалов иностранного происхождения, приобретает статус происходящего из государства - участника Соглашения, где осуществляется его переработка в силу изменения товарной позиции или в силу относящегося к нему особого условия либо операции в соответствии с Перечнем, и затем используется в качестве материала для производства другого продукта, то условия и операции, применяемые в отношении продукта, при изготовлении которого он используется, к нему не применяются.

3.4. Если в отношении того или иного продукта достигается выполнение критерия достаточной обработки/переработки (пункт 4 Правил) в результате проведения операций даже за счет перечисленных в пункте 5 Правил, то данный продукт не будет считаться происходящим из той страны, где эти операции имели место.

3.5. Объектом применения условий и операций является тот или иной продукт, определяемый в качестве самостоятельного объекта классификации в соответствии с правилами классификации товаров по ТН ВЭД. В случае определения происхождения наборов продуктов, классифицируемых как таковых в силу 3-го Основного правила интерпретации ТН ВЭД, объектом применения условий и операций рассматривается каждый отдельный элемент, входящий в состав набора.

Соответственно:

Продукт, состоящий из группы элементов или собранный из ряда частей и классифицируемый в соответствии с положениями ТН ВЭД как единый товар, в целом рассматривается как объект применения условий и операций;

Если партия товаров состоит из идентичных продуктов, классифицируемых в одной и той же товарной позиции ТН ВЭД, то каждый продукт должен рассматриваться отдельно для целей применения условий и операций;

Если в силу 5-го Основного правила интерпретации ТН ВЭД упаковка классифицируется совместно с находящимися в ней продуктами, то упаковка должна рассматриваться как составная часть товара при определении происхождения данного товара.

3.6. Продукт, состоящий из группы элементов или собранный из ряда частей и классифицируемый в соответствии с правилами классификации товаров по ТН ВЭД как единый товар, должен рассматриваться как удовлетворяющий условиям и операциям, если все его составляющие удовлетворяют таким условиям и операциям. Если часть составляющих данного продукта удовлетворяет, а часть не удовлетворяет условиям и операциям, то данный продукт будет считаться удовлетворяющим условиям и операциям в случае, если стоимость составляющих, не удовлетворяющих условиям и операциям, не превышает 15% цены франко-завода данного продукта.

Примечание 4

4.1. Условия и операции, приведенные в третьей колонке настоящего Перечня, устанавливают минимальный объем выполнения производственных или технологических операций. Выполнение установленных производственных или технологических операций в меньшем объеме не определяет происхождения продукта.

4.2. В случае, если условиями и операциями, приведенными в Перечне, установлено, что продукт может быть изготовлен из более чем одного материала, это означает, что может быть использован один или более материалов. При этом не обязательно, чтобы использовались все материалы.

Однако если в рамках одного условия или операции имеется какое-либо ограничение, установленное в отношении одного материала, и одновременно с этим имеются другие ограничения, установленные в отношении других материалов, то данные ограничения применяются только в отношении тех материалов, которые реально были использованы при изготовлении продукта.

4.3. В случае, если условиями и операциями, приведенными в списке, установлено, что продукт должен быть изготовлен из определенного материала, это означает, что данное условие не является препятствием для использования других материалов, которые в силу их природы не смогут нарушить положения данного условия или операции. (Например: если условиями и операциями особо оговаривается использование хлебных злаков или их производных, это не препятствует использованию минеральных солей, химических и других добавок, которые не производятся из хлебных злаков.)



Просмотров