Парижские катакомбы: фото и отзывы туристов. Катакомбы парижа

Что скрывают мрачные парижские подземелья - катакомбы Парижа. Старые тайны, запутанные ходы, темнота и море готической романтики под землей.

«Остановись! Здесь царство Смерти» - именно такая надпись встречает гостей подземелья. Дрожь пробирает до основания от одного только факта, что вокруг в катакомбах нашли свой последний приют останки шести миллионов человек. Когда речь идет о миллионах, твой мозг отказывается понимать масштабы происходящего, но ты можешь ему помочь. Представь, что все жители крупного мегаполиса, Санкт-Петербурга, например, вдруг разом скончались и их захоронили в одном месте. Теперь ты понимаешь, где оказался. Вокруг тебя только смерть и сильный привкус сырости на языке. Добро пожаловать на темную сторону Парижа, в которой нет места романтике, веселью и праздному образу жизни.

История возникновения катакомб

Сеть извилистых подземных туннелей и пещер под Парижем появилась благодаря его жителям. Именно они построили на окраине своего города рудники по добыче камня и известняка. Первые подземные каменоломни находились под Люксембургским садом. Но город рос, а вместе с ним росла и потребность в строительных материалах. Это привело к расширению сети подземных туннелей, которая, в итоге, по разным оценкам составила от 187 до 300 километров. Породы, извлеченные из этих подземных галерей шли на самые амбициозные стройки Парижа. Среди наиболее известных зданий можно отметить Лувр, Собор Парижской Богоматери и часовню Сен-Шапель.

Находились и альтернативные способы использования каменоломен. Так в 13 веке монахи приспособили некоторые галереи для винных погребов.


Рост города привел к тому, что к 17 веку значительная часть Парижа «повисла» над пропастью. Стали случаться обвалы. Для того, чтобы предотвратить эту проблему в 1777 году Людовик XVI учреждает Генеральную инспекцию каменоломен, которая продолжает свою деятельность и поныне.

Инспекция занимается тем, что составляет максимально детальный план подземных переходов, пытается соотнести их с пролегающими несколько выше улицами и выявляет наиболее аварийные места. Способ укрепления поначалу был довольно прост. Потенциально опасные участки каменоломен просто заливали бетоном. Эта мера решала проблему, правда только временно. Поскольку воды Сены находили обходной путь и продолжали свою «подрывную» деятельность.



История возникновения кладбища

В средние века было принято хоронить людей на кладбищах, прилегающих к церквям. Это всячески поощрялось духовенством, поскольку священники получали солидный доход за отпевание умерших и погребение их на ближайшем кладбище. Надо сказать, что это не лучшим образом влияло на санитарную обстановку, поскольку церкви располагались непосредственно в городе. Хуже всего обстояло дело с кладбищем Невинных. Начиная с 11 века туда в огромных количествах свозили тела со всего Парижа. В итоге в общих могилах обрели покой более двух миллионов человек. Среди них были прихожане 19 церквей, не менее 50 тысяч жертв бубонной чумы 1418 года, погибшие в Варфоломеевскую ночь в 1572 году и многие другие.

Некоторые могилы в глубину достигали 10 метров и содержали останки полутора тысяч человек. Естественно, что бесконечно так продолжаться не могло. Как-то раз в 1780-м году стена, отделяющая кладбище от соседней улицы Рю де ля Лянжри, обрушилась. Огромное количество костей и нечистот вывалилось наружу. Это стало последней каплей. Кладбище Невинных закрыли. Хоронить в пределах города запретили вообще. В 1785 году началась операция по очистке кладбища и переносу останков в заброшенные каменоломни. Процесс длился 15 месяцев и был успешно завершен, после чего очистке стали подвергать другие места массовых захоронений.

Планируете поездку? Вам сюда!

Мы припасли для вас несколько полезных подарков. Они помогут сэкономить деньги на этапе подготовки к путешествию.

Широко известна история про непутевого сторожа церкви Валь-де-Грас. Его звали Филибер Аспер. Он пытался исследовать катакомбы в поисках чужих винных погребов. Однажды, дело было в 1793 году, он заблудился в этом лабиринте и не смог найти выход. Его скелет обнаружили только спустя 11 лет, опознав ключи и одежду.



В 1810 году Генеральная инспекция Катакомб оформила останки в виде стены из аккуратно уложенных берцовых костей и украшенной черепами. Остальные кости просто свалили в кучу позади. Именно такую картину и видят сегодня туристы.

При Наполеоне III была осуществлена частичная электрификация подземелий. А все потому, что он любил щекотать нервы себе и гостям, проводя важные встречи в подземельях.

Во время Всемирной Парижской выставки 1878 года, в подземных галереях Шайо открыли кафе под названием «Катакомбы». Но до наших дней оно не сохранилось.

Любопытную шутку провернули парижские катакомбы с немцами во время Второй мировой войны. В одной из каменоломен был расположен сверхсекретный бункер немецкой армии. А всего лишь в 500 метрах от него располагался штаб лидеров движения Сопротивления, который так и не был обнаружен.

Любопытно, что среди 6 миллионов человек, погребенных в катакомбах, немало и выдающихся исторических персонажей. Например, известный политик Жан Батист Кольбер, деятели французской революции Максимилиан Робеспьер и Жорж Жак Дантон. Кроме того в темных галереях покоятся останки таких литературных гениев, как Шарль Перро и Франсуа Рабле, а также великих ученых Антуана Лавуазье и Блеза Паскаля.


Катакомбы сейчас

Сейчас в катакомбах можно встретить людей 5 типов. Во-первых, это сотрудники той самой инспекции, которые следят за состоянием подземных ходов и ликвидируют возникающие аварийные участки. Во-вторых, это сотрудники музейного комплекса парижских катакомб.Они поддерживают работу музея и следят за тем, чтобы в подземельях находилось не более 200 человек одновременно.

В-третьих, это неуловимые катафилы - люди, которые любят катакомбы и предпочитают исследовать их самостоятельно, полностью игнорируя официальные требования. Как правило, они попадают в катакомбы через канализационные системы и разветвленную сеть парижского метрополитена. Но ходят слухи, что в катакомбы можно попасть через подвалы некоторых домов. Владельцы которых не спешат делиться своей маленькой тайной.

Интересным проявлением субкультуры катафилов является написание «трактатов». Это такие философские измышления, которые авторы тщательно выводят на бумаге, после чего прячут в недрах катакомб. Нахождение такого трактата считается большой удачей, поэтому они являются объектом коллекционирования. Чуть-чуть больше о катафилах можно узнать из этого поста .



Еще одни участники подземной жизни - патруль. Это специальная спортивная бригада, созданная еще в 1980 году. Она занимается тем, что ловит незадачливых туристов и катафилов вне туристической зоны катакомб. Тем, кто попадается им в лапы, грозит штраф от 60 евро.

Любители острых ощущений обязательно включат катакомбы Парижа в программу осмотра любопытных мест, чтобы пощекотать нервишки, окунувшись в таинственную атмосферу прошлого.


Если не боитесь призраков и могил, спуститесь в подземелье, чтобы соприкоснуться с потусторонним, ощутить дыхание и запах смерти, посмотреть в глаза тем, кто давно переправился на другую сторону реки Стикс, и разгадал тайну загробной жизни.

Билеты в катакомбы Парижа без очереди можно купить

Вначале были камни

Подземный город мертвых появился в конце XVIII столетия, но началось все гораздо раньше и довольно прозаично – с добычи камня. До Х столетия разработки велись на левом берегу Сены, затем перекинулись на правый берег. До конца века камень добывали на поверхности, но его запасы стали истощаться, и решено было углубиться под землю.


Людовик XI проявил щедрость и отдал прилегающие к замку Воверт территории ради вырубки известняка. В центре, где сейчас раскинулся Люксембургский сад , некогда начались первые подземные работы.

Далее новые шахты стали расходиться лучами, и идя по улицам Сен-Жермен-де-Пре, Вожирар, Сен-Жак и Гобелен, а также вдоль лечебницы Валь-де-Грас, помните, что в нескольких метрах под вами притаилась другая, скрытая от любопытного взора часть Парижа.


Когда стали образовываться большие пустоты, им стали находить полезное применение. Это оказались отличные погреба, а потому в 1259 году монахи, чьи монастыри находились в непосредственной близости от пустых шахт, превратили их в винные подвалы.

Но город рос, и к XVII столетию его границы пересеклись с каменоломнями. Пригород Святого Виктора, который сейчас соединяет восточную периферию от Рю-дез-Экольсюгом до Жоффруа Сент-Иллер; а также улица Сен-Жак и территория Сен-Жермен-де-Пари превратились в наиболее коварные зоны, фактически нависая над бездной.


Когда угрозу обвалов уже нельзя было игнорировать, Людовик XVI весной 1777 года приказал организовать Генеральную инспекцию, чтобы она вплотную занялась каменоломнями. Работает она и сейчас, а ее главная задача – заниматься укреплением шахт, чтобы задержать и предотвратить их разрушение, что в последнее время стало главной проблемой из-за подземных течений Сены, настойчиво затопляющих усыпальницу.

К сожалению, инженерная мысль современной инспекции не идет дальше бетона, которым попросту заливают проблемные ниши. Таким образом, погребены и стали потеряны навсегда гипсовые каменоломни северного Парижа, а вода тем временем находит для себя другие лазейки.

Кладбищенские истории

Церковь всегда трепетно относилась к соблюдению собственных интересов, а потому всячески приветствовала захоронения на прилегающих к ней землях. Место на кладбище и отпевание были одним из видов дохода, а учитывая высокую смертность, это был немаленький куш.


Судите сами: антисанитария; медицина на зачаточном уровне, да и та больше карательная, нежели исцеляющая; только бубонная чума 1418 года принесла урожай из 50 000 трупов. А если случался период слишком долгого воздержания, всегда можно было устроить Варфоломеевскую ночь, что и случилось в 1572 году, принеся на кладбища церквей более 30 000 погибших.

Кладбище Невинных обслуживало 19 церквей, работая с XI столетия, и можно только представить плотность его «населения». К XVIII веку в каждой могиле лежало порой по 1 500 тел из разных отрезков времени.


Вглубь такие братские могилы уходили на 10 метров, а верхний слой земли не превышал 2-х метров. На 7 000 кв. м общее количество тел составляло более двух миллионов, и естественно, что скоро ситуация вышла из-под контроля – миазмы заполнили Париж, с новой силой вспыхнули инфекции, даже вино и молоко не выдерживали, начиная скисать.

Кроме того, кладбище стало излюбленным местом для сомнительных личностей: бездомных, разбойников и даже ведьм с колдунами.

Первые поселенцы оссуария

Церковь долго защищала свои владения, но вынуждена была подчиниться указу парижского парламента, который в 1763 году запретил и дальше хоронить в городе. И все же кладбище просуществовало до 1780 года, пока отделяющая его стена не рухнула, заполнив подвалы ближайших домов нечистотами, болотом и останками мертвых.


Это событие положило начало новой системе – захоронения в жилой части решительно запретили, а прах из могил отправили на глубину 17,5 метров в бездействующие карьеры Томб-Исуар. Больше года ушло на то, чтобы собрать, подвергнуть дезинфекции и выложить кости в их новом доме.

Когда с кладбищем Невинных разобрались, в очередь выстроились еще 17 больших и 300 мелких погостов.


Санитары города работали ночью, способствуя рождению легенд с налетом мистики. Так появились катакомбы под Парижем, куда сегодня стремятся попасть туристы, мужественно выстаивая длинные очереди у павильона возле метро Данфер-Рошро. Как только увидите льва знаменитого скульптора Бартольди, значит, вы у цели.

Прогулка в городе мертвых

Начиная спуск в подземелье, вы пройдете 130 ступеней, уходя на 20 метров вглубь по винтовой лестнице, и ощущая постепенное снижение температуры (внизу она постоянно держится +14).


Внизу вы окажетесь в преддверии царства духов, но до самого склепа еще надо пройти по узкому длинному коридору, который постоянно ответвляется, приглашая свернуть направо или налево. Но вам надо следовать за своей группой, не выходя за пределы туристической зоны, чтобы бригада полиции не выписала вам штраф как минимум на 60 евро.

Создана эта полиция специально для катакомб еще в 1955 году. И не зря, поскольку до того, как из подземелья сделали музей, в его лабиринтах потерялось множество людей. Сторож Филибер Аспер, который работал при храме Валь-де-Грас в 1793 году, решил поживиться вином, хранящимся в погребах.


Неизвестно, нашел он вожделенный напиток или нет, но выход из хитрого переплетения коридоров он точно потерял. Останки бедняги нашли спустя 11 лет, а клочки одежды и связка ключей стали опознавательным знаком его личности.

Миновав несколько залов, вы попадаете в склеп, по бокам которого, словно стражи, стоят черные с белым колонны, напоминающие монашеское одеяние, а на балке между ними можно прочитать: «Остановись! Тут Империя смерти» . В этот момент неизменно вспоминается еще одна цитата: «Оставь надежду всяк сюда входящий!» .


Подобные предостережения только подстегивают и дальше смотреть Катакомбы Парижа, невзирая на другие таблички, предупреждающие о тленности бытия.

Продвигаясь дальше, невольно проникаешься царящей внутри атмосферой, прислушиваясь к равномерному шуршанию гравия под ногами, одиноким каплям где-то вдалеке. Тусклое желтоватое освещение и пустые глазницы шести миллионов местных обитателей заставляют задуматься о смерти во всех ее проявлениях.

А ведь когда-то все эти черепа и кости были живыми людьми, которые мечтали, любили, плакали, боялись, страдали, строили планы, о чем-то сожалели или радовались, смеялись.


На фото Катакомбы Парижа передают лишь небольшую часть тех эмоций, которые испытывает человек, спускаясь в некрополь. Только представьте – он занимает около 11 000 кв. метров по площади, а протяженность тоннелей – до 300 км.

Обойти и обслужить такую территорию невозможно, а потому для посещений облагородили маршрут, занимающий 1,7 км, что тоже немало. На ее осмотр обычно уходит около 45-и минут.


Говорят, что «дикие» места сплошь усеяны костями в хаотичном порядке, и до них никому нет дела. В тишине, покое и мраке отдыхают окончившие свою земную юдоль парижане, жившие в далекие времена. Какие мысли, страхи и чаянья испытывали они при жизни?

Глядя на них, хочется рассмотреть их настоящие лица. Кто знает, возможно, вы всматриваетесь в глазницы поэта Шарля Перро, самого могущественного и состоятельного человека своей эпохи – Николя Фуке, известного революционера – Максимилиана Робеспьера или Луи Антуана де Сен-Жюста. Возможно, из-за ширмы потустороннего мира на вас взирает Блез Паскаль – философ, математик, великий литератор, физик и механик.


Еще много знаменитых личностей нашли покой в городе мертвых. Но где те, кому некогда поклонялась вся Франция и даже мир, определить невозможно, поскольку их кости давно смешались с другими, чей безымянный прах ровными рядами уложен в бесконечных коридорах вдоль сырых стен.

И живые находят тут временное пристанище

В разные времена Парижские катакомбы служили не только усыпальницей мертвым, живые тоже находили им практическое применение. Так, в период Второй мировой тут размещался тайный бункер фашистов. Но самое поразительное, что соседями им был центр французского Сопротивления, который находился всего на расстоянии 500 метров от них.


В свое время Бонапарт Наполеон тоже любил принимать высокопоставленных гостей в той части галереи, куда было подведено освещение. Во времена холодной войны над миром нависла угроза ядерной бомбардировки, и на этот случай в катакомбах были обустроены бомбоубежища.

Поскольку подземелье всегда держит одну температуру и влажность, это идеальный климат для выращивания шампиньонов – излюбленного продукта французской кухни .

Сверхъестественное парижских катакомб

Пришло время узнать некоторые ужасы про катакомбы Парижа, которые неизменно должны были родиться в течение истории их существования. Многие считают невероятным тот факт, что несчастные, заблудившиеся в многочисленных лабиринтах, так и не были найдены.


Конечно, непосвященным сложно ориентироваться в столь мрачном месте, но если они погибли, куда подевались тела?

На юге Парижа находится парк Монсури. Но он известен не только своим прозвищем «Мышиная гора», памятным знаком Парижского меридиана из камня, большой территорией, и живописным прудом.

Говорят, что время от времени в нем замечают странную тень, очень быструю и загадочную. Ее обиталище – подземные галереи, пролегающие под парком. Появление тени всегда неожиданно, сопровождается трупным запахом и жутким холодом.


Рассмотреть ее невозможно, а лишь уловить периферийным зрением, но это не сулит ничего хорошего. Считается, что этот фантом – вестник скорой смерти.

Еще, если верить руководству и членам труппы Гранд-оперы, призрак оперы вполне реален. Он навечно зарезервировал себе ложу №5 первого яруса, и в нее никогда не продают билеты зрителям. Когда представление заканчивается, он уходит в катакомбы до следующего раза.


За многие годы накопилось немало случаев соприкосновения с загадочными явлениями, которые парижане объясняют активностью обитателей подземного города.

Так, в марте 1846 года одна из газет описала в рубрике судебной хроники необычный эпизод, который так и не удалось раскрыть. В ней говорилось, что на месте строительной площадки, где сносились старые дома, чтобы проложить новую улицу Кюжас, которая соединит Пантеон и Сорбонну, несколько ночей кряду происходило странное.

Площадка эта принадлежала торговцу деревом – Лериблю, а рядом с ней стоял одинокий дом, который и стал объектом нападения. С наступлением темноты на дом начинали падать камни, причем настолько крупные и с такой мощью, что подобное не под силу ни одному человеку.


Строение понесло значительные повреждения: выбитые окна, поврежденные рамы и искореженные двери. Чтобы поймать преступника был прислан полицейский патруль, а ночью во двор пускали злых псов, но и это не помогло. Кто был виновником вандализма, так и не удалось установить, поскольку атаки прекратились так же внезапно, как начались.

Мнение мистиков по этому поводу едино – строительные работы растревожили души мертвых из катакомб, и они пытались прогнать нарушителей покоя.


Каждая история будоражит воображение и толкает искателей приключений в Парижские катакомбы за порцией адреналина. Но авантюристов не привлекают «прилизанные» коридоры, им подавай дикие, нехоженые места. Катафилы и диггеры проникают туда сквозь канализационные люки или тоннели метро, но вот обратную дорогу найти удается не всем.

Катакомбы Парижа на карте

Эта тема не раз вдохновляла писателей, кинематографистов и создателей компьютерных игр на собственные сюжеты с мистикой, тайнами и приключениями героев.

Катакомбы Парижа – самая экзотическая часть истории, придающая городу нотку загадочности. Без сомнений, если вы не слишком впечатлительны, не страдаете сердечными заболеваниями, и у вас нет проблем с дыханием, вам стоит увидеть место последнего упокоения средневековых парижан, и возможно, вы узнаете некоторые их тайны.

Катакомбы Парижа Видео

Точный Адрес: 1 avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy — 75014 Paris

Время Работы: Вторник — Воскресенье с 10:00 до 20:30 (касса закрывается в 19:30)

Катакомбы закрыты: По Понедельникам и некоторым праздникам 1 мая и 15 августа

Фотогалерея катокомбы Парижа

1 of 21

Катакомбы Парижа

Катакомбы Парижа упоминаются во французской и русской литературе, кинематографии, являются объектом массового искусства. Они образовались во время активного строительства Парижа, когда горожанам было нужно большое количество известняка. Его брали на территории города с конца 11 до 18 века, пока не появилась угроза обрушения наземных зданий. Затем их использовали для захоронений людей и останков, свезенных с различных кладбищ Парижа. Сейчас катакомбы являются местом, где демонстрируются человеческие кости, собранные в одном месте в огромных количествах.

Если нужно узнать, как попасть в каменоломни, то вход в них для организованных групп находится в специально оборудованном павильоне. Его можно найти возле станции метро Данфер-Рошро. Ориентиром будет лев работы скульптора Бартольди. Указан вход в катакомбы Парижа на карте города, которую можно купить в газетном ларьке. Туристы могут осмотреть 2 км подземных ходов, специально оборудованных для демонстрации муниципального склепа.

История катакомб

Подземные каменоломни Парижа в конце 18 в. стали использоваться для перезахоронения усопших с кладбища Невинных, которое находилось в районе Les Halles. Это древнее место стало источником инфекции для жителей города, и его решено было расформировать, а кости убрать в древнее подземелье.

Катакомбы Парижа в это время состояли из кирпичной кладки и подпорных галерей и колодцев, из которых добывали известняк и гипс. В них начали сбрасывать кости, и делали это в течение 2 лет. Затем останки 6 миллионов людей были тщательно продезинфицированы. Часть обработанных черепов и костей уложили в виде стен, остальные части скелетов спрятали за ними от глаз посетителей. С этого момента катакомбы стали вызвать любопытство у скучающей светской публики. Кладбище под Парижем посещал Наполеон Третий вместе с сыном и другие известные лица. Постепенно скульпторы стали создавать для этого места барельефы и статуи, что сделало это место еще более зрелищным.

Кабаре Мулен Руж

В период Второй мировой войны в части каменоломен был оборудован бункер немецкой армии, а в 500 м от него располагался штаб движения Сопротивления.

В 60 гг. 20 в., когда был период холодной войны, в подземных каменоломнях Парижа оборудовали бомбоубежища, которые могли защитить парижан во время ядерного удара.

Сейчас подземные каменоломни Парижа находятся под угрозой. Их разрушают подземные воды, размывающие основание и крепления, поддерживающие стены подземелья. Некоторые галереи полностью затоплены.

Надпись на входе: «Стоп! Это империя смерти»

Эта страшная достопримечательность Парижа охраняется спортивной полицией и открыта только для организованных групп. Ежедневно ее посещают тысячи туристов, чтобы осмотреть необычное место. Чтобы быстрее попасть внутрь, рекомендуется заранее приобрести билеты. В очереди за ними можно простоять до 4 часов. Касса закрывается в 16 часов, поэтому планировать посещение нужно заранее и идти туда с утра.

Что можно увидеть в этом месте

Отойдя от кассы с билетом, посетитель попадает в коридор, где имеется винтовая лестница, ведущая вниз на 20 м под землю, температура воздуха здесь +14°С и повышена влажность. Такой микроклимат требует теплой одежды.

Парижское подземелье — это длинные узкие коридоры, которые соединяются с другими проходами в виде кольца. На их стенах написаны названия парижских улиц, под которыми проходит посетитель. Все лишние проходы перегорожены, и везде есть сотрудники подземного музея.

Национальная библиотека Франции

В залах установлены отполированные столбы, служащие для поддержки свода. Представлены скульптуры и барельефы, созданные для украшения захоронений. Есть колодец, где добывался известняк для Парижа, и фонтан Самаритянки. Этот древний резервуар был предназначен для сбора воды, нужной каменотесам.

«Фонтан Самаритянки»

Склеп, чем славятся катакомбы, фото которого известны по всему миру, оборудован стенами из черепов и берцовых костей. Посетителей поражает длинный ряд костей, аккуратно уложенных и образующих стену длиной около 800 м и в высоту достигающих потолка подземелья. За ним спрятаны горы человеческих останков.

В склепе установлены 2 колонны черного цвета с белым орнаментом в виде ромба. Там много надписей, в которых написаны слова, предупреждающие о бренности жизни и заставляющие задуматься о простых человеческих ценностях.


На экскурсии с гидом посетители узнают историю этих мест, начиная с глубокой древности, когда место, где расположена столица Франции, было дном моря. Экскурсовод демонстрирует вещественные доказательства этого, что интересно
людям, любящим геологию. Он расскажет интересные истории и легенды, связанные с катакомбами.

В тоннелях нет сотовой связи и элементарных удобств. На выходе досматривают сумки, чтобы туристы не растащили достопримечательность на сувениры. Любители сувенирной продукции в виде черепов могут приобрести ее на выходе из катакомб в киоске.

Когда я только приехала в Париж, я мечтала сходить в катакомбы (Catacombes de Paris), но все как-то не получалось:то времени не было, то у нас с подругами был запланирован другой музей или мероприятие. В Париже же не заскучаешь. Здесь всегда есть чем заняться. Только спустя два месяца моего пребывания там, я с подругой отправилась в назначенное место. Тем более, что самостоятельное посещение катакомб запрещено: вход возможен только организованной группой.

Школа, в которой я училась (это была частная школа для иностранных студентов), организовывала экскурсии и различные культурные и не только выходы для своих учащихся. Среди них была экскурсия и в Катакомбы. Мы решили пойти с ней, так как гида мы знали - очень приятная женщина, с которой мы ходили и на другие подобные мероприятия. Она интересно рассказывала, а это много значит для людей этой профессии.


Как нам казалось, попадем мы туда быстро, так как в октябре в Париже уже мало туристов, а значит прощайте гигантские очереди в музеи, на выставки и т. д. Как же мы ошибались! Так как одновременно в катакомбах может помещаться в общейсложности не более 200 человек, пускают туда людей порционно. Поэтому даже в октябре туда была очень большая очередь! Наверное, самая большая после очередей в Диснейленд и Версаль, которые мне пришлось пережить в Париже. В ней мы провели добрых полтора часа, прежде чем попасть туда. Но это того стоило!

Начало осмотра

Первое, что ты чувствуешь при входе, это холод. Температура внутри составляет всего +14 °С, а по ощущениям и того меньше. Я была в осеннем плаще и тонкой кофте, и все равно мне было холодно. Учтите, что при посещении катакомб вы спускаетесь вниз под землю, а проходы там такие узкие, в самом оссуарии (это здание или место для хранения скелетированных останков) еще и низкие, поэтому, если вы страдаете клаустрофобией, вовсе не советую вам их посещать.

Второе - это темнота. Несмотря на висящие повсюду фонари, внизу царит полумрак, так что все равно плохо видно, а фотографировать неудобно. Только со вспышкой мне удалось сделать несколько нормальных фотографий.

Музей и акведук Аркёй (Arcueil)

Визит начинается не с самого оссуария, а с небольшого Музея катакомб, где на фотографиях показана история каменоломен. Когда-то это были места, где добывали горную породу для нужд Парижа. Раньше, когда город был значительно меньше чем сейчас, они находились за чертой города. Париж разрастался, и, в конце концов, каменоломни попали в черту города.


Как в каменоломнях оказались черепа и останки давно умерших? Как столица и крупный город, Париж обретал внутри себя множество кладбищ. Среди них было и очень большое кладбище Невинных мучеников. Объяснялось это тем, что церкви, при которых и были они, брали деньги за погребение покойных на своей территории. Это всячески поощрялось духовенством, так как приносило хороший доход.

Однако кладбища росли и вглубь, и вширь. Различные мрачные события Парижа только добавляли огромное количество трупов. Например, эпидемия бубонной чумы или Варфоломеевская ночь, а затем и Великая французская революция были надежными поставщиками останков тысяч людей. Так на кладбище Невинных мучеников к концу XVIII века набралось уже свыше 2 млн покойников. Хоронили людей уже поверх старых захоронений. От кладбища распространялась жуткая вонь, и оно стало рассадником различных инфекций. Но его ликвидации противилась все та же церковь. Ведь это означало и конец одному из надежных источников ее дохода.

Наконец, после того, как стена отделяющая само кладбище от жилых кварталов обрушилась, и во дворы людей хлынула лавина из останков людей, нечистот и т. д., было принято решение о переносе тел и скелетов в каменоломни. В черте Парижа хоронить запретили вообще, а другие кладбища тоже были ликвидированы.

Вот так появились Катакомбы и их оссуарий.


Из этого музея путь ведет к акведуку Аркёй - водопроводу, по которому поступала вода в Люксембургский дворец и к тем местам, где раньше добывали известняк. Собственно, чего-то особо интересного там нет. Голые стены. Впечатляют только арки акведука, стремящиеся ввысь.

Галерея «Порт-Маон» (Port Mahon)

Тут нам показали скульптуры в камне, выполненные одним из рабочих каменломен Дэкюром. Будучи солдатом на службе у кардинала Ришелье, он поступил на службу в каменоломни, где стал выполнять эти скульптуры. Какова была его цель при их выполнении -неизвестно. Рядом прикреплена табличка, на которой по-французски указана вся эта информация. Кстати, умер Дэкюр здесь же, от обвала камеломен, стремясь усовершенствовать свое творение.


Скульптура представляет из себя макет форта в городе Порт-Маон, на острове Менорка, который входит в состав Балеарских островов. Дэкюр провел там в тюрьме какое-то время, когда попал в плен англичан. Во время революции скульптуры разрушили, но затем, уже в середине XIX века, их восстановили.


«Ванна для ног» (Bain des pieds)

Откуда такое странное название у простого колодца, который раньше использовали рабочие каменоломни? Дело тут в необыкновенной прозрачности воды, из-за которой посетители просто не замечали сам колодец и могли случайно намочить в нем ноги.


Так было до 1983 года, когда в катакомбах провели электричество. Чтобы увидеть колодец сегодня, нужно спуститься еще ниже. Зато после него уровень галереи поднимается и выводит уже ко входу в сам оссуарий.

Оссуарий (Ossuarium)

«Остановись! Здесь начинается царство мертвых,» - такая надпись значится сверху, при входе в оссуарий. Эта цитата принадлежит поэту Жаку Делилю. Далее, в самом оссуарии, мы увидели множество высказываний и отрывков из произведений французских поэтов и писателей о смерти и бренности жизни.


Сам вход легко узнать по черно-белым колоннам, которые ему предшествуют. Конечно, на них уже оставили надписи разные невежливые посетители.


Большая часть галерей закрыта для посетителей. Для осмотра доступна только малая их часть. Но это делается только во благо самих же визитеров. Ведь некоторые из них находятся под угрозой наводнения или обвала. Да и заблудиться там без проводника очень легко.


Кости и черепа выложены вдоль стен, при этом образуя своеобразный и жуткий рисунок. Черепа выкладывали в линию под и над костями. На них же укреплены таблички, на которых указано, с какого кладбища они были перенесены. Кстати, где-то среди этих костей лежат останки и знаменитых деятелей Франции: Робеспьера, Дантона, Кольбера, Рабле и т. д.


На меня эти галереи производили жуткое, но вместе с тем и величественное впечатление. Ты проникаешься чувством какого-то странного успокоения и понимаешь, что все в мире лишь суета сует.


Галереи приводят к так называемому фонтану Самаритянки. Он был сделан в 1810 году для сбора грунтовых вод, которые были обнаружены рабочими катакомб. Назван он так из-за эпизода с Иисусом Христом и Самаритянкой у колодца Иакова. Другая причина - аллегория с Летой, рекой в царстве мертвых из греческой мифологии. По легенде, души пили воду из нее, чтобы забыть обстоятельства своей жизни.


Дальше идет еще одна большая зала, которая носит название крипта Sacellum (с лат. «святилище»). Там расположен так называемый алтарь, который был выполнен как копия одной античной гробницы, найденной во Франции в 1807 году. Там же находится большой, белый крест и каменные табуреты.


После мы попали в еще одно мрачноватое место (Хотя казалось бы, куда уж мрачнее?). В небольшой зале на каменном столбе стоит чаша в античной форме. Как вы думаете, для чего она была нужна? Как нам рассказали, ее использовали для сжигания смолы и улучшения вентилляции воздуха внутри каменоломен. Дело в том, что от костей распространялся ужасный запах, и рабочим не было чем дышать. Поэтому его и установили первым. Смолу также сжигали, чтобы отдать дань уважения умершим.


Проходя дальше по галереям, мы увидели то, что, как мы подумали, было гробницей. Но на самом деле это что-то вроде лже-гробницы, призванной поддерживать своды каменоломен. Установлена она в честь прОклятого поэта Николя Жильбера. Его стихи выгравированы на ней.

Единственное настоящее надгробие в оссуарии обретает останки некой Франсуазы Желян или дамы Лёгро. У нее была довольно печальная судьба: она влюбилась в одного авантюриста, который сидел в тюрьме и которого она даже ни разу не видела. Она нашла его записку около тюрьмы. В результатечего она посвятила чуть ли не часть своей жизни тому, чтобы его оттуда вызволить.


Уже на выходе из склепа находится зала Страстей или Ротонда костей. Именно там находится колонна в виде бочки из выложенных черепов и костей, которую можно найти на многочисленных фотографиях кКатакомб в Интернете.

Окончание визита

В самом конце вы попадаете в еще одну залу, которая образовалась здесь в результате обвалов. С 1874 по 1875 год их произошло сразу три. Рабочие очистили два из них.


Таким образом появилась эта зала, которая демонстрирует разные геологические слои. Они специально окрашены в разные цвета.


По винтовой лестнице мы поднялись на поверхность.

На выходе есть, как обычно, магазин с сувенирами, которые тут сделаны ввиде костей или черепов. Нужен брелок с черепом или скелетом? Тогда вам сюда. Я не стала ничего там покупать, так как с меня хватило и так впечатлений от катакомб. Цена таких сувениров начинается от 5 EUR.

Как добраться

Вам нужно доехать до станции метро «Данфер-Рошро» (Denfert-Rochereau). Она находится на пересечении сразу двух веток метро: № 4 и № 6.

Ориентир - скульптура льва рядом. Там вы уже легко найдете вход по длинной очереди.


Часы работы

Открыты катакомбы почти всю неделю: вторник-воскресенье - с 10:00 до 20:30. А вот кассы закрываются в 19:30. Катакомбы закрыты по понедельникам, 1 мая, 15 августа и 1 января.

Совет: зимой или осенью можно подходить до 17:00 с часа открытия. Очередь займет от часа до полутора. Летом, в период туристического сезона, лучше всего приезжать к катакомбам утром, за часа 2 до открытия, чтобы не стоять долго в очереди.

Стоимость входа

Существует несколько вариантов билетов:

  • катакомбы + экспозиции - 12 EUR, 10 EUR - для льготников (студенты и т. д.);
  • катакомбы + археологическая Крипта - 16 EUR и 13 EUR, соответственно.

Штраф за нахождение вне туристических зон - от 60 EUR!

Правила посещении

Вход с большими сумками или рюкзаками запрещен, так как некоторые проходы очень узкие. Разрешены только сумки размером не более 40 х 30 см. Их нужно нести в руке или перед собой.

Так как внутри довольно прохладно и летом, то лучше захватить с собой теплую кофту или куртку.

Беременным женщинам и маленьким детям просмотр катакомб противопоказан.

Фотографировать внутри можно спокойно, но только со вспышкой: внутри очень темно.

Контакты

Адрес: 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy, 75014 Paris, Франция

Телефон: +33 1 43 22 47 63

Часы работы: с 10:00 до 17:00, Пн — выходной

Стоимость: 8€, для студентов — 4€, до 14 лет бесплатно

Официальный сайт: catacombes.paris.fr

Как добраться

Метро: станция Denfert-Rocherea

Обычно Париж – это город романтики, любви, веселья и хорошего настроения, но рядом с этим в городе есть места, который могут привести в ужас не только туристов, но и многих местных жителей.

Одно из таких мест скрыто под землею и называется «парижские катакомбы», хотя для кого-то другого – это загадочное и таинственное место с насыщенной историей и интересными легендами.

Это место ежегодно посещает больше 160 тысяч туристов. Катакомбы за разными данными тянутся на 180-300 км и занимают общую площадь в 11 тыс. кв.м. В подземелье в общей сложности покоится около 6 миллионов человек.

Катакомбы Парижа во Франции — это огромная сеть пещер и туннелей , сделанных руками людей на протяжении почти целого тысячелетия. Официальное название этого места — «Муниципальные оссуарии». Они принадлежат местным властям, которые всеми силами пытаются подольше сохранить их в первозданном виде.

Катакомбы в Париже — история появления

Начало парижские катакомбы берут еще в 12 сто

Летии, когда для строительства соборов, церквей и королевских дворцов стало не хватать местных запасов камня. Тогда из под земли начали добычу известняка . Первым местом, где начались раскопки, стало подземелье под нынешним . Со временем шахты расширялись и достигли пределов современных улиц Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен, Гобелен, больницы Валь-де-Грас. В 13 столетии эти пещеры еще служили хранилищем для вина у местных монахов.

Вместе с добычей известняка город расширялся, расстраивался и уже в 17 веке нависла угроза, что город может обвалиться под землю. Особо опасными на тот момент были районы Святого Виктора, Сен-Жермена и Сен-Жака. В связи с этим Людовик XVI создал Генеральную инспекцию каменоломен, которая продолжает выполнять свои первоначальные функции и сейчас.

За время своего существования она провела максимально качественные работы по укреплению конструкций, которые предотвращают разрушения подземелья, хотя и в их работе есть некоторые проблемы. К примеру, укрепление проводится за счет заполнения пространства бетоном, в результате чего исчезают гипсовые каменоломни, которые считаются историческими памятками. Кроме того, бетонирование – не очень долговечная конструкция, так как подземные воды все равно со временем ее размывают.

Отдельно стоит упомянуть об оссуарие , который является частью катакомб. Это место перезахоронения парижских кладбищ , так как они стали занимать достаточно много места в городе. В основном, здесь хранятся останки из кладбища Невинных, на котором хоронили мертвых из 19 церквей, в период бубонной чумы и жертв Варфоломеевской ночи. Все останки обрабатывались специальным раствором и укладывались в идее стены. Сейчас эта стена тянется примерно на 780 метров и наводит ужас на окружающих. Кроме того, во время укладки этой «стены из костей» рабочие выложили декоративные мозаики, на которые особо страшно смотреть в полутемном подземелье.

Музей катакомб в Париже

Музей катакомб — достаточно популярное место. Посетителей не пугает ни огромное количество мертвых, ни угнетающая атмосфера. По словам туристов, посещение катакомб и оссуария не вызывает страха. Это скорее неподдельный интерес, который хочется поскорее утихомирить. Музей катакомб имеет ряд фактов , которые будут интересны туристам. Среди них стоит отметить следующие:

В 1980 году был создан отряд полиции , функцией которого стало патрулирование катакомб . Это своеобразная спортивная бригада, которая следит за тем, чтобы посторонние посетители не выходили за пределы туристических зон. За это нарушение придется заплатить штраф в размере 60 евро . Но, не смотря на это, всегда находятся любители экстрима и риска, которые через канализационные люки или другие лазейки проникают в запрещенную часть подземелья. Однако среди этих ребят есть неписаные законы:

  • не оставлять открытый вход;
  • не расписывать стены;
  • не мусорить.

Где расположен Музей катакомб в Париже и как до него добраться

Музей катакомб расположен под землей, вход в который осуществляется около станции метро Denfert-Rocherea . Чтобы попасть в музей, надо ориентироваться на скульптуру льва, так как рядом с ней находится павильон – место для входа.

Адрес парижских катакомб: 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy

Время работы парижских катакомб: ежедневно с 10.00 до 17.00 , кроме понедельника. Последние туристы могут зайти в составе экскурсионной группы в 16.00.

Стоимость билета для посещения катакомб обойдется в 8 евро . Цена для студентов ниже — 4 евро . Вход для детей до 14 лет предоставляется бесплатно , но надо на входе предъявить документ, который свидетельствует о возрасте ребенка.

Катакомбы на каре Парижа:



Просмотров