Памятка как обучить персонал безопасным методам приемам. Как написать программу обучения по охране труда для рабочего. Образец программы. Организация процесса обучения безопасности труда

Обучение безопасным методам труда, требованиям охраны труда на каждом рабочем месте, для каждого вида работ, в том числе с повышенной опасностью, проводится непосредственно на предприятии, является одной из важных задач СУОТ и организуется руководством предприятия.
Система обучения безопасности труда представлена ниже. Она включает три основные составляющие: собственно обучение безопасным методам и приемам работы, организационно-техническое и научно-методическое его обеспечение. Оно выполняется в соответствии с ГОСТ 12.0.004—79, определяющим порядок и виды обучения рабочих и ИГР вопросам охраны труда.
Обучение рабочих включает производственные инструктажи и повышение квалификации. Принимаемые на работу, а также работающие на предприятии, в обязанности которых входит обслуживание, испытание, наладка й ремонт оборудования, использование инструментов, хранение сырья и материалов, обязательно проходят вводный, первичный, повторный, внеплановый, текущий инструктажи по технике безопасности.
Обучение безопасности на предприятии начинается с вводного инструктажа, проводимого инженером по охране труда (технике безопасности) в течение 2—3 ч с поступившими на работу индивидуально или с группой рабочих по программе, утвержденной главным инженером. Инструктаж включает основные положения законодательства по охране труда, правила внутреннего трудового распорядка и поведения на территории предприятия, требования к организации и содержанию рабочего места, основные правила техники безопасности и производственной санитарии, а также порядок использования средств индивидуальной защиты. Инструктаж регистрируется в журнале вводного инструктажа, который хранится в течение 35 лет. Каждому прошедшему инструктаж выдается инструкция по охране труда, разработанная с учетом конкретных условий производства и специфики работы.
Все остальные инструктажи проводятся непосредственным руководителем работ.
Перед допуском к самостоятельной работе с каждым вновь принятым, переведенным, командированным, при бывшим на практику студентом и другими лицами, выполняющими новую работу, непосредственно на рабочем месте проводится первичный инструктаж. Его проводит мастер индивидуально с каждым работающим в объеме инструкции для отдельных видов работ пли профессий данного производства, что регистрируется в личной карточке инструктажа.

Мастер знакомит работника с общими сведениями о технологическом процессе и оборудовании на данном участке производства, устройством оборудования, на котором ему предстоит работать, предохранительными приспособлениями и ограждениями, системами сигнализации, с потенциально опасными и вредными производственными факторами конкретного рабочего места, обслуживаемого оборудования и применяемого инструмента, а также объясняет действия, которые необходимо предпринять при возникновении опасных ситуаций для предупреждения возможных неблагоприятных последствий. Для практического усвоения безопасных приемов я методов труда на рабочем месте новый работник на несколько смен прикрепляется к квалифицированному рабочему и находится под его постоянным наблюдением, после чего оформляется допуск к самостоятельной работе.
Повторный (очередной, плановый) инструктаж проводлп мастер на рабочем месте с установленной для данного производства и вида работ периодичностью. Эта периодичность не превышает шести месяцев на обычных работах и трех месяцев на работах с повышенной опасностью. Повторный инструктаж регистрируется в личной карточке инструктажа.
Внеплановые инструктажи проводятся мастером индивидуально или с группой работников одной профессии. Они проводятся при изменении правил охраны труда, технологического процесса, нарушениях работниками требований безопасности, которые могут привести к травме, аварии, взрыву или пожару, несчастных случив па производстве, после длительного отсутс.щ-я работника (более 30 дней для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, и более 60 дней для остальных работ).
Текущий инструктаж проводи;ся с рабп: щ::г;ми перед производством работ, на которые оформляете наряд-допуск. В наряде-допуске фиксируется проведение инструктажа.
Кроме инструктажей знания в области безопасности труда работающие совершенствуют на курсах повышения квалификации (целевые, производственно-технические), организуемых на предприятии отделами технического обучения, а также на специальных курсах по безопасности труда и в школах передового опыта. Типовые программы обучения утверждаются министерствами (ведомствами) по согласованию с ЦК профсоюзов, а при необходимости — с органами государственного надзора. На их основе разрабатываются программы повышения квалификации рабочих на производственно-технических курсах, курсах обучения вторым и смежным профессиям и т. п. Они обязательно содержат разделы по безопасности труда, объем которых составляет не менее)0 % общего курса обучения.
Рабочие пищевых производств, которым поручается самостоятельное выполнение ответственных и опасных работ, проходят специальное курсовое обучение по безопасности труда, организуемое по соответствующим специальностям непосредственно на предприятии. Перечень профессий и работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по безопасности труда, утверждается руководством предприятия.
На хлебопекарных, кондитерских, макаронных, сахарных предприятиях и предприятиях бродильных производств курсовое обучение по утвержденным программам должны обязательно пройти рабочие перед допуском к обслуживанию следующего оборудования или выполнению указанных ниже работ:

  • паровых и водогрейных котлов, производственных печей и других тепловых установок, работающих под давлением сосудов и аппаратов;
  • компрессоров, холодильных установок, газового оборудования;
  • электротехнических установок, подъемников, подъемных механизмов, тракторных лопат, буртоукладчиков, буртоукрывочных машин, автопогрузчиков, автокаров, электрокаров, тракторов н другого внутризаводского н внутрицехового механизированного транспорта;
  • газоэлектросварочного оборудования;
  • аппаратов диффузии н выпаривания, варки утфеля, центрифуг, кислотных и щелочных установок, установок бестарного хранения сырья, мойкн пищевого сырья; такелажных, монтажных, ремонтных, погрузочных, разгрузочных и других работ.
После прохождения курсового обучения рабочие сдают экзамены, аттестуются, им вручают удостоверение с отметкой срока его действия и они допускаются к выполнению соответствующих работ. Указанные категории рабочих ежегодно проходят проверку знаний по технике безопасности, что отмечается в удостоверении.
ИТР предприятия проходят вводный инструктаж, а через каждые три года — повторную проверку знаний правил техники безопасности. С периодичностью не реже 1 раза в шесть лет ИТР повышают знания на специальных курсах по охране труда при предприятиях, научно-исследовательских институтах, институтах повышения квалификации или на факультетах и курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях.
Большое значение для повышения качества и эффективности обучения по безопасности труда на предприятиях имеет его организационно-техническое и научно-методическое обеспечение. Оно включает подбор и подготовку квалифицированных кадров для проведения обучения, создание соответствующей современным требованиям учебно-производственной базы на предприятии, обеспечение ее качественными наглядными и учебными пособиями, техническими средствами обучения, учебными про! раммами, методическими рекомендациями и НТД по охране труда.
Важная роль в улучшении обучения рабочих безопасным приемам и методам труда принадлежит кабинетам по охране труда, которые организуются на предприятии в соответствии с «Типовым положением о кабинете охраны труда». Для кабинета должно быть выделено специальное помещение, площадь которого зависит от численности работающих на предприятии.
В кабинетах проводятся вводный и другие инструктажи, тематические занятия и семинары по охране труда для ИТР и рабочих, лекции, беседы, просматриваются фильмы и диафильмы по охране труда, даются информации о новых книгах, консультации для работников цехов и отделов по оргащгзации выставок и уголков по охране труда, осуществляется обмен информацией по вопросам охраны труда (через отделы технической ннформапии предприятия) с учетом достижений других родственных предприятий с целью популяризации и распространения их передового опыта. Кабинеты охраны труда оснащаются наглядными пособиями (учебными плакатами, схемами, макетами, натуральными экспонатами, диафильмами и кинофильмами), техническими средствами пропаганды и обучения (кинопроекторами, диапроекторами, магнитофонами, тренажерами), методическими рекомендациями и справочными материалами для проведения семинаров, инструктажей и тематических занятий.
В кабинетах для самостоятельного обучения, контроля и самоконтроля знаний наряду с обычным применяется программированный метод, предусматривающий использование обучающих и контрольных машин. При программированном машинном методе знания обучающегося оцениваются с помощью машины исходя из ответов на билеты, подготовленные по разным разделам охраны труда. Наиболее совершенной формой обучения и контроля программированным методом является использование ЭВМ, в памяти которой закодированы вопросы и ответы на них. ЭВМ особенно целесообразно использовать для самоподготовки, так как она позволяет работать обучающему с ней а диалоговом режиме.


Рис. 6 Форма контрольной карты н шаблона безмашннкого контроля знаний по охране труда

Широко используется также программированный метод безмашинного контроля знаний по охране труда, суть которого заключается в следующем. Экзаменующийся выбирает билет и получаст чистую контрольную карту (рис. 5, а). в билете указано пять вопросов и от двух до пяти ответов па каждый пз них, при этом только один правильный. Экзаменующийся должен в каждой горизонтальной строке, номер которой соответствует номеру вопроса, заштриховать квадрат, номер которого, по его мнению, совпадает с правильным ответом. Заполненная таким образом карта сдается преподавателю, который накладывает на нее шаблон с вырезанными соответствующим образом окнами (рис. 5, б) для проверки правильности ответов. Совпадение заштрихованных квадратов с окнами определяет число правильных ответов. Оно и является оценкой знаний по данному билету.


3.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу .

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала проводится при их переподготовке и обучению другим рабочим профессиям , а также в виде специального обучающего курса (тренинга), по мере необходимости при недостаточности обучения в виде инструктирования для безопасного выполнения работниками работ с повышенным уровнем профессионального риска или на опасных производственных объектах.

3.2 Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ работников отдельных отраслей и производств определяются работодателем на основе соответствующих отраслевых и межотраслевых нормативных правовых актов по безопасности ведения работ и охране труда.

3.3 Обучение безопасным методам и приемам труда проводят по рабочим программам, разработанным и утвержденным работодателем в соответствии с Примерной программой обучения по охране труда (теоретическая часть) и практическими задачами конкретного рабочего места.

3.4 Обучение безопасным методам и приемам труда проводят в специально созданных учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах, на полигонах, в учебных и действующих рабочих местах под руководством инструктора производственного обучения, прошедшего соответствующее обучение по охране труда и имеющего большой практический опыт.

3.5 Обучение безопасным методам и приемам труда работников рабочих профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, завершается экзаменом либо письменным тестированием. Рабочему, успешно сдавшему экзамен, выдают удостоверение (или оформляют допуск) на право самостоятельной работы.

3.6 Все работники рабочих профессий, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе с повышенным уровнем профессионального риска - более одного года, также должны пройти обучение по безопасным методам и приемам труда до начала самостоятельной работы.

3.7 Вопросы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и обучения требованиям охраны труда должны быть в обязательном порядке включены в программы профессиональной подготовки работников рабочих профессий, переподготовки, получения второй профессии, повышения квалификации, проводимых непосредственно работодателем или в обучающих учреждениях.
^

4 Проведение стажировки на рабочем месте


4.1 Стажировка - производственная деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ.

4.2 Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда либо имеющих перерыв в работе более года, проведение стажировки на рабочем месте со сдачей экзаменов , а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

4.3 Продолжительность и содержание стажировки устанавливается работодателем (или уполномоченным им лицом), направляющим работника на обучение, исходя из ее целей.

4.4. Подведение итогов стажировки для лиц, принятых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, проводится в комиссиях по проверке знаний требований охраны труда, утвержденных работодателем.

Комиссия оценивает уровень теоретической и практической подготовки работника, уровень его знаний требований охраны труда по профилю деятельности подразделения на соответствие профессии (должности), оформляет соответствующий протокол (приложение 5) и запись в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

4.5. При удовлетворительных итогах стажировки работодатель (или уполномоченное им лицо) издает распоряжение о допуске к самостоятельной работе.

При неудовлетворительных итогах стажировки (экзамена на допуск к самостоятельной работе) работники, принимаемые на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, обязаны пройти повторную проверку знаний требований охраны труда в течение одного месяца.
^

5 Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим


5.1 Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве проводится работодателем (или уполномоченным им лицом) в течение месяца при приеме на работу для всех вновь принимаемых на работу лиц, при переводе на новую работу, а также в силу производственной необходимости для отдельных работников, работающих самостоятельно или в группе в условиях повышенного уровня профессионального риска травмирования или острого профессионального заболевания (ингаляционного отравления, радиационного поражения), а также вдали от пунктов медицинской помощи.

Для работников рабочих профессий работодатель (или уполномоченное им лицо) организует периодическое обучение оказанию первой помощи пострадавшим, но не реже одного раза в год.

Работодатель вправе привлекать для обучения безопасным методам и приемам выполнения работ специалистов организаций, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 года №205н.

5.2. Обучение работников приемам оказания первой помощи пострадавшим может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда либо в виде специального обучающего курса (тренинга), посвященного только изучению приемов оказания первой помощи пострадавшим на производстве. Рабочие программы всех инструктажей и видов обучения требованиям охраны труда должны включать в себя вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим в виде специального обучающего курса (тренинга) проводится по рабочим учебным программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке работодателем на основе соответствующего Примерного Учебно-тематического плана и Примерной программы обучения (приложения 6,7).

5.3. Работодатель организует обучение работников, выполняющих работу в требующих особой готовности к оказанию первой помощи во вредных и (или) опасных условиях труда, в виде специального курса обучения (тренинга) приемам оказания первой помощи пострадавшим.

Во всех подразделениях или в обособленно работающей бригаде (группе) работников, выполняющих работу в требующих особой готовности к оказанию первой помощи вредных и (или) опасных условиях труда, должно быть не менее одного такого обученного лица в каждой смене.

5.4. Перечень должностей и профессий работников, подлежащих обучению приемам оказания первой помощи пострадавшим, конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов обучения работников приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве определяются работодателем самостоятельно с учетом требований настоящего Порядка, а также специфики трудовой деятельности работников и соответствующих государственных нормативных требований охраны труда и безопасности производства.
^

6 Периодическое обучение по охране труда


6.1.Периодическое обучение по охране труда (далее – Обучение) проходят определенные категории работников (далее – обучаемый персонал) организаций.

1) Руководители и специалисты по охране труда, в том числе:


  • руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда;

  • заместители главных инженеров по охране труда, работодатели – индивидуальные предприниматели, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью;
- руководители структурных подразделений и непосредственный руководитель работ (мастер, прораб, преподаватель), инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ;

Специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации (выполнения) работы по охране труда (специалисты по охране труда), обеспечивающие организацию работ по охране труда.

2) Члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, осуществляющие организацию общественного контроля, работы по реализации «социального диалога» (консультаций) работодателя и работников по вопросам охраны труда.


  1. Члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций, оценивающие уровень приобретенных знаний слушателей (работников) в процессе обучения по вопросам охраны труда.

  2. Специалисты аттестующих организаций, проводящих аттестации рабочих мест по условиям труда, и организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда.
5) Педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся, осуществляющие обучение и профессиональную подготовку по охране труда и/или проверку знаний требований охраны труда в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами и Примерными программами обучения по охране труда.

6) Специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны труда, обеспечивающие реализацию государственной политики в области охраны труда; организацию и проведение в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знаний ими требований охраны труда, а также обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте.

6.2. Обучаемый персонал организаций проходит Обучение в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение осуществляется с отрывом, с частичным отрывом от работы (до 3-х рабочих дней) с использованием как традиционных методов обучения (лекция, практические занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации), модульной системы обучения, так и активных методов (деловые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги), возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категории и отраслевой специфики обучаемых.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты по охране труда организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

6.3. Обучение персонала организаций проводится в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других организациях, осуществляющих образовательную деятельность при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, соответствующей материально-технической базы, и прошедших аккредитацию Минздравсоцразвития России по соответствующим рабочим планам и программам с учетом специфики вида экономической деятельности, разработанным на основании Примерного Учебно-тематического плана и Примерной учебной программы обучения по охране труда, отличающихся объемом аудиторных часов (18, 40 и 72 час.) для определенных категорий обучаемых (приложения 8,9,10,11).

6.3.1. Учебно-тематический план объемом 18 аудиторных часов для:

Руководителей организаций, заместителей руководителей организаций, курирующих вопросы охраны труда;

Заместителей главных инженеров по охране труда, работодателей – индивидуальных предпринимателей, иных лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

6.3.2. Учебно-тематический план объемом 40 аудиторных часов для:

Руководителей структурных подразделений и непосредственных руководителей работ (мастер, прораб, преподаватель), инженерно-технических работников;

Членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

6.3.3. Учебно-тематический план объемом 72 аудиторных часа для:

Специалистов служб охраны труда, работников, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда (специалистов по охране труда);


  • членов комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций;

  • специалистов аттестующих организаций и организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда;

  • педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования – преподавателей дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторов и руководителей производственной практики обучающихся;

  • специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны труда.
6.4. Отдельные категории работников из состава обучаемого персонала проходят обучение в обучающих организациях, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской а именно:

Специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

Специалисты аттестующих организаций и организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда;

Руководители и члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций;

Руководители и члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;


  • педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования – преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся.

Организация безопасного производства работ и процессов. Этапы

Организация безопасного производства работ и процессов должна осуществляться на всех этапах трудового процесса:

  1. до начала работы (смены);
  2. после окончания работы;
  3. в процессе работы,
  4. в случае аварийной или чрезвычайной ситуации.

При организации производственного процесса производитель (организатор, руководитель) работ обязан: До начала работы (смены):

  1. обеспечить наличие необходимой технологической документации и инструкций, определяющих порядок и меры безопасного производства работ;
  2. принять меры по созданию на рабочих местах условий, соответствующих нормативным требованиям;
  3. обойти и осмотреть участок производства работ, все рабочие места, убедиться в наличии достаточного освещения, исправности оборудования, технологических и инвентарных средств, оснастки, обратив особое внимание на исправность средств и приборов безопасности (блокировок, ограничителей, заземления, сигнализации и др.), в отсутствии нео-гражденных опасных зон, наличии предупредительных плакатов, надписей, знаков безопасности. Там, где они отсутствуют, необходимо установить соответствующие временные (передвижные, переносные) или стационарные хорошо видимые и освещаемые в темное время суток ограждения, знаки безопасности, плакаты, предупредительные надписи;
  4. произвести расстановку технологических машин, оборудования, бригад рабочих в соответствии с технологическими регламентами. Назначить старших, звеньевых, во всех технологических звеньях производства;
  5. обеспечить наличие на рабочих местах исправного инвентаря, вспомогательных материалов, инструмента и оснастки;
  6. проверить у работающих наличие удостоверений на право выполнения конкретных видов работ, наличие и исправность спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, их соответствие предстоящей работе;
  7. установить пути и порядок движения транспорта и пешеходов, исключить, по возможности, перекрестные и встречные маршруты, обратив внимание на участки производства других (ремонтно-строительных и монтажных) работ в условиях действующего производства; определить места безопасного нахождения рабочих в процессе выполнения технологических операций и на время их перерыва;
  8. исходя из реально сложившейся ситуации, провести беседу (инструктаж) с рабочими о безопасных методах производства работ и правилах применения СИЗ, указав способы и приемы работы.

Убедиться, что инструктаж усвоен. В процессе работы:

  1. контролировать выполнение рабочими требований инструкций и технологических документов по безопасному производству работ, применению СИЗ, принимать меры по устранению нарушений и устранять своими средствами причины, которые могут повлечь несчастные случаи или аварии. В случае невозможности устранения этих причин своими средствами прекратить работу и информировать об этом своего непосредственного руководителя, который обязан принять соответствующие меры;
  2. следить за тем, чтобы рабочие выполняли только ту работу, которая им поручена;
  3. не допускать к работе лиц в нетрезвом состоянии, а также нахождения посторонних лиц на участке.

После окончания работы (смены).

  1. обеспечить уборку рабочих мест, а также передачу рабочими технологической оснастки и инвентаря, полученного оборудования под ответственное хранение соответствующим сменным работникам;
  2. убедиться, что станки, механизмы, другие электропотребители и установки отключены;
  3. показать сменяющему должностному лицу неисправное оборудование или технические средства безопасности, если это имело место, а также другие объекты и факторы, которые могут привести к несчастному случаю (аварии).

В случае аварийной (или чрезвычайной) ситуации:

  1. принять меры по приостановке технологического процесса и выводу людей из опасной зоны, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим;
  2. сохранить, по возможности (если она не усугубляется), ситуацию, предшествовавшую аварийной (чрезвычайной), проинформировать об этом соответствующих должностных лиц (непосредственного руководителя, Службу охраны труда, руководство аварийной бригады);
  3. принять меры по локализации и устранению последствий аварийной (чрезвычайной) ситуации, обеспечив соблюдение личных мер безопасности при производстве аварийных работ.

Организация безопасных процессов, как указывалось ранее, зависит от особенностей выполняемой работы, вида применяемого оборудования и механизмов, др. факторов. Однако, независимо от этого, одним из условий, способствующих сохранению высокого уровня работоспособности (производительности) и безопасности людей, является рациональная организация рабочего места.


Рабочее место является основным звеном производственного процесса, где сосредоточены средства и предметы труда, где имеет место влияние окружающей и производственной среды, где формируются предпосылки для безопасного или наоборот - для опасного производства работ. От того, как организован труд непосредственно на рабочем месте, зависят результативность производственных процессов, качество и затраты на выпускаемую продукцию или оказываемых услуг, общая культура и безопасность труда. Поэтому неслучайно сегодня в странах Евросоюза формируется модель качества рабочего места, предусматривающая создание таких условий, которые обеспечивают высокую производительность труда, безопасность всех участников трудового процесса и создают предпосылки для успешной бизнес-деятельности.


Организация рабочего места - это система мероприятий по его оснащению средствами и предметами труда и их размещению в определённом порядке. В соответствии с требованиями эргономики рабочее место должно быть приспособлено для конкретного вида деятельности и работников определённой квалификации с учётом их физических и психофизиологических возможностей и особенностей. Конструкция и организация рабочего места должны обеспечивать быстроту, безопасность, простоту и рациональность выполняемых действий в нормальных и аварийных условиях, полностью отвечать функциональному назначению и предполагаемым условиям трудовой деятельности.


Организация безопасного рабочего места связана со многими факторами, влияющими на безопасность персонала, выполняющего производственно-технологические операции и предусматривает реализацию различных мероприятий, направленных на безопасное производство работ и безопасное функционирование технических, энергетических, транспортно-технологических систем, оборудования, машин и механизмов, зданий и сооружений. К ним относятся технология производства работ, психофизиологические и личностные качества исполнительского персонала, степень взаимосогласованности действий участников производственного процесса, характер и тяжесть труда, особенности окружающей социальной среды и др.


По этим причинам проблемы организации безопасного производства работ на рабочем месте носят многоаспектный характер.


В общем случае пространственная совместимость человека и окружающей среды требуют такого расположения всех элементов социально-производственной системы, чтобы их взаимное расположение и влияние не создавало опасных зон. Это обеспечивается следующими мерами:

  1. рациональным выбором и использованием территории, производственных и санитарно-бытовых помещений, содержанием их в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами;
  2. выбором безопасных технологий и правильной организацией конкретных технологических процессов;
  3. выбором и размещением (расстановкой) производственного оборудования, оснастки, приспособлений, инструмента, организацией их безопасного использования;
  4. выбором, способом хранения и транспортирования исходных материалов, сырья, грузов;
  5. распределением функций и взаимодействием при исполнении трудовых и производственных процессов, применением рациональных приемов выполнения технологических операций;
  6. профессиональным отбором и обучением работников;
  7. применением коллективных и индивидуальных средств защиты при работе в условиях, не соответствующих нормативным требованиям (вредных и опасных);
  8. включением требований и норм безопасности в нормативно-техническую документацию;
  9. эффективным контролем за действиями персонала.

К числу общих требований, которым должна соответствовать организация рабочего места, относятся следующие:

  1. организация и планировка должны избавлять работающих от излишних и утомительных трудовых движений и обеспечивать удобную рабочую позу;
  2. рабочее место должно быть обеспечено технологическими инструментами, приспособлениями, инвентарем, необходимыми для безопасного выполнения работы согласно заданию, а также технологическими регламентами и инструкциями по охране труда;
  3. рабочее место должно быть обеспечено необходимыми материалами в зоне досягаемости;
  4. должен быть обеспечен удобный, безопасный доступ к месту выполнения трудовых операций независимо от того, где они будут осуществляться;
  5. должна быть исключена опасность падения в процессе работы при резком изменении позы;
  6. для выполнения рабочих операций необходимы оптимальные размеры рабочей зоны в соответствии с антропометрическими данными тела человека;
  7. должна обеспечиваться возможность согласованных действий и исключена опасность падения предметов (креплений, инструмента, грузов), если работа выполняется не одним человеком, на разных уровнях;
  8. рабочее место должно соответствовать эргономическим требованиям и санитарным нормам по освещённости, наличию загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны; должно быть сведено к минимуму влияние других вредных производственных факторов.

При этом в любом случае наряду с типовыми должны предприниматься специфические меры безопасности, характерные только для определенного вида работ. И зависит это как от организационного обеспечения (ответственные - организаторы, производители, руководител работ), так и от действий самих исполнителей, которые в соответствии со статьёй 14 Закона «Об охране труда» должны заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности, здоровье окружающих людей, знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.


Поэтому только совместными взаимосогласованными действиями может быть обеспечено безопасное производство работ и процессов.


Всё это необходимо учитывать при разработке соответствующих инструкций и непосредственно при производстве работ.


При организации производственного процесса на рабочем месте, в первую очередь, следует исходить из нормы, обусловленной статьёй 6 Закона «Об охране труда», которая требует, чтобы условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и иных средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, которые используются работниками, а также санитарно-бытовые условия, соответствовали требованиям законодательства.

Введение

Безопасность жизнедеятельности в широком смысле определяют как «науку об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания», причем среда обитания определяется как часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания. Современный человек в своей повседневной жизни неотделим от мира машин, что нашло отражение в термине «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным. Последние десятилетия отмечены резким ростом числа аварий, человеческих жертв, размеров экономического ущерба, деградации природной среды.

В связи с этим выделяют ближайшую и стратегическую задачи безопасности жизнедеятельности как научного направления. Ближайшая задача - это обеспечение здоровых условий жизни и труда, высокой продолжительности жизни. Стратегическая задача подразумевает обеспечение выживаемости и сохранение цивилизации в условиях бурно развивающихся экологического и социального кризисов. Ни в коей мере не являясь простой суммой знаний, содержавшихся в читаемых ранее курсах «Охрана окружающей среды», «Охрана труда», "«Гражданская оборона", учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обобщает многие данные, положения, выводы, полученные в рамках соответствующих научных направлений, и служит, таким образом, методологической базой для решения конкретных вопросов в области безопасности труда, экологической безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях. Кроме этого, она интегрирует в себе элементы таких наук как физика, химия, теория надежности, физиология, гигиена, эргономика, инженерная психология, таких специальных разделов математики как алгебра логики, теория вероятностей, математическая статистика, теория катастроф.

Цели безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины формулируются как приобретение теоретических знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасностей окружающей среды, в том числе производственной, а также разрабатываемой техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимальных производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Однако, к концу 20-го века была осознана необходимость создания новой науки, обобщающей научные данные нескольких дисциплин, формирующей единый понятийный, теоретический и методологический аппарат. В 1990 г. впервые официально появилось название «Безопасность жизнедеятельности». Предмет с таким названием был введен в учебные программы вузов Приказом №473 Госкомвуза СССР.

Объектом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) является комплекс явлений и процессов в системе «человек - среда обитания», негативно воздействующих на человека и среду оби обитания.

Цель изучения дисциплины - это получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.

Обучение безопасным методам работы и инструктаж на производстве

Обучение работающих безопасным методам труда

Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на: промышленных предприятиях транспорта, связи, строительства, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях и в процессе трудовой деятельности. Обучение основам безопасности труда в учебных заведениях организуется и проводится на всех стадиях обучения, в учебно-воспитательных учреждениях. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке и обучению вторым профессиям.Согласно статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить инструктажи по охране труда и стажировки на рабочем месте. Правила проведения инструктажей по охране труда определены в Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденном постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений, проходящие производственную практику проходят вводный инструктаж. Его проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом по предприятию возложены эти обязанности. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ (в частности, ГОСТ 12.0.004-90 (1999)

Инструктаж на рабочем месте

Инструктаж на рабочем месте заключается в ознакомлении работников с основными положениями и требованиями по безопасности труда, санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами, строительными нормами и правилами, техническими регламентами, стандартами (государственными, отраслевыми, организации), правилами устройства и безопасной эксплуатации различных видов оборудования, правилами и инструкциями по охране труда, организационно - методическими документами, методическими указаниями, рекомендациями, а также с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, описаниями и демонстрациями безопасных методов и приемов выполнения работ. Инструктаж по охране труда завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов выполнения

Повторный, внеплановый, целевой инструктаж

Повторный инструктаж работников на рабочем месте проводится для того, чтобы повысить уровень их знаний и навыков по охране труда. Его проходят все работники не реже 1 раза в 6 месяцев за исключением тех работников, которые согласно приказу работодателя освобождаются от первичного инструктажа. Повторный инструктаж может проводиться индивидуально с каждым работником или с группой работников одной профессии. Внеплановый инструктаж проводится: - при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда; при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;- при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и тому подобное.); - по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля; - при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев;- по решению работодателя (или уполномоченного им лица). Целевой инструктаж проводится в следующих случаях: при выполнении разовых работ, которые напрямую не связаны с обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и тому подобное);- при ликвидации аварий, последствий стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы; при проведении в организации массовых мероприятий. Все виды инструктажа должны проводиться непосредственно руководителем работ. Проверка знания требований охраны труда. Экзамены по охране труда сдают все работники предприятия, за исключением руководителей подразделений и должностных лиц, прошедших обучение по охране труда в специализированных учебных центрах и имеющих соответствующее удостоверение.



Просмотров